Реализация системно - деятельностного подхода на уроках истории и обществознания.
статья на тему
В основе построения содержания федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества, толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессиального состава российского общества. Чтобы решать эти задачи, каждому педагогу важно понять, ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ ОБРАЗОМ изменить в своей деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mezhregionalnoy_konferentsii.docx | 121.12 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Большие изменения произошли в нашей жизни в последнее время: изменились запросы общества, внедрены инновационные компьютерные технологии. Сегодняшний ученик – это не ученик, послушно выполняющий задания и повторяющий учителя и учебник. У него есть свой особый менталитет, взгляды на изучаемый материал, свой субъективный опыт. Его уже не так легко заставить учиться, испугав плохой отметкой. В одном классе учатся дети с совершенно разными способностями, уровнем воспитанности, состоянием психического развития и уровнем усвоения программного материала.
Слайд 2. Учителю важно найти на уроке особый индивидуальный подход к учащимся: нужно не заставлять, а мотивировать его к учёбе.
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь.
Принятие нового федерального государственного стандарта не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.
В основе построения содержания федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества, толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессиального состава российского общества. Чтобы решать эти задачи, каждому педагогу важно понять, ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ ОБРАЗОМ изменить в своей деятельности.
Слайд 3. Положение о том, что все совершающееся в психической сфере человека укоренено в его деятельности, развил А. Н. Леонтьев (1903-1979). Он подчеркивал, что деятельность – особая целостность. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия. Их нельзя рассматривать порознь, они образуют систему. А сама человеческая жизнь – это «система сменяющих друг друга деятельностей». Процесс обучения как передача информации от учителя к ученику противоречит самой природе человека – только через собственную деятельность каждый познает мир.
Слайд 4. Основой, обеспечивающей реализацию Федерального Образовательного Стандарта, является системно – деятельностный подход, который обеспечивает:
-формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
-активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
-построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Слайд 5.
Слайд 6. Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Представленная система принципов:
· обеспечивает передачу детям культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного усвоения знаний, научности и др.);
· не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей;
· является механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым учеником индивидуальной образовательной траектории.
Слайд 7. Вот некоторые формы деятельности учащихся на уроке:
- Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка.
- Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы.
- Составление биографических справок – характеристик исторических личностей.
- Работа с исторической картой.
- Анализ исторических источников (документов).
- Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата.
- Рецензия на ответ товарища.
Слайд 8. Задания на образную реконструкцию исторических фактов:
- Изложение исторических событий от имени одного из участников, свидетелей, современников или потомков;
- Изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе их непосредственных участников, представляющих разные (противоположные) мнения и оценки.
Слайд 9. Моя задача учителя
- создать условия для саморазвития потенциальных возможностей и творчества учащихся на уроках истории:
- вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс,
- создать атмосферу сотрудничества при решении проблем,
- помочь сформировать собственное и аргументированное мнение по той или иной проблеме,
- совершенствовать интеллектуальные способности учащихся.
Слайд 10. Применяю следующие интерактивные методы:
- Дискуссии
- Дебаты
- Ролевые игры
- Различные виды групповых работ
- Деловые игры
- Турниры знатоков
- В старших классах на уроках истории и обществознания успешно проходят дебаты.
Слайд 11. Технология “Дебаты” позволяет реализовать следующие задачи:
- способствовать становлению гражданского общества в России;
- развивать следующие навыки: толерантность, партнерское общение, цивилизованную дискуссию;
- формировать логическое и критическое мышление, навыки риторики, способность работать в команде и концентрировать на сути проблемы, навыки поисковой и исследовательской деятельности.
Слайд 12. Этапы работы
1. Работа с информацией. Школьники находят и отбирают информацию по предложенной теме.
2. Работа с текстом информации. Учащиеся выделяют главное, критически осмысливают материал, анализируют и сопоставляют с имеющимися знаниями.
3. Составление речи, раскрывающей предложенный тезис. Структурирование своего выступления так, чтобы оно включало нужную информацию и одновременно было эмоциональным и интересным по форме.
4. Построение линии аргументации, доказательной базы.
5. Построение линии опровержения.
6. Ознакомление с правилами этикета полемики.
- Быть честным, используя ту или иную информацию.
- Быть справедливым, учитывая возможность существования различных точек зрения.
- Ясно излагать свои мысли и идеи, строить доказательство.
- Уважать другого, искать решение совместными усилиями
Слайд 13. Игры на уроке
- Деловая игра
- игра-обсуждение
- игра- исследование
- Ретроспективная игра (Ретроспективная игра моделирует ситуацию, ставящую учащихся в позицию очевидцев тех или иных событий. )
Слайд 14. Практическое занятие – форма учебных занятий по истории, где на основе ранее полученных знаний и сформированных умений школьники решают познавательные задачи, представляют результаты своей практической творческой деятельности или осваивают сложные познавательнее приемы, необходимые для серьезного и активного изучения прошлого.
-лабораторные занятия;
-групповые, фронтальные семинары;
-конференции;
-участие в проектах.
Слайд 15. Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
Совершенно очевидны проблемы деятельностного подхода на современном этапе и практическом уровне. Хотелось бы обратить внимание на возможное решение этих проблем.
Во-первых, на мой взгляд, «деятельностный» и «традиционный» подходы не должны противопоставляться друг другу. Это методы, которые направлены на решение определенных задач, и они призваны сосуществовать и дополнять друг друга с учетом возрастных, психологических особенностей учащихся, а также поставленных образовательных задач.
Во-вторых, для реализации деятельностного подхода требуется решение как минимум трех задач: увеличение количества часов на преподавание истории, которое сейчас недостаточно даже для бойкого пересказа учителем всего объема материала; реализация новых подходов к предъявлению содержания на новых принципах (системность, образность, ориентированность на ученика) и разработка соответствующего методического контента.
В-третьих, правы наши коллеги, когда пишут, что «может возникать и иная ситуация, когда конспектирование учебника, заполнение таблиц и схем, игры на уроках, групповые формы работы не вызывают активной внутренней деятельности школьника». Поэтому вырисовывается еще одна задача которую нужно решать практическим путем – это разработка и апробация интересного контента заданий к конкретному содержанию, конкретным темам и конкретным урокам, позволяющих пробудить эту активную внутреннюю деятельность (хотя роль личности учителя в достижении этой цели является превалирующей).
Говоря о системно-деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, нравоучений человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и анализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни – это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям.
Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории"
"Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории"...
Системно - деятельностный подход на уроках истории и обществознания в школе. Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня
Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня рождения Н.В. Андреевс...
Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании истории и обществознания.
Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании истории и обществознания.XXI век – это век различных инноваций. Данные изменения не прошли мимо сферы образования. На сег...
Презентация "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания "
В основе построения содержания федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств лич...
Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания
Проблема: Основное содержание курсов истории и обществознания — описание, интерпретация и оценка событий, явлений, процессов прошлого, изучение развития современного общества — не включает...
Реализация системно-деятельностного подхода в преподавания истории и обществознания.
Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании истории и обществознания...