Конспект урока истории в 8 классе "Из истории войн".
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме

Витязева Вера Алексеевна

Урок истории в 8 классе проводится  в мае в рамках недели истории, посвященной Дню Победы.

  На уроке внимание уделено  следующим войнам: Отечественной войне 1812 г., Крымской войне 1853-1856 гг., Русско-турецкой войне 1877-1878 гг. История Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на уроках не изучалась, но  учащиеся имеют о ней определенное представление. На данном уроке предлагается для более подробного ознакомления одно из главных сражений  - битва под Москвой. Урок  организован  в форме соревнования команд.       Применяется технология развития критического мышления.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_8_kl.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок истории в 8 классе.

Тема урока «Из истории войн».

 

Пояснительная записка.

     Урок истории в 8 классе проводится  в мае в рамках недели истории, посвященной Дню Победы.

    Учащиеся 8 класса изучили историю России в 19 веке. По курсу истории России 19 в.учащиеся знают много войн, в которых участвовала Россия в 19 веке. На уроке внимание уделено  следующим войнам: Отечественной войне 1812 г., Крымской войне 1853-1856 гг., Русско-турецкой войне 1877-1878 гг. История Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на уроках не изучалась, но  учащиеся имеют о ней определенное представление. На данном уроке предлагается для более подробного ознакомления одно из главных сражений  - битва под Москвой. Урок организован  в форме соревнования команд.       Применяется технология развития критического мышления.

Цели урока: повторить основные события войн, изученных в 8 классе;

                      расширить представления учащихся о Великой Отечественной

                      войне 1941-   1945 гг.;

                      воспитывать уважение к героическому прошлому своей Родины.

Ход урока.

1этап (стадия «Вызов»):

     

Учитель объявляет о проведении недели истории в школе. На уроке «Из истории войн» учащиеся должны вспомнить войны, которые вела Россия в 19 веке, и самую кровопролитную войну 20 века.

     Заранее заготовлены таблички с названиями войн:

«Отечественная война 1812 г»

«Крымская война 1853-1856 гг.»,

«Русско-турецкая война 1877-1878 гг.»,

«Великая Отечественная война 1941-1945 гг.».

     Расставляя таблички на парты, учитель задает вопросы:

С кем воевала Россия в этой войне?

Каков результат этой войны?

Кто был правителем (руководителем) государства в это время?

     Затем учащимся предлагается сформировать команды. Им предлагаются листочки, на которых записаны события. Нужно соотнести событие с войной и сесть за нужный стол.

Событий предлагается такое количество, сколько учащихся в классе, чтобы сразу вовлечь всех в работу. По истории каждой из войн берется такое количество событий, чтобы сформировать равные по количеству команды.

События:

Бородинская битва

сражение под Тарутином

Переправа через реку Березину

Венский конгресс

Синопское сражение

сражение на реке Альме

сражение под Балаклавой

Парижский мирный договор

бои за Шипкинский перевал

осада Плевны

взятие русскими войсками крепостей Баязет и Ардаган

Сан-Стефанский мирный договор

битва под Москвой

сражение на Курской дуге

блокада Ленинграда

битва за Берлин  

После того, как учащиеся сформируют команды, им предлагаются задания.

Первое задание: соотнести военачальников с войнами.

Военачальники: Г.К.Жуков, П.С.Нахимов, Н.Н.Раевский, И.В.Гурко, Н.Ф.Ватутин, М.Д.Скобелев, М.И.Кутузов, В.А.Корнилов.

2 этап (стадия «Осмысление содержания»)

Второе задание:Учащимся предлагается  просмотреть видеосюжет (видеосюжет о битве под Москвой, тема сюжета заранее не объявляется). Перед просмотром команды получают вопросы и задания:

  1. О каком сражении говорится в видеосюжете? Когда оно проходило?

      (Битва за Москву, 30 сентября 1941 г. – апрель 1942 г.)

  1. Как назывался план немецкого командования по захвату города?

      («Тайфун»)

  1. Назовите фамилии героических защитников города, прозвучавшие в сюжете. (Г.К.жуков, К.К.Рокоссовский, В. Клочков, И.С.Конев, И.В.Панфилов)
  2. Продолжите знаменитую фразу: «Велика Россия, а… .» Кто ее сказал?

      («Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва», политрук Василий Клочков)

  1. Каково значение этой битвы в ходе Великой Отечественной войны?

      (Первое поражение немцев в войне, развеян миф о непобедимости

      фашистских войск)

(Использован сюжет из видеокассеты «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» видеостудии «Кварт».)  После просмотра учащиеся обсуждают ответы, а затем предлагают их для проверки. Проверка проводится посредством обмена листочками и совместного обсуждения с учителем.

3 этап ( стадия «Рефлексия»)

В зависимости от имеющегося времени командам предлагаются следующие задания:

Третье задание: исправить ошибки (или написать правильно) слова:

агрессия, коалиция, эвакуация, копитулляция, окуппация

Четвертое задание: объяснить значение записанных слов

агрессия – нападение

коалиция – союз, объединение

капитуляция – прекращение борьбы и сдача вооруженных сил

оккупация – захват, занятие территории

эвакуация – перемещение, перевод в безопасное место

Пятое задание: разгадать кроссворд.

По горизонтали:

  1. Маршал, четырежды Герой Советского Союза («Маршал Победы»)
  2. Название города Волгограда во время войны
  3. Крепость – герой
  4. Государство, на которое напала Германия 1 сентября 1941 г.

По вертикали: Народное название боевых машин реактивной техники (женское имя)

1

5

2

3

4

Шестое задание: синквейн на тему «Война».

Седьмое задание: синквейн на тему  «Победа» (совместно).

После выполнения заданий подводятся итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока истории "Начало Великой Отечественной войны"

разработка урока истории для 9 класса коррекционной школы 8 вида на тему "Начало Великой Отечественной войны"....

Конспект урока истории по теме "Гражданская война: белые. Адмирал Колчак" (9-й класс)

Цели:Показать, что в любой войне главную роль занимает человек.Осмыслить трагизм гражданской войны, которая по-разному отразилась на судьбах людей.Способствовать проявлению чувств сопереживания,...

Конспект урока "История песни через история Великой Победы"

История песни "Катюша" была впервые представлена в архиве телевидения. Рубрика "История песни" очень интересна для слушателей. Удивительные факты истории оставляют впечатление в каждом человеке....

Конспект урока истории "Начало Великой Отечественной войны"

 Цель урока:1. Образовательная:  - познакомить  учащихся с трагическими событиями в начале войны; - сформировать представление об основных периодах Великой Отечественной вой...

Конспект урока истории в 9 классе по теме "1941 ГОД В ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ"

Конспект урока истории в 9 классе по теме "1941 ГОД В ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ"...