Рабочая образовательная программа история 10 класс (базовый уровень 70 часов)
рабочая программа по истории (10 класс) на тему

Васильев Владимир Владимирович

Учебная программа разработана на основе Федеральной Примерной программы среднего образования по истории России 2004 г. Эта программа предназначена для преподавания для 10 –х классах  и охватывает историческое время с древности до конца  XIX века. Она рассчитана на 68 часов на изучение курса отечественной истории. Структура программы соответствует структуре Федеральной примерной программе среднего (полного) общего образования по истории в его базовом уровне. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_istorii.docx102.25 КБ

Предварительный просмотр:

МОБУ «Центр образования» городского округа «город Якутск»

«Утверждаю» 

директор ОУ

_______________

«__»_______2015г.

«Согласовано» 

зам. директора по УВР

____________________  

«__» _________2015 г.                  

 «Рассмотрено»                                  

на заседании МО

 протокол №____                                                «__»_______2015г.

Рабочая образовательная программа

история 10 класс (базовый уровень 70 часов)

на 2015-2018 учебные года  (3 года)

Составил: учитель истории и обществознания

 Васильев Владимир Владимирович

Структура документа

  Рабочая программа включает десять  разделов:

  1. Пояснительную записку
  2. Общая характеристика учебного предмета
  3. График реализации рабочей программы  
  4. Основное содержание программы
  5. Учебные компетенции и способы деятельности
  6. Требования к уровню подготовки выпускника 9 класса
  7. Результаты освоения курса (личностные, метапредметные, предметные)
  8. Система оценки
  9. Учебно – методический комплект
  10. Тематическое планирование в которое включены: основные виды деятельности ученика ( на уровне учебных действий) по всем темам курса физики, требования к уровню подготовки обучающихся на каждом уроке и формирование  УУД, вид контроля и измерители, домашнее задание на каждый урок; педагогические средства и цели на каждый урок, приобретенные компетенции учащихся.

Пояснительная записка.

      Учебная программа разработана на основе Федеральной Примерной программы среднего образования по истории России 2004 г. Эта программа предназначена для преподавания для 10 –х классах  и охватывает историческое время с древности до конца  XIX века. Она рассчитана на 68 часов на изучение курса отечественной истории. Структура программы соответствует структуре Федеральной примерной программе среднего (полного) общего образования по истории в его базовом уровне.

      Главной целью современного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения истории:

  1.       Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций;
  2.       Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности;
  3.        Освоение систематизированных знаний о прошлом;
  4.        Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
  5.       Формирование исторического мышления.

        На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2010 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается  реализовать актуальные в настоящее время  компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:

  1.        Приобретение знаний о важнейших событиях и процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
  2.        Овладение способами деятельностей, элементарными методами исторического познания, умениями работы с различными источниками исторической информации, применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в многокультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других стран и народов;
  3.        Освоение компетенций в сфере отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной  и коммуникативной деятельности, ориентации в широком круге исторических источников.

       Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся  понимать причины и логику развития исторических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.  Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию  личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

         Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
    Усвоение материала на творческом уровне осуществляется за счет выделения часов на семинарские занятия, на которых анализируются первоисточники, идет работа со статистическими документами, схемами, таблицами, а также на повторительно-обобщающие уроки выносится ряд дискуссий, затрагивающих наиболее спорные вопросы отечественной и зарубежной истории, тем самым формируется свой взгляд на изучаемые события. Домашние задания альтернативны и сориентированы на различный уровень подготовки учащихся.  
      Основой целеполагания является  обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе исторического образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта — переход от суммы «предметных результатов» к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой  деятельности, что предполагает повышенное внимание  к развитию межпредметных связей курса  история
.  Дидактическая модель обучения и педагогические средства  отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных  результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов  деятельности. Формирование целостных представлений об истории будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе  личностного осмысления исторических фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков, решения познавательных задач, реконструирования исторической действительности на основе анализа исторических источников.
     Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность, использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов — в плане это является основой для целеполагания. При выполнении творческих работ  формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными историческими знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии в форме  резюме, исследовательского проекта, публичной презентации.

         Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста,  составлять план, тезисы, конспект. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть   монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, дискуссии, приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается  использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы.

        Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной деятельности предполагает актуализацию информационной компетентности учащихся: формирование простейших навыков работы с  источниками, картографическими и хронологическими материалами. В требованиях к выпускникам старшей школы ключевое значение придается комплексным умениям по поиску и анализу информации, представленной в разных знаковых системах, использованию методов электронной обработки при поиске и систематизации информации. При профильном изучении формируются и умения, связанные с основами исторического анализа. Важнейшее значение имеет овладение учащимися коммуникативной компетенцией: формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения, участвовать в дискуссиях по историческим проблемам и др.

       Большую значимость на этой ступени  образования сохраняет информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах, перевода информации из одной знаковой системы в другую, выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации, отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута. Предполагается уверенное использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
    С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

      Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должны быть сформированы ценностные ориентации учащихся, развито чувство патриотизма, уважение к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: диск «Романовы», электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.

                  В процессе изучения истории России совершенствуются и развиваются следующие универсально-учебные умения:

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  1.       Целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
  2.        Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  3.       Планировать пути достижения целей;
  4.       Устанавливать целевые приоритеты;
  5.       Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
  6.       Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
  7.        Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  8.      Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  9. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  10. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  11. Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  12. Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  13. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  14. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  15. Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  16. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
  17. Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
  18. Осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

       Работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

  1. Основам коммуникативной рефлексии;
  2. Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
  3. Отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Познавательные универсальные учебные действия

  1. Основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
  2. Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  3. Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  4. Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  5. Давать определение понятиям;
  6. Устанавливать причинно-следственные связи;
  7. Осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
  8. Обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
  9. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  10. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  11. Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
  12. Основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
  13. Структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

         Обращение с устройствами ИКТ

Выпускник научится:

  1. Подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы;
  2. Соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий;
  3. Правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);
  4. Выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;
  5. Соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.

Создание письменных сообщений

Выпускник научится:

  1. Создавать текст с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;
  2. Сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста;
  3. Осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;

Поиск и организация хранения информации

Выпускник научится:

  1. Использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации   и анализировать результаты поиска;
  2. Использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
  3. Использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;
  4. Искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители;
  5. Формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.

В процессе изучения истории в 10 классе совершенствуются и развиваются следующие универсальные учебные действия (УУД):

  1.        Личностные УУД: готовность и способность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности;
  2.        Регулятивные УУД: формирование действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи.
  3.       Планирование их реализации, осуществление выбора эффективных путей и средств достижения целей, контроль и оценка своих действий, как по результату, так и по способу действия, внесение соответствующие коррективов в их выполнение, формирование способности к проектированию;
  4.       Коммуникативные УУД: формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества; практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; развитие речевой деятельности, использование исторического опыта для понимания сегодняшней действительности,  анализировании и планировании будущей жизни, использования знания истории  для регуляции умственной деятельности.  
  5.        Познавательные УУД: практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией; умение работать с текстами, картой, документами преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе: систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах, выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей, представлять информацию в сжатой словесной, письменной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов), заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты; навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин, осуществление поиска информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска; умение передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т. е. сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными компонентами), использование информации для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования, умение строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе её сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом.

                     В процессе изучения истории России совершенствуются и развиваются следующие универсально-учебные умения:

                    Регулятивные универсальные учебные действия

                      Выпускник научится:

  1. Целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
  2. Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  3. Планировать пути достижения целей;
  4. Устанавливать целевые приоритеты;
  5. Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
  6. Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
  7. Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  1.      Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
  2. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  3. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  4. Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  5. Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  6. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  7. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  8. Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  9. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
  10. Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
  11. Осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

Познавательные универсальные учебные действия

  1. Основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
  2. Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  3. Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  4. Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  5. Давать определение понятиям;
  6. Устанавливать причинно-следственные связи;
  7. Осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
  8. Обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
  9. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  10. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  11. Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
  12. Основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
  13. Структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

         Обращение с устройствами ИКТ

Выпускник научится:

  1. Подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы;
  2. Соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий;
  3. Правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);
  4. Выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;
  5. Соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.

Создание письменных сообщений

Выпускник научится:

  1. Создавать текст с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;
  2. Сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста;
  3. Осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;
  4. Использовать средства орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке.
  5. Использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации   и анализировать результаты поиска;
  6. Использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
  7. Использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;
  8. Искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители;
  9. Формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.

Цели учебной программы:

- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;

- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей действительности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами;

- освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе; подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин, научному пониманию роли и места истории в системе общественных дисциплин;

- овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической формации  как основы решения исследовательских задач;

- формирование ответственности за историческое образование и историческое мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности; определять и аргументированно представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.

Критерии и нормы оценки учащихся

 Оценка устного  ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов;   2. Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета;    2. Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.       2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.  3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.  4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;     5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.

Программа: Федеральный компонент государственного стандарта общего образования Министерства образования РФ.

Учебник: А.Н  Сахаров «История России с древнейших времен до конца 16 века», М. 2010г. С.П Боханов «История России с 17-19 века», М. 2010г

№ П/П  Тема урока

Тип и система уроков

Педагогические средства

Требования к деятельности учащихся. учащихся.

Основные понятия

(Информация)

Задачи.   Планируемый

результат и уровень освоения.

Домашняя задание

Дата проведения

По плану

Фактическая дата

       Введение в курс «История России». Особенности Российской цивилизации.

(   Урок прохождения нового материала).

.1

Вводная лекция.

Эвристическая беседа.

Индивидуальная

Выявление исторических особенностей российского государства
Фронтальная
Определить геополитическое положение России.

Понятия: история, цивилизация, эшелонная модель развития.
История России – часть всемирной истории.

 

Уровни освоения  Репродуктивный
- называть особенности Российской цивилизации; - давать определение понятиям: предыстория, история, цивилизация.     Продуктивный
- характеризовать этапы Российской истории; - объяснять сущность взглядов на Российскую цивилизацию;
- аргументировано доказывать свою точку зрения на проблему характера Российской  цивилизации.

Стр. 6  

Отв на ? 2.3.4.

3.09

§1. Индоевропейцы. Исторические корни славян.

(Урок прохождения нового материала).

2.1

Комбинированный урок

Языковые  семьи.

Индоевропейцы.

Начальные этапы формирования этносов.  Дискуссии о прародине славян. Города государства Северного Причерноморья. Скифы. Сарматы

Знать об этногенезе славян. Понимать место славянской этнической и языковой группы в общей индоевропейской системе, определять основные славянские племена.  Быт хозяйство.

Прочитать §1.

3.09

§2. Восточные славяне.

(  Урок прохождения нового материала).

3.1

Проблемное изложение, задачный подход

Проблемное изложение материала, использование карты и документального материала

По карте составить схему «соседи восточных славян».

Восточнославянские племена и их соседи. Занятия, общественный строй  и верования восточных славян.

Репродуктивный
- давать определение понятиям: «военная демократия», политеизм;
- характеризовать занятия  и общественный строй  у восточных славян;
- называть имена языческих богов.
Продуктивный
- используя историческую карту  характеризовать взаимоотношения восточных славян и их соседей;
- устанавливать причинно – следственные  связи между природно – климатическими  условиями и занятиями восточных славян;
- объяснять сущность «военной демократии»;
- характеризовать языческую культуру.

Прочитать§2.

5.09

§3. Появление государства Киевская Русь.

Первые русские князья.

(Урок прохождения нового материала).

4.1

Проблемное изложение, задачный подход.

Характеристика этапов складывания Древнерусского государства.
Индивидуальная
Анализ теорий происхождения государства, выявление собственной позиции по данной проблеме.

Предпосылки складывания Древнерусского государства (социально – экономические, социально – политические, духовные, внешнеполитические). Этапы складывания государства. Возникновение ядра восточнославянского государства. Теории возникновения государства у  восточных славян (норманнская, антинорманнская, современныетеории

Репродуктивный
- характеризовать этапы складывания государства у восточных славян;
- находить оценочные суждения в учебной и справочной литературе по проблеме теорий происхождения государства у восточных славян.
Продуктивный
- выявлять предпосылки образования Древнерусского государства;
- сопоставлять процесс образования Древнерусского государства и европейских государств периода средневековья;
- используя знания курса «Обществознание» выявлять признаки Древнерусского государства.

 

Прочитать §3.

7.09

§4. Правление Святослава.

(комбинированный урок) 5.1

Задачный подход.

Составление таблицы «Деятельность первых русских князей».

Деятельность первых русских князей (укрепление власти киевского князя, отношения с Византией, отношения с восточными соседями, итоги правления). Конфессиональный фактор в складывании российской цивилизации.

Репродуктивный называть основные направления деятельности первых русских князей;
- знать причины, процесс, значение принятия Русью христианства. -давать определение понятиям: государство, дань, полюдье, уроки, погосты, монотеизм. Продуктивный-характеризовать основные направления деятельности первых русских князей по самостоятельно выделенным критериям; - показать значение реформы княгини Ольги для Древнерусского государства;
- показать влияние Византии на политическую сферу и культуру Киевской Руси,- выявить причины перехода Руси к монотеистической религии.

Прочитать § 4

10.09

§5. Древнерусское государство при Владимире.

(Урок прохождения нового материала).

6.1

Комбинированный урок

Принятие христианства. Культура Руси как один из факторов образования Древнерусского государства.

Определять причины и оценивать значение принятия христианства при князе Владимире для социально-политического развития государства и в качестве цивилизованного выбора. Объяснять смысл понятий: католицизм, православие.

Прочитать

     § 5.

10.09

№ П/П

Тема урока

Тип и система уроков

Педагогические средства

Требования к деятельности  учащихся.

Основные понятия

(Информация)

Задачи.   Планируемый

результат и уровень освоения

Домашняя задание

Дата проведения

По плану

Фактическая дата

Глава II. Расцвет Руси XI – первая треть XII вв.

§ 6. Правление Ярослава Мудрого. (комбинированный урок).

7.1

§ 7. Развитие феодальных отношений.  Русь при Ярославичах.

(комбинированный урок).

8.1

§ 8. Русь при внуках Ярослава Мудрого.

Владимир Мономах.

(комбинированный урок).

9.1

Проблемное изложение, задачный подход

Индивидуальная

Анализ Русской Правды.

Междоусобные войны на Руси. Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого. «Русская правда». Неравенство русского общества XI  - первой четверти XII вв. Возникновение феодальной земельной собственности. Власть и церковь. «Поучение Владимира Мономаха».

          Репродуктивный; - давать определение понятиям: междоусобные войны, династический брак, «Русская Правда», кормление, вотчина;
- называть причины междоусобных войн, знать их основных участников;
- разъяснять сущность порядка наследования киевского престола (очередного и по старшинству);
- называть основные категории населения Киевской Руси;  знать основные положения «Русской Правды». Продуктивный
- на основе изученного материала выявлять причины междоусобиц, определять их последствия;
- Выявить изменения в государственном управлении в XI веке;
- на основе анализа «Русской Правды» выявить черты социального неравенства Древнерусского общества; - определять влияние личности Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха на ход исторического процесса.

Прочитать

     § 6.

Прочитать

     §.7.

Прочитать

     § 8.

12.09

14.09

17.09

Глава III

§.9    Политическая раздробленность Руси.

     Урок прохождения нового материала.

        10.1

Проблемное изложение, задачный подход

Составление конспекта

Причины распада Древнерусского государства. Сущность процесса политической раздробленности.

Репродуктивный- называть причины понимать и объяснять сущность политической раздробленности;
- разъяснять значение Любечского съезда князей 1097г..
Продуктивный - характеризовать предпосылки раздробленности (формирование местных княжеских династий, укрепление местного боярства, развитие ремесла и торговли, изменение положения и роли Киева, духовные предпосылки);
- сопоставлять процесс раздробленности Древнерусского государства и  Европейских государств, определять сходства и различия;
- высказывать оценочные суждения о положительных и отрицательных последствиях политической раздробленности на Руси.

Прочитать

     § 9.

17.09

     Модели политического и социально – экономического развития Русских земель: Новгородская земля, Галицко - Волынское княжество, Владимиро – Суздальское княжество.

(Урок прохождения нового материала).

 (2 часа)

11.1

12.1

Комбинированный подход.

Составление таблиц  по темам: «Новгородская земля», «Галицко-Волынское княжество», «Владимиро-Суздальское княжество».

Природные условия, социально – экономические особенности, высшие органы власти, структура управления, характер политической власти, деятельность князей, взаимоотношения с соседями Новгородской земли, Галицко – Волынского и  Владимиро – Суздальского княжеств.

Репродуктивный; - знать основные понятия темы: политическая раздробленность, вече.
- характеризовать Галицко – Волынское, Владимиро – Суздальское и Новгородское княжества по предложенным учителем критериям.
Продуктивный; - характеризовать Галицко – Волынское, Владимиро – Суздальское и Новгородское княжества по самостоятельно выделенным критериям;
- показать влияние деятельности князей на политическое и социально – экономическое  развитие Русских земель.
Творческий
- подготовить групповой проект по теме урока

Прочитать

     § 9.

19.09

21.09

№ П/П

Тема урока

Тип и система уроков

Педагогические средства

Требования к деятельности  учащихся.

Основные понятия

(Информация)

Задачи.   Планируемый

результат и уровень освоения

Домашняя задание

Дата проведения

По плану

Фактическая дата

§.10. Культура Руси

X  ­ начала XIII вв.

(Урок прохождения нового материала).

13.1

Проблемное изложение, задачный подход

Работа с документом.

Христианская культура и языческие традиции. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Культура Древней Руси как один из факторов образования Древнерусской народности.

Репродуктивный; - давать определение понятиям: культура, житие, икона, фреска, миниатюра.
- называть памятники древнерусской культуры (архитектурные, литературные);
- называть основные литературные жанры, раскрывать их содержание;
- разъяснять особенности деревянного зодчества, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства.
Продуктивный; - выявлять особенности древнерусской культуры;
-  определить влияние Византии на культуру Древней Руси;
- подчеркнуть влияние языческой традиции на христианскую культуру Руси.
Творческий
- доказать присутствие языческого элемента в современной культуре;
- разработать проект по теме урока.

Прочитать

§ 10.

24.09

. Глав IV. Борьба Руси за независимость в  XIII – XIV вв. .

 §.11. Монголо-татарское

Нашествие.

(урок прохождения нового материала).

14.1

Проблемное изложение, задачный подход

Составление конспекта «Этапы монгольского нашествия».

Фронтальная
Участие в дискуссии

Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие. Включение русских земель в систему управления Монгольской империи. Золотая Орда. Роль монгольского завоевания в истории Руси.

Репродуктивный
- проследить по исторической карте завоевание монголами русских княжеств (битва на Калке, разгром Рязанского княжества, разорение Владимирской земли, попытка похода на Новгород);
- на основе данных учебника определить причины поражения русских земель.
Продуктивный; - выявить предпосылки завоеваний монголов; - Охарактеризовать основные этапы нашествия монголов на Русь;
- определить характер взаимоотношений Руси и Золотой Орды, высказывать оценочные суждения о характере ордынского владычества;
- выявить последствия монгольского нашествия, определить его влияние на весь ход русской истории.
Творческий; - дискуссировать по проблеме: «Влияние монгольского ига на складывание российской цивилизации. Оценки монгольского ига:
1. Иго носило террористический характер;
2. Русь и Золотая Орда – идеальный симбиоз (Л.Н.Гумилев)».

Прочитать

§ 11.

24.09

§.12. Натиск завоевателей на северо-западные границы Руси.

Первые схватки с крестоносцами и литовцами.

(комбинированный урок)

15.1

Обсуждение вопроса «итоги и последствия вторжения крестоносцев».
Фронтальная
Участие в дискуссии.

Экспансия с Запада. Невская битва, Ледовое побоище. Борьба с агрессией крестоносцев: итоги и значение.

Репродуктивный; - знать основные факты и хронологию событий немецко – шведской агрессии на Русь;
- используя карту рассказывать об отражении опасности с Запада.
Продуктивный; - раскрывать причины вторжения крестоносцев на Русь;
- определять последствия вторжения крестоносцев на Русь.
Творческий; - Дискуссировать по проблеме: «Все славянские народы утрачивали национальную самостоятельность, кроме русских. Выбор А.Невского сохранил возможность формирования русской государственности. Согласны вы с данным мнением?»

Прочитать

§ 12.

26.09

§.13. Русь и Золотая Орда при Александре Невском.  Предпосылки объединения Руси.  

(комбинированный урок)

16.1

Проблемное изложение, задачный подход

Ярлык, выход, баскаки, пайза, численники, улус, Чингизиды, иго. Каракорум.

Знать и анализировать взаимоотношение Руси и Золотой Орды.  

Прочитать

§ 13.

28.09

§.14. Возвышение новых русских центров и начало собирания земель вокруг Москвы.

(комбинированный урок)

17.1

Проблемная лекция. Дискуссия.
Работа с картой. Работа с документами.

Конспект. Тест. Выявлять предпосылки объединения Руси, причины возвышения Москвы.

Причины ослабления Золотой Орды.

Удел. Митрополит.

Ярлык на княжество.

Великая замятня.

Засадный полк.

Лестничная система.

Репродуктивный
- называть этапы объединения земель вокруг Москвы;
- знать причины возвышения Москвы.
Продуктивный
- выявлять предпосылки объединения русских земель (социально-экономические, социально-политические, культурные);
- характеризовать этапы объединительного процесса;
- анализировать деятельность московских князей (их взаимоотношения с соседними княжествами, с Золотой Ордой, с Литвой).
Творческий
- дискуссировать по проблеме «Москва или Тверь?»;

- соотносить процесс объединения русских земель с объединительным процессом, происходившим в  западноевропейских государствах, выявлять черты сходства и различия

Прочитать

§ 14.

1.10

Глава V. В борьбе за  единство независимость.

§.15. Эпоха Куликовской битвы.

(комбинированный урок)

18.1

Прочитать

§ 15.

1.10

§.16 Феодальная война на Руси.

(комбинированный урок)

19.1

Прочитать

§ 16.

3.10

§.17. Иван III – государь всея Руси.

Русь между Востоком и Западом.

(урок прохождения нового материала).

20.1

   

   

Проблемное изложение, задачный подход

Индивидуальная

Анализ статей Судебника 1497.
Фронтальная
Участие в дискуссии

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Свержение золотоордынского ига. Особенности образования централизованного государства в России.

Продуктивный; - анализировать статьи Судебника 1497г.; -  проследить процесс закрепощения крестьян;
- выявлять причины складывания самодержавной формы государственности в России;
- показать взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества. Творческий
- участвовать в дискуссии по вопросу «Каковы причины складывания деспотической формы Российского государства?».

-  выявлять основные тенденции развития культуры
XIV – XV веков.
Творческий; -  участвовать в разработке группового проекта по теме.

Прочитать

§ 17.

5.10

§ 19. Культура и быт в  XIV­XV вв.

(урок прохождения нового материала).

21.1

Проблемное изложение материала. Беседа.

Решение проблемных задач

Разработка таблиц по теме урока.

«Москва – третий Рим». Роль церкви в государственном строительстве. Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры.

Репродуктивный; -  называть достижения русской культуры XIV – XV веков, давать им краткую характеристику.
Продуктивный; - выявлять особенности русской культуры, определять влияние монголо-татарского нашествия и золотоордынского ига на развитие культуры; - Характеризовать достижения культуры.

Прочитать

§ 19.

8.10

Глава VI Россия в XVI в.

§.20. Приход к власти Ивана IV в. Реформы 1550 г.

(урок прохождения нового материала).

22.1

Проблемное изложение, задачный подход Проблемная лекция.

Беседа.

Индивидуальная

Составление конспекта по теме урока.

Фронтальная
Участие в дискуссии.

Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Расширение государственной территории в XVI в.

Репродуктивный
- раскрывать содержание реформ Избранной Рады;
- определять суть Опричнины.
Продуктивный
- определить характер политического курса Избранной Рады; -  характеризовать политику опричнины (причины, этапы, итоги и последствия);
- характеризовать личность Ивана Грозного, определять влияние личности царя на историко-культурный процесс.
Творческий; - участвовать в дискуссии на тему: «Священство или царство?»

Прочитать

§ 20.

   8.10

§.21. Внешняя политика Ивана IV.

23.1

(урок прохождения нового материала).

Проблемное изложение, задачный подход

Фронтальная

Выявление целей  итогов внешней политики.

Казанский и Астраханский походы, освоение Сибири, Ливонская война. Начало формирования многонационального государства.

Репродуктивный
- знать основные направления внешней политики Ивана Грозного;
- излагать в хронологической последовательности ход покорения Казанского и Астраханского ханств, события Ливонской войны.
Продуктивный-  определять основные задачи внешней политики;- проследить взаимосвязь внешнеполитических событий и внутренней жизни страны.

Прочитать

§ 21.

    10.10

§.22. Опричнина. Последние годы Грозного царя.

(комбинированный урок)

24.1

Проблемное изложение, задачный подход

Проблемное изложение материала.

Работа с документом.

Индивидуальная

Анализировать статьи Судебника 1550г.

Опричнина. Закрепощение крестьян. Пресечение правящей династии.

Репродуктивный
- знать этапы эволюции крепостного права;
- давать определение понятиям: Судебник, «пожилое», «урочные годы», «заповедные годы», опричнина.
Продуктивный
- выявлять предпосылки закрепощения крестьян;
- анализировать документы (Судебник 1497г., Судебник 1550г.);- выявлять причины, этапы, содержание опричнины.

Прочитать

§ 22.

12.10

§.23.Новые явления в Русской культуре.

(комбинированный урок)

25.1

Проблемное изложение, задачный подход

Проблемное изложение материала. Беседа.

Решение проблемных задач.

«Москва – третий Рим». Роль церкви в государственном строительстве. Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры.

Репродуктивный
-  называть достижения русской культуры - называть достижения русской культуры XIV – XV веков, давать им краткую характеристику.
веков, давать им краткую характеристику.
Продуктивный
- выявлять особенности русской культуры на пороге Нового времени;
- характеризовать достижения русской культуры XIV – XV вв.;
- выявлять особенности взаимоотношений церковной и светской власти.
Творческий
- участвовать в разработке группового проекта по теме.

Прочитать

§ 23.

15.10

Раздел I. Россия в XVII столетии.

Глава I. Смутное время

§.1. Начала Смуты.

(урок прохождения нового материала).

26.1

Проблемное изложение, задачный подход

Проблемная лекция.

Индивидуальная

Составление схемы «Государственный аппарат в XVII в.».
Фронтальная
Участие в дискуссии.

Смутное время. Правление Бориса Годунова. Лжедмитрий I, восстание под руководством И.И. Болотникова,

Лжедмитрий II. Польско-шведская интервенция. Народные ополчения.

Репродуктивный; -  излагать в хронологической последовательности события правления Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Лжедмитрия II;
- давать определение понятиям: смута, интервенция, «тушинские перелеты», семибоярщина.
Продуктивный
- выявлять предпосылки Смуты (хозяйственный кризис, закрепощение крестьян и ухудшение положения холопов, обострение отношений между группировками служилого сословия, политический кризис, духовный кризис общества);

Прочитать

§.1.

Прочитать

15.10

§.2. Кризис общества и государства.

(Комбинированный урок)

27.1

- характеризовать правление Б.Годунова, ЛжедмитрияI, В.Шуйского, ЛжедмитрияII;
- определять последствия и историческое значение Смуты.
Творческий

§.2.

17.10

§.3. Спасители Отечества

(Комбинированный урок)

28.1

- участвовать в дискуссии по проблеме: «Можно ли сравнивать Смуту с революционными событиями начала XX века? Что объединяет, а что отличает эти две национальные катастрофы?»

Прочитать

§.3.

19.10

Глава II. Новые черты старой России.

§.4. Россия после Смуты.

(Урок прохождения нового материала).

29.1

§.5. Новые черты в жизни России.

(комбинированный урок).

30.1

Проблемное изложение, задачный подход

Проблемное изложение материала.

Определение основных понятий темы, беседа по ключевым вопросам темы (направления развития страны, зарождение буржуазных отношений).
Индивидуальная
Составление
 таблицы: «Сословия в России в XVIIв.».

Социально-экономическое развитие в период Смуты. Эволюция государственного строя. Восстановление самодержавия. Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономику: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур.

Репродуктивный
- давать определение понятиям: мануфактура, всероссийский рынок, самодержавие, государственный феодализм.
Продуктивный
- выявлять основные направления развития страны в начале XVII века (укрепление крепостничества и самодержавия, завершение складывания православной цивилизации, преодоление международной изоляции);
- характеризовать новые черты в развитии экономики;
- проследить черты зарождения буржуазных отношений в России, определить их специфику;
- выявить особенности социальной структуры России XVII века.

Прочитать

§. 4.

Прочитать

§. 5.

22.10

22.10

§. 6.  XVII век, «Бунташный век».

(Урок прохождения нового материала).

31.1

Проблемное изложение, задачный подход. Работа с дополнительной литературой.

Индивидуальная

Подготовить сообщение о народных восстаниях XVII в, о личности С.Разина.

Народные восстания: Соляной бунт, хлебные бунты, Медный бунт. Восстание С.Т.Разина.

Репродуктивный
- излагать в хронологической последовательности события Соляного бунта, Восстания под руководством С.Разина.
Продуктивный
- характеризовать народные движения XVII в. (причины, требования восставших, состав восставших, этапы, причины поражения);
- высказывать оценочные суждения о причинах поражения повстанцев.

Прочитать

§. 6.

24.10

§.7. Внутренняя и внешняя политика царя Алексея Михайловича.

(Урок прохождения нового материала).

32.1

Проблемное изложение, задачный подход

Работа с дополнительной литературой.

Фронтальная

Обсуждение основных вопросов темы.
Индивидуальная
Письменно ответить на вопрос, подготовить сообщение о личность Алексея Михайловича.

Укрепление центральной власти. Становление абсолютизма. Церковный раскол. Старообрядчество. Рост территории

Репродуктивный; -  раскрывать содержание понятия «абсолютизм»; -  излагать содержание церковной реформы, реформ центрального и местного управления; -  называть основные направления внешней политики.
Продуктивный; -  рассмотреть проявление тенденций абсолютизма во внутренней жизни страны;
- охарактеризовать реформаторскую деятельность царя, определить ее итоги и последствия;
- определить основные направления, задачи, итоги внешней политики.
Творческий; -  письменно ответить на вопрос: «Какие трудности стояли на пути страны в решении ее внешнеполитических задач?».

Прочитать

§. 7.

26.10

§.8. Народы России

(Урок прохождения нового материала).

32.1

Проблемное изложение материала.

Подготовить сообщение о народов Сибири.

Включение разных народов в состав России. Многонациональное государство. Землепроходцы, первооткрыватели. Освоение новых земель.

    Репродуктивный; -  излагать в хронологической последовательности включение разных народов в состав России,  называть основные направления внешней политики.
Продуктивный; -  работать с исторической картой, охарактеризовать в каких условиях вошли в состав России различные народы и как сложилась их дальнейшая судьба.

Прочитать

§. 8.

29.10

Контрольная работа

33.2

Фактическая проверка остаточных знаний

Тест

29.10

§.9. Россия накануне преобразований.

(комбинированный урок).

34.1

Проблемное изложение материала.

Правление Федора Алексеевича. Восстание стрельцов, царевна Софья, система образования, Славяно-греко-латинская академия, внешняя политика (внешний мир с Польшнй, крымские походы). Петр Первый.

Репродуктивный; -  Излагать в каком положении и обстоятельствах правил  Федора Алексеевича.
- определить основные направления, задачи.

Продуктивный; -  работать с исторической картой, анализировать ход и  итоги внешней политики.

Прочитать

§. 9.

31.10

§.10. Культура и быт.

(Урок прохождения нового материала).

34.1

Проблемное изложение, задачный подход Проблемное изложение материала. Беседа.

Решение проблемных задач.

Разработка проектов по теме урока

Развитие культуры народов России. Усиление светских элементов в русской культуре. Государство и церковь. Ереси.

Репродуктивный
- называть достижения русской культуры XVII в., давать им краткую характеристику.
Продуктивный
- выявлять особенности культурного развития России в XVII в.;
- характеризовать достижения русской культуры XVII в.;
- определить влияние церковного раскола на развитие культурного процесса.
Творческий
- участвовать в разработке группового проекта по теме.

Прочитать

§. 10

31.10

Раздел  II. Россия в XVIII столетии.

Глава 3. Эпоха Петра I.

§.11. Петр I. Северная война.

(Урок прохождения нового материала).

35.1

§.12–13. Реформы Петра I

(Урок прохождения нового материала).

(комбинированный урок).

36.1

37.1

Проблемное изложение, задачный подход

Семинарское занятие

Анализировать содержание реформ.
Участвовать в дискуссии, подготовить сообщение «личность Петра I ».

Экономическое развитие России. Особенности российской промышленности. Изменения в социальной сфере. Политика государства в отношении дворянства, «крестьянская» политика. Реформа системы государственного управления.

Репродуктивный
- излагать содержание реформ Петра I.
Продуктивный
- выявлять предпосылки реформ;
- характеризовать реформы Петра I (по методам проведения, по социальным последствиям, по социально-политическому содержанию);
- выявить и охарактеризовать особенности российского абсолютизма.
Творческий
- участвовать в обсуждении проблемы: «Как сочетались в политике Петра национальная традиция и европейские ценности? Какие противоречия породила эта политика?».

Прочитать

§. 11

 

§.12–13. Реформы Петра I

14.11

15.11

19.11

19.11

Самостоятельная работа

«Россия во время правления Петра Первого»

38.1

21.11

Глава 4. Россия в эпоху дворцовых переворотов и во второй половине 18 в.

§.14-15. Эпоха дворцовых переворотов.

(Урок прохождения нового материала).

(комбинированный урок).

40.1

41.1

Проблемное изложение, задачный подход Проблемное изложение материала.

Анализ дополнительной литературы.

Индивидуальная

Подготовить сообщение о личности правителя эпохи дворцовых переворотов
Групповая
Участвовать в разработке группового проекта.

Россия в эпоху дворцовых переворотов

Продуктивный
- выявлять причины дворцовых переворотов;
- характеризовать царствования Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III по самостоятельно выбранным критериям;
- разъяснять сущность понятий: дворцовые перевороты,        верховники, кондиции, бироновщина.
Творческий
- участвовать в разработке групповых проектов по теме.

Прочитать

§. 14-15.

23.11

26.11

§.16. Расцвет дворянской империи.

(Урок прохождения нового материала).

42.1

Проблемное изложение, задачный подход

Решение проблемных задач.

Беседа.

Индивидуальная

Участвовать в беседе, подготовить сообщение о личности Екатерины II.

«Просвещенный абсолютизм». Реформы Екатерины II. Усиление крепостничества. Меры «экономического либерализма».
Превращение дворянства в господствующее сословие, а Россию в мировую державу XVIII в.

Репродуктивный
-давать определение понятию «просвещенный абсолютизм»;
- излагать содержание реформ Екатерины II.
Продуктивный
- определить задачи  и сущность политики «просвещенного абсолютизма»;
- проследить преемственность и противоречия реформ ПетраI и ЕкатериныII;
- выявить причины укрепления крепостничества

Прочитать

§.16.

26.11

Самостоятельная работа

«Россия во время правления Екатерины Второй».

43.1

28.11

§.18 Экономика и население России во второй половине 18 века.

(Урок прохождения нового материала).

44.1

Проблемное изложение, задачный подход Проблемная лекция.

Индивидуальная

Составление конспекта лекции, участие в беседе.

Сохранение крепостничества в условиях модернизации. Особенности российской экономики XVIII в. Зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.

Продуктивный
- характеризовать социально-экономическое развитие российской деревни;
- выявить новые черты в развитии сельского хозяйства и промышленного производства;
- определить причины непоследовательности  политики «экономического либерализма».

Прочитать

§.18.

30.11

§. 19.   Культура и быт России во второй половине 18 века.

(Урок прохождения нового материала).

45.1

Проблемное изложение, задачный подход Проблемное изложение материала. Беседа.

Решение проблемных задач

Русское Просвещение. Культура народов России  XVIII в.  и ее связи с европейской и мировой культурой

Репродуктивный
- называть достижения русской культуры XVIII в., давать им краткую характеристику.
Продуктивный
- выявлять особенности культурного развития России в XVIII в.;
- характеризовать достижения отечественной культуры XVIIIв.;
- определить влияние европейских стран на развитие российской культуры.
Творческий
- участвовать в разработке группового проекта по теме.

Прочитать

§.19.

3.12

§.20. Тревожное окончание века.

(Урок прохождения нового материала).

46.1

Проблемное изложение, задачный подход Работа с дополнительной литературой. Беседа

Продуктивный
- выявлять особенности развития России в XVIII;
- характеризовать развитие экономической, политической, культурной сферы России в XVIII в.

§.20. прочитать.

3.11

Самостоятельная работа

«Россия в 18 веке»

47.1

5.11

Раздел 3. Россия в 19 столетии.

Глава 5. Россия в первой четверти 19 века.

(Урок прохождения нового материала).

§.21. Первые годы правления Александра I.

48.1

Проблемное изложение, задачный подход Проблемная лекция

Индивидуальная

Составление схемы «реформа высших органов власти при Александре I», подготовка сообщения о личности Александра .I

Социально-экономическое развитие. Негласный комитет. Сословная политика (меры в отношении крестьянства). Проекты М.М.Сперанского. Реформы АлександраI.

Репродуктивный
- излагать содержание реформ Александра I;
- раскрывать понятие «аракчеевщина».
Продуктивный
- выявлять факторы развития внутренней политики первой четверти XIX в.;
- характеризовать основные направления внутренней политики Александра I;

§.21. прочитать.

7.12

§.22-23. Отечественная война 1812 года.

(Урок прохождения нового материала).

49.1

50.1

Проблемное изложение, задачный подход

Групповая

Рассмотрение основных вопросов семинара, участие групп в дискуссии

Участие России в наполеоновских войнах. Войны с Персией, Турцией. Отечественная война 1812г. Заграничный поход русской армии.

Репродуктивный
- излагать в хронологической последовательности и с использованием карты события Отечественной войны 1812г.
Продуктивный
- определять основные направления внешней политики России первой четверти XIX в.;
- характеризовать войны России с Францией, Турцией, Швецией, Отечественную войну 1812г. (причины, цели  и планы сторон, подготовка, ход военных действий, итоги и последствия).
Творческий
- участвовать в дискуссии «Бородино – победа или поражение русской армии?»;
- участвовать в разработке группового проекта «Герои Отечественной войны 1812г.».

§.22-23. прочитать.

10.12

Самостоятельная работа

«Отечественная война 1812 года»

51.1

10.12.13

§. 24.  Жизнь России в послевоенный период.

(Урок прохождения нового материала).

52.1

Урок исследование.

Умет участвовать групповой исследовательской работе. Формулировать собственный алгоритм решения историко-позновательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы.

Союз Спасения, Союз благоденствия, Северное Общество, Южное Общество.

Династический кризис.

§.24. прочитать.

12.12

§.25. Движения декабристов.

53.1

(Урок прохождения нового материала).

Глава 6.

Российская империя в годы правления

\Николая I.

(Урок прохождения нового материала).

§.26-27. Внутренняя политика Николая I.

54.1    55.1

Проблемное изложение, задачный подход Работа с дополнительной литературой, решение познавательных задач.

Индивидуальная

Подготовка сообщения о личности Николая I.
Фронтальная
Участие в беседе.

Движение декабристов. Усиление государственного аппарата и режима личной власти НиколаяI. Социально-экономическое развитие (крестьянский вопрос, реформа государственной деревни, политика государства в отношении дворянства и купечества, экономическая политика).

Репродуктивный
- давать определение понятию «династический кризис»;
- излагать события 14 декабря 1825г., знать причины движения декабристов, ход восстания, итоги и последствия.
Продуктивный
- выявить влияние декабристского движения на социально-политическое развитие России;
- характеризовать деятельность Третьего отделения канцелярии;
- рассмотреть попытки решения крестьянского вопроса при Николае I

§.25-27

прочитать.

14.12

17.12

§. 28. Внешняя политика Николая I. Крымская война.

(Урок прохождения нового материала).

56.1

Проблемное изложение, задачный подход Проблемное изложение материала. Работа с картой.

Индивидуальная

Составление таблицы «Крымская война».

Восточное направление во внешней политике России.  Крымская война.

Репродуктивный
- излагать в хронологической последовательности и с использованием карты события Крымской войны.
Продуктивный
- рассмотреть понятие «восточный вопрос» и определить его влияние на внешнеполитический курс России в XIX в.;
- определить причины, цели и планы сторон, ход военных действий, причины поражения, итоги и последствия войны.

§.28. прочитать

17.12

Самостоятельная работа      «Россия во время правления Николая Первый»

57.1

19.12

§.29. Общественная и духовная жизнь России.

(Урок прохождения нового материала).

58.1

Комбинированный урок.

Устно анализировать основной смысл общественных движений.

Славянофилы, западники, православная церковь, утопический социализм, революционеры демократы. Петрашевцы. Теория официальной народности. Бюрократизация управления.

Репродуктивный;

Анализировать внутреннюю политику Николая I, а также историко-политический и историко-социологический аспект российской общественности.

Знать суть российской консервативной идеологии и оппозиционных мнений николаевской эпохи.

§.29. прочитать

21.12

Самостоятельная работа

    «Общественная и духовная  жизнь России».

59.1

24.12

§.30.Русская культура в первой половине 19 века.

(Урок прохождения нового материала).

60.1

Урок конференция.

Ученые общества, научные экспедиции, создание системы народного образования, формирование литературного языка.

Характеризовать развитие русской культуры в первой половине 19 века.

Анализировать различные течения в художественной литературе, живописи, архитектуре.

§.30. прочитать

24.12

Глава 7. Россия в эпоху преобразований

 1860-1870 гг.

(Урок прохождения нового материала).

§31. Реформы Александра II.

61.1

Проблемное изложение, задачный подход Семинарское занятие. Решение проблемных задач

Групповая

Рассмотрение основных вопросов семинара, участие групп в дискуссии, разработке группового проекта по теме.

Социально-экономическое развитие. Аграрный вопрос в середине XIX в. Реформы 60-70-хгг, их экономические и социальные последствия.

Репродуктивный
- излагать содержание либеральных реформ Александра II.
Продуктивный
- выявить факторы, определившие реформаторский курс Александра II;
- определить причины, ход реформ,
- показать роль личности царя в процессе реформирования российского общества.
Творческий
- высказывать оценочные суждения о необходимости отмены крепостного права и широкомасштабного реформирования России;
- участвовать в разработке группового проекта по теме.

§.31. прочитать

26.12

§.32. Россия после отмены крепостного права.

62.1

Комбинированный урок.

Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота.

Знать динамику развития пореформенной экономики страны. Систематизировать историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса.

§.32. прочитать

28.12

Глава 8. Россия в 1880-1890 гг.

§. 33. Россия в годы правления Александра III

1881-1894 гг.

     (Урок прохождения нового материала).

63.1

Проблемное изложение, задачный подход Проблемное изложение материала.

Анализ дополнительной литературы.

Контрреформы Александра III.

Репродуктивный
- излагать события внутренней политики Александра III (контрреформы, деятельность в сфере образования и печати).
Продуктивный
- выявить причины контрреформ Александра III, подчеркнуть роль личности царя  в процессе изменения внешнеполитического курса.
Творческий
- высказывать оценочные суждения по вопросу: «Каково основное содержание эпохи правления Александра III? Можно ли ее охарактеризовать лишь как «эпоху контрреформ»? К какой степени правомерна ее оценка как периода «консервативной модернизации»?».

§.33. прочитать

11.01

§. 34. Экономическое развитие России в 80-90 гг. XIX в.

(Урок прохождения нового материала).

64.1

Проблемное изложение, задачный подход Проблемное изложение материала. Решение познавательных задач.

Проблемное изложение, задачный подход Проблемное изложение материала.

Решение познавательных задач.

Продуктивный
- характеризовать деятельность революционных обществ и движения народников.

Репродуктивный
- знать содержание и итоги промышленного подъема 90-х гг.XIXв.
Продуктивный
- характеризовать взгляды С.Ю.Витте на экономическое развитие России;
- рассмотреть промышленный подъем 90-х гг.XIXв, определить его положительные и теневые стороны;
- проследить изменения в социальной сфере российского общества.

§.34. прочитать

15.01

       Культура России в XIX в.

     (Урок прохождения нового материала).

65.1

Проблемное изложение, задачный подход Проблемное изложение материала. Беседа.

Решение проблемных задач

Репродуктивный
- называть достижения русской культуры  XIX в., давать им краткую характеристику.
Продуктивный
- выявлять особенности культурного развития России в XIX в.;
- характеризовать достижения отечественной культуры XIX в.;
- определить влияние Отечественной войны 1812г., Движения декабристов, либеральных реформ на развитие  российской культуры.
Творческий
- участвовать в разработке группового проекта по теме.

§.35. прочитать

15.01

     Контрольная работа

66.1

16.01

        Россия в XIX в. Обобщение

(Урок прохождения нового материала).

67.1

Проблемное изложение, задачный подход Итоговое тестирование

Итоговое тестирование

Индивидуальная

Участие в итоговом тестировании.

- знать этапы развития Российского государства, характеризовать их;
- выявлять особенности развития российского общества, определять влияние личности правителя на историко-культурное развитие страны;
- уметь характеризовать достижения российской культуры.

18.01

     

       Итоговая контрольная работа.

  68.1.

    Тест

 

22.01

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология рабочая программа 5 класс Базовый уровень (ФГОС 5 класс) на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа по направлению «Индустриальные технологии» составлена для учащихся 5 класса на основе следующих документов:...

Рабочая учебная программа по литературе базовый уровень 5 -9 классы 2013-2014 учебный год. Учебно- тематическое планирование для 5, 6 класса.

Рабочая учебная программа по литературе базовый уровень 5 -9 классы 2013-2014 учебный год.Составлена на основе примерной программы  общеобразовательных учреждений «Литература»  под ред...

Рабочая программа 10 класс базовый уровень, профильный уровень

Данная программа расчитана на 2 уровня базовый и профильный...

рабочая программа 10 класс (базовый уровень)

рабочая программа 10 класс (базовый уровень)...

Рабочая программа 10 класс (базовый уровень)

Программа курса биологии на ступени среднего (полного) общего образования  на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее  отличительных признаках – ...

Рабочая программа .9 класс. Базовый уровень. Ю. Н, Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова

Пояснительная записка.Основное содержание.Учебно-тематическое планирование. Календарно-тематическое планирование. Требования к уровню подготовки выпускников.Контроль уровня обученности. Учебно-методич...

Рабочая программа 11 класс Базовый уровень.1. Алгебра и начала математического анализа, 10 11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений /Ш.А. Алимов [и др.], - М.: Просвещение

Пояснительная записка. Основное содержание.Учебно-тематический план.Календарно-тематическое планирование.Требования к математической подготовке обучающихся.Контроль уровня обученности обучающихся.Учеб...