Рабочая программа 10 класс (базовый уровень)
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему
Программа курса биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования.
Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_10-1.doc | 686.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа »
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
на заседании методического Заместитель директора по Директор МБОУ СОШ
объединения учителей химии и
биологии УВР Прокина Н.И. Кулагин И.А.
Протокол № _______
от “____”____________ 2017 г. от “____” ________ 2017 г. от “____” _________2017г
Руководитель МО:___________
Рабочая учебная программа
«БИОЛОГИЯ»
для 10 класса «Б»
1 час в неделю
(всего 34 часа базовый уровень)
Составитель: учитель биологии
Токарева Ольга Юрьевна.
2017 -2018 уч. г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.)Цель изучения:
подготовка высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей; формирование современной картины мира в мировоззрении учащихся.
. 2.)Общая характеристика:
-краткая характеристика - программа курса биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования.
Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы
-сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа - рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 10-11класса «Общая биология» авторы И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов, //Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. - М.: Дрофа, 2008, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
- И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов, Е.Т.Захарова «Общая биология» (базовый уровень), - М.: Дрофа,2012.,
-информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование – в целом структура авторской программы сохранена, добавлены обобщающие уроки.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской
Количество часов распределено следующим образом
№ п/п | Название раздела | Количество часов | |
Количество часов по разделам программы | Количество часов с изменениями по разделам | ||
1 | Введение | 1 | |
2 | Раздел I Биология как наука. Методы научного познания | 3 | 3 |
3 | Раздел II Клетка | 10 | 12 |
4 | Раздел IIIОрганизм | 18 | 17 |
5 | Заключение | 1 | 1 |
6 | Резервное время | 2 | - |
ИТОГО | 34 | 34 |
- уменьшено количество часов в разделе организм.
- , прибавлены часы в раздел клетка, добавлен 1 час в введении
-общий объем часов на изучение дисциплины, предусмотренный учебным планом:
данная программа разработана в соответствии с учебным планом образовательного учреждения в рамках учебного предмета «Биология» для 10 классов( базисный уровень). В соответствии с учебным планом в 10 классах на учебный предмет «Биология» ( базисный уровень) отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю) .
Место учебного предмета, курса в учебном плане, среди других учебных дисциплин на определенной ступени образования
На изучение предмета Биология в школьном учебном плане отводится 34 часов в инвариантной части из расчета 1учебный час в неделю.
В результате изучения предмета в 10 классе учащиеся должны
знать /понимать
- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
- межпредметные связи.
Для курса биологии особенно важны межпредметные связи с курсами физики, химии и географии, поскольку в основе многих биологических процессов и явлений лежат физико-химические процессы и явления, а большинство общебиологических теоретических понятий межпредметны по своей сущности. В старшей профильной школе прослеживаются как вертикальные (между ступенями образования), так и горизонтальные (на одной ступени обучения) межпредметные связи курса биологии с другими курсами - физики, химии, географии.
Тематическое планирование по дисциплине «_Биология Общая Биология» ( базовый уровень)
№п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | В том числе | |||
теория | Лабораторные работы | Контрольные работы | Экскурсии | |||
Введение | 1 | 1 | ||||
Раздел I Биология как наука. Методы научного познания | 3 | 3 | ||||
Раздел II Клетка | 12 | 9 | 2 | 1 | ||
Раздел III Организм | 17 | 11 | 4 | 1 | 1 | |
Заключение | 1 | 1 | ||||
Итого | 34 | 25 | 6 | 2 | 1 |
Содержание учебного предмета
(34часов, 1час в неделю)
Раздел 1. Биология как наука. Методы познания (3ч.)
■ Учащиеся должны знать
строение биологических объектов: клетки; вида и экосистем (структура);
■ Учащиеся должны уметь:
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; взаимосвязи организмов и окружающей среды;
выявлять приспособления организмов к среде обитания
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы), процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения правил поведения в природной среде
Краткое описание содержания раздела.
В данном разделе изучается
Объект изучения биологии – живая природа. Краткая история развития биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной системы мира. Система биологических наук.
Сущность жизни. Основные свойства живой материи. Живая природа как сложно организованная иерархическая система, существующая в пространстве и во времени. Биологические системы.1 основные уровни организации живой материи. Методы познания живой природы.
Раздел 2. Клетка (12ч.)
Учащиеся должны знать
основные положения биологических теорий (клеточная); строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; сущность биологических процессов: размножение, превращения энергии в экосистемах и биосфере;вклад выдающихся ученых (Р. Гук, Р.Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден, Т. Шванн) в развитие биологической науки; биологическую терминологию цитология, гидрофильные соединения, гидрофобные соединения, микроэлементы, макроэлементы, ультрамикроэлементы, биополимеры, полипептиды, эукариоты, прокариоты, гаплоидный набор хромосом, гомологичные хромосомы, диплоидный набор хромосом, кариотип ген, матричный синтез, триплет, транскрипция, трансляция, вирус, гомеостаз, организм, метаболизм, диссимиляция, брожение, гликолиз, ассимиляция;
■ Учащиеся должны уметь:
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов;
решать элементарные биохимические задачи;
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы) и делать выводы на основе сравнения;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, правил поведения в природной среде; оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
Краткое описание содержания раздела.
В данном разделе изучается
Развитие знаний о клетке. Работы Р.Гука, А. ван Левенгука, К.Э.Бэра, Р.Броуна, Р.Вирхова. Клеточная теория Р. Шлейдена и Т.Шванна. основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Единство элементного химического состава живых организмов как доказательство единства происхождения живой природы. Общность живой неживой природы на уровне химических элементов. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, их роль в жизнедеятельности клетки и организма. Неорганические вещества. Вода как колыбель всего живого, особенности строения и свойства. Минеральные соли. Значение неорганических веществ в жизни клетки и организма.
Органические вещества – сложные углеродсодержащие соединения. Низкомолекулярные и высокомолекулярные органические вещества. Липиды. Углеводы: моносахариды, полисахариды. Белки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Принципиальное строение и роль органических веществ в клетке и в организме человека.
Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, рибосомы. Функции основных частей и органоидов клетки. Основные отличия в строении животной и растительной клеток.
Хромосомы, их строение и функции. Кариотип. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.
Прокариотическая клетка: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в природе. Строение бактериальной клетки.
Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код, его свойства. Ген. Биосинтез белка.
Вирусы – неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.
Лабораторные и практические работы.
Лабораторная работа №1 Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах.
Сравнение строения клеток растений и животных (в форме таблицы).*
Практическая работа №1 Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
Раздел 3. Организм (18ч.)
Учащиеся должны знать
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, биологическую терминологию и символику жизненный цикл, половое размножение, бесполое размножение, гаметогенез, овогенез, сперматогенез, оплодотворение, двойное оплодотворение, внутреннее и наружное оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез;
основные положения законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;строение биологических объектов: генов и хромосом;вклад выдающихся ученых(Г. Мендель, Т Морган, Н.И. Вавилов, И.В Мичурин) в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику генетика, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип, аллельные гены, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, моногибридное скрещивание, рецессивный признак, дигибридное скрещивание, группа сцепления, геном, гомогаметный пол, гетерогаметный пол, норма реакции, наследственные заболевания, селекция, сорт, штамм, порода, биотехнология, генная инженерия, клонирование, трансгенные организмы;
■ Учащиеся должны уметь:
объяснять: родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций,
сравнивать: биологические объекты (зародыши человека и других млекопитающих, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Краткое описание содержания раздела.
В данном разделе изучается
Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колонии одноклеточных организмов.
Энергетический обмен – совокупность реакций расщепления сложных органических веществ. Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий.
Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Особенности обмена веществ у животных, растений и бактерий. Пластический обмен. Фотосинтез.
Деление клетки. Митоз – основа роста, регенерации, развития и бесполого размножения. Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения.
Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у животных и растений. Биологическое значение оплодотворения. Искусственное оплодотворение у животных.
Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Основные этапы эмбриогенеза. Причины нарушений развития организма.
Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье; его значение для будущих поколений людей. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Периоды постэмбрионального развития.
Наследственность и изменчивость – свойства организма. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
Г.Мендель – основоположник генетики. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание первый закон Менделя – закон доминирования. Второй закон Менделя – закон расщепления. Закон чистоты гамет. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя – закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание.
Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков.
Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие генов.
Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование.
Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Модификационная изменчивость. Мутации. Типы мутаций. Мутагенные факторы.
Значение генетики для медицины. Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные болезни, их причины и профилактика.
Изучение изменчивости.
Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.
Основы селекции: методы и достижения. Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Основные достижения и направления развития современной селекции.
Биотехнология: достижения и перспективы развития. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Лабораторные и практические работы.
Практическая работа №2 Составление простейших схем скрещивания.*
Практическая работа №3 Решение элементарных генетических задач.*
Лабораторная работа №2 Изучение изменчивости. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияние на организм
Практическая работа №4 Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.
Заключение (1 час)
Календарно – тематическое планирование.
№п/п | Наименование разделов и тем. | Вид занятия | Количество часов | Вид самостоятельной работы | Дата проведения занятия | |
Планируемая | Фактическая | |||||
Введение | 1 | |||||
Введение | Изучение нового материала | 1 | ||||
Раздел I Биология как наука. Методы научного познания | 3 | |||||
1.1 | Краткая история развития биологии. Система биологических наук. | Изучение нового материала | 1 | |||
1.2 | Сущность и свойства живого | Комбинированный | 1 | |||
1.3 | Уровни организации и методы познания живой природы. | Комбинированный | 1 | |||
Раздел II Клетка | 12 | |||||
2.1 | История изучения клетки. Клеточная теория | Урок практикум | 1 | Практическая работа №1 Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. | ||
2.2 | Химический состав клетки. | Комбинированный | 1 | |||
2.3 | Неорганические вещества клетки. | Комбинированный | 1 | |||
2.4 | Органические вещества клетки. Общая характеристика. Липиды | Комбинированный | 1 | |||
2.5 | Органические вещества клетки. Углеводы. Белки . | Комбинированный | 1 | |||
2.6 | Органические вещества клетки. Нуклеиновые кислоты. | Комбинированный | 1 | |||
2.7 | Строение эукариотической клетки. Цитоплазма Органоиды Лабораторная работа «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах.» | Урок практикум | 1 | Лабораторная работа №1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах.» Сравнение строения клеток растений и животных (в форме таблицы) | ||
2.8 | Клеточное ядро. хромосомы | Комбинированный | 1 | |||
2.9 | Прокариотическая клетка | Комбинированный | 1 | |||
2.10 | Реализация наследственной информации в клетке | Комбинированный | 1 | |||
2.11 | Неклеточная форма жизни : вирусы. | Комбинированный | 1 | |||
2.12 | Контрольная работа по теме «Клетка» | Контрольная работа по теме «Клетка» | 1 | |||
Раздел III Организм | 17 | |||||
3.1 | Организм – единое целое. Многообразие живых организмов | Изучение нового материала | 1 | |||
3.2 | Обмен веществ и превращение энергии . Энергетический обмен. | Комбинированный | 1 | |||
3.3 | Пластический обмен. . Фотосинтез | Комбинированный | 1 | |||
3.4 | Деление клетки. Митоз. Размножение: бесполое и половое. | Комбинированный | 1 | |||
3.5 | Половое размножение. Мейоз. Оплодотворение | Комбинированный | 1 | |||
3.6 | Индивидуальное развитие организмов. Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье | Комбинированный | 1 | |||
3.7 | Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики | Комбинированный | 1 | |||
3.8 | Закономерности наследования. Моногибридное и дигибридное скрещивание | Комбинированный | 1 | |||
3.9 | Лабораторная работа «Составление простейших схем скрещивания». | Урок практикум | 1 | Практическая работа №2«Составление простейших схем скрещивания» | ||
3.10 | Хромосомная теория наследственности | Комбинированный | 1 | |||
3.11 | Современное представление о гене и геноме | Комбинированный | 1 | |||
3.12 | Генетика пола . Лабораторная работа «Решение элементарных генетических задач». | Урок практикум | 1 | Практическая работа №3 «Решение элементарных генетических задач». | ||
3.13 | Изменчивость : наследственная и ненаследственная | Урок практикум | 1 | Лабораторная работа №2 Изучение изменчивости. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияние на организм | ||
3.14 | Генетика и здоровье человека | Комбинированный | 1 | |||
3.15 | Селекция : основные методы и достижения | Экскурсия | 1 | Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения. | ||
3.16 | Биотехнология: достижения и перспективы развития | Урок практикум | 1 | Практическая работа №4 Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии. | ||
1.17 | Контрольная работа по теме«Организм» | Контрольная работа №2 по теме«Организм» | 1 | |||
Заключение | 1 | |||||
Обобщающий урок по всему курсу | 1 | |||||
Итого | 34 |
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ:
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ.
В 10 классе проводится 2 лабораторные работы и 4 практические работы:
- по теме «Клетка»
- Лабораторная работа №1 Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах. Сравнение строения клеток растений и животных (в форме таблицы).*
- Практическая работа №1 Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
- по теме «Организм»
- Практическая работа №2 Составление простейших схем скрещивания.*
- Практическая работа №3 Решение элементарных генетических задач.*
- Лабораторная работа №2 Изучение изменчивости. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияние на организм
- Практическая работа №4 Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии
Лабораторная работа№1
Сравнение строения растительной и животной клеток
Цель работы: закрепить знания о строении эукариотических клеток, выявить черты сходства и отличия растительных и животных клеток.
Материалы и оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты разных тканей растений и животных, инструктивно-методические схемы.
Ход работы:
- Изучите строение клеток водоросли спирогиры. Зарисуйте несколько клеток, обозначьте основные структуры растительной клетки.
- Изучите строение клеток столбчатой паренхимы дорзовентрального листа. Выявите особенности строения клеток в связи с выплняемыми функциями.
- Изучите строение клеток крови земноводных.Зарисуйте несколько эритроцитов, обозначьте структуры животной клетки.
- Рассмотрите строение клеток
хрящевой ткани, выполните
необходимые подписи.
- В клетках различных органов крысы суммарный объём митохондрий по отношению к общему объёму клеток составляет: в печени 18,4%, в поджелудочной железе 7,9%, в сердце 35,8%. Объясните причину различного содержания митохондрий в этих клетках.
Вывод: сделайте вывод о сходстве и различии в строении растительных и животных клеток.
Лабораторная работа№2
Тема « Изучение изменчивости. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияние на организм»
Цель: научиться определять источники мутагенов в быту.
Оборудование: карта вводной теории, упаковки (пакет из-под молока, сухариков, сока), упаковки косметической продукции (крем для рук, шампунь, дезодорант), таблица кодов пищевых добавок.
Ход работы.
1. Вводная теория.
В 60-е и 70-е годы в нашей стране были созданы методические руководства по оценке потенциальной мутагенной опасности промышленных загрязнителей, пестицидов, правда, большая часть их получила правовую основу позже. Однако при определении этой опасности помимо установления предельно допустимых концентраций химических веществ в питьевой воде, атмосферном воздухе и воздухе рабочей зоны, в пищевых продуктах необходимо помнить и о так называемых отдаленных последствиях, т.е. изучать мутагенную, канцерогенную, тератогенную активности этих соединений. Помимо тригалометанов, которые были обнаружены еще в 1974 г., к настоящему времени в питьевой воде выявили немало других соединений, которые обладают мутагенной и канцерогенной активностью. Есть мутагены в воде плавательных бассейнов, в сточных водах (промышленных и бытовых), а также в тканях рыб и гидробионтов, населяющих загрязненные водоемы. Ясно, что в организм человека мутагены могут поступать не только с питьевой водой, но и с пищевыми продуктами. Тестирование продуктов питания на мутагенность привело к выявлению многих мутагенов: природных ингредиентов (флавоноиды, фураны, гидразины), пищевых контаминантов (пестициды, микотоксины) и мутагенных соединений, образующихся в процессе приготовления пищи. Этот список можно продолжить. Стало очевидным, что нельзя ограничиваться изучением мутагенных свойств отдельных веществ. Необходимо оценивать суммарное загрязнение всех компонентов окружающей среды. Была создана и в значительной степени стандартизирована методическая база исследований, разработана методология мониторинга загрязнения окружающей среды генотоксикантами, причем такого рода работы ведутся не только за рубежом, но и в нашей стране.
Задание 1. Рассмотрите внимательно этикетку предложенного вам продовольственного товара. Какие вещества входят в состав продукта? Есть ли в составе вещества, занесённые в список пищевых добавок?
Сделайте вывод о качестве продукта и степени опасности для человека.
Задание 2. Рассмотрите внимательно этикетку предложенного вам непродовольственного товара. Какие вещества входят в состав продукции? Есть ли в составе вещества, занесённые в список канцерогенов?
Сделайте вывод о качестве продукта и степени опасности для человека.
Сделайте вывод о качестве продукта и степени опасности для человека.
Практическая работа №1
Тема: «Приготовление и описание микропрепаратов клеток различных организмов».
Цель работы: закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения клеток различных организмов, владеть терминологией темы.
Оборудование: кожица чешуи луковицы, эпителиальные клетки из полости рта человека, культура сенной палочки, стакан с водой, микроскоп, чайная ложечка, покровное и предметное стекла, синие чернила, йод, микропрепараты клеток многоклеточного животного организма , тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка,
Ход работы:
Рис 1
Работа 1.
1. Рассмотрите на рисунке [1] последовательность приготовления препарата кожицы чешуи лука.
2. Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.
3. Пипеткой нанесите 1—2 капли воды на предметное стекло.
4. При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы.
5. Накройте кожицу покровным стеклом, как показано на рисунке.
6. Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части клетки вы видите.
7. Окрасьте препарат раствором йода. Для этого нанесите на предметное стекло каплю раствора йода. Фильтровальной бумагой с другой стороны оттяните лишний раствор.
8. Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?
9. Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите на нем хлоропласты в клетках листа, темную полосу, окружающую клетку, оболочку; под ней золотистое вещество — цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету).
10. Зарисуйте 2—3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.
В цитоплазме растительной клетки находятся многочисленные мелкие тельца — пластиды. При большом увеличении они хорошо видны. В клетках разных органов число пластид различно.
У растений пластиды могут быть разных цветов: зеленые, желтые или оранжевые и бесцветные. В клетках кожицы чешуи лука, например, пластиды бесцветные.
Рис. 2
Работа 2.
1. Приготовьте микропрепарат бактерии сенной палочки.
2. Рассмотрите препараты под микроскопом.
Рис.3
3. Рассмотрите готовые микропрепараты клеток многоклеточного животного организма.
4.Сопоставьте увиденное с изображением объекта на рисунке.
Практическая работа №2
«Составление простейших схем скрещивания
Цель: Формирование умения строить родословные и проводить на их основе генетический анализ.
Ход работы:
1. Выбрать задачу для решения (самостоятельно или под контролем учителя).
2. Проанализировать условие задачи, дать ответ на ее вопрос. Составить ро-дословную, заполнив предлагаемую интерактивную схему.
3. Дать ответы на вопросы, касающиеся решенной задачи.
Работа рекомендуется для индивидуального выполнения. Возможен режим группового выполнения при демонстрации через проектор с комментариями учителем хода выполнения.
Практическая работа №3
«Решение элементарных генетических задач».
Цель: Формирование умения строить родословные и проводить на их основе генетический анализ.
Ход работы:
1. Выбрать задачу для решения (самостоятельно или под контролем учителя).
2. Проанализировать условие задачи, дать ответ на ее вопрос. Составить ро-дословную, заполнив предлагаемую интерактивную схему.
3. Дать ответы на вопросы, касающиеся решенной задачи.
Работа рекомендуется для индивидуального выполнения. Возможен режим группового выполнения при демонстрации через проектор с комментариями учителем хода выполнения
Практическая работа №4
Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии
Цель: провести анализ аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.
Оборудование: теоретический материал по теме, карточки-задания.
Ход работы.
Задание 1.
Вариант 1. Изучите теоретический материал по теме «Биотехнологии – это…» и заполните таблицу:
вид биотехнологии | цель данного направления | краткий обзор проблемы |
Вариант 2. Изучите теоретический материал по теме «Клонирование» и заполните таблицу:
вид биотехнологии | цель данного направления | краткий обзор проблемы |
Задание 2. Сделайте выводы об этических проблемах биотехнологии.
Контрольная работа №1
Контрольная работа по теме: «Клетка: химический состав, строение и метаболизм»
ВАРИАНТ Ι
Часть 1. Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.
1. Какую функцию в клетке выполняют липиды?
А) информационную
Б) энергетическую
В) каталитическую
Г) транспортную
2. Какую группу химических элементов относят к макроэлементам?
А) углерод, кислород, кобальт, марганец
Б) углерод, кислород, железо, сера
В) цинк, медь, фтор, йод
Г) ртуть, селен, серебро, золото
3. Какое из перечисленных веществ является гидрофильным (растворимым в воде)?
Ф) гликоген
Б) хитин
В) крахмал
Г) фибриноген
4. Молекулы ДНК находятся в хромосомах, митохондриях, хлоропластах клеток
А) бактерий
Б) эукариот
В) прокариот
Г) бактериофагов
5. Процесс биологического окисления и дыхания осуществляется в
А) хлоропластах
Б) комплексе Гольджи
В) митохондриях
Г) клеточном центре
6. Что из перечисленного является мономером и – РНК?
А) рибоза
Б) азотистое основание
В) нуклеотид
Г) аминокислоты
7. какое из перечисленных соединений НЕ входит в состав АТФ?
А) аденин
Б) урацил
В) рибоза
Г) остаток фосфорной кислоты
8. Какой процент нуклеотидов с аденином и тимином в сумме содержит молекула ДНК, если доля ее нуклеотидов с цитозином составляет 16 % от общего числа?
А) 16 %
Б) 32 %
В) 34 %
Г) 68 %
9. Какому триплету в молекуле ДНК соответствует антикодон т – РНК ГУА?
А) ГУТ
Б) ЦТУ
В) ЦАУ
Г) ГТА
10. Какие вещества являются конечными продуктами гликолиза одной молекулы глюкозы?
А) аминокислоты, глюкоза, глицерин, жирные кислоты
Б) СО2 , Н2О, 38 молекул АТФ
В) СО2 , Н2О, 36 молекул АТФ
Г) 2 молекулы молочной кислоты, 2 молекулы АТФ
Часть 2.
1. Выберите три верных ответа из шести предложенных.
Каковы особенности строения и функционирования рибосом?
- немембранные органоиды
- участвуют в процессе синтеза АТФ
- участвуют в процессе формирования веретена деления
- участвуют в процессе синтеза белка
- состоят из белка и РНК
- состоят из пучков микротрубочек
2. Установите соответствие между особенностями и молекулами, для которых эти особенности характерны.
ОСОБЕННОСТИ МОЛЕКУЛЫ
А) полимер, состоящий из аминокислот 1) ДНК
Б) в состав входит пентоза – рибоза 2) РНК
В) мономеры соединены ковалентными пептид – 3) белок
ными связями
Г) полимер, состоящий из нуклеотидов, которые содержат
азотистые основания – аденин, тимин, гуанин, цитозин
Д) полимер, состоящий из нуклеотидов, которые содержат
азотистые основания – аденин, урацил, гуанин, цитозин
Е) характеризуется первичной, вторичной, третичной структурами
3. Установите последовательность процессов, происходящих при катаболизме.
А) гликолиз
Б) расщепление сложных органических соединений
В) образование 36 – ти молекул АТФ
Г) образование только тепловой энергии
Д) гидролиз
Е) образование 2 – х молекул АТФ
Часть 3.
1. Найдите ошибки в приведенном ниже тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они допущены, запишите эти предложения без ошибок.
1. Молекула ДНК состоит из двух спирально закрученных цепей. 2. При этом аденин образует три водородные связи с тимином, а гуанин – две водородные связи с цитозином. 3. Молекулы ДНК прокариот линейные, а эукариот – кольцевые. 4. Функции ДНК: хранение и передача наследственной информации. 5. Молекула ДНК, в отличие от молекулы РНК, не способна к репликации.
2. В состав белка входят 415 аминокислотных остатков. Сколько нуклеотидов молекулы ДНК кодирует данный белок, триплетов и – РНК переносят информацию о структуре этого белка к месту трансляции, молекул т – РНК необходимо для переноса этих аминокислот? Ответ поясните.
ВАРИАНТ ΙΙ
Часть 1. Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.
- Какую функцию в клетке выполняют углеводы?
А) транспортную
Б) двигательную
В) каталитическую
Г) структурную
2. Какое из перечисленных веществ является биополимером?
А) АТФ
Б) ДНК
В) глюкоза
Г) глицерин
3. Какая из перечисленных клеточных структур является двухмембранным органоидом растительных клеток?
А) центриоли
Б) рибосомы
В) хлоропласты
Г) вакуоли
4. Какое из перечисленных соединений способно к самоудвоению?
А) и – РНК
Б) т – РНК
В) р – РНК
Г) ДНК
5. В результате подготовительного этапа диссимиляции образуется … молекул АТФ?
А) 0
Б) 2
В) 36
Г) 38
6. При фотосинтезе кислород образуется в результате
А) фотолиза воды
Б) разложения углекислого газа
В) восстановления углекислого газа до глюкозы
Г) синтеза АТФ
7. В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 10 % от общего числа. Сколько нуклеотидов с аденином содержится в этой молекуле?
А) 10 %
Б) 20 %
В) 40 %
Г) 90 %
8. Три рядом расположенных нуклеотида в молекуле ДНК, кодирующий одну аминокислоту, называют
А) триплетом
Б) генетическим кодом
В) геном
Г) генотипом
9. В основе каких реакций обмена лежит матричный принцип?
А) синтеза молекул АТФ
Б) сборки молекул белка из аминокислот
В) синтеза глюкозы из углекислого газа и воды
Г) образования липидов
10. Какой кодон и – РНК соответствует триплету ААТ в молекуле ДНК?
А) УУА
Б) ААУ
В) УУТ
Г) ТТА
Часть 2.
1. Выберите три верных ответа из шести предложенных
Каково строение и функции митохондрий?
- расщепляют биополимеры до мономеров
- характеризуются анаэробным способом получения энергии
- содержат соединенные между собою граны
- имеют ферментативные комплексы, расположенные на кристах
- окисляют органические вещества с образованием АТФ
- имеют наружную и внутреннюю мембраны
2. Установите соответствие между функциями и органоидами клетки.
ФУНКЦИИ ОРГАНОИДЫ КЛЕТКИ
А) синтез глюкозы 1) аппарат Гольджи
Б) сборка комплексных органических веществ 2) лизосома
В) разрушение временных органов у эмбрионов 3) хлоропласт
Г) поглощение и преобразование солнечной энергии
Д) химическая модификация органических веществ
Е) расщепление биополимеров
- Установите последовательность реализации генетической информации.
А) и – РНК
Б) признак
В) белок
Г) ген
Д) ДНК
Часть 3.
1. Найдите ошибки в приведенном ниже тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они допущены, запишите эти предложения без ошибок.
1. Биосинтез белка осуществляется в три этапа: гликолиз, транскрипция и трансляция. 2. Транскрипция – это синтез и – РНК, который осуществляется в ядре. 3. В процессе транскрипции ДНК подвергается сплайсингу. 4. В цитоплазме на рибосомах идет сборка белковой молекулы – трансляция. 5. При трансляции энергия АТФ не используется.
2. Сколько молекул АТФ будет синтезировано в клетках молочнокислых бактерий и клетках мышечной ткани при окислении 30 молекул глюкозы?
Ответы
Ι Вариант
1 часть.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Б | Б | В | Б | В | В | Б | Г | Г | Г |
2 часть.
1. 1, 4, 5
2. 3, 2, 3, 1, 2, 3
3. Б Г А Е Д В
3 часть.
1.
1) 2 – между аденином и тимином образуется две водородные связи, а между гуанином и цитозином – три водородные связи;
2) 3 – у прокариот – кольцевая ДНК, у эукариот – линейная;
3) 5 – молекула ДНК способна к самоудвоению, т. е. к репликации.
2. 1) одну аминокислоту кодирует три нуклеотида, следовательно, число нуклеотидов 415 * 3 = 1245
2) три нуклеотида = 1 триплет, следовательно, число триплетов в молекуле и – РНК равно числу аминокислот = 415
3) одна т – РНК транспортирует одну аминокислоту, следовательно, для синтеза белка необходимо 415 т – РНК.
ΙΙ Вариант
1 часть.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Г | Б | В | Г | А | А | В | А | Б | А |
2 часть.
1. 4, 5, 6
2. 3, 1, 2 , 3, 1, 2
3. Д Г А В Б
3 часть.
1.
1) 1 – биосинтез белка осуществляется в 2 этапа: транскрипция и трансляция
2) 3 – сплайсингу подвергается и – РНК
3) 5 – трансляция идет за счет энергии АТФ
2.
1) в клетках молочнокислых бактерий происходит только гликолиз, а в клетках мышечной ткани – гликолиз и гидролиз.
2) при гликолизе из одной молекулы глюкозы образуется 2 молекулы АТФ, следовательно, в клетках молочнокислых бактерий образуется
30 * 2 = 60 молекул АТФ.
3) при полном окислении одной молекулы глюкозы образуется 38 молекул АТФ, следовательно, в клетках мышечной ткани образуется 30 * 38 = 1140 молекул АТФ.
Контрольная работа №2
по теме: «Организм »
Вариант 1
- Подберите соответствующие термины.
1. Период жизни клетки от одного деления до другого -- … .
2. Почкование – это одна из форм … размножения.
3. Заключительная фаза деления клетки … .
4. Редукционное деление клетки -- …..… .
5. Период между двумя делениями клетки -- …..… .
6. Наличие у одного организма двух половых систем - … .
7. Одна родительская особь дает начало новым организмам при … размножении.
8. Сестринские хромосомы расходятся к полюсам клетки в … .
9. Образование половых клеток -- … .
10. Индивидуальное развитие организмов - …….
- Назовите процессы онтогенеза
| А – полный метаморфоз Б – достижение половой зрелости В – образование многоклеточного однослойного зародыша – бластулы Г – интенсивный рост, изменение пропорций тела Д – образование зиготы Е – формирование многослойного зародыша – гаструлы Ж – формирование органов и тканей З – стабильное функционирование в определенных условиях среды И – старение и естественная смерть. |
- Выполнить тест.
1. К формам бесполого размножения относится: А – спорообразование Б – партеногенез В – гермафродитизм 2. Новый организм при бесполом размножении развивается из: А - одной клетки материнского организма Б – зиготы В – неоплодотворенного яйца. 3. В интерфазе происходит: А – спирализация хроматид Б – расхождение хроматид к полюсам клетки В – репликация ДНК. 4. При митозе дочерние клетки диплоидных организмов имеют набор хромосом: А – n Б – 2n В – 4n 5. Редукционное деление это: А – уменьшение числа хромосом Б – удвоение ДНК В – увеличение числа хромосом. 6. В метафазе митоза хромосомы: А – располагаются на экваторе Б – расходятся к полюсам В – спирализуются. 7. Процесс слияния женских и мужских гамет: А – гаметогенез Б – оплодотворение В – овогенез 8. Печень и желудок развиваются из: А – эктодермы Б – мезодермы В – энтодермы. 9. Период дробления завершается образованием: А – гаструлы Б – нейрулы В – бластулы 10. В профазе митоза происходит: А – удвоение ДНК Б - расхождение хромосом к полюсам В - спирализация хромосом. 11. Процесс индивидуального развития организмов: А – филогенез Б – овогенез В – онтогенез 12. Стадия однослойного зародыша называется: А – гаструлой Б – бластулой В – морулой. 13.Внутренний зародышевый листок называется А – мезодермой Б – энтодермой В – эктодермой | 14. Развитие с метаморфозом происходит у: А – мыши Б – бабочки В – паука – крестовика. 15. органы чувств и нервная система развиваются из: А – мезодермы Б – энтодермы В – эктодермы 16. Двуслойная стадия зародыша называется: А – бластулой Б – гаструлой В – нейрулой 17. При мейозе конъюгация хромосом происходит в: А – профазе || Б – метафазе | В – профазе | 18. Обмен участками гомологичных хромосом называется: А – конъюгацией Б – кроссинговером В – репликацией. 19. В анафазе мейоза |: А – хромосомы находятся в экваториальной зоне Б – расходятся сестринские хроматиды В – расходятся гомологичные хромосомы. 20. Гамета женской особи называется: А – зиготой Б – яйцеклеткой В – овоцитом 21. В профазе мейоза | хромосомы: А – деспирализуются Б - обмениваются гомологичными участками В – располагаются в экваториальной плоскости. 22. В анафазе митоза хромосомы: А – удваиваются Б – расходятся к полюсам клетки В – выстраиваются в экваториальной плоскости 23. Биологическое значение митоза заключается А – в строго одинаковом распределении между дочерними клетками генетического материала Б – в увеличении числа клеток В – А+Б 24. В период между двумя делениями мейоза удвоение молекул ДНК: А – осуществляется Б – не происходит В – у разных организмов возможны оба варианта. 25. Биологическое значение мейоза состоит в: А – увеличении числа хромосом Б – уменьшении вдвое числа хромосом в половых клетках В – обеспечении новых комбинаций генетического материала гамет. |
. Вариант 2
- Выполнить тест.
А – из мейоза и интерфазы Б - из митоза и мейоза В – из интерфазы и митоза 2. Хроматиды в хромосоме связаны между собой: А – центриолью Б – центромерой В – нитями веретена деления 3. Мелкие подвижные гаметы животных: А – споры Б – яйцеклетки В – сперматозоиды 4. Конъюгация гомологичных хромосом и кроссинговер осуществляются на следующей стадии мейоза: А – метафазе | Б – профазе | В – анафазе || 5. В результате спирализации двойные хромосомы: А – остаются неизмененными Б – укорачиваются В – удлиняются. 6. Процесс образования мужских половых клеток у животных и человека называется: А – овогенезом Б – сперматогенезом В – партеногенезом. 7. Рост организма происходит в результате: А – мейоза Б – митоза В – образования гамет. 8. Органы и ткани развиваются из трёх зародышевых листков у: А – кишечнополостных, моллюсков, хордовых Б – плоских, круглых, кольчатых червей В – губок, членистоногих, моллюсков. 9. Тип деления клеток, в результате которого образуются половые клетки: А – митоз Б – амитоз В – мейоз. 10. Удвоение ДНК в мейозе происходит: А – перед первым делением Б – между первым и вторым делением В – перед первым и перед вторым делением. | 11. При митозе дочерние клетки диплоидных организмов имеют набор хромосом: А – n Б – 2n В - 4n 12. В метафазе митоза хромосомы: А – располагаются по экватору Б – расходятся к полюсам В – спирализуются. 13. Период дробления завершается образованием: А – гаструлы Б – нейрулы В – бластулы. 14. В половых клетках капусты 9 хромосом, а в соматических? А – 18 Б – 9 В – 36 15. У высших животных женские гаметы образуются: А – в яичниках Б - в семенниках В – в спорангиях. 16. При гаметогенезе мейоз происходит в период: А – размножения Б – созревания В – роста. 17. Процесс индивидуального развития организмов – это: А – филогенез Б – овогенез В – онтогенез 18. Почкование – это пример …. размножения: А – бесполого Б – полового В – спорового. 19. Тип развития, характерный для амфибий: А – личиночный Б – внутриутробный В – неличиночный. 20. В результате овогенеза образуются: А – 4 яйцеклетки Б – 1 яйцеклетка и 3 направительных тельца В – 2 яйцеклетки и 2 направительных тельца. |
| А – нервная система Б – пищеварительные железы В – эпителий кожи Г - мышечная система Д – соединительная ткань Е – органы чувств Ж – половые органы З – органы выделения И – волосяной покров К – скелет Л – дыхательная система. |
- Подберите соответствующие термины:
1. Партеногенез – это одна из форм ….размножения.
2. Первая стадия развития зародыша - …. .
3. Стадия двух зародышевых листков - ……
4. Историческое развитие организмов - …….
5. Зигота имеет всегда набор хромосом …..
6. Процесс слияния половых клеток - ……
7. Закладка органов происходит на стадии ……
8. Из наружного зародышевого листка развиваются ……
9. Из среднего зародышевого листка развиваются …..
10. Из внутреннего зародышевого листка развиваются ……
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты
- Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
- Время выполнения работы: 10-15 мин.
- Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
- Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
- Время выполнения работы: 30-40 мин.
- Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- не приступал к выполнению работы;
- или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
- Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
- Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
Материально – техническое и информационное -техническое обеспечение
Оборудования
Приборы | |
1 | Лупа препаровальная |
2 | Лупа ручная |
3 | Микроскоп «Юннат-2П-3» |
4 | Набор хим. Посуды и принадлежностей по биологии |
5 | Набор инструментов препаровальных |
6 | Набор хим. Посуды и принадлежностей для лаб. работ |
7 | Спиртовка лабораторная литая 2 |
8 | Оборудования |
9 | Аквариум |
10 | Террариум |
№ | Наименование |
1 | 3 |
Модели | |
1 | «Строение клеточной оболочки» |
2 | Модель структуры ДНК (разборная) |
Модель- аппликация | |
3 | «Биосинтез белка» |
4 | «Дигибридное скрещивание» |
5 | «Моногибридное скрещивание» |
6 | «Неполное доминирование .,,» |
7 | «Перекрест хромосом» |
8 | Микропрепараты |
9 | Комплект микропрепаратов «Общая биология» |
Дидактические карточки | |
10 | Комплект дидактических карточек «Систематика и экология» |
11 | Комплект дидактических карточек «Систематика и экология 2» |
Таблицы | |
12 | Портреты биологов |
13 | Химия клетки |
Наглядные и дидактические
Учебно – методическое обеспечение.
Список литературы:
Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10- кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова, - М.: Дрофа, 2012. -381 с;
а также методических пособий для учителя:
1) Козлова ТА. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод, пособие к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Общая биология. Базовый уровень». - М.: Дрофа, 2006. - 140 с;
2) Биология. 10 класс: поурочное планирование по учебнику В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафоновой, Е.Т.Захаровой
«Общая биология» (базовый уровень)/ авт- сост.: Т.В.Зарудняя.- Волгоград: Учитель, 2008.- 169с;
3) Биология. 10 класс: поурочное планирование по учебнику В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафоновой, Е.Т.Захаровой «Общая биология» (базовый уровень)/ авт- сост.: Т.В.Зарудняя.- Волгоград: Учитель, 2008.- 127с;
4) Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;
5) Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г., Аркадьев. - М.: Дрофа, 2006;
дополнительной литературы для учителя:
1) Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
2) Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;
3) Козлова ТА., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;
4) Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;
5) Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии.- М.: Просвещение, 1997;
6) Фросин В. И., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;
для учащихся:
1) Батуев А.С.,Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
2) Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. -216с.
Литература, задания которой рекомендуются в качестве измерителей:
1) Анастасова Л. П. Общая биология Дидактические материалы. - М.: Вентана-Граф, 1997. - 240с;
2) Биология: школьный курс. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 576 с: ил.- («Универсальное учебное пособие»);
3) Иванова Т. В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/Т. В. Иванова, ГС. Калинова, А.Н.Мягкова. - М.: Просвещение, 2002- (Проверь свои знания);
4) Козлова Т.А., Колосов С.Н. Дидактические карточки-задания по общей биологии. - М.: Издательский Дом «Генджер», 1997. - 96с;
5) Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: Аквариум, 1998;
6) Сухова Т. С, Козлова Т. А., Сонин Н. И. Общая биология. 10-11кл.: рабочая тетрадь к учебнику. - М.: Дрофа, 2005. - 171с;
7) Общая биология. Учеб. для 10-11 кл. с углубл. изучением биологии в шк./Л. В. Высоцкая, С. М. Глаголев, Г. М. Дымшиц и др.; под ред. В. К. Шумного и др. - М.: Просвещение, 2001.- 462 с: ил.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
МULTIMEDIA - поддержка курса «Общая биология»
• Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
• Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
• Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006
• Лаборатория ЭКОСИСТЕМЫ
• Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
www.bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru - научные новости биологии
www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования
www.km.ru/edukacion - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
Специальные обозначения
Знаком * в графе «Требования к уровню подготовки» отмечены требования высокого уровня сложности (предъявляются учащимся по желанию).
В квадратных скобках [ ] в графе «Информационно-методическое обеспечение» указано электронное учебное издание
«Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа для средней (полной) школы (базовый уровень) подготовлена А. И. Власенковым, Л. М. Рыбченковой к учеб никам Власенкова А. И., Рыбченковой Л. М. «Русский язык. 10—11 классы. Базовый уровень», «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10—11 кл
Программа для средней (полной) школы (базовый уровень)подготовлена А. И. Власенковым, Л. М. Рыбченковой к учеб никамВласенкова А. И., Рыбченковой Л. М. «Русский язык. 10—11 классы.Базовый уровен...
Рабочая программа по математике по учебникам А.Г. Мордковича «Алгебра и начала анализа», 10-11 класс, (базовый уровень), «Мнемозина», 2009 г. И Л.С.Атанасян «Геометрия» 10-11(базовый уровень» Москва «Просвещение» 2009 год
Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Данная рабочая программа ориентирована на учащихс...
ГЕОМЕТРИЯ,РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ.Планирование базовый уровень линия Л. С. Атанасяна
ГЕОМЕТРИЯ,РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ.Планирование базовый уровень линия Л. С. Атанасяна...
Рабочая программа по литературе.Уровень общего образования (класс): основное общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 9 класс
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе примерной Программы основного общего образования по литературе и Программы по литературе для 9 класса к учебнику под...
Рабочая программа "Литература" (базовый уровень) 11 класс.
Название курса Литература Класс 11 М Количество часов 102 Составитель Перепелова Л.А. Реализуемый УМК Под редакцией профессора В.Я.Коровиной (редакторский коллектив: В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
2023-2024 уч.г. Рабочая программа СОО базовый уровень (Новый ФГОС)
Рабочая программа составлена на базе Конструктора рабочих программ в соответствии с требованиями обновленных ФГОС, действующих с 01.09.2023 и включает:1. Рабочая программа ...