Трудные вопросы истории 6 класс.
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Данная работа была отмечена на городском конкурсе методических разработок "Трудные вопросы истории"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Причины возвышения Москвы | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Трудные вопросы истории
Разработку урока подготовила
учитель истории и обществознания
МБОУ «Лицей многопрофильный»№ 69
Оскорбина Елена Анатольевна
Тема: Причины возвышения Москвы. Политика первых русских князей по отношению к ордынским ханам и правителям других русских земель.
Цели: дать представление о предпосылках и этапах объединения русских земель, причинах возвышения Москвы, анализировать деятельность московских князей, высказывать свое мнение, соотносить процесс объединения русских земель с объединительным процессом, происходившим в западноевропейских государствах, выявлять черты сходства и различия; умение работать с картой, проводить анализ исторического источника.
Формирование сознания учащихся в направлении того, что только единство нашего государства обеспечит ему могущество, процветание, независимость.
Развивать навыки самостоятельной работы с текстом, схемой, выбирать главное, анализировать, делать выводы; развивать умения коммуникации.
Форма проведения: проблемная лекция
Оборудование: карты «Образование и расширение Российского государства XIV-XVI вв.», ИКТ, карточки, ватман или альбомные листы.
Ход урока.
- Проверка домашнего задания.
- Изучение нового материала
План изучения нового материала.
- Борьба за лидерство в ходе объединения Северо-Восточной Руси. Московские князья.
- Этапы образования единого Российского государства.
Проблемная беседа:
Какие централизованные государства Западной Европы вы знаете? Кто являлся объединителем французских (английских, испанских) земель? Назовите исторических личностей в истории Европы, которые внесли свой вклад в дело объединения земель …
Задача: узнать особенности объединительного процесса для Руси.
Нам нужно будет ответить на главный вопрос урока: Почему Москва стала центром объединения?
Как утверждают некоторые историки, объединение русских земель и образование единого государства значительно отличалось от процессов объединения земель в Западной Европе. На Западе в основе объединения лежало развитие товарно-денежных отношений и установление экономических связей между областями, в России преобладающее влияние имели социально-политические и духовные факторы. Рассмотрим их.
- социально-экономические предпосылки: развитие земледелия, распространение трехпольной системы земледелия, некоторое оживление ремесла и торговли, заметный демографический подъем и развитие промыслов; рост боярского сословия и феодального землевладения, источником стали княжеские пожалования земли с крестьянами, с 15 в развитие поместного землевладения, которые владели землей на условиях службы. Они стали поддерживать князя в его политике, надеясь с его помощью получить новые земли и упрочить положение на старых. Эти уже являлись предпосылкой политической консолидации.
- социально-политические предпосылки: обострились противоречия между князьями, поддерживаемыми боярскими группировками, что приводило к борьбе за расширение владений одних за счет других. Так выявилось соперничество Тверского и Московского княжеств, борьба между ними и определило процесс объединения Руси. Кроме того, монголо-татары, выдавая ярлык на Великое княжение Владимирское, сами восстановили этот институт власти, так нужный для единого государства.
- духовные факторы: Православная церковь заинтересована в единой церковной организации, должна быть защищена от угрозы с Запада (католицизм) и Востока (ислам), поэтому поддерживала того князя, который имел силы объединить Русь. Но к духовным объединительным факторам принадлежат еще и общность языка (русский), а также действие юридических норм (Сокращенная Русская Правда).
(Как вариант, если класс сильный, то ведется работа учеников по 3 группам: социально-экономические, социально-политические и духовные предпосылки.)
Раздаточный материал:
Написать (тезисно, можно применять условные обозначения):
1 гр. Система земледелия на Северо-Востоке Руси XIV в., цели бояр и дворян (политические и экономические), в чем видели средство достижения этой цели?
2 гр. Политика монголо-татар в отношении княжеской власти, политические и экономические задачи боярских группировок в условиях земельной раздробленности.
3 гр. Положение Русской Православной церкви после монголо-татарского нашествия, какие еще, кроме религии, духовные факторы играют роль объединения людей?
В XIV веке на территории Северо-Восточной Руси насчитывалось 14 княжеств, возросло значение политических центров: Твери, Москвы, Нижнего Новгорода.
Великий князь владимирский, хоть и считался главой всей земли, но правил только в собственном княжестве и не переезжал во Владимир. Он мог распоряжаться землями вокруг Владимира, мог их раздавать своим слугам, контролировал сбор дани. Князья вели ожесточенную борьбу за ярлык.
Обратимся к карте, найдем Тверское и Московское княжества.
Тверское княжество избежало дробления, активно набирало силу. В 1247 году оно выделено Ярославу Ярославичу – брату Александра Невского. В 1276 году Московское княжество выделено младшему сыну Александра Невского Даниилу Александровичу. Московское княжество уступало по площади Тверскому. И первая задача – расширение землевладения.
Работа с документом.
В.О. Ключевский о Московских и Тверских князьях: «На стороне тверских князей были право старшинства и личные доблести, средства юридические и нравственные; на стороне московских – деньги и умение пользоваться обстоятельствами, средства материальные и практические, а тогда Русь переживала время, когда последние средства были действительнее первых. Князья тверские никак не могли понять истинного положения дел и в начале XIV в. Все еще считали возможной борьбу с татарами.
Московские князья иначе смотрели на положение дел. Они пока вовсе не думали о борьбе с татарами; видя, что на Орду гораздо выгоднее действовать «смиренной мудростью», то есть угодничеством и деньгами, чем оружием, они усердно ухаживали за ханом и сделали его орудием своих замыслов. Никто из князей чаще Калиты не ездил на поклон к хану, и там он был всегда желанным гостем, потому что приезжал не с пустыми руками. Благодаря этому московский князь, по генеалогии младший среди своей братии, добился старшего великокняжеского стола».
Как В.О. Ключевский оценивает поступки и политическую линию князей тверских и московских?
На доске (либо в слайдовом режиме):
Москва | Основные направления | Тверь | ||
Отношения с РПЦ | Борьба за Великое Владимирское княжение | Отношения с Ордой |
Александр Невский | Андрей Ярославич+дочь Даниила Галицкого беж в Швецию | Ярослав | ||
Даниил (Москва) | Михаил (1305-1318) первым принял титул великий князь всея Руси (Тверь) | |||
Юрий (+Кончака) хана Узбека | Дмитрий Грозные Очи | Александр | ||
Иван Калита (Феогност) | Федор (казнь в Орде) |
(Как вариант, можно тоже разбить учащихся по группам, дать задание характеристики исторического деятеля из «даниловичей» и результатов его политики, например, каким образом решались спорные вопросы между князьями, какую роль играла Орда в политической жизни Руси…), если класс слабый, то разбирается вместе с учителем. Привожу свою опорную таблицу. Ее можно спроецировать на доску, а можно использовать для тезисной информации на слайды, с портретом персонажа)
Даниил Александрович (1276-1303) | Отвоевал у Рязани Коломну в 1301 г., от бездетного племянника Ивана Дмитриевича Переяславского получил в наследство Переяславль-Залесский (эти территории были экономически развитыми и многонаселенными, они открывали московским князьям пути к важным речным бассейнам) и, умирая в 1303 г., оставил своему сыну Юрию большое сильное удельное княжество. |
Юрий Данилович (1303-1325) | Тверь была богаче Москвы, и Михаил смог пообещать хану платить больше дани, чем его соперник. Владимирский стол достался ему. Когда хан, покровительствовавший Михаилу, умер, Юрий постарался добиться расположения нового хана – Узбека, что ему удалось. Хан пожаловал ему ярлык, женил на своей сестре Кончаке (в крещении Агафье), дал ордынское войско во главе с Кавгадыем, чтобы отнять владимирский престол у Михаила Тверского. В 1317 году недалеко от Твери произошло сражение. Москвичи и монголы были разбиты в битве при Бартеневе. Юрию удалось бежать, но жена оказалась в плену. В Твери она неожиданно умерла. Стали поговаривать, что ее отравили. Юрий и Кавгадый поехали к брату покойной хану Узбеку и обвинили тверского князя в убийстве. Хан вызвал Михаила в Орду и устроил над ним суд. Князя признали виновным. Что тот противился воле хана и бился с его войском, и в смерти княгини. У Михаила отобрали богатое платье, навесили ему на шею деревянную колодку с цепью и в таком виде заставили сопровождать хана в походе. Почти месяц терпел Михаил унижения. А потом к нему подослали убийц. Князя повалили на землю и вонзили ему в грудь нож. Юрий Данилович стал великим князем владимирским, он сидел во Владимире до 1322 года, затем хан передал ярлык сыну Михаила Дмитрию Грозные Очи. В 1325 году Дмитрий, встретив в Орде Юрия, убил его, мстя за отца, и тут же был казнен по приказу хана Узбека. Но великое княжение осталось за тверскими князьями. 1300 отнял у рост. князя Коломну 1303 Можайск (стал контролировать весь бассейн Москвы-реки) 1314 приглашен на княжение в Новгород |
Иван I Калита (1325-1340) Провозгласил себя князем московским и всея Руси | (1327 год в Твери восстание из-за баскака Чолхана, ордынцы отняли лошадь у дьякона Дудко, Щелкана убили, возглавил восстание тверской князь Александр. Вот и настал долгожданный миг для Ивана Калиты. С карательным ордынским войском он обрушился на Тверь, Калита получил ярлык (после тверского восстания отказались от баскачества и сбор дани поручили рус. князьям) С помощью Орды установил контроль над Угличем (1331), Белоозером, Костромой, Сев. Галичем (1328), Ростовом (1331), Он и бояре покупали земли в других княжествах Псковом (1329) (пр, чтобы Александр Михайлович ехал в Орду, но его не выдали и митрополит Феогност отлучил псковитян от церкви. Так как нельзя крестить детей, церковная дипломатия подействовала и тот сам ушел, 1337 год в Орду, А.М. отпущен, 1339 вновь по доносу его с сыном Федором казнили страшной смертью: «розоимаша» по частям. |
Симеон Гордый (1340-1353) | Временно помирился с Тверью и Новгородом Хорошие отношения с Ордой, нет военных столкновений, подчинение Новгорода посредством назначения московских наместников Присоед 1341 Юрьев-Польский Даже Тверь на время примирилась с Москвой, тверской князь выдал за Симеона свою сестру. |
Иван II Красный (1353-1359) | Обладал ярлыком, миролюбивая политика, начало военных столкновений с Литвой Присоединил Боровск и Верею |
Этапы образования единого Российского государства:
- Конец XIIIв. – 80-е гг. XIV в. – хозяйственный подъем в Русских землях, возвышение Московского княжества и начало объединения русских земель вокруг Москвы;
- 80-е гг. XIVв. – вторая половина XVв. – дальнейшее объединение земель вокруг Москвы, борьба великого московского князя с московскими удельными князьями;
- вторая половина XVв. – начало XVI в. – образование единого государства.
После работы с таблицей или частями таблицы неминуемо со стороны учащихся возникает вопрос о нравственных качествах первых московских князей. Отвечая на этот непростой вопрос, лично я привожу характеристику исторической личности (из любой памятки по истории).
- Имя исторического деятеля. Время, в которое он жил, к какой общественной группе (сословию, классу) принадлежал.
- Опиши внешность, черты характера.
- Расскажи о его делах. В чьих интересах действовал? Каким путем добивался своей цели?
- ! Оцени результаты его деятельности: для государства, народа, культуры.
И этот последний пункт «без яркой эмоциональной наполняемости» является основой для учебников истории. Результаты деятельности. Ведь по существу мы изучаем и анализируем итоги деятельности отдельных личностей.
Таким образом, причины возвышения Москвы:
- Московское княжество имело выгодное географическое положение.
- Через Москву проходил Волжский торговый путь.
- Москва была хорошо защищена лесами и соседними княжествами от воинственных кочевников.
- Расширилась территория княжества за счет скупки земель Московским князем Иваном Калитой (1325-1340).
- Иван Калита наказал Тверское княжество за расправу над баскаками и получил от хана право на сбор и доставку в Золотую Орду дани со всех русских земель.
- Часть собранной дани оседало в казне Ивана Калиты.
- В Москве началось грандиозное строительство, создание многочисленной дружины.
- Установилась прямая власть над всеми русскими княжествами.
- В Москву была перенесена резиденция митрополита.
- Московское княжество было самым спокойным и безопасным.
- Москва превратилась в политический центр Руси
И, наконец, каковы особенности процесса образования централизованного государства на Руси (в отличие от Западной Европы), ответ на вопрос, прозвучавший в начале урока:
- Монголо-татарское нашествие прервало наметившиеся в XIII веке объединительные процессы.
- Развитие городов и внутренней торговли не достигли того уровня, как на Западе, не возникли буржуазные отношения.
- Единое государство на Руси складывалось на основе многих национальностей, многонациональный характер Российского государства.
- Необходимость защиты от внешних врагов – татар, поляков, турок, немцев.
- Политическое объединение земель не была подкреплена экономической централизацией.
- Носителем объединительного начала была великокняжеская власть.
Закрепление изученного материала.
- Назовите предпосылки объединения русских земель.
- Назовите причины объединения русских земель.
- Причины возвышения Москвы.
Домашнее задание. Параграф 18, вопросы и задания, можно подготовить сообщение о Дмитрии Донском, Сергии Радонежском, митрополите Алексее (дать задания 3 ученикам из разных творческих групп).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер-класс «Изучение «трудного вопроса истории России» «Роль варягов в образовании ДРГ» средствами технологии развития критического мышления средствами чтения и письма (ТРКМЧП)»
Мастер-класс «Изучение «трудного вопроса истории России» «Роль варягов в образовании ДРГ» средствамиТРКМЧП» проводится в форме комментируемого занятия с учителями истории, которые выступают ...
Тема: «Историко-культурный стандарт». Трудные вопросы истории. Рюрик.
Каждый народ вправе гордиться своей историей. Но история русского народа – неповторимая, особенная, самобытная. Ее тысячелетиями создавали наши предки, они формировали государственность, по крупицам с...
Трудные вопросы истории
Авторская программа предметного элективного курса «Трудные вопросы истории России» адресована ученикам 8-9 классов основной общеобразовательной школы, которые планируют сдавать историю в к...
Методическая разработка урока Трудные вопросы истории
laquo;Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток».Цели урока:образовательная: научить применять полученны...
Трудные вопросы истории. Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде.
Урок предполагает дискуссионную форму работы, работу в группах с применением ИКТ технологии, технологии проблемного обучения и SMART- технологии (Mentimeter). Класс разделён на три группы: защитники, ...
рабочая программа внеурочных занятий по истории "Трудные вопросы истории"
Рабочая программа внеурочных занятий по истории для учащихся 10 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Трудные вопросы истории. 10-11 класс
Содержание программы. Формы занятий. Тематическое планирование....