Конспект урока истории "Введение во всемирную историю ХХ века".
план-конспект урока по истории (11 класс)
План-конспект
Введение во всемирную историю ХХ века.
Автор-составитель: Горбачева Е.В., учитель ГБОУ № 298 г.Санкт-Петербург
Цели: способствовать формированию представления о месте и значении 20 века во Всемирной истории; познакомить учащихся с людьми и главнейшими событиями века; способствовать развитию умений учащихся объективно оценивать деятельность людей, влияние событий на ход истории, корректно и аргументировано высказывать и отстаивать собственные взгляды, мнение; способствовать формированию исторического сознания.
Задачи: развитие умений и навыков работы с различными источниками: обработка информации, представление полученной информации в различных видах; развитие коммуникативных способностей, умение работать в группах, парах, проявляя терпимость, объективность, критичность в подготовке и представлении точек зрения.
Планируемые результаты.
Предметные. Учащиеся узнают о выдающихся людях 20 века, вспоминают главнейшие события истории, выявляют проблемы века, спорные вопросы.
Метапредметные. Отрабатывают умения излагать полученную информацию в различных видах (схемах, таблицах, тезисах и т.д.), совершенствуют умение работы с различными источниками, анализируют полученную информацию и делают выводы, прогнозируют развитие дальнейших событий.
Личностные. Учатся объективному оцениванию деятельности людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
000080ab-33e6246c.docx | 33.9 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект
Введение во всемирную историю ХХ века.
Автор-составитель: Горбачева Е.В., учитель ГБОУ № 298 г.Санкт-Петербург
Цели: способствовать формированию представления о месте и значении 20 века во Всемирной истории; познакомить учащихся с людьми и главнейшими событиями века; способствовать развитию умений учащихся объективно оценивать деятельность людей, влияние событий на ход истории, корректно и аргументировано высказывать и отстаивать собственные взгляды, мнение; способствовать формированию исторического сознания.
Задачи: развитие умений и навыков работы с различными источниками: обработка информации, представление полученной информации в различных видах; развитие коммуникативных способностей, умение работать в группах, парах, проявляя терпимость, объективность, критичность в подготовке и представлении точек зрения.
Планируемые результаты.
Предметные. Учащиеся узнают о выдающихся людях 20 века, вспоминают главнейшие события истории, выявляют проблемы века, спорные вопросы.
Метапредметные. Отрабатывают умения излагать полученную информацию в различных видах (схемах, таблицах, тезисах и т.д.), совершенствуют умение работы с различными источниками, анализируют полученную информацию и делают выводы, прогнозируют развитие дальнейших событий.
Личностные. Учатся объективному оцениванию деятельности людей.
Тип урока: освоение новых знаний.
Вид урока: лекция с элементами беседы, фронтальная работа
УМК: учебник, презентация
План урока
1. Мировые проблемы
2. Главнейшие события и люди
3. Работа с источниками.
Ход урока
Оргмомент. Сообщение темы и планирование времени.
1.Эпиграф урока: История – это практически всего лишь журнал регистрации преступлений, глупостей и несчастий человечества ( Эдуард Гиббон ( 1737-1794гг.) английский историк)
Вступительное слово учителя.Мотивация.
Наш урок - первый блока уроков, посвященного изучению Всемирной истории 20 века. Мы вспомним (из прошедшего в 9-м классе), новым взглядом окинем20 век; люди и события останутсяне только в нашей голове, но и в сердце. У каждого века есть свои кумиры. Это яркие личности, которые оказались знамениты и популярны, оказали влияние на жизнь и культуру людей, сделали что-то необычное. С новых, уже взрослых, позиций оценим Всемирную историю и историю России. Постараемся выяснить так ли верно высказывание Э. Гиббона.
Слайд 1. Слайд 2
2. Актуализация знаний.
1. Вспомним, что мы запомнили из прошлого курса истории – называют события, мировые проблемы и личности, дают их характеристики.
История XX века полна событиями мировой значимости. Этот век можно по праву назвать переломным из-за концентрации событий, полностью переменивших ход событий в политическом, экономическом, национальном, культурном развитии государств.
История развита до хроники того, как великие люди совершали великие дела, но жизнь большинства из нас не состоит из великих моментов – она состоит из мелочей, и с каждым решением, с каждым небольшим решением мы выбираем – кем мы станем. Мы честны, мы преданны, и мы гордимся или стыдимся того, кем мы стали. Свою жизнь мы собираем из сотни увиденных и прожитых нами дней…
Показ слайдов с опросом и краткой характеристикой
Кто это? Что мы знаем о нём?
Владимир Ильич Ленин – самый известный политический деятель XX века. На протяжении свыше 70 лет в Советском Союзе он считался непревзойденным гением, поставившим цель построить в России коммунизм, который предполагал наличие высокоразвитых производительных сил, отсутствие деления на социальные классы и упразднение государства, в котором не должно было быть денег и реализовывался принцип «от каждого по способностям – каждому по потребностям » Коммунизма не достигли, но ценой огромных усилий, в том числе миллионных человеческих жертв, СССР приблизился к передовым позициям на мировой арене.
Адольф Гитлер (1889 - 1945)
Историки нашли объяснение феномену воздействия Гитлера в 1933 году на 66 миллионов послушных немцев, но они не нашли оправдания его деяниям, которыми он вверг Европу в пучину жесточайшей войны и принес народам неисчислимые страдания. Количество преступлений, которые он совершил во имя превосходства одной нации над другими, во имя завоевания жизненного пространства, огромно. В истории он остался как- безмерно возвеличенная личность, потерявшая чувство реальности и сотворившая великие бедствия.
Иосиф Виссарионович Джугашвили (Сталин) (1878/79-1953).
Генеральный секретарь ЦК Всесоюзной коммунистической партии (большевиков), глава Советского правительства Иосиф Сталин вывел страну на индустриальный путь развития, с его именем советский народ победил в Великой Отечественной войне, он вызвал массовый трудовой героизм, при нем страна стала сверхдержавой. Но он же насадил в стране тоталитарный, диктаторский режим, проводил насильственную коллективизацию, при нем в стране разразился голод, проводились массовые репрессии, мировое сообщество разделилось на два лагеря – социалистический и капиталистический. В истории Сталин так и остался двоякой личностью: победителем в войне и тираном собственного нар
Сэр Уинстон Леонард Спенсер Черчилль (1874-1965)
С детства Уинстона Черчилля, британского государственного деятеля, премьер-министра страны, лауреата Нобелевской премии по литературе за 1953 год, отличали упрямство и своеволие. Чего он не хотел, того не делал несмотря ни на что. Но если он делал то, что хотел, то этим восхищались миллионы. Он вошел в историю XX века как человек, творивший историю Британии и народов Европы.
Конрад Аденауэр (05.01.1876 – 19.04.1967) Страна: ФРГ (Германия) Конрад Аденауэр - первый федеральный канцлер ФРГ, правитель с положительными чертами в новой истории Германии. В период прихода к власти нацистов Аденауэр отказался от занимаемых должностей из-за личной неприязни к Гитлеру. Поскольку был противником режима, подвергался аресту гестапо. После завершения Второй мировой возглавил Христианско-Демократический Союз, был канцлером ФРГ с 49-го по 63-й год.
Михаил Горбачёв – первый и единственный президент СССР, политический деятель, который хотел сделать страну более открытой и демократичной. Перестройка государства, которую начал Михаил Горбачев, стала непростым периодом для всех людей постсоветского пространства. Развал СССР, упадок экономики, безработица – все это хорошо помнят люди, жившие в конце 20 века.
Сергей Павлович Королёв (1906-1966)
Сергей Павлович Королёв был выдающимся инженером-конструктором, мечтавшим покорить космос. Он внес огромный вклад в организацию производства ракетно-космической техники и ракетного оружия в Советском Союзе. Он первым в мире запустил на земную орбиту спутники, научные станции, космические корабли. Сообщения об этом потрясли весь мир. Он мечтал осваивать просторы Вселенной с помощью автоматических аппаратов и начал готовить полет на Марс, но осуществить задуманное не успел.
Дэн Сяопин (1904-1996)
Официально Дэн Сяопин – китайский революционер и политик, неофициально – руководитель страны. С конца 1970-х годов и до начала 1990-х годов он провозгласил курс на проведение экономических реформ и строительство социализма с «китайским лицом». При нем Поднебесная стала сильным, развитым государством. Он выдвинул идею объединения Китая и Тайваня по принципу «одно государство – два строя». Во всем мире его признали выдающимся китайским реформатором XX века.
Капитан Руаль Амундсен (1872-1928). Фото 1920 г.
Прежде чем приступить к осуществлению мечты детства – исследовать Северный полюс, Руаль Амундсен несколько лет был простым матросом, ходил на парусно-моторных судах в Мексику, Британию, Испанию, Африку, два года потратил на экспедицию к Южному полюсу. Но его мечтой оставался другой край Земли – Арктика, куда не ступала еще нога человека. В историю северных научных экспедиций он вошел как человек, который первым побывал на обоих полюсах Земли.
Роберт Оппенгеймер (1904-1967)
Так назвал себя сам Роберт Оппенгеймер – американский физик, создатель атомной бомбы, когда узнал о страшных жертвах и разрушениях, причиненных американской атомной бомбой, сброшенной над Хиросимой 6 августа 1945 года. Он был совестливым человеком и в дальнейшем призывал ученых мира не создавать оружие огромной разрушительной силы. В историю науки он вошел как *отец атомной бомбы» и как открыватель черных дыр во Вселенной.
Мао Цзэдун (1893-1976)
Автор «большого скачка», творец «культурной революции», Мао Цзэдун наряду с классиками Марксом, Энгельсом и Лениным считался одним из столпов марксистской политической мысли. Беспощадность к врагам, целеустремленность и настойчивость отличали одного из основателей Коммунистической партии Китая и создателя Китайской Народной Республики. Китай потратил немало лет на преодоление негативных последствий его правления, чтобы встать на путь цивилизованного развития.
Чарльз Спенсер (Чарли) Чаплин (1889-1977)
Чарльз Чаплин прославился в эпоху немого кино, когда создал образ интеллигента-бродяжки Чарли, застенчивого, вороватого человечка, который смело выступал против несправедливости. И даже когда в 1927 году начали снимать звуковые фильмы, Чаплин еще десятилетие оставался верен своему прежнему немому образу. За свою жизнь он исполнил 80 ролей и стал известен во всем мире как комедийный актер, но он был еще и сценаристом, режиссером, продюсером и даже композитором собственных фильмов. Чаплин награжден множеством международных премий, но главная его награда – любовь публики.
Коко Шанель (настоящее имя Габриэль Бонёр) (1883-1971). Фото 1936 г.
Коко Шанель любила черный цвет и рекомендовала своим клиенткам носить маленькое черное приталенное платье. К черному платью хорошо подойдут черная сумочка, элегантная черная шляпка и черные очки. «Зачерненный» образ был настолько распространен среди модниц 1920-х годов, что по популярности эту одежду Коко сравнивали с американской Т-моделью Форда, выпускавшего с конвейера автомобили только черного цвета.
Франклин Делано Рузвельт (1882-1945). Фото 1933 г.
В период Великой депрессии в 1933 году в США избрали 32-го президента Франклина Рузвельта. Он обещал вывести страну из глубокого кризиса. В том же году президент установил дипломатические отношения с СССР. С начала Второй мировой войны он поддержал Великобританию, Францию и СССР в борьбе с фашистской Германией. Он же выдвинул идею создания Организации Объединенных Наций. У него были обширные планы в международной политике, но выполнить их до конца ему не удалось.
Франклин Рузвельт был жителем Нью-Йорка: родился в этом городе, любил его, управлял им. Его семья считалась респектабельной, до 14 лет он учился дома, затем поступил в Гарвардский университет. После учился в юридической школе, вел адвокатскую практику. Он женился в 1905 году на своей кузине Анне Элеоноре, у них родились дочь и пятеро сыновей.
Пабло Руис Пикассо (1881-1973)
Испанец по происхождению, Пабло Пикассо – художник, график, скульптор и дизайнер – своими необычными работами вначале просто поражал публику, а потом оказал огромное влияние на весь художественный мир XX века. Он стал основоположником кубизма, изображая человека как ряд совмещенных плоскостей. Этим достигал, как говорили, уродливой схожести. И этим восхищал. Он говорил, что изображает мир не таким, каким его видит, а каким представляет. Это гораздо ценнее, это и есть высшее творчество. Его работы признаны самыми востребованными и оказались самыми дорогими в мире.
МохандасКарамчанд (Махатма) Ганди (1869-1948)
От своего отца, занимавшего пост главного министра княжества Порбандар, Махатма Ганди унаследовал философию ненасилия. Его воспитывали в духе непричинения вреда живым существам. Его учили самоочищаться, проявлять терпимость к людям иной религиозной и кастовой принадлежности. Так Ганди стал проповедовать в качестве средства борьбы за национальное освобождение Индии ненасильственное сопротивление, по-индуистски сатьяграха. Индийский писатель Рабиндранат Тагор называл его Махатма – «великая душа». Свыше 30 лет Ганди проповедовал сатьяграху и в конце концов доказал миру эффективность своей ненасильственной политики – в 1947 году Индия получила независимость от Британии.
Уилбер (1867-1912) (слева) и Орвилл Райты (1871-1948)
Первый полет двух американцев, братьев Райт – старшего Уилбера и младшего Орвилла – на аппарате «Флайер» 17 декабря 1903 года с двигателем внутреннего сгорания удивил и американцев и европейцев. А 2 года спустя братья совершили полет на самолете собственной конструкции с мотором. Их главная заслуга заключалась в том, что они, экспериментируя на земле в аэродинамической трубе, открыли так называемые три оси вращения самолета – продольную, поперечную и вертикальную, что обеспечило равновесие во время полета. В этом заключалось принципиальное отличие их аппаратов от тех, которые конструировали в то время.
ТанасАлва Эдисон (1847-1931)
В американской истории не было более изобретательного человека, чем Томас Эдисон. В общей сложности он автор свыше 1000 запатентованных изобретений в США и около 3000 в других странах. Но прежде чем достичь такого выдающегося результата, он, по его же откровенным заявлениям, совершил многие десятки тысяч неудачных экспериментов и опытов. За свою жизнь Эдисон усовершенствовал телеграф, телефон, создал микрофон, придумал фонограф и, главное, своей лампочкой накаливания осветил Америку, а за ней весь мир.
Джон Дэвисон Рокфеллер (1839-1937)
В начале XX века американец сэр Джон Рокфеллер стал первым в мире миллиардером. Франция и Германия соперничали между собой, стараясь отыскать у себя корни его предков. Владелец многомиллионного состояния в семье был прижимистым, строго соблюдал религиозные обряды, но в то же время жертвовал на благотворительные цели десятки миллионов. Человек строгих моральных правил, Рокфеллер достиг всего в жизни, но остался в памяти многих американцев как щедрый меценат, сделавший благотворительность неизбежной спутницей большого бизнеса.
Огюст (1862-1954) и Луи Люмьеры (1864-1948)
28 декабря 1895 года в Париже, на бульваре Кануцинок, в «Гранд- кафе» впервые в мире был произведен показ короткометражных сюжетных документальных фильмов. Братья Люмьер, Огюст и Луи, повесили в подвальном зале белый экран, поставили аппарат, который они назвали «кинематограф», закрыли входную дверь и стали вращать ручку аппарата. На экране появился движущийся поезд, зрители первых рядов от страха вскочили с кресел и с криками выбежали из зала… Так родился новый вид искусства – кино, который очень быстро завоевал популярность в Европе, Азии, затем «переехал » в США, где возникла «фабрика грез» – Голливуд.
Иван Петрович Павлов (1849-1936)
Удостоенный звания лауреата Нобелевской премии в области медицины и физиологии за 1904 год, создатель науки о высшей нервной деятельности, российский ученый Иван Павлов был признан старшиной физиологов всего мира.
Зигмунд Фрейд (1856-1939). Фото ок. 1900 г.
Австрийский психиатр, невролог Зигмунд Фрейд в конце XIX века буквально потряс мировое сообщество своими публикациями о психоанализе, с помощью которого пытался объяснить особенности поведения человека, его нервной системы. Фрейд развивал идею, что подавленная сексуальность является источником всех психических расстройств. У другого его постулата: произведения искусства – это результат невротических переживаний их создателя, появились ярые противники. Написанные им книги о раздвоении личности, о сновидениях до сегодняшнего дня популярны во всем мире, особенно в США.
Бернард Шоу (1856-1950)
В Великобритании Бернард Шоу был настолько популярен, что его провозгласили вторым драматургом в английском театре после Шекспира. Лауреат Нобелевской премии по литературе за 1925 год, отказавшийся от денежной премии, поражал европейскую общественность своими сатирическими пьесами, парадоксальными высказываниями и социалистическими взглядами. Шоу в 1931-м году побывал в СССР, встретился со Сталиным и стал лучшим пропагандистом советского образа жизни на Западе. Тем не менее его «буржуазные» по сути и но содержанию пьесы, в том числе знаменитый «Пигмалион», который неоднократно экранизировался, завоевали театральные площадки крупнейших городов мира.
Джон Кеннеди, американский президент с 1963 г., был на посту 2 года и убит при загадочных обстоятельствах, застрелен
Мерилин Монро, самая очаровательная блондинка на все времена номер один, никто ее успех не мог превзойти. Настоящее имя Норма Джин Бейкер.
Американскиймафиозе, гангстер Аль Капоне. «Сухой закон ничего не даст, кроме неприятностей» Гангстер из Чикаго Аль Капоне, сын бедного парикмахера, был символом беззакония во времена «Сухого закона». Он провел свою молодость на Южном Бруклине, занимаясь мелкими преступлениями и получил удар бритвой по левой щеке. Шрам остался от уха до губ, за что ему было дано прозвище "Scarface". Его банда терроризировала весь Чикаго в 1920-ых годах. Он оставался вне закона до 1931, когда он был обвинен в уклонении от уплаты подоходного налога и приговорен к 11 годам тюрьмы.
Работа с источником
Угадай личность 20 века
Он обернулся - простой такой
И белозубый, и незнакомый.
Пригладил волосы рукой,
Пока еще не сведен оскомой.
Добрый-добрый рот его
Нежной-нежной щетиной рыжей
Касался. Пусть бы был никто!
Прощай, прощай родной бесстыжий
(Группа Ундевур, песня, «гагарин, я Вас любила!»)
Отрывок из книги Д. М. Смита «Муссолини» http://rushist.com/index.php/mussolini/1481-lichnost-mussolini
«Его глаза светились внутренним огнем»; «он расточал себя до полного физического изнеможения, желая остаться в истории века львом, протянувшим когтистую лапу и этой лапой разорвавшим старый мир сверху донизу». «Живи с риском!» – вот лозунг, который он выдвинул перед фашистской молодежью. Гордясь тем, что он прибегнул к насилию для захвата власти в стране, диктатор не имел ничего против установившейся за ним за рубежом репутации «непредсказуемой личности с горячим темпераментом», «у которого кровь может ударить в голову... вызвав волну демонического своеволия, которое способно закончиться дымом, лавой, разрушением». В его речи часто проскальзывали такие слова, как «битва», «столкновение» и «борьба». Он с успехом пускал в ход такие лозунги, как: битва за мир, битва за хлеб, битва за возрождение, битва за разрешение южной проблемы и даже битва против воробьев, мышей и комнатных мух.
Ответ: (Муссолини)
События и время
Война во Вьетнаме, - зачитать текст[1]
Война, длившаяся почти 18 лет, велась главным образом между северо-вьетнамскими войсками и южновьетнамской армией, поддерживаемой американскими силами. По сути, это противостояние было частью холодной войны между США с одной стороны и Советским Союзом и КНР, поддерживавшими коммунистическое правительство Северного Вьетнама, с другой. Во время Второй мировой войны японцы оккупировали Вьетнам, являвшийся составной частью колонии Франции, называвшейся Индокитай. После поражения Японии возник некий властный вакуум, которым и воспользовались коммунисты, чтобы объявить независимость Вьетнама в 1945 году. Ни одна нация не признала новый режим, а Франция вскоре ввела войска в страну, что стало причиной развязывания войны.
Начиная с 1952 года президент США Трумэн активно продвигал теорию домино, утверждающую что коммунизм идеологически неизбежно стремится к мировому господству, поэтому коммунистический режим вызовет цепную реакцию в соседних государствах, угрожая в конечном счете Соединенным Штатам.
О каком времени идет речь _ Александр Блок
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
(1917 г. А. Блок.)
Слайд – 33 – видео о первой чеченской войне 1994-96гг.
Вернемся к нашему эпиграфу
История – это практически всего лишь журнал регистрации преступлений, глупостей и несчастий человечества ( Эдуард Гиббон ( 1737-1794гг.) английский историк)
Так ли это? Как считаете вы? Ответы учащихся
Итог XX век – время краха всех империй в мире, падения колониальной системы, зарождения новых, самобытных культурных течений, великих революций. Нельзя не отметить две мировые войны, которые стали фактором образования наиболее могущественных блоков на международной арене. В ходе изменений политического и экономического строя во многих странах зарождались новые политические течения, культурные и социальные нормы. Менялся взгляд на мир и понимание сути власти, религии, роли человека в мировом устройстве.
Рефлексия
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Домашнее задание:
Презентация/сообщение о личности ХХ века (2-3 минуты), можно выбрать на сайте http://www.sciteclibrary.ru/lichnosti/
Читать М. Горький «В Америке» (первые 10стр).
Комитет 300 – по интересу
[1] Сайт всё о жизни в США/История/ Война во Вьетнаме https://usamagazine.ru/vojna-vo-vetname/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока на тему Всемирное наследие и окружающая среда.
Цель урока - 1 развитие навыков устной речи на основе прочитанного, расширение лексического запаса учащихся, совершенствование навыков аудирования: 2 создать условия для развитя знаний и понимания охр...
Конспект урока с презентацией по истории средних веков "Поднебесная держава"
Конспект урока по истории средних веков с презентацией....
план конспект урока "Католическая церковь в ХI-XII веках", история средних веков, 6 класс
план конспект урока по истории средних веков, 6 класс, с применением элементов технологии проблемного обучения...
Тест на тему: Всемирная история XIX века
Данные тестовые задания по общеобразовательной дисциплине: «История» предназначены для проверки образовательных компетенций студентов для специальностей 050146 «Преподавание в начальных кл...
Конспект урока Класс: 6 Курс: «История средних веков» Тема урока: «Франкское государство в VI –VIII веках»
Можно использовать для проверки знаний как самостоятельную работу....
Презентация к лекции "Модернизация России в контексте всемирной истории ХУ111 века".
В презентации дается определение модернизации, разные точки зрения на процесс модернизации в контексте изучения всемирной истории, современная модель модернизации (неомодернизационный и постмодернизац...
План-конспект урока-лекции по всеобщей истории «Япония в средние века и в новое время»
Цели урока:· познакомить учащихся с основными особенностями и этапами развитияяпонской истории; показать причины и истоки ...