Урок в 11 классе "Новая экономическая политика"
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему
Урок в 11 классе "Новая экономическая политика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_istorii_v_11_klasse_novaya_ekonomicheskaya_politika.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок истории в 11 классе.
Тема: Новая экономическая политика.
Форма урока: урок – практикум.
Основной метод: частично – поисковый.
Цели урока:
- развивающая - продолжить совершенствование умения работать с письменными источниками, умения сравнивать, делать выводы.
- образовательная – расширение и систематизация знаний о НЭПе.
- воспитательная – способствовать развитию толерантности, готовности выступать перед аудиторией.
Тип урока: изучение нового материала.
Основные приемы: сравнение, анализ, работа в группах.
Содержание урока.
План урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Введение. краткое повторение темы: «Военный коммунизм». | Задает ряд вопросов из курса 9кл., 11кл. Ребята в 9кл. в конце учебного года у нас была тема: «Экономические реформы 90-х гг.». Вспомните основные мероприятия реформы 1992г. После беседы с учащимися показ слайда. Вспомните основные мероприятия «военного коммунизма» 1918-1919гг. Посмотрите подсказку: тема урока: «НЭП» Как вы сформулируете задачи урока? Задача урока: а).сравнить экономическую ситуацию в стране в начале 1920-х г., т.е. политику «военного коммунизма», и НЭП; сопоставить с экономической реформой 1992г. Проблема урока: Почему в России 1990-х г. политики, ученые, публицисты часто обращались к теме НЭПа? Чтобы эту задачу урока и проблему решить мы должны провести сравнительный анализ НЭПа и политики «военного коммунизма: с помощью источников. | Записи в тетради за 9кл. Можно взять учебники 9кл. Чертится сравнительная таблица а).либеризация цен б).приватизация в).денежная реформа. Цель реформы – оздоровление экономики. Просмотрели, запомнили. Записи в тетради. а).продразверстка. б).национализация. в).всеобщая трудовая повинность. Цель политики «военного коммунизма». Поправить положение на фронтах, воплотить идеалы соц-кого общества. Наверное сравнить. |
2.Организация работы в группах. Гр.1 – докум. №1,3 Гр.2 – докум. №4,5,6 Гр.3 – докум. №7,8,9 Гр.4 – докум. №13,15 | Кратко инструктирует группы. На доске или на слайде план | Учащиеся получают документы и организуют работу внутри групп. Для каждой группы инструкция, которую необходимо внимательно прочесть. |
3.Самостоятельная деятельность учащихся с документами по следующим вопросам: 1. экономическое положение страны в 1920г? 2.основные черты мероприятия НЭПа: «какие черты позволяют определить эту политику как новую?» | Как можно охарактеризовать сложившиеся положение 1 предложения. Основная цель НЭПа – оздоровление экономики. Когда введен? 1921г. | Учащиеся гр.1 с помощью документов 1,3 и текста учебника готовят ответ. Учебник на стр.136-137. а).уров.пром.произв-ва сократился на 14% довоенн.в 2 раза сельскохозяйственная. б).голод в Поволжье (ок. 5млн.чел.). в).многочисленные болезни. г).кустарничество захирело. Учащиеся 2гр. Составляют сравнительную таблицу, дают характеристику НЭПа. Документ №4,5,6 учебник стр.140. а).введение продналога б).частная торговля в).создание 2-х секторов экономики – государственного сектора, частного сектора. г).расширение частн.торговли. д).отмена трудовой повинн. Укрепление денежной системы. Основная цель вывод экономики из кризиса, восстановление экономики. |
3.Итоги НЭПа | Данный вопрос обсуждается при наличии времени. | Учащиеся 3гр. Делают анализ статистических данных док.№13,14,15, учебн. Стр.140. а).по основным показателям удалось достичь уровня 1913г. (1925-1927гг.) б).решена проблема беспризорных детей. в).восстановлены системы образования и здравоохранения. г).Началось осуществление плана РОЭЛ РО. |
4.Противоречия НЭПа. Взгляды на НЭП в партии в обществе | Время на работу 5мин. | Гр.4 документы №7,8,9 задание сдают, краткие ответы на вопросы документов: 1 Отношение крестьян и рабочих к НЭПу. 2 О каких настроениях в партии рассказывает Н.Валентинов? 3 Сравните высказывания Троцкого и Бухарина о НЭПе. Стр.142 – противоречия НЭПа. |
5.Подведение итогов самостоятельной работы | Представляет результаты работы каждой группы. | Представляют итоги работы групп. Делают дополнения, выводы записываются в тетрадь. |
6.Заключительная беседа об общих чертах ситуаций, сложившихся в стране в 1920-х гг. | а).точки зрения б).основные меры НЭПа в).основные меры реформ 1992г. Так почему политики, ученые 90-х гг. так часто обращались к НЭПу? | Текст на стр.141 «Точка зрения» Учащиеся прочитывают содержание слайда, просматривают основные мероприятия НЭПа и основные мероприятия реформы 1992г. Что вы находите общего в политике НЭПа 1992г.? |
7.Д/задание. Подведение итогов урока. | Рефлексия. 1.Какое впечатление произвели на вас документальные источники разного вида? 2.Какое значение для изучения истории и приобретения умений работать с документами имеет обращение к документальным материалам? Запись на доске (ответ в тетради). | Подготовить ответы на вопросы учебника №2,3 стр.149 §14 |
Оборудование урока: учебник «История Отечества XX в.» под редакцией
Загладина Н.В. и др. авторов, компьютерная презентация
исторические документы №1,3,4,5,6,7,8,9,13,15.
Сравнительная таблица «Отличия НЭПа от политики
«военного коммунизма», раздаточный материал.
Самоанализ урока по теме:
«Новая экономическая политика».
Тип урока: это урок изучения нового материала.
Форма урока: урок-практикум.
Основной метод, применяемый на данном уроке частично-поисковый.
Основные цели урока:
Развивающая - продолжить совершенствование умения работать с письменными источниками, умения сравнивать, делать выводы.
Образовательная – расширение и систематизация знаний о НЭПе.
Воспитательная – способствовать развитию толерантности, готовности выступать перед аудиторией.
Положительная мотивация создается проблемной ситуацией, от которой делается логический переход к целеполаганию (самостоятельная формулировка задач урока). Работают на мотивацию и сочетание общей (групповой) и индивидуальной работы.
Основные приемы обучения на данном уроке. На уроке используются: беседа с учащимися, проблемное задание, работа с историческими источниками, работа с учебником, работа с тетрадями, работа с дидактическим материалом, заполнение таблицы. Определенную эмоциональную и мотивационную атмосферу создает использование на уроке мультимедиа.
Формируемые на уроке приемы умственной деятельности. Учителем поставлена в качестве основной – задача совершенствования умения работать с письменными источниками, умения сравнивать, делать выводы. Работа с документами, учебником и т.д. позволяет обучать детей сравниванию, обобщению. В процессе работы на уроке старшеклассники овладевают такими умениями общеучебного характера – поиск в исторических источниках необходимой информации, выявление в тексте документов не только конкретных фактов, но и теоретических положений. Учащиеся проводят на основе источников сравнительный анализ НЭПа с уже известной или политикой «военного коммунизма».
При отборе содержания урока учителем учитывалась степень сложности исторических документов, тот факт, что они незнакомы учащимся. Сложность урока заключается еще и в том, что кроме сравнительного анализа перед учащимися ставится проблема: соотнесения событий происходивших в начале 20-х гг. XXв. С событиями 90-х гг. 20в..
Стандарт среднего (полного) общего образования по сравнению с базовым уровнем предусматривает такие требования как умения выпускника проводить поиск исторической информации, различать в исторической информации факты и мнения, систематизировать, участвовать в групповой исследовательской работе, использовать свои знания для аргументации собственной позиции, представлять результаты групповой познавательной деятельности. Приведенные примеры требований к качеству исторического образования старшеклассников показывают, что значительное место на занятиях должна занимать активная познавательная деятельность. Данной задаче в полной мере соответствует такая форма занятий, как урок-практикум. Поэтому считаю, что форма урока соответствует задачам урока.
Рефлексия. Данный элемент урока также оправдан: необходимо показать достижения учащихся. В это время происходит процесс закрепления знаний и умений.
Домашнее задание. Оно является продолжением работы на уроке, дает возможность развивать полученные умения.
Считаю, что урок-практикум по выработке умений и навыков имеет большую перспективу, планировать и проводить такие уроки достаточно сложно.
Гораздо лучше удаются такие уроки в «сильных» классах. Данный же класс не относится к таковым. Из 9 учащихся только 2 ученицы способны логически мыслить, анализировать, обобщать, высказывать собственную позицию, достаточно аргументировать, они обучаются на «4» и «5». 1 учащийся имеет практически «0» знания по предмету, справляется на «3» только с тестовыми заданиями, остальные учащиеся обучаются на твердую оценку «3».
Учитывая умственные способности детей, учитель, выбирая такую форму урока, предусмотрел организацию повторения материала за курс 9 класса.
Поэтому, считаю, что в целом, данный урок, достиг ожидаемых результатов.
МБОУ «Шарагольская СОШ»
Урок истории в 11 классе.
Тема: Новая экономическая политика.
Учитель истории и обществознания:
Соковикова Н.Д.
2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок истории Новая экономическая политика
Материал содержит конспект и презентацию урока истории в 9 классе по теме "Новая экономическая политика". Урок построен по схеме урока-исследования с применением прием технологии критического мышления...
Урок по теме: "Новая экономическая политика" 9класс
На этом уроке используется групповая форма работы. Каждая группа представляет определенный социальный слой общества в20-ые годы (крестьяне, рабочие, партийные работники), кроме того имеется группа ана...
План-конспект урока истории в 9 классе по теме :" Новая экономическая политика"
Тема урока: "Новая экономическая политика". Тип урока: изучение нового материала. Форма: лабораторное занятие с эементами дискуссии, с использованием ЭОР...
Урок по теме "Новая экономическая политика 1921-1929: За и против"
План-конспект урокаТема: Новая экономическая политика 1921-1929: За и против (11 класс)...
Конспект урока на тему: "Экономическая политика красных и белых"
Конспект урока на тему: "Экономическая политика красных и белых"; 9 класс; история России....
презентация к уроку истории "Социально-экономическая политика 1965-1985"
Презентация к уроку по истории "Социально-экономическая политика СССР 1965-1985гг", содержит материал по вопросам: реформа Косыгина, развитие сельского хозяйства, социальная политика....
Самоанализ урока по теме "Семейная экономика как политика доходов в сфере государственной национально-экономической политики России по достижению финансового благосостояния граждан"
Методический материал представлен в презентации самоанализа урока по обществознанию в 8 классе по теме "Инфляция и семейная экономика". Тема урока хорошо вписывается в модуль кур...