рабочая программа внеурочных занятий по истории "Трудные вопросы истории"
рабочая программа по истории (10 класс)
Рабочая программа внеурочных занятий по истории для учащихся 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_trudnye_voprosy_istorii.docx | 38.08 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы:
_______Л.А. Кучина
Приказ от ____________№ ___
Рассмотрена школьным методическим объединением
учителей дисциплин _______________________цикла
(протокол № ____ от « ___» __________ 20___ года)
Принята Педагогическим советом
(протокол № ____ от « ___» __________ 20___ года)
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
Центр образования №13
имени Евгения Николаевича Волкова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочного занятия
«Трудные вопросы истории»
Ступень обучения, класс: основное общее образование. 10 класс
Количество часов в неделю, в год: 34 часа в год, 1 час в неделю
Уровень обучения: базовый
Сроки реализации: 2019-2023 учебный год, III ступень образования
Программу разработал: Хохлова Галина Борисовна, учитель истории, высшая квалификационная категория
пос. Барсуки, 2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
История является одним из ведущих гуманитарных предметов в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение для формирования гражданской позиции человека, его умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе исторического опыта. Без неѐ невозможна выработка общероссийской идентичности и умения жить в современном поликультурном глобализирующемся мире. Однако спорность и противоречивость анализа исторического процесса, оценок ключевых событий, которые существуют в современной науке, активно переносятся в современную публицистику, что порождает острые мировоззренческие споры с явной политической окраской. Этот естественный процесс заметно осложняет преподавание истории в школе. История одна из тех гуманитарных наук, чей материал имеет непосредственное отношение к реальной жизни. Это порождает различные сложные, противоречивые ситуации в процессе освоения материала. Ограниченность времени преподавания курса истории в средней школе не позволяет рассматривать спорные и сложные моменты во всей их полноте и противоречивости, приходится идти по пути упрощения, что приводит к недостаточно верному, с точки зрения исторической науки и объективной истины пониманию сути событий. Для систематизации знаний по истории у старшеклассников была разработана программа внеурочных занятий по истории «Трудные вопросы истории»
Цель программы: создание условий для подготовки учащихся к экзамену по истории через детальное рассмотрение и разносторонний анализ, посредством самостоятельной исследовательской работы, трудных вопросов истории России; углубление представления учащихся по предмету, повторение и систематизация знаний.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:
- освоение систематизированных знаний о трудных темах истории России и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе;
- формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории;
- воспитание обучающихся в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства, построенного на основах равенства всех народов России, в духе патриотизма и интернационализма, во взаимопонимании и уважении между народами, неприятии шовинизма и национализма в любой их форме, милитаризма и пропаганды войны;
- формирование у обучающихся общественной системы ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития и интереса над личностным аспектом и уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;
- овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач.
- развитие способностей обучающихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности с учетом принципов научной объективности и историзма.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
- системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;
- научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии
- развития современных научных знаний;
- прочность знаний: завершение каждой темы итоговым занятием, которое должно закрепить полученные знания и навыки;
- доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
- наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
- деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
- активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно.
Планируемые результаты изучения Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса кружка «Трудные вопросы истории» К важнейшим личностным результатам относятся:
- российская гражданская идентичность, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое многонационального народа России;
- осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края Метапредметные результаты выражаются в следующем:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
- умение работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и др.);
- использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и ресурсов сети Интернет;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- умение работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;
Предметные результаты предполагают, что у учащегося сформированы:
- базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития России с древности до конца XVIII века;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий российской истории;
- умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
- умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию.
Выпускник научится:
• локализовать во времени хронологические рамки основных этапов и событий отечественной истории;
• применять знание фактов для характеристики эпохи процессов, явлений, ключевых событий;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.;
• анализировать информацию из различных источников по отечественной истории;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной истории (социальных движений, реформ, и др.);
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
- Зуев М. Н. История России с древнейших времен до начала XXI века. – М.: Дрофа, 2008.
- Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история: популярный очерк. – М.: Мысль, 1999
- Верт Н. История Советского государства. 19001991.М., 1992.
- Головатенко А. История России: спорные проблемы. – М.Л.,1994. Историки спорят. Тринадцать бесед. – М., 1989.
- А.Н. Сахаров «История России конец XVII – XIX век» - М.: Просвещение, 2010.
- А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко «История России XX – начало XXI века.- М.: Просвещение, 2009.
- М.Н. Чернова, В.Я. Румянцев «Работа с документами на уроках истории». - М.: Айрис пресс 2008.
- А.С. Орлов, Т.Л. Шестова. Основы курса истории России. Тесты. - М.: Простор, 2001.
- ЕГЭ 2017. История. История российской культуры. Практикум. Чернова М.Н., 2019.
- Я сдам ЕГЭ! История. Практикум и диагностика. Артасов И.А., Кирьянова-Греф О.А., Орлова Т.С., 2019.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
- http://statehistory.ru/1257/Istoriya-Rossii--69-lektsiy-s-telekanala-Bibigon--online/
- http://www.rusedu.ru/subcat_32.html
- http://festival.1september.ru/articles/subjects/7
- http://www.alleng.ru/edu/hist4.htm
- http://ru.wikipedia.org/wiki/
- http://www.lants.tellur.ru/history/Библиотека ссылок. Содержит классические монографические труды по истории России и исторические источники
- http://www.it-n.ru– российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
- http://www.lesson-history.narod.ru– компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)
- - http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
- интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»
- http://www.pish.ru– сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»
- http://www.1september.ru– газета «История», издательство «Первое сентября»
ПРОГРАММА
10 класс (34 ч)
Тема 1. Древность (8 ч.)
Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты, финноугры, кочевые племена. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян. Норманисты и антинорманисты, суть дискуссии, и еѐ современное состояние. Актуальность
проблемы на современном этапе развития историографии. Происхождение Рюрика и проблема его историчности. Деятельность первых киевских князей и ее итоги. Позиция современников и сегодняшняя оценка событий. Существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси.
Социальное устройство Древнерусского государства и его освещение в исторических источниках. Трактовка основных понятий. Современный взгляд на проблему монголо-татарского ига. Историография вопроса. История становления древнерусской письменности. Трактовка деятельности Александра Невского в отечественной и зарубежной историографии.
Тема 2. Средневековье (8 ч.)
Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель. Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве. Символика единого русского государства, и еѐ идеологическое толкование. Фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы. Роль личностных качеств Ивана IV на историю Русского царства: степень и мера влияния. Роль Ивана IV Грозного в российской истории: реформы и их ценаСмута. Дело царевича Дмитрия: расследование и последствия. Анализ событий в Угличе современной исторической наукой. Отражение различных версий в историографиии искусстве. Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты. Основные этапы становления крепостного права. Избрание Михаила Романова на царство. Рассмотрение альтернативных кандидатур и причин отказа от них. Присоединение Украины к России (причины и последствия). Россия в XVII веке при первых Романовых.
Тема 3. Новое время (8 ч.)
Дипломатическое обеспечение деятельности Петра Великого. Основные успехи и неудачные проекты. Оценка дипломатии Петра современной исторической наукой. Эпоха дворцовых переворотов. Борьба придворных группировок за власть, внешние и внутренние проявления этой борьбы. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Оценка результатов хозяйственной деятельности Г.А. Потѐмкина в Крыму и Причерноморье, миф о «потѐмкинских деревнях». Образ Павла I в современной историографии, анализ его деятельности, и еѐ характеристика. Русско-французская дипломатия накануне войны 1812 г. Влияние личных отношений Александра и Наполеона на европейскую политику. Основные проекты крестьянских реформ XIX века, перспективы их реализации в контексте исторической эпохи. Народничество как основа общественной идеологии России во второй половине XIX века. Анализ основных течений и направлений. Оценка влияния народничества на общественную мысль России. Консервативный реформизм XIX века. Политика Николая I и Александра III
Тема 4. Новейшая история (10 ч.)
Первая мировая война с точки зрения отечественной героики. Восприятие подвигов солдат русской армии современниками и потомками, их критический анализ в историографии. Формирование Белой и Красной армии: юридические основания, роль старых кадров, позиция офицерства. Служба офицеров в рядах РККА. Реализация первого пятилетнего плана. Причины невыполнения плана первой пятилетки. Анализ выполнимости и проработанности плана с точки зрения современной науки. Оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны;Комплекс сложных вопросов истории ВОВ: причины поражений Красной армии, соотношение сил на Восточном фронте, эффективность действия советского командования в первый период войны, потери СССР в ходе войны. Причины послевоенных успехов в деле восстановления экономики СССР, анализ комплекса мер по восстановлению. Причины послевоенных успехов в деле восстановления экономики СССР, анализ комплекса мер по восстановлению Оценка СССР в условиях «холодной войны». Причины и последствия структурного кризиса советской экономики. Позиция современных исследователей по данному вопросу и механизмы вывода советской экономики из кризиса. Анализ действия органов советской власти в кризисных ситуациях 80-90-х гг. ХХ века. Причины и последствия структурного кризиса советской экономики, оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения. Причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия», методы приватизации); причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг. Причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг.
Формы организации учебных занятий и основных видов учебной деятельности. Комбинированный урок, беседа, групповая работа, индивидуальная работа,
экскурсия, конференция. Работа с источниками, выполнение презентаций, написание докладов, работа с дополнительными источниками информации, изучение информации предоставленной
учителем, просмотр видео и его анализ.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ТЕМА | НАИМЕНОВАНИЕ | ЧАСЫ |
1. | Древность | 8 |
1 | Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных славян. | 1 |
2 | Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. | 1 |
3 | Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе | 1 |
4 | Существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси. | 1 |
5 | Деятельность первых киевских князей и ее итоги. | 1 |
6 | Социальное устройство Древнерусского государства и его освещение в исторических источниках. | 1 |
7 | Современный взгляд на проблему монголо-татарского ига. Историография вопроса. | 1 |
8 | Исторический выбор Александра Невского | 1 |
2. | Средневековье | 8 |
9 | Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель. | 1 |
10 | Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве. | 1 |
11 | Роль Ивана IV Грозного в российской истории: реформы и их цена | 1 |
12 | Смута. Дело царевича Дмитрия: расследование и последствия. Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты. | 1 |
13 | Присоединение Украины к России (причины и последствия) | 1 |
14 | Фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы | 1 |
15 | Избрание Михаила Романова на царство. Рассмотрение альтернативных кандидатур и причин отказа от них. | 1 |
16 | Россия в XVII веке при первых Романовых. | 1 |
3. | Новое время | 8 |
17 | Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований. Оценка дипломатии Петра современной исторической наукой | 1 |
18 | Эпоха дворцовых переворотов. Борьба придворных группировок за власть, внешние и внутренние проявления этой борьбы. | 1 |
19 | «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Оценка результатов хозяйственной деятельности Г.А. Потѐмкина в Крыму и Причерноморье, миф о «потѐмкинских деревнях». | 1 |
20 | Образ Павла I в современной историографии, анализ его деятельности, и еѐ характеристика. | 1 |
21 | Русско-французская дипломатия накануне войны 1812 г. Влияние личных отношений Александра и Наполеона на европейскую политику. | 1 |
22 | Основные проекты крестьянских реформ XIX века, перспективы их реализации в контексте исторической эпохи | 1 |
23 | Народничество как основа общественной идеологии России во второй половине XIX века. | 1 |
24 | Консервативный реформизм XIX века. Политика Николая I и Александра III | |
4. | Новейшая история | 10 |
25 | Первая мировая война с точки зрения отечественной героики. Восприятие подвигов солдат русской армии современниками и потомками, их критический анализ в историографии | 1 |
26 | Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне; характер национальной политики большевиков и ее оценка. | 1 |
27 | Реализация первого пятилетнего плана. Причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры. | 1 |
28 | Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина; причины репрессий. | 1 |
29 | Оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны. | 1 |
30 | Причины послевоенных успехов в деле восстановления экономики СССР, анализ комплекса мер по восстановлению Оценка СССР в условиях «холодной войны». Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева. | 1 |
31 | Причины и последствия структурного кризиса советской экономики, оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения. | 1 |
32 | Причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР. | 1 |
33 | Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия», методы приватизации); причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг. | 1 |
34 | Причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочного занятия в 1 классе "Занимательный английский" ФГОС второго поколения.
Данная рабочая программа создана на основе ФГОС второго поколения для массовой начальной школы....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «География в вопросах и ответах» 8 класс 2019 г
Рабочая программа внеурочной деятельности «География в вопросах и ответах» общеинтеллектуального направления для 8 общеобразовательного класса разработана на основе федерального закона Рос...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Наука в вопросах и ответах" для 7 класса
Программа курса внеурочной деятельности «Наука в вопросах и ответах» адресована учащимся 7 класса и является одной из важных составляющих по интеграции предметов естественнонаучного цикла....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ кружка «Трудные вопросы обществознания»
Пояснительная запискаПрограмма кружка «Трудные вопросы обществознания» предназначена для учащихся 8 – 9 классов, мотивированных на углубленное изучение вопросов обществоз...
Рабочая программа внеурочной деятельности «География в вопросах и ответах» общеинтеллектуального направления для 8 класса 2019-2020 г
Рабочая программа внеурочной деятельности «География в вопросах и ответах» общеинтеллектуального направления для 8 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности. 10б «Избранные вопросы математики». 2023-2024
Рабочая программа внеурочной деятельности. 10б «Избранные вопросы математики». 2023-2024...
Рабочая программа групповых занятий «Биология: актуальные вопросы теории и практики» 10-11 класс
Актуальность данной программы возрастает в связи с резким повышением уровня требований, предъявляемых ВУЗами к знаниям абитуриентов. В связи с этим встает необходимость более качественной п...