Рабочая программа 11 класс Базовый уровень.1. Алгебра и начала математического анализа, 10 11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений /Ш.А. Алимов [и др.], - М.: Просвещение
рабочая программа по математике (11 класс) на тему
Пояснительная записка. Основное содержание.Учебно-тематический план.Календарно-тематическое планирование.Требования к математической подготовке обучающихся.Контроль уровня обученности обучающихся.Учебно-методическое обеспечение.Контрольные работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_11_klass_alimov.doc | 523.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПОСЕЛКА МУСЛЮМОВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТАНЦИИ»
КУНАШАКСКОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании ШМО Зам.директора по УВР Директор школы
ФИО.____________________ ФИО_____________________ ФИО_________________
Протокол №__ от
«____» ___________________ 2017 г. «____» ___________________ 2017 г. «____» ___________________ 201 г.
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
математика
11 КЛАСС (базовый уровень)
Разработана ФИО Мингажова Я.М.
учителем высшей квалификационной категории
п.Муслюмово ж-д ст.
2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тематическое планирование по математике (базовый уровень) составлено:
- на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования;
- примерной программы по математике основного общего образования;
-федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011-2012учебный год;
с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования;
- авторского тематического планирования учебного материала;
- базисного учебного плана 2011-2012 года.
Программа соответствует учебнику Ю.М.Колягина, М.В.Ткачевой Алгебра и начала математического анализа, 11 класс: учеб.для общеобразоват.учреждений: базовый и профильный уровни под ред. А.Б. Жижченко – М.: Просвещение, 2015
Литература
- Ю.М. Колягин и др. Алгебра и начала математического анализа, 11 класс: учеб.для общеобразоват.учреждений: базовый и профильный уровни под ред. А.Б. Жижченко – М.: Просвещение, 2015
- Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 10 класса общеобразовательных учреждений. Автор: М.И. Шабунин и др. – М.: Просвещение, 2014
- Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и началам анализа для 10-11 классов Изд. 4-е, испр.. Автор: Ершова А.П., Голобородько В.В. - М.: ИЛЕКСА , 2005-2009
- Геометрия, 10-11: учеб. Для общеобразоват. Учреждений: базовый и профил. уровни / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов. С.Б. Кадомцев и др. – 17-е изд. – М.: Просвещение, 2016
Уровень освоения программы - базовый.
Количество часов по программе - 170, в неделю - 5 часов
Плановых контрольных работ - 12.
Контроль за уровнем достижений учащихся осуществляется согласно требованиям к уровню подготовки выпускников и состоит из текущего, тематического и итогового контроля.
Цели:
- формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
- воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
- построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
- выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнение расчётов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
- самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования её в личный опыт;
- проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различия доказательных и недоказательных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;
- самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
Основное содержание .
Тригонометрические функции (18 часов)
Область определения и множество значений тригонометрических функций. Четность, нечетность периодичность функций. Свойства и графики тригонометрических функий. Обратные тригонометрические функции.
Знать:
Знать определение четности, нечетности функции, периодичности тригонометрических функций; понятие функции синуса, схему исследования функции (ее свойства); понятие функции косинус, схему исследования функции (ее свойства); понятие функции синуса, схему исследования функции (ее свойства); какие функции являются обратными тригонометрическими, иметь представление об их графиках и свойствах; определения и свойства по теме «Тригонометрические функции»
Уметь:
определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции; строить графики тригонометрических функций; описывать по графику поведение и свойства тригонометрических функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения; решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков.
Метод координат в пространстве. (15 часов).
Декартовы координаты в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Уравнения сферы и плоскости. Формула расстояния от точки до плоскости.
Векторы. Угол между векторами. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Длина вектора в координатах, угол между векторами в координатах. Коллинеарные векторы, коллинеарность векторов в координатах.
Знать: Понятие прямоугольной системы координат в пространстве, координат вектора в данной системе координат. Определение радиус – вектора произвольной точки пространства, равенство координат точки соответствующим координатам радиус вектора, формулы координат середины отрезка, длины вектора через его координаты и расстояния между двумя точками. Понятие угла между векторами и скалярного произведения векторов, формулу скалярного произведения в координатах и свойства скалярного произведения. Понятие движения пространства и основные виды движений.
Уметь: Строить точку по заданным ее координатам и находить координаты точки, изображенной в заданной системе координат. Разлаживать произвольный вектор по координатным векторам , выполнять действия над векторами с заданными координатами, находить координаты любого вектора, как разность соответствующих координат его конца и начала; решать стереометрические задачи координатно-векторным методом. Вычислять скалярное произведение векторов и находить угол между векторами по их координатам. Использовать скалярное произведение векторов при решении задач на вычисление углов между двумя прямыми, а также между прямой и плоскостью.
Производная и ее геометрический смысл. (18 часов)
Предел последовательности, предел функции, непрерывность функции, определение производной, правила дифференцирования, производные элементарных функций, производная степенной функции, геометрический смысл производной.
Знать: определение предела функции; понятие непрерывности функции в точке; понятие производной функции, формулы для производных , , (kx+b); правила дифференцирования; формулу для производной степенной функции; таблицу производных, формулу для производной , правила дифференцирования; уравнение прямой, проходящей через заданную точку с заданным угловым коэффициентом, уравнение касательной к графику функции.
Уметь: вычислять производные элементарных функций, используя справочные материалы; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения.
Цилиндр, конус, шар. (20 часов).
Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения параллельные основанию.
Шар и сфера, их сечения, касательная плоскость к сфере.
Знать: Понятие цилиндрической поверхности, цилиндра и его элементов, формулы для вычисления боковой и полной поверхностей цилиндра. Понятие конической поверхности, конуса и его элементов, усеченного конуса, формулы для вычисления площадей боковой и полной поверхностей конуса и усеченного конуса. Понятие сферы, шара и их элементов, уравнение сферы в заданной прямоугольной системе координат, случаи взаимного расположения сферы и плоскости, теорему о касательной плоскости к сфере, формулу площади сферы.
Уметь: Решать задачи «на нахождение боковой и полной поверхностей цилиндра, конуса и усеченного конуса», выводить уравнение сферы в заданной прямоугольной системе координат, использовать теорему о касательной плоскости к сфере и формулу площади сферы при решении задач по теме «Шар и сфера».
Применение производной к исследованию функций (15 часов).
Возвастание и убывание функций. Экстремумы функции. Наибольшее и наименьшее значения функции. Выпуклость и точки перегиба. Построение функций.
Знать: понятия «возрастающей», «убывающей», «монотонной функции»; определение стационарной точки и точки экстремума, иметь представление о поведении графика функции в окрестности точки экстремума; схему исследования функции и построения ее графика с помощью производной; применение производной к нахождению наибольших и наименьших значений функций, к решению простейших прикладных задач «на экстремум»; применение второй производной к исследованию функции и построению его графика.
Уметь: вычислять производные элементарных функций, используя справочные материалы; исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения.
Объемы тел (26 часов).
Понятие об объеме тела. Отношение объемов подобных тел.
Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. Формулы объема шара и площади сферы.
Знать: Понятие объема тела, свойства объемов, теорему об объеме прямоугольного параллелепипеда и следствие об объеме прямой призмы, основанием которой является прямоугольный треугольник. Теоремы об объемах прямой призмы и цилиндра. Формулу объема наклонной призмы. Теорему об объеме пирамиды и формулу объема усеченной пирамиды. Теорему об объеме конуса и ее следствие. Формулы объема шара, площади сферы и для вычисления объемов частей шара.
Уметь: Решать задачи с использованием формул объемов прямоугольного параллелепипеда, прямой призмы, основанием которой является прямоугольный треугольник, прямой призмы и цилиндра, наклонной призмы; применять определенный интеграл для вычисления объемов тел. решать типовые задачи на применение формул объемов пирамиды и усеченной пирамиды, конуса и усеченного конуса. Применять при решении задач формулы объема шара, площади сферы, объемов шарового сектора, шарового слоя, шарового сегмента.
Первообразная и интеграл (11 часов).
Первообразная и неопределенный интеграл. Понятие об определенном интеграле как площади криволинейной трапеции. Формула Ньютона-Лейбница.
Знать: Понятия первообразной и интегрирования, криволинейной трапеции, интеграла правила интегрирования для нахождения первообразных основных элементарных функций; формулу Ньютона – Лейбница
Уметь: Применять правила интегрирования для нахождения первообразных основных элементарных функций; изображать криволинейную трапецию, вычислять площадь криволинейной трапеции с использованием формулы Ньютона – Лейбница, в простейших случаях.
Комбинаторика. Элементы теории вероятностей. (20 часов).
Табличное и графическое представление данных. Числовые характеристики рядов данных.
Поочередный и одновременный выбор нескольких элементов из конечного множества. Формулы числа перестановок, сочетаний, размещений. Решение комбинаторных задач. Формула бинома Ньютона. Свойства биномиальных коэффициентов. Треугольник Паскаля.
Элементарные и сложные события. Рассмотрение случаев и вероятность суммы несовместных событий, вероятность противоположного события. Понятие о независимости событий. Вероятность и статистическая частота наступления события. Решение практических задач с применением вероятностных методов.
Иметь: представление о комбинаторных задачах.
Знать: статистические методы обработки информации, независимых повторений испытаний в вероятностных заданиях.
Уметь: применять классические вероятностные схемы, схемы Бернулли, закон больших чисел; формулу бинома Ньютона. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Уравнения и неравенства. (8 часов)
Основные приемы решения систем уравнений: подстановка, алгебраическое сложение, введение новых переменных. Равносильность уравнений, неравенств, систем. Решение простейших систем уравнений с двумя неизвестными. Решение систем неравенств с одной переменной.
Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств. Метод интервалов. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем.
Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики. Интерпретация результата, учет реальных ограничений.
Знать: об уравнениях, неравенствах и их системах; о решении уравнения, неравенства и системы; об уравнениях и неравенствах с параметром.
Уметь: решать уравнения и неравенства различными методами.
Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации (14 часов).
Учебно–тематический план.
№ | Раздел | Кол-во часов | В т.ч. контр. работ |
1 | Тригонометрические функции | 18 | 1 |
2 | Метод координат в пространстве. | 15 | 1 |
3 | Производная и ее геометрический смысл. | 18 | 1 |
4 | Цилиндр, конус, шар. | 20 | 2 |
5 | Применение производной к исследованию функций. | 15 | 1 |
6 | Объемы тел. | 26 | 2 |
7 | Первообразная и интеграл. | 11 | 1 |
8 | Комбинаторика. Элементы теории вероятностей. | 20 | 1 |
9 | Уравнения и неравенства | 8 | 1 |
10 | Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации | 19 | 1 |
ИТОГО | 170 | 12 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Раздел,тема урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Количество часов | Дата | |
план | факт | ||||
Тригонометрические функции (18 ч.) | |||||
1 | Область определения и множество значений тригонометрических функций. | Знать, что является областью определения и множеством значений функции y=cos x, y=sin x y=tg x и y=сtg x. | 1 | ||
2 | Область определения и множество значений тригонометрических функций. | 1 | |||
3 | Область определения и множество значений тригонометрических функций. Ограниченность функций. | 1 | |||
4 | Четность, нечетность, периодичность тригонометрических функций. Основной период. | Знать определение периодической функции, периода функции, основного периода. Уметь находить период тригонометрических функций. | 1 | ||
5 | Четность, нечетность, периодичность тригонометрических функций. | 1 | |||
6 | Четность, нечетность, периодичность тригонометрических функций. | 1 | |||
7 | Свойства функции y=cos x и ее график. | Уметь строить график функции y=cos x, выполнять преобразования графиков, по графику определять свойства функции. | 1 | ||
8 | Свойства функции y=cos x и ее график. | 1 | |||
9 | Свойства функции y=sin x и ее график. | Уметь строить график функции y= sin x, выполнять преобразования графиков, по графику определять свойства функции. | 1 | ||
10 | Свойства функции y=sin x и ее график. | 1 | |||
11 | Свойства функций y=tg x и y=сtg x и их графики. | Уметь строить график функций y=tg x и y=сtg x, выполнять преобразования графиков, по графику определять свойства функции | 1 | ||
12 | Свойства функций y=tg x и y=сtg x и их графики. | 1 | |||
13 | Обратные тригонометрические функции. | Знать какие функции являются обратными тригонометрическими, иметь представление об их графиках, свойствах. Уметь решать задачи с использованием свойств обратных тригонометрических функций. | 1 | ||
14 | Обратные тригонометрические функции. | 1 | |||
15 | Обратные тригонометрические функции. | 1 | |||
16 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Знать определение функции, известные элементарные функции, схему исследования функции. Уметь ответить на вопрос каждого пункта схемы. | 1 | ||
17 | Урок обобщения и систематизации знаний. | 1 | |||
18 | Контрольная работа №1 «Тригонометрические функции». | 1 | |||
Метод координат в пространстве (15 часов) | |||||
19 | Декартовы координаты в пространстве Координаты вектора | Знать алгоритм разложения вектора по координатным векторам. Уметь строить точки по их координатам, находить координаты вектора | 1 | ||
20 | Действия над векторами | Знать алгоритм сложения двух и более векторов, произведение вектора на число, разности двух векторов. Уметь применять их при выполнении упражнений | 1 | ||
21 | Связь между координатами вектора и координатами точек | Знать признаки коллинеарных и компланарных векторов. Уметь доказывать их коллинеарность и компланарность | 1 | ||
22 | Простейшие задачи в координатах | Знать формулы координат середины отрезка, формулы длины вектора и расстояния между двумя точками. Уметь применять указанные формулы для решения стереометрических задач координатно-векторным методом. Знать Алгоритм вычисления длины отрезка, координат середины отрезка, построения точек по координатам. Уметь применять алгоритм вычисления длины отрезка, координат середины отрезка, построения точек по координатам при решении задач | 1 | ||
23 | Простейшие задачи в координатах | 1 | |||
24 | Простейшие задачи в координатах | 1 | |||
25 | Угол между векторами. Скалярное произведение векторов | Иметь представление об угле между векторами, скалярном квадрате вектора. Уметь вычислять скалярное произведение в координатах и как произведение длин векторов на косинус угла между ними; находить угол между векторами по их координатам; применять формулы вычисления угла между прямыми. | 1 | ||
26 | Скалярное произведение векторов | 1 | |||
27 | Скалярное произведение векторов | Знать форму нахождения скалярного произведения векторов. Уметь находить угол между прямой и плоскостью | 1 | ||
28 | Движение. Осевая, центральная симметрии. | Иметь представление о каждом из видов движения: осевая, центральная, зеркальная симметрии, параллельный перенос. Уметь выполнять построение фигуры, симметричной относительно оси симметрии, центра симметрии, плоскости, при параллельном переносе | 1 | ||
29 | Движение. Зеркальная симметрия, параллельный перенос | Уметь выполнять построение фигуры при отображении пространства на себя; устанавливать связь между координатами симметричных точек | 1 | ||
30 | Движения | Уметь выполнять построение фигуры, симметричной относительно оси симметрии, центра симметрии, плоскости, при параллельном переносе, при отображении пространства на себя; устанавливать связь между координатами симметричных точек | 1 | ||
31 | Решение задач по теме «Метод координат». | Знать Формулы скалярного произведения векторов, длины вектора, координат середины отрезка, уметь применять их при решении задач векторным, векторно-координатным способами. Уметь строить точки в прямоугольной системе координат по заданным координатам | 1 | ||
32 | Решение задач по теме «Метод координат». | 1 | |||
33 | Контрольная работа №2 «Метод координат» | Знать Формулы скалярного произведения векторов, длины вектора, координат середины отрезка, уметь применять их при решении задач векторным, векторно-координатным способами. Уметь строить точки в прямоугольной системе координат по заданным координатам | 1 | ||
Производная и ее геометрический смысл.(18 часов) | |||||
34 | Числовые последовательности. Существование предела монотонной ограниченной последовательности. Длина окружности и площадь круга как пределы последовательностей. | Знать определение числовой последовательности Уметь: приводить примеры последовательностей, заданных различными способами и обладающими различными свойствами; вычислять пределы последовательностей и суммы бесконечных геометрических прогрессий; | 1 | ||
35 | Предел функции. Непрерывность функции. | Знать понятие о пределе функции на бесконечности и в точке. Уметь: - считать приращение | 1 | ||
36 | Вертикальные и горизонтальные асимптоты графиков. Графики дробно-линейных функций. | Знать понятие о пределе функции на бесконечности и в точке. Уметь: - считать приращение - развернуто обосновывать суждения; - приводить примеры, | 1 | ||
37 | Определение производной. Физический смысл производной. | Знать определение и обозначение производной функции f(x); иметь представление о механическом смысле производной. На основе интуитивного представления о пределе функции уметь находить производные функции в заданиях | 1 | ||
38 | Определение производной. Физический смысл производной. | 1 | |||
39 | Правила дифференцирования. | Уметь применять правила дифференцирования при выполнении упражнений. | 1 | ||
40 | Правила дифференцирования. | 1 | |||
41 | Производная степенной функции. | Знать формулы производных степенной функции f(x)=xp и f(x)=(kx+b)p. Уметь находить производные степенной функции, значение производной функции, если указана задающая ее формула. | 1 | ||
42 | Производная степенной функции. | 1 | |||
43 | Производные элементарных функций. | Знать таблицу производных элементарных функций и правила дифференцирования и уметь их применять при выполнении заданий | 1 | ||
44 | Производные элементарных функций. | 1 | |||
45 | Производные элементарных функций. | 1 | |||
46 | Геометрический смысл производной. | Знать, что называют угловым коэффициентом прямой, углом между прямой и осью Ох; в чем состоит геометрический смысл производной, уравнение касательной к графику функции; способ построения касательной к параболе; уметь применять теоретические знания на практике | 1 | ||
47 | Геометрический смысл производной. | Знать, что называют угловым коэффициентом прямой, углом между прямой и осью Ох; в чем состоит геометрический смысл производной, уравнение касательной к графику функции; способ построения касательной к параболе; уметь применять теоретические знания на практике в упражнениях. | 1 | ||
48 | Геометрический смысл производной. | 1 | |||
49 | Геометрический смысл производной. | 1 | |||
50 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Уметь применять формулы производных элементарных функций и правил дифференцирования при выполнении упражнений типа «Проверь себя». | 1 | ||
51 | Контрольная работа № 3 «Производная и ее геометрический смысл». | 1 | |||
52 | Цилиндр: основание, высота, образующая, развертка. | Иметь представление о цилиндре Уметь различать в окружающем мире предметы-цилиндры, выполнять чертежи по условию задачи | 1 | ||
Цилиндр. Конус. Шар.(20 часов) | |||||
53 | Цилиндр. Осевые сечения и сечения параллельные основанию | Уметь находить площадь осевого сечения цилиндра, строить осевое сечение цилиндра. | 1 | ||
54 | Цилиндр, площадь его полной и боковой поверхности | Знать формулы площади полной поверхности и площади боковой поверхности цилиндра. Уметь выводить эти формулы; используя эти формулы решать задачи | 1 | ||
55 | Конус: снование, высота, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения параллельные основанию | Знать элементы конуса: вершина, ось, образующая, основание Уметь выполнять построение конуса и его сечения, находить элементы | 1 | ||
56 | Конус, площадь его полной и боковой поверхности | Знать формулу полной и боковой площади поверхности конуса. Уметь решать задачи на нахождение полной и боковой поверхностей конуса | 1 | ||
57 | Усеченный конус: снование, высота, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения параллельные основанию | Знать элементы усечённого конуса Уметь распознавать на моделях, изображать на чертежах. | 1 | ||
58 | Усеченный конус, площадь его полной и боковой поверхности | Знать формулу полной и боковой площади поверхности усеченного конуса. Уметь решать задачи на нахождение полной и боковой поверхностей усеченного конуса | 1 | ||
59 | Решение задач по теме «Цилиндр, конус» | Знать формулу полной и боковой площади поверхности цилиндра, конуса и усеченного конуса. Уметь решать задачи на нахождение полной и боковой поверхностей цилиндра, конуса и усеченного конуса | 1 | ||
60 | Решение задач по теме «Цилиндр, конус» | 1 | |||
61 | Решение задач по теме «Цилиндр, конус» | 1 | |||
62 | Контрольная работа №7 «Цилиндр, конус» | Уметь решать задачи на нахождение площади полной и боковой поверхностей цилиндра, конуса и усеченного конуса, а также нахождения элементов этих тел. | 1 | ||
63 | Шар и сфера, их сечения Уравнение сферы. | Знать определение сферы и шара. Уравнение сферы. Уметь определять взаимное расположение сферы и плоскости. Составлять уравнение сферы. | 1 | ||
64 | Шар и сфера, их сечения Уравнение сферы. | Знать определение сферы и шара. Уравнение сферы. Уметь определять взаимное расположение сферы и плоскости. Составлять уравнение сферы. | 1 | ||
65 | Сфера и шар. Касательная плоскость к сфере | Знать свойство касательной к сфере, что собой представляет расстояние от центра сферы до плоскости сечения Уметь решать задачи по теме | 1 | ||
66 | Сфера и шар. Касательная плоскость к сфере | Знать свойство касательной к сфере, что собой представляет расстояние от центра сферы до плоскости сечения Уметь решать задачи по теме | 1 | ||
67 | Решение задач по теме «Сфера и шар» | Знать свойство касательной к сфере, что собой представляет расстояние от центра сферы до плоскости сечения; Уметь решать задачи по теме | 1 | ||
68 | Решение задач по теме «Сфера и шар» | Знать свойство касательной к сфере, что собой представляет расстояние от центра сферы до плоскости сечения; Уметь решать задачи по теме | 1 | ||
69 | Разные задачи на многогранники, цилиндр, конус и шар. | Знать понятия вписанного и описанного многогранника Уметь решать задачи по теме | 1 | ||
70 | Разные задачи на многогранники, цилиндр, конус и шар. | 1 | |||
71 | Контрольная работа №8 «Сфера и шар» | Уметь решать задачи по данной теме | 1 | ||
Применение производной к исследованию функции (15 часов) | |||||
72 | Возрастание и убывание функции. | Уметь: - исследовать простейшие функции на монотонность и на - использовать для | 1 | ||
73 | Возрастание и убывание функции. | 1 | |||
74 | Возрастание и убывание функции. | 1 | |||
75 | Точки экстремума. Экстремумы функции. | 1 | |||
76 | Экстремумы функции. | 1 | |||
77 | Наибольшее и наименьшее значение функции. | Уметь: - исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций; - составлять текст научного стиля; - выступать с решением проблемы, аргументированно отвечать на вопросы собеседников (Р) | 1 | ||
78 | Наибольшее и наименьшее значение функции. | 1 | |||
79 | Производная второго порядка. Выпуклость графика функции, точки перегиба. Физический смысл второй производной. | 1 | |||
80 | Применение производной к построению графиков функции. | Знать алгоритм построения графика функции. Уметь: - определять стационарные и критические точки; - находить раз личные асимптоты; - воспринимать устную речь, участвовать в диалоге, | 1 | ||
81 | Применение производной к построению графиков функции. | 1 | |||
82 | Применение производной к построению графиков функции. | 1 | |||
83 | Применение производной к построению графиков функции. | 1 | |||
84 | Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях. | 1 | |||
85 | Урок обобщения и систематизации знаний. | 1 | |||
86 | Контрольная работа №9. | 1 | |||
Объемы тел (26 часов) | |||||
87 | Понятие об объеме тела. Отношение объемов подобных тел. Формулы объёма прямоугольного параллелепипеда и куба. | Знать формулу объёма прямоугольного параллелепипеда Уметь находить объём куба и прямоугольного параллелепипеда | 1 | ||
88 | Объём прямоугольного параллелепипеда | Знать формулу объёма прямоугольного параллелепипеда Уметь находить объём куба и прямоугольного параллелепипеда | 1 | ||
89 | Формула объёма прямой призмы | Знать теорему б объёме прямой призмы Уметь решать задачи с использованием формулы объёма прямой призмы | 1 | ||
90 | Формула объёма прямой призмы | 1 | |||
91 | Формула объёма цилиндра | Знать формулу объёма цилиндра Уметь выводить формулу и использовать её при решении задач | 1 | ||
92 | Формула объёма цилиндра | 1 | |||
93 | Формула объёма наклонной призмы | Знать формулу объёма наклонной призмы Уметь находить объём наклонной призмы | 11 | ||
94 | Формула объёма пирамиды | Знать метод вычисления объёма через определённый интеграл Уметь применять метод для вывода формулы объёма пирамиды, находить объём пирамиды. | |||
95 | Формула объёма пирамиды | 1 | |||
96 | Решение задач по теме «Объём многогранников» | Знать формулы объёмов Уметь вычислять объёмы многогранников | 1 | ||
97 | Решение задач по теме «Объём многогранников» | Знать формулы объёмов Уметь вычислять объёмы многогранников | 1 | ||
98 | Формула объёма конуса | Знать формулу объёма конуса Уметь выводить формулы объёмов конуса и усеченного конусов | 1 | ||
99 | Формула объёма конуса | 1 | |||
100 | Решение задач по теме «Объёмы тел вращения» | Знать формулы объёмов конуса, усечённого конуса и цилиндра Уметь вычислять объёмы тел вращения | 1 | ||
101 | Решение задач по теме «Объёмы тел вращения» | Знать формулы объёмов конуса, усечённого конуса и цилиндра Уметь вычислять объёмы тел вращения | 1 | ||
102 | Контрольная работа №10 «Объёмы тел» | Уметь вычислять объёмы тел | 1 | ||
103 | Формула объёма шара | Знать формулу объёма шара Уметь выводить формулу с помощью определённого интеграла и использовать её при решении задач на нахождение объёма шара | 1 | ||
104 | Объём шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора | Иметь представление о шаровом слое, шаровом сегменте, шаровом секторе Знать формулы объёмов этих тел Уметь решать задачи на нахождение объёмов этих тел | 1 | ||
105 | Объём шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора | Иметь представление о шаровом слое, шаровом сегменте, шаровом секторе Знать формулы объёмов этих тел Уметь решать задачи на нахождение объёмов этих тел | 1 | ||
106 | Решение задач по теме «Объём шара и его элементов» | Знать формулы объёма шара и его элементов Уметь решать задачи на нахождение объёмов этих тел | 1 | ||
107 | Площадь сферы | Знать формулу площади сферы Уметь выводить формулу площади сферы, решать задачи на вычисление площади сферы | 1 | ||
108 | Площадь сферы | Знать формулу площади сферы Уметь выводить формулу площади сферы, решать задачи на вычисление площади сферы | 1 | ||
109 | Площадь сферы | Знать формулу площади сферы Уметь выводить формулу площади сферы, решать задачи на вычисление площади сферы | 1 | ||
110 | Решение задач по теме «Объём шара и площадь сферы» | Знать формулу площади сферы , объёма шара и его элементов Уметь решать задачи на применение этих формул | 1 | ||
111 | Решение задач по теме «Объём шара и площадь сферы» | Знать формулу площади сферы , объёма шара и его элементов Уметь решать задачи на применение этих формул | 1 | ||
112 | Контрольная работа №11 «Объём шара и площадь сферы» | Знать формулу площади сферы , объёма шара и его элементов Уметь решать задачи на применение этих формул | 1 | ||
Первообразная и интеграл, 11 ч. | |||||
113 | Первообразная | Иметь представление о понятии первообразной и неопределенного интеграла. Уметь находить первообразные для суммы функций и произведения функции на число, используя справочные материалы. Знать, как вычисляются неопределенные интегралы (Р) | 1 | ||
114 | Первообразная | Знать понятие первообразной и неопределенного интеграла; как вычисляются неопределенные интегралы. Уметь находить первообразные для суммы функций и произведения функции на число, используя справочные материалы (П) | 1 | ||
115 | Правила нахождения первообразных | Применять понятие первообразной и неопределенного интеграла. Уметь находить первообразные для суммы функций и произведения функции на число, используя справочные материалы. Знать, как вычисляются неопределенные интегралы (П) | 1 | ||
116 | Правила нахождения первообразных | 1 | |||
117 | Понятие об определенном интеграле как площади криволинейной трапеции. Формула Ньютона-Лейбница. | Иметь представление о формуле Ньютона - Лейбница. Уметь: - применять эту формулу для вычисления площади криволинейной трапеции в простейших задачах; - объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах (Р) | 1 | ||
118 | Интеграл и его вычисление. | Знать формулу Ньютона - Лейбница. Уметь: - вычислять площади с использованием первообразной в простейших заданиях; - извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов (П) | 1 | ||
119 | Определенный интеграл | 1 | |||
120 | Определенный интеграл. Вычисление площадей плоских фигур. Примеры применения интеграла в физике и геометрии | Уметь: - использовать формулу Ньютона - Лейбница; - вычислять площади с использованием первообразной в простейших заданиях; - составлять текст научного стиля (П) | 1 | ||
121 | Применение интегралов для решения физических задач. | 1 | |||
122 | Урок обобщения и систематизации знаний. | 1 | |||
123 | Контрольная работа №1 «Первообразная и интеграл» | Знать о первообразной, определен- ном и неопределенном интеграле. Уметь решать прикладные задачи | 1 | ||
124 | Статистическая обработка данных. | Иметь представление об основных понятиях статистического исследования; приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы, передавать информацию сжато, полно, выборочно (Р) | 1 | ||
Комбинаторика. Элементы теории вероятностей (20 часов) | |||||
125 | Табличное и графическое представление данных. | Иметь представление о табличном и графическом представлении данных. | 1 | ||
126 | Числовые характеристики рядов данных. | Иметь представление о числовых характеристиках рядов данных. | 1 | ||
127 | Простейшие вероятностные задачи. | Иметь представление о событии, противоположном данному событию, о сумме двух случайных событий. Уметь обосновывать суждения, выполнять и оформлять тестовые задания, подбирать аргументы для обоснования найденной ошибки | 1 | ||
128 | Элементарные и сложные события. | Иметь представление о событии, противоположном данному событию, о сумме двух случайных событий. Уметь обосновывать суждения, выполнять и оформлять тестовые задания, подбирать аргументы для обоснования найденной ошибки | 1 | ||
129 | Рассмотрение случаев и вероятность суммы несовместных событий, вероятность противоположного события. | Иметь представление о событии, противоположном данному событию, о сумме двух случайных событий. Уметь обосновывать суждения, выполнять и оформлять тестовые задания, подбирать аргументы для обоснования найденной ошибки | 1 | ||
130 | Понятие о независимости событий | Иметь представление о независимости событий | 1 | ||
131 | Вероятность и статистическая частота наступления события. | Иметь представление о вероятности и статистической частоте наступления события. | 1 | ||
132 | Поочередный и одновременный выбор нескольких элементов из конечного множества. | Иметь представление о сочетаниях и размещениях. Уметь решать простейшие задачи, используя формулы сочетания и размещения, объяснить изученные положения на самостоятельно подобранных примерах (П) | 1 | ||
133 | Формулы числа перестановок, сочетаний, размещений. | Иметь представление о сочетаниях и размещениях. Уметь решать простейшие задачи, используя формулы сочетания и размещения, объяснить изученные положения на самостоятельно подобранных примерах (П) | 1 | ||
134 | Решение комбинаторных зада | Иметь представление о сочетаниях и размещениях. Уметь решать простейшие задачи, используя формулы сочетания и размещения, объяснить изученные положения на самостоятельно подобранных примерах (П) | 1 | ||
135 | Решение комбинаторных зада | Иметь представление о сочетаниях и размещениях. Уметь решать простейшие задачи, используя формулы сочетания и размещения, объяснить изученные положения на самостоятельно подобранных примерах (П) | 1 | ||
136 | Формула бинома Ньютона. | Иметь представление о формуле бинома Ньютона. Уметь систематизировать знания по теме, приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы, вопросы, задачи, создавать проблемную ситуацию (П) | 1 | ||
137 | Свойства биномиальных коэффициентов. | Иметь представление о свойствах биномиальных коэффициентов. Уметь систематизировать знания по теме, приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы, вопросы, задачи, создавать проблемную ситуацию (П) | 1 | ||
138 | Треугольник Паскаля. | Иметь представление о треугольнике Паскаля. Уметь систематизировать знания по теме, приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы, вопросы, задачи, создавать проблемную ситуацию (П) | 1 | ||
139 | Вероятность и статистическая частота наступления события. | Иметь представление о теоретической вероятности. Уметь извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, объяснить изученные положения на самостоятельно подобранных примерах (Р) | 1 | ||
140 | Вероятность и статистическая частота наступления события. | Иметь представление о теоретической вероятности. Уметь извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, объяснить изученные положения на самостоятельно подобранных примерах (Р) | 1 | ||
141 | Решение практических задач с применением вероятностных методов. | Уметь: - демонстрировать теоретические и практические знания по теме «Элементы математической статистики, комбинаторики и теории вероятности»; - определять понятия, приводить доказательства; - вступать в речевое общение (П) | 1 | ||
142 | Решение практических задач с применением вероятностных методов. | Уметь: - демонстрировать теоретические и практические знания по теме «Элементы математической статистики, комбинаторики и теории вероятности»; - определять понятия, приводить доказательства; - вступать в речевое общение (П) | 1 | ||
143 | Контрольная работа №9 «Элементы математической статистики, комбинаторики и теории вероятности» | 1 | |||
Уравнения и неравенства. (8 ч.) | |||||
144 | Равносильность уравнений Общие методы решения уравнений. | Иметь представление о равносильности уравнений. представление о возможных потерях или приобретениях корней и путях исправления данных ошибок. Знать основные теоремы равносильности. основные способы равносильных переходов. Уметь объяснить изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах (Р) выполнять проверку найденного решения с помощью подстановки и учета области допустимых значений (П)
Знать основные методы решения алгебраических уравнений: метод разложения на множители и метод введения новой переменной. Уметь применять их при решении рациональных уравнений степени выше 2 (Р) | 1 | ||
145 | Решение рациональных уравнений. Решение иррациональных уравнений. | Знать основные методы решения алгебраических уравнений: метод разложения на множители и метод введения новой переменной. Уметь применять их при решении рациональных уравнений степени выше 2 (Р) Уметь: - решать простые тригонометрические, показательные, логарифмические, иррациональные уравнения; - объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах (П) | 1 | ||
146 | Использование свойств и графиков функций при решении уравнений . Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений с двумя переменными... | Уметь: - решать простейшие тригонометрические, показательные, логарифмические, иррациональные уравнения стандартными методами; - приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы (П) | 1 | ||
147 | Равносильность неравенств . Решение неравенств с одной переменной. Изображение на координатной плоскости множества решений неравенств с двумя переменными | Иметь представление о решении неравенств с одной переменой. Знать решения неравенств с одной переменной. Уметь изображать на плоскости множество решений неравенств с одной переменной составить набор карточек с задан. ипользовать для решения познавательных задач справочную литературу (П- решать неравенства с одной - изображать на плоскости множество решений неравенств с одной переменной; - находить и использовать информацию (П)) | 1 | ||
148 | Использование свойств и графиков функций при решении неравенств. | Уметь: - решать неравенства с одной переменной; - изображать на плоскости - приводить примеры, подбирать | 1 | ||
149 | Решение систем уравнений с двумя неизвестными . Решение систем неравенств с одной переменной. | Иметь представление о графическом решении системы из двух и более уравнений. Уметь добывать информацию по заданной теме в источниках различного типа (Р) | 1 | ||
Изображение на координатной плоскости множества решений систем уравнений и неравенств с двумя переменными. | Знать, как графически и аналитически решать системы из двух и более уравнений. Уметь работать с учебником, отбирать и структурировать материал (П) | ||||
150 | Контрольная работа №12 «Уравнения и неравенства» | Уметь: решать уравнения и неравенства с одной переменной | 1 | ||
Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации, 19ч. | |||||
151 | Корни и степени. | Уметь выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах. проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции; вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования; определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции; строить графики изученных функций; описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения; решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков; вычислять производные и первообразные элементарных функций, используя справочные материалы; исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшее и наименьшее значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа; вычислять в простейших случаях площади с использованием первообразной; решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы; составлять уравнения и неравенства по условию задачи; использовать для приближённого решения уравнений и неравенств графический метод; | 1 | ||
152 | Логарифм. Преобразования простейших выражений. | 1 | |||
153 | Основы тригонометрии | 1 | |||
154 | Простейшие тригонометрические уравнения | 1 | |||
.155 | Функции | ||||
156 | Производная. Интеграл. | 1 | |||
157 | Применение производной и интеграла. | 1 | |||
158 | Уравнения и неравенства. | 1 | |||
160 | Контрольная работа №14 «Итоговая» | 1 | |||
161 | Прямые и плоскости в пространстве. Многогранники. | 1 | |||
162 | Тела и поверхности вращения | 1 | |||
163 | Координаты и векторы. | 1 | |||
164 | Решение заданий из ЕГЭ | 1 | |||
165 | Решение заданий из ЕГЭ | 1 | |||
166-170 | Итоговая контрольная работа | 4 |
Требования к математической подготовке обучющихся.
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
- универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
- вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
АЛГЕБРА
уметь
- выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
- проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
- вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
ФУНКЦИИ
уметь
- определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
- строить графики изученных функций;
- описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
- решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков;
НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
уметь
- вычислять производные и первообразные элементарных функций, используя справочные материалы;
- исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа;
- вычислять в простейших случаях площади с использованием первообразной;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения;
УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА
уметь
- решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
- составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
- использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
- изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- построения и исследования простейших математических моделей;
ЭЛЕМЕНТЫ КОМБИНАТОРИКИ, СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
уметь
- решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
- вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
- анализа информации статистического характера;
ГЕОМЕТРИЯ
Уметь:
- распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
- описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
- анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
- изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
- строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
- решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
- использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
- проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
- вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Обязательный минимум содержания по Математике
АЛГЕБРА
1. Корни и степени. Корень степени n>1 и его свойства. Степень с рациональным показателем и ее свойства. Понятие о степени с действительным показателем. Свойства степени с действительным показателем.
2. Логарифм. Логарифм числа. Основное логарифмическое тождество. Логарифм произведения, частного, степени; переход к новому основанию. Десятичный и натуральный логарифмы, число е.
3. Преобразования простейших выражений, включающих арифметические операции, а также операцию возведения в степень и операцию логарифмирования.
4. Основы тригонометрии. Синус, косинус, тангенс, котангенс произвольного угла. Радианная мера угла. Синус, косинус, тангенс и котангенс числа. Основные тригонометрические тождества. Формулы приведения. Синус, косинус и тангенс суммы и разности двух углов. Синус и косинус двойного угла. Формулы половинного угла. Преобразования суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму. Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента. Преобразования простейших тригонометрических выражений.
5. Простейшие тригонометрические уравнения. Решения тригонометрических уравнений. Простейшие тригонометрические неравенства. Арксинус, арккосинус, арктангенс числа.
ФУНКЦИИ
6. Функции. Область определения и множество значений. График функции. Построение графиков функций, заданных различными способами. Свойства функций: монотонность, четность и нечетность, периодичность, ограниченность. Промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения, точки экстремума (локального максимума и минимума). Графическая интерпретация. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях.
Обратная функция. Область определения и область значений обратной функции. График обратной функции.
Степенная функция с натуральным показателем, ее свойства и график.
Вертикальные и горизонтальные асимптоты графиков. Графики дробно-линейных функций.
Тригонометрические функции, их свойства и графики; периодичность, основной период.
Показательная функция (экспонента), ее свойства и график.
Логарифмическая функция, ее свойства и график.
Преобразования графиков: параллельный перенос, симметрия относительно осей координат и симметрия относительно начала координат, симметрия относительно прямой
y = x, растяжение и сжатие вдоль осей координат.
НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
7. Понятие о пределе последовательности. Существование предела монотонной ограниченной последовательности. Длина окружности и площадь круга как пределы последовательностей. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и ее сумма.
Понятие о непрерывности функции.
8. Производная. Понятие о производной функции, физический и геометрический смысл производной. Уравнение касательной к графику функции. Производные суммы, разности, произведения, частного. Производные основных элементарных функций. Применение производной к исследованию функций и построению графиков.
9. Интеграл. Понятие об определенном интеграле как площади криволинейной трапеции. Первообразная. Формула Ньютона-Лейбница.
10. Применение производной и интеграла. Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе социально-экономических, задачах. Нахождение скорости для процесса, заданного формулой или графиком. Примеры применения интеграла в физике и геометрии. Вторая производная и ее физический смысл.
УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА
11. Уравнения и неравенства. Решение рациональных, показательных, логарифмических уравнений и неравенств. Решение иррациональных уравнений.
Основные приемы решения систем уравнений: подстановка, алгебраическое сложение, введение новых переменных. Равносильность уравнений, неравенств, систем. Решение простейших систем уравнений с двумя неизвестными. Решение систем неравенств с одной переменной.
Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств. Метод интервалов. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем.
Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики. Интерпретация результата, учет реальных ограничений.
ЭЛЕМЕНТЫ КОМБИНАТОРИКИ, СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
12. Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятности. Табличное и графическое представление данных. Числовые характеристики рядов данных.
Поочередный и одновременный выбор нескольких элементов из конечного множества. Формулы числа перестановок, сочетаний, размещений. Решение комбинаторных задач. Формула бинома Ньютона. Свойства биномиальных коэффициентов. Треугольник Паскаля.
Элементарные и сложные события. Рассмотрение случаев и вероятность суммы несовместных событий, вероятность противоположного события. Понятие о независимости событий. Вероятность и статистическая частота наступления события. Решение практических задач с применением вероятностных методов.
ГЕОМЕТРИЯ
13. Прямые и плоскости в пространстве. Основные понятия стереометрии (точка, прямая, плоскость, пространство).
Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые. Угол между прямыми в пространстве. Перпендикулярность прямых. Параллельность и перпендикулярность прямой и плоскости, признаки и свойства. Теорема о трех перпендикулярах. Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью.
Параллельность плоскостей, перпендикулярность плоскостей, признаки и свойства. Двугранный угол, линейный угол двугранного угла.
Расстояния от точки до плоскости. Расстояние от прямой до плоскости. Расстояние между параллельными плоскостями. Расстояние между скрещивающимися прямыми.
Параллельное проектирование. Площадь ортогональной проекции многоугольника. Изображение пространственных фигур.
14. Многогранники. Вершины, ребра, грани многогранника. Развертка. Многогранные углы. Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера.
Призма, ее основания, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Параллелепипед. Куб.
Пирамида, ее основание, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Треугольная пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида.
Симметрии в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде. Понятие о симметрии в пространстве (центральная, осевая, зеркальная). Примеры симметрий в окружающем мире.
Сечения куба, призмы, пирамиды.
Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр).
15. Тела и поверхности вращения. Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения параллельные основанию.
Шар и сфера, их сечения, касательная плоскость к сфере.
16.Объемы тел и площади их поверхностей. Понятие об объеме тела. Отношение объемов подобных тел.
Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. Формулы объема шара и площади сферы.
17. Координаты и векторы. Декартовы координаты в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Уравнения сферы и плоскости. Формула расстояния от точки до плоскости.
Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов и умножение вектора на число. Угол между векторами. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Коллинеарные векторы. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Компланарные векторы. Разложение по трем некомпланарным векторам.
Контроль уровня обученности.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по алгебре и началам анализа
1. Оценка письменных контрольных работ.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
- работа выполнена полностью;
- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
- допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2. Оценка устных ответов.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
- возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
- допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала;
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Общая классификация ошибок
Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
- незнание наименований единиц измерения;
- неумение выделить в ответе главное;
- неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
- неумение делать выводы и обобщения;
- неумение читать и строить графики;
- потеря корня или сохранение постороннего корня;
- отбрасывание без объяснений одного из них;
- равнозначные им ошибки;
- вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
- логические ошибки.
К негрубым ошибкам следует отнести:
- неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
- неточность графика;
- нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
- нерациональные приемы вычислений и преобразований;
- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Учебно-методическое обеспечение и перечень рекомендуемой литературы для учителя и ученика
- Алгебра и начала математического анализа, 10 11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений /Ш.А. Алимов [и др.], - М.: Просвещение, 2015г.
- Контрольно-измерительные материалы. Алгебра и начала анализа: 11 класс / сост. А.Н. Рурукин. – М.: ВАКО, 2011
3. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа. 10-11 классы. / П.И. Алтынов. / М: Дрофа, 1999
4. Задачи по алгебре и началам математического анализа. 10-11 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / С.М.Саакян, А.М.Гольдман, Д.В.Денисов/ М.: Просвещение, 200
5. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа. 10-11 классы. / Б.М. Ивлев и др. / М: Просвещение,
6. Устные упражнения по алгебре и началам анализа / Р.Д.Лукин, Т.К. Лукина, И.С. Якунина. М.: Просвещение, 1989
7. Математика. 10-11 классы. Развитие комбинаторно-логического мышления. Задачи, алгоритмы решений / авт.-сост. Т.Г. Попова. Волгоград: Учитель, 2009
8.. Математика. 10-11 классы: технология подготовки учащихся к ЕГЭ / авт.-сост. Н.А. Ким. Волгоград: Учитель, 2010
9.. Математика. ЕГЭ. Практикум. 2016г. ( авт. Л.Д. Лаппо, М.А. Попов)
10. Алгебра и начала анализа. Тесты. 10-11 классы: учебно-метод. Пособие. М.: Дрофа, 201
- Геометрия, 10–11: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2016.
- Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 10 кл. – М.: Просвещение, 2009.
- Ковалева Г.И, Мазурова Н.И. геометрия. 10-11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля. – Волгоград: Учитель, 2013
- С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. Изучение геометрии в 10 – 11 классах: Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 20014
- Учимся решать задачи. Геометрия. 10-11 классы. / Л.О.Денищева, Т.Ф.Михеева/М.: ИНТЕЛЛЕКТ-ЦЕНТР, 20
- Ю.А. Глазков, И.И. Юдина, В.Ф. Бутузов. Рабочая тетрадь по геометрии для 10 класса. – М.: Просвещение, 2014
Литература для учащихся.
1. Алгебра и начала математического анализа, 10 11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений /Ш.А. Алимов [и др.], - М.: Просвещение, 2015г.
2. Контрольно-измерительные материалы. Алгебра и начала анализа: 11 класс / сост. А.Н. Рурукин. – М.: ВАКО, 2011
3. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа. 10-11 классы. / Б.М. Ивлев и др. / М: Просвещение, 2006
4. Математика. ЕГЭ. Практикум. 2017 г. ( авт. Л.Д. Лаппо, М.А. Попов)
5. Математика. Подготовка к ЕГЭ – 2012: учебно – методическое пособие /под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов – на – Дону: Легион – М, 2016
- Геометрия, 10–11: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2016.
- Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 10 кл. – М.: Просвещение, 2009.
- Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 11 класса. – М. Просвещение, 2009.
- Ю.А. Глазков, И.И. Юдина, В.Ф. Бутузов. Рабочая тетрадь по геометрии для 10 класса. – М.: Просвещение, 2014.
- В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина. Рабочая тетрадь по геометрии для 11 класса. – М.: Просвещение, 2014
Контрольная работа №1
В-1,
1.Найти область определения и множество значений функции
у = sinx + 2
2.Выяснить, является ли функция у = х2 + cosx чётной или нечётной.
3.Доказать, что функция у = cos x является периодической с периодом Т=3.
4.Найти все принадлежащие отрезку [ -] корни уравнения
sinx = с помощью графика функции.5.Построить график функции у = sinx 1 и найти значения аргумента, при которых функция возрастает, принимает наибольшее значения.
№ Контрольная работа №1
В-2
1.Найти область определения и множество значений функции
у = 3cosx
2. Выяснить, является ли функция у =х sinx чётной или нечётной.
3. Доказать, что функция у = sin x является периодической с периодом Т=.
4. Найти все принадлежащие отрезку [ 0] корни уравнения
cosx =- с помощью графика функции.
5. Построить график функции у = cos (x + ) и найти значения аргумента, при которых функция убывает, принимает наименьшее значения.
Контрольная работа№2
В – 1
1.Найти производную функции:
а) 3 – ; б) ( + 7)6; в) cosx; г) .
2. Найти значение производной функции y = f(x) в точке , если f(x) = 1 – 6 , = 8.
3. Записать уравнение касательной к графику функции
f(x) = sinx – 3x + 2 в точке = 0.
4. Найти значения х, при которых значения производной функции f(x) = положительны.
5. Найти точки графика функции f(x) = x³ – 3x², в которых касательная к нему параллельна оси абсцисс.
___________________________________________________________________
Контрольная работа №2
В – 2,
- Найти производную функции:
а) 2 – ; б) (4 – 3х)7; в) sinx; г) .
2. Найти значение производной функции y = f(x) в точке , если f(x) = 2 – , = .
3. Записать уравнение касательной к графику функции
f(x) = 4х – sinx + 1 в точке = 0.
4. Найти значения х, при которых значения производной функции f(x) = отрицательны.
5. Найти точки графика функции f(x) = x³ + 3x², в которых касательная к нему параллельна оси абсцисс.
Контрольная работа №3
В-1
1.Найти экстремумы функций:
f(x)=х32х2+х+3; 2) f(x)=ех (5х 3).
2.Найти интервалы возрастания и убывания функции f(x)=х3 2х2+х+3
3.Построить график функции f(x)=х32х2+х+3.
4.Найти наибольшее и наименьшее значения функции f(x)=х3 2х2+ х +3 на отрезке [0; ].
5.Среди прямоугольников, сумма длин трёх сторон у которых равна 20, найти прямоугольник наибольшей площади.
___________________________________________________________
Контрольная работа №3
В-2
1.Найти экстремумы функций:
1) f(x)=х3х2х +2; 2) f(x)= (8 7х) ех
2.Найти интервалы возрастания и убывания функции f(x)=х3 х2 х +2
3.Построить график функции f(x)= х3 х2 х +2
4.Найти наибольшее и наименьшее значения функции f(x)= х3 х2 х +2 на отрезке [-1; ].
5.Найти ромб с наибольшей площадью, если известно, что сумма длин его диагоналей равна 10.
____________________________________________________________
Контрольная работа №4
В-1
1.Доказать, что функция F(х) = 3х + sinx – e2х является первообразной функции f(x) = 3 +cosx – 2e2x на всей числовой оси.
2.Найти первообразную F(x) функции f(x) = 2, график которой проходит через точку А (0; ).
3.Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями у = 3х – х2, х = 1, х = 2 и осью Ох.
___________________________________________________________________
Контрольная работа №4
В-2
1.Доказать, что функция F(х) = е3х + cosx + x является первообразной функции f(x) = 3e3x -sinx + 1 на всей числовой оси.
2.Найти первообразную F(x) функции f(x) = -3, график которой проходит через точку А (0; ).
3.Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями у = cosx, х = 0, х = и осью Ох.
Контрольная работа №5
В-1
1.Найти
1.Сколькими способами из числа 15 учащихся класса можно выбрать культорга и казначея?
2.Сколько различных шестизначных чисел можно записать с помощью цифр
2, 3, 4, 5, 6, 7 таким образом, чтобы все цифры в числах были различны?
3.Записать разложение бинома (2 – х)5.
4.Сколько существует различных кодов, состоящих из двузначного числа, цифры которого выбираются из цифр 1, 2, 3, и следующего за ним трёхбуквенного слова, буквы которого выбираются из гласных букв русского алфавита.
Контрольная работа №5
В-2
1.Найти + .
Сколькими способами 7 детей ясельной группы можно рассадить на 7 стульях?
2.Сколькими способами можно составить набор из 5 карандашей, выбирая их из 8 имеющихся карандашей восьми различных цветов.
3.Записать разложение бинома (2х – 1)6.
4.Шифр сейфа образуется из двух чисел. Первое, двузначное число, образуется из цифр 1, 2, 3, 4 (цифры в числе могут повторяться). Второе, трёхзначное число, образуется из цифр 7 и 6. Сколько различных шифров можно использовать в таком сейфе?
Контрольная работа №6
В-1
1.Бросают два игральных кубика – большой и маленький. Какова вероятность того, что:
-.На обоих кубиках появится четыре очка;
-На большом кубике появится 2 очка, а на маленьком – четное число очков.
-.В коробке лежат 3 черных, 2 белых и 4 красных шара. Случайным образом вынимается один шар. Какова вероятность того, что это или белый, или красный шар?
2.Вероятность попадания по мишени стрелков равна . Какова вероятность:
- непопадания по мишени при одном выстреле?
- попадания по мишени в каждом из двух последовательных выстрелов?
- попадания при первом и промахе при втором выстреле?
- В коробке лежат 4 белых и 3 черных шара. Наугад вынимают два шара. Какова вероятность того, что вынуты белый и черный шары?
- В вазе стоят 5 гвоздик и 6 нарциссов. Какова вероятность того, что среди трёх случайным образом вынутых цветков окажется по крайней мере одна гвоздика?
________________________________________________________________
Контрольная работа№6
В-2
- Бросают два игральных кубика – большой и маленький. Какова вероятность того, что:
- На обоих кубиках появится пять очков;
- На маленьком кубике появится кратное 3 число очков, а на большом –5 очков.
- В коробке лежат 3 черных, 2 белых и 4 красных шара. Случайным образом вынимается один шар. Какова вероятность того, что это или черный, или красный шар?
- Вероятность попадания по мишени стрелков равна . Какова вероятность:
1) непопадания по мишени при одном выстреле?
2) попадания по мишени в каждом из двух последовательных выстрелов?
- попадания при первом и промахе при втором выстреле
- В коробке лежат 4 белых и 3 черных шара. Наугад вынимают два шара. Какова вероятность того, что вынуты белый и черный шары?
- В вазе стоят 5 гвоздик и 6 нарциссов. Какова вероятность того, что среди трёх случайным образом вынутых цветков окажется по крайней мере один нарцисс?
__________________________________________________________________
Контрольная работа №7
В-1
- Найти множество точек координатной плоскости, удовлетворяющих уравнению:
- х – у + 2 = 0; 2) (х + 4)2 + (у – 1)2 = 9.
- Найти множество точек координатной плоскости, удовлетворяющих неравенству:
- 2х + у – 1 0; 2) х2 + (у – 2)2 4.
- Найти множество точек координатной плоскости, удовлетворяющих системе неравенств:
_____________________________________________________________
Контрольная работа №7
В-2
- Найти множество точек координатной плоскости, удовлетворяющих уравнению:
- х + у - 3 = 0; 2) (х - 3)2 + (у + 2)2 = 16.
- Найти множество точек координатной плоскости, удовлетворяющих неравенству:
- х - 2у + 3 0; 2) (х + 3)2 + у2 1.
- Найти множество точек координатной плоскости, удовлетворяющих системе неравенств:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному курсу "Математика (алгебра и начала математического анализа)" в 10-11 классах
Рабочая программа включает пять разделов: пояснительную записку, содержание рабочей программы, требования к уровню подготовки, учебно-методическое и информационное обеспечение курса, календарно-темати...
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по курсу математики 10-11 классы (базовый уровень)
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по курсу математики 10-11 классов (базовый уровень) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общ...
Рабочая программа по предмету «Информатика и информационно-коммуникационные технологии». 7-9 классы. Базовый уровень.
Статус документа Данная рабочая программа полностью обеспечивает обязательный минимум общеобразовательной подготовки школьников по информатике и соответствует обязательному минимуму содержани...
Рабочая программа по предмету «Информатика и информационно-коммуникационные технологии».8-9 классы. Базовый уровень.
Пояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа полностью обеспечивает обязательный минимум общеобразовательной подготовки школьников по информатике и соответствует обязатель...
Рабочая программа по элективному курсу. Русское правописание орфография и пунктуация 10 класс. Базовый уровень
Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и спо...
Рабочая программа учебного предмета « Природоведение. Природа неживая и живая » для 5 класса базовый уровень, Конюхова Ольга Михайловна - учитель физики
Рабочая программа учебного предмета « Природоведение. Природа неживая и живая » для 5 класса базовый уровень, Конюхова Ольга Михайловна - учитель физики...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА» КЛАСС 11
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:1.Закона «Об образовании» от 10 июля1992 года № 3266-1 (в последующих редакциях).2. Федерального компонента государ...