ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ
план-конспект занятия по истории (10 класс) на тему
Тема по истории "Дворцовые перевороты" проводится как практическое занятие с использованием докладов по теме. Разработана инструкционно-технологическая карта урока, используется наглядный материал по серии "Российские князья. Цари, императоры".Данное занятие всегда проводится с большим интересом для обучающихся и в дальнейшем закрепляется в виде итогового теста по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_rassmotren_na_zasedanii.doc | 725 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока рассмотрен на заседании
ПЦК по Демидовскому отделению
Протокол № ___ от ___
Председатель ПЦК Боровцова Г.В.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ
Ф.И.О Боровцова Галина Викторовна, преподаватель социально- экономического цикла
Место работы : СОГБПОУ «Техникум отраслевых технологий»
Группа : 15- Л -1 5 февраля 2018 года
Тема : Дворцовые перевороты
Тип урока : практическое занятие .
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
Организационный | Познавательные УУД, коммуникативные УУД, личностные УУД | Эпоха дворцовых переворотов – это период с 1725 по 1762 гг., когда в России после смерти Петра I сменилось несколько правителей в результате государственных заговоров и действий гвардии во главе либо с аристократией, либо с ближайшими соратниками Петра. К власти последовательно приходили Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Анна Леопольдовна с сыном Иваном Антоновичем VI, Елизавета Петровна, и, наконец, Петр III. Правили они с разной степенью осознанности, вовлеченности в государственный процесс и неодинаково по времени. | Обучающиеся проверяют готовность к практическому занятию Готовят выступления по теме занятия Записывают в рабочих тетрадях вводную часть практического занятия |
Актуализация знаний | познавательные УУД, коммуникативные УУД, личностные УУД | Существует точка зрения в исторической науке, что дворцовые перевороты не были неизбежным этапом развития Российской империи. 1. Вспомните, в каких родственных отношениях Пётр I состоял с царями Михаилом Фёдоровичем, Алексеем Михайловичем, Фёдором Алексеевичем, Иваном V Алексеевичем, царевной Софьей. 2. К кому, по старому закону, переходил бы трон после смерти государя? 3. Кто был наследником престола в первый период царствования Петра I (до 1689 г.)? 4. Какой порядок наследования трона был введён Петром I по Уставу о престолонаследии? 5. Какое наказание ждало того, кто ослушается Устава о наследии престола? | Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, высказывая свое мнение. Выход на проблему – можно ли было избежать частой смены правителей России? |
Постановка проблемы, введение в тему | познавательные УУД, коммуникативные УУД, личностные УУД регулятивные УУД | Создание образно-эмоциональной ситуации. Петр Великий скончался 28 января 1725 года. Умирал он тяжело, с мучительными болями. Подданные не посмели обеспокоить его вопросом о наследнике. Предание утверждает, что перед смертью Петр написал: “Отдайте все…”. Дальнейших слов нельзя было разобрать. «Кому, кому отдает?» Этот вопрос, мучивший многих, и сегодня остается загадкой И вот перед вами три проблемных вопроса: Подумайте, почему именно в XVIII веке после смерти Петра I стали возможны дворцовые перевороты? Как вы считаете, почему так легко происходит смена власти, а Россия остается по-прежнему сильной страной? В чем причины дворцовых переворотов 1725- 1762 гг.? | Выполняют схему: Генеалогическое древо преемников Петра Великого Анализ схемы «Генеалогическое древо династии Романовых к 18 веку» по вопросам: 1.Предположите, кто мог стать наследником после смерти Петра Первого? 2.Какую роль в решении данного вопроса может сыграть указ о престолонаследии 1722 года? 3.Почему, по-вашему, мнению, Петр I издал этот указ? 4.Предположите, какая судьба ждала наше государство, не имевшего законного наследника престола? Слушание докладов по теме и заполнение таблиц практического занятия |
Изучение нового материал. Организация практической работы | познавательные УУД, коммуникативные УУД, личностные УУД | Для продолжения нашей работы предлагаю заслушать доклады по теме «Эпоха дворцовых переворотов». Работа с дополнительными историческими источниками и текстом учебника | Самостоятельное заполнение таблицы: « Эпоха дворцовых переворотов» Заполнение таблицы « Сущность правления в эпоху дворцовых переворотов» с указанием роли правителей и опоры их правления Обучающиеся дают характеристику российским монархам эпохи дворцовых переворотов: |
а) Екатерина I б) Петр II в) Анна Иоановна г) Иван Антонович д) Елизавета Петровна е) Петр III | |||
Первичное закрепление | познавательные УУД, коммуникативные УУД, личностные УУД | Задания на установление соответствия между личностями и их характеристиками Проверяется правильность выполнения заданий практической работы № 4, №5 Выставляются оценки по работе | После выполнения основных заданий обучающиеся осуществляют самопроверку своей работы При защите работы отвечают на контрольные вопросы и выражают свои мысли в соответствии с логическими доказательствами |
Рефлексия | познавательные УУД, личностные УУД | Вопросы по занятию: 1. Достигнута ли цель практического занятия? 2. Какую роль лично вы сыграли в достижении цели занятия ? 3. Оцените степень собственной активности и успешности на уроке. 4.У кого из сокурсников был лучший доклад по теме 5. Назовите, что нового вы узнали сегодня на занятии ? 6. Какие самые важные термины мы должны запомнить? Какие личности? | Вопросы для учащихся Самым полезным и интересным для меня было... Я встретился с трудностью при... У меня хорошо получилось... Мне это необходимо для.. |
Домашнее задание | Письменно в тетради: Дать характеристику трёх основных форм насильственной смены власти Определить отрицательные последствия насильственной смены власти Опережающее обучение: подготовить доклады Екатерина Великая . Приход к власти. |
|
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ
ТЕМА : ЭПОХА ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ
Цель: иметь представление о причинах и сущности дворцовых переворотов.
ХОД РАБОТЫ:
1. Генеалогическое древо преемников Петра Великого
3. Эпоха дворцовых переворотов
Годы правления | Способ занятия престола | Особенности правления |
Екатерина 1 (1725 – 1727гг) | В результате борьбы 2 придворных группировок: «нового дворянства» и родовой знати | Создан Верховный тайный совет как компромисс «новой» и родовой знати Фактически у власти – А.Д.Меньшиков |
Петр 2 (1727 – 1730гг) | Престол занял согласно завещания Екатерины1, Внук Петра 1 | Борьба вельмож за влияние на молодого императора |
Анна Иоанновна (1730 – 1740гг) | Верховный тайный совет пригласил на престол племянницу Петра1, герцогиню Курляндскую на условиях ограничения самодержавия(кондициях) | Ключевая роль принадлежала фавориту Э.Бирону. назначила своим преемником младенца Иоанна Антоновича,при регенстве Бирона |
Елизавета Петровна (1741 – 1761гг) | Опираясь на гвардию совершила дворцовый переворот и захватила власть | Возврат к политике Петра1 |
Петр 3 (1761 -1762гг) | По передаче престола от Елизаветы племяннику Петра 1(сын старшей сестры Анны и герцога Голштинии) | Новые реформы по дворянству |
3. Сущность правления в эпоху дворцовых переворотов
№ | Правители | Внутренняя политика | Внешняя политика | Опора правителя |
1 | Екатерина 1 1725 – 1727гг | Создание Верховного тайного совета из старой и новой знати | «Новая знать» | |
2 | Петр 2 1727 – 1730гг | Борьба за власть группировок, власть у Долгоруких | «Старая знать» | |
3 | Анна Иоанновна 1730 – 1740гг | Высшие должности розданы немцам: Бирон,Остерман Воссоздана Тайная канцелярия | Русско – турецкая война ( 1735 – 1739гг) | Немецкое дворянство Дворяне – гвардейцы |
4 | Иван 6 ( ?) | Регент Бирон | Немецкие дворяне | |
5 | Елизавета Петровна (? ) | Государством управлял фаворит И.И.Шувалов Первый русский театр | Семилетняя война(1756 – 1763гг).Победы России поставили Германию на грань поражения | Гвардия |
6 | Петр3 ( ?) | В армии введены прусские порядки | Заключил мир с Пруссией. Вернул Фридриху все завоевания |
4. Найдите соответствие между датой и событием. Покажите его стрелкой
Дата Событие
1)12 августа 1740г. а) Возведение на престол под именем Иоанна VI
2)18 октября 1740г. б) Иоанн родился в Петербурге
3)8 ноября 1740г. в) Начало изгнания, ссылка
4)24 ноября 1741г. г) Арест и ссылка Э. Бирона
5)С 12 декабря 1741г. д) Дворцовый переворот,
е) Приход к власти Елизаветы Петровны
Контрольные вопросы:
1. Назовите характерные черты периода, наступившие после смерти Петра Первого?
2. Кто такие верховники и чем закончилось их правление?
3. Кто такой Бирон и какую политику он проводил?
4.Что способствовало успеху Елизаветы Петровны?
5. Почему был свергнут Петр III?
Домашнее задание: повторить тему «Дворцовые перевороты»
План урока рассмотрен на заседании
ПЦК по Демидовскому отделению
Протокол № ___ от ___
Председатель ПЦК Боровцова Г.В.
Тема урока: Дворцовые перевороты
Тип урока : практическая работа
Группа : 15-Л-1
Дата: 5 февраля 2018 года
“Тут кротко или строго. Царило много лиц
Царей не очень много. А более цариц”.
Л.Н.Толстой
Цель занятия: Образовательные: Дать представление о причинах и сущности дворцовых переворотов.
Развивающие: развивать историческое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся умения и навыки в поисках решения проблемных ситуаций.
Воспитательные: : воспитывать патриотические чувства и любовь к Отечеству,
уважение к историческому прошлому страны.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная
Оборудование : инструкционно- технологическая карта с методическими указаниями,
выставка книг : «Галерея правителей во время дворцовых переворотов»
стенд «Правители в истории России»
сообщения студентов по теме «Дворцовые перевороты»
Формируемые УУД: Планируемый результат
Предметные образовательные результаты | Метапредметные умения |
-называть события, определяемые историками как дворцовые перевороты, их даты и участников; - объяснять причины и последствия дворцовых переворотов; - объяснять значение понятий дворцовые перевороты, фаворит, кондиции, гвардия - уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения; -принимать участие обсуждении проблемных вопросов, -владение умениям слушать и формировать свою точку зрения с аргументированием своего мнения, корректно отстаивать свою позицию | Личностные УУД: - работать самостоятельно; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - заполнять рабочую тетрадь с последовательностью действий; - осуществлять самоконтроль; Познавательные УУД: - проводить отбор нужной информации; - проводить анализ учебного материала; - строить логические цепочки рассуждений, доказательств при заполнении таблиц Коммуникативные УУД: - планирование рабочего процесса - достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, - учет разных мнений и координация разных позиций |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта открытого урока истории по теме «Культура Раннего Возрождения в Италии».
......
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА № 106. 11.02.2016. КЛАСС: 5Б. Тема урока: Сложение и вычитание смешанных чисел.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА № 106.11.02.2016. КЛАСС: 5Б. Тема урока: Сложение и вычитание смешанных чисел....
Технологическая карта открытого урока истории 5 класс "В гаванях Афинского порта Пирей"
Технологическая карта урока истории в 5 классе по ФГОС была одобрена многими учителями....
Технологическая карта открытого урока по истории по теме «Внешняя политика России в 1725-1762гг.»
Урок разработан с применением следующих технологий: интеграция ИКТ с технологией проблемного обучения и элементами технологии коллективного сотрудничества (групповая работа)....
Технологическая карта открытого урока " Открытие Америки"
Данный урок построен на основе деятельностного подхода и направлен на формирование следующих метапредметных умений: - умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать для себя новые; - п...
Технологическая карта открытого урока по истории в 6 классе на тему: «Начало правления Ивана Грозного. Реформы Избранной рады»
Технологическая карта открытого урока по истории в 6 классе на тему: «Начало правления Ивана Грозного. Реформы Избранной рады»...
Технологическая карта открытого урока по истории "Путешествие в Древнюю Грецию"
Урок "Путешествие в Древнюю Грецию" 5 классПовторительно-обобщающий урок в форме игры....