Проектная деятельность на уроке литературы "Страна, придуманная детьми"
план-конспект урока (5 класс) на тему
Литература: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 частях. Ч.2 / Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова, В.М.Шамчикова; под ред. проф. Б.А.Ланина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2013. Урок литературы с применением технологии исследовательского обучения и проектные методы обучения, информационные технологии. Методы - словесный, поисковый, интерактивный метод – метод проектов, активный метод «Вальс цветов». Исследовательская форма работы: творческая деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_uroka_i_organizatsionnaya_struktura.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | ||||
Предмет | Литература | Класс | 5 | |
Тема урока | Страна, придуманная детьми. | |||
Тип урока | Комбинированный урок | |||
№ урока по теме | Второй урок изучения повести Л.Кассиля «Кондуит и Швамбрания» (в сокращении). | |||
Учебник | Литература: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 частях. Ч.2 / Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова, В.М.Шамчикова; под ред. проф. Б.А.Ланина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2013. | |||
Планируемые образовательные результаты: | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||
Предметные компетенции: информационная составляющая: извлечь информацию по заданию из художественной литературы; коммуникативная составляющая: выступление перед аудиторией сверстников (использовать вербальные средства для выделения смысловых блоков своего выступления; невербальные средства или наглядные материалы); командная коммуникация (самостоятельно договориться о правилах и вопросах для обсуждения и последующего выступления в соответствии с поставленной перед командой задачей, сопоставить свои идеи с идеями других членов команды, развить и уточнить идеи); проектировочная составляющая: ставить задачи, адекватные заданной цели; самостоятельно планировать характеристики продукта своей деятельности на основе заданных критериев его оценки; самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своей деятельности; оценить продукт своей деятельности по критериям. | Личностные УУД: формировать патриотическое чувство, толерантное отношение друг к другу, воспитывать уважение к символам своей страны. Познавательные УУД: учить осуществлять поиск необходимой информации в предложенных фрагментах текстов, развивать умение выражать свои мысли, осознанно строить высказывания. Регулятивные УУД: соотнесение известного и неизвестного, планирование и прогнозирование результата своей деятельности, контроль и оценивание качества исполнения продукта деятельности. Коммуникативные УУД: развивать умение работать в команде: внимательно слушать товарищей, аргументировано и вежливо отстаивать свою точку зрения. | Умение выражать свои эмоции; умение понимать эмоции других людей, сопереживать; высказывать свое отношение к героям произведения и к результатам труда своих одноклассников. | ||
Решаемые учебные проблемы | Возможность и способность создания собственной страны-мечты с присущими ей особенностями | |||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Родина, страна, Президент, символы – герб, гимн, флаг. | |||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Компьютерная презентация. | |||
Ресурсы урока (программное обеспечение, дидактические, технические средства, демонстрационное оборудование и материалы) | Мультимедийный компьютер с проектором, компьютерная презентация «О России», видеоролик «О Бузулуке», раздаточный материал – фрагменты текста «Кондуит и Швамбрания», словарь С. И. Ожегова, воздушные шары, ватманы, фломастеры, цветки, лист самооценки, музыкальные инструменты. Использована музыка И. Штрауса «Вальс цветов». | |||
Технологии, формы, методы и приемы организации деятельности учителя и обучающихся | Технология исследовательского обучения и проектные методы обучения, информационные технологии. Методы - словесный, поисковый, интерактивный метод – метод проектов, активный метод «Вальс цветов». Исследовательская форма работы: творческая деятельность. | |||
Цель урока | Создать условия, при которых обучающиеся самостоятельно учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; | |||
Задачи урока: | Образовательные:
Воспитательные:
способствовать воспитанию свободной личности, организуя такое учебно-воспитательное пространство, которое обеспечивает реализацию на практике принципа свободы, предоставляющего учащемуся реальную возможность самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формирования чувства ответственности за ее результаты. |
Организационная структура урока
«Страна, придуманная детьми» (по повести Л.Кассиля «Кондуит и Швамбрания»)
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1. Создание эмоционального фона. | 1. Приветствие учащихся. Разделить учащихся на команды (2 колонки – 2 команды). - Поприветствуйте своих одноклассников из другой команды, какие пожелания им хотите сказать? 2. Вопросы для учащихся: - Какое место на земле вы больше всего любите? | 1. Приветствие. 2. Ответы на вопросы учителя. | Личностные |
2. Вхождение в тему урока. Мотивация деятельности. | 1. Трансляция видеоролика о Бузулуке. 2. Вопросы: - С какой целью вам был показан этот ролик? - А чем для вас является наш город Бузулук? - А что такое Родина? - На ваших столах лежат фрагменты текстов из повести, с которыми вам предстоит работать, делая отбор необходимой информации. - А что является Родиной для Оськи и Лёли, героев произведения «Кондуит и Швамбрания»? (Приложение 1. Фрагмент текста 1.) - Все ли устраивало детей в их городе или они что-то хотели изменить? (Приложение 1. Фрагмент текста 2.) - Что они придумали? Какую страну? Существовала ли она на самом деле? (Приложение 1. Фрагмент текста 3.) - Если такая страна не существует, значит она какая? (выдуманная) - Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? | 1. Просмотр видеоролика о Бузулуке. 2. Ответы на вопросы учителя (работа с фрагментами, со словарем) Формулирование темы урока | Регулятивные |
3. Организация и самоорганизация учащихся. Организация обратной связи. | 1. Оська и Лёля, создавая свою страну, опирались на имеющиеся у них знания. - Давайте попробуем разобраться в важных составляющих любой страны. Показ презентации о России. 2. - Были ли такие символы у страны, придуманной Оськой и Лёлей? Расскажите о них. (Приложение 1. Фрагмент текста 4-5) Физминутка Утверждение – да-нет. Да – хлопни в ладоши Нет - присядь разочек 1. В повести упоминается великий путешественник (да.) а кто? Христофор Колумб 2. Все началось с того, что пропала фигура короля? (нет) 3. Папа купил специально для мальчиков корову (нет) – козленка 4. Со священником в Народном саду встретился Оська? (да) 5. Кондуит – это музыкальный инструмент? (нет) – журнал поведения, проступков 6. По уставу гимназии на форме не полагались лишние пуговицы. (да) 7. Первая швамбранка – это Герда. (нет) 8. Тая Опилова была лишена звания швамбранки. (да) - Вам нравится страна братьев? И дружно ли они придумывали ее? Хотелось бы и вам попробовать придумать свою непохожую ни на что страну? | 1. Просмотр видеоролика 2. Ответы на вопросы (поиск необходимой информации в фрагментах повести «Кондуит и Швамбрания»). 3. Проведение физминутки | Познавательные, регулятивные |
4. Практикум | 1. Предлагаю вам распределить обязанности в вашей команде по придумыванию отличительных особенностей и символов вашей страны. На слайде презентации вы можете видеть примерный план. 2. Раздать листы самооценки. (Приложение 2) | 1. Распределение обязанностей в команде. 2. Заполнение листа самооценки | Личностные, регулятивные, коммуникативные |
5. Проверка полученных результатов. | 1. Каждый из вас работал над проектом в своей команде по созданию своей страны. Вам необходимо представить другой команде свой проект. | Представление командами поочередно своих проектов «Наша страна» | Личностные, ругулятивные, коммуникативные |
6. Подведение итогов, домашнее задание | 1. - Столкнулись ли вы с трудностями, работая над проектом «Наша страна»? - Похожа ли ваша страна на страну главных героев повести Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания»? - Довольны вы или нет своим результатом? - Хотелось бы вам продолжить данную проектную деятельность или нет? 2. Домашнее задание: напишите небольшой рассказ об увлечениях жителей выдуманной вами страны. | 1. Ответы на вопросы учителя. 2. Запись домашнего задания | Личностные |
7. Рефлексия | - Попробуем немного отвлечься и расслабиться. Под музыку И. Штрауса «Вальс цветов» изобразите цветок жестами или мимикой, а другая команда должна отгадать этот цветок. После этого вручите другой команде пригласительный билет-цветок для путешествия в вашу страну. | Выполнения задания - изобразить цветок и вручение другой команде пригласительного билета-цветка. | Личностные, коммуникативные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность в работе с одаренными детьми.
Статьи учителя, в которых он делется опытом о работе с одаренными детьми, какие использует педагогические технологии в этой работе. Насколько способствует проектная деятельность раскрытию творческих и...
Использование проектной деятельности в работе с одарёнными детьми
Выступление с представлением опыта работы...
Организация проектно – исследовательской и проектной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности.
Обобщение опыта работы...
Проектная деятельность педагога в работе с детьми с ОВЗ.
Немчанина Е. С. Проектная деятельность педагога с детьми с ОВЗ....
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА, КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
В условиях кардинальных изменений в образовательной системе нашей страны фактор учителя в школе становиться особенно актуальным. Характерной приметой нашего времени является повышени...
«Проектная деятельность в работе с одаренными детьми по английскому языку»
Перспективный план на 2018-2023 учебный год...
Проектная деятельность в работе с одаренными детьми
Методические рекомендации для работы с одаренными детьми...