разработка урока истории в 6 классе «Власть в Российском государстве»
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме
5 класс. Цель: способствовать формированию уважительного отношения к иному мнению; развитие эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им; способствовать формированию навыков сотрудничества и умения находить выходы из спорных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
-vlast_v_rossiyskom_gosudarstve.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока истории:
Класс: 6
Тема урока: «Власть в Российском государстве»
Тип урока: урок формирования умений и навыков
Методы работы: урок-практикум с элементами технологии критического мышления и проблемно-диалогового обучения.
Задачи урока:
- Личностные:
- способствовать формированию уважительного отношения к иному мнению;
- развитие эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
- способствовать формированию навыков сотрудничества и умения находить выходы из спорных ситуаций.
- Метапредметные:
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
- осуществлять смысловое чтение;
- узнавать, называть и определять объекты и явления в соответствием с содержанием предмета.
- Предметные:
- определять особенности организации управления в Российском централизованном государстве;
- прослеживать влияния устройства системы управления на жизнь общества;
- оценивать фигуру исторической личности и ее влияние на развитие страны на примере Василия III Ивановича;
- анализировать исторический источник (документ).
Образовательная среда урока:
Урок составлен на основе УМК издания «Баласс» образовательной системы «Школа 2100»:
- Учебник А.А. Данилов, Д.Д. Данилов, В.А. Клоков, С.В. Тырин. История России с древнейших времен до начала XVI века. 6 класс. М.: Баласс, 2011.
Данилов Д.Д., Давыдова С.М. Рабочая тетрадь к учебнику «История России». 6 класс. М.: Баласс, 2011.
- Мультимедийный учебник по истории России. Часть 1. С древнейших времен до середины XVI века. ООО «1С-Паблишинг», 2008.
- Мультимедийная презентация, раздаточный материал.
Основные понятия:
1. кормление 2. местничество 3. Судебник
Ход урока:
1. Организационный этап. (3 МИН.) Приветствие, создание положительного эмоционального фона.
Учитель: Доброе утро! Ребята кто из вас был в Москве? Кто из вас знает соборы Московского кремля? А когда они были построены? При каких государях?
2. Актуализация знаний (5 МИН.)
- Как было завершено создание Московского государства?
Ученики вспоминают деятельность Ивана III Великого, стояние на Угре, Судебник 1497 года.
Учитель: Русские историки называют Ивана Великим, удивляются его уму, расчетливости, устойчивости, целеустремленности, умению пользоваться благоприятными обстоятельствами;
Но, в то же время, они отмечают, что сила его власти переходила в азиатский деспотизм, превращающий население в рабов, а варварские казни развивали в народе грубость и жестокость…
- Вспомним неоднозначность оценки исторической фигуры на примере Александра Невского?
Дети: оценить роль личности в истории не так просто даже профессиональному историку. Казалось бы, не вызывает сомнения личность Александра Невского. Что тут сказать??? Патриот! Святой «заступник» земли Русской! Герой Невской битвы и Ледового побоища!
«Имя России» по итогам нашумевшего в прошлом году национального телевизионного проекта….
И в то же время… известен факт жестокого подавления Александром восстания новгородцев против татарских «численников»;
Учитель: а британский ученый Джон Феннел подчеркивает, что великий князь проводил политику «крепких связей с татарами и подчинения любому требованию хана».
Стоит ли упрекнуть знаменитого полководца в боязливости? Нет. Князь воспрепятствовал новому разгрому Руси, который мог погубить последний неразоренный татарами регион. Одной рукой ему приходилось отбиваться от западных соседей, другой увещевать ордынцев, удерживать в повиновении младших князей.
3. Постановка цели и задачи урока. Мотивирование учащихся к учебной деятельности (5 МИН.)
Учитель: В Архангельском соборе московского Кремля, усыпальнице московских князей, 500 лет назад появилось новое захоронение. 14 февраля 1509 года, в тюрьме великих князей Московских скончался изнывающий в тяжком заключении Дмитрий Иванович, вошедший в историю с прозвищем Внук. Действительно, он приходился внуком великому князю, самодержцу Московскому, Ивану III Васильевичу, был сыном наследника князя Ивана Молодого, умершего раньше отца. Претендент на российский престол, он в 1498 году был венчан на великое княжение своим дедом Иваном III.
В 1502 году, после того как Иван III передал права наследования своему сыну Василию, Дмитрий был заточен в тюрьму. Таким образом, борьба внутри великокняжеской семьи завершилась победой княжича Василия; он превратился в соправителя отца и законного наследника огромной державы. В 1505 году он взошел на Московский великокняжеский стол.
Что мы знаем о Василии III? Учебник, §23 (1 упоминание!)
А между тем… «…именно в первой трети XVI века был фактически решен вопрос, быть или не быть на Руси государству с сильной монархической властью», – считает советский историк, специалист по средневековой истории России Зимин.
Итак, ребята, какой проблемный вопрос урока мы сформулируем?
«Действительно ли роль Василия III в истории России значительна?»
Цель урока (записывается на доске):
- научиться оценивать исторического деятеля и его роль в истории на примере личности Василия III
4. Первичное усвоение новых знаний и умений (7 МИН.)
- записать в рабочие тетради термины кормление и местничество;
Учитель: До Бога – высоко, до Царя – далеко,
я близко, кланяйся мне низко!» Такая русская народная поговорка возникла в XV веке. Весьма красноречивое выражение отношения народа к власти.
А теперь обратимся к одному из ключевых трудов по истории России, отрывку из «История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» - классического труда одного из основоположников русской исторической мысли Николая Ивановича Костомарова.
- Чтение фрагмента вслух, по цепочке (раздаточный материал 1, из «История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей»).
- Совместное обсуждение текста
Учитель | Учащиеся |
Попытаемся определить характерные черты правления великого князя, опираясь на источник, описание Н.И. Костомарова: Сравнение с поведением отца, Ивана III? Мнение посла императора Герберштейна? Мнение приближенного к князю боярина Берсеня? Возвращение послов из поездки к императорскому двору? | Утверждение самовластия… жесток и немилостив… не терпит противоречий и возражений.. Все дела решает сам… раболепие приближенных князя Лесть… излишняя и неуместная похвала поведения князя двором.. скупость и жадность… Контроль за боярами… отсутствие лишних трат из казны… |
5. Первичная проверка новых умений (11 МИН.)
Учитель: А теперь ребята, откроем Памятку для оценки и характеристики исторического деятеля (рабочая тетрадь).
- Выясните происхождение личности, факты его биографии.
- Опишите внешность и характер исторического деятеля, его личные качества. Какие личные качества помогали ему идти к цели, а какие мешали? Что Вы цените в его характере, что не одобряете?
- Определите его жизненные принципы (правила) и мотивы поведения.
- Проанализируйте основные результаты его деятельности. Какие способы и средства достижения своих целей он использовал?
- Установите, в интересах каких общественных сил он действовал?
- Соотнесите оценки личности в художественной, научной и научно-популярной литературе.
- Ваша оценка деятельности исторического деятеля. Выскажите свое отношение к данному человеку.
Учитель | Учащиеся |
Помогаю фактами ребятам:
- насильно развелся с первой женой Соломонией Собуровой, так как она была бездетна; - хитростью заманил в Новгород псковских бояр, и, захватив их, заставил псковитян зависимость от Москвы; - продолжил практику вывоза псковских и рязанских бояр в московские земли, раздавая москвичам присоединенные поместья; - для защиты от татарских набегов ввел практику «поминок» (подарков) ханам; - вместе с тем строил на южных рубежах каменные крепости (Коломна, Тула, Калуга), ежегодно собирал войска; - начал раздачи черносошных крестьян помещикам. | Работа с памяткой (раздаточный материал) 1. Каково происхождение Василия III? (великий князь из династии Рюриковичей, старший сын Ивана III…) 2. Каковы внешность и характер Василия III, его личные качества. Какие личные качества помогали ему идти к цели, а какие мешали? Что Вы цените в его характере, что нет? 3. Определите его жизненные принципы (правила) и мотивы поведения (самовластие, жестокость, скупость и т.д.) 4. Проанализируйте основные результаты его деятельности. Какие способы и средства достижения своих целей он использовал? (расширение территории государства, увеличение государственной казны… не гнушается средствами для достижения целей…) 5. Установите, в интересах каких общественных сил он действовал? (дворянство, боярство) 6. Соотнесите оценки личности в художественной, научной и научно-популярной литературе. (Костомаров, Берсень, Герберштейн, авторы учебника…) 7. Ваша оценка деятельности исторического деятеля. Выскажите свое отношение к данному человеку… |
6. Первичное закрепление новых знаний и умений (3 МИН.)
- определим характерные черты новой системы центрального управления!
Рабочая тетрадь (схема А), опираемся на текст параграфа, пункт 1.
- определим характерные черты системы местного управления!
Рабочая тетрадь (схема Б), опираемся на текст параграфа, пункт 1.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (3 МИН.)
- нарисовать символику Российского централизованного государства (базовый уровень)
- заполнить таблицу (§24, пункт 1) «Общее российских служилых сословий с западноевропейскими рыцарями»
8. Рефлексия учебной деятельности (3 МИН.)
- подведение итогов урока (что научились? Как оценим Василия III?)
- в чем трудности, как их преодолеть (поиск дополнительной информации?)
-выставление оценок учителем.
- саморефлексия
Раздаточный материал 1, отрывок из «Истории России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» Н.И. Костомарова
- Василий Иванович шел во всем по пути, указанном его родителем, доканчивал то, на чем остановился предшественник, и продолжал то, что было начато последним. Самовластие шагнуло далее при Василии. Если при Иване именовались все «государевыми холопами», и приближенные раболепно сдерживали дыхание в его присутствии, то современники Василия, сравнивая сына с отцом, находили, что отец все-таки советовался с боярами и позволял иногда высказывать мнение, несогласное с его собственным, а сын (как выражался Берсень, один из его любимцев, подвергнувшийся опале), не любил против себя «встречи», был жесток и не милостив к людям, не советовался с боярами и старыми людьми, допускал к себе только дьяков, которых сам возвышал, приблизивши к себе, и которых во всякое время мог обратить в прежнее ничтожество.
- Никто не смел осуждать поступков государя; если что явно было дурное за ним — подданные обязаны были лгать, говорить не то, что было, и хвалить то, что в душе порицали. Так, когда Василий, сам лично вовсе неспособный к войне, возвращался из похода с большой потерей, все должны были прославлять его победоносные подвиги и говорить, что он не потерял ни одного человека. Жизнь и имущество всех подданных находились в безотчетном распоряжении государя. Василий не стеснялся присваивать себе все, что ему нравилось, и вообще в бесцеремонности способов приобретения не только не уступал своему родителю, но даже в ином и превосходил его.
- Так, например, по возвращении русских послов от императора Карла V, он отобрал у них себе все подарки, которые собственно им дали император и его брат. Своим служилым людям он большею частью не давал ни пособий, ни жалованья. Каждый должен был отправляться на службу, исполнять безропотно всякие поручения на собственный счет. В случае попыток к побегу, он брал с них значительные денежные пени и отдавал провинившихся на поруки другим, которые обязывались платить за того, за кого они поручились.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории 10 кл "смутное время Российского государства"
Цели урока:на основе анализа документального и учебного материала определить причины, сущность и последствия Смутного времени;знать отношение различных слоев к этому явлению;выделять основные периоды ...
Урок в 10 классе по теме "Российское государство при Иване III"
Данный урок имеет своей целью проследить процесс завершения объединения Северо - Восточной Руси вокруг Москвы....
Методическая разработка урока истории по теме " Власть и народ в период Смутного времени" с презентацией
Урок построен на основе использования компьютерной презентации. Данный методический прием позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся, делает урок более эффективным...
Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »
Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....
Тестовые задания по истории 7 класс на тему:«Российское государство в XVI- начале XVII в.»
Тестовые задания помогут учителям истории провести тест для учеников...
Методическая разработка урока кубановедения «Народы Кубани в многонациональном российском государстве в XIX веке»
Методическая разработка урока кубановедения «Народы Кубани в многонациональном российском государстве в XIX веке» . 8 класс....
Методическая разработка урока истории Приход к власти партии большевиков
Комбинированный урок с использованием технологии развивающего обучения. На уроке используется презентация. Цель урока: сформировать представление о предпосылках и обстоятельствах перехода власти к...