№ | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Орг.момент |
|
2 | Запишите домашнее задание. | §5, к/к с.5. р/т с.24 №9 |
3 | Проверка домашнего задания Вопросы после параграфа учебника. | Отвечают на вопросы |
4 | Изучение новой темы |
|
| Начало заграничных походов русской армии После окончания победоносной войны 1812 года казалось, что длительному противостоянию Франции и Российской империи пришел конец. Люди хотели мира, необходимо было восстановить страну после войны. С изгнанием армии Наполеона из России война не окончилась. Кутузов выступал против продолжения войны, а Александр- за. -Подумайте, какие аргументы в пользу своей точке зрения могли выдвигать полководец и император? КУТУЗОВ | АЛЕКСАНДР I | Нет смысла в том, чтобы кровью русских солдат освобождать Европу. Русская армия понесла большие потери в Отечественной войне, она истощена. Поэтому в новой войне она столкнётся с огромными трудностями. | Если дать Наполеону передышку, то Европа по-прежнему останется в его власти и сохранится угроза русской армии на Немане. При продолжении войны можно рассчитывать на поддержку Пруссии. |
- Запишите тему нашего урока.
- Каковы цели сегодняшнего урока?
13 января 1813 г. русская армия перешла Неман и вступила на территории Герцогства Ввршавского. Начались 1813 – 1815 гг. – заграничные походы русской армии Как вы считаете в чём заключалась цель заграничных походов русской армии?
В январе 1813 г. русская армия форсировала Неман. Начало похода было успешным для Российской империи. Почти без боя заняли Польшу, ряд городов Германии. В марте 1813 г. русские вошли в Берлин. Работа с документом С.38-39 «Из рапорта генерала П.Х. Витгенштейна» - Как встретили русскую армию в Берлине?
После этого на сторону России перешла Пруссия. Все новые и новые союзники появлялись у Российской империи, казалось, что в скором времени Наполеон будет уничтожен. К несчастью, находясь в Пруссии, М.Кутузов простудился и несмотря на все усилия врачей 28 апреля 1813 г. скончался в городе Бунцлау. Главнокомандующий русской армией назначен П. Витгенштейн. В это время Наполеон собрал новые силы. В конце апреля в двух больших сражениях при Лютцене и Бауцене русско-прусских войско ждали неудачи, они потерпели поражение. Вследствие чего им пришлось пойти на пермирие с Наполеоном.
|
Записывают тему урока. Формулируют цели.
Цели заграничного похода русской армии 1813-1814 гг. - Освобождение стран западной Европы от французского владычества.
- Окончательно покончить с захватническими планами Наполеона.
- Усиление влияния Российской империи в Европе.
Работают с документом, анализируют, отвечают на вопрос. |
| Создание 5-й антинаполеоновской коалиции. Поражение Наполеона. Эта пауза была использована для создания новой (пятой) антифранцузской коалиции. Вспомните: что такое «коалиция»? - Какие государства в неё вошли? С.35
В августе военные действия возобновились с новой силой. 4 – 7 октября 1813 г. под Лейпцигом произошло одно из крупнейших сражений того времени – «Битва народов» - Покажите на карте Лейпциг. Почему сражение под Лейпцигом названо «битвой народов»?
- Каковы были результаты сражения?
Договориться не удалось и война продолжалась. Наполеон проявлял чудеса полководческого искусства, сражаясь с численно превосходящим противником, однако не смог устоять. 18 (30) марта 1814 г. капитулировал Париж, союзные армии во главе с Александром 1 вошли в город. Наполеон вынужден был сдасться. - Вспомните, какова была судьба у Наполеона?
| Запишите. Россия, Пруссия, Англия, Швеция, Австрия
Русско-прусско-австрийские, шведские войска ↔ французы, поляки, бельгийцы, голландцы, саксонцы, баварцы, итальянцы.
Поражение Наполеона
Бонапарт отрекся от престола, в конце апреля 1814 года был отправлен на о.Эльбу, который был пожалован ему во владение. Во Франции была восстановлена власть династии Бурбонов.
|
| Венский конгресс - Вспомните, что такое «Венский конгресс»? Когда и с какой целью он собрался?
- Каков был состав участников, какие решения были приняты?
Венский конгресс (сентябрь 1814 – июль 1815) – конгресс представителей европейских держав, завершил войны коалиций с Наполеоном I. Главная роль – у России, Англии, Австрии, Пруссии. Франция принимала участие наравне с другими странами. Цели: - установление такого соотношения сил, при котором ведущая роль в Европе принадлежала бы государствам-победителям Наполеона;
- необходимость территориального передела;
- восстановление прежних династий в европейских государствах;
- борьба с революционным движением.
Интересы России: Александр I настаивал на передаче России Герцогства варшавского на том основании, что она вынесла на своих плечах основную тяжесть войны с Наполеоном. Англия, Австрия и Франция обеспокоенные усилением России возражали против этих требований. - Вспомните, какое событие заставило на время участников конгресса забыть про разногласия и объединить усилия?
С.35-36 За несколько дней до Ватерлоо в Вене был подписан Заключительный акт Венского конгресса. По его условиям Александру 1 не удалось получить все польские земли. Однако к России перешла большая часть Герцогства Варшавского, получившая наименование Царства Польского. с.9 и с.11 атлас
|
Решения: - Восстановление европейских границ до 1792 г.;
- Австрия, Пруссия, Англия получали новые земли;
- России передали царство Польское
- Создание Священного союза для обеспечения мира в Европе
|
| Священный союз Война закончена, но страх перед ней все еще терзал сердца Европейцев. Во многом поэтому, в конце Венского конгресса по инициативе Александра I была создана организация, которая получила свое название «Священный союз». 1815 г. – Россия, Австрия, Пруссия заключили Священный союз. К нему присоединились почти все Европейские страны кроме Англии, Османской империи, Папского государства. Цель: - Подавление революционных движений в Европе.
- Сохранять границы согласно Венскому конгрессу.
- Укреплять прежних феодальных династий.
- В Союзе доминировала Россия.
|
|
| Восточная политика Александра I в 1813 – 1825 гг. - Как вы понимаете такой исторический термин как «восточный вопрос»?
- В чем заключался восточный вопрос для России?
Проблема свободы проливов Босфора и Дарданеллы для российских судов и помощь балканским народам в их борьбе за свободу и независимость от Османской империи. - Какие отношения у России были с Турцией
1806 – 1812 – русско-турецкая война. Бухарестский мир, по которому к России отошла Бессарабия. После Отечественной войны действия России в восточном направлении были связаны с поддержкой борьбы балканских народов за независимость. В марте 1821 г. вспыхнуло греческое восстание. С.37. Выводы: Отечественная война и заграничные походы русской армии, закончившиеся полным разгромом крупнейшей и самой сильной европейской и мировой державы начала XIXвека- наполеоновской Франции,- привели к тому, что Россия на несколько десятилетий стала ведущей мировой державой, оказывавшей определяющее воздействие не только на европейскую, но и на мировую политику.
| - Восточный вопрос – ослабление Османской империи и борьба европейских держав за раздел ее владений и как следствие международные отношения, связанные с этим.
|
| Россия и Америка При Александре I Россия укрепилась в Америке. В 1804 г. на Аляске возник Новоархангельск. В 1808 г. были установлены дипломатические отношения с США. В 1812 г.основана русская колония в Калифорнии. В 1821г. Россия объявила о своих исключительных правах на Аляску и вскоре закрепила ее договорами с США и Англией.
|
|
5 | Закрепление материала Беседа с учащимися - Назовите направления внешней политики России в 1813 – 1825 гг.
- Каково было влияние Отечественной войны и заграничных походов на международное положение России
| - Европейское направление: заграничные походы, Венский конгресс, Священный союз. Восточное направление: отношения с Османской империей.
- Победа в Отечественной войне, а также заграничные походы русской армии, принимавшей непосредственное участие в освобождении Европы и окончании борьбы с Наполеоном, привели к росту международного авторитета Российской империи.
|
6 | Рефлексия
|
|