Урок по теме: "Новая экономическая политика" 9класс
методическая разработка по истории (9 класс) по теме

Шварц Эстэлла Гершевна

На этом уроке используется групповая форма работы. Каждая группа представляет определенный социальный слой общества в20-ые годы (крестьяне, рабочие, партийные работники), кроме того имеется группа аналетиков. Каждая из них анализирует  исторические события, учитывая интересы своего социального слоя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_nep.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

                               ГОУ СОШ «Школа здоровья»№901 ЮАО г.Москвы

Тема урока: Новая экономическая политика – НЭП

(дата проведения урока 17ноября  2009года  9класс )

Цель урока:

  1. Раскрыть актуальность и значимость преобразований  и убедиться в том, что реформы пошли по пути частичного совершенствования хозяйственного механизма и не затронули глубинных причин, тормозивших экономический прогресс.

Задачи урока: 

  1. Проанализировать экономическую и политическую ситуацию в стране после гражданской войны.
  2. Выяснить, что нового появилось в экономической политике большевиков по сравнению с переходом от военного коммунизма к НЭПу.
  3. Выяснить причины неудач реформ
  4. Сформулировать выводы по итогам НЭПа.
  5. Научить школьников  аргументировать свою точку зрения по обсуждаемой проблеме, вести дискуссию и находить компромиссные решения, приходить к общему согласию.

Оформление доски:

  1. тема урока,
  2. эпиграф: «…История это политика, обращенная в прошлое, и народ, забывающий   свою историю, обречен повторить её…»

Оборудование урока: 

  1. видеофильм «НЭП - уроки истории»,
  2. карточки с индивидуальным заданием,
  3. таблица «причина-следствие»

Подготовка класса:

  1. разбить учащихся на несколько дискуссионных групп.
  2. определить их участие в дискуссии: а) представители деревни;

       б) представители города;  в)  представители власти;  г) аналитики.

Ход урока

Постановка проблемы:

В 1920-1921 гг. Советское правительство оказалось в условиях острейшего экономического кризиса, настолько глубокого, что он породил кризис власти.

На уроке предстоит выяснить:

  1. Какие пути выхода из кризиса предложены советской властью?
  2. Какие существовали точки зрения в руководстве страны?
  3. Какие решения были приняты и почему, несмотря на ощутимые  достижения, намеченная политика не была до конца реализована?

 

Этапы достижения цели:

1 этап

 Общее задание:  учащиеся отвечают на вопросы:

1.   Охарактеризовать послевоенное положение в стране.

2.   Что явилось последней каплей подтолкнувшей власть к смене политики?

3.   Какие мнения высказывали представители власти по поводу дальнейшего выхода из кризиса?

4.   Существовала ли  реальная база для построения  социализма?

5.   Когда и где было принято решение о переходе к НЭПу?

2 этап

Обсуждение социально – экономических преобразований.

Что нового появилось в экономической политике?

 (фрагмент фильма  «НЭП – уроки истории») Каждому учащемуся раздаются карточки с вопросами, на которые они находят ответы в ходе просмотра фильма.

         а. О каких мероприятиях  НЭПа говорится в этом фрагменте?

         б. Какие мероприятия не упоминаются в этом фрагменте?

Во время просмотра отдельным ученикам даются индивидуальные задания.

          1. Ответить на вопрос: Что мешало проведению новой экономической политике?

          2. Сгруппировать перечисленные социально – экономические проблемы НЭПа по схеме «причина – следствие».(схема прилагается)

          3. Второе задание проверяется у доски.

3 этап

После обсуждения преобразований,  группа экспертов - аналитиков аргументировано отвечают на вопрос учителя:

Можно ли утверждать, что НЭП – это введение рыночных отношений в СССР?

4 этап

Обсуждение проходит в форме дискуссии между группой представителями партийного руководства и экспертами – аналитиками.

1.   Какие результаты были достигнуты в период с 1922года по 1927 год?

2.   Как можно объяснить достигнутые результаты?

3.   Почему руководство партии свернуло НЭП?

4.   В чем неудачи НЭПа?

Заключительное слово учителя

Опираясь на опыт НЭПа надо не забывать о трёх составляющих: это свободные рыночные отношения, это демократическое правовое государство, это общество свободных самостоятельных  людей.

Реформы современной России еще раз подтверждают преимущества объективной рыночной экономики и негативные последствия для экономического развития нашей страны командно-административной экономики.

Мы должны помнить: «…История – это политика обращенная в прошлое, и народ, забывший свою историю, обречен повторить её…»

На дом:

 Задания творческого уровня: 

На выбор:

  1. Провести сравнительный  анализ путей выхода из экономического кризиса 30-х годов ХХ века стран Европы, США и СССР. Результаты представить  в виде презентации.
  2.  Прочитайте рассказы «Гадюка» А.Толстого  и «Босая правда» А.Веселого. Как, по вашему мнению, «психология гражданской войны» должна была повлиять на судьбу НЭПа?

Используемая литература: 

  1. Т.В. Коваль, История России ХХ век. Конспекты уроков для учителя истории, М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002 г.

  1. Л.М. Пятецкий, История России ХХ века, пособие для старшеклассников и абитуриентов, М.: Московский Лицей, 1999 г.

Приложение к уроку: таблица «причина-следствие»

Сгруппировать перечисленные социально – экономические проблемы НЭПа по схеме «причина – следствие».

1. Отсутствие средств  в государственном бюджете

2. Введение прогрессивного налога на доходы частных предпринимателей.

3. недостаток крупных иностранных инвестиций.

4. Повышение цен на промышленные товары.

5. Не стабильная экономическая и социально – политическая ситуация в стране.

6. Уменьшение товарной сельскохозяйственной продукции.

7. Сокрытие доходов нэпманами.

8.Крупное промышленное производство восстанавливалось и развивалось очень медленно.

9. Осереднячивание деревни.

10. Нехватка промышленных товаров

11. Доля частной промышленности в общем объёме производства не высока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме "новое свойство корней квадратного уравнения"

идет обобщение по теме квадратные уравнения и вводиться новое свойство корней квадратного уравнения...

Урок по теме "Новая экономическая политика 1921-1929: За и против"

План-конспект урокаТема: Новая экономическая политика 1921-1929: За и против (11 класс)...

Презентационный материал к уроку по теме "Новая экономическая политика"

Презентации к уроку истории в 9-м классе по теме "НЭП"...

Урок по теме "Новый завет:проблема выбора"

Урок по курсу Религии России по теме "Новый завет: проблема выбора"...

Урок по теме "Новый год"

Повторение лексики по теме "Новый год"...

Методическая разработка урока по теме " Новый год и Рождество в Великобритании"

Этот урок рассказывает о традициях и обычаях празднования  главного и любимого праздника  Великобритании- Рождества и Нового года ....