Трудные вопросы истории 6 класс.
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Оскорбина Елена Анатольевна

Данная работа была отмечена на городском конкурсе методических разработок "Трудные вопросы истории"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Причины возвышения Москвы73 КБ

Предварительный просмотр:

Трудные вопросы истории

Разработку урока подготовила

 учитель истории и обществознания

МБОУ «Лицей многопрофильный»№ 69

Оскорбина Елена Анатольевна

Тема: Причины возвышения Москвы. Политика первых русских князей по отношению к ордынским ханам и правителям других русских земель.

Цели: дать представление о предпосылках и этапах объединения русских земель, причинах возвышения Москвы, анализировать деятельность московских князей, высказывать свое мнение, соотносить процесс объединения русских земель с объединительным процессом, происходившим в западноевропейских государствах, выявлять черты сходства и различия; умение работать с картой, проводить анализ исторического источника.

Формирование сознания учащихся в направлении того, что только единство нашего государства обеспечит ему могущество, процветание, независимость.

Развивать навыки самостоятельной работы с текстом, схемой, выбирать главное, анализировать, делать выводы; развивать умения коммуникации.

Форма проведения: проблемная лекция

Оборудование: карты «Образование и расширение Российского государства XIV-XVI вв.», ИКТ, карточки, ватман или альбомные листы.

Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Изучение нового материала

План изучения нового материала.

  1. Борьба за лидерство в ходе объединения Северо-Восточной Руси. Московские князья.
  2. Этапы образования единого Российского государства.

Проблемная беседа:

Какие централизованные государства Западной Европы вы знаете? Кто являлся объединителем французских (английских, испанских) земель? Назовите исторических личностей в истории Европы, которые внесли свой вклад в дело объединения земель …

Задача: узнать особенности объединительного процесса для Руси.

Нам нужно будет ответить на главный вопрос урока: Почему Москва стала центром объединения?

Как утверждают некоторые историки, объединение русских земель и образование единого государства значительно отличалось от процессов объединения земель в Западной Европе. На Западе в основе объединения лежало развитие товарно-денежных отношений и установление экономических связей между областями, в России преобладающее влияние имели социально-политические и духовные факторы. Рассмотрим их.

  1. социально-экономические предпосылки: развитие земледелия, распространение трехпольной системы земледелия, некоторое оживление ремесла и торговли, заметный демографический подъем и развитие промыслов; рост боярского сословия и феодального землевладения, источником стали княжеские пожалования земли с крестьянами, с 15 в развитие поместного землевладения, которые владели землей на условиях службы. Они стали поддерживать князя в его политике, надеясь с его помощью получить новые земли и упрочить положение на старых. Эти уже являлись предпосылкой политической консолидации.
  2. социально-политические предпосылки: обострились противоречия между князьями, поддерживаемыми боярскими группировками, что приводило к борьбе за расширение владений одних за счет других. Так выявилось соперничество Тверского и Московского княжеств, борьба между ними и определило процесс объединения Руси. Кроме того, монголо-татары, выдавая ярлык на Великое княжение Владимирское, сами восстановили этот институт власти, так нужный для единого государства.
  3. духовные факторы: Православная церковь заинтересована в единой церковной организации, должна быть защищена от угрозы с Запада (католицизм) и Востока (ислам), поэтому поддерживала того князя, который имел силы объединить Русь. Но к духовным объединительным факторам принадлежат еще и общность языка (русский), а также действие юридических норм (Сокращенная Русская Правда).

(Как вариант, если класс сильный, то ведется работа учеников по 3 группам: социально-экономические, социально-политические и духовные предпосылки.)

Раздаточный материал:

Написать (тезисно, можно применять условные обозначения):

1 гр. Система земледелия на Северо-Востоке Руси XIV в., цели бояр и дворян (политические и экономические), в чем видели средство достижения этой цели?

2 гр. Политика монголо-татар в отношении княжеской власти, политические и экономические задачи боярских группировок в условиях земельной раздробленности.

3 гр. Положение Русской Православной церкви после монголо-татарского нашествия, какие еще, кроме религии, духовные факторы играют роль объединения людей?

В XIV веке на территории Северо-Восточной Руси насчитывалось 14 княжеств, возросло значение политических центров: Твери, Москвы, Нижнего Новгорода.

Великий князь владимирский, хоть и считался главой всей земли, но правил только в собственном княжестве и не переезжал во Владимир. Он мог распоряжаться землями вокруг Владимира, мог их раздавать своим слугам, контролировал сбор дани. Князья вели ожесточенную борьбу за ярлык.

Обратимся к карте, найдем Тверское и Московское княжества.

Тверское княжество избежало дробления, активно набирало силу. В 1247 году оно выделено Ярославу Ярославичу – брату Александра Невского. В 1276 году Московское княжество выделено младшему сыну Александра Невского Даниилу Александровичу. Московское княжество уступало по площади Тверскому. И первая задача – расширение землевладения.

Работа с документом.

В.О. Ключевский о Московских и Тверских князьях: «На стороне тверских князей были право старшинства и личные доблести, средства юридические и нравственные; на стороне московских – деньги и умение пользоваться обстоятельствами, средства материальные и практические, а тогда Русь переживала время, когда последние средства были действительнее первых. Князья тверские никак не могли понять истинного положения дел и в начале XIV в. Все еще считали возможной борьбу с татарами.

Московские князья иначе смотрели на положение дел. Они пока вовсе не думали о борьбе с татарами; видя, что на Орду гораздо выгоднее действовать «смиренной мудростью», то есть угодничеством и деньгами, чем оружием, они усердно ухаживали за ханом и сделали его орудием своих замыслов. Никто из князей чаще Калиты не ездил на поклон к хану, и там он был всегда желанным гостем, потому что приезжал не с пустыми руками. Благодаря этому московский князь, по генеалогии младший среди своей братии, добился старшего великокняжеского стола».

Как В.О. Ключевский оценивает поступки и политическую линию князей тверских и московских?

На доске (либо в слайдовом режиме):

Москва

Основные направления

Тверь

Отношения с РПЦ

Борьба за Великое Владимирское княжение

Отношения с Ордой

Александр Невский

Андрей Ярославич+дочь Даниила Галицкого беж в Швецию

Ярослав

Даниил (Москва)

Михаил  (1305-1318) первым принял титул великий князь всея Руси (Тверь)

Юрий (+Кончака) хана Узбека

Дмитрий Грозные Очи

Александр

Иван Калита (Феогност)

Федор (казнь в Орде)

(Как вариант, можно тоже разбить учащихся по группам, дать задание характеристики исторического деятеля из «даниловичей» и результатов его политики, например, каким образом решались спорные вопросы между князьями, какую роль играла Орда в политической жизни Руси…), если класс слабый, то разбирается вместе с учителем. Привожу свою опорную таблицу. Ее можно спроецировать на доску, а можно использовать для тезисной информации на слайды, с портретом персонажа)

Даниил Александрович

(1276-1303)

Отвоевал у Рязани Коломну в 1301 г., от бездетного племянника Ивана Дмитриевича Переяславского получил в наследство Переяславль-Залесский (эти территории были экономически развитыми и многонаселенными, они открывали московским князьям пути к важным речным бассейнам) и, умирая в 1303 г., оставил своему сыну Юрию большое сильное удельное княжество.

Юрий Данилович

(1303-1325)

Тверь была богаче Москвы, и Михаил смог пообещать хану платить больше дани, чем его соперник. Владимирский стол достался ему. Когда хан, покровительствовавший Михаилу, умер, Юрий постарался добиться расположения нового хана – Узбека, что ему удалось. Хан пожаловал ему ярлык, женил на своей сестре Кончаке (в крещении Агафье), дал ордынское войско во главе с Кавгадыем, чтобы отнять владимирский престол у Михаила Тверского. В 1317 году недалеко от Твери произошло сражение. Москвичи и монголы были разбиты в битве при Бартеневе. Юрию удалось бежать, но жена оказалась в плену. В Твери она неожиданно умерла. Стали поговаривать, что ее отравили. Юрий и Кавгадый поехали к брату покойной хану Узбеку и обвинили тверского князя в убийстве. Хан вызвал Михаила в Орду и устроил над ним суд. Князя признали виновным. Что тот противился воле хана и бился с его войском, и в смерти княгини. У Михаила отобрали богатое платье, навесили ему на шею деревянную колодку с цепью и в таком виде заставили сопровождать хана в походе. Почти месяц терпел Михаил унижения. А потом к нему подослали убийц. Князя повалили на землю и вонзили ему в грудь нож. Юрий Данилович стал великим князем владимирским, он сидел во Владимире до 1322 года, затем хан передал ярлык сыну Михаила Дмитрию Грозные Очи. В 1325 году Дмитрий, встретив в Орде Юрия, убил его, мстя за отца, и тут же был казнен по приказу хана Узбека. Но великое княжение осталось за тверскими князьями.

1300 отнял у рост. князя Коломну

1303 Можайск (стал контролировать весь бассейн Москвы-реки)

1314 приглашен на княжение в Новгород

Иван I Калита

(1325-1340)

Провозгласил себя князем московским и всея Руси

(1327 год в Твери восстание из-за баскака Чолхана, ордынцы отняли лошадь у дьякона Дудко, Щелкана убили, возглавил восстание тверской князь Александр. Вот и настал долгожданный миг для Ивана Калиты. С карательным ордынским войском он обрушился на Тверь, Калита получил ярлык (после тверского восстания отказались от баскачества и сбор дани поручили рус. князьям)

С помощью Орды установил контроль над Угличем (1331), Белоозером, Костромой, Сев. Галичем (1328), Ростовом (1331),

Он и бояре покупали земли в других княжествах

Псковом (1329) (пр, чтобы Александр Михайлович ехал в Орду, но его не выдали и митрополит Феогност отлучил псковитян от церкви. Так как нельзя крестить детей, церковная дипломатия подействовала и тот сам ушел, 1337 год в Орду, А.М. отпущен, 1339 вновь по доносу его с сыном Федором казнили страшной смертью: «розоимаша» по частям.

Симеон Гордый

(1340-1353)

Временно помирился с Тверью и Новгородом

Хорошие отношения с Ордой, нет военных столкновений, подчинение Новгорода посредством назначения московских наместников

Присоед 1341 Юрьев-Польский

Даже Тверь на время примирилась с Москвой, тверской князь выдал за Симеона свою сестру.

Иван II Красный

(1353-1359)

Обладал ярлыком, миролюбивая политика, начало военных столкновений с Литвой

Присоединил Боровск и Верею

Этапы образования единого Российского государства:

  1. Конец XIIIв. – 80-е гг. XIV в. – хозяйственный подъем в Русских землях, возвышение Московского княжества и начало объединения русских земель вокруг Москвы;
  2. 80-е гг. XIVв. – вторая половина XVв. – дальнейшее объединение земель вокруг Москвы, борьба великого московского князя с московскими удельными князьями;
  3. вторая половина XVв. – начало XVI в. – образование единого государства.

После работы с таблицей или частями таблицы неминуемо со стороны учащихся возникает вопрос о нравственных качествах первых московских князей. Отвечая на этот непростой вопрос, лично я привожу характеристику исторической личности (из любой памятки по истории).

  1. Имя исторического деятеля. Время, в которое он жил, к какой общественной группе (сословию, классу) принадлежал.
  2. Опиши внешность, черты характера.
  3. Расскажи о его делах. В чьих интересах действовал? Каким путем добивался своей цели?
  4. ! Оцени результаты его деятельности: для государства, народа, культуры.

И этот последний пункт «без яркой эмоциональной наполняемости» является основой для учебников истории. Результаты деятельности. Ведь по существу мы изучаем и анализируем итоги деятельности отдельных личностей.

Таким образом, причины возвышения Москвы:

  • Московское княжество имело выгодное географическое положение.
  • Через Москву проходил Волжский торговый путь.
  • Москва была хорошо защищена лесами и соседними княжествами от      воинственных кочевников.
  • Расширилась территория княжества за счет скупки земель Московским     князем Иваном Калитой (1325-1340).
  • Иван Калита наказал Тверское княжество за расправу над баскаками и      получил от хана право на сбор и доставку в Золотую Орду дани со всех      русских земель.
  • Часть собранной дани оседало в казне Ивана Калиты.
  • В Москве началось грандиозное строительство,  создание      многочисленной дружины.
  • Установилась прямая власть над всеми русскими княжествами.
  • В Москву была перенесена резиденция митрополита.
  • Московское княжество было самым спокойным и безопасным.
  • Москва превратилась в политический центр Руси

И, наконец, каковы особенности процесса образования централизованного государства на Руси (в отличие от Западной Европы), ответ на вопрос, прозвучавший в начале урока:

  • Монголо-татарское нашествие прервало наметившиеся в XIII веке объединительные процессы.
  • Развитие городов и внутренней торговли не достигли того уровня, как на Западе, не возникли буржуазные отношения.
  • Единое государство на Руси складывалось на основе многих национальностей, многонациональный характер Российского государства.
  • Необходимость защиты от внешних врагов – татар, поляков, турок, немцев.
  • Политическое объединение земель не была подкреплена экономической централизацией.
  • Носителем объединительного начала была великокняжеская власть.

Закрепление изученного материала.

  1. Назовите предпосылки объединения русских земель.
  2. Назовите причины объединения русских земель.
  3. Причины возвышения Москвы.

Домашнее задание. Параграф 18, вопросы и задания, можно подготовить сообщение о Дмитрии Донском, Сергии Радонежском, митрополите Алексее (дать задания 3 ученикам из разных творческих групп).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс «Изучение «трудного вопроса истории России» «Роль варягов в образовании ДРГ» средствами технологии развития критического мышления средствами чтения и письма (ТРКМЧП)»

Мастер-класс «Изучение «трудного вопроса истории России» «Роль варягов в образовании ДРГ» средствамиТРКМЧП» проводится в форме комментируемого занятия с учителями истории, которые выступают ...

Тема: «Историко-культурный стандарт». Трудные вопросы истории. Рюрик.

Каждый народ вправе гордиться своей историей. Но история русского народа – неповторимая, особенная, самобытная. Ее тысячелетиями создавали наши предки, они формировали государственность, по крупицам с...

Трудные вопросы истории

Авторская программа предметного элективного курса «Трудные вопросы истории России» адресована ученикам 8-9 классов основной общеобразовательной школы, которые планируют сдавать историю в к...

Методическая разработка урока Трудные вопросы истории

laquo;Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток».Цели урока:образовательная: научить применять полученны...

Трудные вопросы истории. Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде.

Урок предполагает дискуссионную форму работы, работу в группах с применением ИКТ технологии, технологии проблемного обучения и SMART- технологии (Mentimeter). Класс разделён на три группы: защитники, ...

рабочая программа внеурочных занятий по истории "Трудные вопросы истории"

Рабочая программа внеурочных занятий по истории для учащихся 10 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Трудные вопросы истории. 10-11 класс

Содержание программы. Формы  занятий. Тематическое планирование....