Новая экономическая политика
методическая разработка по истории (9, 11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Советское общество в 20-е г. НЭП.
Образовательная цель:
познакомить учащихся с одним из самых сложных периодов в истории России; подвести учащихся к пониманию причин НЭПа, охарактеризовать основные мероприятия и итоги НЭПа; сравнить основные мероприятия политики «военного коммунизма» и НЭПа, подвести учащихся к самостоятельным выводам о том, какая политика более прогрессивна.
Развивающая цель:
развивать внимательность, умение самостоятельно получать информацию, анализируя учебный материал и исторические документы, делать выводы; развивать навыки грамотной устной речи, а также навыки работы с диаграммой, индивидуальной и групповой работы.
Воспитательная цель:
через осмысление прошлого воспитывать позитивное отношение к отечественной истории.
Тип урока: комбинированный.
Метод обучения: частично-поисковый, исследовательский.
Межпредметные связи: экономика, русский язык.
Оборудование: учебник, исторические документы, сравнительная таблица.
Основные понятия и термины: НЭП, валовая продукция, хозрасчет, аренда, концессии.
ХОД УРОКА
- Организационный момент. Энергизатор “Симон говорит”
- Сообщение темы, постановка целей.
- Актуализация опорных знаний.
- Открытие нового знания.
ПЛАН.
- Курс на новую экономическую политику:
а) социально-экономическое и политическое положение страны после гражданской войны.
б) причины введения НЭПа.
- Основные мероприятия НЭПа:
а) НЭП в области сельского хозяйства.
б) преобразования в области промышленности и финансов.
- Социально-экономические итоги НЭПа.
- Значение НЭПа.
- Противоречия НЭПа.
- Рефлексия.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
НЭП является одной из проблем, постоянно привлекающих внимание исследователей и лиц, изучающих историю России. Актуальность этой темы заключается в неоднозначности отношения историков, экономистов к содержанию и урокам НЭПа. В связи с реформированием экономики России значительно повысился интерес к опыту и идеям новой экономической политики.
III. Актуализация опорных знаний. Беседа по вопросам:
- Когда и чем закончилась гражданская война?
- Почему победили большевики?
- Какую политику проводили большевики в годы гражданской войны, в чем ее смысл?
- Была ли эта политика оправдана условиями войны?
- Изменилась ли политика большевиков после войны?
На доске - сравнительная таблица, вписываем основные мероприятия и характерные черты политики «военного коммунизма» по ходу повторения.
IV. Открытие нового знания.
Записать в тетрадях: НЭП- новая экономическая политика; система экономических мероприятий, сменившая политику «военного коммунизма».
Задача для учащихся: в процессе изучения нового материала выделить характерные черты НЭПа, провести сравнение с политикой «военного коммунизма», сделать вывод о необходимости принятия этих мер для развития страны.
Урок строится на изучении учебного материала и исторических документов по теме.
Группа делится на 3 части. Каждая группа получает опережающее задание и раздаточный материал для решения поставленных вопросов.
1 группа. Проблема – обоснование необходимости НЭПа. На основании документальных источников и учебного материала
А) подобрать факты, подтверждающие экономический кризис, сложившийся в стране после гражданской войны и сформулировать вывод об экономической ситуации в стране.
Б) охарактеризовать политическую ситуацию в стране; проанализировать восстания кронштадтцев и крестьян, выступления меньшевиков и эсеров, сформулировать основные лозунги крестьян и матросов.
2 группа. Выяснить сущность и основные мероприятия НЭПа. На основании документов сформулировать основные мероприятия НЭПа.
3 группа. Проблема: Выбор пути развития для страны и обоснование его прогрессивного характера. Сформулировать итоги НЭПа, положительные и отрицательные. Охарактеризовать значение НЭПа.
После выполнения задания учащиеся выступают с подготовленными ответами.
1. После выступления 1 группы сделать выводы о причинах введения НЭПа:
- Недовольство крестьян продразверсткой, о чем свидетельствуют вооруженные выступления крестьян против новой власти.
- Недовольство матросов, солдат, рабочих чрезвычайщиной, сложившейся в период гражданской войны.
- Хозяйственный и политический кризис системы «военного коммунизма» требовал коренного изменения экономической политики Советского государства.
Указать хронологические рамки НЭПа: 1921г. – 1929г.
2. После выступления 2 группы записать в сравнительную таблицу основные мероприятия и характерные черты НЭПа. Провести сравнительный анализ НЭПа и политики «военного коммунизма», сделать выводы.
3. После выступления 3 группы записать в тетрадь итоги НЭПа:
Положительные итоги | Отрицательные итоги |
1.увеличились объемы сельского хозяйства. Восстановлены дореволюционные посевные площади. 2. рост середняцких хозяйств – до 60 % 3. достигнут довоенный уровень производства в животноводстве и промышленности. 4. улучшилось материальное положение рабочих, крестьян, служащих (реальная зарплата составила 93,7% довоенного уровня). | 1.недостаток промышленных товаров. 2 увеличение цен. 3. медленный рост жизненного уровня населения. 4. безработица. 5. обострение жилищного вопроса. 6. аграрное перенаселение. |
Рассмотреть диаграммы (приложение), сделать выводы.
4.Отметить, что НЭП обеспечил стабилизацию и восстановление хозяйства. Он предоставил организационную экономическую свободу человеку, дал возможность проявить инициативу и предприимчивость. НЭП можно назвать успешной и удачной политикой, имевшей большое значение.
Энергизатор. «Кенгуру» .“
5. Обратить внимание учащихся, что наряду с успехами НЭП свойственны противоречия:
1.Единого плана НЭПа не существовало, и в самом руководстве не было единства в понимании сущности НЭПа.
2. Мероприятия вводились непоследовательно.
3. Наряду с рыночными продолжали действовать военно-коммунистические методы управления.
4. Стремление партийно-государственного руководства к ускоренной модернизации вело к сбоям в экономике.
5. Промышленные товары стоили дорого, а заготовительные цены на сельхозпродукцию были низкими.
6. Промышленных товаров производилось мало и они были низкого качества.
7.С разрешением наемного труда в деревне возросла эксплуатация, усилилось расслоение крестьян.
8. «Нэпманы»-новая социальная группа, была лишена части политических прав.
9. Сдерживалось развитие «кулацких» хозяйств, поддерживались экономически немощные бедняцкие и середняцкие хозяйства.
10. Рост безработицы, обострение классовых противоречий.
Подчеркнуть связь с современностью. Реформы современной России подтверждают преимущества объективной рыночной экономики и негативные последствия для экономического развития нашей страны командно-административной экономики.
V. Рефлексия. Беседа по вопросам. Самооценка работы на уроке.
1. Что такое НЭП?
2. Основные мероприятия НЭПа.
3. Итоги и значение НЭПа.
VI. Подведение итогов.
VII. Домашнее задание.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Сравнительная таблица.
Мероприятия «военного коммунизма» | Мероприятия НЭП |
продразверстка | Продналог |
Запрещение свободы торговли | Свобода торговли |
Национализация промышленности | Денационализация промышленности |
Централизованное управление экономикой | Мелкая частная собственность, аренда; хозрасчет на государственных предприятиях |
Трудовая мобилизация | Свободный наем рабочей силы |
Натуральная оплата труда | Тарифная оплата труда, денежная реформа |
Отмена платы за коммунальные и прочие услуги | Восстановление платы за услуги |
Характерные черты
Бестоварное производство | Рыночные отношения |
Государственная собственность | Многообразие собственности |
Принуждение к труду | Экономическая свобода |
Командно-административная экономика | Рыночная экономика |
Социально-экономическое и политическое положение страны после гражданской войны. Факты.
Советская Россия после окончания гражданской войны находилась в состоянии социально-экономического и политического кризиса. Общие потери страны в результате военных действий, голода, эпидемий составили около 20 млн. чел. Пострадали важнейшие промышленные районы страны. Разрушены или разграблены многие предприятия. Нарастала инфляция. Валовое производство сельского хозяйства сократилось и составляло 25% довоенного уровня, а объем валовой продукции промышленности уменьшился в 7 раз. Запасы сырья и материалов были в основном исчерпаны. Из-за неурожая в 1921 г. страну охватил массовый голод. В Поволжье от голода умерли 5 млн. чел.. В 1920 г. по Европейской России, Сибири и Украине было зарегистрировано более 3 млн. случаев заболевания сыпным тифом. В начале 1921 г. на рынке в Москве пуд ржаной муки стоил 140 тыс. руб., пуд пшена-192 тыс., картошки-более 20 тыс. За проезд на одну остановку в трамвае нужно было заплатить 500 руб.
Разладилась вся система управления, падала дисциплина и ответственность.
Нарастающие протесты населения вылились в вооруженные восстания, охватившие в 1921 г. тамбовщину, Украину, Поволжье, Дон, Кубань, Сибирь. Политика «военного коммунизма» вызывала глухой ропот и во время войны, но люди мирились с ней как с печальной необходимостью, а в мирных условиях эта политика становилась нетерпимой. «Последним звонком» для большевистского руководства страны, свидетельствующим о том, что чаша народного терпения переполнена, стал мятеж военного гарнизона крепости Кронштадт. Власть теряла поддержку армии, по составу преимущественно крестьянской. Выступления проходили под лозунгами: «Хлеба!», «Советы без коммунистов!», «Вся власть Советам, а не партиям!». Эти события были расценены большевиками как серьезный политический кризис. Партия оказалась на пороге внутреннего раскола. Ленин считал, что для сохранения власти необходимо идти на соглашение с крестьянством.
В марте 1921 г. на X съезде РКП(б) Ленин объявил о переходе к НЭПу.
Социальная структура крестьянства в 1927 г.
Середняки-60%
Кулаки-4%
Бедняки-26%
Батраки-10%
Структура торговли
Государство-26%
Кооперация-10%
Частный сектор-64%
Валовая продукция промышленности в % по отношению к 1913 г.
1913-100%; 1920-14%; 1921-18%; 1924-60%; 1926-90,8%
Словарь.
НЭП- новая экономическая политика.
Валовая продукция- показатель, характеризующий объем продукции, произведенной в той или иной отрасли материального производства за определенный период.
Хозрасчет- метод хозяйствования, основанный на соизмерении затрат и результатов хозяйственной деятельности.
Аренда- пользование имуществом другого собственника на определенный срок и на определенных условиях.
Концессия- договор на сдачу иностранным фирмам предприятий или участков земли с правом производственной деятельности.
1. Структура торговли
Государство-26%
Кооперация-10%
Частный сектор-64%
2. Валовая продукция промышленности в % по отношению к уровню 1913 г.
1913г.-100%, 1920 -14%, 1921-18%, 1924-60%, 1926-90, 8%.
3.Социальная структура крестьянства в 1927 г.
Середняки-60% , бедняки-26%, кулаки- 4%, батраки- 10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Начало Новой экономической политики
Урок истории в 11 классе "Начало новой экономической политики"Материал урока представлен в форме слайдовой презентации....
урок истории Новая экономическая политика
Материал содержит конспект и презентацию урока истории в 9 классе по теме "Новая экономическая политика". Урок построен по схеме урока-исследования с применением прием технологии критического мышления...
Урок по теме: "Новая экономическая политика" 9класс
На этом уроке используется групповая форма работы. Каждая группа представляет определенный социальный слой общества в20-ые годы (крестьяне, рабочие, партийные работники), кроме того имеется группа ана...
План-конспект урока истории в 9 классе по теме :" Новая экономическая политика"
Тема урока: "Новая экономическая политика". Тип урока: изучение нового материала. Форма: лабораторное занятие с эементами дискуссии, с использованием ЭОР...
Новая экономическая политика (НЭП)
Урок в 9 классе по стории России ХХ века, по теме "Новая экономическая политика"...
Новая экономическая политика презентация
презентация по теме: новая экономическая политика В презентации НЭП сравнивается с политикой "военного комунизма", может использоваться для 9 и 11 классов, а также для подготовки к ЕГЭ....
Урок по теме "Новая экономическая политика 1921-1929: За и против"
План-конспект урокаТема: Новая экономическая политика 1921-1929: За и против (11 класс)...