Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания
статья по истории на тему
Проблема: Основное содержание курсов истории и обществознания — описание, интерпретация и оценка событий, явлений, процессов прошлого, изучение развития современного общества — не включает сведений о способах учебной деятельности, которыми следует овладеть для эффективного усвоения материала (как анализировать исторические события, извлекать информацию и т.д.). В тоже время, характер содержания каждого урока истории и обществознания столь разнообразен, что от школьников может потребоваться готовность совершать действия, связанные не с одним, а с целой совокупностью умений: анализ исторического события, работа с картой, с историческим документом, диаграммой, таблицей и т.д.
Какова же методика применения системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания в образовательном процессе основной и средней школы?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_sistemno-deyatelnostnogo_podhoda.docx | 31.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация системно-деятельностного подхода
на уроках истории и обществознания
Казанцева Е.Г., МКОУ «Ключи-0Булакская СОШ»
учитель истории и обществознания, первая квалификационная категория
Главная цель образования сегодня – формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру, освоение ее прошлого, настоящего и будущего, вхождение в ее созидание и сотворение. Решение этих задач возможно при организации учебного процесса на основе деятельностного подхода в обучении. При этом учителю истории, в силу специфики предмета, приходится решать вопросы накопления знаний о способах учебной деятельности, а также выстраивать такую последовательность работы, которая, с одной стороны, соотносится с логикой изучения собственно исторического и обществоведческого материала школьного курса, а с другой — соответствует закономерностям современных образовательных технологий.
Расширение пространства знаний, объем информации, ее многопрофильность сделали очевидным тот факт, что все знать и уметь невозможно, однако возможно освоение, овладение, нахождение истины через смежные области. Сегодня мир воспринимается не по схеме «знаю - не знаю, умею - не умею, владею - не владею», а через тезис «ищу - и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь - и делаю». На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.
Проблема: Основное содержание курсов истории и обществознания — описание, интерпретация и оценка событий, явлений, процессов прошлого, изучение развития современного общества — не включает сведений о способах учебной деятельности, которыми следует овладеть для эффективного усвоения материала (как анализировать исторические события, извлекать информацию и т.д.). В тоже время, характер содержания каждого урока истории и обществознания столь разнообразен, что от школьников может потребоваться готовность совершать действия, связанные не с одним, а с целой совокупностью умений: анализ исторического события, работа с картой, с историческим документом, диаграммой, таблицей и т.д.
Какова же методика применения системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания в образовательном процессе основной и средней школы? Важнейшей задачей является изменение отношений в системе «учитель — ученик». Иными становятся задачи учителя - не поучать, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации. Очевидно, что включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания. Теперь он должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами "додумались" до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Именно активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей обучения. В основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками. В работе превалируют методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Наиболее авторитетными подходами здесь выступают деятельностно-ориентированное обучение, учение, ориентированное на решение проблем (задач), проектные формы организации обучения.
Для реализации инновационной образовательной деятельности в образовательном процессе используются современные образовательные технологии:
- личностно-ориентированные технологии;
- метод проектов;
- технология исследовательского обучения;
- информационно - коммуникационные технологии;
- технология развития критического мышления;
- игровая учебная деятельность;
- технология «Дебаты»;
- технология проблемного обучения;
- технология «Кейс-стади».
Эти технологии обогащают образовательный процесс за счёт внедрения активных, аналитических, коммуникативных способов обучения; обеспечивают связь теории и фундаментального подхода в науке с практикой и прикладными исследованиями; обеспечивают становление аналитических, организационных, проектных, коммуникативных навыков, универсальных учебных действий, способности принять решения в неопределённых ситуациях.
Во всех используемых технологиях присутствуют:
- включение обучающегося в деятельность за счёт специальных заданий аналитического или проектного характера;
- групповые, дискуссионные формы работы;
- возможность выбора задания или способа, режима его выполнения, формата представления;
- возможность (и необходимость) формировать свою позицию, формулировать мнение;
- презентация продукта образовательной деятельности (проекта, исследования, эссе, модели и т.д.);
- рефлексия результата и процесса.
Разумная совокупность используемых на уроках методов, форм и приёмов позволяет выстроить уроки истории и обществознания в рамках системно-деятельностного подхода. Системно-деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель — ученик, ученик — ученик, ученик — группа)
Историю нельзя преподавать, делая акцент либо на эмоциональное воздействие, либо на интеллектуальное начало. Непременно то и другое должно действовать в одном и том же направлении, т.е. умственные действия по осмыслению исторических и современных явлений, социальное поведение обучающегося должны отвечать его потребностям и вызывать у него эмоциональное отношение как к процессу познания. Обучение истории призвано добиваться, чтобы ученик мог на теоретическом уровне научно обосновать свое эмоциональное отношение к историческим событиям и к современным явлениям. Следует добиваться осознания того, что чем больше все наше молодое поколение будет обладать научно-теоретическим мировоззрением, тем выше будет моральный уровень общества, тем увереннее и эффективнее будет развиваться современное общество.
Однако, как показали исследования, к моменту окончания средней школы многие из выпускников не в состоянии выполнить учебные задания самостоятельно, без инструкций, в которых подробно расписано, что и как нужно делать, они приучены только к воспроизводящей (репродуктивной) деятельности. Поэтому в ткань урока необходимо вплетать задания, основные операции и действия которых не зависят от частных особенностей материала. На этой основе вырабатывается (совместно с учащимися) алгоритмическое предписание (или обобщенный план деятельности), обосновывается необходимость умения выполнять четко, осознанно каждую операцию.
Задания на усвоение норм правильного мышления
- Полностью воспроизвести устный или письменный текст.
- Кратко изложить устно и письменно воспринятый текст.
- Изложить содержание картины.
- Озаглавить текст, его часть или наглядное пособие.
- Сформулировать определение по близкому описанию, данному учителем или в книге.
- Выделить отдельные признаки, а затем совокупность признаков исторического явления по его описанию.
- Воспроизвести сравнение двух и больше объектов своими словами.
- Систематизировать приведенные учителем или в тексте доказательства.
- Воспроизвести устный или письменный текст с неоднократным изменением цели изложения по указанию учителя.
Задание на усвоение норм диалектического мышления
- Воспроизвести характеристику явления при охвате многих или всех его взаимосвязанных сторон.
- Воспроизвести характеристику явления в развитии, показав источник его самодвижения и саморазвития.
- Охарактеризовать или воспроизвести одно и то же явление в различных совокупностях конкретных условий его протекания.
- Воспроизвести противоречивость черт или признаков явления как источник его возникновения, изменения и развития.
- Дать характеристику количественных изменений явления или процесса, приведших к качественным изменениям.
- Дать характеристику последовательных этапов развития исторического явления или процесса, показав отрицание одних качеств, свойств предшествующего этапа и преемственность других на более высоком уровне.
Задания на усвоение методологических знаний
- Всестороннее описание события, явления или процесса, многостороннюю их характеристику и значение.
- Выяснение причин и условий возникновения исторических явлений.
- Выявление познаваемости исторических фактов и процессов
- Осознание закономерностей истории и их применения для объяснения исторических фактов.
- Соблюдение принципа историзма, генетический подход к явлениям и осмысление периодов развития.
- Осмысление тенденций исторического развития.
- Извлечение уроков прошлого для современности и сопоставление прошлого и современности.
Формы и приемы технологии, предполагающей построение учебного материала на личностно-смысловой и эмоционально-психологической основе способствуют успешной мотивации обучающихся: прежде чем изучать, например, теоретический материал, учитель посредством ярких образов воздействует на эмоции детей, создавая у них отношение к тому, о чем пойдет речь. Учебный процесс оказывается личностно-ориентированным. Вспомним В. А. Сухомлинского, писавшего, что "чтение есть прежде всего человеческие отношения, а подлинное обучение характеризуется обстановкой эмоционального пробуждения разума". Рассмотрим некоторые из них.
Работа с понятиями. Формирование познавательных УУД организуется через структурирование информации на основе создания схем, синтез как составление целого из частей. Старшеклассникам предлагается составить схему по тексту учебной книги, а затем попытаться привести собственные примеры каждого из элементов схемы
Формы и приёмы технологии, предполагающей построение учебного процесса на диалоговой основе, позволяют строить урок с деятельностных позиций. Учитель и учащиеся выступают на равных. Смысл диалога, таким образом, в том, что субъект-субъектные отношения реализуются на уроке не только в знаниевой, но и в нравственно-этической и эмоциональной сферах. В составе диалога выделяют мыслительные задачи, которые называют учебными познавательными задачами, подразумевающими: вопрос, гипотезу, аргументирование, ответ. Познавательный диалог способствует более глубокому овладению понятием, развитию навыков овладения инструментами мышления, в качестве которых выступают мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация). Роль учителя в этом случае ограничивается функциями «дразнящего собеседника», провоцирующего учащихся на движение их мысли по заданной траектории и заранее знающего ответ. Диалог предстает, прежде всего, как взаимодействие, позволяет и учителю, и ученикам максимально раскрыть себя, развивать творческий потенциал. В диалогической ситуации выделяются три этапа развития мышления (Х. Таба), которые логично вписываются в урок, основанный на системно-деятельностном подходе: формирование понятий; интерпретация данных; применение принципов и правил.
Для создания диалогических ситуаций на этапе формирования понятий, используются побуждающие и фокусирующие вопросы, соответствующие различным типам мыслительной деятельности.
Типы вопросов и ожидаемые типы мышления
- На эрудицию (напоминание или узнавание изученного)
- На понимание (демонстрация понимания, трансформация, преобразование, интерпретация)
- Применение (информация используется для краткого ответа)
- Анализ (критическое мышление, отождествление причин и мотивов, выводы, основанные на фактах)
- Синтез (дивергентное (допускающее множество ответов в виде мнения и гипотезы), оригинальное мышление, личный план, замысел или рассказ)
- Абстрагирование (выявление общих свойств, объединение в группы)
- Категоризацию (установление иерархической последовательности)
- Оценку (оценка идей, мнений, применение стандартов)
На этапе интерпретации данных используются вопросы, направленные на применение уже известных данных. При этом учитель побуждает детей к ответам, но не торопит их (по мнению психологов, эффективно ожидание не менее 5 секунд). Все ответы детей принимаются в том виде, в каком они были высказаны, и учитель не спешит перевести их в ту форму, которая считается им более приемлемой. Для обоснования ответов учащимся задаются вопросы:
- Можно ли привести пример, подтверждающий ваш ответ?
- Какие выводы можно из этого сделать?
- Почему это произошло?
- Какая картина происходящего у вас создаётся?
Диалогическая ситуация на этапе применения правил и принципов создаётся посредством побуждения детей к объяснению новых явлений (предсказание последствий, объяснение неизвестного, построение гипотез и др.). Активизации мыслительной деятельности обучающихся способствуют вопросы, побуждающие задуматься о причинно-следственных связях и соотношениях:
- Что могло бы произойти, если бы...?
- Почему, по вашему мнению, это произошло?
- Что необходимо для того, чтобы утверждение было полностью справедливо?
Диалогическую ситуацию необходимо и возможно создавать на всех этапах урока, построенного на системно-деятельностной основе: самоопределение к деятельности; актуализация знаний и фиксации затруднений; постановка учебной задачи; закрепление; самопроверка; включение в систему знаний и повторение; рефлексия.
Урок на диалоговой основе включает в себя следующие процедуры:
1) Постановка проблемы в виде такого вопроса, который вызывает потребность диалогового обсуждения (о путях решения значимой для группы задачи; об истинности противоречивых, альтернативных высказываний; о причинах актуального для учащегося явления и т.д.).
2) Введение исходной информации для обсуждения путем актуализации знаний или путем организации опыта учащихся.
3) Целенаправленный и упорядоченный ход обсуждения. Организация и управление обсуждением осуществляется учителем в двух планах:
А) конкретно-содержательном; Б) организации взаимодействия в группе в процессе обсуждения.
4) Анализ и оценка дискуссии.
5) Подведение итогов.
Наиболее успешно в нашей практике осуществляются виды дискуссий: дискуссия — вопросно-ответный обмен мнениями; дискуссии на основе обмена мнениями в формах: «Круглый стол», «заседание экспертной группы», «дебаты», «конференция».
Дебаты. Среди обучающихся определяются утверждающая и отрицающая стороны, учитель или специально подготовленный ученик становится спикером, он знакомит участников с правилами организации дебатов. Тему дебатов желательно объявить заранее. В группах определяются выступающие для защиты отстаиваемых позиций, планируются вопросы для оппонентов. Для успешности выступлений рационально предложить участникам строить выступление по формуле ПОПС (П — позиция (Я считаю, ...); О — обоснование (Потому, что...); П — пример (Например, ...); С — следовательно (Поэтому, можно сделать вывод...).
Это способствует формированию умения говорить лаконично и содержательно.
Организация дебатов в рамках урока,
постороенного на системно-деятельностной основе
На первом этапе занятия обучающимся объявляются тема дебатов и напоминаются спикером условия их проведения. На втором этапе вводится исходная информация для обсуждения путем прорабатывания основных понятий темы. На данном этапе полезно использовать упражнение на сравнение. Работа над понятиями оформляется в виде таблицы на основе материалов учебной книги. На третьем этапе по правилам организации дебатов спикер организует обсуждение проблемы. На четвертом этапе в заключительном слове представители групп делают выводы об успешности в защите собственной позиции и способности оппонентов их переубедить. Оценки за работу выставляются в группе самими учащимися и могут быть дополнены самооценкой за работу на уроке. Пятый этап предполагает мини-опрос: Полезно ли для вас было обсуждение проблемы (обоснуйте)? Изменилась ли ваша позиция в ходе дебатов?
Круглые столы. Такие занятия служат для развития креативного, логического, критического мышления. Обучающиеся учатся задавать вопросы, отвечать на вопросы, возражать, дополнять. Занятие позволяет свести к минимуму участие педагога в занятии и максимально включить каждого ученика в ход урока.
Литература
1. Крутова, И. В. Деятельностный подход в школьной практике обучения истории: взгляд методиста / И. В. Крутова, Л. П. Разбегаева // Преподавание истории в школе. – 2013. – № 3. – С. 30-33.
2. Мусихина, Е. И. Модель формирования исторического мышления старшеклассников в процессе учебно-исследовательской деятельности в общеобразовательной школе / Е. И. Мусихина // Преподавание истории в школе. – 2012. – № 10. – С. 66-69.
3. Пономарева, Е. А. Деятельностный подход к формированию системы понятий учебных предметов / Е. А. Пономарева // Профильная школа. – 2012. – № 6. – С. 3-7. – Методист. – 2013. – № 1. – С. 54-57.
4. Бутенко Л. А. Описание педагогического опыта. Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания. - Режим доступа: http://infourok.ru/master_klass_sistemno_deyatelnostnyy_podhod_kak_metodologicheskaya_osnova_fgos_-432446.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Реализация системно-деятельностного подхода через интерактивные методы в курсе истории и обществознания"
Обобщение педагогического опыта работы...
Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании истории и обществознания.
Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании истории и обществознания.XXI век – это век различных инноваций. Данные изменения не прошли мимо сферы образования. На сег...
Реализация междисциплинарных программ на уроках истории и обществознания
Статья о реализации основных междисциплинарных программ на уроках истории и обществознания в рамках ФГОС. К каждой из 4-х программ привожу примеры из личного опыта работы....
Реализация системно - деятельностного подхода на уроках истории и обществознания.
В основе построения содержания федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств лич...
Презентация "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания "
В основе построения содержания федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств лич...
Формы и методы работы на уроках истории и обществознания в рамках реализации системно-деятельностного подхода
Формы и методы работы на уроках истории иобществознания в рамках реализации системно-деятельностного подхода...