Конспект урока истории. 6 класс. Тема: Образование варварских королевств Государство франков и христианская церковь в 6-8 веках
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Класс 6а, 6б
Дата: 08.09.2015
Тема: Образование варварских королевств Государство франков и христианская церковь в 6-8 веках
Цель: познакомить учащихся с историей возникновения Франкского королевства, с особенностями управления государством. дать представление об эпохе Средних веков, основных источниках знаний о данном периоде истории человечества.
Основные понятия: история, средние века, исторический источник, вещественный исторический источник, письменный исторический источник, этнографический источник.
Оборудование: учебник, ноутбук, проектор, презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс 6а, 6б
Дата: 08.09.2015
Тема: Образование варварских королевств Государство франков и христианская церковь в 6-8 веках
Цель: познакомить учащихся с историей возникновения Франкского королевства, с особенностями управления государством. дать представление об эпохе Средних веков, основных источниках знаний о данном периоде истории человечества.
Задачи:
Основные понятия: история, средние века, исторический источник, вещественный исторический источник, письменный исторический источник, этнографический источник.
Оборудование: учебник, ноутбук, проектор, презентация.
№ | содержание |
I | Организационный момент. Выставка рисунков Средневековый замок |
II |
Мы с вами начинаем увлекательное путешествие в мир Средневековья. И наша первая остановка – Западная Европа, сегодня мы отправимся в земли древних германцев. Запишите тему урока: Великое переселение народов и образование германских государств. |
III карта | Новая тема 1. Нам предстоит ответить на главный вопрос §, почему королевство франков оказалось самым прочным по сравнению с другими германскими королевствами? Давайте вспомним, откуда пошло слово «варвар», что оно значило. В античные времена варварами считались все иностранцы, не владевшие греческим языком и латынью, и отношение к ним было презрительное. Из всех варваров именно германцы сыграли главную роль в судьбе Римской империи. Давайте посмотрим на карте территорию их расселения (с. 13). Они жили к востоку от р. Рейн в лесистой местности. Основные занятия – охота, земледелие и скотоводство, ремесло и торговля. Отличались воинственностью. Читаем с. . Во время войн возрастала роль вождей, верной опорой которых была дружина. Для дружины война была лучшим занятием, потому что в случае победы они приобретали богатую добычу и воинскую славу. Поэтому естественно, что германцы стремились к новым походам и битвам, и воевали они с Римом в течение многих веков. В конце 4 века германское племя вестготов укрылось на территории Римской империи от натиска азиатских кочевников – гуннов. Но вели себя вестготы достаточно воинственно, начали грабить римские провинции. Вслед за вестготами пришли в движение многие германские племена. Так началось Великое переселение народов – эпоха массовых перемещений племен, которое в конечном итоге и привело к гибели Западной Римской империи. 2. Вспомните дату распада Римской империи. 395 год – империя разделилась на Западную и Восточную. О Восточной Римской империи мы поговорим позже, а вот век Западной оказался недолгим. Уже в 410 г. она была захвачена вестготами. А в 476 г. последний римский император был лишен своей власти. Этим событием заканчивается история Древнего мира. Постепенно германские племена расселялись по территории бывшей Римской империи. В 418 году вестготы основали в южной Галлии первое германское королевство со столицей в Тулузе. Позже они захватили и Пиренейский полуостров. Одно за другим возникали все новые королевства: вандалов в Северной Африке, англов и саксов в Британии, бургундов и франков в Галлии, остготов в Италии (показать на карте). Прежде германцы не знали государства, они жили родоплеменным строем. И все эти образования – это попытки приспособиться к новым условиям жизни на завоеванных землях. Т.е. с помощью образования государства германцы пытались закрепить свою власть. Так как своих государственных традиций у них не было, они пытались использовать римские традиции. Но, как правило, родоплеменные обычаи были слишком сильны, что, несомненно, ослабляло власть германцев, и их государства оказались непрочными. 3. Во время Великого переселения народов пришел в движение и племенной союз франков, живших по нижнему течению Рейна и у побережья Северного моря. Возглавлял франков юный Хлодвиг, который стал основателем династии Меровингов. Под предводительством Хлодвига франки завоевали довольно обширную территорию – Галлию. И перед франками встала большая проблема – как управлять такой большой территорией. Хлодвиг из обычного вождя племени превратился в правителя обширной страны. Одно дело завоевать, но надо еще и удержать. Вот в этом вопросе и проявилась мудрость Хлодвига. Читаем с. 15 (как Хлодвиг управлял государством). Какую политику проводил Хлодвиг? Франков было в десятки раз меньше, чем завоеванного населения. Поэтому каждый франк получил земельный участок, который сам и обрабатывал. Т.е. они закрепились на земле, завели свое хозяйство. Хлодвиг щедро одаривал своих соратников, и они были готовы признать за ним гораздо больше власти, чем прежде. Ну а местному населению, галло-римлянам, ничего не оставалось, как также признать его власть. Теперь давайте поговорим об организации управления во франкском королевстве. Давайте попробуем составить схему. «Единолично» → король. Королевский двор, ополчение (ниже), дружина, графы. Т.о. все нити управления сходятся к королю. Управленческие функции – королевский двор, который был проводником власти короля. При дворе находились слуги и придворные, часть дружины, являвшейся военной опорой власти короля. На местах политику короля проводили графы, которые назначались из числа его приближенных. Королевское ополчение напрямую было подчинено монарху. Серьезным шагом к укреплению королевской власти в новом государстве стало появление первого письменного сборника законов, записанных по приказу Хлодвига – «Салической правды». Салическая правда – уникальный документ, который дал историкам возможность проанализировать экономическую и социальную жизнь франков. Так что Хлодвигу нужно сказать большое спасибо, что ему пришло в голову записать эти древние судебные обычаи. 4. Хлодвиг укрепил свое положение раздачей земель, расправился с возможными претендентами на престол, укрепил свою власть с помощью сборника законов. Следующий его шаг – принятие крещения по римскому образцу в отличие от других германцев, которые приняли арианство. Что это значит? Поддержка местного населения, церкви, местного населения в соседних германских государствах, которые недолюбливали своих правителей ариан. Это облегчило ему последующие завоевания. Церковь стала верной союзницей франкских королей, а франки и римляне постепенно стали сливаться в один народ. Теперь давайте вспомним главный вопрос сегодняшнего урока. Почему королевство франков оказалось самым прочным по сравнению с другими германскими королевствам? - раздача земель (закрепление на земле, укрепление власти Хлодвига) - система управления, основанная на сильной королевской власти (у остготов – римское право, сенат) - привлечение римлян к власти - принятие христианства по римскому образцу. - Вывод какой можно сделать? Использование наследия уже несуществующей империи способствовало продвижению вперед в историческом развитии германских народов. |
IV | Закрепление Как изменились занятия германцев после переселения на земли Римской империи? В чём причины перехода от родовой общины к соседской? Как изменилось управление? В чём причины великого переселения народов? |
V | Входной мониторинг |
VI | Итог урока. Оценки. |
VII | Д.з. стр.20 №1 (?) №2 «Подумайте» стр21 «Вспомни» стр26 №3 (?) и №4 «Подумайте» стр27 «Вспомните» |
Словарная работа
Франки | германский племенной союз |
Хлодвиг | король франков |
Меровинги | первая династия франкских королей |
Династия | ряд правителей из одного рода, сменявшие друг друга на престоле |
Титул | почётное или высокое звание |
Графы | правители в областях из числа знати |
Герцог | военный предводитель, избираемый родоплеменной знатью |
Майордом | высшая придворная должность, управляющий королевским домом |
Феод | земельные владения, за которые надо нести службу |
Феодал | владелец феода |
Папа римский | глава церкви в Западной Европе |
Карл Мартелл | майордом, имевший сильную власть |
Пипин Короткий | сын Карла Мартелла |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/01/picture-823430-1475305552.jpg)
Образование варварских королевств. Государство франков в VI – VIII веках.
Презентайия по истории Средних веков...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/08/picture-955693-1507488247.jpg)
Кроссводр.Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII веках.
Методическая разработка по курсу "Всеобщая истори, 6класс"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/03/picture-964256-1509724314.jpg)
Конспект урока для 6 класса "Образование Варварских королевств. Государство франков в VI-VIII веках."
Цель урока: изучение образования варварских королевств и государство франков в VI-VIII вв.Задачи:1. Образовательная: рассмотреть причину падения Западной Римской империи,...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/01/picture-747417-1454345608.jpg)
Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII веках
Презентация к уроку в 6 классе по всеобщей истории (учебник Е.В. Агибалова, Г.М. Донской) "Образование варварских королевств. Государство франков в 6-8 вв"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/16/picture-1117860-1550322822.jpg)
ОБРАЗОВАНИЕ ВАРВАРСКИХ КОРОЛЕВСТВ. ГОСУДАРСТВО ФРАНКОВ В VI – VIII ВЕКАХ.
Технологическая карта урока с комментариями и заданиями....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/12/picture-856658-1578846460.jpg)
Презентация к уроку "Образование варварских королевств. Государство франков в VI - VIII вв"
Презентация к уроку "Образование варварских королевств. Государство франков в VI - VIII вв" составлена к учебнику ЕВ Агибаловой, ГМ Донского "Всеобщая история. ИсторияСредних веков. 6 к...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/31/picture-1508777-1706710554.jpg)
Рабочий лист по Всеобщей истории. История Средних веков. 6 класс. Образование варварских королевств. Государство франков в VI—VIII веках.
Краткое описание методической разработки Рабочий лист предназначен для обучающихся 6 классов, учителей истории и обществознания, родителей. Тема в рабочей программе: "Становление средневековой Евр...