Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.
учебно-методический материал по географии по теме
В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой статей, предложенных автором. Цели изадачи образования за 30 лет моей работы в школе менялись не раз, появлялись новые технологии, но главной формой обучения всегда оставался урок. Каким должен быть современный урок и чем он отличается от традиционного?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompetentsii.docx | 18.06 КБ |
razvitie_predprinimatelskikh_i_proektnykh_kompetentsiy_shkolnikov_v_setevom_vzaimodeystvii.docx | 19.7 КБ |
uchis_rabotaya.docx | 21.62 КБ |
sovremennyy_urok_geografii.docx | 19.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование информационной компетентности на уроках географии.
Носова В.П., учитель географии МБОУ Гимназия №1
городского округа Стрежевой, высшая категория.
География - единственный учебный курс, дающий целостное предоставление о Земле как планете людей. География учит, как интегрировать информацию, полученную из множеств источников, пользоваться специфическим международным языком общения - географической картой. Географическое образование - надежная основа для воспитания рачительного хозяина своей страны и Земли, как общего дома человечества. Именно это образование дает осознанное понимание единства современного мира и человечества в его многообразии и единстве. И чтобы учащиеся могли правильно понять материальные, духовые и культурные ценности, окружающие их, и смысл существования человека в пространстве, необходимо накопление больших географических познаний
Информатизация общества выдвигает ряд новых требований к уровню развития всех сторон личности человека. Ещё недавно выпускник школы вступал в мир меняющийся довольно медленно. Сегодня, в связи с так называемым информационным взрывом (резким ростом всех видов информации в обществе), каждое новое поколение сталкивается с совершенно новой обстановкой, требующей совершенно иных знаний. Необходимо научить подрастающее поколение жить в потоке информации, готовить человека таким образом, чтобы он мог идти в ногу со временем, причём, это касается и личной, и профессиональной сфер жизни.
В условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний. Сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретёнными знаниями для решения новых познавательных и практических задач. От каждого человека, в настоящее время, требуется высокая мобильность. Каждый выпускник школы должен быть готов к тому, что в течение жизни ему придётся много учиться, изучать новые материалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, дополнительное образование.
Для накопления географических знаний учащимся необходимы навыки работы с большим количеством информации. Для этого необходимо уметь работать с учебниками, атласами, картами, самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию. В этом году школа получила новый кабинет географии, вместе с которым пришёл разнообразный наглядный материал. В кабинете есть подписное издание «Страны мира», богатая библиотека путешествий и приключений, много справочной литературы, так что учащимся есть с чем работать. Для каждого урока пришли интерактивные пособия, карты, новый компьютер, проектор, есть возможность на уроках демонстрировать презентации, выполненные учениками. Формированию информационной компетентности у обучающихся мне также помогает использование современных технологий на уроках географии, таких как метод проектов и «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Проектная методика формирует у обучающихся навыки работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернет. Работая над проектами ученики самостоятельно ищут, извлекают, систематизируют, анализируют и о отбирают необходимую для решения учебных задач информацию, получают навыки в использовании информационных устройств. Формированию информационной и коммуникативной компетентности ученика способствует использование приёмов технологии «РКМЧП». Лично для себя привлекательность данной технологии я вижу в возможности развивать культуру работы с текстом, умение говорить, слушать, понимать, рассуждать на заданные темы. Главное, чему способствует технология «РКМЧП» - это развитию мышления, а развитие мыслительных навыков учащихся необходимо не только в учёбе, но и обычной жизни. Технологию «РКМЧП» можно использовать на разных этапах урока. Приведу конкретные примеры использования приёмов технологии «РКМЧП» на уроках географии.
Тема: «Исследования Африки. 1. Фаза ВЫЗОВ. Вызов – это актуализация имеющихся у обучающихся знаний, это постановка вопросов, которые вызывают потребность в новой информации. Перед учащимися на доску вывешивается портрет Давида Ливингстона, на котором нет имени исследователя, поэтому ученики не догадываются о том, кто перед ними. На мой вопрос: «Кто это?», они начинают высказывать свои предположения, которые я фиксирую на доске. 2. Фаза ОСМЫСЛЕНИЕ. Осмысление – это введение новой информации, поиск ответов на вопросы, возникшие на стадии вызова 1). Чтение учебной статьи с элементами И.Н.С.Е.Р.Т. Прочитайте текст , отметьте то, о чём вы уже говорили знаком «+», то новое о чём вы узнали «V», если что-то удивило, о чём хотели бы спросить «?», если что-то противоречит вашим представлениям « - «. 2). Обсуждение прочитанного. 3. Фаза РЕФЛЕКСИЯ. Что мы узнали на уроке? Рефлексия – это соединение новой информации со старыми знаниями. Учащимся предлагается написать кластер. Главное чему учатся учащиеся на таком уроке – это умению работать с текстом, объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно проверять все выдвигаемые положения и выводы. К наиболее используемым мной приёмам «РКМЧП» на уроках географии отношу составление кластера и написание «синквейна». Если «синквейн» я использую на фазе рефлексии, то составление кластеров на разных этапах урока. Например, перед изучением темы «Канада и США» в седьмом классе, даю ученикам опережающее задание: составить кластеры по странам, как правило, дети справляются с заданием, но оно вызывает у них затруднение. Прошу их дома поработать с дополнительной информацией, когда ученики приходят на урок, обращаюсь к ним с просьбой снова составить кластер, используя вновь приобретённые знания. Учащиеся легко справляются с заданием, понимая сколько много нового они узнали, комментируют составление кластеров, что позволяет им более глубоко осмыслить вновь приобретённые знания. Часто на уроках использую составление тонких и толстых вопросов. Тема: «Природа Якутии». Учащиеся самостоятельно составляют таблицу, где в одной колонке тонкие вопросы, а в другой – толстые. Тонкие вопросы: Что такое траппы? Какой тип климата в Якутии? Что такое тарыны? Толстые вопросы: Как происходило формирование траппов? Каковы основные черты резко – континентального климата? Почему на реках Якутии образуются наледи? Учащиеся по очереди читают вопросы и желающие отвечают на них. Такая работа с текстом учебника позволяет сделать его более интересным, понятным и доступным.
Важным достоинством РКМЧП является то, что она полностью опирается на самостоятельную активную учебную деятельность. В результате активной и разнообразной учебной деятельности, обучающиеся не только глубоко и полно овладевают фактами, содержащимися в новой информации, но и конструируют новые знания, осваивают приёмы получения новых знаний, что способствует приобретению учащимися информационной компетентности.
Предварительный просмотр:
«Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии».
Носова В.П., учитель географии
МБОУ Гимназия №1 городского округа Стрежевой
Рынок труда в России претерпевает серьёзные изменения, которые предъявляют новые требования к системе общего и профессионального образования. Современное общество делает запрос на формирование активной, способной выдвигать и реализовывать собственные замыслы, личности. На рынке труда России очень остро стоит решение проблемы молодёжной занятости. Неподготовленность молодёжи к рыночным отношениям приводит к тому, что выпускники школ не могут взаимодействовать с рынком труда или повысить свой уровень конкурентоспособности.
«Рынок труда выбирает наиболее подготовленных и компетентных специалистов и оставляет невостребованными специалистов, не обладающих практическими навыками работы, хотя и имеющих документы об образовании».
Федеральный Закон РФ «Об образовании» - определил основные требования: обеспечение требуемого уровня компетентности специалистов, гибкость, непрерывность, открытость и индивидуализация образования.
В настоящее время в обществе отводится значительная роль в развитии малого бизнеса и малого предпринимательства. Предпринимательская психология охватывает все сферы деятельности, что должно вносить существенные изменения в содержание обучения старшеклассников и выпускников общеобразовательных школ. Перед ними стоит реальный выбор: стать грамотным наёмным работником или выступить в качестве самостоятельного предпринимателя.
В статье 34 Конституции РФ записано: «Каждый имеет право на свободное использование своих возможностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности» (67).
В статье 23 ГК РФ сказано «Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя» (45).
Для того, чтобы молодёжь могла воспользоваться правом, предоставленным ей государством заниматься предпринимательской деятельностью, нужно со школы заниматься формированием предпринимательской компетентности.
Одним из путей реального обучения предпринимательству остаются предметы школьного курса: «Экономика», «Технология», «Основы проектирования». Но в то же время ведётся активный поиск новых форм и методов обучения школьников предпринимательской деятельности.
Заказ на новое качество образования, Федеральный Государственный, Образовательный стандарт, результаты которого обеспечивают достижение, предметных, метапредметных и личностных результатов, диктуют появление новых форм работы и видов деятельности. Одним из таких новых механизмов по формированию предпринимательских и проектных компетентностей у старшеклассников стала Сетевая Образовательная Программа (СОП). Результаты могут более значимы и эффективны, если в реализацию включена не одна школа, а целая сеть образовательных учреждений и не только. Одно из направлений реализации СОП – образовательное событие. В этой статье представлен опыт реализации СОП на примере события, которое имело место 13 – 15 мая на территории Городского округа Стрежевой: Первая проектная сессия «Молодёжь в Открытой предпринимательской среде».
Почему реализация вводного модуля программы стало возможно именно на территории г. Стрежевого.
1) Задачи развития территории, как моногорода, решение которых возможно средствами включения населения, не участвующего в нефтяной промышленности в предпринимательскую деятельность.
2) Опыт территории в формировании Открытой предпринимательской среды и Открытой образовательной среды.
3) Взаимодействие предпринимательского и образовательного сообщества территории с НОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ, наличие компетентностного образования. СОП направлена на решение задач, с которыми не справляются субъекты программы поодиночке:
- развитие территории;
- включённость молодёжи в предпринимательскую деятельность как средства развития территории;
- формирование предпринимательского сообщества через своевременную включённость молодёжи в предпринимательскую деятельность.
Решение этих задач требуют комплексного подхода, расширения образовательной среды за счёт разных ресурсов и субъектов. Реальными субъектами реализации вводного модуля СОП «Формирование предпринимательских компетенций у старшеклассников стали:
Администрация и Управление образования Городского округа Стрежевой.
Центр поддержки предпринимательства ООО «Альтернатива».
Гильдия предпринимателей г.Стрежевой.
Сеть школ г.Стрежевой (в том числе РВЦИ РЦРО МБОУ СОШ №1).
НОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ.
13 мая более 100 участников сессии собрались в здании городской Администрации, где состоялось торжественное открытие проектной сессии «Молодёжь в открытой предпринимательской среде». Между участниками сессии была проведена жеребьёвка и сформированы 9 команд. За каждой командой закреплён тьютор. Молодые предприниматели г.Стрежевого, готовые сотрудничать со старшеклассниками, поставили перед командами проектные задачи. Работа закипела. Уже через два часа в МБОУ СОШ №1 был организован «Гайд-парк», где были представлены первые разработки проектных бизнес-задач. После первичной экспертной оценки команды отправились на дальнейшую доработку бизнес-проектов. Для того, чтобы участникам сессии стали более понятны бизнес и предпринимательство, основы предпринимательской деятельности преподаватели города провели мастер-классы:
- Личные качества предпринимателя.
- Юный бизнесмен.
- Теоретические и юридические основы предпринимательской деятельности.
- Социально-экономический анализ территории.
- Методы проектирования, SWOT-анализ, анализ заинтересованных сторон.
- Экономические основы предпринимательской деятельности.
- Оформление бизнес-плана и его презентация.
- Навыки эффективного выступления.
Проведённые мастер-классы помогли командам в оформлении бизнес-проектов и их публичной защите. В конце первого дня команды вновь представили свои проекты и получили очередную оценку со стороны экспертов. Второй день сессии также оказался насыщенным. Начался он с экономической игры. Все участники были разделены на три команды и максимально поставлены в ситуацию неопределённости. Каждый мог проверить, насколько он обладает предпринимательскими способностями. Молодые предприниматели, ориентированные на создание Открытой предпринимательской среды провели со старшеклассниками тренинги. Рудольф Музафаров, Константин Федотов, Эльвира Газдалиева, Георгий Михеев, Светлана Лебедева, Александр Ляшенко, Александр Гринченко, Екатерина Бычкова, Юлия Горбунова во время встреч с участниками сессии подчёркивали значимость малого предприятия, обеспечивающего самозанятость, рабочие места, улучшение инфраструктуры территории, усиление её инвестиционной привлекательности, формируя позитивный образ предпринимателя. Старшеклассники получили опыт реального действия, познакомились с работой малых предприятий, освоили опыт применения практических основ предпринимательской деятельности для разработки персонального проекта. Публичная защита бизнес-проектов показала, что участники сессии выполнили поставленные перед ними предпринимателями бизнес-задачи.
Нужно отметить, что любая работа, выполненная участниками, оценивалась экспертами, которые проставляли баллы. По итогам работы каждого дня проводилась рефлексия. Места участников по итогам каждого выполненного задания менялись, но в итоговом протоколе верхнюю строку занял Денис Шихалев МАОУ СОШ №5, который и стал абсолютным победителем первой проектной сессии «Молодёжь в Открытой предпринимательской среде». Результатами сессии стали:
- успешные защиты проектных идей;
- вручение участникам сертификатов;
- летнее трудоустройство самых активных участников;
- приглашение участвовать в рекламной компании;
- рекомендательные письма на участие в заочном туре Областного Фестиваля предпринимательских идей «Планирование карьеры и жизни».
В нём приняла участие команда, которая работала над проектом «Ателье «Стрекоза», получив Диплом Лауреата III степени.
В ноябре по итогам проектной сессии на базе МБОУ СОШ №1 был проведён рефлексивно-аналитический семинар. Подводя итоги семинара стало ясно что реализация первого модуля программы формирования предпринимательских компетенций имеет некоторые значимые результаты. В части формирования специальных знаний и умений:
Умение вычленять и анализировать проблемы развития субъектов малого предпринимательства – 65,4% участников.
Получение опыта решения проблемной задачи в разнопозиционных группах – 67,8%.
Владение научной экономической терминологией и специфических для предпринимательства понятий для подготовки и свободной презентации устного и письменного текста – 38,2%.
Через пять месяцев после первого модуля 25% участников программы отметили, что они сумели продуктивно использовать полученный опыт и знания на общеобразовательных предметах обычной школьной программы. В части формирования метапредметных результатов:
- 100% участников выполнили проектные работы по разным направлениям предпринимательской деятельности;
- 33% участников получили опыт и освоили технологию проектной деятельности;
- 14% выступили разработчиками предпринимательских проектов уже вне рамок программы.
35% участников указывают, что получили основы экономических знаний и хотели бы продолжить это образование.
65% старшеклассников оформили запрос на дополнительную информацию о предпринимательской деятельности и способах организации бизнеса; 40% участников сделали запрос на образовательные ресурсы для преодоления дефицитов информационных, деятельностных, личностных, которые проявились в первом модуле. 19% участников конкретизировали свой образовательный заказ в целях развития разработанного в модуле проекта. Это может рассматриваться в качестве показателей появления субъектной позиции по отношению к своему образованию и становления субъектной активности в определённой сфере деятельности, в частности это является показателем становления процесса профессионализации в предпринимательской деятельности.
Таким образом, теоретические исследования, экспериментальные разработки и апробация сетевых образовательных программ показывает, что они, с одной стороны, имеют потенциал для повышения качества образования: влияют на формирование знаний и умений, компетенций и развитие личностных качеств школьников, с другой стороны – меняют качество самой системы: обеспечивают оптимизацию ресурсов разного уровня, доступность качественного образования для разных целевых групп, открытость, непрерывность и вариативность образования.
Предварительный просмотр:
Применение технологии проектной деятельности на уроках географии.
Носова В.П.,
учитель географии
МБОУ Гимназия №1
городского округа
В «Концепции модернизации российского образования» сказано, что главной целью образования является формирование разносторонне развитой личности, способной реализовывать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества. Социуму нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Иными словами, обновляющейся ныне школе требуются новые методы обучения, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся. Достижение нового результата образования должно опираться на новые педагогические технологии. Одной из таких технологий является метод проектов.
В течение двух лет я активно внедряю этот метод на уроках географии. Метод проектов является хорошим средством активизации познавательной деятельности учащихся, уникальной возможностью вовлечься в поисковую, творческую, самостоятельную деятельность по решению определённой проблемы. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков проектная деятельность способствует развитию личности ребёнка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и личной ответственности за полученный результат. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.
В курсе географии метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Я в своей практике чаще всего применяю мини – проекты, рассчитанные на выполнение в течение одного урока. В работе над проектами выделяю следующие этапы:
- Подготовительный: определение темы и выбор группы.
- Планирование работы: анализ проблемы, отбор содержания, определение формы работы, распределение ролей.
- Выполнение проекта: поиск информации и её обсуждение, выбор способа реализации проекта.
- Презентация проекта: объяснение результатов, публичное выступление.
- Подведение итогов проектной работы (рефлексия): даётся оценка своих результатов, осмысление учащимися собственной деятельности.
Форма работы над проектом может быть различной – составление коллажей, рисунки, поделки, викторины, театрализованные представления, разработка игр и создание костюмов.
Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, работать со справочниками, разговаривать с другими людьми, искать фотографии, рисунки, самостоятельно делать записи. У меня в кабинете географии есть богатая библиотека, много справочной литературы, старые газеты и журналы, учащиеся всегда могут воспользоваться не только помощью учителя, но и найти ответ на интересующий вопрос самостоятельно. Приведу пример проектов над которыми работали учащиеся на уроках географии.
Проект «Япония» в 11классе охватил большую группу учащихся. В течение месяца ребята собирали самую различную информацию, используя познавательную литературу, газеты, журналы, работая с Интернетом. Обсуждая найденную информацию, учащиеся решили остановиться на теме «Культура и традиции народа Японии». Во время защиты проекта постарались оформить классную комнату, повесив карту Японии, государственный герб, флаг, иллюстрации природы. Часть класса была оформлена под чайный домик. Родители одной из учениц были в туристической поездке по Японии и привезли с собой много сувениров, которые также были использованы при защите проекта. Проектная группа приготовила яркую презентацию проекта, но кульминацией защиты стало театрализованное представление чайной церемонии, с традиционными веерами, кимоно и японской музыкой, немало удивив присутствующих своим выступлением. Участники проектной группы разработали викторину по Японии и все присутствующие смогли проверить свои знания об этой удивительной стране. Во время проведения рефлексии учащиеся отметили, что они хорошо поработали, работа была плодотворной и они остались довольны результатом.
На уроках географии в 7-х классах проекты чаще всего бывают информационно-исследовательскими. Так урок по теме: «Географическое положение и особенности природы Австралии» был проведён с использованием метода проектов. Одновременно на уроке работали шесть групп учащихся, каждая над своей темой. Результатом работы стала презентация информационных плакатов. Работая над проектами, проектные группы использовали не только ресурс атласа, учебника, но и дополнительную литературу, имеющуюся в кабинете. После презентации продукта учащиеся выполнили кроссворд по Австралии. Использование метода проектов на уроках географии дало обучающимся возможность рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение. Здесь уместен тезис «Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это нужно». В результате участия в проектной разработке повышается интерес ребёнка к учебному предмету, изучение предмета становится не формальным, а осмысленным, заинтересованным. Учебные проекты в большинстве своём имеют направленность на результат, который можно увидеть и применить на практике. Учащиеся отмечают, что в процессе работы над учебными проектами они приобретают такие компетенции как: умение работать самостоятельно, отбирать нужную информацию, анализировать её, делать выводы, представлять результаты своей деятельности. Выстраивать коммуникативные связи с разными людьми.
Сценарий урока с использованием проектной деятельности.
Методика «Учись, работая».
Этапы работы над проектом в рамках изучения темы на уроке.
Предмет: география
Класс: 7
Тема: «Океаны»
Цели и задачи:
- изучить природу океанов Земли;
- определять основные направления хозяйственной деятельности человека в океанах
и последствия этого влияния на природу океанов;
- продолжить работу над формированием практических умений использовать тематические карты как источники информации;
- создание мини-проектов по океанам Земли.
Умения: выявление по картам атласа отличительных особенностей природы океанов, работать в заданном темпе, планировать работу, работать в команде, графически оформлять информацию, выделять главное, умение работать с учебником, публичное выступление, оценка работы.
Оборудование: физическая карта океанов, атласы, учебник, 4 листа бумаги формата А3, маркеры или фломастеры, картинки из журналов, открытки, ножницы, клей.
Результат урока: мини - проекты: «Индийский океан», «Атлантический океан», «Тихий океан», «Северный Ледовитый океан».
Ход урока.
Организационный момент 5 минут.
Класс объединяется в группы для выпуска мини-проектов: «Индийский океан», «Тихий океан», «Атлантический океан», «Северный Ледовитый океан».
Задача – мини-проект должен нести минимум письменной информации, максимум информационного материала в любой удобной для восприятия форме: рисунки, схемы, таблицы и т.д.
Инструктаж по ТБ.
На этом этапе каждой рабочей группе учащихся выдаётся:
План характеристики океана
- Название, границы, размеры океана.
- Географическое положение.
- Берега, моря, острова и их происхождение.
- Особенности рельефа дна океана.
- Свойства воды.
- Течения.
- Взаимодействие океана с прилегающими частями суши.
- Освоение океана и хозяйственная деятельность человека.
Для создания зрительного образа океанов у учащихся, можно подготовить слайдовую презентацию, наглядно передающую океанский простор и красоту природы.
Этап №1
« Мозговой штурм».
В течение 5 минут определите задачи, связанные с темой, и идеи по концепции проекта. Выслушайте различные предложения для более удачного расположения информации на странице, для этого вам необходимо:
- Выработать как можно больше разнообразных идей.
- Занести каждую идею в список.
- Не оценивать и не обсуждать эти идеи - пока.
- Побудить каждого члена группы внести идеи.
- Использовать необычные идеи для порождения большего числа предложений со стороны группы.
Этап 2
« Концепция проекта».
Выбрать концепцию проекта. Из предложенных вариантов выбрать наиболее удачный, или совместить идеи. Для этого необходимо:
- Обсудить и оценить идеи, внесённые в список на предыдущем этапе
- Сгруппировать смежные идеи
- Сформировать в систему как можно больше групп с идеями для составления концепции проекта
- Связать с темой урока и воспользоваться предложенными инструментами
Этап 3
«Завершение проекта».
Совместная работа в группе по созданию мини – проекта.
В течение 20 минут работайте с учебником и раздаточным материалом. За это время необходимо найти информацию и оформить проект. Учащимся необходимо изучить большой по объёму материал, если навыки проектной деятельности не сформированы достаточно хорошо, то в помощь можно предложить раздаточный материал, разработанный учителем.
Мини – проект «Индийский океан»
- Определите цели и задачи проекта.
- Прочитайте текст учебника на 85 – 88 стр., используя карту атласа 38, ответьте на вопросы:
- Определить границы и размеры океана
- Определить его положение на градусной сетке и относительно других объектов
- Найти и показать на карте моря, острова и определить их происхождение
- Изучите особенности рельефа дна океана: найдите на карте наибольшую глубину,
Большой Зондский желоб, Западно – Индийский и Аравийско – Индийский хребты, Австрало – Антарктическое поднятие.
- Найдите, как изменяется температура и солёность воды Индийского океана и объясните причины высокой солёности в северной части океана.
- Самые крупные волны зарегистрированы в районе острова Кергелен (высота до 15м, длина до 250м), покажите на карте и объясните закономерности образования течений Индийского океана.
- Определите основные этапы освоения Индийского океана и виды хозяйственной деятельности.
Такой раздаточный материал можно подготовить для Тихого, Атлантического и Северного Ледовитого океанов.
Этап 4
Презентация проекта
В обмене информацией по проекту:
- Участвуют все члены группы
- Рассказывают о проекте, о том, как он связан с темой, о целях и задачах, для решения которых он предназначен
- Продемонстрировать проект
- Описать проблемы, с которыми столкнулись в процессе работы над проектом, и то каким образом их удалось преодолеть
- Ответить на вопросы
Выслушайте выступления всех групп, отметьте наиболее яркие выступления, отметив особенности.
Оцените работу группы (рефлексия)
Рефлексия
Поставьте баллы от 1 до 5 против каждого вопроса:
- как вы оцениваете работу вашей группы;
- как вы оцениваете ваш вклад в работу группы;
- какое настроение было у вас на уроке.
Домашнее задание: каждая группа готовит занимательную страничку по своему океану.
Алгоритм работы групп на уроке.
- Объединитесь в группы для выпуска проектов «Океаны».
- Получите у учителя рабочее название группы, прослушайте инструктаж. 5 минут.
- Просмотр слайдовой презентации «Океаны Земли». 5 минут.
- Составьте план своего проекта, распределите между членами группы обязанности. 5 минут.
- Работа с учебником, атласом, раздаточным материалом. 20 минут.
- Подготовьтесь к публичному выступлению. 10 минут.
- Каждая группа проводит презентацию своего проекта. 4 минуты.
- Выслушайте выступление всех групп, отметьте наиболее яркие выступления, отметив особенности. 16 минут.
- Рефлексия. 2 минуты.
- Географический диктант, можно пользоваться атласом. 10 минут. Работает группа.
- Взаимопроверка, группы обмениваются ответами. Алгоритм ответов у учителя. 2 минуты.
Географический диктант.
Дополни предложение, вставляя соответствующий океан.
- Самый большой по площади - _________________________________________
- Самый холодный - ___________________________________________________
- Небольшую протяжённость с запада на восток имеет - _____________________
- Экватор не пересекает - _______________________________________________
- В южном полушарии лежит большая часть - ______________________________
- На три части хребты делят ложе - _______________________________________
- Самый маленький по площади - _________________________________________
- Самый древний океан на планете - _______________________________________
- Глубочайший Марианский желоб находится в - ____________________________
- 1/3 поверхности планеты занимает - ______________________________________
- Магеллан пересёк за три месяца с востока на запад - ________________________
- Самоё загрязнённое Средиземное море относится к - _________________________
- Самый мелководный океан - ______________________________________________
- Более 10 тысяч отдельных подводных гор, в основном вулканического происхождения, находится в - _____________________________________________
- Муссоны оказывают огромное влияние в северной части - _____________________
- Гигантский хребет почти по меридиану протянулся через - _____________________
- Самый неспокойный и грозный океан - _____________________________________
- Реки, стекающие с Гималаев, пополняют пресной водой - ______________________
Предварительный просмотр:
Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, -
всё, что может сделать учитель, это указать
дорожки.
Олдингтон Р.
Стаж моей работы в школе 31 год. За это время менялись цели и содержание образования, появлялись новые средства и технологии обучения, но при этом главной формой обучения вчера и сегодня всегда оставался урок. На уроке встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Мир меняется очень быстро, а его границы, благодаря Интернету охватывают поверхность всей планеты. Сейчас уже нет школ, где бы отсутствовал компьютерный класс, а на уроках участниками образовательного процесса стали ноутбук, проектор, интерактивная доска. Многие ученики приходят на уроки с планшетами, в которых закачаны учебники всей школьной программы. Но при этом независимо от степени компьютеризации школы главным действующим лицом на любом уроке остаётся учитель. За спиной учителя - знания, а перед ним меняются ученики, со своими интересами, новым видением мира и бесконечным количеством вопросов. Что же должно объединять учителя и учеников на уроке? Интерес к жизни? Урок должен иметь непосредственное отношение к интересам человека, живущего сегодня. Любой урок должен быть современен в широком смысле этого слова.
Специфика географии как предмета заключается в том, что она содержит большой объём материала, причём этот материал является новым на каждом уроке. Объём информации, который должен быть переработан на каждом уроке, с каждым годом увеличивается. Одной из главных задач учителя: научить обучающихся ориентироваться в новых знаниях, уметь их структурировать, выбирать главное и уметь применять в нестандартной ситуации. И здесь на помощь к учителю приходит не только Интернет, но и современные технологии, которые учат учеников самостоятельности, развивают логику, формируют познавательный интерес. Это с моей точки зрения. Наиболее распространёнными по применению современными технологиями стали: модульная, КСО, развитие критического мышления через чтение и письмо. Реже на уроках обучение умениям и навыкам происходит с использованием ролевой игры. А использование игровых моментов всегда вызывают большой интерес у обучающихся любого возраста. КВН, «Что? Где? Когда?», уроки – соревнования, викторины, защита творческих работ. Во время проведения всех этих видов деятельности учащийся становится активным, заинтересованным, равноправным участником учебного процесса, у него создаётся высокая мотивация к обучению. Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого интереса к изучаемому материалу.
География – это предмет, позволяющий учащимся не только узнавать окружающий мир, но и развивать свой творческий потенциал – внутренние возможности. Задача учителя – эффективно руководить деятельностью детей, чтобы они могли проявлять свои способности.
Каким же должен быть современный урок? Современный урок должен:
- Использовать новейшие достижения науки.
- Обеспечивать условия для познавательной деятельности учащихся с учётом их интересов и потребностей
- Каждый урок проектируется с опорой на достигнутый уровень учащихся.
- Эффективно использовать средства обучения.
- Мотивированный, личностно значимый.
- Обеспечивать разнообразие форм деятельности.
- Формировать умения учиться, постоянно пополнять объём знаний обучающихся.
- Развивать навыки самообразования как основы дальнейшего успешного добывания знаний.
- Развивать навыки социализации: коммуникативной культуры, толерантности, умения работать в парах, группах, командах.
- Формировать ключевые компетентности.
- Должен быть связан с жизнью, личным опытом учащихся.
- Использовать диагностику.
- В конце каждого урока проводится рефлексия.
В основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) лежит системно-деятельностный подход, который предполагает, что развитие личности обучающегося происходит на основе усвоения универсальных учебных действий.
Требования к уроку с позиций федерального образовательного стандарта:
- - Формирование предметных результатов
- - Формирование универсальных учебных действий
- - Создание комфортной среды
- - Смена видов деятельности
- - Учить ученика самого добывать знания (обучение в деятельности).
Таким образом урок в условиях введения ФГОС будет выглядеть следующим образом:
- Тему урока формулируют сами учащиеся
- Учащиеся самостоятельно осуществляют постановку целей и задач
- Планируют на уроке свою деятельность
- Учащиеся под руководством учителя работают самостоятельно, в парах, в группах
- Учитель планирует работу так, что на заключительном этапе урока применяются разные формы контроля: самоконтроля, взаимоконтроля
- На заключительном этапе урока, при подведении итога проводится рефлексия
- Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных способностей.
Многие методисты противопоставляют современному уроку, урок традиционный. Каковы их отличительные признаки?
Во – первых: постановка целей урока, которые направлены не только на усвоение знаний и формирование умений, а направлены на развитие мышления и творческой деятельности обучающихся.
Во – вторых: изменяется роль учителя на уроке, он организует учебную деятельность учащихся, которые становятся не объектом, а субъектом учебного процесса.
В – третьих: авторитарный стиль общения меняется на сотрудничество между учителем и учеником. Обучающиеся могут самостоятельно изучать материал урока, осуществлять его последующую проверку.
В – четвёртых: главное на современном уроке – самостоятельная учебная деятельность учащихся, которая сменяется эффективным общением при работе в парах и группах.
Таким образом современный урок должен быть разработан с учётом системно – деятельностного подхода. При таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский, практико-преобразовательный характер и сама становится предметом усвоения.
«Великая цель образования – не только знания, но и прежде всего действия» (Н.И. Мирон). И с этим нельзя не согласиться.
Носова Вера Петровна, учитель географии
МБОУ Гимназия №1 городского округа Стрежевой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проектной деятельности на уроках географии как один из механизмов формирования ключевых компетентностей
Проектная деятельность, применяемая на уроках географии, учит школьников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, формирует умения п...
Использование проектной деятельности на уроках географии как один из механизмов формирования ключевых компетентностей.
Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности,...
Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность на уроках географии
В статье рассматривается роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и ...
Технология проектной деятельности на уроках географии.
Одним из эффективных способом социализации учащихся, активизации процесса самоопределения, актуализации целеполагания и планирования деятельности - является технология проектной деятельности....
Опыт применения технологии проектной деятельности на уроках географии
Выступление на муниципальной НПК "Опыт организации проектной и исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования"...
Применение технологии проектного обучения на уроках географии как технологии воспитания мотивированных детей
В данной статье представлен опыт применения технологии проектного обучения на уроках географии как технологии воспитания мотивированных детей...