Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Рассмотрено» на заседании ШМО Протокол № 1 от 17 августа 2016 г. | «Утверждаю» Приказ № 39 «31» 08. 2016 г. Директор МБОУ «СОШ № 2» _______________В.А. Гавриленко |
«Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Назарово Красноярского края
Р
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ
ДЛЯ 5 КЛАССА
НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
(Михайловский Ф.А. «Всеобщая история. История Древнего мира»: учебник для 5 класса. – (ФГОС. Инновационная школа) – М.: Русское слово, 2013.Рекомендовано Министерством образования и науки РФ; программа курса. «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс. Ф.А. Михайловский. – (ФГОС. Инновационная школа) – М.: Русское слово, 2013)
Разработчик программы:
учитель истории
Пиппаринен Алексей Сергеевич
Педагогический стаж: 7 лет
Квалификационная категория: первая
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка
- Общая характеристика учебного предмета
- Определение места и роли учебного курса, предмета в освоении обучающимися планируемых результатов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
- Содержание учебного предмета
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
- Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
- Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа по истории в 5 классе разработана в соответствии с:
- Основной Образовательной Программы Основного Общего Образования МБОУ «СОШ №2»
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС)
- Примерной программой основного общего образования по истории
- В соответствии с программой курса. «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс. Ф.А. Михайловский. – (ФГОС. Инновационная школа) – М.: Русское слово, 2013.
Цель изучения истории в 5 классе состоит в освоении исторической значимости периода древности в целом и всех его основных разделов, в приобщении учащихся к мировым культурным традициям, в воспитании патриотизма, формировании гражданского самосознания.
Эта общая цель определяет и задачи:
овладеть знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира, о социально-экономическом, политическом и культурном аспектах развития древних обществ;
сформировать научно-историческую картину мира, понимание значения истории и способов познания прошлого для саморазвития личности, взаимодействия людей в современном поликультурном мире;
сформировать умения анализировать и интерпретировать исторические факты на основе работы с разными видами источников и учебными материалами;
развивать умения самостоятельно овладевать историческими знаниями, аргументированно представлять собственную позицию по актуальным вопросам прошлого;
воспитать интерес и уважения к историко-культурному наследию, религии различных народов,
сформировать ценностные ориентиры для культурной, этнонациональной самоидентификации в современном обществе на основе освоенных знаний по курсу древней истории.
При разработке рабочей программы по истории для 5 класса я выбрал программу Ф.А. Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира», так как по своей структуре и содержанию она полностью соответствует примерной программе по истории основного общего образования, помимо этого УМК, основанный на данной авторской программе входит в Федеральный перечень, рекомендованный Министерством образования и науки РФ.
1.2 Определение места и роли учебного курса, предмета в освоении обучающимися планируемых результатов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
История Древнего мира – первый учебный курс, с которого начинается систематическое изучение истории в основной школе. В 4 классе учащиеся получили общее представление об истории в рамках курса «Окружающий мир». В 5 классе они приступают к изучению всеобщей истории, осваивая ее первый, и самый продолжительный период.
Именно с 5 класса начинается реализация главной цели изучения истории в современной школе – «образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности».
Указанная главная цель основного общего исторического образования конкретизируется применительно к курсам всеобщей истории с учетом специфики изучаемого периода.
На изучение истории Древнего мира в 5 классе базисным учебным планом предусматривается 70 учебных часов – из расчета 2 часа в неделю.
1.3 Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
• формирование осознанной обучающимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом, через примеры нравственного и безнравственного поведения исторических деятелей периода Древнего мира.
• развитие патриотизма и гражданской солидарности, через на примере самопожертвования и любви к Родине народов и отдельных исторических деятелей истории Древнего мира;
• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества;
• формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов мира.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Название раздела | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | Всего |
История Древнего мира | 70 ч. | 70 ч. | ||||
История Средних веков | 30 ч. | 30 ч. | ||||
История Нового времени | 28 ч. | 26 ч. | 54 ч. | |||
Новейшая история | 24 ч. | 24 ч. | ||||
История России с древнейших времен – XV век | 40 ч. | 40 ч. | ||||
История России XVI – XVII вв. | 42 ч. | 42 ч. | ||||
История России XVIII в. | 44 ч. | 44 ч. | ||||
История России XIX – начало XX вв. | 44 ч. | 44 ч. | ||||
Всего | 70 ч. | 70 ч. | 70 ч. | 70 ч. | 68 ч. | 348 ч. |
Введение (1 час)
Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках.
Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».
История Древнего мира как часть Всеобщей, или Всемирной, истории. Письменные и вещественные памятники. Археологические раскопки.
РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ И ИХ ОТКРЫТИЯ (7 часов)
Часть 1. Собиратели и охотники Каменного века (3 часа)
Материал части дает учащимся представление о начальных и самых длительных периодах истории человечества — палеолите и мезолите (в школьном курсе сами термины не употребляются). В трех темах раздела характеризуются: а) процесс антропогенеза; б) орудийная деятельность первобытных людей, использовавших природные материалы (камень, дерево, кость, шкуры); в) основные занятия людей в условиях присваивающего хозяйства (собирательство и охота); г) духовная культура первобытного общества (искусство и религия). Учащиеся получают представление о значении трудовой деятельности в историческом развитии человека, а также о влиянии природной среды на жизнь людей в древности.
Опорные понятия и термины: человеческое стадо, «человек разумный», каменный век, охота, собирательство, искусство, религия, миф.
Учебное оборудование: карта полушарий.
Часть 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 часа)
Изучение материалов части дает учащимся представление о развитии человеческого общества в условиях производящего хозяйства в периоды неолита и энеолита (при обучении термины не употребляются). В двух темах раздела характеризуются: а) переход к скотоводству и земледелию как важнейший переворот в жизни первобытного общества; б) дальнейшее развитие орудийной деятельности людей, открытие керамики и изобретение гончарного круга; в) возникновение родоплеменного строя и его разложение; г) переход к стадии цивилизации и основные ее признаки.
Опорные понятия и термины: присваивающее и производящее хозяйство, родовая община, мотыжное и пашенное земледелие, бронзовый век, обмен, деньги, период первобытности.
Учебное оборудование: карта полушарий.
РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК.(19часов)
Часть3. Цивилизации речных равнин(5 часов).
Материалы части призваны сформировать у учащихся первые представления об особенностях и закономерностях развития древневосточных стран. Часть логически связана с материалом темы 5, завершающей изучение истории первобытного мира. Учащиеся получают представления: а) обо всем ареале распространения цивилизаций Древнего Востока; б) о причинах и особенностях возникновения первых на земле цивилизаций; в) о влиянии географического фактора на историческое развитие общества; г) о значении строительства ирригационных сооружений, о преобразовании речных долин в результате трудовой деятельности людей; д) о появлении имущественного неравенства между людьми, о формировании государственной организации, о праве как атрибуте государственности, о возникновении письменности.
Опорные понятия и термины: государство, страна, ирригационные сооружения, государственная власть и управление, фараон, закон, иероглиф, клинопись.
Учебное оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», карта «Древний Восток. Индия и Китай (III тысячелетие до н. э. – III век н. э.)», карта «Рост территорий государств в древности».
Часть 4. Древний Египет(5 часов).
В части изучается история Египта эпохи бронзы, то есть времени Древнего (тема 11), Среднего (тема 12) и Нового (тема 13) царств (сами термины не употребляются). Учащиеся узнают о развитии древнеегипетского общества, государства, культуры, религии. Вводится понятие «культура». Дается представление об историческом значении древнеегипетской цивилизации.
Опорные понятия и термины: восточная деспотия, состав населения, храм, жрецы, налоги, скульптура, архитектура.
Учебное оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».
Часть 5. Западная Азия в век железа(5 часов).
В части дается характеристика развития государств в период железного века, показано значение открытия железа в истории человеческого общества. Учащиеся получают представление о расширении ареала цивилизации, об укрупнении и усилении государств, о важнейших культурных достижениях народов Западной Азии (создание финикийцами алфавита, Ниневийская библиотека, вавилонская наука, древнееврейский монотеизм). Материал раздела позволяет проводить сравнительный анализ развития и достижений народов Западной Азии и Египта. Углубляется представление о Библии как историческом источнике.
Опорные понятия и термины: железный век, единобожие, колония, держава.
Учебное оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».
Часть 6. Великие державы Древнего Востока (4часа)
В части показано возникновение на Древнем Востоке в условиях железного века великих держав. Часть завершает изучение истории Древнего Востока. Учащиеся повторяют и закрепляют знания географии стран Древнего Востока, получают сведения о значении наступления железного века в Индии и Китае, узнают о том, что нового внесли древние индийцы и китайцы в мировую культуру. Часть завершается изучением Персидской державы, что служит наиболее логичным переходом к истории Древней Греции.
Опорные понятия и термины: железный век, держава, варны (сословия), брахманизм, буддизм, сатрап, сатрапия, налоги.
Учебное оборудование: карта «Древний Восток. Индия и Китай (III тысячелетие до н. э. – III век н. э.)»; карта «Рост территорий государств в древности».
РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (19 часов).
Часть 7. Древнейшая Греция (4 часа)
В части учащиеся знакомятся с особенностями географического положения и природных условий Древней Греции и острова Крит, с археологическими памятниками и данными мифологии о древнейшей истории региона в период бронзового века, с сюжетным содержанием поэм Гомера и религией древних греков.
Опорные понятия и термины: мифология и религия, бронзовый век, аристократия, басилей.
Учебное оборудование: карта «Древняя Греция»; карта «Древние государства мира».
Часть 8.Рождение Античного мира (3 часа).
Часть мимеет важное теоретическое значение. Учащиеся получают представление о двух периодах в истории Греции: гомеровском и архаическом (термины не употребляются), узнают о возникновении античной (полисной) цивилизациии, об Афинах и Спарте как двух полисах, сыгравших наиболее важную роль в истории всего греческого мира, об особенностях их развития. Материал раздела позволяет проводить сравнительный анализ развития греческих полисов, дает представление о многообразии мира полисов, обо всем ареале распространения древнегреческой культуры. Учащиеся также узнают о зарождении демократии в Афинах и о зарождении античной формы рабства. Материал раздела дает возможность сравнения греческих полисов с государствами Древнего Востока.
Опорные понятия и термины: родоплеменной строй, полис, колонизация, аристократия, демос, демократия, олигархия, тирания.
Учебное оборудование: карта «Древняя Греция в V веке до н.э.», врезная карта «Греческие колонии в VIII – VI веках до н.э.».
Часть 9. Греко-Персидские войны (2часа).
В части изучается героическая борьба греческих полисов во главе с Афинами и Спартой против персидской агрессии. Материал части имеет не только познавательное, но и большое воспитательное значение.
Опорные понятия и термины: причины и характер войны, гоплит, фаланга.
Учебное оборудование: карта «Древняя Греция в V веке до н. э.».
Часть 10. Могущество и упадок Афин(3 часа.)
В части рассматриваются: а) развитие и функционирование Афинской демократии, ее всемирно-историческое значение, несмотря на ограниченный характер; б) образование Афинской морской державы, ограбление афинянами союзных полисов; в) развитие в Греции античной формы рабства; г) развитие ремесла и торговли; д) борьба между Афинской морской державой и Пелопоннесским союзом во главе со Спартой.
Опорные понятия и термины: граждане, состав населения, метеки, законы, классическое рабство, стратеги, стратег-автократор, союзники.
Учебное оборудование: карта «Древняя Греция в V в. до н. э.».
Часть 11. Греческая культура (3 часа).
В части углубляется понятие «культура». Оно дается теперь не просто как совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, а как исторически и социально обусловленное и объективированное в продуктах творческой деятельности отношение человека к природе, обществу, самому себе. Учащиеся узнают из части о причинах расцвета древнегреческой культуры, одной из которых являлась победа демократии, об активном участии всего свободного населения в создании культурных ценностей, о гуманистическом содержании греческой культуры, о расширении знаний греков о природе и обществе, о появлении отдельных наук, в том числе истории.
Опорные понятия и термины: культура, наука, философия, гимнасий, Олимпийские игры, атлет, дорический и ионический ордеры, театр, трагедия, комедия, орхестра, скене.
Учебное оборудование: диапозитивы, диафильмы, альбомы по истории культуры.
Часть 12. Македонские завоевания (4часа)
В части учащиеся знакомятся с историей возвышения Македонского царства при Филиппе II, с жизнью и деятельностью Демосфена, выдающегося греческого оратора и патриота, с историей завоеваний Александра Македонского и их последствиями, с экономическим и культурным подъемом в большинстве районов Восточного Средиземноморья в эллинистический период (история эллинизма не изучается). Материал раздела позволяет поставить вопрос о роли личности в истории. Часть завершает изучение истории Древней Греции.
Опорные понятия и термины: фаланга, монархия, держава, оратор, пергамент.
Учебное оборудование: карта «Завоевания Александра Македонского в IV веке до н.э.».
РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ (22 часа)
Часть 13. Образование Римской республики (4 часа).
Из материалов части учащиеся узнают: а) о местоположении и природных условиях Италии (в сравнении с Грецией); б) о возникновении Рима и его развитии в царский период; в) об установлении республики и ее аристократическом характере; г) об образовании к III в. до н. э. римской гражданской общины; д) о завоевании Италии и организации ее управления под властью Рима. В разделе углубляется понятие «государство».
Опорные понятия и термины: республика, патриции, плебеи, сенат, консул.
Учебное оборудование: карта «Древняя Италия (до середины IIIв. до н. э.)».
Часть 14. Римские завоевания в Средиземноморье(3 часа).
В части содержится фактический материал о превращении Римской республики в III – II вв. до н. э. в сильнейшую державу Средиземноморья, характеризуется как захватническая внешняя политика Рима, рассказывается об образовании провинций и обогащении римской знати. Продолжается изучение карты Средиземноморского мира в древности.
Опорные понятия и термины: пуны (Пунические войны), провинция, проконсул, триумф, наемная армия.
Учебное оборудование: карта «Римская республика III – I вв. до н.э.».
Часть 15. Гражданские войны в Римской республике(6часов)
В части изучается наиболее насыщенный историческими событиями, фактами, персоналиями период римской истории, приведший к падению республиканского строя и замене его режимом империи. Гражданские войны рассматриваются как следствие римских завоеваний. Наиболее важной теоретической проблемой является изучение причин падения республиканского строя в Риме.
Опорные понятия и термины: гражданская война, реформа, наемная армия, проскрипции, военная диктатура, союзники, рабовладельческое поместье, гладиатор, амфитеатр, триумвират.
Учебное оборудование: карта «Римская республика в III – I вв. до н.э.».
Часть 16. Расцвет и могущество Римской империи (4 часа)
В части изучается период ранней Римской империи: правление Октавиана Августа и его преемников, быт и культура Рима конца республики – начала империи, характеризуются достижения римской культуры.
Опорные понятия и термины: император, империя, преторианцы, обожествление императоров, императорский культ, внутренняя и внешняя политика, акведук, термы, атрий, колон, аренда.
Учебное оборудование: карта «Римская империя в I–III вв. н.э.», диафильмы, диапозитивы, альбомы по истории культуры Древнего Рима.
Часть 17.Поздняя Римская империя и закат Античной цивилизации (5 часов)
В части изучается период заката античной цивилизации и переходный к Cредневековью период поздней Римской империи. Учащиеся узнают: а) о кризисе империи в III веке, который являлся не только социально-экономическим и политическим, но и общим кризисом античной культуры и идеологии; б) о возникновении и победе христианства, о становлении и развитии христианской церкви; в) о реформах Диоклетиана и Константина; г) о развитии мира «варваров»; г) о причинах и исторических условиях падения Западной Римской империи.
Опорные понятия и термины: кризис, реформы, колоны, христианство, церковь, падение Западной Римской империи.
Учебное оборудование: карта «Римская империя в IV – V вв. Падение Западной Римской империи».
Итоговое повторение курса (2 часа)
Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о народоправстве. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока.
- ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел курса | Количество часов | Планируемые результаты освоения учебного предмета | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||
Введение | 1 |
|
|
|
Жизнь и открытия первобытных людей | 7 |
|
|
|
Древний Восток | 19 |
|
|
Бережно относится к историческим памятникам, осознавая необходимость их изучения и охраны |
Древняя Греция | 20 |
|
|
Бережно относится к историческим памятникам, осознавая необходимость их изучения и охраны |
Древний Рим | 23 |
|
|
Бережно относится к историческим памятникам, осознавая необходимость их изучения и охраны |
Основные формы контроля образовательных результатов
Текущий контроль сопровождает процесс и проводится на первых этапах обучения. Его цель - анализ хода формирования умений и навыков учащихся. Он важен для учителя как средство своевременной деятельности и предупреждения неуспеваемости учащихся. Этот вид проводится в письменной и в устной форме не реже одного раза в неделю.
Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме. Для его проведения предлагаются проверочные работы, каждое задание в которых контролирует одно базовое умение или навык .Первое задание в каждой работе направлено на проверку базовых теоретических
Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определённый, достаточно большой промежуток учебного времени (четверть, полугодие, год). Формы проведения итогового контроля – тест, контрольная работа.
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
Таблица проведения контроля
Дата | № урока | Вид работы | Тема |
5 | Словарный диктант | Первые люди | |
9 | Тестирование | Жизнь и открытия первобытных людей | |
22 | Проверочная работа | Западная Азия в век железа | |
27 | Тестирование | Древний Восток | |
33 | Словарный диктант | Рождение Античного мира | |
35 | Проверочная работа | Греко-персидские войны | |
38 | Словарный диктант | Могущество и упадок Афин | |
45 | Тестирование | Древняя Греция | |
48 | Проверочная работа | Образование Римской республики | |
65 | Тестирование | Древний Рим | |
67 | Промежуточная аттестация | История Древнего мира | |
69 | Тестирование | Древний мир |
Промежуточная аттестация по Всеобщей истории в 5 классе проводится в форме исторического сочинения
Оценка достижений планируемых результатов
1.Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 65 – 89% от максимально возможного количества баллов.
3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 50 - 64% от максимально возможного количества баллов.
4.Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 0 - 49% от максимально возможного количества баллов.
Система оценивания исторического сочинения:
Работа оценивается по системе следующих критериев
В случае, когда исторические события (явления, процессы) не указаны или все указанные исторические события (явления, процессы) не относятся к выбранному периоду, ответ оценивается 0 баллов (по каждому из критериев К1–К7 выставляется 0 баллов) | ||
Критерии оценивания | Баллы | |
К1 | Указание событий (явлений, процессов) | 2 |
Правильно указаны два события (явления, процесса) | 2 | |
Правильно указано одно событие (явление, процесс) | 1 | |
События (явления, процессы) не указаны или указаны неверно | 0 | |
К2 | Исторические личности и их роль в данный период истории России | 2 |
Правильно указаны две исторические личности, правильно указана роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России. | 2 | |
Правильно указаны одна-две исторические личности, правильно указана роль только одной личности в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России | 1 | |
Правильно указаны одна-две исторические личности, их роль в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России указана неправильно. ИЛИ Правильно указаны одна-две исторические личности, их роль в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не указана. ИЛИ Исторические личности указаны неверно ИЛИ Исторические личности не указаны | 0 | |
К3 | Причинно-следственные связи | 2 |
Правильно указаны две причинно-следственные связи, существовавшие между событиями (явлениями, процессами) | 2 | |
Правильно указана одна причинно-следственная связь, существовавшая между событиями (явлениями, процессами) | 1 | |
Причинно-следственные связи указаны неверно. ИЛИ Причинно-следственные связи не указаны | 0 | |
К4 | Историческая оценка событий | 1 |
Дана историческая оценка значимости периода с опорой на исторические факты и (или) мнения историков | 1 | |
Историческая оценка сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков. ИЛИ Историческая оценка не дана | 0 | |
К5 | Использование исторических терминов, понятий | 1 |
При изложении корректно использованы исторические термины, понятия | 1 | |
При изложении допущено некорректное использование исторических терминов, понятий. ИЛИ Исторические термины, понятия не использованы | 0 | |
К6 | Наличие фактических ошибок. 1 или 2 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено не менее 4 баллов. При оценивании по критерию К6 не засчитываются ошибки, учтённые при выставлении баллов по критериям К1–К5 | 2 |
В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки | 2 | |
Допущена одна фактическая ошибка | 1 | |
Допущены две или более фактические ошибки | 0 | |
К7 | Форма изложения. 1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов | 1 |
Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) | 1 | |
Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений | 0 | |
Максимальный балл | 11 |
Максимально 11 баллов.
10-11 баллов - оценка 5
7-9 баллов - оценка 4
5-6 баллов– оценка 3
Менее 5 баллов – оценка 2
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
№ п/п | Дата | Тема урока | Виды деятельности учащегося | Виды контроля | Рубрикатор |
1 | Увлекательный мир истории. | Называет понятия «всеобщая история». Различает письменные и вещественные исторические источники | Текущий. Устный опрос | ||
Раздел 1. Жизнь и открытия первобытных людей Глава 1. Собиратели и охотники каменного века | |||||
2 | Первые люди на Земле | Называют главные занятия первобытных людей. Дают характеристику образу жизни первобытных людей. Называет внешние признаки первобытных людей | Текущий. Устный опрос | ||
3 | Открытия и изобретения древних охотников | рассказывают о роли охоты в жизни древних людей. Называют орудия, изобретенные в каменном веке. Характеризую Каменный век | Текущий. Письменный опрос | ||
4 | Искусство и религия первобытных людей. Защита групповых проектов | Объясняют роль идолов, мифов для первобытных людей. Предлагают варианты причин появления веры в загробную жизнь | Текущий. | ||
Глава 2. У истоков цивилизации | |||||
5 | Возникновение земледелия и скотоводства | Называют отличия родовой общины от более ранних коллективов. Объясняют процесс появления земледелия и скотоводства. Объясняют взаимосвязь неолитической революции и появлению ремесел | Тематический. Письменный опрос | ||
6 | От первобытности к цивилизации | Называют достоинства и недостатки появления металлов. Объясняют причину появления денег. Называют признаки цивилизации | Текущий. Устный опрос | ||
7 | Практикум «Счет лет в истории» | Обозначают даты до нашей эры и нашей эры. Отличают даты нашей эры и даты до нашей эры. Показывают любую дату на ленте времени. | Текущий. Письменный опрос | ||
8 | Защита проектов «Взгляд на первобытный мир». Подготовка к контрольной работе | Повторяют пройденный материал по содержанию раздела | Тематический | ||
9 | Контрольная работа «Жизнь и открытия первобытных людей» | Выполняют разноуровневые задания по содержанию раздела | Тематический | ||
Раздел 2. Древний Восток Глава 3. Цивилизация речных долин | |||||
10 | Анализ контрольной работы. Египет-дар Нила | Объясняют роль разливов Нила в жизни египтян. Называют причины появления неравенства. Показывают на карте Древний Египет. Доказывают, что в Египте возникла цивилизация | Текущий. Устный опрос | К 1-1 | |
11 | Страна двух рек | Называют общее и особенное в климате и природе Междуречья и Египта. Показывают на карте Междуречье. Сравнивают хозяйство Египта и Междуречья | Текущий. Словарный диктант | К 1-4 | |
12 | Практикум «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы» | Показывают на карте Вавилон. Называют причины возвышения Вавилона. Дают содержательную характеристику законам Хаммурапи. | Текущий. Устный опрос | К 1-4 | |
13 | Древнейшие цивилизации Индии и Китая. | Показывают на карте места возникновения цивилизаций Индии и Китая. Составляют описательный рассказ путешествия в Харапскую цивилизацию | Текущий | К 1-5 | |
14 | Защита проектов «Взгляд на Древний Восток» | Выполняют разноуровневые задания по содержанию главы | Тематический | ||
Глава 4. Древний Египет | |||||
15 | Фараоны и пирамиды | Перечисляют вещественные и письменные источники по истории Египта. Объясняют предназначение пирамид. Называют внешние признаки фараона. Описывают систему управления Египта. | Текущий. Устный опрос | К 1-3 | |
16 | Жизнь в Древнем Египте. | Составляют описательный рассказ о жизни египетских крестьян. Характеризуют труд ремесленников в Египте. Объясняют роль и мест жрецов в древнеегипетской жизни. Рассказывают о народном восстании в Египте. | Текущий | К 1-3 | |
17 | Завоевания фараонов | Показывают на карте направления завоевательных походов египтян. Сравнивают правление Хатшепсут и Тутмоса III. Описывают египетскую армию. | Текущий. Письменный опрос | К 1-3 | |
18 | Урок-игра «Культура Древнего Египта». | Называют характерные признаки древнеегипетского искусства. Называют основных египетских богов. Проводят причинно-следственные связи между особенностями египетской природы, образом жизни и мифами. Перечисляют научные достижения египтян. | Текущий | К 1-3 | |
Глава 5. Западная Азия в век железа | |||||
19 | Финикийские мореплаватели | Показывают на карте Финикию. Описывают природные условия Финикии. Называют изобретения и основные занятия финикийцев. Объясняют причины финикийской колонизации. Рассказывают о путешествиях финикийцев. Характеризуют финикийский алфавит в сравнении с клинописью и иероглифами | Текущий. Устный опрос | К 1-6 | |
20 | Древняя Палестина | Показывают на карте Палестину. Сравнивают природные условия Палестины с другими изученными цивилизациями. Анализируют библейские сказания. Называют отличительные особенности религии древних евреев. | Текущий. Устный опрос | К 1-6 | |
21 | Ассирийская военная держава | Называют отличительные черты ассирийской армии от армий изученных ранее цивилизаций. Рассказывают об ассирийских завоеваниях. Составляют описательный рассказ от имени египтянина о Ниневии. | Текущий. Письменный опрос | К 1-6 И 1-8 | |
22 | Победители Ассирии. Защита проектов | Рассказывают о создании и возвышении Новововилонской державы. Называют великие архитектурные сооружения Вавилона. Перечисляют научные знания вавилонян. | Тематический. Письменный опрос | К 1-6 И 1-7 | |
Глава 6. Великие державы Древнего Востока | |||||
23 | Образование державы Маурьев в Индии | Показывают на карте державу Маурьев. Сравнивают древнеиндийские и древневосточные сказания. Называют особенности верований древних индийцев. Доказывают, что индонарии создали в Индии цивилизацию. | Текущий. Устный опрос | К 1-5 | |
24 | Единое государство в Китае | Показывают на карте территорию древнего Китая. Характеризуют учения Конфуция. Называют преобразования, проведенные Цинь Шихуаном. Рассказывают о строительстве Великой Китайской стены. Называют открытия и изобретения китайцев. | Текущий. Письменный опрос | К 1-5 И 1-6 | |
25 | Великая Персидская держава | Показывают на карте территорию древней Персии. Показывают на карте страны, завоеванные Киром Великим. Рассказывают о борьбе за власть в Персидской державе. Дают характеристику правлению и личности Дария I. | Текущий. Устный опрос | К 1-5 | |
26 | Повторительно-обобщающий урок-игра «Восток Древнего мира». Подготовка к контрольной работе | Повторяют пройденный материал по содержанию раздела | Тематический | К 1-6 | |
27 | Контрольная работа «Древний Восток» | Выполняют разноуровневые задания по содержанию раздела | Тематический | ||
Раздел 3 Древняя Греция Глава 7. Древнейшая Греция | |||||
28 | Анализ контрольной работы. Греция и Крит в эпоху бронзы | Показывают на карте древнюю Грецию. Сравнивают природные условия Греции и стран Востока. Называют исторические источники, помогшие узнать о древней Греции. | Текущий. Устный опрос | К 1-7 | |
29 | Поэмы Гомера | Называют признаки «темных веков», указывающих на гибель ахейской цивилизации. Объясняют название поэм Гомера. Рассказывают о гибели Трои и приключениях Одисея от лица участников событий. | Текущий. Письменный опрос | К 1-7 | |
30 | Защита проектов «Боги и герои Эллады» | Показывают на карте Олимп. Объясняют, как в мифах греков отразились особенности природы древней Греции и занятия ее жителей. Называют основных греческих богов. | Тематический | К 1-7 | |
Глава 8. Рождение античного мира | |||||
31 | Греческие полисы и великая греческая колонизация | Называют причины «греческого чуда». Объясняют, почему греческие полисы были небольшими по территории. Показывают на карте направления и районы Великой греческой колонизации. Составляют рассказ об основании греческой колонии от лица грека-переселенца. | Текущий. Устный опрос | К 1-9 | |
32 | Афинский полис | Показывают на карте Афины. Характеризуют систему управления Афинами. Называют причины прихода Солона к власти. Рассказывают о реформах Солона. Сравнивают законы Солона и Хаммурапи о рабстве. | Текущий. Письменный опрос | К 1-9 | |
33 | Древняя Спарта. Защита проектов | Показывают на карте Спарту. Сравнивают илотов и рабов. Сравнивают систему управления Спартой и Афинами. Рассказывают о воспитании спартанских воинов. | Тематический. Письменный опрос | К 1-9 | |
Глава 9. Греко-персидские войны | |||||
34 | Герои Марафонской битвы | Называют причины восстания в Милете. Показывают на карте Марафон и направление походов войск и флота персов в 490 г. до н.э. Сравнивают греческое и персидское войско. Рассказывают о марафонской битве. Объясняют причины и значение победы греков при Марафоне. | Текущий. Устный опрос | К 1-8 | |
35 | Персидское вторжение в Грецию. Защита проектов | Характеризуют план Фемистокла по подготовке к войне. Показывают на карте путь Ксеркса на Грецию. Называют сильные и слабые стороны войска Ксеркса. Рассказывают о битве у Фермопил и Саламинском сражении. Называют причины победы греков. | Тематический. Письменный опрос | К 1-8 И 1-4 | |
Глава 10. Могущество и упадок Афин | |||||
36 | Расцвет демократии в Афинах | Объясняют влияние греко-персидских войн на развитие демократии. Характеризуют систему управления Афин. Объясняют, в чем проявлялось развитие демократии при Перикле. Оценивают действия Афин по отношению к другим участникам морского союза. Называют недостатки афинской демократии. | Текущий. Письменный опрос | К 1-9 | |
37 | Хозяйственное развитие Греции в V веке до н.э. | Называют пути попадания в рабство древних греков. Характеризуют положение рабов в Греции. Составляют рассказ от имени путешественника, посетившего Пирей, используя текст и иллюстрацию учебника | Текущий. Устный опрос | К 1-9 | |
38 | Пелопоннесская война | Называют причины Пелопонесской войны. Характеризуют действия Алкивиада во время войны. Рассказывают об основных событиях Пелопонесской войны. | Тематический. Письменный опрос | К 1-9 | |
Глава 11. Древнегреческая культура | |||||
39 | Граждане, ученые и атлеты Греции | Сравнивают цели воспитания в Спарте и Афинах. Называют науки, получившие развитие в Греции. Рассказывают об Олимпийских играх. | Текущий. Устный опрос | ||
40 | Защита проектов «Архитекторы, скульпторы, поэты Греции». | Сравнивают устройство греческих и египетских храмов. Называют художественные достижения древнегреческих скульпторов. Рассказывают о греческом театре. | Тематический | И 1-5 | |
Глава 12. Македонские завоевания | |||||
41 | Возвышение Македонии | Называют военные новшества, появившиеся в македонской армии. Выявляют сильные и слабые стороны фаланги. Характеризуют личность и действия Демосфена. Рассказывают о битве при Херонее. | Текущий. Устный опрос | К 1-10 | |
42 | Завоевания Александра Македонского | Показывают на карте направления походов Александра Македонского и места ключевых сражений. Характеризуют поступки Александра Македонского. Называют причины побед Александра Македонского. | Текущий. Письменный опрос | К 1-10 | |
43 | Греческий Восток | Называют причины распада державы Александра Македонского. Показывают на карте и описывают географическое положение крупнейших царств, на которые распалась держава Александра Македонского. Рассказывают об Александрии от лица путешественника. | Текущий. Устный опрос | К 1-10 | |
44 | Повторительно-обобщающий урок-игра «Общий взгляд на Древнюю Грецию». Подготовка к контрольной работе | Повторяют пройденный материал по содержанию раздела | Тематический | К 1-10 | |
45 | Контрольная работа «Древняя Греция» | Выполняют разноуровневые задания по содержанию раздела | Тематический | ||
Раздел 4. Древний Рим Глава 13. Образование Римской республики | |||||
46 | Анализ контрольной работы. Начало Римской истории | Показывают на карте земли, населенные этрусками. Характеризуют легенду основания Рима. Сравнивают власть первых римских царей и царей Древнего Востока. Называют права и обязанности патрициев и плебеев. | Текущий. Устный опрос | К 1-11 | |
47 | Республика римских граждан | Сравнивают положение царей и консулов в Древнем Риме. Сравнивают положение патрициев и плебеев в Древнем Риме. Называют функции сената. Объясняют, что позволило римской армии стать лучшей в мире. Называют основных римских богов. | Текущий. Устный опрос | К 1-11 | |
48 | Завоевание Римом Италии. Защита проектов | Объясняют выражение «Гуси Рим спасли». Называют причины победы римлян над самнитами и Пирром. Сравнивают положение римских и греческих колоний. | Тематический. Письменный опрос | К 1-11 | |
Глава 14. Римские завоевания в Средиземноморье | |||||
49 | Первая война с Карфагеном | Показывают на карте Карфаген. Называют причины Пунической войны. Рассказывают о борьбе за Сицилию. Характеризуют основные события первой Пунической войны. | Текущий. Устный опрос | К 1-12 | |
50 | Война с Ганнибалом | Характеризуют Ганнибала как полководца. Показывают на карте поход Ганнибала. Рассказывают о битве при Каннах. Называют причины победы римлян во второй Пунической войне. | Текущий. Устный опрос | К 1-12 | |
51 | Урок-игра «Рим-завоеватель Средиземноморья» | Выполняют разноуровневые задания по содержанию главы | Тематический | К 1-12 | |
Глава 15. Гражданские войны в период республики | |||||
52 | Народные трибуны – братья Гракхи | Называют причины увеличения числа рабов в Риме. Рассказывают о деятельности и гибели Тиберия Гракха. Дают оценку действиям Гая Гракха. Называют причины неудач принятия законов о земле братьями Гракхами. | Текущий. Устный опрос | К 1-12 | |
53 | Сулла-первый военный диктатор Рима | Называют причины неудач римской армии в Нумидийской войне. Называют сильные и слабые стороны профессиональной армии. Объясняют причины жестокости правления Суллы. Называют изменения в римском государстве в результате правления Суллы. | Текущий. Устный опрос | К 1-12 | |
54 | Восстание Спартака. | Называют источники рабства в Древнем Риме. Объясняют причины популярности гладиаторских боев в Риме. Показывают на карте направления походов Спартака. Рассказывают о походе Спартака к Альпам. Называют причины поражения восставших рабов. | Текущий. Устный опрос | К 1-12 И 1-2 | |
55 | Цезарь-повелитель Рима | Сравнивают Цезаря, Красса и Помпея. Объясняют, какое значение имела война в Галии для укрепления власти Цезаря. Объясняют смысл выражения «Перейти Рубикон». Называют причины победы Цезаря в гражданской войне. Рассказывают о смерти Цезаря. | Текущий. Устный опрос | К 1-12 | |
56 | Падение республики. Защита проектов | Объясняют, почему заговорщики, убившие Цезаря, не были поддержаны всеми римлянами. Рассказывают о борьбе Октавиана Августа и Марка Антония. Называют причины падения Римской республики. | Тематический | К 1-12 | |
Глава 16 Расцвет и могущество Римской империи | |||||
57 | Император Октавиан Август | Дают характеристику правлению Октавиана. Сравнивают власть Октавиана с властью Суллы и Цезаря. Объясняют, почему изучение законов и мастерство речи высоко ценились в Риме. | Текущий. Устный опрос | К 1-14 И 1-3 | |
58 | Цезари Рима | Объясняют, почему после смерти Октавиана римляне уже не вернулись к республиканскому строю. Объясняют, почему Нерона называли «наихудшим императором». Дают характеристику личности и правления Траяна. | Текущий. Устный опрос | К 1-14 | |
59 | Жизнь в Римской империи. Защита проектов | Сравнивают архитектуру Рима и Греции. Составляют рассказ «В гостях у древних римлян». Рассказывают об образе жизни богатых и бедных римлян. Сравнивают положение колона и раба. | Тематический | К 1-14 И 1-1 | |
Глава 17 Закат античной цивилизации | |||||
60 | Кризис Римской империи в III веке | Называют внешнеполитические изменения Римской империи в III веке. Доказывают, что империя была в кризисе. Рассказывают о политике императора Аврелиана. | Текущий. Устный опрос | К 1-14 | |
61 | Христианство | Рассказывают о возникновении христианства. Объясняют, в чем была новизна религиозного учения Иисуса для его современников. Называют причины превращения христианской церкви в конце III века в богатую и влиятельную организацию. | Текущий. Письменный опрос | К 1-14 | |
62 | Императоры Диоклетиан и Константин | Называют отличия императорской власти Диоктелиана от власти Августа. Характеризуют власть Константина. Называют основные цели реформ Диоктелиана и Константина. Объясняют причину выбора места для новой столицы Римской империи. | Текущий. Устный опрос | К 1-14 | |
63 | Падение Западной Римской империи. Защита групповых проектов | Называют последствия для Римской империи расселения варваров на ее территории. Показывают на карте места расселения варварских народов. Рассказывают о реформах Феодосия I. Составляют список событий, которые привели Римскую империю к гибели. | Тематический | К 1-14 | |
64 | Повторительно-обобщающий урок-игра по теме «Древний Рим». Подготовка к контрольной работе. | Повторяют пройденный материал по содержанию раздела | Тематический | ||
65 | Контрольная работа «Древний Рим» | Выполняют разноуровневые задания по содержанию раздела | Тематический | ||
66 | Анализ контрольной работы. Урок-семинар. Подготовка к промежуточной аттестации | Повторяют пройденный материал по содержанию курса | Текущий. Устный опрос | ||
67 | Промежуточная аттестация. Историческое сочинение. | Выполняют разноуровневые задания по содержанию курса | Итоговый | ||
68 | Анализ сочинения. Защита проектов «Загадочный Древний мир». Подготовка к итоговой контрольной работе. | Повторяют пройденный материал по содержанию курса | Итоговый. Устный опрос | ||
69 | Итоговая контрольная работа «Древний мир» | Выполняют разноуровневые задания по содержанию курса | Итоговый | ||
70 | Анализ контрольной работы. Урок-игра «Загадки Древнего мира» | Выполняют разноуровневые задания по содержанию курса | Итоговый |
Итого:70 часов.
5. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.Учебные пособия
- Михайловский Ф.А. «Всеобщая история. История Древнего мира»: учебник для 5 класса. – (ФГОС. Инновационная школа) – М.: Русское слово, 2013.
- Рабочая тетрадь к учебнику Ф.А. Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс / Авт.-сост. С.А. Жукова. – (ФГОС. Инновационная школа) – М.: Русское слово, 2013.
- Агафонов С.В. Схемы по всеобщей истории: к учебнику Ф.А. Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс. – (ФГОС. Инновационная школа) – М.: Русское слово, 2012.
4. Атлас и контурные карты по истории Древнего мира. 5 класс, Омск, Картография, 2011 г.
2. Учебно-методическая литература
- Михайловский Ф.А. Рабочая программа к учебнику Ф.А. Михайловского «Всеобщая история. История древнего мира»: 5-й класс. – (ФГОС. Инновационная школа). – М.: Русское слово, 2013.
- Михайловский Ф.А. Книга для учителя к учебнику Ф.А. Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс. – (ФГОС. Инновационная школа) – М.: Русское слово, 2013.
- Программа курса. «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс. Тематическое и поурочное планирование / Авт.-сост. Ф.А. Михайловский. – (ФГОС. Инновационная школа) – М.: Русское слово, 2013.
- Драхлер А.Б. Исторические кроссворды. 5 класс. Древний мир. Книга с электронным интерактивным приложением. – М.: Планета, 2013.
- Мартьянова О.А. История Древнего мира. 5 класс. Интерактивные дидактические материалы. Задания для самостоятельных работ (тесты, логические задания). Повторение, обобщение, систематизация. Диагностика, самодиагностика, контроль. Филворды, кроссворды. – 2-е издание, исправленное. – М.: Планета, 2012.
- Мартьянова О.А. Повторение и контроль знаний. История Древнего мира. 5 класс. Рабочая тетрадь с электронным тренажером. Тесты, кроссворды, филворды, логические задания. – М.: Издательство «Глобус», 2010.
- Уроки истории с применением ИКТ. 5 класс. Методическое пособие с электронным приложением / Н.В. Казаринова, Ю.Г. Назирова и др. – М.: Планета, 2012.
3.Интернет-ресурсы.
- А. Лукьянова «Всемирная история для школьников. История первобытных времен, (httр://сепtеr.fio.ru/som/getblob.asp? id=10006785)
- История Востока (Восток в древности) (l1ttр://www.kulichki.com/~gumilev/HE1)
- Эллада (httр://www.hе1lаdоs.гu) снабжена алфавитным Указателем и содержит более 500 иллюстраций к древнегреческим мифам.
- Античная мифология (http://mythology.sgu.ru/mythology/ant/index/htm) предполагает не только изучение материала, но и возможность on-line тестирования, а Мифология (http://mifologia.cjb.net) содержит статьи, очерки, библиографию, произведения классиков, рисунки в «мифологическом» стиле, рецензии на книги (научные и художественные), тексты песен, статьи по музыке и т.д.
4.Наглядные пособия.
- Карты по истории Древнего мира
- Схемы по истории Древнего мира
- Таблицы по истории Древнего мира
- Иллюстрации по истории Древнего мира
5. Технические средства обучения.
1. Мультимедийный проектор.
2. Интерактивная доска
3. Ноутбук
4. Принтер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/30/picture-28205.jpg)
Рабочая программа по Всеобщей истории к учебнику Бойцова М.А., Шукурова Р.М. "История средних веков" 6 класс
Рабочая программа разработана на основе:- обязательного минимума содержания исторического образования;-...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/23/picture-130277-1351009134.jpg)
рабочая программа по "Всеобщей истории и истории России с древности до XVI века" за курс 6 класса
Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории, 2007г, федерального компонента государственного стандарт...
Рабочая программа по Всеобщей истории. Новейшая история. 11 класс.
Тематическое планирование по Всеобщей истории....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/03/picture-453911-1401783948.jpg)
Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по Всеобщей истории и Истории России ( 8 класс)
Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по Всеобщей истории и Истории России ( 8 класс) образовательная система "Школа 2100"....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/30/picture-980148-1512014906.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИИ РОССИИ С ДРЕВНОСТИ ДО ХVI ВЕКА» (6 класс)
Календарно-тематический план для 6-го класса по истории России ориентировал на использование:— учебника «История России. С древнейших времен до конца ХУI в.» А. А. Данилова, Л. Г. Ко...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/30/picture-980148-1512014906.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИИ РОССИИ» (8 класс)
Календарно-тематический план для 8 классов по истории России ориентирован на использование учебника:— Данилов, А. А. История России ХIХ век. 8 класс: учебное издание / А. А. Данилов, А. Г. Косул...