урок истории Новая экономическая политика
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме
Материал содержит конспект и презентацию урока истории в 9 классе по теме "Новая экономическая политика". Урок построен по схеме урока-исследования с применением прием технологии критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_nep.docx | 229.02 КБ |
nep.rar | 2.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Новая экономическая политика
Цели урока:
Образовательные:
- построение знаний о причинах перехода к НЭПу, сущности и основных мероприятий НЭПа
Развивающие:
- развитие умений решать проблемные задачи, анализировать и оценивать факты и исторические события, устанавливать причинно-следственные связи;
- делать выводы по итогам НЭПа;
- формирование навыков работы с текстом;
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны.
Тип урока: урок изучения новой темы
Основные понятия: НЭП, продналог, концессия
Методы обучения: репродуктивный, проблемный, поисковый (самостоятельная работа в группах с текстами учебника, документов).
Важнейшие даты: март 1921 - X съезд РКП (б), переход к новой экономической политике.
Оборудование: компьютерная презентация «Россия в период НЭПа», учебник «История России XX – начало XXI века» (под редакцией Данилова А.А., Косулиной Л.Г.), раздаточный материал.
Ход урока
Орг. момент
Приветствие. Настрой на урок.
Эпиграф урока: История, ее верное осмысление поможет нам найти пути, ведущие страну к подлинному величию.
Встреча с проблемой
- Актуализация опыта, создание проблемной ситуации.
Учитель зачитывает эпиграф урока, затем продолжает разговор: «История – это тоже своего рода путь. Сегодня мы поговорим с вами об одном небольшом, но очень важном отрезке этого пути - истории России начала 20-хгг. прошлого столетия. Перед вами дорожный знак «Стоп» (рис. № 1). Попробуйте, соотнести смысл этого дорожного знака с концом 1920 – началом 1921 года. Ваши предположения». (Учащиеся высказывают различные версии).
- Прошу обратить внимание на экран, перед вами снова знак стоп, но уже в качестве исторических фактов развития России конца 1920 начала 1921 г. (на слайдах в иллюстрированном виде представлены факты истории этого периода).
- Как вы думаете какой политической группе того времени сигнализирует этот знак и почему? (Знак предназначен для большевиков, так как в стране разразился политический и экономический кризис).
- Действительно, оценивая ситуацию в стране весной 1921 г. Ленин заявил: «Мы наткнулись на самый большой внутренний политический и экономический кризис Советской России».
- Каковы причины разразившегося кризиса? Отвечая на вопрос, учащиеся выделяют следующие причины:
- Последствия гражданской войны.
- Кризис политики военного коммунизма.
Если учащиеся затрудняются ответить на поставленный вопрос, то учитель обращает внимание на мнение современников на причины разразившегося в стране кризиса:
- «Политика реквизиций, которая приносила какие-то плоды во время гражданской войны, оказалась несостоятельной». Э́дуард Ха́рлет Карр, британский историк, журналист.
- «Продовольственная политика, основанная на насилии, обанкротилась, хотя она выкачала триста миллионов пудов, но это куплено глубоким упадком сельского хозяйства». Федор Ильич Дан, российский революционер и лидер меньшевиков.
- «На экономическом фронте, с попыткой перехода к коммунизму мы к весне 1921 г. потерпели поражение более серьезное, чем какое бы то ни было поражение, нанесенное нам Колчаком, Деникиным или Пилсудским». В.И. Ленин
Таким образом, политика «военного коммунизма» после окончания гражданской войны привела к противостоянию народа и власти. Прямо на глазах нарастало недовольство со стороны как раз тех социальных классов, в интересах которых осуществлялась Октябрьская революция, - со стороны рабочих и крестьян. Перед большевистской властью встал сложный социально-экономический и идейно-политический вопрос: "Что делать?"
Учащиеся высказывают предположения: часть из них дополняют одно другое, часть противоречат друг другу.
Построение знаний
- Сбор информации по вопросу «Поиск путей решения».
- Предположите, какие пути выхода страны из кризиса были у власти? (Учащиеся высказывают свои версии).
- Перед нами три дороги, а на каждой свой дорожный знак (рис. № 2-4) (путь выхода из кризиса), что символизируют нам эти знаки (работа в группах, афиширование)?
Первый путь – продолжение военного коммунизма, т.е. террор, насилие, репрессии. Такой путь привел бы к еще большей вооруженной борьбе со стороны населения. Это был бы тупик.
Второй путь – отказ от командных высот в политике, экономике, идеологии – возврат к прошлому.
Третий путь – тактический маневр, при котором, с одной стороны, сохраняются командные высоты, а с другой – делаются временные уступки небольшевистским силам.
- Сбор информации о о основных мероприятиях и последствиях НЭПа
В марте 1921 г. на X съезде РКП (б) был утвержден правительственный курс, названый новой экономической политикой. Для того чтобы выяснить, что представлял собой этот курс и каковы были его результаты я предлагаю снова поработать в группах. (Каждая группа получает шляпу определенного цвета и выполняет соответствующее цвету задание):
1 группа (белая шляпа) – рассказать об основных мероприятиях политики НЭП.
2 группа (желтая шляпа) – рассказать о позитивных сторонах политики НЭП.
3 группа (черная шляпа) – рассказать о проблемах и противоречиях НЭПа.
- Обмен информацией и построение объяснения
Каждая группа делает сообщение по итогам своей работы.
1 группа - основные мероприятия НЭП
продналог;
свобода торговли;
денационализация промышленности;
мелкая частная собственность, аренда;
концессии;
хозрасчет на государственных предприятиях (трестах);
свободный наем рабочей силы;
тарифная оплата труда
денежная реформа
сохранение государственного управления экономикой
- В одном из своих выступлений по поводу НЭПа Ленин заявил: «Мы до известной степени заново создаем капитализм». Какие мероприятия НЭПа можно отнести к капитализму?
- Как вы думаете, почему большевики сохранили в руках государства крупную промышленность, внешнюю торговлю и право контроля над частным капиталом (Стремились сохранить командные высоты в экономике т.к. в ином случае НЭП привел бы страну не к социализму, а повернул страну на старые рельсы к капитализму).
-Уступки были только в сфере экономики, как писал Ленин – никаких уступок в области политики
О позитивных итогах новой экономической политики расскажет нам группа в желтой шляпе?
2 группа – Позитивные стороны НЭП
Развитие экономических связей города и деревни;
Развитие промышленности на базе электрификации;
Развитие рыночных отношений
К1923 году восстановлены дореволюционные посевные площади;
К1925 году валовой сбор зерна превысил на 20% уровень 1913 года;
К 1927 году в животноводстве достигнут уровень 1913 года.
На селе: 60% - середняков; 26% - бедняков; 10% - батраков; 4% - кулаков.
К 1928 году промышленность достигла уровня 1913 года.
Несмотря на значительные успехи, новая экономическая политика породила много сложных проблем. О них нам расскажет третья группа.
3 группа – Проблемы НЭПа
1) не хватало промышленных товаров;
2) рост цен;
3) безработица;
4) перенаселение городов;
5) изменение соцструктуры;
6) бюрократизация;
- Каковы были итоги НЭПа для большевиков разных категорий населения и для страны в целом?
Вывод: Нэп способствовал реализации:
- политической цели – снял социальную напряженность в обществе, укрепил социальную базу советской власти, в форме союза рабочих и крестьян.
- экономической цели – способствовал выходу из кризиса и восстановил экономику страны.
- социальной цели – ликвидировал голода, повысил материальный уровень.
4) Формулирование выводов
У меня в руках синяя шляпа. Человек в синей шляпе подводит итоги, делает выводы. Подведем итоги и мы. Мы выяснили, то для того, чтобы выйти из кризиса большевики ввели НЭП. Давайте поразмышляем, чем являлся НЭП для власти. Вновь перед нами три дороги и три знака на каждой из них. Поработав в группах, выберете тот знак, который, по вашему мнению, соответствует сущности НЭПа, аргументируйте свое мнение, используя полученные на уроке знания. В помощь предлагаю сравнительную таблицу.
Вывод: Поворот к нэпу был осуществлен под жестким давлением всеобщего недовольства, а не в результате пересмотра политико-идеологических основ правящей партии - они остались прежними: “диктатура пролетариата”, “руководящая роль партии». Продолжая курс на социализм, новая экономическая политика была рассчитана на то, чтобы путем компромисса с большинством населения двигаться к намеченной цели – построению социализма, хотя и более медленно, но зато с наименьшим риском. Поэтому правители страны рассматривали НЭП как временное отступление, как уступку небольшевистским слоям населения.
- Попробуйте при помощи дорожных знаков предсказать дальнейшую судьбу НЭПа.
Действительно большевики не скрывали, что ликвидируют НЭП, как только сочтут это необходимым. Уже на XI съезде Советов в декабре 1921 года Ленин заявил: НЭП вводится «всерьез и надолго, … но не навсегда». Социализм уже не есть вопрос отдаленного будущего… Мы социализм протащили в повседневную жизнь и тут должны разобраться что из «России нэповской» «России социалистической» получиться не может.
- Сопоставление с культурным аналогом
- Новая экономическая политика является одной из проблем, постоянно привлекающих внимание современных исследователей. Чем же интересен и актуален НЭП сегодня?
Вывод. Почти век назад в нашей стране тоже говорили о модернизации и инновациях, привлекали иностранные технологии, деньги и делали все, чтобы возродить предпринимательство. НЭП стал электрошоком, который вернул с того света российскую экономику. Реформы современной России еще раз подтверждают преимущества объективной рыночной экономики и негативные последствия для экономического развития нашей страны командно-административной экономики. Какие точки соприкосновения есть у современности с НЭПом
- Рефлексия
Ученикам предлагается написать резюме, закончив фразу: «Оказывается, …»
- Домашнее задание.
§ 18 стр. 132-139
Приложение № 1
Первым шагом новой экономической политики в сельском хозяйстве стала отмена продразверстки. Вместо нее вводился натуральный налог, который был вдвое меньше разверстки и его размер объявляли заранее (накануне посевной). Он не мог быть увеличен в течение года. Все излишки, оставшиеся после внесения налога, поступали в распоряжение крестьян. Это создавало материальный стимул для увеличения производства сельскохозяйственной продукции. В 1922 г. было признано право на аренду земли и использование наемного труда.
Важные изменения произошли в промышленности. Прежде всего, был отменен декрет о всеобщей национализации промышленности. Теперь часть мелких и даже часть средних промышленных и торговых предприятий вновь передавались в частные руки. Некоторые крупные предприятия разрешалось брать в аренду частным лицам, товариществам, кооперативам. Разрешалось также создание предприятий с привлечением иностранного капитала (концессий). Государственные предприятия переводились на хозрасчет, который давал возможность постепенного перехода на самоокупаемость, самофинансирование, самоуправление. Но тяжелая и большая часть средней промышленности остались в руках государства.
В сфере товарно-денежных отношений пришлось вернуться к свободе частной торговли. Но вся внешняя торговля оставалась в руках государства. В 1922 г. была проведена денежная реформа, итогом которой стало введение в стране твердой денежной единицы, обеспеченной золотом, — «золотого червонца», который высоко ценился на мировом валютном рынке. Советский червонец был выше английского фунта стерлингов и равнялся 5 долларам 14,5 центам США.
В сфере трудовых отношений был отмен принудительный труд и введен рынок рабочей силы, реформирована система заработной платы - введена тарифная система оплаты труда. Заработная плата перестала быть уравнительной и зависла теперь от квалификации рабочего, количества и качества произведенной им продукции. Были прекращены бесплатных услуги населению.
Менялась и система управления народным хозяйством. Вместо главков создавались тресты, которые переводились на хозрасчет. При этом расширялись их права при заготовке сырья, реализации продукции. Но всеобщую координацию работы по-прежнему осуществляли ВСНХ и Госплан.
Приложение № 2
Итоги НЭПа.
Первые шаги в либерализации экономики, введении рыночных отношений способствовали решению задачи восстановления народного хозяйства страны, разрушенного гражданской войной. После страшной засухи 1921 г. и голодного 1922 г. сельское хозяйство постепенно стало увеличивать свои объемы. К 1923 г. в основном были восстановлены дореволюционные посевные площади. В 1925 г. валовой сбор зерна почти на 20,7% превысил среднегодовой сбор в наиболее благоприятном для России пятилетии - с 1909 по 1913 г. К 1927 г. довоенный уровень в целом был достигнут и в животноводстве. Переход к продналогу улучшил социально-политическую обстановку в деревне. В информационных сводках ЦК РКП (б), относящихся к лету 1921 г., сообщалось: “Крестьяне повсеместно увеличивают площади засева, вооруженные выступления пошли на убыль, отношение крестьян меняется в пользу советской власти”.
Внедрение хозрасчета, материальной заинтересованности, прибыли – все это принесло свои плоды. К 1928 г. страна по основным экономическим показателям, в том числе и по национальному доходу, достигла уровня 1913 г. Наиболее быстро приспособилась к НЭПу мелкая промышленность, розничная торговля. Возникла широкая сеть товарных бирж, ярмарок. Медленнее восстанавливалась тяжелая промышленность. Началась реализация плана ГОЭЛРО. Были пущены Нижегородская, Шатурская, Ярославская ГЭС. Развивались торговые отношения между городом и деревней.
С восстановлением промышленности несколько улучшилось материальное положение рабочих. Продолжительность рабочего дня в 1925-1926 гг. равнялась 7,4 ч. при 6-дневной рабочей неделе. Повысилась заработная плата. Рабочие получили право на ежегодный отпуск.
Приложение 3
Проблемы НЭПа
Введение НЭПа вызвало изменение социальной структуры и образа жизни людей. Появилась новая советская буржуазия - «нэпманы», «совбуры». Эти люди в значительной степени определяли лицо эпохи, но были лишены политических прав. Они остро чувствовали временность, непрочность своего положения. Доля частной промышленности в общем объеме промышленного производства была невысока. Частные капиталы устремились, прежде всего, в торговлю. И хотя государство поддерживало развитие тяжелой промышленности, но она оставалась убыточной. Руководители государства пытались привлечь иностранные инвестиции, но иностранные предприниматели не хотели рисковать капиталами, так как боялись очередной национализации.
Рост уровня жизни рабочих тормозили высокие цены нехватка товаров первой необходимости. Серьезной проблемой была безработица. Жилищный вопрос, несмотря на проводимые «уплотнения буржуазии», не только не был решен, но еще больше обострился.
Настоящим бедствием для страны было аграрное перенаселение: в деревне существовала многомиллионная масса «лишнего» населения, с трудом сводившего концы с концами. Огромное количество таких людей в поисках лучшей доли устремлялось в города, пополняя и без того плотные ряды городских безработных. Уравнительный передел земли, государственная поддержка малоимущих, а также политика сдерживания при помощи налогообложения роста зажиточных хозяйств привели к осереднячиванию деревни.
Характерным для нэпа было увеличение чиновничье-бюрократического аппарата. В 1917 г. в учреждениях работало около 1 млн. чиновников, в 1921 г. — 2,5 млн. Многие шли работать в советские учреждения ради привилегий, прежде всего производственного пайка.
Рис. № 1 Рис. № 2 Рис. № 3
Рис. № 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока истории в 9 классе по теме :" Новая экономическая политика"
Тема урока: "Новая экономическая политика". Тип урока: изучение нового материала. Форма: лабораторное занятие с эементами дискуссии, с использованием ЭОР...
Урок-зачет с опорой на национально - региональную историю в форме игры "Счастливый случай" по теме "Новая экономическая политика и её свёртывание"
Цели урока:1 обобщить и закрепить знания учащихся о советской стране в годы НЭПа, индустриализации и коллективизации2 развивать аналитическое мышление учащихся, их устную монологическую речь, память, ...
Конспекты уроков по истории «Переход к новой экономической политике»
Представляю вашему вниманию учебное занятие 2. «Переход к новой экономической политике» 9 класс Цели и задачи урока:Образовательная цель: усвоение причин, сущности и итогов НЭПа....
Презентация к уроку истории в 11 классе "Новая экономическая политика"
Урок истории в 11 классе...
Методическая разработка урока истории. Тема: «Новая экономическая политика (НЭП)»
«Новая экономическая политика (НЭП)...
презентация к уроку истории "Социально-экономическая политика 1965-1985"
Презентация к уроку по истории "Социально-экономическая политика СССР 1965-1985гг", содержит материал по вопросам: реформа Косыгина, развитие сельского хозяйства, социальная политика....
История. Новая экономическая политика
Новая экономическая политика...