Конспект урока истории "Восстание Спартака"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока по Истории Древнего Мира
Класс: 5 «А»
Учитель: Васецкая В.Ю.
Тема урока: Восстание Спартака
Форма урока: традиционная
Технология: Объяснительно-иллюстративная
Программное содержание:
Цель урока: Продолжить формирование у учащихся представления о Римской республики позднего периода.
Задачи урока:
- Дать характеристику личности Спартака
- Дать характеристику хода восстания
- Сформировать представление о понятии «восстание»
- Дать характеристику причинам восстания рабов
- Подвести к выводу о том, что любое угнетение человеческой личности приводит к негативным последствиям
- Продолжить формирования навыка работы с картой
- Способствовать формированию умения самостоятельно думать, анализировать и делать выводы
Основная идея: Восстание Спартака – имело огромное историческое значение для всего мира, как первое крупнейшее восстание рабов.
Основные даты: 74-71 гг. до н.э.
Основные понятия: рабство, восстание
Основные географические названия: г. Капуя, Галлия, Лукулл, Фракия, Помпей, Везувий
Деятели: Спартак, Красс
Образовательные результаты: по изучению темы учащиеся:
- выявляют причины восстания Спартака;
- называют даты восстания;
- выявляют причины поражения восстания Спартака
- дают собственную оценку событий
План изучения:
- Героическая личность Спартака
- Причины восстания
- Ход восстания
- Причины поражения
Оборудование: учебник, карта, раздаточный материал, электронные материалы(презентация с иллюстрациями), проектор.
Мизансцена урока: традиционная
Оформление доски: дата, тема и главный вопрос урока, основные даты и понятия, в правом верхнем углу – д\з
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I Организационный момент (1 мин) Приветствие, отметка отсутствующих | |
II. Проверка домашнего задания (7 мин) | |
III. Постановка учебной задачи. (2 мин) вводная беседа (жетонная система оценивания) - Как вы понимаете слово «восстание»? - Какие восстания в истории вы знаете? - Как вы думаете, из-за чего происходят восстания? - Были ли в Римской республике причины для восстания? - У каких слоев населения? вводное слово Действительно, на предыдущих уроках мы узнали, что с тех пор, как Рим стал хозяином Западного Средиземноморья, там появилось множество дешевых рабов. Положение их было незавидным. Все они мечтали о свободе. К тому же некоторые из них владели военным искусством. (Кто?) В результате всех этих причин в 74 г до н.э в г. Капуя началось массовое восстание рабов под предводительством смелого, сильного гладиатора Спартака. Вопрос сегодняшнего урока: Какое значение имело восстания Спартака для Римской республики? | дают различные варианты ответов. Восстание - открытая акция сопротивления группы людей против государственной власти. Гладиаторы Запись темы в тетрадь |
IV. Изучение новой темы.
эвристическая беседа (жетонная система оценивания) - Вспомните прошлые уроки и скажите, какие источники рабства были в древнем Риме? - Каково было положение рабов? - Подумайте и сформулируйте причины восстания рабов в Риме. Вывод: Причинами восстания стало большое количество рабов в Риме и жестокое обращение с ними
Рассказ учителя с использованием карты Итак, восстание началось в городе Капуя. в 74 г. до н.э. 200 гладиаторов составили заговор, который быстро был раскрыт. Однако 60-70 человек вырвались из школы на свободу, вооружившись ножами, кухонными вертелами, затем сбежали из города. Своим Предводителем они выбрали Спартака (изображение). У Спартака был план – собрать как можно больше рабов и вывести их через Альпы, что позволит им за пределами Италии стать свободными. лагерь они устроили у подножия Везувия, где и состоялось первое сражение, выигранное повстанцами. После этой победы, восстание охватило юг Италии. Повстанцы захватывали города и деревни, освобождая рабов. работа с учебником Прочитайте самостоятельно п. 3 пар 51 и ответьте на вопросы устно (вопросы на слайде): - куда направился Спартак после победы у Везувия? - Почему сенат отправил на борьбу с повстанцами обоих консулов? Что это значит? - Перешел ли Спартак через Альпы? Почему? (Вспомните поход Ганнибала) - Как изменились планы Спартака? рассказ учителя с использованием карты Для разгрома восставших сенаторы отправили полководца Красса (изображение), а в помощь ему полководцев Помпея и Лукулла. Он сумел запереть восставших на юге Аппенинского полуострова около города Апуя. Пираты, у которых Спартак хотел за плату взять суда, обманули его. Восставшие попали в западню. Восставшие сражались храбро, но их силы были неравны и они были разбиты. Сам Спартак пал на поле боя. Это случилось в 71 г. до н.э.
Эвристическая беседа - Как вы думаете, почему повстанцы не сумели воплотить свои планы в жизнь? - Могло ли восстание Спартака закончиться хорошо? В каком случае? - Если бы вам предложили сражаться, то за какую сторону и почему? - Что могли бы сделать римляне, чтобы не допустить восстания? Выводы: - Восстание Спартака послужило большим уроком для римлян. - Спартак потерпел поражение, так как его войско уступало римской армии, у него не было четкого плана и его обманули пираты. - Для того, чтобы восстаний больше не было, римляне должны были улучшить условия жизни рабов - Спартак стал олицетворением освободительной борьбы.
Видео | Запись в тетрадь 71-71 гг. до н. э. – восстание Спартака Причины:
Запись в тетрадь: Причины поражения:
|
V. Закрепление изученного материала Давайте вспомним вопрос, который был задан в начале урока: Какое значение имело восстание Спартака для Римской республики? | фронтально |
VI. Домашнее задание пар. 51 чтение, ответить устно на вопросы после параграфа. выставление оценок 5 жетонов = 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Восстание Спартака
План-конспект урока "Восстание Спартака", дает представление о восстании Спартака как о самом массовом и самом организованном из восстаний рабов в Древнем мире, которое, несмотря на поражение, имело о...
План-конспект урока по теме "Рабство в Древнем Риме. Восстание Спартака" с использованием ЭОР
Пример урока с использованием электронных образовательных ресурсов, необходимых на уроках в современной школе....
Конспект урока истории в 5 классе "Восстание Спартака"
Урок истории для 5 класса с использованием приема заполнения контурной карты в ходе изучения нового материала....
Конспект урока по истории древнего мира на тему "Восстание Спартака"
Методическая разработка...
конспект урока по истории 5 класс "Восстание Спартака"
урок истории разработан в соответствии с требованиями фгос, к уроку прилагается технологическя карта и презентация...
Конспект урока "Восстание Спартака"
Конспект урока "Восстание Спартака"...
Конспект урока "Восстание Спартака"
конспект...