Технологическая карта открытого урока по рассказу С. Василенко «Суслик». Конспект урока.11 класс.
методическая разработка по литературе (11 класс)

Ирина Константиновна Шишкова

Класс: 11

Предмет: Литература

Тема: «Мир, в котором я живу…» (по рассказу Светланы Владимировны Василенко «Суслик»).

Время проведения: 1 урок

Тип урока: комбинированный урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnol.karta_otkrytogo_uroka.docx30.36 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока по рассказу  С. Василенко «Суслик».
Конспект урока

ФИО учителя: Шишкова Ирина Константиновна

Место работы: МБОУ вечерняя школа №8 г. о. Самара

Класс: 11

Предмет: Литература

Тема: «Мир, в котором я живу…» (по рассказу Светланы Владимировны Василенко «Суслик»).

Время проведения: 1 урок

Тип урока: комбинированный урок

Цель урока: осмыслить, разобраться в идейном содержании рассказа С. Василенко «Суслик»; пробудить желание учеников философствовать на темы: «отношения человека и мира», «человека и природы», «о смысле существования человека».

 Задачи урока:

Ι. Образовательные: познакомить учащихся с жизнью и творчеством С. Василенко; формировать умение анализировать текст художественного произведения (проблематика, сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов); развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления с героями других произведений; обогащать словарный запас; развивать умение пользоваться средствами выразительности; умение интерпретировать текст, подготовить учеников к созданию творческой работы (сочинение-рассуждение на морально-этическую тему).

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя (умение видеть мир чувств и переживаний) и навыки сравнения героев произведения; формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям рассказа, способствуя развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения; развивать умение обобщать изученное; способствовать расширению общей культуры учащихся; развитию абстрактного и логического мышления; воображения.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку, к животным; потребность развивать свой духовный мир; способствовать формированию эстетического вкуса, этических позиций, способствовать повышению познавательной самостоятельности.

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению, воспитание правильного отношения к чувствам другого человека, душевную чуткость и внимание; развитие мышления, внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметные результаты:

– регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию;

– познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно, умение интерпретировать текст.

– коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других, применение знаний в жизни.

Методы: эвристический, частично-поисковый, метод самостоятельной работы с текстом, метод мотивации учебной деятельности.

Приемы: диалог, чтение с остановками, фронтальный опрос, художественный пересказ, работа в группах.

Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, презентация, тексты.

Литература:

1. Рассказ С.В. Василенко «Суслик».

2. Толковый словарь русского языка под редакцией С.И. Ожегова.

3. «Фразеологический словарь русского языка» под редакцией А.И. Молоткова.

4. Интернет-ресурсы.

Технологическая карта урока (урок рассчитан на 1 час)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный. Цель: создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Психологический настрой учащихся на урок. Проверка готовности необходимой к уроку литературы.

Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность.

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками;

регулятивные: саморегуляция.

2. Мотивация учебной деятельности.

Записывает тему урока на доске и предлагает продолжить предложение: «Мир, в котором я живу…»

Работают с продолжением предложения, комментируют мысли, ассоциации,которые у них возникли при выполнении задания.

познавательные: поиск и выделение необходимой информации;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; 

личностные: формирование аналитического мышления, умения обосновывать свою точку зрения;

регулятивные: целеполагание.

3. Постановка учебной задачи, целеполагание (формулировка темы урока).

Задает вопросы:

- С каким чувством или понятием ассоциируется у вас начало предложения? Как вам кажется, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке?

Предлагает прочитать рассказ С.В. Василенко «Суслик».

Ставит перед учащимися учебную задачу:

- Сформулируйте цель сегодняшнего занятия.

Предлагают варианты ответов на вопросы учителя, обсуждают, совместно выбирают самые точные цели.

Записывают тему урока в тетрадь: «Мир, в котором я живу…» (по произведению С. Василенко «Суслик»).

коммуникативные: формулировать и уметь отстаивать собственное мнение и собственную позицию, аргументировать свою точку зрения;

регулятивные: целеполагание;

познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения на основе аргументации.

4. Актуализация имеющихся знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

Организует проверку выполнения домашнего задания (по 3 группам). Обсуждает с учащимися ранее изученное, делает акцент на основных моментах:

- Каким было ваше домашнее задание?

Выступают с сообщениями (по д/з):

Первая группа: сообщения о жизни и творчестве          С.В. Василенко.

Вторая группа: рассказывает об интересных фактах биографии и творчества   С.В. Василенко.

Третья группа: работа со словарем-толкование слова мировоззрение.

личностные: умение выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям;

познавательные: умение работать с разными источниками информации;

регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с текстами.

5. Первичное усвоение новых знаний.

- Перед тем как мы откроем рассказ С.В. Василенко «Суслик» попробуем ответить на вопрос: что повлияло на мировоззрение писательницы                 С.В. Василенко?

Участвуют в обсуждении мировоззренческих позиций писательницы; предлагают факты жизни писательницы, которые оказали влияние на ее мировоззрение.

познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации;

коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,

личностные: умение выражать своё отношение к событиям;

регулятивные: умение определять цели работы и планировать деятельность.

6. Проблемное объяснение нового.

Предлагает читать с остановками рассказ «Суслик».

Раздает учащимся первую часть рассказа

(Приложение1) предлагает по прочтении придумать продолжение сюжета.

Проводит эвристическую беседу по проблемному объяснению нового знания:

-Какой глагол автор выбирает для характеристики движения     машины в самом начале рассказа? Почему использовано именно это     слово? Как называется такой художественный прием?

-С каким зверем ассоциируется машина на основе такого ее описания?

-Найдите в первом абзаце рассказа слова, имеющие отношение к теме «вода».                                                                                                                                    -Какое чувство испытывают школьники, когда они начинают «выливать» сусликов? Для чего автор использует стилистические     фигуры: многосоюзие и ряды однородных членов?

-Чье поведение напоминают действия школьников в начале рассказа?

-Проследите, как изменяется поведение детей в процессе того, как они льют воду? Какие слова находит автор для передачи внутреннего состояния детей?

-Автор называет норку суслика сначала «по-детски открытым ртом земли», а потом просторечным словом «глотка». Зачем нужен такой контраст?

Учащийся вслух читает начало рассказа.

Слушают чтение,читают текст.

Работают с текстом.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение, анализируют.

коммуникативные: основные виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение);

участие в дискуссии; высказывание о героях и их поступках;

личностные: умение выражать своё отношение к событиям;

познавательные: поиск и выделение в тексте необходимой информации.

7. Первичная проверка понимания.

Ставит учебную задачу.

-Как С. Василенко развивает тему воды, характеризуя действия и чувства пионеров?

Подбирает цитаты.

Первое упоминание в летописи о воде мы находим в "Поучении Владимира Мономаха": "Велика ведь бывает польза от учения книжного… Это ведь реки, напояющие вселенную, это источники мудрости…"

Какая точка зрения вам ближе и почему?

Попытайтесь продолжить рассказ.      

Работают со словарями и интернет- ресурсами по группам.

Группа 1: толкование слова вода в словарях:

вода и этимология, вода и фразеология

Группа 2: тема воды в литературе:

вода-река: Л.Толстой напишет: "Люди, как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая…", 

вода-слезы: М. Цветаева о неразделенной любви брошенной женщины: "И слезы ей – вода, и кровь – Вода, – в крови, в слезах умылася!" у А. Ахматовой – вселенский плач по невинно убиенным, репрессированным: "И пусть с неподвижных и бронзовых век, Как слезы, струится подтаявший снег, И голубь тюремный пусть гулит вдали, И тихо идут по Неве корабли" ("Реквием"),

вода-человек: смена времен года (в стихах Ф.И. Тютчева, А. Пушкина и др.) 

вода – имя: Марина (р.) – морская. Ср. "маринист" (художник, пишущий море), "аквамарин" (камень цвета морской воды).

Моисей (е.) – извлеченный (из воды).

Группа 3: вода-символ:озера разделяют мир живых и мертвых

Группа 4: вода в фольклоре:живая и мертвая

Обсуждают поставленную задачу, занимаются поиском общего решения в группе, представляют результаты работы в группе.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение, анализируют.

личностные: умение выражать своё отношение к событиям; формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания;

коммуникативные: умение вступать в диалог с автором произведения; строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач

познавательные: умение на основе анализа текста делать выводы; осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;

регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь.

8. Закрепление материала в ходе представления результатов собственной деятельности.

Организует чтение второй части рассказа. Раздает учащимся первую часть рассказа (Приложение2)

Проводит эвристическую беседу по проблемным вопросам:

-Как описан появившийся из норы суслик? С кем ассоциируется этот «мокрый, дрожащий, маленький» зверек? Какое средство выразительности использует автор?

-Какие еще слова характеризуют суслика как человека? Какой смысл, по вашему мнению, имеет в рассказе одушевление зверька?

-Кому в рассказе противопоставлен суслик? Для чего?

-Какие идиомы использует писательница, развивая тему воды? Какой библейский мотив появляется в связи с этим? Зачем? В чем

символический смысл темы воды в рассказе?

-Как описан окружающий мир? Почему?                                        

-Закончите рассказ.                                                            

Учащийся вслух читает продолжение рассказа.

Слушают чтение, читают текст.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение, анализируют.

Работают со словарями и интернет- ресурсами.

Предлагают возможны варианты окончания рассказа.

познавательные:

поиск и выделение необходимой информации; умение на основе анализа текста создавать интерпретации, делать выводы;

овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи;

коммуникативные:

умения слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с задачей; оформлять своё мнение в устной форме; работать в группе;

личностные: формирование нравственной позиции учащихся на основе сопереживания; формирование навыков развернутого анализа.

9. Работа с самопроверкой по эталону.

Раздает учащимся третью часть рассказа

(Приложение3)

Предлагает учащимся прочитать последнее предложение, которое по стилю напоминает сухой отчет. Почему метафорический рассказ о гибели суслика автор заканчивает строгим языком документа?

Учащийся вслух читает окончание рассказа.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение, анализируют, делают выводы.

познавательные: поиск и выделение необходимой информации;

личностные: формирование навыков самооценки.

10. Итоги урока. Оценки. Рефлексия.

Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности.

Подводит итоги урока:

-Согласны ли вы с мнением литературного критика Н. Шипилова: «Рассказ «Суслик» можно назвать коротким, но нельзя назвать маленьким». Аргументируйте свой ответ.

Организует рефлексию обучающихся по поводу их эмоционального состояния, деятельности на уроке:

Оцените свою работу на уроке:

 - На уроке я работал активно/пассивно.

- Своей работой на уроке я доволен /не доволен, почему?

- Материал урока мне был понятен / не понятен?

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение, анализируют, делают выводы.

Осуществляют самооценку работы групп, используя лист оценивания. Заполняют рефлексивную карту.

регулятивные: формирование навыков рефлексии.

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

познавательные: сравнение, оценивание.

11. Домашнее задание

Цель: Включение новых знаний в систему изученного материала.

Информирует учащихся о домашнем задании: предлагает написать сочинение- рассуждение на тему «Мир, котором я живу…»,используя в качестве  одного из аргументов материалы урока.

Записывают домашнее задание, сочинение в форме эссе (с последующим прочтением вслух и обсуждением прочитанного).

коммуникативные: создание письменного высказывания и его представление.

Приложение1

Светлана Василенко.

                                                     Суслик.

          Весной мы, пионеры военного городка Ярград, выходили в степь выливать сусликов из норок. Тихо за нашим отрядом ползла поливальная машина с хлорированной водой. Крутые бока ее были мокры, как бока зверя.

           В нору, чёрно уходящую в глубь земли, мы лили из ведер воду. И та уходила стремительно, беззвучно и насовсем. И снова налили, и снова ушла она, будто по срочному важному делу, быстро и независимо. И снова черно зиял отверстый, по-детски круглый рот земли. И уже забыв про суслика, не веря, что когда-нибудь выскочит он из норы, - мы лили воду просто так, потом весело-бесшабашно, потешаясь над собой и этой дырой, уходящей в никуда. Потом со злостью и отчаяньем к этой глумящейся над нами, пионерами тайне: заливали ей глотку, не давая продыху, - лили и лили. Забыв, зачем льем.

            И когда наша злоба и ненависть, нависнув над норой, стала огромной, молчаливой и плотной, как льющаяся тяжелой плотной струей вода, когда воздух сгустился от этой общей злобы и стал отчетливо пахнуть хлоркой и потом, - тогда вдруг из соседней норки выполз суслик…

Приложение2

Он вылез на свет, мокрый, дрожащий, маленький, будто только родился у нас на глазах из чрева земли, - и застыл очарованный.

            Божий мир был цел и глядел на него.

            Что ему там причудилось, в его извилистой земляной тьме, по которой, воя от ужаса, металась его детская душа, и ее со всех сторон настигала наша человеческая, хлорированная злоба, наша ледяная ненависть, просачиваясь во все закоулки и убежища: всемирный потоп? конец света?

            Но мир был цел. Мир был целехонек. Он был даже лучше того, прежнего. Неуничтоженное солнце светило ярче, чем то, привычное. Неуничтоженное небо было голубее и чище.

             Подняв свою душу на задние лапы, он молитвенно сложил свои ручки на груди и, закинув голову, блаженно, подслеповато щурясь, поглядел на мир.

              Мир был цел.

              Он тихо свершил свой намаз.

              И только тогда поглядел на нас, сгрудившихся над ним людей.

              Он и на нас посмотрел сначала влюбленно, радуясь за нас, что мы живы, что вышли сухими из воды, целы и невредимы после такого потопа.

              И еще раз посмотрел. Но уже не так: деловито огляделся и понял - не вырваться. И обреченно залег: берите. Главное, что мир – цел. И закрыл глаза…

Приложение3

В тот день мы, учащиеся шестого класса «Б», вылили двадцать два суслика и вышли на первое место по заготовке шкурок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока по физической культуре "Цирковое представление" 1 класс

Технологическая картаоткрытого  урока физической культуры  для 1 класса....

Технологическая карта открытого урока по английского языку в 5-м классе.

Тема цикла: Special daysТема урока: «It’s my birthday»Тип  урока  :  систематизация ,обобщение и совершенствование навыков и умений.Учебно-методический комплекс: ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА В РАМКАХ ПРОЕКТА «Книга на уроке».

Тема урока: Нахождение дроби от числа. Класс:6. Цель: развитие ключевых компетенций, мотивация чтеня книг....

Технологическая карта открытого урока по английскому языку по ФГОС 2 класс по теме " Мишка Тедди замечательный".

Учебный предмет: английский язык         Класс: 2Тема урока: “ Мишка Тедди замечательный. Игрушки. Отрицательные предложения с глаголом «иметь»  &rdquo...

Технологическая карта открытого урока по английскому языку по ФГОС 2 класс по теме "Мой дом"

Тема урока: Проект "Мой дом"Тип урока:комбинированный урокЦель урока:научить детей описывать комнаты дома.Задачи:Практическая:Овладение английским языком как средством общения по теме «...

Технологическая карта открытого урока по английскому языку по ФГОС 3 класс по теме « Меню для ланча в школе»

Цель урока повторить лексику по теме: «Еда», учить разделять еду на «Фрукты», «Овощи» и «Напитки», развивать навыки аудирования, чтения, говорения и пис...

Технологическая карта открытого урока по теме "Здоровый образ жизни" 6 класс

Технологическая карта открытого урока по теме "Здоровый образ жизни" 6 класс, Кузовлев....