Приемы работы с научным текстом на уроках истории и обществознания (из опыта работы учителя).
статья

Степанова Наталья Александровна

Предварительный просмотр:

Приемы работы с научным текстом на уроках истории и обществознания (из опыта работы учителя).

В современной школе необходимо организовать работу на уроке так, чтобы учащиеся максимально самостоятельно «добывали» нужную информация, анализировали ее, а затем и применяли на практике. Уроки истории и обществознания имеют большой потенциал для реализации этой задачи и  позволяют научить  различным приемам работы с текстом.

Задания, связанные с поиском информации:

  • найти в тексте ответ на поставленный вопрос;
  • найти в тексте предложение, которое соответствует иллюстрации;
  • найти и выписать (кратко сформулировать своими словами) определение исторического термина, понятия;

Например, Обществознание 8 кл.

Прочитайте текст (учебник под. ред. Боголюбова Л.Н. и др.) на стр. 183 – 184 о социальной мобильности и составьте определение  к понятию «социальный лифт».

  • прочитать отрывок, выделить главную мысль.

Например, История России 8 кл.

Прочитайте в §23 (учебник  Н.М. Арсентьев, А.А.Данилов, история России 8 кл.) пункт 6 и сформулируйте  четыре значения освоения Крыма и Новороссии для России.

Задания, связанные с развитием устной речи:

  • прочитать и ответить на вопрос, требующий не простого нахождения ответа в тексте, а определенных мыслительных операций;

Например, 6 кл. (История России. 6 класс. Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева  под.ред. А.В. Торкунова)

Прочитайте на стр. 57 – 58 о появлении  бумаги в России в 14 веке. И сделайте вывод о том, как это отразилась на развитии культуры.

  • прочитав, рассказать о своих впечатлениях;

 Задания, связанные с развитием устной речи:

  • прочитать  (ответить на вопросы, заполнить задание рабочего листа) и рассказать друг другу о прочитанном;

Например, 8 кл. История России.   На уроке по теме «Российское общество в Петровскую эпоху» была организована работа в малых группах (по 3 человека).  Каждый участник группы работает по учебнику  со своей  частью  (Дворянское сословие, горожане или крестьянство по учебнику Н.М. Арсентьев, А.А.Данилов, история России 8 кл. §9) задания на рабочем листе, затем участники группы рассказывают друг другу свои части темы и завершают заполнение рабочих листов.

Задания, связанные с развитием устной речи:

  • составить предложения с новыми терминами.

Например,   6 класс Обществознание (Повторительно-обобщающий урок по теме «Нравственные основы жизни»)

Задание № 2: составьте и запишите предложение с каждым из предложенных понятий.

1) Золотое правило нравственности

2) Страх

3) Фобия

4) Гуманизм.

Задания, развивающие умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, выявлять закономерности:

  • ознакомившись с текстом или слушая рассказ, выделить причины явления, события, повод к нему;
  • подобрать в тексте факты, доказывающие тезис;
  • прочитав текст, выполнить задание, требующее умения анализировать текст, сопоставлять два и более текста, проверить сравнение;
  • придумать к данному тексту вопросы – как показывает практика, одно из наиболее сложных заданий для учащихся, поэтому полезно, например, ранжирование вопросов (по типам):

Вопросы, направленные  на репродукцию знаний  начинаются со слов: «Кто…?»,  «Что…?»,   «Когда…?», «Сколько…?» и т.д.

Вопросы, направленные на репродукцию процесса начинаются со слов «Как…?», «Каким образом…?» и т.п.

Вопросы на выявление причинно-следственных связей начинаются со слов «Почему…?», «В чём причины…?» и т.п.

Вопросы, требующие анализа, синтеза новых знаний, начинаются со слов «Что общего…?», «В чём особенности…?», «Сравните…», «Докажите…».

Задания, развивающие умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, выявлять закономерности:

  • составить план текста  (простой, сложный, тезисный, цитатный) или превратить простой план в сложный – раскрыть пункты;
  • заполнить таблицу: сравнительно-обобщающую; хронологическую, систематизирующую;

Например, История средних веков 6кл в работе над темой «Образование централизованных государств в Западной Европе» можно составить с учащимися таблицу на сравнение сословно-представительных органов власти по §18 – 19 (учебник  Всеобщая история. История Средних веков.  6 класс  Е.В. Агибалова Г.М. Донской).

C:\Users\Anton\Desktop\121.png

Задания, развивающие умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, выявлять закономерности:

  • составить (дополнить) схему, кластер.

Например, Обществознание 6 кл (по учебнику Обществознание. 6 класс. под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой)

C:\Users\Anton\Desktop\1.png

  • Найти в тексте  исторические  ошибки.  (работа с текстом, подготовленным учителем).

Например, в 6 класса на уроках истории после изучения темы «Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва»  можно предложить учащимся следующее задание:

C:\Users\Anton\Desktop\111.png

           Анализ текста документов (исторических, законодательных и т.д.)  является важной составляющей  изучения курсов истории и обществознания и необходим для успешной сдачи  единого государственного экзамена. Учитель формирует умение давать критическую оценку документа. Ученики должны уметь определить главные идеи документа, выявлять проблемы, поставленные автором, а также должны находить доказательства тому или иному положению. Для работы с историческими документами можно использовать следующие виды работ:

  • объяснить значение понятий, употребляющихся в тексте документа;
  • сравнить текст документа с содержанием учебника;
  • пользуясь памяткой, проанализировать исторический источник;
  • используя документ, доказать тезис;
  • выбрать главное и второстепенное в содержании документа, аргументировать свой выбор;
  • ответить на вопросы к документу.

 Для успешного   развития у учащихся   умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и выявлять закономерности  при работе с научным текстом  также  можно использовать

приём «Составь задание».  Учащимся  на уроке предлагается учиться, не только выполнять, но и  составлять задания сами:

  • Тесты по материалу параграфа, темы, раздела учебника: альтернативные тесты, тесты на соответствие или на исключение лишнего, на восстановление последовательности и т.д.
  • Кроссворды. Для составления кроссворда можно предлагать готовое ключевое слово (словосочетание), обобщающее, например, материал темы.

   Например, на повторительно-обобщающем уроке  обществознания 6 класс по теме «Человек среди людей» учащимся было предложено записать название темы по вертикале, как «ключевое слово» кроссворда и на каждую букву  подобрать из темы термин или понятие и задать к нему вопрос.

Такие задания лучше задавать на дом или использовать на повторительно-обобщающих уроках, особенно обществознания в 5 – 6 классах.

Анализ различных приемов работы с научным текстом на уроках истории и обществознания показывает, что их разнообразие на уроках способствует тому, что учащиеся не только учатся анализировать, сравнивать, сопоставлять, но и осваивают все новые формы работы, которые обязательно найдут практическое применение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Цифровые образовательные ресурсы на уроках истории и обществознания". (из опыта работы)

Использование мультимедиа на уроках – это требование сегодняшнего дня, с одной стороны, и огромная помощь в работе учителя, с другой. Это является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптим...

Методическая разработка: АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Методическая разработка призвана помочь учителю активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках через систематизацию материала при помощи алгоритмов деятельности....

Систематизация и обобщение материала на уроках истории и обществознания (из опыта работы)

В статье предлагаются различные приемы организациии работы, направленной на систематизациюи обобщение материала на уроках истории и обществознания....

Статья «ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ». (Из опыта работы)

Статья. Эссе, представленное на первом заочном туре районного конкурса педагогических достижений в номинации "Мастерство учителя"....

Развитие грамотности чтения через работу с внеучебными текстами на уроках истории и обществознания.

Современные тенденции в оценке образовательных достижений направлены не только на определение уровня освоения школьных программ, но и на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания...

Развитие грамотности чтения через работу с внеучебными текстами на уроках истории и обществознания.

Великий педагог XIX века К.Д. Ушинский говорил: «Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!» И это возможно, если формировать и развивать функциональную грам...

Использование современных педагогических технологий на уроке Истории и обществознания (из опыта работы)

В данной статье, на основе личного опыта и применения собственной разработки урока обществознания, рассказывается о использовании технологии диалогового взаимодействия.Технология диалогового взаимодей...