Конспект урока по теме "Ассирийская держава"
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме
Конспект открытого урока и презентация к нему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ASSIRIYSKAYa_DERZhAVA.docx | 21.53 КБ |
Предварительный просмотр:
АССИРИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
Цели урока:
Образовательная: познакомить учащихся с историей открытия железа, показать значение этого открытия для развития хозяйства и военного дела. Подвести учащихся к пониманию причин возникновения и гибели Ассирии.
Воспитательная: воспитывать понимание того, что зло всегда наказуемо. Воспитывать интерес к предмету.
Развивающая: продолжить формировать умения работать с исторической картой, выделять опорные знания в тексте, иллюстрациях. Развивать монологическую речь учащихся с опорой на памятку. Развивать мыслительные способности учеников.
Оборудование: учебник Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История Древнего мира. М., «Русское слово», 2008; раздаточный материал, компьютерная презентация, образцы железной и медной руды.
Тип урока: заочное путешествие.
План урока.
- Освоение железа.
- Ассирийское войско.
- Завоевания ассирийских царей.
- Гибель Ассирийского царства.
Ход урока.
Вводное слово учителя Постановка задачи, знакомство с памяткой Закрепление Умения работать с исторической картой запись в тетрадях п.1 и 2 памятки рассказ учителя показ образцов руды железной Запись в тетрадях п.3 памятки Разгадывание кроссворда Продолжение рассказа учителя Иллюстрация стр.91 в учебнике Слайд- переправа через реку Слайд - таран Слайд – карта завоеваний Запись в тетрадях п.5 памятки Слайд – возвращение войска в Ниневию Запись в тетрадях п.4 памятки Продолжение рассказа учителя Запись в тетрадях п.6 памятки. Развитие моно логической речи Закрепление умения работать с лентой времени | Мог ли лев расположить свое логовище на Тигре? Ответ: конечно мог. Ведь Тигр – это название одной из рек в Двуречье, а «Логовище льва» - это название столицы Древней Ассирии города Ниневии. Сегодня мы с вами совершим туда путешествие. Опираясь на полученную памятку – характеристику страны мы будем с вами составлять рассказ об Ассирии. Эта памятка универсальна, пользуясь ей, вы сможете грамотно рассказать о любой стране. Слайд – карта Двуречья. Посмотрите на карту. Здесь изображены все страны, которые вы уже успели изучить. И если мы с вами с караваном торговцев пойдем вдоль побережья Средиземного моря на северо-восток, то через несколько дней пути окажемся на берегу Евфрат. ( Египтяне, правда, почему-то говорили, что это река, которая течет наоборот. Как вы думаете, может ли река течь наоборот? А почему египтяне так говорили? Ответ: Нил течет с юга на север, а Евфрат с севера на юг. Египтяне не знали других рек, кроме Нила). Но наша цель находится ГОРАЗДО дальше – это верхнее течение реки Тигр. Там и располагалась Древняя Ассирия. Давайте проверим, правильно ли мы определили географическое положение страны. Откройте учебники на стр. 91 и прочитаем первые 2 абзаца $ 17. Какие природные особенности местности вы нашли? Ответ: плодородных земель мало, предгорья и горы, богатые железной рудой.
Ассирийцы одними из первых овладели способом добычи и обработки железа. А какие металлы люди уже знали и пользовались ими? Ответ: Это медь и бронза. Меди в природе гораздо меньше, чем железа, но люди начали ей пользоваться 9 тыс. лет назад, а железом только 3 тыс. лет назад. Как вы думаете почему? Ответ: медь встречается в природе в виде слитков и не ржавеет, а железо, если его бросить в землю – ржавеет и виде слитков не встречается. Тысячи лет люди ходили по рыжевато-красной земле и не подозревали, что это железная руда, из которой можно добывать вещество, гораздо более твердое, чем медь. В чистом виде железо – мягкий металл, но люди научились изготовлять из железа сталь. А для чего им это было нужно? В Ассирии почва была твердая, поэтому долгое время основными занятиями жителей оставалась охота и скотоводство. Но с появлением стальных плугов, лопат и мотыг земледелие стало процветать.
Ассирия просуществовала почти 700 лет и постоянно вела войны. Цари этой страны создали большое и могучее войско. А для чего им нужно было большое войско? Ответ: собственная территория ассирийцев была небольшой, поэтому они захватывали земли других народов. Из кого войско состояло и чем было вооружено? Чтобы ответить на этот вопрос нужно разгадать кроссворд! Ответы: лучники, таран, воины, колесницы, лестницы, стрелы. Давайте посмотрим иллюстрации в учебнике. Все ли мы назвали? Стр.91 – всадник, стр.92 – таран, стр.94 – лучники. Войско было вооружено стальным оружием, которое с легкостью разрубало пополам бронзовые мечи и щиты. Поэтому долгое время ассирийская армия была непобедима. Ассирийцы первыми начали использовать конницу. Подумайте, какими преимуществами обладает конный всадник перед боевой колесницей? Ответ: ему не страшны кочки и лужи. Он переберется через овраг и реку, перепрыгнет через канаву или лежащее на дороге бревно. Конница становится важным родом войск. Также ассирийские воины умели переплывать реки. Они брали кожаные мешки, надували их воздухом, затем завязывали веревкой отверстие, и на этих мешках переплывали бурные реки. А ещё ассирийцы изобрели таран. Знакомо ли вам это устройство? Для чего оно? Ответ: это бревно с наконечником, прикрепленное к подвижной деревянной башне. Лучники, стоявшие наверху, пускали стрелы. Другие лучники прятались внутри и были готовы броситься в атаку, как только в городской стене появится брешь.
Посмотрите на карту. Какие известные вам страны завоевала Ассирия? Это Двуречье, Финикия, Иудея, Египет. Во все области своей державы и соседние страны ассирийцы посылали своих шпионов, которые следили за всем, что происходит и доносили в Ниневию. Царь вовремя узнавал о готовящемся против него восстании, о передвижении вражеских войск или строительстве крепости. Узнав о планах противников, царь Ассирии незамедлительно громил врагов поодиночке, не давал им объединиться. Стр. 93 в учебнике. Давайте зачитаем первые 2 абзаца, как обращались с побежденными. Как вы думаете, любили ли завоеванные народы ассирийцев? Ответ: конечно нет. А вот как выглядело возвращение Ассирийского царя из похода. Кто изображен в центре картины? Как обращаются с побежденными? Ответ: это ассирийский царь Ашшурбанапал. В колесницу вместо лошадей запряжены цари завоеванных стран. Какому страшному унижению они подвергаются!!! Теперь мы можем записать пропущенный пункт памятки - №4. Но Ашшурбанапал вошел в историю не только как жестокий завоеватель. Он был самым образованным из царей Ассирии. Судьба его была необычной: его отец, царь Синаххериб, объявил своим наследником младшего сына, а Ашшурбанапала решили сделать жрецом. Его отдали учиться в писцовую школу, где долгие годы он учился клинописи. Потом царь-отец изменил свое решение. Став царем, Ашшурбанапал не утратил страсть к чтению. Во все концы Ассирийской державы он разослал писцов, которые снимали копии со старинных книг, хранившихся в храмах и дворцах. Писец должен был знак за знаком переписать текст, а затем его сверить. Поэтому на многих книгах есть надпись – «с древнего подлинника списано, а затем проверено». Так впервые в мире была создана библиотека.
Казалось, могуществу Ассирии не будет конца. Но!!! Покоренные народы люто ненавидели Ассирию. Один за другим они отказывались ей повиноваться. Как вы думаете почему? Ответ: Да! Зло всегда наказуемо! А какие факты из современной жизни вы можете привести в доказательство того, что зло всегда наказуемо? После смерти Ашшурбанапала от Ассирии отделился Вавилон. Вавилоняне заключили союз с мидийцами. Союзники вторглись в Ассирию. После долгой осады Ниневия была взята, а царский дворец сожжен. Это произошло в 612 году до н.э. На этом наше путешествие в Древнюю Ассирию подошло к концу.
1)Пользуясь памяткой, расскажите об Ассирийской державе. 2)Отработка даты. Мог ли вавилонский царь Хаммурапи любоваться развалинами Ниневии? Докажите! ---------------------------------------------------------------------- 1750-612 – 1138 не мог. Хаммурапи умер за 1138 лет до этого события. - представьте себе, что вы посетили Ниневию за 5 лет до её захвата, какой это год? - вы побывали на развалинах Ниневии спустя 1 год, какой это год? 3)Разгадайте кроссворд «Ассирийское царство»
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока с презентацией по истории средних веков "Поднебесная держава"
Конспект урока по истории средних веков с презентацией....
Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе "Ассирийская Держава"
Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по ФГОС "Ассирийская держава" с приложением...
Конспект урока истории на тему "Ассирийская держава" в 5 классах
При ознакомлении учащихся с ассирийской державой используются загадки,истроическая викторина,кроссворд....
Конспект урока для 5 класса "Ассирийская держава"
Урок в 5-м классе по теме "Ассирийская держава"Цель урока:· познакомить учащихся с понятием "держава";· выяснить в ч...
План - конспект урока истории в 6-м классе "Китай: распад и восстановление единой державы"
План урока составлен с опорой на источник - книгу Марко Поло "Книга о рзнообразии мира", есть тестовый материал для проверки знаний....
Конспект урока "Персидская держава царя царей"
Конспект урока по истории в 5 классе по теме: "Персидская держава царя царей"...
Конспект урока по теме: "Ассирийская держава"
Конспект урока истории в 5 классе...
Комментарии
Мои рекомендации