Рабочая программа по внеурочной деятельности. Трудные вопросы истории. 10-11 класс
рабочая программа по истории (10, 11 класс)
Содержание программы. Формы занятий. Тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_trudnye_voprosy_istorii.docx | 34.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кадетская школа г. Южно-Сахалинска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: Трудные вопросы истории
Направление: общекультурное
Уровень образования: среднее общее
Срок реализации программы: 2 года
Разработчик
учитель истории
Степанова Л.А.
2021-2022 учебный год
г.Южно-Сахалинск
Рабочая программа внеурочной деятельности «Трудные вопросы истории» (10-11 класс) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе:
- Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 г. №1/15));.
Программа внеурочной деятельности разработана для обучающихся 10-11 классов.
Курс внеурочной деятельности «Трудные вопросы истории» рассчитан на 67 часов (34 годовых часа в 10 и 33 часа в 11 классах) в год.
Цель курса
углубление представления учащихся по предмету, повторение и систематизация знаний,
создание условий для подготовки учащихся к экзамену по истории через детальное рассмотрение и разносторонний анализ, посредством самостоятельной исследовательской работы трудных вопросов истории России.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:
- освоение систематизированных знаний о трудных темах истории России и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе;
- формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории;
- воспитание обучающихся в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства, построенного на основах равенства всех народов России, в духе патриотизма и интернационализма, во взаимопонимании и уважении между народами, неприятии шовинизма и национализма в любой их форме, милитаризма и пропаганды войны;
- формирование у обучающихся общественной системы ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития и интереса над личностным аспектом и уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;
- овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач.
- развитие способностей обучающихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности с учетом принципов научной объективности и историзма.
Планируемые результаты
Важнейшими личностными результатами изучения истории на данном этапе обучения являются:
— складывание российской идентичности, способности к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувства причастности к историко-культурной
общности российского народа и судьбе России, патриотизма, готовности к служению Отечеству, его защите;
— формирование уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости свою Родину;
— воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Метапредметные результаты изучения истории предполагают формирование следующих умений:
— самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
— оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;
— сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
Содержание
«Трудные вопросы истории России»
1. Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе. Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н.э. формирование новой политической и этнической карты континента. Проблема образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей.
2. Существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси.
Русь в социально-политическом контексте Евразии. Русь в культурном контексте Евразии. Древнерусская культура. Формирование единого культурного пространства.
Русь в Cредние века
3. Исторический выбор Александра Невского.
Внешняя политика русских земель - самостоятельных государств евразийском контексте. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов. Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура. Культурное взаимодействие цивилизаций.
4. Роль Ивана IV Грозного в российской истории: реформы и их цена.
Реформы середины XVI века. Внешняя политика в XVI в. Создание стрелецких полков. Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества. Присоединение к России Поволжья, Сибири. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере.
Российское государство в XVII – XVIIIвв.
5. Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток.
Избрание на царство Бориса Годунова. Царь Василий Шуйский. Свержение Шуйского и переход власти к «семибоярщине». Земский собор 1613 г. Причины нестабильности политического строя в XVIIIв. Фаворитизм. «Кондиции верховников» и приход к власти Анны Иоановны. Манифест «о вольности дворянской». Причины переворота 28 июня 1762 г.
6. Присоединение Украины к России (причины и последствия).
Смоленская война. Контакты с православным населением Речи Посполитой: противодействие полонизации, распространению католичества. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Война между Россией и Речью Посполитой. Формирование многонациональной элиты. Укрепление границ империи на Украине в XVIII в. Унификация управления на окраинах империи. Ликвидация украинского гетманства.
7. Фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы.
Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Многонациональный состав населения Русского государства. Сосуществование религий в Русском государстве. Земские соборы. Юридическое оформление крепостного права. И территория его распространения. Консолидация дворянского сословия. Дворцовые перевороты. «Просвещенный абсолютизм», его особенности в России.
8. Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований.
Модернизация как жизненно важная национальная задача России в конце XVII в. Роль государства в создании промышленности. Принципы меркантилизма и протекционизма. Противоречия в политике по отношению к купечеству и городским сословиям. Преобладание крепостного и подневольного труда. Социальные движения в первой четверти XVIIIв. Влияние культуры стран зарубежной Европы.
Российское государство в XXв.
9. Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне.
Война как революционизирующий фактор. Незавершенность и противоречия модернизации. Диктатура пролетариата. Советы как форма власти. Гражданская война как национальная катастрофа. Идеология белого движения. Политика «военного коммунизма». Вопрос о земле. Национальный фактор в Гражданской войне.
10. Причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры.
Успехи и неудачи НЭПа. Деревенский социум: кулаки, середняки и бедняки. Голод в СССР в 193201933 гг. создание новых отраслей промышленности. Превращение СССР в аграрно-индустриальную державу. Ужесточение цензуры. Воспитание интернационализма и советского патриотизма. От обязательного начального образования – к массовой средней школе. Создание новых научных центров.
11. Характер национальной политики большевиков и ее оценка.
Образование СССР. Политика «коренизации» и борьба по вопросу о национальном строительстве. Культурная революции и ее особенности в национальных регионах.
12. Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина; причины репрессий.
Партийные органы как инструмент сталинской политики. ГУЛАГА: социально-политические и национальные характеристики его контингента. Органы госбезопасности и их роль в поддержке диктатуры.
13. Оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны.
Попытки организовать систему коллективной безопасности в Европе. Угроза международной изоляции СССР. Включение в состав СССР Латвии, Литвы и Эстонии; Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Беларуссии. «Зимняя война»
14. Цена победы СССР в Великой Отечественной войне.
Массовые преступления гитлеровцев против советских граждан. Массовый героизм воинов – всех народов СССР. Героизм и трагедия гражданского населения. Развертывание партизанского движения. Людские и материальные потери. Изменение политической карты Европы.
15. Оценка СССР в условиях «холодной войны».
Истоки «холодной войны». Эйфория Победы. Советский «атомный проект», его успехи и его значение. «Доктрина Трумэна» и «План Маршалла».
16. Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева.
Начало критики сталинизма. Особенности национальной политики. Попытки решения продовольственной программы. Расширение прав союзных республик. Программа построения коммунизма в СССР. Массовое жилищное строительство.
17. Оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения.
Десталинизация и ресталинизация. Уровень жизни населения. Кризис идеологии. Проблема «неперспективных деревень». Идейная и духовная жизнь советского общества. Политика разрядки.
18. Причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР.
Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейно-политической сферах. Реформы в экономике, в политической и государственных сферах. Изменения в советской внешней политике. Демократизация советской политической системы. Подъем национальных движений. Нарастание разбалансированности в экономике. Попытка госпереворота в августе 1991 г. Ликвидация СССР и создание СНГ.
19. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия», методы приватизации); причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг.
Начало радикальных экономических преобразований. Нарастание политико-конституционного кризиса. Принятие новой Конституции России. Обострение межнациональный и межконфессиональных отношений. Дефолт 1998 г. И его последствия. Российская многопартийность.
20. Причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг.
Политические партии в 2000-е годы. Построение вертикали власти и гражданское общество. Рыночная экономика и монополии. Россия в мировой рыночной экономики. Внешнеполитический курс в годы президентства В.В. Путина.
Формы организации учебных занятий, основные виды учебной деятельности
Основные формы организации работы: фронтальная и индивидуальная. Как дополнительные используются также групповая и парная формы работы.
В работе используются:
- проблемный метод преподавания;
- уроки – лекции, игровые уроки, комбинированные уроки
- практические занятия при анализе исторических источников и документов;
- мультимедийный материал: лекции, отрывки из кинофильмов, презентации, анимированные презентации.
Использование современных образовательных технологий обеспечивает системно-деятельностный подход и активизацию мыслительной деятельности учащихся:
- Технология развития критического мышления через чтение и письмо;
- Технология проектной деятельности;
- ИКТ-технологии.
Использование оптимального сочетания урочной и внеурочной деятельности с использованием таких внеаудиторных форм организации образовательного процесса, как
- Учебные проекты, практики (использование потенциала школьного виртуального музея);
- Виртуальные экскурсии
- анализ исторической литературы и исторических источников;
- подготовка и обсуждение сообщений учащихся, фильмов на военные темы, презентаций и т.д., высказывания выдающихся военачальников.
Основными видами занятий являются лекции, рассказ - беседы, практическая и самостоятельная работа обучаемых, обобщающее повторение выполнение творческих заданий и их защита перед аудиторией. Также, в ходе изучения курса, предполагаются следующие виды деятельности:
Подготовка устных сообщений; защита обучаемыми перед аудиторией их собственных проектов;
Интернет-поиск литературных источников по истории России;
Устные сообщения обучаемых с последующей дискуссией;
Тематическое планирование
№ пп | Тема | Кол-во часов |
10 класс | ||
Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе | 3 | |
Существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси. | 2 | |
Исторический выбор Александра Невского | 3 | |
Роль Ивана IV Грозного в российской истории: реформы и их цена | 2 | |
Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток | 3 | |
Присоединение Украины к России (причины и последствия) | 2 | |
Фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы | 2 | |
Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований | 3 | |
Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне | 4 | |
Причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры | 3 | |
Характер национальной политики большевиков и ее оценка | 2 | |
Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина; причины репрессий. | 3 |
11 класс | ||
Оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны | 2 | |
Цена победы СССР в Великой Отечественной войне | 3 | |
Оценка СССР в условиях «холодной войны» | 2 | |
Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева | 2 | |
Оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения | 1 | |
Причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР | 2 | |
Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия», методы приватизации); причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг. | 2 | |
Причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Дискуссионные вопросы истории»
Рабочая программа курса внеурочной детяельности "Дискуссионные вопросы истории" предусмоотрена для обучающихся 9-х классов. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Основу методиче...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Трудные вопросы обществознания"
Предлагаемая программа курса внеурочной деятельности «Трудные вопросы обществознания» рассчитана для подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по обществознанию в форме ОГЭ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Трудные вопросы обществознания» для 11 класса
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Трудные вопросы обществознания» для 11 класса разработана на основе программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание» социальной...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Трудные вопросы математики»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Трудные вопросы математики» предназначен для того, чтобы учащиеся 6-9 классов получили мотивацию к обучению математики, с...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Трудные вопросы английской грамматики» для 10-11 классов
Рабочая программа предназначена для обучающихся 10-11-х классов общеобразовательных учреждений, проявляющих интерес к изучению английского языка, а также для тех, кто планирует сдавать экзамен по англ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Трудные вопросы обществознания»
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования. Главная цель изучения курса - ф...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Трудные вопросы английского языка"
Рабочая программа предназначена для обучающихся 10-11-х классов общеобразовательных учреждений, проявляющих интерес к изучению английского языка, а также для тех, кто планирует сдавать экзамен по англ...