Технологическая карта урока Три цвета Гражданской войны
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Хохлова Ирина Анатольевна

Технологическая карта урока "Три цвета Гражданской войны" состалена в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_uroka_tri_tsveta_grazhdanskoy_voyny.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                МБОУ «СШ № 34»

                                                                г. Нижневартовск ХМАО-Югра

                                                                учитель истории и обществознания

                                                                первой квалификационной категории

                                                                Хохлова Ирина Анатольевна

Предмет:  ИСТОРИЯ 

Класс: 9

Технологическая карта урока

Тема урока:  «Три цвета Гражданской войны»

Тип урока:  урок «открытия» нового знания.

Информационно-методическое обеспечение:

  1. История России. 20-начало 21 века. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт.  М.: Просвещение,  2011.
  2. Данилов А.А. Поурочные разработки к учебнику «История России. 20 век».- М., просвещение, 2007.
  3. Арсланов О.В. Поурочные разработки к учебнику «России XX -   начала XXI века. - М.; Просвещение, 2007.
  4. Короткова М.В. История России 20 в.: дидактические материалы. - М., 2002.

 Цели урока: 

  1. сформировать представление обучающихся о содержании программ основных участников Гражданской войны, о причинах их победы или поражения, о последствиях Гражданской войны для судьбы страны в XX веке;
  2. совершенствовать умение обучающихся работать с историческими источниками, анализировать факты и события, формулировать выводы;
  3. подвести учащихся к выводу о том, что Гражданская война стала национальной  трагедией нашего народа; воспитывать толерантное отношение к окружающим.

Планируемые образовательные результаты:

Обучающиеся научатся:

Обучающиеся получат возможность научиться:

· осмыслению социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способности к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

· пониманию идеологического многообразия мира, уважение к мнению других человека, толерантности.

♦ планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

♦ формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам, вести конструктивный диалог (на уровне возраста);

♦ проводить поиск основной информации в исторической литературе, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в схеме (кластере);

♦ работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы и т. д.).

♦ выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

♦ развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;

♦ выделять главное в тексте и второстепенное;

♦ организовывать свою деятельность.

♦ локализовать во времени события Гражданской войны;

♦ использовать исторические источники как источник информации о политических взглядах различных социальных слоев;

♦ проводить поиск информации в исторических текстах и учебнике;

♦ раскрывать характерные черты политических программ политических движений периода Гражданской войны.

♦ сопоставлять идеологические и политические взгляды «белых», «красных» и «зеленых», показывать общие черты и особенности;

♦ сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

♦ изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам.

Структура урока: 

  1. Организационный момент.
  2. Подготовка к активному усвоению знаний.
  3. Изучение нового материала:

3.1.  белое движение

3.2.  красное движение

3.3. «зеленые»  и другие контрреволюционные силы

3.4. причины поражения белого движения и победы красного движения.

  1.  Подведение итогов. Рефлексия.
  2. Объяснение домашнего задания.        

I. Организационный этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приветствие учеников

II. Подготовка к активному усвоению знаний

Слайд 1. Слова М.Цветаевой

Слайд 2.  Выберите причины Гражданской войны

Слайд 3-9.Соотнесите период войны с его характеристикой

Слайд 10. Тема урока

Слайд 11. Цели урока

Готовит к усвоению нового знания через актуализацию ранее изученного материала:

Индивидуальный тест на ноутбуках

Фронтальный опрос: беседа и выполнение заданий на слайдах:

1) О каком событии написала М.Цветаева?

Гражданская война стала одной из самых трагичных страниц нашей истории. Не побоюсь утверждать, что ее тяжелые последствия до настоящего времени разрушительно влияют на российскую государственность и общество. Давайте вспомним значение этого понятия.

А что же стоит в действительности за этим понятием? Какие картины возникают перед нашими глазами, когда мы произносим эти слова – Гражданская война?  Кто эти вооруженные группы населения?

В чем заключается особенность Гражданской войны в отличие от войн внешних?

2) Выберите причины Гражданской войны в России.

3) Вспомните основные этапы Гражданской войны и чем они характеризовались.

Мы видим страшные особенности этого события, значит и относиться к его изучению мы должны по-особенному. Здесь, наверно, не должно быть места бесчувственному рассмотрению фактов, схем военных действий, что безусловно важно, но куда важнее, на мой взгляд, осознать, что поле боя в этой войне – человеческие сердца, мысли, идеалы, чувства, судьбы, жизни.

     Как звучит тема нашего урока?

     Назовите основные цвета противоборствующих движений.

     Какой цвет был третьим? Почему?

    Что мы должны узнать сегодня на уроке?

 

Для того, чтобы выполнить поставленную задачу, сегодня вы поработаете в группах с историческими источниками.          

Отвечают на вопросы:

5-6 учеников решают тест

- о Гражданской войне

Отвечают на вопросы

Выбирают из предложенных вариантов

Соотносят периоды Гражданской войны с его характеристикой

Три цвета Гражданской войны

Красное и белое движения

Высказывают предположения

Формулируют цели и задачи урока:

Мы должны  узнать цели и основные идеи разных движений, их лидеров и социальную опору, причины победы красных и поражения белых, последствия Гражданской войны.

Получают задания и начинают изучение документов.

III. Изучение новой темы:

Слайд 12-13. Красное движение

Слайд 14. Белое движение

Слайд 15. Зленое движение

Слайд 16. Последствия Гражданской войны

Организует и направляет работу в группах.

Работают с документами в четырех группах (документы прилагаются).

1 группа – ответы на вопросы к документам + рассказ ученика о лозунгах и лидерах движения (опережающее домашнее задание для сильного ученика)

2 группа – ответы на вопросы к документам + рассказ ученика о лозунгах и лидерах движения (опережающее домашнее задание для сильного ученика)

3 группа – ответы на вопросы к документам + рассказ ученика о лозунгах и лидерах движения (опережающее домашнее задание для сильного ученика)

4 группа – ответы на вопросы к документам +  вывод о последствиях Гражданской войны (опережающее домашнее задание для сильного ученика)

IV. Подведение итогов. Рефлексия

Слайд 17-18.

Слайд 19, Правила написания синквейна

1. Что общего и различного было в программах основных участников войны?

2. Возможно ли было избежать трагедии?

3. Есть ли победители в Гражданской войне?

4. Какие выводы мы можем сегодня сделать для себя, чтобы не повторить ошибок прошлого?              

     Чтобы проверить, как вы поняли новую тему, выполните задания «Верное -неверное утверждение»:  поставьте  «+», если утверждение является верным или  «-«,  если утверждение является неверным. Обменяйтесь листочками и проверьте друг друга.

     Для обобщения изученного материала напишите синквейн по теме «Гражданская война».

        

Отвечают на вопросы

Возможные ответы:

- Да,  если определить Гражданскую войну как вооруженную борьбу за власть, вопрос о победителе достаточно прост: побеждает тот, кто захватывает государственную власть. Применительно к событиям Гражданской войны в России это означало, что победа — триумф красных: разбиты вооруженные силы белых и интервентов, подавлены антибольшевистские выступления крестьян. Красные отстояли государственный суверенитет Советской России, утвердили власть большевистской партии в обществе.

- Нет, т.к.  нельзя представить себе праздник  «День победы в Гражданской войне». Общество бы не приняло такое торжество.

Накапливать опыт мирного разрешения конфликтов,  быть толерантными, терпимыми. Оставаться человеком в любой ситуации.

Выполняют задание,  осуществляют взаимопроверку, выставляют оценки.

Составляют и озвучивают синквейны

V. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание:

1.Составить 5 «тонких» вопросов по теме «Гражданская война».

2.Составить 5 «толстых» вопросов по теме «Гражданская война».

3. Написать эссе по теме «Уроки Гражданской войны».

Объясняет индивидуальные опережающее домашнее задание:

- используя текст на с. 119-121 учебника Данилова, Косулиной «История России, ХХ век» и дополнительные источники, подготовить сообщение о политике «военного коммунизма»,

- используя текст на с. 132-133 учебника Данилова, Косулиной «История России, ХХ век» и дополнительные источники, подготовить сообщение о новой экономической политике.


Группа № 1 «Красное движение»

Прочтите документы и ответьте на вопросы:

  1. Интересы каких групп населения отражают документы?
  2. На основании документов охарактеризуйте позицию в отношении эксплуататорских элементов. Были ли все граждане равны в правах?
  3. Как решался аграрный вопрос?
  4. Как решался рабочий вопрос? Какие мероприятия предлагались в области промышленности и торговли?
  5. Как пополнялись ряды Красной армии?
  6. Какое отношение к первой мировой войне показывают документы?
  7. Как решался национальный вопрос?
  8. Как формировалась власть?
  9. Способствовали ли эти документы сохранению мира в обществе?

Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа
12 января 1918 г.

Статья I.

1) Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам.

2) Советская Российская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик.
Статья II.

Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах, III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов постановляет далее:

1) В осуществление социализации земли частная собственность на землю отменяется, и весь земельный фонд объявляется общенародным достоянием и передается трудящимся без всякого выкупа на началах уравнительного землепользования. Все леса, недра и воды общегосударственного значения, а равно и весь живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия объявляются национальным достоянием.

2) Как первый шаг к полному переходу фабрик, заводов, рудников, железных дорог и пр. средств производства и транспорта в собственность Советской рабоче-крестьянской Республики подтверждается советский закон о рабочем контроле и о Высшем Совете Народного хозяйства в целях обеспечения власти трудящихся над эксплуататорами.


3) Подтверждается переход всех банков в собственность рабоче-крестьянского государства как одно из условий освобождения трудящихся масс из-под ига капитала.

4) В целях уничтожения паразитических слоев общества и организации хозяйства вводится всеобщая трудовая повинность.

5) В интересах обеспечения всей полноты власти за трудящимися массами и устранения всякой возможности восстановления власти эксплуататоров декретируется вооружение трудящихся, образование социалистической Красной Армии рабочих и крестьян и полное разоружение имущих классов.

Статья III.

1) Выражая непреклонную решимость вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма, заливших землю кровью в настоящей, преступнейшей из всех войн, III съезд Советов всецело присоединяется к проводимой Советской властью политике разрыва тайных договоров, организации самого широкого братания с рабочими и крестьянами воюющих ныне между собой армий и достижения во что бы то ни стало революционными мерами демократического мира трудящимся без аннексий и контрибуций, на основе свободного самоопределения наций.

2) В тех же целях III съезд Советов настаивает на полном разрыве с варварской политикой буржуазной цивилизации, строившей благосостояние эксплуататоров в немногих избранных нациях на порабощении сотен миллионов трудящегося населения в Азии, в колониях вообще и в малых странах. III съезд Советов приветствует политику Совета Народных Комиссаров, провозгласившего полную независимость Финляндии, начавшего вывод войск из Персии, объявившего свободу самоопределения Армении.

3) Как первый удар международному банковому, финансовому капиталу, III съезд Советов рассматривает советский закон об аннулировании (уничтожении) займов, заключенных правительствами царя, помещиков и буржуазии, выражая уверенность, что Советская власть пройдет твердо по этому пути вплоть до полной победы международного рабочего восстания против ига капитала.

Статья IV.

III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов полагает, что теперь, в момент решительной борьбы с эксплуататорами, эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти. Власть должна принадлежать целиком ж исключительно трудящимся массам и их полномочному представительству - Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
Вместе с тем, стремясь создать действительно свободный и добровольный, а следовательно, тем более полный и прочный союз трудящихся классов всех наций России, III съезд Советов ограничивается установлением коренных начал федерации Советских Республик России, предоставляя рабочим и крестьянам каждой нации принять самостоятельно решение на своем собственном полномочном советском съезде: желают ли они и на каких основаниях участвовать в федеральном Правительстве и в остальных федеральных советских учреждениях.

Из Программы РКП (б).

Принята VIII съездом партии в марте 1919 г.:

«Октябрьская революция 25 октября (7 ноября) 1917 г. в России осуществила диктатуру пролетариата, начавшего при поддержке беднейшего крестьянства или полупролетариата созидать основы коммунистического общества. ...Началась эра всемирной пролетарской революции, коммунистической революции. Только пролетарская, коммунистическая революция может вывести человечество из тупика, созданного империализмом и империалистическими войнами...

В ОБЛАСТИ ОБЩЕПОЛИТИЧЕСКОЙ. Задача партии пролетариата состоит в том, чтобы проводя неуклонно подавление сопротивления эксплуататоров…, разъяснять, что лишение политических прав и какие бы то ни было ограничения свободы необходимы исключительно в качестве-временных мер борьбы с попытками эксплуататоров отстоять или восстановить свои привилегии.

Группа №2 «Белое движение»

Прочитайте документы и ответьте на вопросы:

  1. Интересы каких групп населения отражают документы?
  2. Были ли все граждане равны в правах?
  3. Как решался аграрный вопрос?
  4. Как решался рабочий вопрос? Отношение к собственности и промышленности?
  5. Как пополнялись ряды армии?
  6. Какое отношение к Первой мировой войне показывают документы?
  7. Как решался национальный вопрос?
  8. Как решался вопрос о  власть?
  9. Способствовали ли эти документы сохранению мира в обществе?

Общие основания политической программы генерала Л.Г.Корнилова.

Январь 1918 г.

I. Восстановление прав гражданства:

— все граждане равны перед законом без различия пола и национальности;

— уничтожение классовых привилегий;

— сохранение неприкосновенности личности и жилища;

— свобода передвижения, местожительства и пр.

II. Восстановление в полном объеме свободы слова и печати.

III. Восстановление свободы промышленности и торговли, отмена национализации частных финансовых предприятий.

IV. Восстановление прав собственности.

V. Восстановление русской армии на началах подлинной военной дисциплины. Армия должна формироваться на добровольческих началах без комитетов, комиссаров и выборных должностей.

VI. Полное исполнение всех принятых Россией союзных обязательств международных договоров. Война должна быть доведена до конца в тесном единении с нашими союзниками. Мир должен быть заключен всеобщий и почетный на демократических принципах, т. е. с правом на самоопределение порабощенных народов.

VII. В России вводится всеобщее, обязательное начальное образование с широкой местной автономией школы.

VIII. Сорванное большевиками Учредительное Собрание должно быть созвано вновь. Выборы в Учредительное Собрание должны быть проведены свободно, без всякого давления на народную волю и во всей стране. Личность народных избранников священна и неприкосновенна.

IХ. Правительство, созданное по программе генерала Корнилова, ответственно в своих действиях только перед Учредительным Собранием, коему она передает всю полно ту государственно-законодательной власти. Учредительное Собрание, как единственный хозяин земли Русской, должно выработать основные законы русской конституции, и окончательно сконструировать государственный строй.

X. Церковь должна получить полную автономию в делах религии. Государственная опека над делами религии устраняется. Свобода вероисповеданий осуществляется в полной мере.

XI. Сложный аграрный вопрос представляется на разрешение Учредительного Собрания. До разработки последним в окончательной форме земельного вопроса и издания соответствующих законов всякого рода захватно-анархические действия граждан признаются недопустимыми.

XII. Все граждане равны перед судом. Смертная казнь остается в силе, но применяется только в случаях тягчайших государственных преступлений.

XIII. За рабочими сохраняются все политико-экономические завоевания революции в области нормирования труда, свободы рабочих союзов, собраний и стачек, за исключением насильственной социализации предприятий и рабочего контроля, ведущего к гибели отечественной промышленности.

XIV. Генерал Корнилов признает за отдельными народностями, входящими в состав России, право на широкую местную автономию при условии, однако, сохранения государственного единства. Польша, Украина и Финляндия, образовавшиеся в отдельные национально-государственные единицы, должны быть широко поддержаны правительством России в их стремлениях к государственному возрождению, дабы этим еще более спаять вечный и несокрушимый Союз братских народов.

А.И. Деникин. Из наказа Особому совещанию:

«Приказываю Особому совещанию принять в основание своей деятельности следующие положения:

  1. Единая, великая, неделимая Россия. Защита веры. Установление порядка...
  2. Борьба с большевизмом до конца.
  3. Военная диктатура... Всякое противодействие — справа и слева - карать. Вопрос о форме правления — дело будущего. Русский народ изберет верховную власть без давления и без навязывания...
  4. Внешняя политика — только национально русская... За помощь — ни пяди русской земли.
  1. Продолжить разработку аграрного и рабочего закона...
  2. Оздоровить фронт и войсковой тыл — работой особо назначенных генералов с большими полномочиями, составом полевого суда: применением крайних репрессий».

Группа №3

«Зеленое  движение» и другие контрреволюционные силы

Прочитайте документы и ответьте на вопросы:  

1. Как вы понимаете смысл выражения «демократическая контрреволюция»?

2. Охарактеризуйте отношение крестьянства к «красным» и «белым». Как оно менялось в течение трех лет гражданской войны?

3. Расскажите о движении «зеленых». В чем состояли причины его популярности у крестьянства? 

4. Проанализируйте лозунги Кронштадтского восстания. Можно ли считать его антисоветским? антибольшевистским?

О создании «истинного советского социалистического строя».

Из депеши реввоенсовета повстанческой армии батьки Махно

7 января 1920 г.

1. Все распоряжения деникинской (добровольческой) власти упраздняются. Те распоряжения коммунистической власти, которые шли вразрез с интересами крестьян и рабочих, тоже отменяются.

Примечание: относительно того, какие из распоряжений коммунистической власти вредны для трудящихся, должны решать сами трудящиеся — крестьяне на сходах, рабочие у себя на фабриках и заводах...

  1. Предлагается всем рабочим и крестьянским организациям приступить к строительству вольных рабоче-крестьянских советов. В советы должны избираться только труженики, участвующие в том или ином необходимом для народного хозяйства труде. Представители политических организаций не имеют места в рабоче-крестьянских советах, так как их участие в рабочем совете сделает из последнего совет партийных документов, что может привести дело советского строя к гибели.
  2. Существование чрезвычаек, партийных ревкомов и им подобных принудительных, властнических и дисциплинарных институтов недопустимо среди вольных крестьян и рабочих.
  3. Свобода слова, печати, сходок, союзов и прочее является неотъемлемым правом каждого труженика, и всякое ограничение оных является контрреволюционным актом.
  4. Государственная стража, полиция... упраздняются. Вместо них само население организует свою самоохрану. Самоохрану могут организовывать только рабочие и крестьяне...

Из резолюции участников митинга на Якорной площади Кронштадта.  1 марта 1921 г.

  1. Ввиду того, что настоящие Советы не выражают волю рабочих и крестьян, немедленно сделать перевыборы Советов тайным голосованием, причем перед выборами провести свободную предварительную агитацию всех рабочих и крестьян.
  2. Свободу слова и печати для рабочих и крестьян, анархистов и левых социалистических партий.
  3. Свободу собраний и профессиональных союзов и крестьянских объединений...

5. Освободить всех политических заключенных социалистических партий, а также всех рабочих и крестьян, красноармейцев и матросов, заключенных в связи с рабочими и крестьянскими движениями...

  1. Упразднить всякие политотделы, так как нй одна партия не может пользоваться привилегиями для пропаганды своих идей и получать от государства средства на эти цели...
  2. Немедленно снять всё заградительные отряды...

11. Дать полное право действия крестьянам над всею землею так, как им желательно, а также иметь скот, который содержать должен и управлять своими силами, т. е. не пользуясь наемным трудом...        

15. Разрешить свободное кустарное производство собственным трудом.

 

Группа № 4 «Эксперты»

Прочитайте документы и ответьте на вопросы:  

  1. В чем видят причины собственного поражения участники белого движения?
  2. Как вы думаете, какую причину поражения деятели белого движения считают основной?
  3. На основании представленных документов сделайте вывод об отношении к белому движению широких народных масс.
  4. Какие факторы, отмеченные в документах, предопределили победу большевиков в гражданской войне? Какие причины вы можете назвать еще?
  5. Выделите международные аспекты победы большевиков.
  6. О каких преимуществах в ведении гражданской войны говорится в документах? Как на практике реализовывались эти преимущества большевиками?

Из записок В. В Шульгина.

Борьбу с большевиками превратили в борьбу с революцией, прежде чем революция окончилась в умах народа... Войну с большевиками вели как войну с внешним врагом, а не как гражданскую войну, опираясь на силу оружия, а не на сочувствие народных масс... Деятелей революции с широкой популярностью устраняли и преследовали. На ответственные посты назначали людей старого режима... Проводили реакционные меры по землевладению и национальному вопросу... и тем давали оружие для большевистской агитации местных самостийников.

Из статьи П. Н. Милюкова.

Почему же наш корабль потерпел крушение? Люди искали идеи и пятнали знамя... Добровольчество не смогло сохранить свои белые ризы. Наряду с исповедниками, героями, мучениками белой идеи были стяжатели и душегубы... Добровольчество есть плоть от плоти кровь от крови русского народа.

Из мемуаров П. Н. Врангеля.

Белое движение не завершилось победой потому, что не сложилась белая диктатура, а помешали ей сложиться центробежные силы вздутые революцией... Вот где внутренняя причина неудачи белого движения... Против красной диктатуры нужна была белая «концентрация власти».

Из книги А. И. Деникина «Очерки русской смуты».

        Между тремя основными народными слоями - буржуазией, пролетариатом и крестьянством легли непримиримые противоречия в идеологии, в социальных и экономических взаимоотношениях, существовавших всегда…, углубленные революцией и обостренные разъединяющей политикой советской власти. Они лишили нас вернейшего залога успеха - единства народного фронта. В противобольшевистском стане все усилия политических и общественных организаций - правых и левых... были направлены не на преодоление этих противоречий, а на поиски «вернейшей» ориентации и «наилучших» форм государственного строя. Ни того, ни другого мы не нашли…

Огромная усталость от войны и смуты; всеобщая неудовлетворенность существующим положением; неизжитая еще рабья психология масс, инертность большинства и полная безграничного дерзания деятельность организованного, сильного волей и беспринципного меньшинства; пленительные лозунги: власть - пролетариату, земля- крестьянам, предприятия - рабочим и немедленный мир... Вот в широком обобщении основные причины того неожиданного и как будто противного всему ходу исторического развития русского народа факта - восприятия им или вернее непротивления воцарению большевизма.

Из статьи лидера немецких социал-демократов К. Каутского.

Победа офицеров, от Корнилова до Врангеля, явно грозила восстановлением старого режима. Напротив, все последствия большевистских государственных переворотов не выступали еще с достаточной отчетливостью. Большевики казались борцами за новую, крестьянскую собственность, как она только возникла, из раздела земель. Они казались защитниками рабочих Советов, давших наемным рабочим свободу, политически и социально поставив их выше капиталистов. Все гибельные стороны большевизма, его террор, его всемогущая полицейщина, уничтожение политической свободы и хозяйственная разруха - все это казалось лишь следствием гражданской войны, которое исчезнет вместе с нею.

Из работы И. В. Сталина.

Внутренняя Россия с ее промышленными и культурно-поли- тическими центрами Москва и Петроград, - однородным в национальном отношении населением, по преимуществу русским, - превратилась в базу революции. Окраины же России, главным образом южная и восточные окраины, без военных промышленных и куль- турно-политических центров, с населением в высокой степени разнообразным в национальном отношении...- превратились в базу контрреволюции...

Из речи JI. Д. Троцкого.

Мы ограбили всю Россию, чтобы победить белых.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Северная война"

Технологическая карта урока по теме "Северная война" в 7 классе по истории....

Технологическая карта урока "Участники Великой Отечественной войны, жители района Выхино"

В ГБОУ Школа № 1363 г.Москва с 2004 года работает музей "Боевой и трудовой славы жителей района Выхино". В музее систематически проводятся Уроки Мужества, классне часы с приглашением ветеранов войны и...

"Гражданская война 1918-1922 г.г" Технологическая карта урока истории

УМК:  История России, Н.В.Загладин, С.И.Козленко, С.Т.Минаков, Ю.А.Петров, учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений.   Русское слово, 2011 гТема: «Гражданская война 1918-192...

Презентация к уроку Три цвета Гражданской войны

Презентация к уроку Три цвета Гражданской войны...

Тест к уроку Три цвета Гражданской войны

Тест для индивидуальной проверки знаний по теме "Начало гражданской войны"...

Технологическая карта урока по обществознанию «Гражданская правоспособность». 10 класс

ТКУ обществознания по теме "Гражданство" УМК под ред. Л. Н. Боголюбов...

Технологическая карта урока по теме_ Гражданская война в России 1917-1922

Технологическая карта урока по дисциплине "История" по теме "Гражданская война в России 1917-1922: причины и основные участники". Цель занятия - создать условия для овладения обуча...