Приемы работы с научным текстом на уроках истории и обществознания (из опыта работы учителя).
статья
...
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приемы работы с научным текстом на уроках истории и обществознания (из опыта работы учителя).
В современной школе необходимо организовать работу на уроке так, чтобы учащиеся максимально самостоятельно «добывали» нужную информация, анализировали ее, а затем и применяли на практике. Уроки истории и обществознания имеют большой потенциал для реализации этой задачи и позволяют научить различным приемам работы с текстом.
Задания, связанные с поиском информации:
- найти в тексте ответ на поставленный вопрос;
- найти в тексте предложение, которое соответствует иллюстрации;
- найти и выписать (кратко сформулировать своими словами) определение исторического термина, понятия;
Например, Обществознание 8 кл.
Прочитайте текст (учебник под. ред. Боголюбова Л.Н. и др.) на стр. 183 – 184 о социальной мобильности и составьте определение к понятию «социальный лифт».
- прочитать отрывок, выделить главную мысль.
Например, История России 8 кл.
Прочитайте в §23 (учебник Н.М. Арсентьев, А.А.Данилов, история России 8 кл.) пункт 6 и сформулируйте четыре значения освоения Крыма и Новороссии для России.
Задания, связанные с развитием устной речи:
- прочитать и ответить на вопрос, требующий не простого нахождения ответа в тексте, а определенных мыслительных операций;
Например, 6 кл. (История России. 6 класс. Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева под.ред. А.В. Торкунова)
Прочитайте на стр. 57 – 58 о появлении бумаги в России в 14 веке. И сделайте вывод о том, как это отразилась на развитии культуры.
- прочитав, рассказать о своих впечатлениях;
Задания, связанные с развитием устной речи:
- прочитать (ответить на вопросы, заполнить задание рабочего листа) и рассказать друг другу о прочитанном;
Например, 8 кл. История России. На уроке по теме «Российское общество в Петровскую эпоху» была организована работа в малых группах (по 3 человека). Каждый участник группы работает по учебнику со своей частью (Дворянское сословие, горожане или крестьянство по учебнику Н.М. Арсентьев, А.А.Данилов, история России 8 кл. §9) задания на рабочем листе, затем участники группы рассказывают друг другу свои части темы и завершают заполнение рабочих листов.
Задания, связанные с развитием устной речи:
- составить предложения с новыми терминами.
Например, 6 класс Обществознание (Повторительно-обобщающий урок по теме «Нравственные основы жизни»)
Задание № 2: составьте и запишите предложение с каждым из предложенных понятий.
1) Золотое правило нравственности
2) Страх
3) Фобия
4) Гуманизм.
Задания, развивающие умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, выявлять закономерности:
- ознакомившись с текстом или слушая рассказ, выделить причины явления, события, повод к нему;
- подобрать в тексте факты, доказывающие тезис;
- прочитав текст, выполнить задание, требующее умения анализировать текст, сопоставлять два и более текста, проверить сравнение;
- придумать к данному тексту вопросы – как показывает практика, одно из наиболее сложных заданий для учащихся, поэтому полезно, например, ранжирование вопросов (по типам):
Вопросы, направленные на репродукцию знаний начинаются со слов: «Кто…?», «Что…?», «Когда…?», «Сколько…?» и т.д.
Вопросы, направленные на репродукцию процесса начинаются со слов «Как…?», «Каким образом…?» и т.п.
Вопросы на выявление причинно-следственных связей начинаются со слов «Почему…?», «В чём причины…?» и т.п.
Вопросы, требующие анализа, синтеза новых знаний, начинаются со слов «Что общего…?», «В чём особенности…?», «Сравните…», «Докажите…».
Задания, развивающие умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, выявлять закономерности:
- составить план текста (простой, сложный, тезисный, цитатный) или превратить простой план в сложный – раскрыть пункты;
- заполнить таблицу: сравнительно-обобщающую; хронологическую, систематизирующую;
Например, История средних веков 6кл в работе над темой «Образование централизованных государств в Западной Европе» можно составить с учащимися таблицу на сравнение сословно-представительных органов власти по §18 – 19 (учебник Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс Е.В. Агибалова Г.М. Донской).
Задания, развивающие умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, выявлять закономерности:
- составить (дополнить) схему, кластер.
Например, Обществознание 6 кл (по учебнику Обществознание. 6 класс. под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой)
- Найти в тексте исторические ошибки. (работа с текстом, подготовленным учителем).
Например, в 6 класса на уроках истории после изучения темы «Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва» можно предложить учащимся следующее задание:
Анализ текста документов (исторических, законодательных и т.д.) является важной составляющей изучения курсов истории и обществознания и необходим для успешной сдачи единого государственного экзамена. Учитель формирует умение давать критическую оценку документа. Ученики должны уметь определить главные идеи документа, выявлять проблемы, поставленные автором, а также должны находить доказательства тому или иному положению. Для работы с историческими документами можно использовать следующие виды работ:
- объяснить значение понятий, употребляющихся в тексте документа;
- сравнить текст документа с содержанием учебника;
- пользуясь памяткой, проанализировать исторический источник;
- используя документ, доказать тезис;
- выбрать главное и второстепенное в содержании документа, аргументировать свой выбор;
- ответить на вопросы к документу.
Для успешного развития у учащихся умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и выявлять закономерности при работе с научным текстом также можно использовать
приём «Составь задание». Учащимся на уроке предлагается учиться, не только выполнять, но и составлять задания сами:
- Тесты по материалу параграфа, темы, раздела учебника: альтернативные тесты, тесты на соответствие или на исключение лишнего, на восстановление последовательности и т.д.
- Кроссворды. Для составления кроссворда можно предлагать готовое ключевое слово (словосочетание), обобщающее, например, материал темы.
Например, на повторительно-обобщающем уроке обществознания 6 класс по теме «Человек среди людей» учащимся было предложено записать название темы по вертикале, как «ключевое слово» кроссворда и на каждую букву подобрать из темы термин или понятие и задать к нему вопрос.
Такие задания лучше задавать на дом или использовать на повторительно-обобщающих уроках, особенно обществознания в 5 – 6 классах.
Анализ различных приемов работы с научным текстом на уроках истории и обществознания показывает, что их разнообразие на уроках способствует тому, что учащиеся не только учатся анализировать, сравнивать, сопоставлять, но и осваивают все новые формы работы, которые обязательно найдут практическое применение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Цифровые образовательные ресурсы на уроках истории и обществознания". (из опыта работы)
Использование мультимедиа на уроках – это требование сегодняшнего дня, с одной стороны, и огромная помощь в работе учителя, с другой. Это является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптим...
Методическая разработка: АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Методическая разработка призвана помочь учителю активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках через систематизацию материала при помощи алгоритмов деятельности....
Систематизация и обобщение материала на уроках истории и обществознания (из опыта работы)
В статье предлагаются различные приемы организациии работы, направленной на систематизациюи обобщение материала на уроках истории и обществознания....
Статья «ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ». (Из опыта работы)
Статья. Эссе, представленное на первом заочном туре районного конкурса педагогических достижений в номинации "Мастерство учителя"....
Развитие грамотности чтения через работу с внеучебными текстами на уроках истории и обществознания.
Современные тенденции в оценке образовательных достижений направлены не только на определение уровня освоения школьных программ, но и на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания...
Развитие грамотности чтения через работу с внеучебными текстами на уроках истории и обществознания.
Великий педагог XIX века К.Д. Ушинский говорил: «Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!» И это возможно, если формировать и развивать функциональную грам...
Использование современных педагогических технологий на уроке Истории и обществознания (из опыта работы)
В данной статье, на основе личного опыта и применения собственной разработки урока обществознания, рассказывается о использовании технологии диалогового взаимодействия.Технология диалогового взаимодей...