Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Рассмотрено» на заседании ШМО Протокол № 1 от 17 августа 2016 г. | «Утверждаю» Приказ № 39 «31» 08. 2016 г. Директор МБОУ «СОШ № 2» _______________В.А. Гавриленко |
«Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Назарово Красноярского края
Р
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ
ДЛЯ 5 КЛАССА
НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
(Михайловский Ф.А. «Всеобщая история. История Древнего мира»: учебник для 5 класса. – (ФГОС. Инновационная школа) – М.: Русское слово, 2013.Рекомендовано Министерством образования и науки РФ; программа курса. «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс. Ф.А. Михайловский. – (ФГОС. Инновационная школа) – М.: Русское слово, 2013)
Разработчик программы:
учитель истории
Пиппаринен Алексей Сергеевич
Педагогический стаж: 7 лет
Квалификационная категория: первая
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка
- Общая характеристика учебного предмета
- Определение места и роли учебного курса, предмета в освоении обучающимися планируемых результатов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
- Содержание учебного предмета
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
- Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
- Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа по истории в 5 классе разработана в соответствии с:
- Основной Образовательной Программы Основного Общего Образования МБОУ «СОШ №2»
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС)
- Примерной программой основного общего образования по истории
- В соответствии с программой курса. «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс. Ф.А. Михайловский. – (ФГОС. Инновационная школа) – М.: Русское слово, 2013.
Цель изучения истории в 5 классе состоит в освоении исторической значимости периода древности в целом и всех его основных разделов, в приобщении учащихся к мировым культурным традициям, в воспитании патриотизма, формировании гражданского самосознания.
Эта общая цель определяет и задачи:
овладеть знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира, о социально-экономическом, политическом и культурном аспектах развития древних обществ;
сформировать научно-историческую картину мира, понимание значения истории и способов познания прошлого для саморазвития личности, взаимодействия людей в современном поликультурном мире;
сформировать умения анализировать и интерпретировать исторические факты на основе работы с разными видами источников и учебными материалами;
развивать умения самостоятельно овладевать историческими знаниями, аргументированно представлять собственную позицию по актуальным вопросам прошлого;
воспитать интерес и уважения к историко-культурному наследию, религии различных народов,
сформировать ценностные ориентиры для культурной, этнонациональной самоидентификации в современном обществе на основе освоенных знаний по курсу древней истории.
При разработке рабочей программы по истории для 5 класса я выбрал программу Ф.А. Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира», так как по своей структуре и содержанию она полностью соответствует примерной программе по истории основного общего образования, помимо этого УМК, основанный на данной авторской программе входит в Федеральный перечень, рекомендованный Министерством образования и науки РФ.
1.2 Определение места и роли учебного курса, предмета в освоении обучающимися планируемых результатов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
История Древнего мира – первый учебный курс, с которого начинается систематическое изучение истории в основной школе. В 4 классе учащиеся получили общее представление об истории в рамках курса «Окружающий мир». В 5 классе они приступают к изучению всеобщей истории, осваивая ее первый, и самый продолжительный период.
Именно с 5 класса начинается реализация главной цели изучения истории в современной школе – «образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности».
Указанная главная цель основного общего исторического образования конкретизируется применительно к курсам всеобщей истории с учетом специфики изучаемого периода.
На изучение истории Древнего мира в 5 классе базисным учебным планом предусматривается 70 учебных часов – из расчета 2 часа в неделю.
1.3 Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
• формирование осознанной обучающимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом, через примеры нравственного и безнравственного поведения исторических деятелей периода Древнего мира.
• развитие патриотизма и гражданской солидарности, через на примере самопожертвования и любви к Родине народов и отдельных исторических деятелей истории Древнего мира;
• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества;
• формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов мира.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Название раздела | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | Всего |
История Древнего мира | 70 ч. | 70 ч. | ||||
История Средних веков | 30 ч. | 30 ч. | ||||
История Нового времени | 28 ч. | 26 ч. | 54 ч. | |||
Новейшая история | 24 ч. | 24 ч. | ||||
История России с древнейших времен – XV век | 40 ч. | 40 ч. | ||||
История России XVI – XVII вв. | 42 ч. | 42 ч. | ||||
История России XVIII в. | 44 ч. | 44 ч. | ||||
История России XIX – начало XX вв. | 44 ч. | 44 ч. | ||||
Всего | 70 ч. | 70 ч. | 70 ч. | 70 ч. | 68 ч. | 348 ч. |
Введение (1 час)
Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках.
Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».
История Древнего мира как часть Всеобщей, или Всемирной, истории. Письменные и вещественные памятники. Археологические раскопки.
РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ И ИХ ОТКРЫТИЯ (7 часов)
Часть 1. Собиратели и охотники Каменного века (3 часа)
Материал части дает учащимся представление о начальных и самых длительных периодах истории человечества — палеолите и мезолите (в школьном курсе сами термины не употребляются). В трех темах раздела характеризуются: а) процесс антропогенеза; б) орудийная деятельность первобытных людей, использовавших природные материалы (камень, дерево, кость, шкуры); в) основные занятия людей в условиях присваивающего хозяйства (собирательство и охота); г) духовная культура первобытного общества (искусство и религия). Учащиеся получают представление о значении трудовой деятельности в историческом развитии человека, а также о влиянии природной среды на жизнь людей в древности.
Опорные понятия и термины: человеческое стадо, «человек разумный», каменный век, охота, собирательство, искусство, религия, миф.
Учебное оборудование: карта полушарий.
Часть 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 часа)
Изучение материалов части дает учащимся представление о развитии человеческого общества в условиях производящего хозяйства в периоды неолита и энеолита (при обучении термины не употребляются). В двух темах раздела характеризуются: а) переход к скотоводству и земледелию как важнейший переворот в жизни первобытного общества; б) дальнейшее развитие орудийной деятельности людей, открытие керамики и изобретение гончарного круга; в) возникновение родоплеменного строя и его разложение; г) переход к стадии цивилизации и основные ее признаки.
Опорные понятия и термины: присваивающее и производящее хозяйство, родовая община, мотыжное и пашенное земледелие, бронзовый век, обмен, деньги, период первобытности.
Учебное оборудование: карта полушарий.
РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК.(19часов)
Часть3. Цивилизации речных равнин(5 часов).
Материалы части призваны сформировать у учащихся первые представления об особенностях и закономерностях развития древневосточных стран. Часть логически связана с материалом темы 5, завершающей изучение истории первобытного мира. Учащиеся получают представления: а) обо всем ареале распространения цивилизаций Древнего Востока; б) о причинах и особенностях возникновения первых на земле цивилизаций; в) о влиянии географического фактора на историческое развитие общества; г) о значении строительства ирригационных сооружений, о преобразовании речных долин в результате трудовой деятельности людей; д) о появлении имущественного неравенства между людьми, о формировании государственной организации, о праве как атрибуте государственности, о возникновении письменности.
Опорные понятия и термины: государство, страна, ирригационные сооружения, государственная власть и управление, фараон, закон, иероглиф, клинопись.
Учебное оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», карта «Древний Восток. Индия и Китай (III тысячелетие до н. э. – III век н. э.)», карта «Рост территорий государств в древности».
Часть 4. Древний Египет(5 часов).
В части изучается история Египта эпохи бронзы, то есть времени Древнего (тема 11), Среднего (тема 12) и Нового (тема 13) царств (сами термины не употребляются). Учащиеся узнают о развитии древнеегипетского общества, государства, культуры, религии. Вводится понятие «культура». Дается представление об историческом значении древнеегипетской цивилизации.
Опорные понятия и термины: восточная деспотия, состав населения, храм, жрецы, налоги, скульптура, архитектура.
Учебное оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».
Часть 5. Западная Азия в век железа(5 часов).
В части дается характеристика развития государств в период железного века, показано значение открытия железа в истории человеческого общества. Учащиеся получают представление о расширении ареала цивилизации, об укрупнении и усилении государств, о важнейших культурных достижениях народов Западной Азии (создание финикийцами алфавита, Ниневийская библиотека, вавилонская наука, древнееврейский монотеизм). Материал раздела позволяет проводить сравнительный анализ развития и достижений народов Западной Азии и Египта. Углубляется представление о Библии как историческом источнике.
Опорные понятия и термины: железный век, единобожие, колония, держава.
Учебное оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».
Часть 6. Великие державы Древнего Востока (4часа)
В части показано возникновение на Древнем Востоке в условиях железного века великих держав. Часть завершает изучение истории Древнего Востока. Учащиеся повторяют и закрепляют знания географии стран Древнего Востока, получают сведения о значении наступления железного века в Индии и Китае, узнают о том, что нового внесли древние индийцы и китайцы в мировую культуру. Часть завершается изучением Персидской державы, что служит наиболее логичным переходом к истории Древней Греции.
Опорные понятия и термины: железный век, держава, варны (сословия), брахманизм, буддизм, сатрап, сатрапия, налоги.
Учебное оборудование: карта «Древний Восток. Индия и Китай (III тысячелетие до н. э. – III век н. э.)»; карта «Рост территорий государств в древности».
РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (19 часов).
Часть 7. Древнейшая Греция (4 часа)
В части учащиеся знакомятся с особенностями географического положения и природных условий Древней Греции и острова Крит, с археологическими памятниками и данными мифологии о древнейшей истории региона в период бронзового века, с сюжетным содержанием поэм Гомера и религией древних греков.
Опорные понятия и термины: мифология и религия, бронзовый век, аристократия, басилей.
Учебное оборудование: карта «Древняя Греция»; карта «Древние государства мира».
Часть 8.Рождение Античного мира (3 часа).
Часть мимеет важное теоретическое значение. Учащиеся получают представление о двух периодах в истории Греции: гомеровском и архаическом (термины не употребляются), узнают о возникновении античной (полисной) цивилизациии, об Афинах и Спарте как двух полисах, сыгравших наиболее важную роль в истории всего греческого мира, об особенностях их развития. Материал раздела позволяет проводить сравнительный анализ развития греческих полисов, дает представление о многообразии мира полисов, обо всем ареале распространения древнегреческой культуры. Учащиеся также узнают о зарождении демократии в Афинах и о зарождении античной формы рабства. Материал раздела дает возможность сравнения греческих полисов с государствами Древнего Востока.
Опорные понятия и термины: родоплеменной строй, полис, колонизация, аристократия, демос, демократия, олигархия, тирания.
Учебное оборудование: карта «Древняя Греция в V веке до н.э.», врезная карта «Греческие колонии в VIII – VI веках до н.э.».
Часть 9. Греко-Персидские войны (2часа).
В части изучается героическая борьба греческих полисов во главе с Афинами и Спартой против персидской агрессии. Материал части имеет не только познавательное, но и большое воспитательное значение.
Опорные понятия и термины: причины и характер войны, гоплит, фаланга.
Учебное оборудование: карта «Древняя Греция в V веке до н. э.».
Часть 10. Могущество и упадок Афин(3 часа.)
В части рассматриваются: а) развитие и функционирование Афинской демократии, ее всемирно-историческое значение, несмотря на ограниченный характер; б) образование Афинской морской державы, ограбление афинянами союзных полисов; в) развитие в Греции античной формы рабства; г) развитие ремесла и торговли; д) борьба между Афинской морской державой и Пелопоннесским союзом во главе со Спартой.
Опорные понятия и термины: граждане, состав населения, метеки, законы, классическое рабство, стратеги, стратег-автократор, союзники.
Учебное оборудование: карта «Древняя Греция в V в. до н. э.».
Часть 11. Греческая культура (3 часа).
В части углубляется понятие «культура». Оно дается теперь не просто как совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, а как исторически и социально обусловленное и объективированное в продуктах творческой деятельности отношение человека к природе, обществу, самому себе. Учащиеся узнают из части о причинах расцвета древнегреческой культуры, одной из которых являлась победа демократии, об активном участии всего свободного населения в создании культурных ценностей, о гуманистическом содержании греческой культуры, о расширении знаний греков о природе и обществе, о появлении отдельных наук, в том числе истории.
Опорные понятия и термины: культура, наука, философия, гимнасий, Олимпийские игры, атлет, дорический и ионический ордеры, театр, трагедия, комедия, орхестра, скене.
Учебное оборудование: диапозитивы, диафильмы, альбомы по истории культуры.
Часть 12. Македонские завоевания (4часа)
В части учащиеся знакомятся с историей возвышения Македонского царства при Филиппе II, с жизнью и деятельностью Демосфена, выдающегося греческого оратора и патриота, с историей завоеваний Александра Македонского и их последствиями, с экономическим и культурным подъемом в большинстве районов Восточного Средиземноморья в эллинистический период (история эллинизма не изучается). Материал раздела позволяет поставить вопрос о роли личности в истории. Часть завершает изучение истории Древней Греции.
Опорные понятия и термины: фаланга, монархия, держава, оратор, пергамент.
Учебное оборудование: карта «Завоевания Александра Македонского в IV веке до н.э.».
РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ (22 часа)
Часть 13. Образование Римской республики (4 часа).
Из материалов части учащиеся узнают: а) о местоположении и природных условиях Италии (в сравнении с Грецией); б) о возникновении Рима и его развитии в царский период; в) об установлении республики и ее аристократическом характере; г) об образовании к III в. до н. э. римской гражданской общины; д) о завоевании Италии и организации ее управления под властью Рима. В разделе углубляется понятие «государство».
Опорные понятия и термины: республика, патриции, плебеи, сенат, консул.
Учебное оборудование: карта «Древняя Италия (до середины IIIв. до н. э.)».
Часть 14. Римские завоевания в Средиземноморье(3 часа).
В части содержится фактический материал о превращении Римской республики в III – II вв. до н. э. в сильнейшую державу Средиземноморья, характеризуется как захватническая внешняя политика Рима, рассказывается об образовании провинций и обогащении римской знати. Продолжается изучение карты Средиземноморского мира в древности.
Опорные понятия и термины: пуны (Пунические войны), провинция, проконсул, триумф, наемная армия.
Учебное оборудование: карта «Римская республика III – I вв. до н.э.».
Часть 15. Гражданские войны в Римской республике(6часов)
В части изучается наиболее насыщенный историческими событиями, фактами, персоналиями период римской истории, приведший к падению республиканского строя и замене его режимом империи. Гражданские войны рассматриваются как следствие римских завоеваний. Наиболее важной теоретической проблемой является изучение причин падения республиканского строя в Риме.
Опорные понятия и термины: гражданская война, реформа, наемная армия, проскрипции, военная диктатура, союзники, рабовладельческое поместье, гладиатор, амфитеатр, триумвират.
Учебное оборудование: карта «Римская республика в III – I вв. до н.э.».
Часть 16. Расцвет и могущество Римской империи (4 часа)
В части изучается период ранней Римской империи: правление Октавиана Августа и его преемников, быт и культура Рима конца республики – начала империи, характеризуются достижения римской культуры.
Опорные понятия и термины: император, империя, преторианцы, обожествление императоров, императорский культ, внутренняя и внешняя политика, акведук, термы, атрий, колон, аренда.
Учебное оборудование: карта «Римская империя в I–III вв. н.э.», диафильмы, диапозитивы, альбомы по истории культуры Древнего Рима.
Часть 17.Поздняя Римская империя и закат Античной цивилизации (5 часов)
В части изучается период заката античной цивилизации и переходный к Cредневековью период поздней Римской империи. Учащиеся узнают: а) о кризисе империи в III веке, который являлся не только социально-экономическим и политическим, но и общим кризисом античной культуры и идеологии; б) о возникновении и победе христианства, о становлении и развитии христианской церкви; в) о реформах Диоклетиана и Константина; г) о развитии мира «варваров»; г) о причинах и исторических условиях падения Западной Римской империи.
Опорные понятия и термины: кризис, реформы, колоны, христианство, церковь, падение Западной Римской империи.
Учебное оборудование: карта «Римская империя в IV – V вв. Падение Западной Римской империи».
Итоговое повторение курса (2 часа)
Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о народоправстве. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока.
- ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел курса | Количество часов | Планируемые результаты освоения учебного предмета | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||
Введение | 1 |
|
|
|
Жизнь и открытия первобытных людей | 7 |
|
|
|
Древний Восток | 19 |
|
|
Бережно относится к историческим памятникам, осознавая необходимость их изучения и охраны |
Древняя Греция | 20 |
|
|
Бережно относится к историческим памятникам, осознавая необходимость их изучения и охраны |
Древний Рим | 23 |
|
|
Бережно относится к историческим памятникам, осознавая необходимость их изучения и охраны |
Основные формы контроля образовательных результатов
Текущий контроль сопровождает процесс и проводится на первых этапах обучения. Его цель - анализ хода формирования умений и навыков учащихся. Он важен для учителя как средство своевременной деятельности и предупреждения неуспеваемости учащихся. Этот вид проводится в письменной и в устной форме не реже одного раза в неделю.
Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме. Для его проведения предлагаются проверочные работы, каждое задание в которых контролирует одно базовое умение или навык .Первое задание в каждой работе направлено на проверку базовых теоретических
Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определённый, достаточно большой промежуток учебного времени (четверть, полугодие, год). Формы проведения итогового контроля – тест, контрольная работа.
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
Таблица проведения контроля
Дата | № урока | Вид работы | Тема |
5 | Словарный диктант | Первые люди | |
9 | Тестирование | Жизнь и открытия первобытных людей | |
22 | Проверочная работа | Западная Азия в век железа | |
27 | Тестирование | Древний Восток | |
33 | Словарный диктант | Рождение Античного мира | |
35 | Проверочная работа | Греко-персидские войны | |
38 | Словарный диктант | Могущество и упадок Афин | |
45 | Тестирование | Древняя Греция | |
48 | Проверочная работа | Образование Римской республики | |
65 | Тестирование | Древний Рим | |
67 | Промежуточная аттестация | История Древнего мира | |
69 | Тестирование | Древний мир |
Промежуточная аттестация по Всеобщей истории в 5 классе проводится в форме исторического сочинения
Оценка достижений планируемых результатов
1.Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 65 – 89% от максимально возможного количества баллов.
3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 50 - 64% от максимально возможного количества баллов.
4.Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 0 - 49% от максимально возможного количества баллов.
Система оценивания исторического сочинения:
Работа оценивается по системе следующих критериев
В случае, когда исторические события (явления, процессы) не указаны или все указанные исторические события (явления, процессы) не относятся к выбранному периоду, ответ оценивается 0 баллов (по каждому из критериев К1–К7 выставляется 0 баллов) | ||
Критерии оценивания | Баллы | |
К1 | Указание событий (явлений, процессов) | 2 |
Правильно указаны два события (явления, процесса) | 2 | |
Правильно указано одно событие (явление, процесс) | 1 | |
События (явления, процессы) не указаны или указаны неверно | 0 | |
К2 | Исторические личности и их роль в данный период истории России | 2 |
Правильно указаны две исторические личности, правильно указана роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России. | 2 | |
Правильно указаны одна-две исторические личности, правильно указана роль только одной личности в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России | 1 | |
Правильно указаны одна-две исторические личности, их роль в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России указана неправильно. ИЛИ Правильно указаны одна-две исторические личности, их роль в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не указана. ИЛИ Исторические личности указаны неверно ИЛИ Исторические личности не указаны | 0 | |
К3 | Причинно-следственные связи | 2 |
Правильно указаны две причинно-следственные связи, существовавшие между событиями (явлениями, процессами) | 2 | |
Правильно указана одна причинно-следственная связь, существовавшая между событиями (явлениями, процессами) | 1 | |
Причинно-следственные связи указаны неверно. ИЛИ Причинно-следственные связи не указаны | 0 | |
К4 | Историческая оценка событий | 1 |
Дана историческая оценка значимости периода с опорой на исторические факты и (или) мнения историков | 1 | |
Историческая оценка сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков. ИЛИ Историческая оценка не дана | 0 | |
К5 | Использование исторических терминов, понятий | 1 |
При изложении корректно использованы исторические термины, понятия | 1 | |
При изложении допущено некорректное использование исторических терминов, понятий. ИЛИ Исторические термины, понятия не использованы | 0 | |
К6 | Наличие фактических ошибок. 1 или 2 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено не менее 4 баллов. При оценивании по критерию К6 не засчитываются ошибки, учтённые при выставлении баллов по критериям К1–К5 | 2 |
В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки | 2 | |
Допущена одна фактическая ошибка | 1 | |
Допущены две или более фактические ошибки | 0 | |
К7 | Форма изложения. 1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов | 1 |
Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) | 1 | |
Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений | 0 | |
Максимальный балл | 11 |
Максимально 11 баллов.
10-11 баллов - оценка 5
7-9 баллов - оценка 4
5-6 баллов– оценка 3
Менее 5 баллов – оценка 2
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
№ п/п | Дата | Тема урока | Виды деятельности учащегося | Виды контроля | Рубрикатор |
1 | Увлекательный мир истории. | Называет понятия «всеобщая история». Различает письменные и вещественные исторические источники | Текущий. Устный опрос | ||
Раздел 1. Жизнь и открытия первобытных людей Глава 1. Собиратели и охотники каменного века | |||||
2 | Первые люди на Земле | Называют главные занятия первобытных людей. Дают характеристику образу жизни первобытных людей. Называет внешние признаки первобытных людей | Текущий. Устный опрос | ||
3 | Открытия и изобретения древних охотников | рассказывают о роли охоты в жизни древних людей. Называют орудия, изобретенные в каменном веке. Характеризую Каменный век | Текущий. Письменный опрос | ||
4 | Искусство и религия первобытных людей. Защита групповых проектов | Объясняют роль идолов, мифов для первобытных людей. Предлагают варианты причин появления веры в загробную жизнь | Текущий. | ||
Глава 2. У истоков цивилизации | |||||
5 | Возникновение земледелия и скотоводства | Называют отличия родовой общины от более ранних коллективов. Объясняют процесс появления земледелия и скотоводства. Объясняют взаимосвязь неолитической революции и появлению ремесел | Тематический. Письменный опрос | ||
6 | От первобытности к цивилизации | Называют достоинства и недостатки появления металлов. Объясняют причину появления денег. Называют признаки цивилизации | Текущий. Устный опрос | ||
7 | Практикум «Счет лет в истории» | Обозначают даты до нашей эры и нашей эры. Отличают даты нашей эры и даты до нашей эры. Показывают любую дату на ленте времени. | Текущий. Письменный опрос | ||
8 | Защита проектов «Взгляд на первобытный мир». Подготовка к контрольной работе | Повторяют пройденный материал по содержанию раздела | Тематический | ||
9 | Контрольная работа «Жизнь и открытия первобытных людей» | Выполняют разноуровневые задания по содержанию раздела | Тематический | ||
Раздел 2. Древний Восток Глава 3. Цивилизация речных долин | |||||
10 | Анализ контрольной работы. Египет-дар Нила | Объясняют роль разливов Нила в жизни египтян. Называют причины появления неравенства. Показывают на карте Древний Египет. Доказывают, что в Египте возникла цивилизация | Текущий. Устный опрос | К 1-1 | |
11 | Страна двух рек | Называют общее и особенное в климате и природе Междуречья и Египта. Показывают на карте Междуречье. Сравнивают хозяйство Египта и Междуречья | Текущий. Словарный диктант | К 1-4 | |
12 | Практикум «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы» | Показывают на карте Вавилон. Называют причины возвышения Вавилона. Дают содержательную характеристику законам Хаммурапи. | Текущий. Устный опрос | К 1-4 | |
13 | Древнейшие цивилизации Индии и Китая. | Показывают на карте места возникновения цивилизаций Индии и Китая. Составляют описательный рассказ путешествия в Харапскую цивилизацию | Текущий | К 1-5 | |
14 | Защита проектов «Взгляд на Древний Восток» | Выполняют разноуровневые задания по содержанию главы | Тематический | ||
Глава 4. Древний Египет | |||||
15 | Фараоны и пирамиды | Перечисляют вещественные и письменные источники по истории Египта. Объясняют предназначение пирамид. Называют внешние признаки фараона. Описывают систему управления Египта. | Текущий. Устный опрос | К 1-3 | |
16 | Жизнь в Древнем Египте. | Составляют описательный рассказ о жизни египетских крестьян. Характеризуют труд ремесленников в Египте. Объясняют роль и мест жрецов в древнеегипетской жизни. Рассказывают о народном восстании в Египте. | Текущий | К 1-3 | |
17 | Завоевания фараонов | Показывают на карте направления завоевательных походов египтян. Сравнивают правление Хатшепсут и Тутмоса III. Описывают египетскую армию. | Текущий. Письменный опрос | К 1-3 | |
18 | Урок-игра «Культура Древнего Египта». | Называют характерные признаки древнеегипетского искусства. Называют основных египетских богов. Проводят причинно-следственные связи между особенностями египетской природы, образом жизни и мифами. Перечисляют научные достижения египтян. | Текущий | К 1-3 | |
Глава 5. Западная Азия в век железа | |||||
19 | Финикийские мореплаватели | Показывают на карте Финикию. Описывают природные условия Финикии. Называют изобретения и основные занятия финикийцев. Объясняют причины финикийской колонизации. Рассказывают о путешествиях финикийцев. Характеризуют финикийский алфавит в сравнении с клинописью и иероглифами | Текущий. Устный опрос | К 1-6 | |
20 | Древняя Палестина | Показывают на карте Палестину. Сравнивают природные условия Палестины с другими изученными цивилизациями. Анализируют библейские сказания. Называют отличительные особенности религии древних евреев. | Текущий. Устный опрос | К 1-6 | |
21 | Ассирийская военная держава | Называют отличительные черты ассирийской армии от армий изученных ранее цивилизаций. Рассказывают об ассирийских завоеваниях. Составляют описательный рассказ от имени египтянина о Ниневии. | Текущий. Письменный опрос | К 1-6 И 1-8 | |
22 | Победители Ассирии. Защита проектов | Рассказывают о создании и возвышении Новововилонской державы. Называют великие архитектурные сооружения Вавилона. Перечисляют научные знания вавилонян. | Тематический. Письменный опрос | К 1-6 И 1-7 | |
Глава 6. Великие державы Древнего Востока | |||||
23 | Образование державы Маурьев в Индии | Показывают на карте державу Маурьев. Сравнивают древнеиндийские и древневосточные сказания. Называют особенности верований древних индийцев. Доказывают, что индонарии создали в Индии цивилизацию. | Текущий. Устный опрос | К 1-5 | |
24 | Единое государство в Китае | Показывают на карте территорию древнего Китая. Характеризуют учения Конфуция. Называют преобразования, проведенные Цинь Шихуаном. Рассказывают о строительстве Великой Китайской стены. Называют открытия и изобретения китайцев. | Текущий. Письменный опрос | К 1-5 И 1-6 | |
25 | Великая Персидская держава | Показывают на карте территорию древней Персии. Показывают на карте страны, завоеванные Киром Великим. Рассказывают о борьбе за власть в Персидской державе. Дают характеристику правлению и личности Дария I. | Текущий. Устный опрос | К 1-5 | |
26 | Повторительно-обобщающий урок-игра «Восток Древнего мира». Подготовка к контрольной работе | Повторяют пройденный материал по содержанию раздела | Тематический | К 1-6 | |
27 | Контрольная работа «Древний Восток» | Выполняют разноуровневые задания по содержанию раздела | Тематический | ||
Раздел 3 Древняя Греция Глава 7. Древнейшая Греция | |||||
28 | Анализ контрольной работы. Греция и Крит в эпоху бронзы | Показывают на карте древнюю Грецию. Сравнивают природные условия Греции и стран Востока. Называют исторические источники, помогшие узнать о древней Греции. | Текущий. Устный опрос | К 1-7 | |
29 | Поэмы Гомера | Называют признаки «темных веков», указывающих на гибель ахейской цивилизации. Объясняют название поэм Гомера. Рассказывают о гибели Трои и приключениях Одисея от лица участников событий. | Текущий. Письменный опрос | К 1-7 | |
30 | Защита проектов «Боги и герои Эллады» | Показывают на карте Олимп. Объясняют, как в мифах греков отразились особенности природы древней Греции и занятия ее жителей. Называют основных греческих богов. | Тематический | К 1-7 | |
Глава 8. Рождение античного мира | |||||
31 | Греческие полисы и великая греческая колонизация | Называют причины «греческого чуда». Объясняют, почему греческие полисы были небольшими по территории. Показывают на карте направления и районы Великой греческой колонизации. Составляют рассказ об основании греческой колонии от лица грека-переселенца. | Текущий. Устный опрос | К 1-9 | |
32 | Афинский полис | Показывают на карте Афины. Характеризуют систему управления Афинами. Называют причины прихода Солона к власти. Рассказывают о реформах Солона. Сравнивают законы Солона и Хаммурапи о рабстве. | Текущий. Письменный опрос | К 1-9 | |
33 | Древняя Спарта. Защита проектов | Показывают на карте Спарту. Сравнивают илотов и рабов. Сравнивают систему управления Спартой и Афинами. Рассказывают о воспитании спартанских воинов. | Тематический. Письменный опрос | К 1-9 | |
Глава 9. Греко-персидские войны | |||||
34 | Герои Марафонской битвы | Называют причины восстания в Милете. Показывают на карте Марафон и направление походов войск и флота персов в 490 г. до н.э. Сравнивают греческое и персидское войско. Рассказывают о марафонской битве. Объясняют причины и значение победы греков при Марафоне. | Текущий. Устный опрос | К 1-8 | |
35 | Персидское вторжение в Грецию. Защита проектов | Характеризуют план Фемистокла по подготовке к войне. Показывают на карте путь Ксеркса на Грецию. Называют сильные и слабые стороны войска Ксеркса. Рассказывают о битве у Фермопил и Саламинском сражении. Называют причины победы греков. | Тематический. Письменный опрос | К 1-8 И 1-4 | |
Глава 10. Могущество и упадок Афин | |||||
36 | Расцвет демократии в Афинах | Объясняют влияние греко-персидских войн на развитие демократии. Характеризуют систему управления Афин. Объясняют, в чем проявлялось развитие демократии при Перикле. Оценивают действия Афин по отношению к другим участникам морского союза. Называют недостатки афинской демократии. | Текущий. Письменный опрос | К 1-9 | |
37 | Хозяйственное развитие Греции в V веке до н.э. | Называют пути попадания в рабство древних греков. Характеризуют положение рабов в Греции. Составляют рассказ от имени путешественника, посетившего Пирей, используя текст и иллюстрацию учебника | Текущий. Устный опрос | К 1-9 | |
38 | Пелопоннесская война | Называют причины Пелопонесской войны. Характеризуют действия Алкивиада во время войны. Рассказывают об основных событиях Пелопонесской войны. | Тематический. Письменный опрос | К 1-9 | |
Глава 11. Древнегреческая культура | |||||
39 | Граждане, ученые и атлеты Греции | Сравнивают цели воспитания в Спарте и Афинах. Называют науки, получившие развитие в Греции. Рассказывают об Олимпийских играх. | Текущий. Устный опрос | ||
40 | Защита проектов «Архитекторы, скульпторы, поэты Греции». | Сравнивают устройство греческих и египетских храмов. Называют художественные достижения древнегреческих скульпторов. Рассказывают о греческом театре. | Тематический | И 1-5 | |
Глава 12. Македонские завоевания | |||||
41 | Возвышение Македонии | Называют военные новшества, появившиеся в македонской армии. Выявляют сильные и слабые стороны фаланги. Характеризуют личность и действия Демосфена. Рассказывают о битве при Херонее. | Текущий. Устный опрос | К 1-10 | |
42 | Завоевания Александра Македонского | Показывают на карте направления походов Александра Македонского и места ключевых сражений. Характеризуют поступки Александра Македонского. Называют причины побед Александра Македонского. | Текущий. Письменный опрос | К 1-10 | |
43 | Греческий Восток | Называют причины распада державы Александра Македонского. Показывают на карте и описывают географическое положение крупнейших царств, на которые распалась держава Александра Македонского. Рассказывают об Александрии от лица путешественника. | Текущий. Устный опрос | К 1-10 | |
44 | Повторительно-обобщающий урок-игра «Общий взгляд на Древнюю Грецию». Подготовка к контрольной работе | Повторяют пройденный материал по содержанию раздела | Тематический | К 1-10 | |
45 | Контрольная работа «Древняя Греция» | Выполняют разноуровневые задания по содержанию раздела | Тематический | ||
Раздел 4. Древний Рим Глава 13. Образование Римской республики | |||||
46 | Анализ контрольной работы. Начало Римской истории | Показывают на карте земли, населенные этрусками. Характеризуют легенду основания Рима. Сравнивают власть первых римских царей и царей Древнего Востока. Называют права и обязанности патрициев и плебеев. | Текущий. Устный опрос | К 1-11 | |
47 | Республика римских граждан | Сравнивают положение царей и консулов в Древнем Риме. Сравнивают положение патрициев и плебеев в Древнем Риме. Называют функции сената. Объясняют, что позволило римской армии стать лучшей в мире. Называют основных римских богов. | Текущий. Устный опрос | К 1-11 | |
48 | Завоевание Римом Италии. Защита проектов | Объясняют выражение «Гуси Рим спасли». Называют причины победы римлян над самнитами и Пирром. Сравнивают положение римских и греческих колоний. | Тематический. Письменный опрос | К 1-11 | |
Глава 14. Римские завоевания в Средиземноморье | |||||
49 | Первая война с Карфагеном | Показывают на карте Карфаген. Называют причины Пунической войны. Рассказывают о борьбе за Сицилию. Характеризуют основные события первой Пунической войны. | Текущий. Устный опрос | К 1-12 | |
50 | Война с Ганнибалом | Характеризуют Ганнибала как полководца. Показывают на карте поход Ганнибала. Рассказывают о битве при Каннах. Называют причины победы римлян во второй Пунической войне. | Текущий. Устный опрос | К 1-12 | |
51 | Урок-игра «Рим-завоеватель Средиземноморья» | Выполняют разноуровневые задания по содержанию главы | Тематический | К 1-12 | |
Глава 15. Гражданские войны в период республики | |||||
52 | Народные трибуны – братья Гракхи | Называют причины увеличения числа рабов в Риме. Рассказывают о деятельности и гибели Тиберия Гракха. Дают оценку действиям Гая Гракха. Называют причины неудач принятия законов о земле братьями Гракхами. | Текущий. Устный опрос | К 1-12 | |
53 | Сулла-первый военный диктатор Рима | Называют причины неудач римской армии в Нумидийской войне. Называют сильные и слабые стороны профессиональной армии. Объясняют причины жестокости правления Суллы. Называют изменения в римском государстве в результате правления Суллы. | Текущий. Устный опрос | К 1-12 | |
54 | Восстание Спартака. | Называют источники рабства в Древнем Риме. Объясняют причины популярности гладиаторских боев в Риме. Показывают на карте направления походов Спартака. Рассказывают о походе Спартака к Альпам. Называют причины поражения восставших рабов. | Текущий. Устный опрос | К 1-12 И 1-2 | |
55 | Цезарь-повелитель Рима | Сравнивают Цезаря, Красса и Помпея. Объясняют, какое значение имела война в Галии для укрепления власти Цезаря. Объясняют смысл выражения «Перейти Рубикон». Называют причины победы Цезаря в гражданской войне. Рассказывают о смерти Цезаря. | Текущий. Устный опрос | К 1-12 | |
56 | Падение республики. Защита проектов | Объясняют, почему заговорщики, убившие Цезаря, не были поддержаны всеми римлянами. Рассказывают о борьбе Октавиана Августа и Марка Антония. Называют причины падения Римской республики. | Тематический | К 1-12 | |
Глава 16 Расцвет и могущество Римской империи | |||||
57 | Император Октавиан Август | Дают характеристику правлению Октавиана. Сравнивают власть Октавиана с властью Суллы и Цезаря. Объясняют, почему изучение законов и мастерство речи высоко ценились в Риме. | Текущий. Устный опрос | К 1-14 И 1-3 | |
58 | Цезари Рима | Объясняют, почему после смерти Октавиана римляне уже не вернулись к республиканскому строю. Объясняют, почему Нерона называли «наихудшим императором». Дают характеристику личности и правления Траяна. | Текущий. Устный опрос | К 1-14 | |
59 | Жизнь в Римской империи. Защита проектов | Сравнивают архитектуру Рима и Греции. Составляют рассказ «В гостях у древних римлян». Рассказывают об образе жизни богатых и бедных римлян. Сравнивают положение колона и раба. | Тематический | К 1-14 И 1-1 | |
Глава 17 Закат античной цивилизации | |||||
60 | Кризис Римской империи в III веке | Называют внешнеполитические изменения Римской империи в III веке. Доказывают, что империя была в кризисе. Рассказывают о политике императора Аврелиана. | Текущий. Устный опрос | К 1-14 | |
61 | Христианство | Рассказывают о возникновении христианства. Объясняют, в чем была новизна религиозного учения Иисуса для его современников. Называют причины превращения христианской церкви в конце III века в богатую и влиятельную организацию. | Текущий. Письменный опрос | К 1-14 | |
62 | Императоры Диоклетиан и Константин | Называют отличия императорской власти Диоктелиана от власти Августа. Характеризуют власть Константина. Называют основные цели реформ Диоктелиана и Константина. Объясняют причину выбора места для новой столицы Римской империи. | Текущий. Устный опрос | К 1-14 | |
63 | Падение Западной Римской империи. Защита групповых проектов | Называют последствия для Римской империи расселения варваров на ее территории. Показывают на карте места расселения варварских народов. Рассказывают о реформах Феодосия I. Составляют список событий, которые привели Римскую империю к гибели. | Тематический | К 1-14 | |
64 | Повторительно-обобщающий урок-игра по теме «Древний Рим». Подготовка к контрольной работе. | Повторяют пройденный материал по содержанию раздела | Тематический | ||
65 | Контрольная работа «Древний Рим» | Выполняют разноуровневые задания по содержанию раздела | Тематический | ||
66 | Анализ контрольной работы. Урок-семинар. Подготовка к промежуточной аттестации | Повторяют пройденный материал по содержанию курса | Текущий. Устный опрос | ||
67 | Промежуточная аттестация. Историческое сочинение. | Выполняют разноуровневые задания по содержанию курса | Итоговый | ||
68 | Анализ сочинения. Защита проектов «Загадочный Древний мир». Подготовка к итоговой контрольной работе. | Повторяют пройденный материал по содержанию курса | Итоговый. Устный опрос | ||
69 | Итоговая контрольная работа «Древний мир» | Выполняют разноуровневые задания по содержанию курса | Итоговый | ||
70 | Анализ контрольной работы. Урок-игра «Загадки Древнего мира» | Выполняют разноуровневые задания по содержанию курса | Итоговый |
Итого:70 часов.
5. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.Учебные пособия
- Михайловский Ф.А. «Всеобщая история. История Древнего мира»: учебник для 5 класса. – (ФГОС. Инновационная школа) – М.: Русское слово, 2013.
- Рабочая тетрадь к учебнику Ф.А. Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс / Авт.-сост. С.А. Жукова. – (ФГОС. Инновационная школа) – М.: Русское слово, 2013.
- Агафонов С.В. Схемы по всеобщей истории: к учебнику Ф.А. Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс. – (ФГОС. Инновационная школа) – М.: Русское слово, 2012.
4. Атлас и контурные карты по истории Древнего мира. 5 класс, Омск, Картография, 2011 г.
2. Учебно-методическая литература
- Михайловский Ф.А. Рабочая программа к учебнику Ф.А. Михайловского «Всеобщая история. История древнего мира»: 5-й класс. – (ФГОС. Инновационная школа). – М.: Русское слово, 2013.
- Михайловский Ф.А. Книга для учителя к учебнику Ф.А. Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс. – (ФГОС. Инновационная школа) – М.: Русское слово, 2013.
- Программа курса. «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс. Тематическое и поурочное планирование / Авт.-сост. Ф.А. Михайловский. – (ФГОС. Инновационная школа) – М.: Русское слово, 2013.
- Драхлер А.Б. Исторические кроссворды. 5 класс. Древний мир. Книга с электронным интерактивным приложением. – М.: Планета, 2013.
- Мартьянова О.А. История Древнего мира. 5 класс. Интерактивные дидактические материалы. Задания для самостоятельных работ (тесты, логические задания). Повторение, обобщение, систематизация. Диагностика, самодиагностика, контроль. Филворды, кроссворды. – 2-е издание, исправленное. – М.: Планета, 2012.
- Мартьянова О.А. Повторение и контроль знаний. История Древнего мира. 5 класс. Рабочая тетрадь с электронным тренажером. Тесты, кроссворды, филворды, логические задания. – М.: Издательство «Глобус», 2010.
- Уроки истории с применением ИКТ. 5 класс. Методическое пособие с электронным приложением / Н.В. Казаринова, Ю.Г. Назирова и др. – М.: Планета, 2012.
3.Интернет-ресурсы.
- А. Лукьянова «Всемирная история для школьников. История первобытных времен, (httр://сепtеr.fio.ru/som/getblob.asp? id=10006785)
- История Востока (Восток в древности) (l1ttр://www.kulichki.com/~gumilev/HE1)
- Эллада (httр://www.hе1lаdоs.гu) снабжена алфавитным Указателем и содержит более 500 иллюстраций к древнегреческим мифам.
- Античная мифология (http://mythology.sgu.ru/mythology/ant/index/htm) предполагает не только изучение материала, но и возможность on-line тестирования, а Мифология (http://mifologia.cjb.net) содержит статьи, очерки, библиографию, произведения классиков, рисунки в «мифологическом» стиле, рецензии на книги (научные и художественные), тексты песен, статьи по музыке и т.д.
4.Наглядные пособия.
- Карты по истории Древнего мира
- Схемы по истории Древнего мира
- Таблицы по истории Древнего мира
- Иллюстрации по истории Древнего мира
5. Технические средства обучения.
1. Мультимедийный проектор.
2. Интерактивная доска
3. Ноутбук
4. Принтер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Всеобщей истории к учебнику Бойцова М.А., Шукурова Р.М. "История средних веков" 6 класс
Рабочая программа разработана на основе:- обязательного минимума содержания исторического образования;-...
рабочая программа по "Всеобщей истории и истории России с древности до XVI века" за курс 6 класса
Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории, 2007г, федерального компонента государственного стандарт...
Рабочая программа по Всеобщей истории. Новейшая история. 11 класс.
Тематическое планирование по Всеобщей истории....
Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по Всеобщей истории и Истории России ( 8 класс)
Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по Всеобщей истории и Истории России ( 8 класс) образовательная система "Школа 2100"....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИИ РОССИИ С ДРЕВНОСТИ ДО ХVI ВЕКА» (6 класс)
Календарно-тематический план для 6-го класса по истории России ориентировал на использование:— учебника «История России. С древнейших времен до конца ХУI в.» А. А. Данилова, Л. Г. Ко...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИИ РОССИИ» (8 класс)
Календарно-тематический план для 8 классов по истории России ориентирован на использование учебника:— Данилов, А. А. История России ХIХ век. 8 класс: учебное издание / А. А. Данилов, А. Г. Косул...