Урок по теме: "Новая экономическая политика" 9класс
методическая разработка по истории (9 класс) по теме
На этом уроке используется групповая форма работы. Каждая группа представляет определенный социальный слой общества в20-ые годы (крестьяне, рабочие, партийные работники), кроме того имеется группа аналетиков. Каждая из них анализирует исторические события, учитывая интересы своего социального слоя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_nep.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ СОШ «Школа здоровья»№901 ЮАО г.Москвы
Тема урока: Новая экономическая политика – НЭП
(дата проведения урока 17ноября 2009года 9класс )
Цель урока:
- Раскрыть актуальность и значимость преобразований и убедиться в том, что реформы пошли по пути частичного совершенствования хозяйственного механизма и не затронули глубинных причин, тормозивших экономический прогресс.
Задачи урока:
- Проанализировать экономическую и политическую ситуацию в стране после гражданской войны.
- Выяснить, что нового появилось в экономической политике большевиков по сравнению с переходом от военного коммунизма к НЭПу.
- Выяснить причины неудач реформ
- Сформулировать выводы по итогам НЭПа.
- Научить школьников аргументировать свою точку зрения по обсуждаемой проблеме, вести дискуссию и находить компромиссные решения, приходить к общему согласию.
Оформление доски:
- тема урока,
- эпиграф: «…История это политика, обращенная в прошлое, и народ, забывающий свою историю, обречен повторить её…»
Оборудование урока:
- видеофильм «НЭП - уроки истории»,
- карточки с индивидуальным заданием,
- таблица «причина-следствие»
Подготовка класса:
- разбить учащихся на несколько дискуссионных групп.
- определить их участие в дискуссии: а) представители деревни;
б) представители города; в) представители власти; г) аналитики.
Ход урока
Постановка проблемы:
В 1920-1921 гг. Советское правительство оказалось в условиях острейшего экономического кризиса, настолько глубокого, что он породил кризис власти.
На уроке предстоит выяснить:
- Какие пути выхода из кризиса предложены советской властью?
- Какие существовали точки зрения в руководстве страны?
- Какие решения были приняты и почему, несмотря на ощутимые достижения, намеченная политика не была до конца реализована?
Этапы достижения цели:
1 этап
Общее задание: учащиеся отвечают на вопросы:
1. Охарактеризовать послевоенное положение в стране.
2. Что явилось последней каплей подтолкнувшей власть к смене политики?
3. Какие мнения высказывали представители власти по поводу дальнейшего выхода из кризиса?
4. Существовала ли реальная база для построения социализма?
5. Когда и где было принято решение о переходе к НЭПу?
2 этап
Обсуждение социально – экономических преобразований.
Что нового появилось в экономической политике?
(фрагмент фильма «НЭП – уроки истории») Каждому учащемуся раздаются карточки с вопросами, на которые они находят ответы в ходе просмотра фильма.
а. О каких мероприятиях НЭПа говорится в этом фрагменте?
б. Какие мероприятия не упоминаются в этом фрагменте?
Во время просмотра отдельным ученикам даются индивидуальные задания.
1. Ответить на вопрос: Что мешало проведению новой экономической политике?
2. Сгруппировать перечисленные социально – экономические проблемы НЭПа по схеме «причина – следствие».(схема прилагается)
3. Второе задание проверяется у доски.
3 этап
После обсуждения преобразований, группа экспертов - аналитиков аргументировано отвечают на вопрос учителя:
Можно ли утверждать, что НЭП – это введение рыночных отношений в СССР?
4 этап
Обсуждение проходит в форме дискуссии между группой представителями партийного руководства и экспертами – аналитиками.
1. Какие результаты были достигнуты в период с 1922года по 1927 год?
2. Как можно объяснить достигнутые результаты?
3. Почему руководство партии свернуло НЭП?
4. В чем неудачи НЭПа?
Заключительное слово учителя
Опираясь на опыт НЭПа надо не забывать о трёх составляющих: это свободные рыночные отношения, это демократическое правовое государство, это общество свободных самостоятельных людей.
Реформы современной России еще раз подтверждают преимущества объективной рыночной экономики и негативные последствия для экономического развития нашей страны командно-административной экономики.
Мы должны помнить: «…История – это политика обращенная в прошлое, и народ, забывший свою историю, обречен повторить её…»
На дом:
Задания творческого уровня:
На выбор:
- Провести сравнительный анализ путей выхода из экономического кризиса 30-х годов ХХ века стран Европы, США и СССР. Результаты представить в виде презентации.
- Прочитайте рассказы «Гадюка» А.Толстого и «Босая правда» А.Веселого. Как, по вашему мнению, «психология гражданской войны» должна была повлиять на судьбу НЭПа?
Используемая литература:
- Т.В. Коваль, История России ХХ век. Конспекты уроков для учителя истории, М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002 г.
- Л.М. Пятецкий, История России ХХ века, пособие для старшеклассников и абитуриентов, М.: Московский Лицей, 1999 г.
Приложение к уроку: таблица «причина-следствие»
Сгруппировать перечисленные социально – экономические проблемы НЭПа по схеме «причина – следствие».
1. Отсутствие средств в государственном бюджете
2. Введение прогрессивного налога на доходы частных предпринимателей.
3. недостаток крупных иностранных инвестиций.
4. Повышение цен на промышленные товары.
5. Не стабильная экономическая и социально – политическая ситуация в стране.
6. Уменьшение товарной сельскохозяйственной продукции.
7. Сокрытие доходов нэпманами.
8.Крупное промышленное производство восстанавливалось и развивалось очень медленно.
9. Осереднячивание деревни.
10. Нехватка промышленных товаров
11. Доля частной промышленности в общем объёме производства не высока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по теме "новое свойство корней квадратного уравнения"
идет обобщение по теме квадратные уравнения и вводиться новое свойство корней квадратного уравнения...
Урок по теме "Новая экономическая политика 1921-1929: За и против"
План-конспект урокаТема: Новая экономическая политика 1921-1929: За и против (11 класс)...
Презентационный материал к уроку по теме "Новая экономическая политика"
Презентации к уроку истории в 9-м классе по теме "НЭП"...
Урок по теме "Новый завет:проблема выбора"
Урок по курсу Религии России по теме "Новый завет: проблема выбора"...
Методическая разработка урока истории. Тема: «Новая экономическая политика (НЭП)»
«Новая экономическая политика (НЭП)...
Урок по теме "Новый год"
Повторение лексики по теме "Новый год"...
Методическая разработка урока по теме " Новый год и Рождество в Великобритании"
Этот урок рассказывает о традициях и обычаях празднования главного и любимого праздника Великобритании- Рождества и Нового года ....