Открытый урок в 5 классе " Микены и Троя"
презентация к уроку по истории (5 класс) на тему

Чугуевец Надежда Васильевна

Объяснение нового материала по теме " Микены и троя" с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mikeny_i_troya.docx28.2 КБ
Файл mikeny_i_troya_prilozhenie_k_uroku_ch._1.rar2.75 МБ

Предварительный просмотр:

Урок 30. Микены и Троя

Предмет: история.

Класс 5.

Дата: 25.12.2015.

Учитель: Чугуевец Н. В.

Цели: познакомить учащихся с древнегреческими мифами, посвящёнными событиям Троянской войны; подвести ребят к пониманию того, что мифы являются важнейшим источником по истории Греции и необходимы для понимания истории и мировой культуры.

     Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Греки и критяне».

Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие в Древнюю Грецию. Но, прежде чем отправиться в путешествие, нам необходимо подготовиться.

 

Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу класс наш хоть куда. Мы начнем урок друзья.

- Всем желаю хорошего настроения и продуктивной работы на уроке.

Перед вами карта Древней Греции. Обратите внимание, некоторые точки на ней закрыты, нам необходимо восстановить карту.

 Итак, первое задание:

     Греция расположена в Европе, в южной части ----------- полуострова.

Молодцы, идем дальше.

На морях, омывающих Грецию, много островов, самый большой из них ---.

Более трех с половиной тысяч лет назад в Греции существовали независимые города:----------.

Цари Крита стали властвовать на -------- море.

Критское царство погибло в 15 веке до н.э. в результате -------------.

      Откуда ученые узнают об истории Др.Греции? (мифы, раскопки)

Но прежде чем отправиться дальше, мы с вами вспомним , что изучали на прошлом уроке.

Молодцы, знаете вы уже немало. Будем путешествовать дальше?    

Путешествие по  истории Древней Греции мы продолжим  с изучения крупнейших городов того времени.

.- Чтобы сформулировать тему сегодняшнего урока, посмотрите на слайд. И прочитайте слова из выделенных букв. Так как же мы сформулируем тему нашего урока.

-Микены и Троя. ( запись в тетради)

Молодцы!

Ребята, как вы думаете, что нам предстоит узнать сегодня на уроке?

(дети озвучивают цели урока)

Вы все правильно сказали. Давайте оформим цели нашего урока в виде остановок в нашем путешествии.

  1. Микены.
  2. Миф о Троянской войне.
  3. Троянская война.

    Итак, отправляемся в плавание.

Первые города в Греции появились уже в III тыс. до н. э. Самым богатым и могущественным был город Микены, который расположен в Южной Греции. Вход в крепость проходил через Львиные ворота. От ворот сохранился входной проем. Он сложен из двух поставленных вертикально камней, а сверху положена горизонтальная плита. Над ней строители поставили треугольник из известняка, в котором высечены два льва. Они стоят на задних лапах, а передними опираются на основание колонны. Будто грозные сторожа смотрят на всех входящих в крепость.  

Как же жили люди этого города?  

Слайды:

  1. внутри крепости находился царский дворец, а рядом с ним дома родственников и приближенных микенского царя.
  2. Рядом с Л.в. археологи  раскопали царские могилы

Прочитайте информацию, предложенную в них. (ученик читает)

    При раскопках Микен археологи обнаружили акрополь, на котором находился царский дворец, дома знати, некоторые гробницы с золотыми масками погребенных, а также сотни глиняных табличек с надписями – списками рабынь, ремесленников-плотников, кожевников, горшечников, золотых дел мастеров. Кроме того, были найдены панцири и шлемы с рогами.

     - Какие выводы о жизни жителей древних Микен можно сделать из этих данных?

     Ответы:

  а) У древних микенцев существовало неравенство, так как в захоронениях есть золотые вещи, а также на глиняных есть списки рабынь.

  б) По перечисленным ремесленным специальностям можно судить о видах ремесел.

  в) Наличие панцирей и шлемов позволяет судить об участии жителей в военных походах.

 

Во время остановки был найден глиняный сосуд, в котором находился интересный документ. Я обращаю ваше внимание на карточки зеленого цвета. Давайте познакомимся с этим документом. (дети читают)

Исторический документ.

Надписи из архива Пилосского дворца

а) Списки рабынь и их детей.

Молольщиц (женщин) 7, девочек 10, мальчиков 5.

Чинильщиц (женщин) 12, девочек 16, мальчиков 8.

Прядильщиц (женщин)37,  девочек 26, мальчиков 4

Банщиц (женщин) 38, девочек…

Подсобных работниц (женщин) 4…

Служанок (женщин) 32, девочек 26…

Швей (женщин) 38, девочек 20…

 б) Списки сыновей работниц.

В Левитре (название местности).

Сыновей чистильщиц (мужчин) 2, мальчиков 1.

В Пилосе

 Сыновей швей (мужчин) 2.

Сыновей банщиц (мужчин) 22, мальчиков 11.

В Евдевере (название местности)

Сыновей белошвеек (мужчин) 4.

- Давайте обсудим этот документ.

Беседа по вопросам к документу.

- Почему в списках указаны только женщины-рабыни и их дети?

- О чем свидетельствует отдельный список сыновей работниц?

В плен брались в это время обычно женщины и их дети. Это особый характер рабства, когда рабов-мужчин, взятых в плен, боялись и предпочитали домашних рабов, выросших в неволе.

Кроме того, по перечисленным названиям занятий можно судить о том, где применялся труд подневольных рабов.

 Второй список свидетельствует о том, в какой местности было больше сыновей рабынь.

Итак, все, что обнаружили археологи при раскопках Микен, имело особые черты, даже рабство, поэтому по названию города этот период назвали микенским. Он продолжался 15-12 в.в. до н.э.

В этот период  греки уже заселили  Крит и другие острова Эгейского моря. Они стремились укрепиться и на его восточных берегах. В борьбе за побережье Малой  Азии сильным соперником греков было Троянское царство.

Итак, нам пора отправляться в путь. Нас ждет остановка – миф о Троянской войне.

Пока мы в пути, предлагаю немного отдохнуть.

Физ. Минутка. (танец Сиртаки)

Ребята, мы подошли к следующей остановке миф о Троянской войне.

Давайте послушаем этот миф. (называю имя ученика), пожалуйста.

Сообщение учащегося.

- Какая причина начала Троянской войны указана в мифе? (Бегство Елены Прекрасной (жены царя Спарты) с троянским царевичем Парисом).

 А чтобы выяснить другую  причину,  давайте  поработаем дальше.

Наша следующая остановка  - Троянская война.

Откройте учебники на странице 117-118. Познакомьтесь с разделом параграфа. (дети читают)

Работа с классом.

- Почему война между греками и троянцами получила название Троянской войны?

- Назовите дату начала  Троянской войны.

- Каковы, на ваш взгляд, были причины войны?

(желание греков захватить большой и богатый город Трою, укрепиться на территории полуострова Малая Азия, расширить свои владения)

- Каковы итоги Троянской войны?

Итог записывают в тетрадь.

  1. победа греков в войне;
  2. разграбление и гибель Трои.

 

Греки разрушили город и сожгли его. Но воспользоваться победой им не удалось. С севера в Грецию вторглись воинствующие племена. Длинноволосые в звериных шкурах они опустошили юг страны, разрушили Микены и др. города. Произошел упадок культуры. Греки на некоторое время забыли грамотность.

- Какой еще итог войны мы должны выделить?

  1. Произошел упадок хозяйства, была забыта письменность.

V. Рефлексия

Наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним еще раз, что нам удалось узнать сегодня на уроке?

VI. Домашнее задание п.25 вопросы на стр.120

Карточка № 1

Среди мифов Древней Греции одним из самых известных – «Миф о Минотавре». Выберите из предложенных имён героев этого мифа.

Тесей, Персей, Парис,  Ариадна, Афродите, Минотавр, Эгей, Эней, Кентавр, Дедал, Минос, Афина, Зевс.

Карточка № 2

Среди мифов Древней Греции одним из самых известных – «Миф о Троянской войне». Выберите из предложенных имён героев этого мифа.

Тесей, Персей , Парис ,  Ариадна, Афродите, Минотавр, Эгей, Эней, Кентавр, Дедал, Минос, Афина Зевс, Гера.

Карточка № 3

Найдите соответствие:

Дедал

Тесей

Афродита

лабиринт

Ариадна

Парис

Минотавр

нить

Карточка № 4

Вставьте пропущенные слова

В 15 веке до н.э. на острове ….произошло землетрясение и извержение вулкана. Огромные тучи пепла обрушились на остров… . Около  1200 года н.э. началась война между … и … .

_________________________________________________________

Карточка № 5

Определите, из каких мифов следующие предметы:

Клубок ниток; яблоко; чёрные паруса; лабиринт.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Подписи к слайдам:

Балканский полуостров
Как имя героя, который победил Минотавра?
А. Персей;Б.Тесей;В. Минос.
Как звали девушку, которая помогла выйти из лабиринта?
А. Артемида;Б. Ариадна;В. Андромеда.
Кто создал лабиринт для Минотавра?
А. Дедал;Б. Персей;В. Икар.
Как вы понимаете «нить Ариадны»?
Почему погиб Икар?
Милет Библ Тир Мемфис Карфаген Дамаск Сидон Иерусалим Ниневия Александрия Фивы
МИКЕНЫ И ТРОЯ
Цели урока:
ознакомиться с древней историей греческих городов Микены и Троя;обеспечить усвоение понятий: повод к Троянской войне, причины начала Троянской войны;
План путешествия
МикеныМиф о Троянской войнеТроянская война
Микены
Самый могущественный из древнейших греческих городов - г.Микены – был расположен в Южной Греции.Крепость города была сложена из огромных каменных плит. Греки думали, что ее построили циклопы.
Реконструкция царского дворца в Микенах.
Внутри крепости находился царский дворец, рядом с ним- дома знати.
Поблизости от Львиных ворот археологи раскопали царские могилы . По сохранившимся золотым маскам можно представить облик микенских владык. У них были суровые лица с бородкой и усами.
Сокровища микенских царей.
При раскопках Микен археологи обнаружили акрополь, на котором находился царский дворец, дома знати, некоторые гробницы с золотыми масками погребенных, а также сотни глиняных табличек с надписями – списками рабынь, ремесленников-плотников, кожевников, горшечников, золотых дел мастеров. Кроме того, были найдены панцири и шлемы с рогами.
Исторический документ.Надписи из архива Пилосского дворцаа) Списки рабынь и их детей.Молольщиц (женщин) 7, девочек 10, мальчиков 5.Чинильщиц (женщин) 12, девочек 16, мальчиков 8.Прядильщиц (женщин)37, девочек 26, мальчиков4Банщиц (женщин) 38, девочек…Подсобных работниц (женщин) 4…Служанок (женщин) 32, девочек 26…Швей (женщин) 38, девочек 20… б) Списки сыновей работниц. В Левитре (название местности).Сыновей чистильщиц (мужчин) 2, мальчиков 1.В Пилосе Сыновей швей (мужчин) 2.Сыновей банщиц (мужчин) 22, мальчиков 11.В Евдевере -Сыновей белошвеек (мужчин) 4.
МИФ О ТРОЯНСКОЙ ВОЙНЕ
«яблоко раздора»
Троянская война
Древнегреческий миф
Гера –старшая богиня
Афина - воительница богиня
Афродита – богиня красоты и любви
Афродита
Гера
Афина
Зевс
дочь
дочь
Гера
Афина
Парис
Найду самую красивую женщину в мире
Сделаю властителем всей Азии
Помогу прославиться
прекрас
Афродита
Менелай
Елена
Парис
побег
война
Афродита
ПРИЧИНА ТРОЯНСКОЙ ВОЙНЫ
Вопрос: Что же явилось причиной Троянской войны?
ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА
Долгие годы греки безуспешно осаждали Трою
Итоги войны
1. Греки разрушили и сожгли Трою.
2. Произошел упадок хозяйства, была забыта письменность.
3. Население пряталось в горах, переселялось на острова Эгейского моря.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»

Цель: 1.     Проверка знаний учащихся по теме; 2.     Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3.     Правильная запись решений....

Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....

Открытый урок 8 класс. Тема урока: “Global ecological problems”

Задачей современной школы является обеспечение условий для формирования у обучаемых адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности ученика в систему мировой и националь...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"

Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...

Урок истории 5 класс. Микены и Троя

Разработка  урока по  истории 5 класс "Микены  и  Троя".Микены. Троянская  война. Миф  о Троянской  войне...