Конспект урока истории 6 класс. Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Скороход Алеся Анатольевна

Класс: 6а, 6б

Дата: 10.09.15

Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»

Цель: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государства.

Задачи:

1.    Способствовать формированию понимания причин и следствий образования первой империи у германских народов Европы; показать связь военной реформы Карла Великого и изменений в обществе; рассмотреть условия расцвета империи, причины и следствия ее распада.

2.    Продолжить формирование умений работать с исторической картой, использовать её как источник знаний, составлять характеристику исторических деятелей, формулировать свое мнение.

3.    Воспитывать интерес к личностям, оставившим след в истории.

Тип урока: комбинированный с использованием презентации и включением игровых ситуаций.

Оборудование: проектор, презентация.

Основные понятия: император, империя, усобицы, феод, рыцарь, вассал, сеньор, виконт, феодальная лестница.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_urok_vozniknovenie_i_raspad_imperii_karla_velikogo.docx42.62 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 6а, 6б

Дата: 10.09.15

Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»

Цель: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государства.

Задачи:

  1. Способствовать формированию понимания причин и следствий образования первой империи у германских народов Европы; показать связь военной реформы Карла Великого и изменений в обществе; рассмотреть условия расцвета империи, причины и следствия ее распада.
  2. Продолжить формирование умений работать с исторической картой, использовать её как источник знаний, составлять характеристику исторических деятелей, формулировать свое мнение.
  3. Воспитывать интерес к личностям, оставившим след в истории.

Тип урока: комбинированный с использованием презентации и включением игровых ситуаций.

Оборудование: проектор, презентация.

Основные понятия: император, империя, усобицы, феод, рыцарь, вассал, сеньор, виконт, феодальная лестница.

содержание

примечание

1.

Организация класса. Проверка готовности к уроку

2.

Актуализация знаний

 «Узнай историческую личность» (Слайд 2):

  1. Истребил других военных вождей и многих своих родичей. Подчинил себе не одно племя, а население всей страны. Стал королем.  Принял христианство. Передал власть по наследству своим сыновьям. (Хлодвиг)

- Что вы можете сказать о личности Хлодвига?  Какой он? «Напиши портрет»

(Хлодвиг – хитрый, расчетливый, жестокий. Правитель династии Меровингов. Главный правитель Франкского государства)

3

Проверка домашнего задания

Исторический диктант (Слайд 3)

германский племенной союз

Франки

король франков

Хлодвиг

первая династия франкских королей

Меровинги

ряд правителей из одного рода, сменявшие друг друга на престоле

Династия

почётное или высокое звание

Титул

правители в областях из числа знати

Графы

военный предводитель, избираемый родоплеменной знатью

Герцог

высшая придворная должность, управляющий королевским домом

Майордом

земельные владения, за которые надо нести службу

Феод

владелец феода

Феодал

глава церкви в Западной Европе

Папа римский

майордом, имевший  сильную власть

Карл Мартелл

сын Карла Мартелла

Пипин Короткий

5

Мотивационно-целевой этап

  • Союз короля Хлодвига с христианской церковью был взаимовыгоден. Однако последователи Хлодвига не смогли удержать власть в своих руках. В некоторых областях государства начали управлять майордомы. Одним из таких новых правителей стал сын Карла Мартелла Пипин Короткий. Он смог удержать власть и передать её своему сыну Карлу. В истории он известен как Великий. Сегодня на уроке попытаемся разобраться, что это был за человек, за что он получил такое прозвище. Работая над новой темой попытайтесь ответить на вопросы: каковы главные направления политики Карла Великого? Каковы причины феодальной раздробленности? (слайд)

6

Новая тема

(слайд) Карл родился в семье Пипина Короткого 2 апреля 742 г. в Ахене, в нынешней Германии, недалеко от бельгийской границы. Он происходил из рода, который уже давно стремился захватить власть на собственной земле, а также, присоединить соседние земли. Юный Карл приобрел боевой опыт, участвуя в этих отцовских походах.

(слайд) Карл Великий был яркой фигурой в истории Франции . Почти каждый год устраивал он военные походы. Размах завоеваний был настолько велик, что территория Франкского государства удвоилась.

В это время Римская область была под властью Константинополя, а римские папы являлись наместниками византийского императора. Они обратились за помощью к правителю франков, и Карл оказал им поддержку. Он разбил угрожавшего Римской области короля лангобардов. Приняв титул лангобардского короля, Карл начал вводить в Италии франкское устройство и соединил Галлию и Италию в одно государство. В 800 был коронован в Риме папой Львом III императорской короной.

Главной целью Карла Великого стало создание прочного христианского государства, в которое, помимо франков, входили бы еще и язычники

(Слайд) Первые Каролинги

Карл Мартелл (715-741 гг.) Основатель династии Каролингов, разгромил арабов при Пуатье в 732 г.

Пипин Короткий (741-768 гг.) Первый король династии, захва-тивший престол в 751 г.

Карл Великий (768-814 гг.)

(слайд) Карл Великий вел завоевательную политику , он расширил границы своего государства в два раза. Карл Великий видел опору королевской власти в католической церкви — награждал её представителей высшими должностями, различными привилегиями, поощрял принудительную христианизацию населения завоёванных земель. Расширял область образования, организовал общий доступ  для свободных людей. При нем строились  школы и приглашались из-за границы учителя.

(слайд) Завоевательные походы Карла Великого

Франкское государство наивысшего могущества достигло при Карле Великом, который был одним из самых почитаемых монархов средневековой Европы.

Карл в течение четырех десятилетий вел почти постоянные войны и покорил большую часть Западной и Центральной Европы. Его по праву называли ”светом Темных веков”.

Прочитайте  параграф и (слайд) Заполните таблицу Походы Карла Великого

(слайд)

ВОЙНЫ В ИТАЛИИ И ИСПАНИИ

Дважды в 773-774 гг. франки переходили Альпы и разбивали лангобардов в Италии, помогая папе римскому. В итоге Карл присоединил к своим владениям большую часть Италии.

После первого неудачного похода в Испанию и поражения от арабов Карл все же отвоевал у них небольшую область к югу от Пиренеев до реки Эбро

(слайд)

Самой тяжелой войной для Карла стала война с арабами в Испании (778-801 гг.). Потерпев ряд поражений, Карл начал отступление.

(слайд)

Отход франков прикрывал племянник Карла - граф Роланд. Но в Пиренейских горах его отряд попал в засаду и был разгромлен басками. Этот подвиг был воспет в шедевре средневековой литературы - «Песнь о Роланде».

(слайд)

Неоднократные походы на Восток привели к :

789-812 гг. – завоевана Бавария; были покорены – чехи, хорваты, моравы, сербы и др.

796 г. – разгромлен Аварский каганат

(Слайд)

Самой длительной была война с саксами (772-804 гг.). Карл совершил 8 походов. Разрушив их святыни франки лишь озлобили саксов.

Превосходя саксов в военном отношении, франки побеждали их, но едва войска уходили, саксы восставали и свергали власть Карла.

(Слайд)

Карл пытался использовать любые средства для покорения саксов:  

   -насильственная христианизация,

   -за любые прегрешения полагалась смертная казнь,

    -переселение саксов в другие районы,

    -подкуп знати,

    -раздел Саксонии на графства с знатными франками во главе.

    -раздача знати и церкви  обширных земель.

(Слайд)

Империя Карла Великого. 25 декабря 800 г. Карл был провозглашен римским императором. Титул императора закреплял за ним право повелевать завоеванными народами Дважды в год Карл собирал на совет знатных франков и с их согласия издавал указы. На местах по-прежнему правили графы, а контролировали их посланцы императора.

(Слайд) Карл Великий

(Слайд) Дворец  Карла Великого Управление империей

(Слайд) Распад империи

Перед смертью Карл написал завещание, по которому всю власть

передавал сыну Людовику. Но тот был больше похож на монаха, чем на короля. Власть при нем ослабла.

  Всего империя просуществовала чуть больше 40 лет. Народы, вошедшие в ее состав, были слишком разными: говорили на непонятных друг другу языках, имели разные традиции и порядки жизни. А магнаты, церковь и графы после смерти Карла еще смелее захватывали или скупали земли и власть.

(Слайд)

Три внука Карла долго боролись между собой, а в 843 г. в городе Вердене заключили договор о разделе империи на три части.

Каждый стал королем и получил примерно треть графств, городов,

монастырей, территорий. Позже из их владений выросли три новых государства: Германия, Италия, Франция.

(слайд) В Европе начался период ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ

7

Итог урока

Синквейн о Карле Великом

Напиши стихотворение из пяти строчек (рифма необязательна): (два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки данного исторического персонажа), (три глагола, раскрывающие действия, воздействия, свойственные ему), (ключевая фраза, раскрывающая сущность Карла Великого),  (существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее тему стихотворения)

8

Домашнее задание

§ 3, подготовить устный развернутый ответ на вопрос «Каковы причины распада империи Карла Великого и начавшейся феодальной раздробленности».

стр32 №4 (?)

№3 «Подумайте»

стр33 «Вспомни»

Карточка

Карточка

Подготовь ответ на вопрос

Почему союз короля Хлодвига с христианской церковью был им взаимно выгоден?

Подготовь ответ на вопрос

Почему союз короля Хлодвига с христианской церковью был им взаимно выгоден?

Для этого подумай и поразмысли

  • Где и когда появилось христианство?
  • Почему эта религия нашла широкое распространение среди людей?
  • Почему Хлодвиг и его окружение приняли христианство?
  • Почему церковь помогала королю Хлодвигу?

Для этого подумай и поразмысли

  • Где и когда появилось христианство?
  • Почему эта религия нашла широкое распространение среди людей?
  • Почему Хлодвиг и его окружение приняли христианство?
  • Почему церковь помогала королю Хлодвигу?

Сделай вывод.

Сделай вывод.

Дополнительный материал

Внешность Карла. По свидетельству биографа Карла Эйнхарда, Карл «обладал могучим и крепким телом, высоким ростом, однако не превосходил положенного, ибо известно, что был он семи его собственных ступеней в высоту». Его лицо отличал длинный нос и большие, живые глаза. У него были светлые волосы. Если судить по изображениям Карла на монетах, печатях и миниатюрах IX в., а также бронзовой статуэтке из собора в Меце, он по тогдашней франкской моде носил короткую причёску, брил бороду и имел длинные усы. Голос Карла был необычно высоким для такого внушительного мужчины. С годами король начал страдать от хромоты. Прижизненных портретов Карла не сохранилось, и многие позднейшие художники изображали его согласно своей фантазии, чаще всего в виде почтенного старца с длинными седыми волосами и бородой. Хотя многие принимали описание богатырского телосложения Карла за эпическое преувеличение, эксгумация могилы Карла подтвердила правильность описания: длина скелета составила 192 см.

О личности Карла Великого «Король был очень прост и умерен в своих привычках. В обычные дни наряд его мало отличался от одежды простолюдина. Вина он пил мало и ненавидел пьянство. Обед его в будни состоял всего из четырёх блюд, не считая жаркого, которое сами охотники подавали прямо на вертелах, и которое Карл предпочитал всякому другому яству. Во время еды он слушал музыку или чтение. Его занимали подвиги древних, а также сочинение святого Августина «О граде Божием». После обеда в летнее время он съедал несколько яблок и выпивал ещё один кубок; потом, раздевшись донага, отдыхал два или три часа. Ночью же он спал неспокойно: четыре-пять раз просыпался и даже вставал с постели. Во время утреннего одевания Карл принимал друзей, а также, если было срочное дело, которое без него затруднялись решить, выслушивал тяжущиеся стороны и выносил приговор. В это же время он отдавал распоряжения своим слугам и министрам на весь день. Был он красноречив и с такой легкостью выражал свои мысли, что мог сойти за ритора. Не ограничиваясь родной речью, Карл много трудился над иностранными языками и, между прочим, овладел латынью настолько, что мог изъясняться на ней, как на родном языке; по-гречески более понимал, нежели говорил. Прилежно занимаясь различными науками, он высоко ценил учёных, выказывая им большое уважение. Он сам обучался грамматике, риторике, диалектике и в особенности астрономии, благодаря чему мог искусно вычислять церковные праздники и наблюдать за движением звезд. Пытался он также писать и с этой целью постоянно держал под подушкой дощечки для письма, дабы в свободное время приучать руку выводить буквы, но труд его, слишком поздно начатый, имел мало успеха. Церковь он во все годы глубоко почитал и свято соблюдал все обряды».

Коронация Карла. Осенью 800 г. Карл отправился в Рим, где знатные римляне устроили заговор против папы  Льва III, арестовав его во время торжественной процессии. Угрожая ослеплением, они требовали от Льва отречься от сана, однако папе удалось сбежать из города и добраться доПадерборна, где в это время находился Карл. По совету Алкуина, Карл обещал папе поддержку. Карл провёл в Риме почти полгода, разбирая распри между папой и местной знатью. 25 декабря он слушал праздничную мессу в соборе святого Петра. Вдруг папа приблизился к своему гостю и возложил ему на голову императорскую корону. Все находившиеся в соборе франки и римляне дружно воскликнули: «Да здравствует и побеждает Карл Август, Богом венчанный великий и миротворящий римский император». Хотя всё это не стало для Карла неожиданностью, он, по свидетельству Эйнгарда, первое время делал вид, что недоволен «самовольным» поступком папы. Карл утверждал даже, что, знай он заранее о намерениях Льва III, он бы в тот день не пошёл в церковь, невзирая на Рождество. Делал он это, как видно, для того, чтобы успокоить Константинопольский двор. Ненависть ромейских императоров, тотчас возникшую, Карл, впрочем, перенёс с великим терпением. В конце концов, византийским императорам пришлось признать новый титул владыки франков. В сложившейся обстановке наметился брачный союз между византийской царицей Ириной и Карлом, с целью соединить, таким образом, Восток и Запад. Западные послы должны были прибыть в Константинополь осенью 802 г. для обсуждения этого вопроса, но в ту же осень 21 октября в византийской столице произошёл дворцовый переворот, лишивший Ирину власти. Престол занял Никифор I, который отказался признать Карла в качестве императора. В ответ Карл после довольно продолжительной войны (806810) овладел Венецией и Далмацией, которые номинально числились за Византией, но были ослаблены из-за внутренних распрей и, благодаря союзу с Багдадским халифом аль-Амином, заставил Никифора, который вёл войну в Болгарии, пойти в 810 г. на мирные переговоры. Через 12 лет после начала конфликта византийский император Михаил Iпреемник погибшего в Болгарии Никифора, формально признал новый титул императора, в расчёте на поддержку Запада в борьбе с Болгарией, разгромившей византийское войско в 811 году. За признание своего императорского титула Карл уступил Михаилу I Венецию и Далмацию. Однако законность признания этого титула оспаривалась византийцами в XII и XIII вв. Однако сам Карл придавал немалое значение своему новому титулу, потребовал после коронования новой присяги (802 г.) и подчеркивал свое положение Богом поставленного попечителя о благе народа и церкви. Полный титул Карла был: Karolus serenissimus augustus a Deo coronatus magnus pacificus imperator Romanum imperium gubernans qui et per misericordiam dei rex Francorum atque Langobardorum (примерно: «Карл милостивейший возвышенный, коронованный Богом, великий властитель-миротворец, правитель Римской империи, милостью божьей король франков и лангобардов»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Возникновение и распад империи Карла Великого

Тема урока: Возникновение и распад империи Карла Великого...

Технологическая карта +презентация к уроку по истории Средних веков, тема " Возникновение и распад империи Карла Великого"

Всеобщая история. 6 класс. Тема "Возникновение и распад империи Карла Великого". Технологическая карта урока + презентация к уроку+тест к домашнему заданию...

Технологическая карта +презентация к уроку по истории Средних веков, тема " Возникновение и распад империи Карла Великого"

Всеобщая история. 6 класс. Тема "Возникновение и распад империи Карла Великого". Технологическая карта урока + презентация к уроку+тест к домашнему заданию...

Презентация к уроку "Возникновение и распад империи Карла Великого"

Материал подходит для повторения темы "Возникновение и распад империи Карла Великого"...

конспект урока истории в 6 классе "Возникновение и распад империи Карла Великого.

Данный урок рассказывает о формировании представлений об образовании, устройстве и распаде империи Карла Великого. Это урок изучения нового материала. Показывается роль Карла Великого в истории европе...

УМК Агибалова. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. Урок по теме "Возникновение и распад империи Карла Великого"

Урок открытия нового знания по истории Средних веков на тему "Возникновение и распад империи Карла Великого". Был разработан как открытый урок для участия в конкурсе "Педагогически...