Конспект урока истории в 5 классе "Восстание Спартака"
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме
Модель урока истории с технологической картой и сценарием урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_kl._istoriya.docx | 34.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель урока истории (5 класс)
- Тема урока
Восстание Спартака
- Общедидактическая цель:
Способствовать ознакомлению с самым крупным в Древнем мире восстанием рабов под предводительством Спартака, значением его образа в мировой культуре; содействовать формированию умений характеризовать личность Спартака, работать с картой; создать условия для развития интереса к чтению художественной литературы исторической тематики. Тип урока: открытия новых знаний
- Планируемые результаты:
Предметные – знать причины, цели, ход, итоги,
последствия восстания Спартака
уметь давать характеристику событий, относящихся к периоду восстания Спартака, рассказывать об армии восставших, походах, характеризовать итоги восстания, работая фронтально и в группах
- Метапредметные:
познавательные – учиться анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
коммуникативные – учиться организовывать учебное взаимодействие в группе; учиться, отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
регулятивные – самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; учиться вычитывать все уровни текстовой информации.
Личностные – объяснять оценки поступков с позиции общечеловеческих ценностей; учиться выстраивать стиль своего общения со сверстниками в разных ситуациях совместной деятельности, особенно направленной на общий результат.
- Методы обучения:
Словесный, наглядный, проблемный, аналитический
- Формы организации познавательной деятельности:
Фронтальный опрос, рассказ учителя, беседа, работа с картой, работа с текстом учебника
- Средства обучения: план изучения восстаний, карта «Восстание Спартака», учебник, раздаточный материал, компьютер, проектор, экран
Ход урока.
Структурные компоненты урока (Этапы урока) | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты |
1.Организационный момент. Мотивация | Приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Включение учащихся в учебный процесс |
2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний | Организует работу с изображением на слайде. Проводит беседу с учащимися о состоянии рабов в древнем Риме | Отвечают на вопросы учителя Принимают участие в беседе | Регулятивные: учатся принимать решение в проблемной ситуации на основе переговоров Коммуникативные: учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения Познавательные: объясняют явления, процессы, связи и отношения на примере ранее изученного материала Личностные: формируется устойчивый познавательный интерес, уважительное отношение к одноклассникам. |
3. Постановка учебной задачи | Называет тему, цели урока.
| Слушают учителя, формулируют учебную задачу | Регулятивные: принимают учебную задачу; планируют учебные действия |
4.Усвоение новых знаний и способов действий | Рассказывает о рабстве в Риме, о гладиаторах с использованием иллюстраций в учебнике Организует работу с текстом учебника п. «Начало восстания», «Поход к Альпам», с картой Опрашивает учащихся по плану изучения восстаний Рассказывает о последних походах восставших по карте Организует работу по определению причин поражения восставших Проводит физ.минутку | Слушают рассказ учителя, работают по иллюстрациям Читают текст учебника Отвечают на вопросы. Показывают направление движения восставших по карте Слушают учителя, работают по карте Участвуют в физ. минутке | Регулятивные: учатся целеполаганию, планируют путь достижения цели. Коммуникативные: учатся осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Познавательные: учатся устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, учатся анализировать текст, мыслить критически. Личностные: формируется устойчивый познавательный интерес, уважительное отношение к одноклассникам |
4.Закрепление знаний | Организует работу групп по заданиям в карточках Организует представление результатов работы групп Проводит беседу по изображению, представленному в начале урока. | Работают в группах, выполняя задания, проговаривают старшему группы изученный материал, выбирают докладчика, который представляет результаты своей работы классу. Отвечают на вопросы учителя | Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания |
5. Рефлексия | Просит закончить предложения: * На уроке я работа… * Своей работой на уроке я … * Урок для меня показался… * За урок я… *Мое настроение… * Материал урока мне был … * Домашнее задание мне кажется … Оценивает работу учащихся на уроке | Заканчивают предложения. | Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке, прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества |
6. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают учебную задачу, планируют ее выполнение |
Сценарий урока
План урока:
- Рабство в Риме.
- Гладиаторы.
- Начало восстания.
- Поход к Альпам.
- Последние походы.
1.Организационный момент. Мотивация.
Приветствует учащихся.
Проверяет готовность учащихся к уроку
2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний
Учитель: -На прошлых уроках мы с вами совершали путешествие по Средиземноморью и увидели, как Рим покорял себе все новые и новые земли, укрепляя свое могущество, становясь сильнейшим государством. Но действительно ли все было благополучно в Риме. Давайте подумаем, но прежде мы познакомимся с главным героем сегодняшнего урока.
На экране изображение (Спартак), оно не подписано.
- Как вы думаете, кем мог быть этот человек?
- Какой могла быть его жизнь?
- за какие заслуги этому человеку поставлен памятник?
Запомните ваши предположения, мы проверим их в течение урока.
- С середины III века до н.э. Рим ведет активную завоевательную политику. В результате, которой в Римском государстве появилось большое количество дешевых рабов. Оторванные от своих семей, от родной земли, они были глубоко несчастны.
– О чем они могли мечтать? (О свободе.)
– Как рабы могли отстаивать свое право на свободу? (совершать побеги, портить орудия труда, неповиноваться, высшей формой борьбы – было восстание).
3. Постановка учебной задачи
Учитель: - Цель нашего урока узнать о самом крупном восстании рабов в Древнем Риме, как оно проходило.
- Тема нашего урока: “Восстание Спартака в 74 –71 гг. до н.э.”
- Докажите, что крупнейшее восстание рабов не случайно произошло именно в Италии. Почему плохо вооруженные и обученные рабы под предводительством Спартака одержали победы над римским войском?
4.Усвоение новых знаний и способов действий
- Рабство в Риме.
- Гладиаторы.
Учитель: - Чтобы ответить на эти вопросы, нужно узнать, каким было положение рабов в Риме.
Рассказ учителя о рабстве в Риме, о гладиаторах с использованием иллюстраций в учебнике
- Начало восстания.
- Поход к Альпам.
- Последние походы.
Учитель: - В гладиаторской школе города Капуи возник заговор, руководителем которого стал Спартак. Он подговорил рабов бежать. Но сделать это было очень трудно, так как ворота всегда были затворены, а оружие надёжно спрятано. И всё же 70 смельчаков, завладев кухонными ножами, напали на охрану и смогли бежать.
- Что же произошло дальше? Ознакомьтесь с текстом учебника п. «Начало восстания», «Поход к Альпам».
Учитель: -Где первоначально устроили свой лагерь восставшие в Капуе рабы? (На вершине вулкана Везувий.)
-Куда направил восставших Спартак после того, как они выдержали
бой у подножия Везувия? (На юг страны.)
-Почему Спартак повел свое войско к Альпам? (Он понимал, что рим-
ляне сильны, что их будет трудно разбить, он хотел перейти горы и
дать свободу своим воинам.)
- Дойдя до Альп, куда повернул свое войско Спартак? (На юг Италии,
на о. Сицилия.)
Рассказ учителя о последних походах восставших по карте
Учитель: - Итак, ответим на вопрос, поставленный вначале урока
Почему крупнейшее восстание рабов не случайно произошло именно в Италии. Почему плохо вооруженные и обученные рабы под предводительством Спартака одержали победы над римским войском, но потерпели поражение?
- Давайте назовём причины поражения восстания
1) Плохое вооружение восставших
2) У Спартака не было четкого плана действий
3) Восставших обманули пираты
4) Рим имел большое превосходство над восставшими
Физкультминутка
Учитель:
- Закрепим наши знания, выполнив задания.
Вы получили карточки с текстом. Будьте внимательны, все ли в этом тексте соответствует истине.
Карточка №1. Определите, есть ли ошибка в тексте:
« Армия Спартака состояла только из рабов, все они хорошо понимали друг друга, т.к говорили на одном и том же языке, к тому же в войске установилась железная дисциплина..
Карточка №2. Определите, есть ли ошибка в тексте:
«У воинов Спартака было много оружия, хорошо укрепленный лагерь, тяжеловооруженная пехота, не хватало лишь конницы…Военному искусству воинов Спартака обучали перешедшие на их сторону легионеры»
Карточка №3. Определите, есть ли ошибка в тексте:
«Сенаторы не считали восставших рабов серьезными врагами, поэтому отправили на борьбу с ними лишь небольшой отряд легионеров…Спартак двигался к Альпам. Его войско первым нанесло удар по римлянам, застав их врасплох.»
Карточка №4. Определите, есть ли ошибка в тексте
«Еще одну победу Спартак и его воины одержали в долине реки По… Спартак и его воины пересекли реку и покинули Италию…
В проливе, отделявшем Италию от о. Сицилия, Спартак увидел пиратов. Пираты вступили в войско Спартака….»
Карточка 5. Определите, есть ли ошибки в тексте
«Здесь, у пролива войско рабов столкнулось с римлянами под командованием полководца Красса. Он устроил рабам западню, вырыв глубокий ров от моря до моря, через который не смогли прорваться. Однако из ловушки удалось выбраться всей армии Спартака»
Карточка №6. Определите, есть ли ошибки в тексте
«Для подавления восстания Сенат привлек лучших полководцев – Мильтиада и Леонида, однако армия восставших было намного сильнее. Восстание завершилось победой рабов»
Представление группами результатов работы
- Вернемся к картинке, которую вы видели в начале урока. Кто этот человек? За что ему поставлен памятник?
5. Рефлексия
Учитель: Закончите предложения:
* На уроке я работа…
* Своей работой на уроке я …
* Урок для меня показался…
* За урок я…
*Мое настроение…
* Материал урока мне был …
* Домашнее задание мне кажется …
6. Домашнее задание
§46, ответить на вопросы к §46
Задание на выбор
1)написать сочинение о восстании от имени участника восстания
2) написать сочинение о восстании от имени воина-легионера
Приложения
Раздаточный материал группам
Карточка №1. Определите, есть ли ошибка в тексте:
« Армия Спартака состояла только из рабов, все они хорошо понимали друг друга, т.к говорили на одном и том же языке, к тому же в войске установилась железная дисциплина..
Карточка №2. Определите, есть ли ошибка в тексте:
«У воинов Спартака было много оружия, хорошо укрепленный лагерь, тяжеловооруженная пехота, не хватало лишь конницы…Военному искусству воинов Спартака обучали перешедшие на их сторону легионеры»
Карточка №3. Определите, есть ли ошибка в тексте:
«Сенаторы не считали восставших рабов серьезными врагами, поэтому отправили на борьбу с ними лишь небольшой отряд легионеров…Спартак двигался к Альпам. Его войско первым нанесло удар по римлянам, застав их врасплох.»
Карточка №4. Определите, есть ли ошибка в тексте
«Еще одну победу Спартак и его воины одержали в долине реки По… Спартак и его воины пересекли реку и покинули Италию…
В проливе, отделявшем Италию от о. Сицилия, Спартак увидел пиратов. Пираты вступили в войско Спартака….»
Карточка 5. Определите, есть ли ошибки в тексте
«Здесь, у пролива войско рабов столкнулось с римлянами под командованием полководца Красса. Он устроил рабам западню, вырыв глубокий ров от моря до моря, через который не смогли прорваться. Однако из ловушки удалось выбраться всей армии Спартака»
Карточка №6. Определите, есть ли ошибки в тексте
«Для подавления восстания Сенат привлек лучших полководцев – Мильтиада и Леонида, однако армия восставших было намного сильнее. Восстание завершилось победой рабов»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории в 8 классе "Из истории войн".
Урок истории в 8 классе проводится в мае в рамках недели истории, посвященной Дню Победы. На уроке внимание уделено следующим войнам: Отечественной войне 1812 г., Крымской войне...
Конспект урока "История песни через история Великой Победы"
История песни "Катюша" была впервые представлена в архиве телевидения. Рубрика "История песни" очень интересна для слушателей. Удивительные факты истории оставляют впечатление в каждом человеке....
Конспект урока истории в 5 классе "Восстание Спартака"
Урок истории для 5 класса с использованием приема заполнения контурной карты в ходе изучения нового материала....
Конспект урока истории "Восстание Спартака"
конспект урока истории для 5 класса...
КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ РОССИИ С использованием ИКТ и ЭОР В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ « НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЕ ИВАНА ГРОЗНОГО» УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ
ТЕМА: Начало правления Ивана Грозного. ЦЕЛИ:1. Образовательные:Сформировать представления у учащихся особенности личности и государственной деятельности царя Ивана Васильевича....
"Поднебесная империя" План-конспект урока истории,6 класс. Шарипова Зиля Ринатовна,учитель истории и обществознания МБОУ"Лицей№4 г.Азнакаево" АМР РТ
Тема урока: Поднебесная империя....
Конспект урока истории "Введение во всемирную историю ХХ века".
План-конспектВведение во всемирную историю ХХ века.Автор-составитель: Горбачева Е.В., учитель ГБОУ № 298 г.Санкт-ПетербургЦели: способствовать формированию представления о месте и значении 20 века во ...