мастер-класс «Изучение «трудного вопроса истории России» «Роль варягов в образовании ДРГ» средствами технологии развития критического мышления средствами чтения и письма (ТРКМЧП)»
материал по истории (10 класс) по теме
Мастер-класс «Изучение «трудного вопроса истории России» «Роль варягов в образовании ДРГ» средствамиТРКМЧП» проводится в форме комментируемого занятия с учителями истории, которые выступают в роли десятиклассников. Мастер-класс проводится с целью обмена опытом работы по организации преподавания «трудных вопросов истории России» из примерного перечня историко-культурного стандарта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ditrih_master-klass_-_mini-sayt.docx | 234.45 КБ |
ditrih_master-klass_-moy_minisayt.pptx | 404 КБ |
Предварительный просмотр:
Дитрих Елена Андреевна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Кадетская школа «Патриот»
Тема мастер-класса: «Изучение «трудного вопроса истории России» «Роль варягов в образовании ДРГ» средствами технологии развития критического мышления средствами чтения и письма (ТРКМЧП)»
Цель – обмен опытом работы по организации преподавания «трудных вопросов истории России» из примерного перечня историко-культурного стандарта
Задачи:
- Продемонстрировать возможности изучения трудного вопроса «Роль варягов в образовании Древнерусского государства (ДРГ)» с помощью технологии развития критического мышления средствами чтения и письма
- Проанализировать возможности применения различных технологий при изучении данного вопроса
Мастер-класс в форме комментируемого занятия с учителями истории, которые выступают в роли десятиклассников.
Источники информации:
- Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.) [электронный ресурс] // [сайт]. URL: http://www.lants.tellur.ru/history/danilevsky/index.htm
- Козленко С.И., Тороп В.В. История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 КЛАСС. Книга для учителя. В двух частях. Часть 1 [электронный ресурс] // Просвещение [сайт]. URL: http://www.prosv.ru/ebooks/Kozlenko_IstoriaRoss_10kl_kniga/
- Схемы с сайта http://схемо.рф
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Учителям сообщается тема мастер-класса и задачи его проведения, а также правила, по которым занятие будет проводиться:
СЛАЙД 1 презентации
- учителя–участники мастер-класса будут в роли десятиклассников, изучающих историю России по концентрической системе по учебнику Сахарова А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII в.
- на занятии будет представлен фрагмент урока в 10 классе по теме «Возникновение государства Русь. Первые князья» (это § 3 учебника Сахарова А.Н.).
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Фрагмент урока в 10 классе
СЛАЙД 2 презентации
СТАДИЯ ВЫЗОВА
АКТУАЛИЗАЦИЯ – вопрос по домашнему заданию – познавательный тупик, чтобы перейти к новой теме
В заключение опроса домашнего задания учитель спрашивает: «Какие признаки государственности появились у полян и словен в VIII – IX вв?» (вопрос 5 к § 2 по учебнику Сахарова А.Н.).
Учителя-ученики отвечают:
- на смену родовой общине пришла соседская
- становление княжеской власти
- складывание четкой иерархии восточнославянского общества
Учитель: Можем ли утверждать, что к середине IX в. ДРГ уже сложилось?
- все высказывают свое мнение (как правило, высказываются разные точки зрения)
Учитель обобщает: Пока у нас недостаточно знаний, чтобы аргументированно ответить на этот вопрос, поэтому сегодня продолжаем изучение исторических источников
СЛАЙД 3 презентации
АКТИВИЗАЦИЯ. МОТИВАЦИЯ
Учитель: Основным источником изучения истории ДРГ была "Повесть временных лет". Вспоминаем, что такое Повесть временных лет?
Ответы: наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века, первую редакцию ПВЛ Нестор написал в Киево-Печерском монастыре в 1110—1112 годах (всего 3 редакции)
Далее работа с отрывком из «Повести временных лет»
"Повесть временных лет" о призвании варягов (в переводе Д. С. Лихачева)
В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля.
Учитель: О чем нам сообщает летописец?
Ответы: О создании ДРГ варягами
Учитель: Свидетельства «Повести временных лет» о призвании варягов привели к возникновению спора о времени создания ДРГ и роли варягов в образовании ДРГ.
Это спор норманистов и антинорманистов.
СЛАЙД 4 презентации
Учитель: Заполняем СЛОВАРЬ УРОКА:
Норманисты – последователи норманской теории происхождения Руси, утверждающие, что варяго-руссы были норманы, выходцы из Скандинавии.
Антинорманисты – ученые, противники так называемой «норманской теории» возникновения Древнерусского государства.
Норманисты считали, что норманны создали государство в землях славян, на что славяне якобы были неспособны (цитата из учебника Сахарова)
Антинорманисты доказывали, что государственность вызревала у славян задолго до появления норманнов (цитата из учебника Сахарова)
СЕГОДНЯ мы изучим, какие аргументы приводят сторонники обеих теорий
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ (составление СХОД – схем ориентировочных опорных действий)
2 варианта изучения материала:
СЛАЙД 5 презентации
1й вариант (если сильный класс)
Обучающиеся получают кейсы с материалами + текст учебника: аргументы норманистов и антинорманистов и заполняют таблицу
Аргументы сторонников норманнской теории | Аргументы сторонников антинорманнской теории | ? (непонятно, к сторонникам норманнской или антинорманнской теории относится историк) |
СЛАЙД 6 презентации
2й вариант (если слабый класс или нет времени)
Получают заполненную таблицу «Норманнские теории» (как образец) и кейсы, с помощью которых заполняют таблицу «Антинорманнские теории»
СЛАЙД 7 презентации
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ
Организация дискуссии обучающихся с помощью заполненных ими таблиц: спор норманистов и антинорманистов
ОБЩИЙ ВЫВОД, который должен быть сделан в ходе дискуссии: в VIII-середине IХ вв. происходило вызревание предпосылок создания ДРГ, постепенное складывание ДРГ
Учитель, проводящий мастер-класс сообщает участникам, что далее на уроке изучается вопрос «Начало династии Рюриковичей»
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Учителя – участники мастер-класса высказывают свое мнение об изучении вопроса «Роль варягов в образовании ДРГ» с помощью технологии развития критического мышления средствами чтения и письма, а также предлагают свое видение урока по данной теме: какие технологии они считают возможным применить.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СТАДИЯ ВЫЗОВА АКТУАЛИЗАЦИЯ Какие признаки государственности появились у полян и словен в VIII – IX вв ? Можем ли утверждать, что к середине IX в. ДРГ уже сложилось ?
СТАДИЯ ВЫЗОВА АКТИВИЗАЦИЯ, МОТИВАЦИЯ " Повесть временных лет" о призвании варягов
СТАДИЯ ВЫЗОВА Норманисты – последователи норманской теории происхождения Руси, утверждающие, что варяго -руссы были норманы , выходцы из Скандинавии. Норманнская теория - направление в российской и зарубежной историографии, сторонники которого считают норманнов (варягов) основателями ДРГ. Антинорманисты – ученые, противники так называемой « норманской теории» возникновения ДРГ. Антинорманнская теория - направление в российской историографии, сторонники которого считают, что истоки термина «Русь» нужно искать в глубокой древности.
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ Аргументы сторонников норманнской теории Аргументы сторонников антинорманнской теории «?» Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер: 1) норманны добились господства над восточными славянами путем внешнего военного захвата или с помощью мирного покорения (приглашения княжить); 2) слово « русь » норманнского происхождения… По мнению М.В. Ломоносова, ДРГ существовало задолго до призвания варягов-россов в форме разобщенных племенных союзов и отдельных княжеств… В.О. Ключевский занял в отношении норманнского вопроса довольно отстранённую позицию: « Я, собственно, равнодушен к обеим теориям, и норманнской и славянской, и это равнодушие выходит из научного интереса… » 1 вариант изучения материала
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ Аргументы антинорманистов «?» Советские исследователи М. Н. Тихомиров, Д. С. Лихачев считали, что запись о призвании варяжских князей появилась в летописи позже, чтобы противопоставить два государства — Киевскую Русь и Византию. Автору летописи для этого потребовалось указать иностранное происхождение княжеской династии. Этой же точки зрения придерживается Б. А. Рыбаков. … … 2й вариант изучения материала
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ ДИСКУССИЯ: спор норманистов и антинорманистов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Структура проведения мастер-класса:Краткая характеристика используемой технологииОпределение основных приемов, которые будут демонстрироваться (ЗХУ, синквейн)Имитационная игра с демо...
Мастер-класс "Применение технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках английского языка
Обобщение и трансляция личного педагогического опыта. Характеристика технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Описание основных приёмов, которые будут демонстрироваться. Имит...
Мастер-класс «Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии»
Мастер-класс представляет опыт работы по технологии РКМЧП на уроках биологии...
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» как средство активизации познавательной деятельности учащихся на ступени основного общего образования.
Обобщение педагогического опыта перед учителями иностранного языка Суздальского района...
Статья на тему «Использование технологии развития критического мышления средствами чтения и письма на уроках русского языка в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов»
Инновационные подходы к организации образовательного и воспитательного процесса в образовательных учреждениях...
Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)
Поиск… Вероятно, это то, чем живёт современная школа. Вероятно, это то, что не даёт нам, учителям, быть статичными, остановиться в современном быстро развивающемся обществе. Поиск – это то, что ...
Изучение рассказа В. М. Шукшина «Срезал» в 6 классе с применением «Технологии развития критического мышления через чтение и письмо»
Форма урока - урок-мастерская- позволяет учащимся раскрепоститься, войти в творческую лабораторию писателя, сконцентрироваться на острых проблемах времени, не утративших свою актуальность и сейчас....