Разработка урока истории России в 9 классе "Вся власть Советам!" по ОС "Школа-2100"
методическая разработка по истории (9 класс) на тему

Мирзаева Наида Назимовна

Урок составлен по технологиям ОС "Школа-2100". Материал соответствует учебной программе и ФГОС. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vsya_vlast_sovetam.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории в 9 классе по теме:

«Вся власть Советам!»

Ход урока

I Создание проблемной ситуации.

Вопросы к 1 группе фактов:

- Какое политическое влияние имели большевики весной 1917 года?

- Кто пользовался наибольшим политическим влиянием?

- Отличалась ли позиция большевиков по отношению к Учредительному Собранию от позиции других политических сил?

Вопросы ко 2 группе фактов:

- По словам Луначарского, считали ли большевики свою власть прочной?

- Как изменилось отношение большевиков к Учредительному Собранию?

- Как объясняются причины роспуска Учредительного Собрания большевиками в листовке?

- За каким органом окончательно упрочилась власть?

- Чью власть олицетворял этот орган?

II Постановка проблемы

Какое возникает противоречие между двумя группами фактов?
Какая возникает проблема?

III Актуализация опорных знаний 

1 работа с терминами

- В чем главный смысл понятий «революция» и «социализм» Какая связь между ними?
( революция – коренной переворот, а социализм – общество, основанное на равенстве и справедливости. Согласно марксистской теории переход к социализму происходит с помощью пролетарской революции)

- Подведите понятия «Советы», «Временное правительство», «Учредительное Собрание» под общее понятие.

- В чем отличительные признаки этих понятий?

- Какие были возможные пути развития России после февраля 1917?
(радикально-социалистический, умеренно-социалистический, либеральный)

- Какие политические силы представляли эти пути?

- Каковы главные отличия этих путей?
Почему с весны по осень 1917 года большинство политических партий потеряли власть и авторитет в обществе? 
Каким образом будем решать данную проблему, какие вопросы мы должны для этого поставить?

ПЛАН
1 Почему большевикам легко удался октябрьский переворот?
2 Какие мероприятия провели большевики, придя к власти?
3 Какие слои населения их поддержали?

IV Открытие нового знания

1 работа с учебником ( с 74-75)

Задание: найдите в тексте параграфа предложения , которые объясняют причины победы большевиков в октябрьском перевороте.
Сформулируйте эти причины своими словами.

1 многовластие на местах. Слабость Временного правительства

2 Значительный рост партии большевиков

3 Большевизация Советов

4 Слабая оборона Зимнего дворца

5 Решительность Ленина

6 Занятие большевиками важнейших пунктов

2 Практическое задание

-Представь, что ты гражданин современной России, оказался на месте своего предка в октябре 1917 года: поддержал бы ты большевиков или нет?
Определи по карте,  каким путем победила власть Советов в большинстве городов России?
Кто оказывал сопротивление Советам при вооруженных столкновениях? 
( На Украине – Центральная Рада, на Дону и на Урале – правительство атамана Дутова)

- Найдите в тексте учебника на с 77 последний абзац, ответ на вопрос: каковы были результаты борьбы большевиков за установление власти Советов в ноябре-декабре 1917 года?

-Давайте посмотрим, как это было.
(просмотр  отрывка док. фильма «Красный октябрь»).

3 Работа в группах

Теперь выясним, какие мероприятия провели большевики по решению основных вопросов революции.

Задание 1 группе

Составьте трехзвенную схему органов власти после прихода большевиков и ответьте на вопросы:

- Кого после всеобщей забастовки железнодорожников допустили в руководство Советов, в Совнарком?

- Какие ещё учреждения были созданы большевиками? Какие функции они выполняли?

- Почему большевики распустили Учредительное Собрание?

Задание 2 группе

Какие мероприятия по решению рабочего вопроса были проведены большевиками?

Задание 3 группе

Какие мероприятия по решению крестьянского вопроса были проведены большевиками?

Задание 4 группе

Какие мероприятия по решению национального вопроса были проведены большевиками?

Задание 5 группе

Какие мероприятия по решению вопроса о войне были проведены большевиками?

V Применение нового знания

- Проанализируйте по схеме на с 78 и таблице с 81 партийный состав созванного 5 января 1918 года Учредительного Собрания.
Какие были бы последствия для большевиков, если бы Учредительное Собрание стало высшим органом власти?
Как понять заголовок абзаца «Учредительное Собрание, что же мы с тобой сделали?!
Как гражданин современной России объясни свою позицию: считаешь ли ты эти действия допустимыми как в прошлом, так и в будущем?

VI История в лицах 

-Самые внимательные учащиеся на уроке обратили, наверное, внимание на исторические фамилии. Кого запомнили? 
-Сейчас Фатима представит вам свой проект «История в лицах. Красный Октябрь», подготовленный к данному уроку.

VII Итоги. Д/З

- Какой ответ на проблему урока мы можем дать?
(Кризис,  который нарастал в стране,  Временное правительство  преодолеть не смогло, а большевики обещали решить проблемы и сделали попытку их решить. Они предложили быстрые варианты решения проблем страны, объявили о создании нового государства- РСФСР).

-О том, какую на самом деле они политику стали проводить вы узнаете из параграфа 9, прочитав и изучив его дома.
Желающие могут подготовить проект «Картинная галерея 1917-1918»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории России "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва" 6 класс

Данная разработка соответствует уроку изучения нового материала по программе истории России для 6 класса общеобразовательной школы. В разработку входит: пояснительная записка, конспект урока, мультиме...

методическая разработка урока истории для 9 класса "Россия от февраля к октябрю"

Пояснительная записка Работаю в школе учителем истории и обществознания уже достаточно долго, однако именно сейчас  пришло осознание какой – то бессмысленности обучения, разговор...

Разработка урока истории в 7 классе по теме: "Церковная реформа. Власть и церковь"

Урок проводится в курсе учебного предмета история России в 7 класса.Тип урока: комбинированный.Цель урока состоит из трех аспектов:Познавательный аспект: формировать глубокие знания у учащихся о...

Методическая разработка к уроку истории России 7 класс "Окончание Смутного времени"

Методическая разработка содержит конспект урока по теме "Окончание Смутного времени" и презентацию для проведения данного урока....

Методическая разработка урока истории России "Русская культура XIV-XVI"веков (по учебнику "История России с древнейших времен до конца XVI века" под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).

Представлена методическая разработка урока "Русская культура XIV-XVI веков" для 6 класса . Тема рассчитана на 2 часа и состоит из двух частей "Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-X...

разработка урока истории в 6 классе «Власть в Российском государстве»

5 класс. Цель: способствовать формированию уважительного  отношения к иному мнению; развитие эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им; способствовать формированию навыков сотр...