Технологическая карта открытого урока
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме
Технологическая карта урока
Предмет История
Класс 5
Тема урока Афинская демократия при Перикле
Коммуникативное событие Составление кластера особенности демократического общества в Афинах
ФИО учителя Голубева Татьяна Михайловна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
afinskaya_demokratiya.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока в рамках проектной площадки
Предмет История
Класс 5
Тема урока Афинская демократия при Перикле
Коммуникативное событие Составление кластера особенности демократического общества в Афинах
Дата
ФИО учителя Голубева Татьяна Михайловна
Тема: Афинская демократия при Перикле
Класс: 5
Учебник: История Древнего мира: учебник для 5 класса А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницицкая. – М.: Просвещение,2012.
Цель: создать условия для ознакомления с устройством афинской демократии после победы в греко-персидских войнах; способствовать развитию умений характеризовать личность и деятельность Перикла в должности стратега.
Тип и вид урока: изучение и первичное закрепление новых знаний
Результаты:
Предметные: углубление знаний учащихся об античной демократии, умение изучать и систематизировать информацию из различных источников, расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деянии личностей.
Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции; развитие морального сознания.
Метапредметные: готовность к сотрудничеству, к коллективной работе; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникацией для выражения своих чувств, мыслей
Основные понятия: граждане, народное собрание, демократия, реформа
Используемое оборудование: презентация, проектор, карточки с фрагментами текста, рабочие листы с заданиями
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Характеристики основных видов деятельности | Формирование УУД | ||
Организационный момент | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. | Быстрое включение в деловой ритм. |
Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. | Какую цивилизацию мы с вами изучаем на протяжении последних нескольких уроков? (Грецию) Предлагает разгадать кроссворд. Опираясь на ключевое слово ( демократия) совместно с учащимися формулирует тему и задачи урока.
| Отвечают на поставленный вопрос. Разгадывают кроссворд. Отвечают на вопросы Опираясь на ключевое слово, формулируют совместно с учителем тему и задачи урока | Регулятивные УУД: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; планируют учебные действия. |
Мотивационный блок. Подготовка учеников к активному и сознательному усвоению нового материала | Чтобы перейти к новой теме, давайте вспомним, на какие группы делилось Афинской общество. Предлагает задания по карточкам (приложение 2) Предлагает рассмотреть иллюстрацию «Народное собрание в Афинах» Ответить на вопрос: Что изображено на картине? Какие действия мы видим на картине? Кого прогоняет с Собрания стражник? Какую особенность мы с вами можем уже выделить? На протяжении всего урока мы с вами будем заполнять кластер и сможем выявить особенности Афинской демократии при Перикле | Выполняют задания по карточкам индивидуально, проверяют в ходе беседы. Описывают иллюстрацию, отвечают на вопросы. Выявляют группы афинского населения, которые не принимали участие в Народном собрании. Отвечают на вопрос прикрепляют ответ в кластер. (Приложение 5) | Коммуникативные УУД: владеют монологической и диалогической формой речи.. Познавательные УУД: осуществляет поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием картины. |
Усвоение новых знаний, способов и действий. Поиск решения проблемы. | Предлагает схему (приложение 3) «Демократического устройства Афинского государства». Организует работу с учебником (пункт 1), со схемой, проводит беседу. Проводит беседу по вопросам: Как избирались государственные должности в Афинах? Как избирался стратег? Почему первого стратега избирали путем поднятия руки, а не по жребию? Какую особенность мы можем вписать в кластер? Организует работу с лентой времени. Начиная с 443 года до н.э Перикл занимал 15 раз подряд должность первого стратега. Укажите на ленте времени первый и последний год правления Перикла. Как вы думаете, почему Перикл занимал должность первого стратега 15 раз? Какие личные качества на ваш взгляд помогали Периклу в управлении Афинами? Организует работу с документом.(Приложение 4) Фрагменты из текста из « Жизнеописания Перикла». Плутарх. Проводит беседу. Можно ли утверждать, что личные качества Перикла повлияли на развитие демократии в Афинах? Организует работу с учебником пункт 2. Почему время правления Перикла можно назвать расцветом демократии? Какую особенность мы можем вписать в кластер? Организует работу с текстом. (Приложение 6). Были ли у Перикла недруги? Подвергался ли Перикл и его сторонники критике? За что? | В ходе работы заполняют схему. Читают текст учебника, по абзацам выделяя функции народного собрания На основе имеющихся знаний и вновь полученных определяют функции совета пятисот, суда присяжных, главного стратега. Отвечают на вопросы. Сравнивают способы избрания различных государственных должностей. Отвечают на вопрос, дополняют кластер. Учащиеся показывают на лете времени начало и конец правления Перикла Отвечают на вопросы, выдвигают предположительные личные качества Перикла Характеризуют историческую личность. Отвечают на вопросы. Сопоставляют предполагаемые качества, с качествами, изложенными в документе. Отвечают на вопрос, выдвигаю предположения. На основе текста учебника отвечают на вопрос. Отвечают на вопрос дополняют кластер. Опираясь на текст, отвечают на вопросы. | Познавательные УУД: осуществляет поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием схемы; находят ответы на вопросы в текст; работают с лентой времени и историческим источником Коммуникативные УУД: владеют монологической и диалогической формами речи; допускают существование различных точек зрений; высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других. |
Закрепление знаний и способов действий | Прочитайте объявление на Народное собрание: «Приглашаем всех на народное собрание». Какую неточность вы заметили в объявлении? Каковы особенности демократии в? | Исправляют неточности в объявлении. Работают с кластером | Познавательные УУД: умеют осознанно строить речевые высказывания в устной форме; выдвигают гипотезы и обосновывают их. Коммуникативные УУД: полно и точно выражают свои мысли; допускают существование различных точек зрений |
Информация о домашнем задании | Комментирует домашнее задание. Параграф 40, рабочая тетрадь 41,45. | Воспринимают задание, уточняют . | Регулятивные УУД: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения. |
Приложение № 3
1___________________________________
2 __________________________________ 1_____________________________________ 1 ____________________________________
3 ______________________________________ 2____________________________________ ____________________________________
4 _________________________________________________ 3_____________________________________ _____________________________________
5___________________________________________________
1_________________________________________________
2_________________________________________________
3_________________________________________________
4_________________________________________________
Приложение 5
Приложение 1
Кроссворд
- В переводе с греческого это слово означает «сопровождающий ребенка».
- Совет знати в Афинах в VII в. до н.э.
- Стратег, принявший участие в Марафонской битве 490г. до н. э.
- Древнегреческий политический деятель, который заложил основы демократии в Афинах.
- Остров Минотавра.
- Девять правителей из числа знатных и богатых афинян, заседавшие в ареопаге.
- Греческий город, жители которого считали, что надежной защитой города является не камни, а храбрые войны.
- Греческий военачальник.
- Главный порт Афин вV веке до н.э, расположенный в 6 км от Афин.
- Город, расположенный в Южной Греции, куда приезжали греки со всех полюсов раз в 4 года раз в четыре года.
Приложение 4
Фрагменты из текста из « Жизнеописания Перикла». Плутарх.
Перикл настраивал свою речь как музыкальный инструмент, в тон этому укладу жизни и высокому образу мыслей. Благодаря этому он далеко превзошел всех ораторов. По этой причине, говорят, ему и было дано его прозвище — Олимпиец. Впрочем, некоторые думают, что он был прозван Олимпийцем за те сооружения, которыми украсил свой город, другие — что за его успехи в государственной деятельности и командовании войском...
...По большей части он вел за собою народ убеждением и наставлением, так что народ сам хотел того же. Однако бывали случаи, когда народ выражал недовольство; тогда Перикл натягивал вожжи и, направляя его к его же благу, заставлял повиноваться своей воле, действуя совершенно так же, как врач, который при продолжительной переменчивой болезни по временам же применяет сильные средства и спасительные лекарства. .... Хотя он сделал город из великого величайшим и богатейшим, хотя он могуществом превзошел многих царей и тиранов, из которых иные заключили договоры с ним, обязательные даже для их сыновей, он ни на одну драхму не увеличил своего состояния против того, которое оставил ему отец.
...Такое положение Перикла не было счастливой случайностью, не было высшей точкой какой-то мимолетной блестящей государственной деятельности или милостью народа за нее, — нет, он сорок лет первенствовал... он не менее пятнадцати лет обладал непрерывной, единоличной властью, хотя должность стратега дается всего на один год. При такой власти он остался неподкупным, несмотря на то, что был близок к деньгам... Как стратег Перикл славился больше всего своею осторожностью: он добровольно не вступал в сражение, если оно было опасно и исход его был сомнителен; тем военачальникам, которые рискованным путем получали блестящий успех и возбуждали общий восторг как великие полководцы, он не подражал и не ставил их себе в образец; он неизменно говорил согражданам, что, насколько от него зависит, они навсегда останутся бессмертны.
вопросы:
- Какие черты личности Перикла выделяет Плутарх?
- Могли ли эти качества повлиять на развитии демократии в Афинах?
Приложение 6
Однажды самого Перикла обвинили в огромных тратах. Действительно, по его предложению в Афинах возводились великолепные сооружения. Враги Перикла, обвинили его в неумелой трате громадных денег. Тогда Перикл в Собрании предложил народу вопрос, находит ли он, что потрачено слишком много? Ответ был, что очень много. «В таком случае,- сказал Перикл,- пусть эти издержки будут не на ваш счет, а на мой, и на зданиях я напишу свое имя». После этих слов Перикла народ, восхищенный величием ли его духа или не желая уступить ему славу таких построек, закричал, чтобы он все издержки относил на общественный счет и тратил, ничего не жалея…
…Противники Перикла клеветали на его друзей, обвиняя их в преступлениях. Анаксагора должны были судить за то, что он не верил в богов. Фидия обвинили в утайке золота при создании статуи Афины в Парфеноне. Что бы оправдаться пришлось снять со статуи Афины золотую одежду. Ее взвесили и убедились в честности мастера.
Вопрос: Подвергался ли Перикл и его сторонники критике? За что?
Приложение № 2 Население Афин делилось на группы, определите о каких группа идет речь.
Ответ впишите:
1)Коренной житель Афин - ____________________
2)Грек, который приехал из соседнего города и постоянно проживает в Афинах - _____________
3)Человек, которого продавали на рынке, афиняне охотно брали их для различной работы - _____________________
4)Раб, который за свою хорошую службу получил свободу -___________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА № 106. 11.02.2016. КЛАСС: 5Б. Тема урока: Сложение и вычитание смешанных чисел.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА № 106.11.02.2016. КЛАСС: 5Б. Тема урока: Сложение и вычитание смешанных чисел....
Английский язык: технологическая карта открытого урока в рамках городского семинара "Проектная деятельность на уроках начального и основного общего образования"
Технологическая карта открытого урока в рамках городского семинара "Проектная деятельность на уроках начального и основного общего образования"...
Технологическая карта открытого урока " Открытие Америки"
Данный урок построен на основе деятельностного подхода и направлен на формирование следующих метапредметных умений: - умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать для себя новые; - п...
Технологическая карта открытого урока в 7 классе, 27.11 2018 г. ( в соответствии с требованиями ФГОС_урок рефлексии 27.11 2018 г. )
Технологическая карта открытого урока в 7 классе, 27.11 2018 г. ( в соответствии с требованиями ФГОС_урок рефлексии)...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА В РАМКАХ ПРОЕКТА «Книга на уроке».
Тема урока: Нахождение дроби от числа. Класс:6. Цель: развитие ключевых компетенций, мотивация чтеня книг....
Технологическая карта открытого урока географии в 8 классе «Особо охраняемые территории России», урок № 38
УМКУчебник «Географии России. Природа. Население. Хозяйство». 8 класс. Авторы: Дронов В.П., И.И.Баринова, В.Я.Ром. М., «Дрофа», 2016.Тема урока «Особо охраняем...
Технологическая карта открытого урока по рассказу С. Василенко «Суслик». Конспект урока.11 класс.
Класс: 11Предмет: ЛитератураТема: «Мир, в котором я живу…» (по рассказу Светланы Владимировны Василенко «Суслик»).Время проведения: 1 урокТип урока: комби...