Наставник – больше, чем учитель. Из опыта работы учителя географии
статья по географии

Биловус Надежда Ярославовна

В статье приводится опыт наставничества, рассматриваются черты, которые отличают наставника и рекомендации каким должен быть наставник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnichestvo.docx152.55 КБ

Предварительный просмотр:

Наставник – больше, чем учитель. Из опыта работы учителя географии

Ученики за школьные годы должны получить такие навыки, которые пригодятся во взрослой жизни: умение сотрудничать с разными людьми, критически, логически и творчески мыслить. Но сегодня роль педагога сводится во многом к обучению и донесению знаний до учеников. Например, помочь освоить материал по предмету для перехода в следующий класс, сдать успешно ОГЭ или ЕГЭ, хорошо написать контрольную работу.

В отличие от учителя, наставник не оценивает академические знания человека с помощью тестов или контрольных работ.

Наставник развивает способности ученика, передавая свой опыт, помогая школьнику расти и развиваться.

А еще он направляет ученика и акцентирует внимание на его сильных сторонах: такой подход в будущем помогает ученикам достигать значимых результатов. Речь идет не только об успеваемости, но и о том, чтобы у каждого была возможность реализовать свой потенциал независимо от жизненных условий.

Что отличает наставника от учителя?

Знания в нескольких областях. Сегодня профессии существуют на стыке нескольких дисциплин, поэтому важно и в обучении использовать междисциплинарный подход. 

Взаимодействие с учениками в долгосрочной перспективе. Наставники обучают навыкам, которые будут применимы и полезны на протяжении всей жизни — профессиональной или личной. С такими наставниками хочется поддерживать контакт, поскольку их мудрость и опыт могут помочь в обычной жизни.

Индивидуализация образовательного процесса на основе запросов учеников. Наставники учитывают индивидуальные особенности и сильные стороны учащихся в процессе обучения. Благодаря этому ученик разносторонне развивается и находит свое призвание.

Ориентация на прикладные знания. Задача наставника не только передать ученику знания, но и добиться того, чтобы он их усвоил и знал, как применить в реальной жизни.

Предоставление возможности самостоятельно принимать решения. Педагог-наставник предоставляет ученикам возможность находить и принимать решения, определять, каким путем или способами прийти к решению поставленной задачи. Этот навык поможет в будущем любому школьнику.

Личность наставника. Наставник в корне отличается от обычного учителя: он должен вести за собой, вдохновлять, мотивировать учеников своими успехами, вызывать доверие и уважение. Часто их помнят на протяжении всей жизни, а находят иногда далеко за пределами школы. 

Наставник может себя проявить во внеурочной и проектной деятельности.

В 10 классе я веду предмет «Индивидуальный проект». На этих занятиях я учу как найти интересную тему, поставить цели и задачи проекта, учу методике проведения опроса, обработке статистических материалов. Темы проектов часто совпадают с тематикой школьного географического клуба. Участники клуба участвуют в мероприятиях Русского географического общества, мероприятиях дирекции Особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга. Например: «Ночь географии» в штаб-квартире РГО, волонтерский проект «Общеевропейский учет птиц», соревнования по спортивной орнитологии и др.

Ученица 11 класса в прошлом году Мусоринна Анна защитила проект «Проведение активных перемен в начальной школе».  Аня увлеченно играла с учениками начальной школы в подвижные игры. Она поняла, что эта работа является важной для конкретных детей. К тому же девушка занимается много лет легкой атлетикой, мечтает поступит в спортивный университет и стать тренером. Аня увлеченная, общественная активная сама подала заявку на конкурс «Большая перемена».  Составила проект по открытию художественной школы при студии художника жителя Ломоносова. Проект положительно оценили, признали жизнеспособным. Аня прошла в полуфинал конкурса и поехала в Ярославль, где работала в смешанной команде ребят из разных регионов. Да, я наставник, но мое участие в ее работе было минимальным. В течении лета она набирала баллы за участие в общественных мероприятиях города. И даже когда, как ей показалось, оценили несправедливо подала апелляцию и выиграла. Сейчас Аня уехала в Архангельск с экскурсией – награда за победу в полуфинале «Большой перемены». Финал проходил в Артеке. Аня была в Артеке 5 раз, что было результатом ее работы. Она чрезывычайно активна и никогда не отказывается от предложений поучаствовать в конкурсах. Мы с ней записывали видеоролики на конкурсы «Экология – дело каждого» и «Смотри, это Россия».

Темы некоторых проектов появляются благодаря участию в конкурсах. С другим моим учеником в прошлом году мы участвовали в многоэтапном проекте «Цифровой лесничий».  Тематика конкурса на стыке географии и информатики. Конкурс состоял из двух этапов, где давалась небольшая инструкция, остальную информацию искали в источниках.  Финал конкурса проходил в Кабардино-Балкарии на Кавказе, на базе регионального детского центра «Антарес». Там работали преподаватели Пермского университета, обучали практическим навыкам по лесному хозяйству.  Эти люди и были наставниками. Итоговая работа Никиты в лагере стала его зачетной работой в индивидуальном школьном проекте. Никита учится в одном классе с Аней и готовится к поступлению в Гидрометеорологический университет. Никита стал лауреатом конкурса, а этот конкурс входит в список официальных конкурсов министерства просвещения. Грамота дает дополнительные баллы при поступлении. Я надеюсь, что и Никита станет студентом избранного учебного заведения.

В настоящее время члены географического клуба, ученики 8 класса Алексеев Иван и Верозубов Игорь отправляются на географическую смену в лагерь «Смена» в Анапу. Для этого необходимо было собрать портфолио с достижениями по географии, экологии, истории, краеведению и др. Выполнить домашнее задание – сделать буктреллер о Георгии Седове.

Нынешние десятиклассники готовят несколько интересных социально и научно значимых тем: «Обучение сортировке пластика учеников параллели вторых классов», «Анализ содержания пылевых частиц в снежном покрове города Ломоносов», «Изучение кормовой базы лесных птиц на примере парка Сергиевка».

Без ложной скромности скажу, что ребята увидели во мне мое знание предмета, интерес к научной работе, заинтересованность в результатах учеников.

Как стать наставником?

Наставники могут быть образцом для подражания, голосом разума или надежным ресурсом, который помогает ученикам расти профессионально. Чтобы стать наставником в образовательной среде, необходимо развить несколько параметров:

Опыт работы в области наставничества. Нельзя стать наставником, если нет опыта в той области умений, в которой нуждается ученик. Наставник может предугадать, с какими трудностями столкнется студент, и понять, как их преодолеть.

Энтузиазм.  Вовлеченность в свое дело передается и ученику. Если же преподаватель сам равнодушен к происходящему, то в ученике пробудить интерес будет достаточно сложно.

Способность преподавать индивидуально. Чтобы стать наставником, нужны лидерские качества и умение адаптировать подход к конкретному человеку.

Желание помочь ученику раскрыть свой потенциал. Любой наставник хочет, чтобы его ученик достиг великих высот и своих целей.

Навыки коммуникации. Каждому наставнику необходимы развитые навыки общения, чтобы построить успешные и продуктивные отношения с учеником и его родителями.

Умение мотивировать. Одна из задач наставника — мотивировать ученика не только высокими оценками или же, наоборот, применяя какие-то санкции. Опытный наставник вдохновляет в том числе своим примером.

Ответственность. Наставничество, на самом деле, двусторонний процесс. Однако большая часть ответственности все равно лежит на наставнике. Он контролирует и отслеживает результаты, анализирует ошибки и отвечает за вовлеченность ученика.

Изменения, произошедшие в обществе за последнее время, требуют пересмотра сложившейся системы образования, ориентированной в основном на освоение предметной образовательной программы.

Идея наставничества шире: наставник не просто объясняет материал, он является «проводником», который развивает у ученика soft skills, делится опытом, поддерживает морально, мотивирует. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщениеи опыта работы учителя географии и биологии Фроловой Н.В.Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средства формирования коммуникативной компетентности школьников.

Развивающемуся обществу  нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные...

Выступление на секции учителей географии по теме "Проектные технологии на уроках и во внеурочной работе по географии"(Из опыта работы учителя географии Прониной Антонины Ивановны"

Учитель делится опытом своей работы по использованию проектной технологии на уроках и внеурочной деятельности по географии....

Целостное обобщение опыта работы учителя географии по теме: «Использование современных инновационных технологий на уроках географии»

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,мерило его интеллектуального богатства,показатель его кругозора и эрудиции.В. Сухомлинский Современная школа многого требует от учителя ...

Инновационный опыт учителя географии МОУ "Новотроицкая СОШ" (Из опыта работы учителя"

В статье учитель рассказывает о своем опыте работы, о своей методической проблеме "Проектно-ииследовательская деятельность на уроках географии и во внеурочное время"...

Из опыта работы учителя географии Жамбаловой О.А " Использование образовательных технологий на уроках географии"

Целью своей работы считаю не только повышение качества образования и воспитания школьников, но и научить учиться, развивать интерес к учению, т.е. создать оптимальные условия для развития интеллекту...