«Что определяет успех урока и педагогическое мастерство учителя» (из опыта работы)
статья по истории по теме
Что же определяет успех урока и мастерство учителя? Рецепты есть в медицине, а в педагогике готовых рецептов нет. Каждый урок - это своего рода произведение искусства. Мастерство учителя - это не % успеваемости и качества, оно объясняется особыми свойствами личности учителя, принципиально новыми подходами к уроку, к ученику. Об этих подходах и идёт речь в данной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_zhe_opredelyaet_uspeh_uroka_i_masterstvo_uchitelya.docx | 24.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Большекарайская средняя общеобразовательная школа
имени героя Советского Союза Н. Ф. Сосина
села Большой Карай Романовского района Саратовской области.
«Что определяет успех урока и
педагогическое мастерство учителя»
(из опыта работы)
Подготовила учитель
истории и обществознания
Iквалификационной категории
Ёлкина О. И.
Ноябрь 2017
Каждый педагог, общаясь с учениками, выбирает свой индивидуальный стиль.
Каждый находит свои ориентиры в профессиональной педагогической деятельности. Первой ступенькой в осуществлении технологии педагогического взаимодействия является осознание его сути, целей, принципов и содержания, которое реализуется в разнообразных формах воспитательной деятельности. Следующий шаг – это отбор способов, с помощью которых можно достичь результата. От учителя требуется профессиональное владение арсеналом методов, приемов, средств воспитания, необходимых для решения педагогических задач.
Что же определяет успех урока и мастерство учителя? Рецепты есть в медицине, а в педагогике готовых рецептов нет. Каждый урок - это своего рода произведение искусства. Мастерство учителя - это не % успеваемости и качества, оно объясняется особыми свойствами личности учителя, принципиально новыми подходами к уроку, к ученику.
Прежде всего, это жизненность цели. Стремлюсь помочь подросткам увидеть в своем предмете то, что может быть приложено к жизни каждого человека и к их жизни, убедить их, что цель всех, кто приходит в этот мир - постоянно стремиться к нравственным истинам.
Применяя современные технологии обучения, за основу все-таки беру традиционный урок и с удовольствием применяю все, что ново, интересно и полезно. Свою задачу вижу не в том, чтобы научить точным знаниям, а скорее ориентироваться в огромном мире информации, выбирать главное, знать и понять взаимосвязи и причины. Каждое новое поколение имеет что-то новое, приходится подстраиваться и учиться чему-то у них. Я за педагогику сотрудничества. Моё кредо «обучая, учись сама!».
Поэтому часто применяю поисково-исследовательские методы работы, работу с дополнительными источниками знаний, энциклопедиями и т.д.
Использую и групповые формы работы с элементами поисково-исследовательской деятельности, где на уроках решаются не только учебные, но и воспитательные задачи.
Чтобы занятия были интереснее, чтобы выйти из сферы повседневности, монотонности, будничности, провожу серию необычных уроков: уроки-ярмарки, путешествия, выставки, мониторинги и т.д. Это воспитывает в детях интерес, любовь к родной истории, романтике, общению, новизне.
Девизом для ребят в своей работе использую слова: «Не говори - не умею, говори – научусь».
«Чтобы детям было интересно учиться, вовсе не обязательно делать каждый урок занимательным. Секрет интереса вовсе не в занимательности, а в успехах детей, в их ощущении роста, движении, в достижении целей. Вчера не понимал - сегодня понял. Вот где радость! Вчера не умел - сегодня научился. Вот в чём счастье! Выходит, чтобы дети хорошо учились, надо, чтобы они…хорошо учились» (В. А. Сухомлинский)
Гораздо большего успеха в воспитании и обучении ребенка можно добиться в сотрудничестве и взаимопонимании учителя и родителей. Нет для учителя большей награды, чем слова благодарности ученика или его родителей, осознание того, что ты правильно направил или вложил хоть небольшую частицу добра или помог сделать выбор. У каждого ребенка есть те или иные способности, которые надо вовремя разглядеть и постараться развить. А как развить, или поддержать старательность и интерес ребенка - это талант учителя, его стремление к ситуации успеха, его доброе слово, его поддержка, похвала, сотрудничество.
Ученик для учителя должен быть не объектом, которым он управляет, а полноправным субъектом учения. Это значит, что педагог организует учебную деятельность не традиционно, а как процесс решения проблем разного уровня. Важным становится самостоятельный поиск ученика, а это зависит от того, насколько ученик овладевает методологией решения изучаемых проблем.
В своей работе процесс обучения стараюсь построить на основе использования инновационных технологий: технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления и применения компьютерных технологий.
В ходе решения проблемных ситуаций ученик овладевает содержанием предмета. Как создать такую ситуацию?
Можно использовать факты, идеи, вызывающие удивление, кажущиеся парадоксальными, поражающие своей неожиданностью.
Например:
- Почему с провозглашением «нового политического мышления» СССР быстро потерял своих союзников?
- Говорят, что в Ледовом побоище никто не кричал «Ура!»; зато в Куликовской битве «Ура!» раздавалось с обеих сторон. Подумайте, верно ли это и почему?
Можно создать ситуацию конфликта, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и представлениями. Например:
- По каким внешним признакам историки смогли доказать, что первые золотые и серебряные монеты князь Владимир начал чеканить только после крещения Руси?
- Почему долгие годы советское руководство отрицало факт существования секретного дополнительного протокола?
Можно создать ситуацию несоответствия, когда жизненный опыт слушателей противоречит научным данным, предъявленным в условиях задачи:
- В 58 томе энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1903 г.) рассказывается о взятии войсками Петра I Нотебурга: «Особый отряд был переправлен на берег, прервав сообщение крепости с Ниешанцем. Флотилия блокировала ее со стороны Ладожского озера. На самолете была устроена связь между обоими берегами Невы...». Разве в эпоху Петра I существовали самолеты?
Ситуация неопределенности возникает в случаях, когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для его решения. Расчет делается на сообразительность, смекалку и интуицию учащихся.
- Известно, что отец Владимира Мономаха знал 5 иностранных языков. Какие это могли быть языки?
- В Иркутске и Чите одна из городских улиц называется Дамской. Чем вы можете объяснить подобное название? (Эти улицы названы так в честь жен декабристов, которые последовали за своими мужьями в ссылку)
Бесспорным помощником в работе учителя являются ИКТ, которые использую во время урока для активизации познавательной деятельности учащихся: при изложении нового материала - визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point); закреплении изложенного материала (тренинг - разнообразные обучающие программы); система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы); самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы); тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).
На уроках использую следующие приемы ИКТ:
1. учебно-тренировочный центр - вырабатываются умения решать тесты по истории, обществознанию, используя сайты Интернета;
2. тестовый компьютер - позволяет проводить тестирование школьников по программе истории и обществознания с выставлением отметок по пятибалльной шкале \по типу ЕГЭ\ по любой теме;
3. демонстрация озвученных уроков, используя ресурсы Интернета;
4. поиск обучающимися интересных фактов, примеров по заданной теме, используя ресурсы Интернета;
5. домашние заготовки из интернета (организация мультимедийной поддержки сообщений, докладов, индивидуальных и творческих заданий);
6 . создание презентации, (к таким разделам курса истории, как изучение биографий известных личностей, обзорные темы, занятия, посвященные историко-культурной характеристике эпохи);
7. создание проектов на основе интернет ресурсов.
Использование презентаций позволяет:
• дать больший по объему материал; использовать больше наглядного материала, алгоритмы, таблицы. В своей работе я использую презентации нескольких видов:
• а) школьная лекция. Видеоряд с иллюстрациями, схемами, таблицами, тестами и т.п. Необходимые слайды выводятся на экран по мере необходимости, что позволяет поэтапно рассматривать основные вопросы темы. Здесь же используются слайд – задание;
• б) презентации – экскурсии на уроках истории;
• в) домашние презентации учеников. Они позволяют учащимся более качественно проиллюстрировать свое сообщение или ликвидировать пробелы в знаниях.
Дополнительный материал, интересные учебники, грамотные тренажеры, тесты для контроля знаний - все это увлекает ребят, делает урок живым, запоминающимся, высвобождает время учителя, улучшает взаимопонимание его с учениками. Особо запоминающимися для детей являются уроки с использованием ЭОР.
Уроки с применением компьютера становятся приоритетными и для учителя, и для ученика. Здесь возможно соединить движение, изображение, звук, что действует на все органы восприятия ребенка и лучше запоминается. Можно совершать путешествия по разным странам и знакомить учащихся с мировыми шедеврами архитектуры, скульптуры, изобразительного искусства, литературы. Учитель может остановить мгновение с помощью пульта и обратить внимание учащихся на определенное явление литературы.
Мультимедийные и интерактивные модели, разнообразный иллюстративный материал поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших карт, схем и таблиц.
Стараюсь учить детей работать с информацией в глобальной сети, критически относиться к ней, подвергая анализу и творческому осмыслению.
Как решить проблему скачивания готовых проектов? Надо показать, что ученик может написать лучше, интереснее. Поэтому скаченные проекты надо всегда анализировать, проводить работу над ошибками. Чтобы узнать, достоверна ли скаченная информации, надо обратиться к электронному учебнику. Он сможет подсказать, помочь отличить научную информацию от суждений и субъективных, антинаучных мнений. В электронных учебниках есть уже необходимые отсылки, большой справочный, иллюстративный, музыкальный ряд, развернутый методический аппарат, тесты, рабочие тетради.
Преимущество интернет - ресурсов в том, что они
1. способствуют совершенствованию практических умений и навыков;
2. позволяют индивидуализировать процесс обучения;
3. повышают интерес к урокам русского языка и литературы;
4. активизируют познавательную деятельность учащегося;
5. развивают их творческий потенциал;
6. делают урок современным.
Проводимая работа дает неплохие результаты. Выпускники достаточно успешно сдают экзамены по обществознанию и истории в формате ГИА, участвуют и побеждают в предметных олимпиадах.
Применение выше указанных методов позволяет принимать участие и добиваться хороших результатов в различных сетевых конкурсах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИКТ на уроках математике и внеурочной деятельности учителя. Обобщение опыта работы.
В работе представлены собственные разработки учителя по использованию ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности по математике....
Повышение педагогического мастерства учителя через организацию работы методического объединения.
Методическое объединение иностранных языков МБОУ СОШ №3 работает над темой:Формирование ключевых компетенций учащихся в контексте новых требований к освоению образовательных стандартов через при...
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ ЭКОНОМИКИ В ШКОЛЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ЭКОНОМИКИ)
Организация проектной деятельности учащихся в школе является одним из приоритетов современного образования. Широко применяется как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. Развивающи...
Статья на тему: «Формирование и развитие компетенций одарённых детей в ходе реализации технологии наставничества в школе по модели «ученик-ученик-учитель» (из опыта работы Натальи Сергеевны Медведенко, учителя биологии высшей квалификационной категории)
Данная методическая разработка представляет собой практический опыт реализации технологии наставничества в школе по модели «Ученик-ученик-учитель» в рамках внеурочной ...
Наставник – больше, чем учитель. Из опыта работы учителя географии
В статье приводится опыт наставничества, рассматриваются черты, которые отличают наставника и рекомендации каким должен быть наставник....
ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ. АННОТАЦИЯ НА МАТЕРИАЛЫ ОПЫТА Делимся опытом с коллегами и молодыми учителями…
Обобщение опыта (из опыта работы по методической теме учителя)....