Технологическая карта открытого урока по рассказу С. Василенко «Суслик». Конспект урока.11 класс.
методическая разработка по литературе (11 класс)
Класс: 11
Предмет: Литература
Тема: «Мир, в котором я живу…» (по рассказу Светланы Владимировны Василенко «Суслик»).
Время проведения: 1 урок
Тип урока: комбинированный урок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnol.karta_otkrytogo_uroka.docx | 30.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта открытого урока по рассказу С. Василенко «Суслик».
Конспект урока
ФИО учителя: Шишкова Ирина Константиновна
Место работы: МБОУ вечерняя школа №8 г. о. Самара
Класс: 11
Предмет: Литература
Тема: «Мир, в котором я живу…» (по рассказу Светланы Владимировны Василенко «Суслик»).
Время проведения: 1 урок
Тип урока: комбинированный урок
Цель урока: осмыслить, разобраться в идейном содержании рассказа С. Василенко «Суслик»; пробудить желание учеников философствовать на темы: «отношения человека и мира», «человека и природы», «о смысле существования человека».
Задачи урока:
Ι. Образовательные: познакомить учащихся с жизнью и творчеством С. Василенко; формировать умение анализировать текст художественного произведения (проблематика, сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов); развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления с героями других произведений; обогащать словарный запас; развивать умение пользоваться средствами выразительности; умение интерпретировать текст, подготовить учеников к созданию творческой работы (сочинение-рассуждение на морально-этическую тему).
ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя (умение видеть мир чувств и переживаний) и навыки сравнения героев произведения; формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям рассказа, способствуя развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения; развивать умение обобщать изученное; способствовать расширению общей культуры учащихся; развитию абстрактного и логического мышления; воображения.
ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку, к животным; потребность развивать свой духовный мир; способствовать формированию эстетического вкуса, этических позиций, способствовать повышению познавательной самостоятельности.
Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению, воспитание правильного отношения к чувствам другого человека, душевную чуткость и внимание; развитие мышления, внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.
Метапредметные результаты:
– регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию;
– познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно, умение интерпретировать текст.
– коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других, применение знаний в жизни.
Методы: эвристический, частично-поисковый, метод самостоятельной работы с текстом, метод мотивации учебной деятельности.
Приемы: диалог, чтение с остановками, фронтальный опрос, художественный пересказ, работа в группах.
Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, презентация, тексты.
Литература:
1. Рассказ С.В. Василенко «Суслик».
2. Толковый словарь русского языка под редакцией С.И. Ожегова.
3. «Фразеологический словарь русского языка» под редакцией А.И. Молоткова.
4. Интернет-ресурсы.
Технологическая карта урока (урок рассчитан на 1 час)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный. Цель: создание условий для осознанного восприятия нового материала. | Психологический настрой учащихся на урок. Проверка готовности необходимой к уроку литературы. | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. | личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками; регулятивные: саморегуляция. |
2. Мотивация учебной деятельности. | Записывает тему урока на доске и предлагает продолжить предложение: «Мир, в котором я живу…» | Работают с продолжением предложения, комментируют мысли, ассоциации,которые у них возникли при выполнении задания. | познавательные: поиск и выделение необходимой информации; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; личностные: формирование аналитического мышления, умения обосновывать свою точку зрения; регулятивные: целеполагание. |
3. Постановка учебной задачи, целеполагание (формулировка темы урока). | Задает вопросы: - С каким чувством или понятием ассоциируется у вас начало предложения? Как вам кажется, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке? Предлагает прочитать рассказ С.В. Василенко «Суслик». Ставит перед учащимися учебную задачу: - Сформулируйте цель сегодняшнего занятия. | Предлагают варианты ответов на вопросы учителя, обсуждают, совместно выбирают самые точные цели. Записывают тему урока в тетрадь: «Мир, в котором я живу…» (по произведению С. Василенко «Суслик»). | коммуникативные: формулировать и уметь отстаивать собственное мнение и собственную позицию, аргументировать свою точку зрения; регулятивные: целеполагание; познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения на основе аргументации. |
4. Актуализация имеющихся знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». | Организует проверку выполнения домашнего задания (по 3 группам). Обсуждает с учащимися ранее изученное, делает акцент на основных моментах: - Каким было ваше домашнее задание? | Выступают с сообщениями (по д/з): Первая группа: сообщения о жизни и творчестве С.В. Василенко. Вторая группа: рассказывает об интересных фактах биографии и творчества С.В. Василенко. Третья группа: работа со словарем-толкование слова мировоззрение. | личностные: умение выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям; познавательные: умение работать с разными источниками информации; регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с текстами. |
5. Первичное усвоение новых знаний. | - Перед тем как мы откроем рассказ С.В. Василенко «Суслик» попробуем ответить на вопрос: что повлияло на мировоззрение писательницы С.В. Василенко? | Участвуют в обсуждении мировоззренческих позиций писательницы; предлагают факты жизни писательницы, которые оказали влияние на ее мировоззрение. | познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации; коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, личностные: умение выражать своё отношение к событиям; регулятивные: умение определять цели работы и планировать деятельность. |
6. Проблемное объяснение нового. | Предлагает читать с остановками рассказ «Суслик». Раздает учащимся первую часть рассказа (Приложение1) предлагает по прочтении придумать продолжение сюжета. Проводит эвристическую беседу по проблемному объяснению нового знания: -Какой глагол автор выбирает для характеристики движения машины в самом начале рассказа? Почему использовано именно это слово? Как называется такой художественный прием? -С каким зверем ассоциируется машина на основе такого ее описания? -Найдите в первом абзаце рассказа слова, имеющие отношение к теме «вода». -Какое чувство испытывают школьники, когда они начинают «выливать» сусликов? Для чего автор использует стилистические фигуры: многосоюзие и ряды однородных членов? -Чье поведение напоминают действия школьников в начале рассказа? -Проследите, как изменяется поведение детей в процессе того, как они льют воду? Какие слова находит автор для передачи внутреннего состояния детей? -Автор называет норку суслика сначала «по-детски открытым ртом земли», а потом просторечным словом «глотка». Зачем нужен такой контраст? | Учащийся вслух читает начало рассказа. Слушают чтение,читают текст. Работают с текстом. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение, анализируют. | коммуникативные: основные виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение); участие в дискуссии; высказывание о героях и их поступках; личностные: умение выражать своё отношение к событиям; познавательные: поиск и выделение в тексте необходимой информации. |
7. Первичная проверка понимания. | Ставит учебную задачу. -Как С. Василенко развивает тему воды, характеризуя действия и чувства пионеров? Подбирает цитаты. Первое упоминание в летописи о воде мы находим в "Поучении Владимира Мономаха": "Велика ведь бывает польза от учения книжного… Это ведь реки, напояющие вселенную, это источники мудрости…" Какая точка зрения вам ближе и почему? Попытайтесь продолжить рассказ. | Работают со словарями и интернет- ресурсами по группам. Группа 1: толкование слова вода в словарях: вода и этимология, вода и фразеология Группа 2: тема воды в литературе: вода-река: Л.Толстой напишет: "Люди, как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая…", вода-слезы: М. Цветаева о неразделенной любви брошенной женщины: "И слезы ей – вода, и кровь – Вода, – в крови, в слезах умылася!" у А. Ахматовой – вселенский плач по невинно убиенным, репрессированным: "И пусть с неподвижных и бронзовых век, Как слезы, струится подтаявший снег, И голубь тюремный пусть гулит вдали, И тихо идут по Неве корабли" ("Реквием"), вода-человек: смена времен года (в стихах Ф.И. Тютчева, А. Пушкина и др.) вода – имя: Марина (р.) – морская. Ср. "маринист" (художник, пишущий море), "аквамарин" (камень цвета морской воды). Моисей (е.) – извлеченный (из воды). Группа 3: вода-символ:озера разделяют мир живых и мертвых Группа 4: вода в фольклоре:живая и мертвая Обсуждают поставленную задачу, занимаются поиском общего решения в группе, представляют результаты работы в группе. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение, анализируют. | личностные: умение выражать своё отношение к событиям; формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания; коммуникативные: умение вступать в диалог с автором произведения; строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач познавательные: умение на основе анализа текста делать выводы; осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям; регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь. |
8. Закрепление материала в ходе представления результатов собственной деятельности. | Организует чтение второй части рассказа. Раздает учащимся первую часть рассказа (Приложение2) Проводит эвристическую беседу по проблемным вопросам: -Как описан появившийся из норы суслик? С кем ассоциируется этот «мокрый, дрожащий, маленький» зверек? Какое средство выразительности использует автор? -Какие еще слова характеризуют суслика как человека? Какой смысл, по вашему мнению, имеет в рассказе одушевление зверька? -Кому в рассказе противопоставлен суслик? Для чего? -Какие идиомы использует писательница, развивая тему воды? Какой библейский мотив появляется в связи с этим? Зачем? В чем символический смысл темы воды в рассказе? -Как описан окружающий мир? Почему? -Закончите рассказ. | Учащийся вслух читает продолжение рассказа. Слушают чтение, читают текст. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение, анализируют. Работают со словарями и интернет- ресурсами. Предлагают возможны варианты окончания рассказа. | познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение на основе анализа текста создавать интерпретации, делать выводы; овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи; коммуникативные: умения слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с задачей; оформлять своё мнение в устной форме; работать в группе; личностные: формирование нравственной позиции учащихся на основе сопереживания; формирование навыков развернутого анализа. |
9. Работа с самопроверкой по эталону. | Раздает учащимся третью часть рассказа (Приложение3) Предлагает учащимся прочитать последнее предложение, которое по стилю напоминает сухой отчет. Почему метафорический рассказ о гибели суслика автор заканчивает строгим языком документа? | Учащийся вслух читает окончание рассказа. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение, анализируют, делают выводы. | познавательные: поиск и выделение необходимой информации; личностные: формирование навыков самооценки. |
10. Итоги урока. Оценки. Рефлексия. Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности. Подводит итоги урока: -Согласны ли вы с мнением литературного критика Н. Шипилова: «Рассказ «Суслик» можно назвать коротким, но нельзя назвать маленьким». Аргументируйте свой ответ. Организует рефлексию обучающихся по поводу их эмоционального состояния, деятельности на уроке: Оцените свою работу на уроке: - На уроке я работал активно/пассивно. - Своей работой на уроке я доволен /не доволен, почему? - Материал урока мне был понятен / не понятен? | Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение, анализируют, делают выводы. Осуществляют самооценку работы групп, используя лист оценивания. Заполняют рефлексивную карту. | регулятивные: формирование навыков рефлексии. коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; познавательные: сравнение, оценивание. |
11. Домашнее задание Цель: Включение новых знаний в систему изученного материала. | Информирует учащихся о домашнем задании: предлагает написать сочинение- рассуждение на тему «Мир, котором я живу…»,используя в качестве одного из аргументов материалы урока. | Записывают домашнее задание, сочинение в форме эссе (с последующим прочтением вслух и обсуждением прочитанного). | коммуникативные: создание письменного высказывания и его представление. |
Приложение1
Светлана Василенко.
Суслик.
Весной мы, пионеры военного городка Ярград, выходили в степь выливать сусликов из норок. Тихо за нашим отрядом ползла поливальная машина с хлорированной водой. Крутые бока ее были мокры, как бока зверя.
В нору, чёрно уходящую в глубь земли, мы лили из ведер воду. И та уходила стремительно, беззвучно и насовсем. И снова налили, и снова ушла она, будто по срочному важному делу, быстро и независимо. И снова черно зиял отверстый, по-детски круглый рот земли. И уже забыв про суслика, не веря, что когда-нибудь выскочит он из норы, - мы лили воду просто так, потом весело-бесшабашно, потешаясь над собой и этой дырой, уходящей в никуда. Потом со злостью и отчаяньем к этой глумящейся над нами, пионерами тайне: заливали ей глотку, не давая продыху, - лили и лили. Забыв, зачем льем.
И когда наша злоба и ненависть, нависнув над норой, стала огромной, молчаливой и плотной, как льющаяся тяжелой плотной струей вода, когда воздух сгустился от этой общей злобы и стал отчетливо пахнуть хлоркой и потом, - тогда вдруг из соседней норки выполз суслик…
Приложение2
Он вылез на свет, мокрый, дрожащий, маленький, будто только родился у нас на глазах из чрева земли, - и застыл очарованный.
Божий мир был цел и глядел на него.
Что ему там причудилось, в его извилистой земляной тьме, по которой, воя от ужаса, металась его детская душа, и ее со всех сторон настигала наша человеческая, хлорированная злоба, наша ледяная ненависть, просачиваясь во все закоулки и убежища: всемирный потоп? конец света?
Но мир был цел. Мир был целехонек. Он был даже лучше того, прежнего. Неуничтоженное солнце светило ярче, чем то, привычное. Неуничтоженное небо было голубее и чище.
Подняв свою душу на задние лапы, он молитвенно сложил свои ручки на груди и, закинув голову, блаженно, подслеповато щурясь, поглядел на мир.
Мир был цел.
Он тихо свершил свой намаз.
И только тогда поглядел на нас, сгрудившихся над ним людей.
Он и на нас посмотрел сначала влюбленно, радуясь за нас, что мы живы, что вышли сухими из воды, целы и невредимы после такого потопа.
И еще раз посмотрел. Но уже не так: деловито огляделся и понял - не вырваться. И обреченно залег: берите. Главное, что мир – цел. И закрыл глаза…
Приложение3
В тот день мы, учащиеся шестого класса «Б», вылили двадцать два суслика и вышли на первое место по заготовке шкурок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта открытого урока по физической культуре "Цирковое представление" 1 класс
Технологическая картаоткрытого урока физической культуры для 1 класса....
Технологическая карта открытого урока по английского языку в 5-м классе.
Тема цикла: Special daysТема урока: «It’s my birthday»Тип урока : систематизация ,обобщение и совершенствование навыков и умений.Учебно-методический комплекс: ...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА В РАМКАХ ПРОЕКТА «Книга на уроке».
Тема урока: Нахождение дроби от числа. Класс:6. Цель: развитие ключевых компетенций, мотивация чтеня книг....
Технологическая карта открытого урока по английскому языку по ФГОС 2 класс по теме " Мишка Тедди замечательный".
Учебный предмет: английский язык Класс: 2Тема урока: “ Мишка Тедди замечательный. Игрушки. Отрицательные предложения с глаголом «иметь» &rdquo...
Технологическая карта открытого урока по английскому языку по ФГОС 2 класс по теме "Мой дом"
Тема урока: Проект "Мой дом"Тип урока:комбинированный урокЦель урока:научить детей описывать комнаты дома.Задачи:Практическая:Овладение английским языком как средством общения по теме «...
Технологическая карта открытого урока по английскому языку по ФГОС 3 класс по теме « Меню для ланча в школе»
Цель урока повторить лексику по теме: «Еда», учить разделять еду на «Фрукты», «Овощи» и «Напитки», развивать навыки аудирования, чтения, говорения и пис...
Технологическая карта открытого урока по теме "Здоровый образ жизни" 6 класс
Технологическая карта открытого урока по теме "Здоровый образ жизни" 6 класс, Кузовлев....