Проектная деятельность на уроках истории "Н.С.Хрущёв. Экономическое развитие страны"
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

Нечаева О.А.

Использование метода проекта на уроках истории. Разработка урока.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Имя Россия.Н.С.Хрущёв Экономическая политика:"плюсы и минусы".

Слайд 2

Планы Н.С. Хрущёва. Решение продовольственной проблемы. Решение догнать и перегнать США по промышленному и сельскохозяйственному производству. Решение проблем сельского хозяйства. Создание ракетной техники.

Слайд 3

Решение продовольственной проблемы Решение продовольственной проблемы является важнейшей задачей, нужно было так или иначе накормить вынесший невероятные испытания народ. На пленуме ЦК в феврале-марте 1954г.было решено в кратчайшие сроки освоить целинные земли Поволжья, Казахстана и Южной Сибири.

Слайд 4

Решение догнать и перегнать США по промышленному и с/х производству В 1959 году на 21 съезде КПСС Н.С.Хрущёв выдвинул самую смелую и в то же время самую авантюрную из своих идей : догнать и перегнать США по промышленному и с / х производству на душу населения.

Слайд 5

"Минусы". 1. Элементы экономики подчинялись государству. Управление осуществлялось на основе командно-административных отношений. 2. Перенос основного внимания на целинные земли означал фактическую отмену решения сентября 1953г.об увеличении капиталовложений в с / х других районов. 3. Очень высокое естественное плодородие Почвы стало быстро падать в виду нарушения научных принципов использования этого вида земель.

Слайд 6

4. В результате освоения целины районов производства зерновых всё более отдалялись от районов потребления, что усиливало и без того острую в СССР проблему развития транспорта и строительства дорог. 5.Развитие многих отраслей советской промышленности продолжало тогда идти по привычному экстенсивному пути.

Слайд 7

6. Получившие в своё распоряжение технику колхозы, как правило, не имели достаточного кол-ва технических специалистов, что привело к трудностям в использовании техники и частным её поломкам. 7. В самый пик кампании кукурузой было засеяно 37млн га, но созрело лишь 7 млн. га. 8. Уничтожение личных подсобных хозяйств. 9. Введение карточек на большинство видов продовольствия. 10. Подвержение хоз-ва советских крестьян гонению.

Слайд 8

"Плюсы". 2. Произошёл рост материальной заинтересованности колхозников в результате труда. 3. Расширение хозяйственной самостоятельности колхозов в планировании. 4. За 5 лет прирост производства в земледелии составил 50%, в животноводстве-24%. Таких темпов развития коллективное хоз-во никогда не знало. 5. Широкие масштабы приобрело капитальное строительство. 1.Значительный рост производства зерна.

Слайд 9

6. В атомной энергетике были достигнуты весомые результаты- впервые в истории атом заработал в мирных целях. 7. Быстрое развитие источников энергии : нефти и газа. 8. Появление новых отраслей промышленности : газовой и алмазной. 9. Активно развивалась хим. промышленность, освоившая выпуск искусственных материалов с заданными свойствами. 10. Активно развивалась советская авиация. В 1955 году в небо поднялся первый реактивный пассажирский самолёт Ту-104.

Слайд 10

12. 4 октября 1957 года с космодрома Байконур был запущен первый искусственный спутник Земли весом 80 кг. 13. 12 апреля 1961 г. на околоземную орбиту был запущен первый пилотируемый корабль «Восток» с человеком на борту. этим человеком стал Ю.А.Гагарин. 11. Самым крупным научным достижением стало создание ракетно-космической техники. Три центра ракетостроения: уральский московский украинский



Предварительный просмотр:

Методика организации проектной деятельности старшеклассников в курсе «Новейшей истории России. 1945-2000гг.».

Работая над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их творческих способностей, убеждаешься в том, что значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию учащихся. Наиболее эффективно её можно осуществить за счёт целостной организации образовательного процесса, использования прогрессивных образовательных технологий и методов. Особую значимость при этом приобретает метод проектов. Проектная деятельность основана, прежде всего, на развитии самостоятельности учащихся, гибкой организации процесса обучения. В результате полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности.

В методе проектов привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосфера делового сотрудничества учителя и учащегося. Основной функцией педагога становится консультирование, позволяющее школьнику в процессе выполнения проекта реализовать логическую технологическую цепочку:

-выбор темы проекта и формы его выполнения (индивидуальная или групповая).

-определение целей и задач проекта.

-работа над проектом, отчёт.

-защита проекта.

Использование проектного метода позволяет развить у учащихся:

-познавательные навыки и способность к самообразованию;

-способность ориентироваться в современном информационном пространстве и выделять главное;

-критичность мышления, способность к анализу и обобщению информации;

-формирование исследовательских умений.

Проектная деятельность предполагает использование интегрированных знаний, полученных в ходе учебного процесса, и приобщает школьников к решению конкретных жизненно важных проблем. Совершенствуются такие качества знаний, как системность мышления, гибкость, оперативность, глубина и др. Приобретается умение ориентироваться в различных научных гипотезах, развивается способность выдвигать и разрабатывать собственную версию, умение обосновывать собственную позицию. Одним из основных методов является исследовательская деятельность, которая в значительной степени связана с изучением письменных источников: документов, воспоминаний непосредственных участников событий, справочной литературы.

Типология проектов.

По форме:

-исследовательские (требуют обоснования актуальности и социальной значимости темы);

-творческие (не имеют, как правило, детально проработанной структуры, которая только намечена и развивается по ходу работы. Результатами проектов могут быть фотоальбом, видеофильм и пр.);

-информационные (представляют собой обобщённый информационно-аналитический материал о каком-либо объекте или явлении, предназначенный для широкой аудитории);

-игровые (представляют собой сюжетно-ролевой сценарий. Результатами проектов являются спектакль, сцены, раскрывающие социальные и деловые отношения, ролевые игры).

Тема, выбранная нашей группой, «Экономическое развитие СССР 1953-1964гг». Предполагаемые цели урока:

Образовательные: 1)расширение, углубление и обобщение знаний учащихся об экономическом положении СССР в годы правления Н.С.Хрущёва; 2) выявить степень осознания изучаемой темы; 3) установить фактический уровень знаний об экономическом развитии СССР в 1953-1964 гг.; 4) обучать сравнению, доказательству и опровержению как приёмам мыслительной деятельности.

Развивающие: 1) способствовать развитию интереса к историческому прошлому и его связи с историей России; 2) развитие следующих операций  логического мышления: обобщение, анализ.

Воспитательные: 1) воспитание патриотизма, интереса и уважения к историческому прошлому; 2) способствовать формированию личностного подхода к прошлому России.

Принципы обучения:

1.Доступности (контроль базовых знаний и умений).

2. Индивидуализации обучения (дифференцированные задания).

3. Систематичности и последовательности обучения (организация обобщения знаний с учётом внутренних связей, существующих в структуре проверяемых знаний и умений).

Ход урока.

I.Организационный момент.

- сообщение целей урока.

- вводная беседа.

- постановка проблемы: конкурс «Имя Россия. Н.С.Хрущёв?».

II. Объяснение нового.

Работа по группам (дифференцированные задания по уровню сложности).

1 гр.- работа с документами (задание было дано предварительно на дом).

Задание: Чем можно объяснить противоречивый характер деятельности Хрущёва? Какие из приведённых суждений близки вашей точке зрения?

Высказывания современников:

1)«Н.С.Хрущёв, по существу, первым осознал необходимость назревших в обществе перемен и возглавил эту работу».

2)«Общество, в конце концов, устало от бурного и непредсказуемого экспериментаторства, хотелось трезвого перспективного дела».

3)«Хрущёв- это редкая, хотя и противоречивая фигура, которая олицетворяет собой не только добро…»

Вывод учащихся.

2 гр.- защита презентации.

 Вывод учащихся.

3 гр.- работа со схемами (методическое пособие стр.46.).

 Вывод учащихся.

III. Подведение итогов.

- возвращение, к  проблемному вопросу, заданному в начале урока.

Вывод:

Несмотря на отдельные попытки реформ, в 1953-1964 гг. советская экономика в целом развивалась по привычной мобилизационной схеме - значительные успехи достигались в отдельных сферах,  куда направлялись основные средства, при постоянном отставании остальных областей народного хозяйства.

IY. Постановка домашнего задания.

Дифференцированные задания:

1 гр.- работа с  контурной картой. Задание: отметьте на карте районы освоения целинных и залежных земель; выделите крупнейшие промышленные центры страны, созданные после окончания Великой Отечественной войны; покажите основные научные центры Советского Союза; какие новые объекты энергетики появились на карте после войны?

2 гр.- напишите эссе на тему «Имя Россия. Н.С.Хрущёв».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Показатели уровня социально – экономического развития стран мира

Презентация на тему " Показатели уровня социально - экономического развития стран мира"...

Проектная деятельность на уроках географии.Проект "Страны мира"

Курс “Экономическая и социальная география мира” 10 класса является завершающим этапом в изучении школьной географии. При его прохождении возникают трудности разного характера и некоторые из них можно...

Проектная деятельность на уроках английского языка. "Диалог двух стран" 9 класс

Формирование умения представить диалог  двух стран на английском языке с опорой на визуальный материал....

Социально-экономическое развитие страны в царствование Александра II

Рабочий лист по теме "Социально-экономическое развитие страны в царствование Александра II"...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

Проектная деятельность на уроке литературы "Страна, придуманная детьми"

Литература: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 частях. Ч.2 / Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова, В.М.Шамчикова; под ред. проф. Б.А.Ланина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2013....

Загорская М.В.Проектная деятельность на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в 5-8 классах по теме «Праздники в англоговорящих странах ».

Данная статья посвящена проектной деятельности в школе как на уроках английского языка,так и во время внеурочной деятельности.На примере темы  "Праздники в англоговорящих странах" автор...