План-конспект урока истории в 9 классе по теме :" Новая экономическая политика"
методическая разработка по истории (9 класс) по теме
Тема урока: "Новая экономическая политика". Тип урока: изучение нового материала. Форма: лабораторное занятие с эементами дискуссии, с использованием ЭОР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_novaya_ekonomicheskaya_politika.docx | 30.51 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
История. 9 класс Тема «Новая экономическая политика»
Цель урока: Подвести обучающихся к пониманию причин, сущности, основных мероприятий и итогов НЭП.
Задачи:Образовательная: овладение учащимися знаниями о новой экономической политике. Формирование мировоззренческой, политической оценки событий переходного периода, от политики «военного коммунизма» к новой экономической политике. Уяснение причины такого перехода,основных компонентов модели нэповской организации общества по-большевистски,цели НЭПа,результатов и значения.
Развивающая: продолжить формирование умений давать сравнительную характеристику исторических событий, работать с историческими документами, делать выводы.
Воспитательная: воспитание чувства гуманизма, уважения, толерантности.
Тип урока: изучение нового материала
Основные понятия: НЭП, продналог, аренда, хозрасчет, кооперация, концессия
Оборудование: проектор, компьютеры с доступом в Интернет
Оформление доски: записана тема рока, план изучения новой темы, новые слова домашнее задание
Форма урока: лабораторное занятие с элементами дискуссии
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания и подготовка к восприятию нового материала.
(Сочинение на тему «Имела ли Белая армия шанс на победу?)
Вопросы для повторения материала:
Как называлась экономическая политика советского правительства в годы гражданской войны?
В чем заключалась суть политики «военного коммунизма»?
3.Изучение нового материала
План:
1.Экономический и политический кризис начала 20-х годов. Причины перехода к нэп
2.Курс на НЭП
3.Суть и основные мероприятия НЭП
4.Итоги НЭП
IV.Закрепление изученного на уроке
Выполнение заданий с использованием ресурсов ФЦИОР
Ресурсы по теме: Социально-экономическое развитие СССР в годы НЭП
V. Подведение итогов урока
Рефлексия
Домашнее задание
Параграф № 18. Составить краткий толковый словарь «Язык нэпа».В,частности в него могут войти такие слова: нэпман,совбур,смычка,комчванство, нэпач, выдвиженец,перерожденец, командные высоты, трест,синдикат, фининспектор и др.
Задача для обучающихся: Выяснить чем отличалась новая экономическая политика от политики «военного коммунизма»?
- Экономический и политический кризис начала 20-х годов. Причины перехода к НЭП
Объяснение учителя
Задание для обучающихся: Из рассказа учителя самостоятельно выделить и сформулировать причины введения НЭПа.
Осенью 1920 г. в стране разразился глубокий кризис, который проявился в следующем.
а)Экономический кризис, вызванный тяготами гражданской войны и интервенции,а также сопутствующей им политикой военного коммунизма. Национальный доход сократился более чем на 63%, промышленность, транспорт коммуникации во многом были разрушены.Из-за саботажа чиновников снизился уровень управления. Нарушились экономические связи между предприятиями и районами страны, упала дисциплина труда.
В сельском хозяйстве сократились посевные площади, снизилась урожайность.
Все это привело к снижению жизненного уровня населения. В войну погибло и было ранено большое количество трудоспособного населения. Во многих городах были перебои с хлебом.
б) Из этого тяжелого экономического кризиса вытекало недовольство народа политикой, проводимой партийными и советскими органами. Крестьяне были крайне недовольны продразверсткой.
В Тамбовской губернии началось крестьянское восстание под руководством братьев Антоновых. К началу 1921г. было зафиксировано более 50 крупных крестьянских выступлений.
В начале 1921г. начались забастовки рабочих. Демобилизация возвратила в страну повстанческий элемент, велика была безработица. Возрос бандитизм.
В марте 1921г. в Кронштадте произошло восстание. Повстанцы выдвигали как экономические, так и политические лозунги: «Вся власть Советам, а не партиям», «За Советы без большевиков», отмена продразверстки, свобода торговли.
в) Внутрипартийный кризис проявлялся в расслоении членов партии на элементарную группу и партийную массу, появлении оппозиционных групп (группа «демократического централизма», «рабочая оппозиция»). Увеличилось число лиц, претендовавших на лидерство в партии (Троцкий, Сталин и др.), что могло привести к ее расколу.
Не сбылись надежды на немедленный переход к коммунизму и моровую революцию.
г) России предстояло жить в условиях капиталистического окружения, что требовало иной стратегии и тактики.
Проверка записей в тетрадях.
Причины могут быть сформулированы следующим образом:
-недовольство крестьян продразверсткой, о чем свидетельствуют вооруженные выступления крестьян против новой власти
-недовольство матросов, солдат, рабочих чрезвычайщиной, сложившейся в период гражданской войны
-хозяйственный и политический кризис системы «военного коммунизма» требовал коренного изменения экономической политики Советского государства.
2.Курс на нэп.
Слово учителя.
В декабре 1920г. состоялся VIII Всероссийский съезд Советов. Принятые на нем решения носили противоречивый характер: с одной стороны, продолжался курс на развитие «военного коммунизма» и материально-техническую модернизацию народного хозяйства на базе электрификации (знаменитый план ГОЭЛРО), а с другой стороны-отказ от массового создания коммун, совхозов, ставка на «старательного крестьянина», которого предполагалось материально стимулировать, выдвижение задачи борьбы с излишней централизацией и бюрократизацией. После съезда двойственность политики сохранялась: декретом от 22 февраля 1921г. была создана общеплановая комиссия-Госплан.
На X съезде РКП(б), состоявшемся в марте 1921г., были утверждены важнейшие направления новой экономической политики: замена продразверстки продовольственным налогом, узаконение частной торговли, развитие кооперативной торговли и т.д.
3.Суть и основные мероприятия НЭП
Самостоятельная работа обучающихся с историческими документами
Задание для обучающихся: На основе материалов исторических источников выделить мероприятия новой экономической политики
Документы:
«Из доклада В.И. Ленина «Новая экономическая политика и задачи политпросветов»(17 октября 1921 г.)
«Из наказа СНК о проведении в жизнь начал новой экономической политики (9 августа 1921 г.)
«Постановление IX Всероссийского съезда Советов по вопросам нэп и промышленности»(28 декабря 1921 г.)
Выделенные мероприятия могут быть сформулированы следующим образом
Новая экономическая политика включала тесно связанные друг с другом мероприятия:
-замену продразверстки натуральным продналогом;
=отмену трудовой повинности, устройство на работу через биржу труда;
-прекращение бесплатных услуг населению;
-перевод государственных предприятий на хозрасчет, заметна натуральной зарплаты денежной по количеству и качеству труда;
-материальное стимулирование рабочих;
-возможность аренды предприятий, помещений, земли, техники кооперативами, частными лицами;
-возможность открыть одному владельцу кустарное или промышленное производство:
-развитие кооперации (сельскохозяйственной, кредитной, потребительской);
-заключение договоров с зарубежными предпринимателями и создание совместных предприятий; привлечение иностранного капитала в экономику;
-денежную реформу;
-гибкое государственное регулирование через систему налогов, займов, кредитов;
-государственную монополию внешней торговли;
-создание банка акций, ценных бумаг;
-налаживание экономического сотрудничества с капиталистическими странами;
4.Итоги НЭПа
Самостоятельная работа обучающихся с материалами учебника.
Задание:выяснить социально-экономические итоги НЭП.
Проверка записей в тетрадях. Выделенные итоги могут быть сформулированы следующим образом
Итоги нэпа
положительные | отрицательные |
- увеличились объемы с/х; - восстановлены дореволюционные посевные площади к 1923 г.; - достигнут довоенный уровень в животноводстве к 1927г.; - рост середняцких хозяйств (60%); - достигнут довоенный уровень в промышленности к 1928г.; - улучшилось материальное положение рабочих, крестьян, служащих (реальная зарплата рабочих составляла 93,7% довоенного уровня). | - нехватка промышленных товаров; - увеличение цен – тормозился рост жизненного уровня населения; - безработица; - обострение жилищного вопроса; - аграрное перенаселение. |
Слово учителя. К 1925 г. был фактически завершен восстановительный процесс в промышленности. В сельском хозяйстве были также значительные успехи – намного возросла производительность труда. Стабилизировалась финансовая система. Повысился жизненный уровень как городского так и сельского населения. Повысилась реальная зарплата. Однако такая экономика была не застрахована от кризисов. Недовольство ею бедного населения, а также возросшая военная угроза в конце 20-х годов способствовали свертыванию нэпа вначале в сельском хозяйстве, а затем (на рубеже 20-30-х годов) и в промышленности, и в торговле (в первой половине 30-х годов).
IV.Закрепление изученного на уроке
Задание для обучающихся- По ссылке перейдите на сайт с заданием и выполните упражнения контрольного модуля http://fcior.edu.ru/card/21561/socialno-ekonomicheskoe-razvitie-sssr-v-gody-nepa.html
Слово учителя
В начале урока нам с вами предстояло решить следующую учебную задачу: Выяснить чем отличалась новая экономическая политика от политики «военного коммунизма»?
Задание для учащихся:
Совместно с учителем заполнить вторую часть сравнительной таблицы «Политика «военного коммунизма и новая экономическая политика»
Вопросы | Военный коммунизм | НЭП |
Отношение к крестьянству | Продразверстка,ликвидация частной собственности | |
Способ производства | Национализация промышленности | |
Обмен | Запрещение частной торговли. Отмена оплаты топлива,жилья и др. | |
Способ распределения и потребления | Уравнительное распределение, натурализация зарплаты,карточная система | |
Характер труда | Всеобщая трудовая повинность |
Варианты ответов могут быть сформулированы следующим образом
-Замена разверстки продналогом, разрешены аренда земли,наемный труд;
- допущение частного капитала в промышленности, найма рабочей силы;
-Свобода торговли, ликвидация бесплатных услуг;
-Отмена карточной системы,тарифная система оплаты труда
Обобщение и систематизация знаний,полученных на уроке.
Вопросы модуля:
В чем состояли причины перехода к НЭП? Согласны ли вы с мнением,что введение НЭП было вынужденным?
Характеристика основных мероприятий НЭП. Что нового появилось в экономической политике советского правительства по сравнению с политикой «военного коммунизма»?
Каковы результаты НЭПа в 1927-1928 гг.?
Какие противоречия порождала нэповская модель развития?Их последствия??
По ссылке перейдите на сайт информационного модуля
http://fcior.edu.ru/card/21297/socialno-ekonomicheskoe-razvitie-sssr-v-gody-nepa.html
Слово учителя
противоречия и причины свёртывания нэпа сделали возможным установление в стране административно- командной системы и тоталитарно- бюрократической диктатуры Сталина в 30-х годах.
V.Подведение итогов урока
Рефлексия.
- Сегодня на уроке я…
- Что получилось и что не получилось?
- Достигли ли цели, поставленной в начале урока?
- Если нет, что необходимо сделать для ее достижения?
Итог урока, выставление, комментирование оценок Домашнее задание.
Основные этапы урока
№ | Этап урока | Название ресурса, учебное оборудование | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время ( мин.) |
1 | Организационный момент | Объявление темы, цели урока | Запись в тетради | 2 мин. | |
2 | Проверка домашнего задания и Подготовка к восприятию нового материала | опрос | Зачитывание сочинений,обсуждение Ответы на вопросы | 8 мин. | |
3 | |||||
4 | Изучение новой темы | Лекция учителя | Самостоятельное выдение и формулирование причин введения НЭП.Запись в тетради | 5 мин. | |
5 | Усвоение новых знаний | «Из доклада В.И. Ленина «Новая экономическая политика и задачи политпросветов» 17 октября 1921 г. «Из наказа СНК о проведении в жизнь начал новой экономической политики (9 августа 1921 г.) «Постановление IX Всероссийского съезда Советов по вопросам нэп и промышленности»28 декабря 1921г | Тьюторская поддержка. Организация дискуссии | Самостоятельная работа с историческими источниками | 8 мин. |
6 | Физкультми-нутка | Организация физкультмин-ки | Выполнение упражнений | 1 мин. | |
7. | Усвоение новых знаний | Тьюторская поддержка.Организация дискуссии | Самостоятельная работа обучающихся с материалами учебника.Презентация своей работы | 8 мин. | |
8. | Закрепление полученных знаний. Выводы урока | 1.Контрольный модуль http://fcior.edu.ru/card/21561/socialno-ekonomicheskoe-razvitie-sssr-v-gody-nepa.html | 1.Тьюторская поддержка. 2.Организация дискуссии | 1.Выполнение заданий модуля 2.Заполнение талицы совместно с учителем ,участие в дискуссии | 1 мин. 3 мин |
9. | Подведение итогов | Информаци-онный модульhttp://fcior.edu.ru/card/21297/socialno-ekonomicheskoe-razvitie-sssr-v-gody-nepa.html | Рассказ, демонстрация слайдов | участие в дискуссии и формулирование выводов урока | 2 мин. |
10. | Итоги урока,рефлексия | Соотносят результаты деятельности с поставленными задачами. | 2 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
Сценарий урока истории 7 класс по теме "Новые явления в экономике России в XVII веке. Царские мануфактуры".
Данный урок разработан с использованием материалов школьного краеведческого музея. Исследование уникальных экспонатов поможет учащимся сделать выводы об особенностях мануфактурного про...
открытый урок в 9 классе по теме: "Новая экономическая политика"
Урок даёт представление о новой экономической политике. На уроке используется работа в группах....
Разработка плана-конспекта интегрированных уроков (история+обществознание+кубановедение) по теме: Понятие общества в эпоху камня и бронзы на древнейшей стадии истории развития человека в пределах территории Краснодарского края.
Конспект трех интегрированных уроков....
План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока
План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока. На уроке учащиеся систематизируют свои знания по теме, выполняя различные виды заданий, просматривая фрагменты из...
Урок в 9 классе. "Переход к новой экономической политике" (презентация)
Презентация к уроку "Переход к новой экономической политике"...
Урок по истории 9 класс "Переход к новой экономической политики"
Урок "Мозговой штурм"...