методическая разработка урока истории России 9 класс
методическая разработка по истории (9 класс) на тему

Абрамов Алексей Иванович

Революция 1917 года:истоки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka.docx9.78 КБ
Файл nachalo_revolyutsii.pptx2.29 МБ

Предварительный просмотр:

  Революция:истоки 1917 года

Цель: разобраться в причинах революции и понять, почему начавшись в феврале 1917 года Революция продолжала углубляться, становясь все более и более трагической для русского народа.

Задачи:

  • рассмотреть разные источники по истории вопроса,
  • составить отчет и вывод по основным группам вопросов,
  • создать материал, подтверждающий позицию группы,
  • объединить материалы в одно «Дело о начале русской революции»
  • сделать заключительный вывод по проблемному вопросу.

1. Вводное слово учителя.

В 2017 году отмечается большой юбилей – 100-летие Великой русской революции. Великой, потому что она разделила историю нашего народа на «до» и «после», стала историческим водоразделом развития нашей цивилизации, имела крайне сложные, подчас трагические и противоречивые последствия. Наш урок посвящен событию, рассмотрение которого интересует как исследователей, так и широкую общественность, так как современное российское обществопрямо и косвенно связано с событиями 1917 года. Наверняка во всей современной России не найдется ни одной семьи, которую бы не затронула революция. Отсюда неослабевающая актуальность данной темы.

В наступившем 2017 году ожидается большое количество всевозможных юбилейных мероприятий: будут проведены лекции, обсуждения, сняты репортажи и фильмы и т.д. Мы же сегодня тоже постараемся внести свою лепту в эти события.

2. Постановка задач и формулирование проблемного задания.

Итак, что же мы знаем о революции? Без преувеличения можно сказать, что знаем мы немало.

Вопрос детям: Почему мы знаем о революции больше, чем о событиях нашей истории более ранних этапов?

Ожидаемый ответ: Так как в ХХ веке появилось и дошло до наших дней большое количество разных исторических источников: кадры кинохроники, фотографии, газеты и журналы, воспоминания современников и участников событий и пр.

Вопрос детям: Однако, невзирая на такое количество источников, можем ли мы утверждать, что знаем о революции все?

Ожидаемый ответ: Нет, так как источники зачастую противоречивы, некоторые были утрачены, мнения очевидцев и участников событий разделились и т.д.

Вопрос детям: На какие вопросы мы сегодня должны ответить, чтобы глубже разобраться в событиях начала революции?

Ожидаемый ответ: Причины революции? Кто участвовал в начале событий и каковы были их действия? Можно ли было избежать этих событий? Какие ошибки совершила власть? И др.

Из ответов формулируются основные задачи урока и ставится проблемное задание – Почему начавшись в феврале 1917 года революция не закончилась свержением монархии и приобрела затяжной и трагический характер?

3. Формирование «следственной бригады».

Считается, что политическая революция – преступление, так как она таит в себе огромную общественную опасность и противоречит закону. А любое преступление требует тщательного расследования.

Предлагаю разделиться на группы следственной бригады, в которую входят следующие эксперты: социологи, экономисты, политологи, биографы, аналитики и эксперты в области государственного управления. Группы получают задания и материалы («телеграммы из революционной России», фотографии, биографии деятелей – см. Материалы урока) и предписания.

Экспертная бригада

  • Следователи-аналитики – выясняют причинно-следственные связи между событиями, делают аргументированный вывод о том, могла ли Россия избежать революционных событий, какие меры для этого требовались? Какие ошибки были совершены руководителями страны в ходе начала революции? Почему сложившийся режим двоевластия оказался неустойчивым?
  • Эксперты-социологи – находят и изучают информацию, связанную с изменениями в российском обществе. Делают вывод о том, как социальные изменения повлияли на ход событий.
  • Эксперты-экономисты – находят и изучают информацию, связанную с изменениями в экономическом положении российского общества. Делают вывод о том, каким образом экономические изменения повлияли на ход событий.
  • Эксперты-политологи – находят и изучают информацию о политических изменениях в российском обществе. Делают вывод о том, какие политические силы приняли участие в событиях, какова была их роль.
  • Эксперты в области государственного управления – находят и изучают информацию об изменениях в области государственной власти. Какие органы революционной власти были созданы в результате революции? Каковы были их функции? Почему создание новых органов не завершило революцию?
  • Эксперты-биографы – составляют историко-психологический портрет участников событий. Делают вывод о том, как личностные черты участников повлияли на ход событий? Почему лидеры начала революции не сумели удержать власть в своих руках?

4. Изучение материала, анализ и формирование «материалов дела».

Эксперты изучают информацию, используют дополнительные источники (Интернет-ресурсы) и формируют «материалы дела». На работу выделяется 20-30 минут.

5. Представление «материалов дела» - анализ информации и выводы команд экспертов.

Ожидаемые выводы.

Эксперты-социологи: социальная ситуация а России была очень нестабильной, что было обусловлено затяжной войной, нехваткой продовольствия, нерешенностью социальных и экономических проблем. Все эти факторы предопределили революцию и углубили революционные процессы.

Эксперты-экономисты: экономика России находилась в глубоком кризисе, спровоцированным затяжной и неудачной войной, нехваткой путей сообщения, товаров народного потребления, коррупцией на местах и на фронте и пр. Такие негативные явления как недоедание и голод, нищета и разруха стали повседневной реальностью для населения. Эти факторы предопределили начало революции и углубление революционных процессов.

Эксперты-политологи: в революционной России были представлены разные силы политического спектра. Накануне революции особую роль сыграли либеральные партии (кадеты и октябристы), а также представители социалистического крыла (меньшевики и эсеры). Эти силы желали наступления революции, поддержали стихийное выступление народа в Петрограде и постарались закрепиться у власти, устранив монархию. Деятельность этих сил в начале революции привела к формированию революционных органов власти: Временного правительства, Петроградского Совета и Советов на местах. Большевистская партия в начале революции не сыграла значительной роли, т.к. В.И. Ленин и его ближайшие сподвижники находились за границей, а сама партия была еще невелика по численности.

Эксперты в области государственного управления: анализируют появление новых органов революционной власти: Временное правительство, Петроградский Совет, Советы на местах. Эксперты изучают функции этих органов и находят «слабые места» в их системе (несогласованность в действиях, порождающее безвластие, «затягивание» в решении наболевших вопросов, прежде всего вопроса о мире, бессистемность и недальновидность в принятии важных решений и пр.). Подобная ситуация в условиях продолжения войны и нарастающего социально-экономического кризиса не могла завершить революционный процесс, а наоборот, стала его катализатором.

Эксперты-биографы: изучив биографии некоторых политических деятелей начала революции (НиколаяII, А.Ф. Керенского, Г.Е. Львова, Н.С. Чхеидзе, В.М. Чернова и др.) составляют историко-психологический портрет участников начала революции. Делают вывод о том, что такие черты как амбиции, стремление к власти не всегда были подкреплены соответствующими данными (силой характера, дальновидностью, порой жестокостью и беспринципностью и другими чертами, необходимыми для удержания власти в сложной ситуации). Однако, личностные черты в эпоху революции еще не все, так как нельзя сбрасывать со счетов стремительно развивающиеся события, зачастую непредсказуемые и фатальные.

Эксперты-аналитики: внимательно знакомятся с выводами других экспертов и делают обобщающий анализ. Выводы могут быть следующими: революция в России была неизбежна ввиду затяжной войны, углубляющегося экономического и политического кризиса. Затяжной характер революция приобрела в связи с неправильностью действий Временного правительства и Петроградского совета, которые не смогли поставить под свой контроль ситуацию в стране и на фронте. «Двоевластие» фактически обернулось безвластием, процессы анархии на всех уровнях становились неуправляемыми (об этом свидетельствуют постоянные политические кризисы). Эта ситуация предопределила поляризацию политических симпатий масс и привела к власти радикальные силы в лице большевиков.

После выступлений экспертов все материалы собираются в единое «Дело о начале Революции 1917 года», которое передается на суд истории.

6. Подведение итогов и рефлексия.

Ребята подводят итоги своего «расследования», делая вывод о том, что даже 100 лет спустя эти события все еще нуждаются в анализе, изучении и пересмотре подходов, так как они крайне противоречивы и имели драматический характер, а также предопределили облик современной России. Отмечают сложности в изучении данного материала (нехватку знаний, множественность источников, трудности в выводах и пр.). Однако, после проведенного «расследования», чувствуют повышение интереса к данной теме и повышения уровня своих знаний.

На финальном этапе заполняют карту самооценки (см. Приложение 2)

 

 

Аналитики – выяснить причинно-следственные связи между событиями, сделать аргументированный вывод о том, могла ли Россия избежать революционных событий, какие меры для этого требовались? Какие ошибки были совершены руководителями страны в ходе начала революции? Почему сложившийся режим двоевластия оказался неустойчивым?

Социологи – найти и изучить информацию, связанную с изменениями в российском обществе. Сделать вывод о том, как социальные изменения повлияли на ход событий.

Экономисты – найти и изучить информацию, связанную с изменениями в экономическом положении российского общества. Сделать вывод о том, каким образом экономические изменения повлияли на ход событий.

Политологи – найти и изучить информацию о политических изменениях в российском обществе. Сделать вывод о том, какие политические силы приняли участие в событиях, какова была их роль.

Эксперты в области государственного управления – найти и изучить информацию об изменениях в области государственной власти. Какие органы революционной власти были созданы в результате революции? Каковы были их функции? Почему создание новых органов не завершило революцию?

Биографы – составить историко-психологический портрет участников событий. Сделать вывод о том, как личностные черты участников повлияли на ход событий? Почему лидеры начала революции не сумели удержать власть в своих руках?

 

Приложение 2

Карта самооценки

ФИ ученика _________________________________

Оцените по десятибалльной шкале (от 0 до 10 баллов) следующие показатели:

Ваши знания по теме на начало урока

Знания по теме на конец урока

Степень актуальности данной темы для современности

Степень вашего личного интереса к работе по теме

Степень удовлетворенности своей работы по теме в группе

Степень удовлетворенности результатом работы группы

Степень удовлетворенности уроком в целом


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

начало революции 1917 года

Слайд 2

2017 год – 100-летие русской революции

Слайд 3

Чего мы не знаем о начале революции? Каковы истинные причины революции? Могла ли Россия избежать революции? Какие роковые ошибки допустила власть?

Слайд 4

Проблемный вопрос Почему революция не завершилась свержением монархии, а приняла затяжной, « злокачественный» характер ?

Слайд 5

политическая революция – это преступление

Слайд 6

Следственная бригада Эксперты-социологи, Эксперты-экономисты, Эксперты-политологи, Эксперты в области государственного управления, Эксперты-биографы, Следователи-аналитики. Время работы – 20-30 минут

Слайд 7

Проблемный вопрос Почему революция не завершилась свержением монархии, а приняла затяжной, «злокачественный» характер ?

Слайд 8

рефлексия Как изменилось отношение к проблеме? Как изменился уровень знаний? Нужно ли современным людям изучать революцию?

Слайд 9

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории России "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва" 6 класс

Данная разработка соответствует уроку изучения нового материала по программе истории России для 6 класса общеобразовательной школы. В разработку входит: пояснительная записка, конспект урока, мультиме...

Методическая разработка урока истории 7 класс «Дворцовые перевороты»

«Дворцовые перевороты в России» —это урок первый по теме «РОССИЯ 1725-1762 гг.» Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII– XVIIIв.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учр...

Методическая разработка урока истории 10 класс "Поход Ермака"

Урок разработан по технологии "ситуативная" в рамках ФГОСТ....

Методическая разработка урока истории России "Русская культура XIV-XVI"веков (по учебнику "История России с древнейших времен до конца XVI века" под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).

Представлена методическая разработка урока "Русская культура XIV-XVI веков" для 6 класса . Тема рассчитана на 2 часа и состоит из двух частей "Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-X...

Методическая разработка урока истории России

Тема: Внешняя политика Николая 1Цели:- Изучить основные направления внешней политики России второй четверти 19 века, выяснить территориальные приобретения;- развивать навыки работы с картами, выделять...

Учебно-методическая разработка урока истории «Россия в эпоху преобразований Петра Первого»

Материал содержит полный конспект урока по теме  «Россия в эпоху преобразований Петра Первого», включая ТКУ и приложения....