Проектная деятельность на уроках географии.Проект "Страны мира"
статья по географии (10 класс) по теме
Курс “Экономическая и социальная география мира” 10 класса является завершающим этапом в изучении школьной географии. При его прохождении возникают трудности разного характера и некоторые из них можно сгладить, проводя уроки, к подготовке которых привлекаются ученики.
Вторая половина учебного года посвящена изучению раздела “Региональный обзор стран”.Вопросы страноведения органически вписываются в изучение данного раздела
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnyy_urok.docx | 24.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность на уроках географии.Проект "Страны мира"
Курс “Экономическая и социальная география мира” 10 класса является завершающим этапом в изучении школьной географии. При его прохождении возникают трудности разного характера и некоторые из них можно сгладить, проводя уроки, к подготовке которых привлекаются ученики.
Вторая половина учебного года посвящена изучению раздела “Региональный обзор стран”.Вопросы страноведения органически вписываются в изучение данного раздела.
Выдающийся ученый ХХ века Н.Н. Баранский писал:“Основным объектом изучения в географии является страна и район (большой или маленький)во всем их своеобразии - природном,хозяйственном, культурном, политическом.Характеристика стран и районов - главное содержание географической работы”.
Страноведение не является набором самых разнообразных знаний, оно использует материалы различных наук: истории, географии, демографии,экономики, социологии, политологии и даже литературы и искусства.
История – раскрывает периоды возникновение,развитие и функционирования государства,выявляет черты и традиции прошлого и настоящего.
Экономика - выявляет сочетание отраслевой и территориальной структуры хозяйства, отражающих эффективность материального обеспечения общества.
Демография – это ориентация на человека и все стороны его жизни, связанные с территорией.
Большое значение играет “политический портрет” территории, связи с другими странами.
Искусство и литература вносят образность в восприятие страны.
Посредством совокупности этих понятий создается целостный, слитный образ территории,“образ места”.
В разделе “Региональный обзор мира” все уроки я делю на две группы: уроки по темам “Общая характеристика Зарубежной Европы”, “Общая характеристика Зарубежной Азии” и т.д. Они носят типологический характер: урок-лекция,урок-диалог, урок-практикум.
Уроки изучения отдельных стран – это выполнение практической работы
“Составление экономико-географической характеристики одной из стран”, отражение результатов в рефератной форме на основе использования разнообразных источников знаний.
Форму традиционного реферата я заменила творческой работой “Путешествие по стране” с использованием информационных технологий.Информационные технологии являются современным средством обучения, которое очень быстро внедряется в учебный процесс и позволяет расширить кругозор школьников,систематизировать полученные знания, развивать логическое мышление и художественный вкус.
Организационная работа по подготовке творческой работы “Путешествие по стране”строится следующим образом:
1 этап - подготовительный
1.ученик, из предложенного списка, выбирает страну, о которой будет делать работу;
2.изучает типовой план характеристики страны.
План характеристики страны.
1. Страна, столица.
2. Краткая историческая справка.
3. Политико-географическое положение:
- положение на материке;
- какие страны окружают;
- в какие блоки входит страна и окружающие ее государства;
- очаги напряженности и конфликтов в этом регионе;
- изменение ПГП во времени;
- влияние ПГП на развитие хозяйства
4. Экономико-географическое положение;
- выходы на мировые торговые пути;
- положение к главным топливно-сырьевым и промышленным и с/х районам мира;
- изменение ЭГП во времени (образование новых соседних стран, строительство транспортных путей и т.д.);
- вывод о влиянии ЭГП на развитие хозяйства;
5. Хозяйственная оценка природных ресурсов.
- рельеф;
- климат;
а) ресурсы ля промышленности (оценка)
- топливно-энергетические;
- ресурсы для металлургии;
- водные и гидроресурсы;
- лесные;
- рекреационные;
- и другие природные ресурсы;
б) ресурсы для с/х
- сумма температур;
- зона увлажнения, коэффициент увлажнения;
- почвы;
в) общий вывод об обеспеченности ресурсами страны.
6. Население.
- плотность;
- размещение;
- национальный состав;
- естественный прирост и проблемы с ним связанные, демографическая политика;
- миграции;
- соотношение городского и сельского населения;
- крупные города, агломерации;
- структура занятости населения (сколько в промышленности, в с\х, в непроизводственной сфере);
7. Общая характеристика хозяйства:
- уровень развития страны;
- ведущие отрасли экономики;
- уровень оснащенности экономики достижениями НТР;
8. Промышленность.
- название главных отраслей специализации;
- крупные центры;
- территориальное размещение (причины);
9. Сельское хозяйство.
- общая характеристика аграрных отношений;
- характеристика главных отраслей и их размещение (причины);
10. Транспорт.
- ведущие виды транспорта;
- густота транспортной сети;
- крупные транспортные злы, порты.
11. Внутренние различия (выделение развитых и отсталых районов).
12. Внешнеэкономические связи (экспорт, импорт).
3. Ученик самостоятельно подбирает информацию для раскрытия пунктов плана.
Источниками знаний являются учебник, карты атласа, справочники, дополнительная литература о стране, информация из Интернета.
Развивается дидактический принцип –ориентация учащихся на самостоятельный отбор и проработку материала.
2 этап - подготовительный.
1. Каждый ученик получает индивидуальные консультации учителя по отобранному материалу и правилам его оформления.
Здесь работает еще один дидактический принцип– это оптимальное содержание и формы изложения.
2. На основе собранного материала в компьютерных программах Microsoft Pover Point, Microsoft Word, Adobe Photoshop создаются слайды и компонуются в компьютерную презентацию. В презентации включается так же видеоролики, музыкальное сопровождение. C помощью использования информационных технологий происходит формирование межпредметных связей.
Для полного раскрытия “образа страны” в типовой план характеристики страны девятиклассники добавляют свои пункты, например,народные традиции, национальная кухня, обряды,праздники и т.д. Многие делятся личными впечатлениями о стране, в которой побывали.
Так же в типовой план я добавила свой пункт плана, он является последним слайдом презентации, считаю, его особенно важным. Цифры,факты со временем стираются из памяти, но ассоциированное восприятие страны остается надолго.
Например, Финляндия – это страна сыра “Виола”,тысячи озер, Санта-Клауса, Рождества,качественной обуви, зимних видов спорта и т.д.
Япония – это страна сакуры, суши, восходящего солнца, высококачественной электроники и т.д.
З этап – творческий отчет
Это проведение учеником урока “Путешествие по стране” с использованием компьютерной презентации.
На уроке происходит работа по развитию устной монологической речи. Учебный монолог переходит в учебный диалог обсуждения темы, оценивание выступающего одноклассниками.
Таким образом, каждый десятиклассник, выполняя практическую работу “Составление экономико-географической характеристики страны”, учится самостоятельной и систематичной работе с разными источниками информации. Также активизируется и познавательная деятельность ребёнка.
За несколько лет работы идея практической творческой работы превратилась в ученический проект “Страны мира”, в котором насчитывается более 40 работ. Ученики нашей школы выступали с проектом “Страны мира” на окружном и городском конкурсах по информационным технологиям.
Накопленный материал с успехом используется как на уроках географии, так и во внеурочной работе.
Познание других народов, территорий расширяет кругозор, способствует развитию эстетического воспитания, все это формирует систему духовных ценностей юных россиян.
Метод проекта при обучении географии.
Проект - идеальный образ того, чего нет, но что может или должно быть создано здесь и сейчас, что фактически изменяет ситуацию обязательно в позитивном направлении или содержании.
Метод проекта – это система обучения (технология) при котором учащиеся приобретают знания и умения в процессе жёсткого планирования педагога и неукоснительного исполнения учащимися постоянно усложняющего в основном практических знаний, так называемых проектов.
Педагогическое проектирование – это ценностно-ориентированная, глубоко мотивированная, высокоорганизованная, целенаправленная профессиональная деятельность по изменению педагогической деятельности.
Современный урок направлен, прежде всего, на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся. Именно поэтому главной задачей учителя становится не передача знаний в готовом виде, а организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную их часть они приобрели самостоятельно, в ходе выполнения поисковых заданий, решения проблемных ситуаций, проектной деятельности
Работа над проектом позволяет ребятам действовать самостоятельно, позволяет научить учиться.
При работе над проектами у учеников формируются навыки самостоятельной работы, навыки работы в группе, ребята учатся работать с различными источниками информации.
Задачи:
1. Самостоятельное добывание знаний через различные источники информации.
2. Работа в микрогруппах (информаторы, художники, программисты, оформители и.т.п.), использование личностно-ориентированное обучение и развитие коммуникативных навыков.
3. Создание слайд-проекта для обобщающего урока в 8 классе, его применения на уроках природоведения в начальной школе и в 7 классе про изучения темы: «Природные зоны мира».
На изучение этого раздела отводится всего 4 часа. Тема очень интересная, много материала по данной теме в различных источниках и целиком, в полном объёме изучить за это время нельзя.
Проектная деятельность в данном случае поможет полно и в интересной форме изучить данную тему.
Этапы действий по выполнению проекта урока.
1. Мотивационный – настрой учащихся на интересную работу, чёткое и конкретное объяснение учителем задач проекта и его конечного результата.
2. Планирование проекта:
- Создание рабочих групп;
- подготовка методических, дидактических и материально-технических средств;
- планирование работы групп.
3. Выполнение проекта (исследовательская деятельность).
- Поиск информации;
- обработка полученной информации;
- представление материала, наработанного в группах;
- оценка процесса и текущих результатов проекта-урока;
- коррекция проекта (дополнение, изменение, внесение новых предложений и.т.п.)
- оформление слайд-проекта.
- анализ по выполнению задач проекта.
4. Защита проекта.
В какой бы форме мы не проводили урок, он должен нести здоровьесберегающую направленность.
Это не только соблюдение СанПИНа, проведение физ.минуток и ознакомление с листком здоровья.
Здоровьесберегающий урок должен, построен с учетом индивидуальных и личностных особенностей обучающихся. Учитель обязан учитывать тип нервной системы, каналы восприятия информации, функциональную ассиметрию мозга ученика.
Только комплексный подход к планированию урока, любой дисциплины поможет развивать и сохранять здоровье школьников.
Цели и задачи проекта
1. Контроль знаний, умений и навыков по созданию презентаций в программе PowerPoint, обобщение и систематизация знаний по природным зонам России.
2. Показать возможности использования компьютера как инструмента практической и учебной деятельности человека;
3. Способствовать развитию творческого потенциала учащихся;
4. Развивать интерес к познанию, осознанному и самостоятельному получению новой информации;
5. Продемонстрировать возможности использования технологии работы с новыми устройствами: сканером, проектором, цифровым фотоаппаратом;
6. Развивать коммуникативные навыки, умение вести дискуссию, приводить аргументы в пользу различных версий, доказывать свою точку зрения, лаконично и четко излагать свои мысли;
7. Уметь слушать и уважать мнение товарища;
8. Анализировать информацию и синтезировать новые идеи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как дополнительный стимул к творческой познавательной деятельности.
О роли проектной деятельности в процессе формирования образовательных компитенций у школьников на уроках историии и обществознания; О дополнительных стимулах позновательной деятельности учащихс...
Организация проектно – исследовательской и проектной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности.
Обобщение опыта работы...
Проектная деятельность на уроках биологии и во внеурочной деятельности
В XXI веке экологическое образование становится приоритетным направлением и смыслообразующим фактором в системе образования в целом. Несмотря на возросшее внимание к вопросам экологического обра...
Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"
Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...
Формирование патриотической компетентности у обучающихся с ОВЗ через организацию проектной деятельности на уроках истории и во внеурочной деятельности
Актуальность проекта вижу в его практической направленности на развитие личностных качеств учащихся - патриотической компетенции, воспитание активной жизненной и гражданской позиции....
Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.
В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...
Выступление на педсовете «Проектная деятельность на уроках географии. Методика организации проектной деятельности»
Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные систе...