Презентация "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания "
презентация к уроку на тему
В основе построения содержания федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества, толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессиального состава российского общества. Чтобы решать эти задачи, каждому педагогу важно понять, ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ ОБРАЗОМ изменить в своей деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_sistemno-_deyat.podhoda.ppt | 450.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные задачи образования Учителю важно найти на уроке особый индивидуальный подход к учащимся: нужно не заставлять, а мотивировать его к учёбе. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь .
Известный психолог Леонтьев говорил, что человеческая жизнь-это “система сменяющих друг друга деятельностей ”. Процесс обучения как передача информации от учителя к ученику, считают психологи, противоречит самой природе человека – только через собственную деятельность каждый познает мир.
Основой, обеспечивающей реализацию Федерального Образовательного Стандарта, является системно – деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Системно- деятельностный подход методологическая основа ФГОС главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. РЕЗУЛЬТАТ: (УУД) «надпредметные», метапредметные универсальные учебные действия
Технология системно - деятельностного подхода Система дидактических принципов : принцип деятельности принцип непрерывности принцип целостности принцип минимакса принцип психологической комфортности принцип вариативности принцип творчества
Вот некоторые формы деятельности учащихся на уроке: Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка. Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы. Составление биографических справок – характеристик исторических личностей. Работа с исторической картой. Анализ исторических источников (документов). Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата. Рецензия на ответ товарища.
Задания на образную реконструкцию исторических фактов: Изложение исторических событий от имени одного из участников, свидетелей, современников или потомков; Изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе их непосредственных участников, представляющих разные (противоположные) мнения и оценки.
Моя задача учителя создать условия для саморазвития потенциальных возможностей и творчества учащихся на уроках истории: вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс, создать атмосферу сотрудничества при решении проблем, помочь сформировать собственное и аргументированное мнение по той или иной проблеме, совершенствовать интеллектуальные способности учащихся.
Применяю следующие интерактивные методы: Дискуссии Дебаты Ролевые игры Различные виды групповых работ Деловые игры Турниры знатоков В старших классах на уроках истории и обществознания успешно проходят дебаты.
Технология “Дебаты” позволяет реализовать следующие задачи: способствовать становлению гражданского общества в России; развивать следующие навыки: толерантность, партнерское общение, цивилизованную дискуссию; формировать логическое и критическое мышление, навыки риторики, способность работать в команде и концентрировать на сути проблемы, навыки поисковой и исследовательской деятельности.
Этапы работы 1. Работа с информацией. Школьники находят и отбирают информацию по предложенной теме. 2. Работа с текстом информации. Учащиеся выделяют главное, критически осмысливают материал, анализируют и сопоставляют с имеющимися знаниями. 3. Составление речи, раскрывающей предложенный тезис. Структурирование своего выступления так, чтобы оно включало нужную информацию и одновременно было эмоциональным и интересным по форме. 4. Построение линии аргументации, доказательной базы. 5. Построение линии опровержения. 6. Ознакомление с правилами этикета полемики. Быть честным, используя ту или иную информацию. Быть справедливым, учитывая возможность существования различных точек зрения. Ясно излагать свои мысли и идеи, строить доказательство. Уважать другого, искать решение совместными усилиями
Игры на уроке. Деловая игра игра-обсуждение игра- исследование Ретроспективная игра
Практическое занятие – форма учебных занятий по истории, где на основе ранее полученных знаний и сформированных умений школьники решают познавательные задачи, представляют результаты своей практической творческой деятельности или осваивают сложные познавательнее приемы, необходимые для серьезного и активного изучения прошлого. лабораторные занятия; групповые, фронтальные семинары; конференции; участие в проектах.
Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
Библиографический список Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15. Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13-27. Деятельностный подход как основа педагогических технологий в обучении.:[ http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pspo/2005_7_1/doc_pdf/Kolyada.pdf ] Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника. http://www.proshkolu.ru/user/UshakovaOU/file/754302/ ] Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности. http://festival.1september.ru/articles/419748/ ] Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. http://omczo.org/publ/393-1-0-2468 ] Деятельностный метод в школе. http://festival.1september.ru/articles/527236/ ] Системно-деятельностный подход в обучении. [ http://chel-siao.narod.ru/ ] Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС. [ http://school1884.ru/ ] Ярцева, С. В. Реализация системно-деятельностного подхода при обучении биологии / С. В. Ярцева // Биология в школе. - 2010. - N6. - С. 23-27.Хуторский, А. Деятельность как содержание образования /А. Хуторский //Народное образование.- 2003.- №8.-С.107-114 Дмитриев, С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2003.- N 6. - С. 30-39. Гревцова, И. Системно- деятельностный подход в технологии школьного обучения /И. Гревцова // Школьные технологии. - 2003. - № 6. - С. Купавцев,А.В. Деятельностный аспект процесса обучения/А.В. Купавцева // Педагогика.- 2002.-№6.-С.44-66. 15. Леонтьев,А.А. Что такое деятельностный подход в образовании /А.А. Леонтьева //Начальная школа плюс.-2001.-№1-С.3-6
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект по теме «Системно – деятельностный подход на уроках истории и обществознания. Принцип минимакса»
Исследовательский проект по теме «Системно – деятельностный подход на уроках истории и обществознания. Принцип минимакса» ...
Презентация к исследовательскому проекту по теме «Системно – деятельностный подход на уроках истории и обществознания. Принцип минимакса»
Презентация к исследовательскому проекту по теме «Системно – деятельностный подход на уроках истории и обществознания. Принцип минимакса» ...
Обобщение опыта по теме "Применение системно - деятельностного подхода на уроках истории и обществознания как средство повышения творческих способностей обучающихся"
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРТА ПЕДАГОГА город Губкин, Белгородская область...
Системно - деятельностный подход на уроках истории и обществознания в школе. Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня
Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня рождения Н.В. Андреевс...
Использование системно деятельностного подхода на уроках истории и обществознания.
Технологии деятельностного обучения позволяют наиболее полно реализовать требования и задачи, стоящие перед системой образования сегодня. Уроки, проведенные в соответствии с требованиями деятельностно...
Системно-деятельностный подход как средство формирования ключевых компетенций на уроках истории и обществознания
статья учителя истории и обществознания Сапрыкиной Ольги Вадимовны...
Системно-деятельностный подход в рамках ФГОС на уроках истории и обществознания
Презентация рассказывает о работе учителя в рамках системно-деятельностного подхода. ...