Конспект урока истории в 5 классе "Микены и Троя"
план-конспект урока по истории (5 класс)
План конспект отрытого урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_istorii_mikeny_i_troya.docx | 33.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок истории в 5-м классе по теме
"Микены и Троя"
Цели урока: познакомить учащихся с микенской культурой Древней Греции, подвести к пониманию причин Троянской войны, продолжить формирование исследовательских умений на основе изучения документальных источников, давать характеристику событиям и их участникам.
На доске:
- Тема урока: “Путешествие по Древней Греции. Микены и Троя”.
- План урока:
- Возвышение Микен, акрополь.
- Причины Троянской войны: миф и реальность.
- «Яблоко раздора»
Ход урока:
I.Организационный момент: приветствие, подготовка учащихся к работе
Здравствуйте ребята! Садитесь. Давайте познакомимся. Меня зовут Мария Викторовна, и я сегодня проведу у вас урок истории. А вы наверное ученики 5 класса? Но вы не просто ученики, вы сегодня будете в роли знатоков истории, поскольку вы самые активные, целеустремленные, умные и эрудированные.
Что же вас сегодня ждет?
На сколько я знаю вы начали путешествие по Древней Греции и сегодня мы его продолжим.
А для этого вам потребуется выполнить несколько несложных заданий. За выполнение каждого вы будете получать шарик для украшения нашей елочки. Ведь скоро новый год и всем нам хочется чего-то волшебного.
II.Актуализация знаний учащихся по теме «Греки и критяне»:
- На прошлом уроке вы отправились в путешествие по Древней Греции. Для того, чтобы вспомнить основные факты ее истории, почерпнутые вами прежде, давайте сыграем в игру «Крестики-нолики». Приложение 1
Условия игры: учителем зачитываются поочередно утверждения по пройденной теме. Задача: определить - верно это утверждение или нет. Если верно, в соответствующую клеточку ставится 0 (нуль), если неверно – X (крестик).
По окончании игры проверяется правильность выполнения учащимися задания.
Вопросы для игры:
- Греческие племена жили на Балканском полуострове.
- Со всех сторон кроме северной Грецию омывают моря.
- Самый крупный остров Древней Греции – остров Крит.
- Греция страна покрытая равнинами и степями.
- Минотавр это чудовище с телом человека и головой быка.
- Лабиринт – это дворец критских царей.
- Эгейское море названо в честь царя Эгея.
- Цари Крита славились военным флотом.
- Критское царство погибло в результате извержения вулкана и землетрясения.
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 |
Х
1 | Х 2 | 0
3 |
0 4 | Х 5 | 0 6 |
Х 7 | Х 8 | Х 9 |
- Переход к изучению новой темы. Это была разминка а теперь переходим к работе.
- Кто же занял лидирующее место среди греческих городов-государств после гибели Критского царства в XV веке?
1. Рассказ учителя.
После падения Крита один из самых богатых и могущественных городов Древней Греции, расположенный в Южной Греции занимает место лидера. Город был расположен на скалистом холме в 15 км от моря. Здесь был возведен акрополь.
Что же это за город? Давайте попробуем узнать. Приложение №1.
Этот город МИКЕНЫ. Совершено верно. Но как у любого сильного у г.Микены был соперник. Кто же это? Разгадаем следующее слово. ТРОЯ.
Молодцы вы справились с первым заданием. Микены и Троя именно так и звучит тема нашего урока. Запишите ее в тетрадь.
Рассмотрим карту на доске.
Что же мы сегодня узнаем?
Какими были древние города Микены и Троя.
Почему мы их изучаем вместе?
Что стало причиной их конфликта?
- Работа с иллюстрациями в учебнике на стр. 121
- Вход в крепость, сложенную из огромных каменных глыб, проходил через Львиные ворота. От этих ворот сохранился входной проем. Он сложен из двух вертикально поставленных камней и положенной сверху горизонтальной плиты. Над ней – треугольная плита, в которой высечены два льва. Львы стоят на задних лапах, а передними опираются на основание колонны. Будто грозные стражи, смотрели они на всех входящих в крепость.
- Запись в тетради: акрополь – крепость, обнесенная прочными стенами для защиты от морских пиратов и нападения со стороны других греческих городов-государств.
На рисунке на стр. 122 мы видим золотую маску. Такую маску накладывали на лицо умерших царей. Мы не знаем имени царя, чей портрет воспроизведен, но мы видим суровое скуластое лицо с бородкой и усами. Так выглядели владыки Микен. Молодцы.
Кроме золотых масок в ходе раскопок были найдены много документов. Какие данные о Древней Греции дают нам эти документы? Обратите внимание на отрывок одной из них у вас на столе. Приложение 2.
2. Работа с историческим документом
Раздаточный материал на партах:
Надписи из архива Пилосского дворца
а) Списки рабынь и их детей.
Молольщиц (женщин) 7, девочек 10, мальчиков 5.
Чинильщиц (женщин) 12, девочек 16, мальчиков 8.
Прядильщиц (женщин)37, девочек 26, мальчиков4
Банщиц (женщин) 38, девочек…
Подсобных работниц (женщин) 4…
Служанок (женщин) 32, девочек 26…
Швей (женщин) 38, девочек 20…
3. Беседа с учащимися по источнику:
- Какие выводы мы можем сделать на основе данного отрывка о древнегреческом обществе? У древних микенцев существовало неравенство, классы, так как в захоронениях есть золотые вещи, а также на глиняных есть списки рабынь.
- Кто по составу в основном были рабы в Микенах и почему? (женщины и дети; В плен брались в это время обычно женщины и их дети. Это особый характер рабства , когда рабов-мужчин, взятых в плен, боялись и предпочитали домашних рабов, выросших в неволе)
Вот вы справились еще с одним заданием. Молодцы.
ФИЗКУЛЬМИНУТКА
Игра «Ипподром» ( играющие имитируют слова учителя)
Учитель:
- Кони выходят на старт! (ученики имитируют топот копыт, ударяя себя по коленям ладонями, попеременно то левой, то правой)
- На старт! Внимание! Марш! (ученики постепенно убыстряют «бег», с большей частотой ударяя себя по коленям)
-Бежим по мостовой! (ученики попеременно ударяют себя кулаками по ключицам)
-Бежим по траве! (ученики трут ладонью о ладонь)
- По болоту! (ученики складывают ладони в замочек и ударяют ладонью о ладонь)
- Трибуны ликуют (девочки кричат : Давай- давай! Эге-гей!, мальчики кричат: «Ого - го!» и свистят
-Скоро финиш! (ученики убыстряют чередование ударов по коленям).
- Финиш! Награждение победителей! ( ученики вытирают пот, имитируют надевание венка на шею)
4. Рассказ учителя.
После ослабления Крита и его заселения греки расселяются и на другие острова и вступают в борьбу за власть над всем Эгейским побережьем. Эта борьба приводит к столкновению с могущественной Троей – городом на побережье Малой Азии.
- Запись в тетради: 1200 г. До н.э. – Троянская война
Микены ( + ) 1200 г. До н.э. ( - ) Троя
Греки троянцы
И снова непростое задание для знатоков. Скажите пожалуйста а сколько лет назад началась Троянская война? Правильно 3222 года назад.
Вот и снова знатоки подтверждают свой статус.
- Осада Трои закончилась ее падением. Греки разграбили и сожгли Трою. Однако позже в саму Грецию вторглись воинственные племена, которые разрушили многие греческие города. Произошел упадок хозяйства, забыта письменность. И тогда люди стали передавать истории из уст в уста, добавляя свое и приукрашивая события.
Как я уже сказала ученые называют причиной начала Троянской войны желания захватить побережье Эгейского моря.
-Но в Древней Греции была другая версия. Несовсем правдивая и немного приукрашенная. А как сегодня принято называть неправду и непроверенные факты? Фейк
Так что же стало фэйком Троянской войны в Древней Греции? Давайте познакомимся еще с одним документом «Миф о Начале Троянской войны».. Приложение 3.
А сейчас внимание господа знатоки! Перед вами черный ящик! Внима находится предмет, который смог рассорить прекраснейших женщин, лишь из-за того что на нем было написано. Что это за предмет? ЯБЛОКО
Молодцы! Теперь обратите внимание на доску перед Вами «яблоко раздора». У вас на столах есть карточки (Приложение 4). Возьмите их. Это крылатое выражение берет свое начало из истории древней Греции. Что же означает крылатое выражение «яблоко раздора»?
Почему возникло этот выражение?
- Запись в тетради: яблоко раздора – источник ссоры.
Ну вот вы справились с последним заданием. Что подтверждает то что вы действительно знатоки.
- Закрепление изученного материала:
Крита --- Микены --- акрополь --- Львиные ворота --- Троя --- Троянская война --- яблоко раздора
V. Домашнее задание: пересказ & 25
VI. Рефлексия.
Ну что ж господа знатоки вы сегодня справились со всеми заданиями. Давайте посчитаем сколько шариков мы смогли повесь на нашу елочку? Правильно 5, а это значит вы все поработали на 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории в 8 классе "Из истории войн".
Урок истории в 8 классе проводится в мае в рамках недели истории, посвященной Дню Победы. На уроке внимание уделено следующим войнам: Отечественной войне 1812 г., Крымской войне...
Конспект урока "История песни через история Великой Победы"
История песни "Катюша" была впервые представлена в архиве телевидения. Рубрика "История песни" очень интересна для слушателей. Удивительные факты истории оставляют впечатление в каждом человеке....
КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ РОССИИ С использованием ИКТ и ЭОР В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ « НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЕ ИВАНА ГРОЗНОГО» УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ
ТЕМА: Начало правления Ивана Грозного. ЦЕЛИ:1. Образовательные:Сформировать представления у учащихся особенности личности и государственной деятельности царя Ивана Васильевича....
"Поднебесная империя" План-конспект урока истории,6 класс. Шарипова Зиля Ринатовна,учитель истории и обществознания МБОУ"Лицей№4 г.Азнакаево" АМР РТ
Тема урока: Поднебесная империя....
Конспект урока истории "Введение во всемирную историю ХХ века".
План-конспектВведение во всемирную историю ХХ века.Автор-составитель: Горбачева Е.В., учитель ГБОУ № 298 г.Санкт-ПетербургЦели: способствовать формированию представления о месте и значении 20 века во ...
План-конспект урока "История моей семьи в истории страны"
Второй урок из серии "К 75-летию Победы". Урок проходит в формате урок- конференция и является логическим продолжением урока "Бессмертный полк", В результате работы на ...
Конспект урока истории в 9 классе по теме "1941 ГОД В ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ"
Конспект урока истории в 9 классе по теме "1941 ГОД В ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ"...