Исследовательский проект по теме «Системно – деятельностный подход на уроках истории и обществознания. Принцип минимакса»
материал по истории на тему

Синицкая Ирина Юрьевна

Исследовательский проект по теме «Системно – деятельностный подход на уроках истории и обществознания. Принцип минимакса»  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sdp-konferentsiya.docx27.67 КБ

Предварительный просмотр:

Системно - деятельностный подход на уроках истории и обществознания. Принцип минимакса.

    Тема моего выступления «Системно – деятельностный подход на уроках истории и обществознания.  Принцип минимакса». (Слайд 1)

    Почему мы говорим про системно – деятельностный подход и универсальные учебные действия? Они входят в ФГОС (Слайд 2).

    Перемещаются акценты. Если раньше был нужен эрудированный человек, то теперь нужны умения, работа с разной информацией, т.е. способности! (Слайд 3).

    Изменение метода обучения: -  с объяснительного на деятельностный. Деятельность, чтобы ребенок споткнулся, увидел, что он не знает и дальше пошёл вперед преодолевать трудности.

     Ученик должен понимать: «Учусь для жизни, а не для оценок, не для учителя».

    Все дети разные, и каждый из них развивается своим темпом. Вместе с тем, обучение в школе сориентировано на некий средний уровень. Этот уровень слишком высок для слабых детей, но он явно недостаточен для более сильных. Это тормозит развитие как сильных детей, так и слабых.         Можно выделить два уровня - максимум, определяемый зоной ближайшего развития детей, и необходимый минимум. (Слайд 4). Принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню, соответствующему своим способностям.                

     Следуя этому принципу, на уроках истории и обществознания целесообразно использовать избыточную информацию, которую ученики могут усвоить, и избыточные задания, которые они могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт и требования программы) и составляющие существенную часть курса, должны под руководством учителя усвоить все ученики. В этом плане важную роль в преподавании истории и обществознания играет использование специально подобранных, но при этом не адаптированных авторских текстов, через которые происходит знакомство ученика со всем многообразием источников. В них ученик должен найти ответ на интересующий именно его вопрос. Это создает возможность построения для каждого ученика самостоятельного образовательного маршрута. Причем важно, чтобы находить и использовать нужную им информацию школьники учились сами (этому способствуют, например, задания, связанные с поиском в тексте главного, самостоятельной постановкой вопроса по содержанию текста).                                                

     Система минимакса является оптимальной для реализации индивидуального подхода. Слабый ученик ограничится минимумом, а сильный - возьмет все и пойдет дальше. (Слайд 5). Остальные разместятся в промежутке между этими двумя уровнями в соответствии со своими способностями и возможностями - они сами выберут свой уровень по своему возможному максимуму.                                                                        (Слайд 6). Например, в 5 классе учащиеся уясняют, что республика –  это «общественное дело». Но по ходу работы на уроке это понятие можно корректировать: республика – форма правления, при которой власть принадлежит народу  и осуществляется на основе выборности, сменяемости, разделения власти  и т.д.  Если при обсуждении темы учащиеся перечисляют  признаки  республики, этот материал уже старших классов с легкостью может быть усвоен и пятиклассниками. В конце работы с термином учитель дает полное определение понятию (уровень максимума). Как показывает практика, заученное в 5-6 классе определение  из двух слов «общественное дело» даже средние ученики нередко используют в 9-11кл. Переучиваться бывает сложно, потому что уже сложился стереотип о том, что это понятие простое. Ребята же, которые запомнили все признаки республики в младших классах, с удовольствием отмечают, что без труда справляются с  заданиями ГИА, ЕГЭ.                                   

     (Слайд 7). Принцип минимакса связан  с принципом вариативности. Принцип вариативности предполагает развитие нестандартного мышления учащихся, то есть понимания возможности различных способов решения задач и умения осуществлять анализ альтернатив. Принцип минимакса эффективно работает тогда, когда учителю удалось пробудить у значительной части интерес к рассматриваемым проблемам. Максимально погрузится в изучаемую эпоху,  и вызвать такой интерес позволяют игровые моменты на уроке. Игра на уроке истории - активная форма деятельности, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, в которой "оживают" и "действуют" люди - участники исторической драмы. Главная цель такого занятия - это создание игрового состояния - специфического эмоционального отношения субъекта к исторической действительности. Таким образом, ученики наполняют "безлюдную" историю персонажами, которых они сами и изображают, хотя и по-разному в играх различного типа.                                

     (Слайд 8). Игра заставляет ребенка перевоплотиться в человека из прошлого или современности, заставляет его "прыгнуть выше себя", ибо он изображает взрослого, причем это далекий от его повседневной практики образ. Через понимание мыслей, чувств и поступков "своих" героев школьники моделируют историческую реальность. При этом приобретаемые знания становятся для каждого ученика-игрока личностно значимыми, эмоционально окрашенными, ребенок должен как бы "прочувствовать" свой персонаж изнутри благодаря глубокому познанию всей эпохи. Учащиеся, получая задания аргументировать позицию какого-либо исторического деятеля, с интересом изучают его биографию, приводят факты, далеко выходящие за рамки программы.                        Такая трудная задача требует от ученика мобилизации всех знаний и умений, побуждает осваивать все новые и новые знания и углублять их, расширяет его кругозор и, самое главное, заставляет осваивать целый комплекс важных "взрослых" умений, в первую очередь, коммуникативных.                

      Практика изучения курсов истории показывает, что учащиеся с особым интересом относятся к уроку, если в нем присутствуют образы людей. Ученики вступают в прямой диалог с персонажами прошлого, размышляют, делятся своими идеями, мнениями. Отвечая на вопросы: Каково ваше отношение к событиям? Кого бы вы поддержали в этой ситуации? Почему? - школьники приобретают навыки анализа ситуаций, моделирования позиций участников, понимания их ролей. Накапливается опыт формирования своего отношения к событиям, особенно необходимый для самоопределения в окружающей действительности. Диалоговое общение позволяет достичь большей глубины взаимопонимания, самораскрытия, создает условия для глубокого общения. Происходит замена объяснения материала учителем на самостоятельное открытие нового учениками.                                 

       Использование этой технологии приводит к полному изменению структуры и качества урока, что непременно скажется на результате.

Практика

      Существует очень много приемов, видов и форм учебных заданий деятельностного метода обучения.

    Остановлюсь на некоторых из них.

    (Слайд 9). Побуждающей силой деятельности является мотив, поэтому чтобы обеспечить мотивацию учащихся на уроке я использую:

- пожелания друг другу

- положительный настрой

- подумать, что пригодиться для успешной работы на уроке

- девиз, эпиграф

- знакомство с планом урока

        - притчу

        - проблемный вопрос

        - рассказ о реальных событиях

Пример. Тема «Права несовершеннолетних по трудовому законодательству»

9 класс.

Задание: «Предприниматель А. принял на работу 14-ти летнего Б. в качестве грузчика на оптовый склад табачных изделий на следующих условиях:

- 6-ти дневная рабочая неделя, продолжительность рабочего дня 8 часов;

- ежегодный оплачиваемый отпуск —2 недели;

- испытательный срок при приеме на работу — З месяца.

Вопрос: Какие права несовершеннолетнего Б. в сфере трудового законодательства были нарушены?»

(Слайд 10) На этапе осмысление учебных задач или актуализации:

- мини задания каждому (как часть А и В в ЕГЭ)

- проблемная ситуация (проблема записывается на доске). Например, Николай Палкин: почему так сказано про Николая I?

         Постановка целей и задач урока  выражается в дидактических категориях: «знать», «уметь».

  • Приемы - «Я уже знаю», «Ключевые слова», «Кластер», «Сброс идей в корзину», «Лови ошибку» .
  • Технология - «Ассоциативный ряд».                                     
  • Ассоциативный ряд начинается с ключевого слова темы, записанного на доске. Учащимся предлагается записать (назвать) или поделиться с соседом ассоциациями и выбрать наиболее «удачные». В результате на доске появляется либо структурно-логическая схема, либо таблица, позволяющая классифицировать ассоциации учащихся…
  • Технология - «Атака мыслей».

 Цель: решение проблемы посредством объединения творческих мыслей учащихся.

  • «Верю - не верю»

Ученикам по группам или индивидуально нужно доказать или опровергнуть изложенные факты. 

(Слайд 11) Открытие нового знания ( это для учащихся, они сами добывают знания).

- проблемное обучение (это всегда противоречие)

- работа с текстом (В Дании, где ФГОС на практике, отдельный урок – «Анализ учебного текста», поэтому легче историкам, литераторам и т.д.

- групповая форма (по ФГОС 5 групп по 5 человек). Например, урок в 7 классе «17 век – бунташный век». Карточки для групп: медный бунт, соляной бунт, восстание Степана Разина (1 этап), восстание Степана Разина (2 этап), выступления старообрядцев.

   Пошаговые карточки, у каждого в группе своё задание, но выливается в общее (дата восстания, место, участники, причины восстания, повод к восстанию, основные события, результат);

- практические задания (рабочие тетради, тесты);

- игра (морской бой, аукцион знаний, крестики нолики).

       На этапах формирования и закрепления полученного опыта деятельность ученика не должна сводиться к запоминанию и воспроизведению информации, сообщаемой учителем, так как при этом мало развиваются  способности и умения учащихся, такие как:

-умения видеть проблемы,

-ставить вопросы,

-анализировать и сопоставлять факты,

-выделять элементы целого и творческое мышление.

Я стараюсь использовать частично-поисковые, проблемные методы, которые позволяют обучать.

  • Организация работы с текстом.

Формы:

1. Составление вопросов к тексту и ответы на них.

2. Комментированное чтение текста .

3. Аналитическое чтение текста.

4. Разбить текст на смысловые части.

5. Составление тезисного плана.

6. Составление  таблиц.

7. Подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста.

8. Составление логической схемы.

  • Приемы «Пометки на полях»
  • «Плюс и минус»

Цель этого приема – показать неоднозначность любого общественного и исторического явления, например:

 Найти отрицательное и положительное в чувстве. (Обществознание,6 класс). 

  • Прием: рисунки (изучаем орудия труда и быт восточных славян в 6 классе); «Три предложения» (передать содержание 3-я предложениями).

    В играх (ролевые, маршрутные, конкурсные) моделируется ситуация.                                                В ролевых ситуациях (их можно придумать бесконечное множество) ученики, становясь родителями и детьми, врачами и пациентами, друзьями и врагами, соседями, разрешают жизненно важные проблемы взрослых.  

   «Ситуации».  Цель – закрепить и обобщить знания. Класс делится на группы, каждая из которых получает задание: придумать жизненные ситуации нарушения прав человека. Одна группа рассматривает  гражданские права, другая – политические, третья – социальные, четвёртая – экономические. Далее ситуации зачитываются или даже инсценируются группой.

       «Парные  карточки»     .                                                                                                     Готовится набор карточек, которые могли бы составить пары.

           Конкурсные игры на уроках повторения.

            Написание эссе.

- ПОПС - формула

- МОПС – формула (мнение – объяснение – пример – следствие)

Фома Неверующий: ученик участвует в управлении обучением, исполняя роль недоверчивого ученика. Как только произносится нечто, что может вызывать сомнения у учеников, Фома поднимает руку. «Я не верю! Докажите, что…»

             Подготовка творческих работ :  рисунок, плакат, синквейн

             Исследовательские методы: работа над проектом, социологический опрос, исследование.

(Слайд 12) Рефлексия.

-синквейн (словесная)

-рефлексия цвета (3 карандаша, в конце урока галочка на полях соответствующего цвета)

-графическая (рука знаний)

 Домашнее задание.

-записано на доске

-даётся максимум, дети выбирают минимум (из 5 параграфов и 15 заданий)

-дом. зад. делает кто хочет.

      На каждом этапе я стремлюсь развить мыслительную деятельность учащихся, заложить основы для формирования ключевых компетенций. Главное в деятельностном методе – это деятельность самих учащихся. Попадая в проблемную ситуацию, дети сами ищут из нее выход. Функция учителя носит лишь направляющий и корректирующий характер. Ребенок должен доказать право существования своей гипотезы, отстоять свою точку зрения.

   (Слайд 13)Результаты реализации деятельностного подхода:

-активизируется познавательная деятельность учащихся на творческой основе;

-учащиеся  приобретают умение грамотно, аргументировано отстаивать свою позицию;

-вырабатываются навыки критического анализа текста;

- создается ситуации успеха для каждого школьника;

-актуализируется мыслительной деятельности школьников.

          (Слайд 14)Трудности внедрения деятельностного подхода.

      Сложности вызывают виды работы, где требуются большие затраты времени на подготовку, определенная  база знаний, мыслительная деятельность, умение выступать: семинары, диспуты, ролевые игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к исследовательскому проекту по теме «Системно – деятельностный подход на уроках истории и обществознания. Принцип минимакса»

Презентация к исследовательскому проекту по теме «Системно – деятельностный подход на уроках истории и обществознания. Принцип минимакса» ...

Системно - деятельностный подход на уроках истории и обществознания в школе. Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня

Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня рождения Н.В. Андреевс...

Использование системно деятельностного подхода на уроках истории и обществознания.

Технологии деятельностного обучения позволяют наиболее полно реализовать требования и задачи, стоящие перед системой образования сегодня. Уроки, проведенные в соответствии с требованиями деятельностно...

Доклад "Системно-деятельностный подход на уроках истории и обществознания"

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь. Конструктивно выполнить задачи образования ...

Системно-деятельностный подход на уроках истории и обществознания

Статья "Системно-деятельностный подход на уроках истории и обществознания", поможет педагогу сформировать у учащихся способность к самоизменению. самовоспитанию и саморазвитию...