Трудные вопросы истории
элективный курс по истории (9 класс)

Авторская программа предметного элективного курса «Трудные вопросы истории России» адресована ученикам 8-9 классов основной общеобразовательной школы, которые планируют сдавать историю в качестве выпускного экзамена по выбору в форме ОГЭ. Основная идея программы заключается в том, что на занятиях предполагается расширение, дополнение и обобщение знаний учащихся по курсу истории России. Для изучения выбраны такие темы, которые в историко-культурном стандарте отмечены как трудные.

На сегодняшний день значимость исторической науки в школьном образовании в частности и в обществе в целом, неуклонно возрастает. Об этом свидетельствует повышенный интерес органов государственной власти к данному учебному предмету. Отправной точкой данного явления стало поручение В.В. Путина правительству разработать единую концепцию курса истории России в школах и избавить учебники российских школьников от двойных толкований. Результатом этого стало появление историко-культурного стандарта, призванного содействовать, по мнению Минобрнауки, формированию единого культурно-исторического пространства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurs_trudnye_voprosy_istorii_8-9_klass.docx61.03 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Авторская программа предметного элективного курса «Трудные вопросы истории России» адресована ученикам 8-9 классов основной общеобразовательной школы, которые планируют сдавать историю в качестве выпускного экзамена по выбору в форме ОГЭ.         Основная идея программы заключается в том, что на занятиях предполагается расширение, дополнение и обобщение знаний учащихся по курсу истории России. Для изучения выбраны такие темы, которые в историко-культурном стандарте отмечены как трудные.

На сегодняшний день значимость исторической науки в школьном образовании в частности и в обществе в целом, неуклонно возрастает. Об этом свидетельствует повышенный интерес органов государственной власти к данному учебному предмету. Отправной точкой данного явления стало поручение В.В. Путина правительству разработать единую концепцию курса истории России в школах и избавить учебники российских школьников от двойных толкований. Результатом этого стало появление историко-культурного стандарта, призванного содействовать, по мнению Минобрнауки, формированию единого культурно-исторического пространства.

Актуальность данной проблемы возрастает в связи с проблемами непрерывного образования личности, связанными с формированием российской гражданской идентичности обучающихся в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов.

Но, несмотря на все вышеописанное, история остается достаточно сложным учебным предметом. Первое, с чем сталкиваются все участники образовательного процесса, -  трудности усвоения фактического материла, являющегося базовым компонентом исторического образования. Без знания фактического материала невозможно формировать навыки анализа событий и явлений с их последующим объяснением, понимания причинно-следственных связей между явлениями истории. Эти трудности определяются особенностью теоретического материала, а также спецификой его восприятия конкретно каждым учащимся.

Необходимо отметить, что существующий учебный процесс характеризуется рассогласованием между необходимостью рассмотрения всех аспектов исторического пути России, необходимого для подготовки к ОГЭ, и недостаточной возможностью освещения всех проблемных тем в рамках учебного предмета.

Преодоление данной проблемы возможно при условии овладения обучающимися алгоритмами работы с историческими материалами и понятиями в рамках систематических занятий.

Авторская программа элективного курса «Трудные вопросы истории России» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, историко-культурного стандарта, основной образовательной программы основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 6.

Программа рассчитана на 2 года обучения, 69 учебных часов, из них 1 час в неделю в 8 классе (35 часов) и 1 час в неделю в 9 классе (34 часов). Курс реализуется за счет вариативной части Базисного учебного плана школы.

Программа является предметной, она дает возможность получения дополнительных научных знаний для изучения курса истории.

 Цель программы: создание условий для подготовки учащихся к экзамену по истории через детальное рассмотрение и разносторонний анализ, посредством самостоятельной исследовательской работы, трудных вопросов истории России; углубление представления учащихся по предмету, повторение и систематизация знаний.

 Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:

 освоение систематизированных знаний о трудных темах истории России и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе;

 формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории;

  • воспитание обучающихся в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства, построенного на основах равенства всех народов России, в духе патриотизма и интернационализма, во взаимопонимании и уважении между народами, неприятии шовинизма и национализма в любой их форме, милитаризма и пропаганды войны;
  • формирование у обучающихся общественной системы ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития и интереса над личностным аспектом и уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;

 овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач. 

  • развитие способностей обучающихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности с учетом принципов научной объективности и историзма.

Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:

- системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;

- научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии

  развития современных научных знаний;

- прочность знаний: завершение каждой темы итоговым занятием, которое  должно закрепить полученные знания и навыки;

- доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от    неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их  развитию;

- наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских  работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;

- деятельностный подход: использование проблемного материала,  постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и  самостоятельно;

- активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует  самостоятельно.

Графическая форма представления курса в виде взаимосвязанных блоков (или модулей) в соответствии с логикой поставленных задач.

Курс освещает период отечественной истории с IX по XX век, содержит трудный материал по истории России. Курс состоит из четырех частей. Первая часть «Древняя Русь» охватывает период с 862 по 1547 гг. – время образования Руси, ее расцвет, тяжелый период татаро-монгольского ига и собирания земель вокруг Москвы. Во второй части «Московская Русь. Российская империя» рассматриваются события 1547-1762гг., то есть с момента правления Иоанна IV до конца дворцовых переворотов. Третья часть «Советская Россия» дает широкую панораму жизни страны с 1917 по 1991гг. Четвертая часть «Российская Федерация» раскрывает период с 1991 по 2000-е гг.

Данный курс позволит сформировать навыки систематизации теоретического материала в графическом виде, в виде таблиц и схем, развивать у учащихся умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Так же программа помогает отрабатывать навык работы с проблемными вопросами.  Значительное внимание уделено системному изложению учебного материала. При изучении курса предполагается использование цивилизационного, антропологического, культурологического подходов, используемых в исторической науке.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда можно рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

     Творческие работы,  используемые в системе работы,  основаны на любознательности детей, которую педагог должен поддерживать и направлять.  Данная практика поможет  успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Методология занятий предполагает усложнение материала от составления схем к дополнению их теоретическим материалом, который учащиеся самостоятельно находят в различных источниках информации (первичных, вторичных). Методы реализации программы преподавания обусловлены его целями и задачами:

1. Наглядный (иллюстративный рассказ (лекция) с обсуждением наиболее сложных вопросов темы; проведение дидактических игр; работа с текстами, иллюстрирование исторических сюжетов).

2.Словесный (чтение исторических источников с последующим обсуждением и творческим заданием; беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя).

3. Практический (организация продуктивной деятельности учащихся).

 Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов происходит при помощи ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций. 

Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, чтение установочных лекций (лабораторных, практических занятий, семинаров, обобщающих уроков, диспутов и др.).

Условия успешного освоения содержания элективного курса: обеспечение доступа учащихся к исторической литературе; возможность создания и демонстрации электронных презентаций; наличие раздаточного материала.

В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о:

1. специфике проблемного содержания  истории России;

2.об основных подходах к дискуссионным темам;

знает:

  1. современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной истории;
  2. историческую обусловленность современных общественных процессов;
  3.  особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществ.

умеет:

  1. проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
  2.  осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания степень достоверности);
  3. анализировать историческую информацию, представленную в разных
    знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  4. различать в исторической информации факты и мнения, исторические
    описания и исторические объяснения;
  5. использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений.

Система оценки достижений учащихся и инструментарий

для оценивания результатов.

Для оценивания достижений учащихся используется рейтинговая система. Каждый вид деятельности оценивается определенными баллами в соответствии с рейтинговой шкалой.  Таким образом, у каждого обучающегося имеет место быть индивидуальный коэффициент, определяемый по результатам всех видов занятий, вариантов контроля. Он подсчитывается как общая сумма баллов на этапе рубежного, итогового контроля. Так как весь элективный курс  разбивается на тематические модули, за каждый выставляется сумма баллов, которая впоследствии суммируется в итоговый результат. В каждом модуле планируется система текущего контроля, определяется количество баллов за выполняемое задание, максимальное и минимальное число баллов по каждому виду деятельности, количество и формы рубежного контроля.

Баллы набираются в соответствии с рейтинговой оценочной шкалой.

Баллы

Виды учебной

деятельности

Основные показатели

для оценочных суждений

1 балл

Краткий правильный ответ

Запомнил некоторые определения и даты

2 балла

Ответ с опорой на текст

Объясняет основные положения и факты

3 балла

Развернутый ответ

Воспроизводит большую часть материала, определений, дат, но затрудняется делать собственные выводы

4 балла

Умение рассуждать

Четко и логично излагает материал, аргументирует свой ответ

5 баллов

Умение анализировать

Сравнивает, делает самостоятельные выводы

6 баллов

Умение отстаивать свою точку зрения

Демонстрирует способность к самообучению

6 баллов

Банк информации

Углубленно интересуется предметом

7 баллов

Работа в качестве консультанта

Углубленно интересуется предметом, использует знания вспомогательных исторических дисциплин

3-10баллов

Лист контрольного опроса

Демонстрирует усвоенные знания

2-5 баллов

Выполнение домашнего задания (письменно)

Демонстрирует умения выполнять практические задания

10 баллов

Защита реферата

Исследовательская деятельность

10 баллов

Участие в олимпиаде

Углубленно интересуется предметом, использует знания вспомогательных исторических дисциплин

Так как оценивание курса осуществляется в системе «зачтено - не зачтено», то для того, чтобы получить зачет, необходимо набрать 56-76% и более от общей суммы баллов.


Содержание предметного элективного курса:

 «Трудные темы истории России».

Модуль 1 «Древняя Русь» (862 по 1547 гг.)

Тема 1. Древнерусское государство.

Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе. Существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси.

Тема 2. Период феодальной раздробленности.

Александр Невский: его взаимоотношения с Ордой.  Исторический выбор Александра Невского.

Модуль 2 «Московская Русь. Российская империя» (1547-1762гг.)

Тема 1. Российское государство в правлении Ивана Грозного. Смута.

Роль Ивана IV Грозного в российской истории: реформы и их цена. Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и возможные причины неудач этих попыток.

Тема 2. Первые Романовы. Петр Великий. Дворцовые перевороты.

Присоединение Украины к России (причины и последствия). Фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы. Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований. Попытки ограничения власти главы государства в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток.

Модуль 3 «Советская Россия» (1917 по 1991гг.)

Тема 1. Свержение монархии. Гражданская война. НЭП.

Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне. Причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры. Характер национальной политики большевиков и ее оценка.

Тема 2. Диктатура И.В. Сталина.

Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина. Причины репрессий. Оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны. Цена победы СССР в Великой Отечественной войне. Оценка СССР в условиях «холодной войны».

Тема 2. После «сталинское» руководство.

Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева. Оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения. Причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР.

Модуль 4 «Российская Федерация» (1991 по 2015-е гг.)

Тема 1. Период президентства Б.Н. Ельцина.

Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990- х гг. («шоковая терапия», методы приватизации); причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг.

Тема 2. 2000-е годы XXI века.

Причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг.

Тема 3. Российская Федерация на современном этапе (2000-2015).


Учебно-тематический план предметного элективного курса:

 «Трудные темы истории России».

№ п/п

Наименование тем

Всего часов

В том числе

Формы контроля

Лекции

Практика

Семинары

1-2

Введение в содержание курса «Трудные вопросы истории России»

2

1

1

Конспект, работа с текстом, составление схем

3-4

Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе.

2

1

1

Конспект, работа с текстом, составление схем

5-6

Существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси.

2

1

1

Конспект, работа с текстом, составление схем

7-8

Исторический выбор Александра Невского.

2

1

1

Участие в семинаре

9-10

Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах

2

1

1

Письменная работа

11-12

Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и возможные причины неудач этих попыток.

2

1

1

Конспект, работа с текстом, составление схем

13-14

Присоединение Украины к России (причины и последствия).

2

1

1

Участие в семинаре

 15-16

Фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы.

2

2

Письменная работа

  17-18

Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований.

2

1

1

Конспект, сравнительная таблица

19-20

Попытки ограничения власти главы государства в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток

2

1

1

Конспект, работа с текстом, составление схем

21-22

Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне.

2

1

1

Письменная работа

Участие в семинаре

23-26

Причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры

4

2

1

1

Конспект, работа с текстом, составление схем

Участие в семинаре

Письменная работа

27-30

Характер национальной политики большевиков и ее оценка.

3

2

1

Участие в семинаре

31-35

Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина. Причины репрессий.

4

        2

1

1

Работа с текстом, составление схем.

Участие в семинаре

36-37

Оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны.

2

1

1

Конспект, сравнительная таблица

38-40

Цена победы СССР в Великой Отечественной войне.

3

1

1

1

Конспект, сравнительная таблица

40-42

Оценка СССР в условиях «холодной войны».

2

1

1

Конспект, работа с текстом, составление схем

43-46

Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева.

3

1

1

1

Участие в семинаре

47-50

Оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения.

3

1

1

1

Письменная работа

Участие в семинаре

51-54

Причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР.

3

1

1

1

Письменная работа

Участие в семинаре

55-59

Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990- х гг. («шоковая терапия», методы приватизации); причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг.

4

2

1

1

Конспект, работа с текстом, составление схем.

Участие в семинаре

60-62

Причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг.

2

1

1

Конспект, работа с текстом, составление схем.

Участие в семинаре

63-67

Российская Федерация на современном этапе (2000-2015)

4

2

1

1

Конспект, работа с текстом, составление схем.

Участие в семинаре

68-69

Итоговое занятие

2

2

Защита рефератов

Итого

69

27

20

22


Список литературы (основной и дополнительной).

Литература, использованная при подготовке программы;

  1. Ильясов И.И., Галатенко Н.А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине. – М., 1994.
  2. Историко-культурный стандарт //  URL: http://school.historians.ru/wp-content/uploads/2013/08/Историко-культурный-стандарт.pdf
  3. Кларин Н.В. Инновации в обучении. – М., 2006.
  4. Коротаева, Е.В. / Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. Директор школы. 2003. №2
  5.  Коротаева, Е.В. / Активизация познавательной деятельности учащихся  (вопросы теории и практики). Екатеринбург, 1995
  6. Коротаева, Е.В. / Ситуация успеха: психолого-педагогические механизмы и этапы организации.  Директор школы. 2002. №2.
  7. Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. – М.: Педагогическое общество России, 2001, С. 8-11.
  8.  Ксензова, Г.Ю. / Оценочная деятельность учителя - М., 2001.
  9. Сергеева, В.П. / Современные средства оценивания результатов обучения. - М., 2008.
  10. Симонов, В.П., Черненко, Е.Г. / Десятибалльные шкалы оценки степени обученности по предметам -  М., 2002
  11. Скок Г.Б. и др. Как спроектировать учебный процесс по курсу: Учеб. пособие. – Новосибирск, 1999.
  12. Тряпицына А.П. Теория проектирования образовательных программ //Петербургская школа. Теория и практика формирования многовариантной образовательной системы. – СПб., 1994.
  13. Шамова, Т.И. /  Современные средства оценивания результатов обучения  в школе. -   М., 2008.
  14. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования //  URL: http://минобрнауки.рф/документы/543
  15. Якиманская И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся/http://courier.com.ru/vp/progr.htm

Литература, рекомендованная для учащихся;

  1. Анисимов, Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты / Е.В. Анисимов. - СПб.: Питер, 2013.
  2. Ахиезер, А.С. История России: конец или новое начало? / А.С. Ахиезер, И. Клямкин, И. Яковенко. - М.: Новое Изд.-во, 2013.
  3. Безбородов, А.Б. История России в новейшее время. 1985-2009 гг.: Учебник / А.Б. Безбородов. - М.: Проспект, 2013.
  4.  Бессолицын, А.А. История российского предпринимательства: Учебник / А.А. Бессолицын. - М.: МФПУ Синергия, 2013.
  5. Бушуев, С.В. История государства Российского. Книга 2. XVII-XVIII вв.: Историко-библиографические очерки / С.В. Бушуев. - Новосиб.: Сиб. хронограф, 2012
  6. Горинов, М.М. История России. 10 класс. В 2-х т.История России. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / М.М. Горинов. - М.: Просвещение, 2013.
  7. Данилов, А.А. История России. XIX век. 8 класс: Учебник для общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2011.
  8. Жукова, Л.В. История России в датах: справочник / Л.В. Жукова, Л.А. Кацва. - М.: Проспект, 2013.
  9. Захаревич А.В. История отечества: учебник / А.В. Захаревич. - М.: Дашков и Ко, 2007.
  10. Карамзин, Н.М.  Полная история России с древнейших времен до наших дней / Н.М. Карамзин. – М.: Вече, 2011.
  11. Карамзин, Н.М. История государства Российского / Н.М. Карамзин. - М.: Эксмо, 2013. - 1024 c. Карамзин, Н.М., Муравьёв В.Б.  О древней и новой России / Н.М. Карамзин., В.Б. Муравьёв  – М.: МГПУ, 2002.
  12. Мунчаев, Ш.М. Политическая история России. От Смутного времени до Беловежской Пущи / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. - М.: НОРМА, 2011.
  13. Орлов, А.С. История России в датах / А.С. Орлов. - М.: Проспект, 2013. - 48 c. Орлов, А.С. История России в схемах: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева. - М.: Проспект, 2013.
  14. Орлов, А.С. История России: Учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - М.: Проспект, 2013.
  15. Павленко, Н.И. История России / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко. - М.: Абрис, 2014.
  16. Соловьев, С.М. История России с древнейших времен / С.М. Соловьев. - М.: Эксмо, 2013. - 1024 c. Соловьев, С.М. История России. Русь под пятой татаро-монголов / С.М. Соловьев. - М.: Олма-Медиа. 2013.
  17.  Соловьев, С.М. История России. Русь при Иване Великом / С.М. Соловьев. - М.: Олма-Медиа. 2013. - 304 c. Соловьев, С.М. История России. Русь древняя / С.М. Соловьев. - М.: Олма-Медиа. 2013.
  18. Соловьев, С.М. История России. Становление Московской Руси / С.М. Соловьев. - М.: Олма-Медиа. 2013.
  19. Соловьев, С.М. История России. Русь княжеская / С.М. Соловьев. - М.: Олма-Медиа. 2013.
  20. Татищев, В. Русь Домосковская: История Российская во всей ее полноте / В. Татищев. - М.: Алгоритм, 2013.
  21. Тырин, С.В. История России. XIX век. 8 класс: Рабочая тетрадь с контурными картами / С.В. Тырин, Е.В. Симонова, Г.С. Хартулари. - М.: Дрофа, 2010. - 63 c.
  22. Федоров, В.А. История России. 1861-1917: Учебник для бакалавров / В.А. Федоров. - М.:  Юрайт, 2013.
  23. Шаповалов, С.Н. История России в схемах, таблицах и картах: Учебное пособие для высшей школы / В.В. Касьянов, С.Н. Шаповалов, А.Я. Шаповалова; Под ред. В.В. Касьянов. - Рн/Д: Феникс, 2013.
  24. Школьник, Ю.К. История России: От древнейших времен до начала XX века: Полная энциклопедия / Ю.К. Школьник. - М.: Эксмо, 2012.

        

Образовательные диски.

  1. Династия Романовых.
  2. Иллюстрированный энциклопедический словарь
    История России: XX век. Компьютерный (мультимедиа) учебник.  
    История России и ее ближайших соседей: Энциклопедия для детей.
  3. История России. 1917-1935 гг. Материалы
    История России IX—XIX веков. Карамзин. Ключевский. Соловьев.
  4. Репетитор по Истории Кирилла и Мефодия.  
  5. Хрестоматия по истории России IX–XVI вв. 
  6. Энциклопедия истории России. 862 - 1917 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс «Изучение «трудного вопроса истории России» «Роль варягов в образовании ДРГ» средствами технологии развития критического мышления средствами чтения и письма (ТРКМЧП)»

Мастер-класс «Изучение «трудного вопроса истории России» «Роль варягов в образовании ДРГ» средствамиТРКМЧП» проводится в форме комментируемого занятия с учителями истории, которые выступают ...

Трудные вопросы истории 6 класс.

Данная работа была отмечена на городском конкурсе методических разработок "Трудные вопросы истории"...

Тема: «Историко-культурный стандарт». Трудные вопросы истории. Рюрик.

Каждый народ вправе гордиться своей историей. Но история русского народа – неповторимая, особенная, самобытная. Ее тысячелетиями создавали наши предки, они формировали государственность, по крупицам с...

Методическая разработка урока Трудные вопросы истории

laquo;Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток».Цели урока:образовательная: научить применять полученны...

Трудные вопросы истории. Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде.

Урок предполагает дискуссионную форму работы, работу в группах с применением ИКТ технологии, технологии проблемного обучения и SMART- технологии (Mentimeter). Класс разделён на три группы: защитники, ...

календарно-тематическое планирование трудные вопросы истории

Календарно-тематическое планирование 7-8 классы история России....

рабочая программа внеурочных занятий по истории "Трудные вопросы истории"

Рабочая программа внеурочных занятий по истории для учащихся 10 класса...