Рабочая программа по всеобщей истории 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) по теме
В данном разделе размещены рабочие программы по предметам, которые я преподаю в 2015-2016 учебном году.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
всеобщая история 6 класс | 164 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории (6 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.) и ИСК.
Нормативно-правовая основа рабочей программы по истории:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (вступил в силу 1 сентября 2013 г.).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004; Приказ Минобрнауки «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год» № 253 от 31 марта 2014 г.
- Учебный план образовательного учреждения на 2015-2016 год .
- Годовой календарный график образовательного учреждения на 2015 - 2016 учебный год.
Обучение истории в основной школе имеет следующие цели:
ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути человечества, многообразии форм исторического бытия и деятельности людей в прошлом; выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории и современности; развитие способности рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приемами исторического анализа, применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий; формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем, восприятия идей гуманизма, патриотизма; приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, воспитания уважения к истории, культуре, традициям своего и других народов.
При освоении обязательного минимума содержания курса истории средних веков школьники должны научиться следующим видам деятельности:
Называть хронологические рамки средневековья; имена наиболее известных личностей; участников и результаты наиболее значительных движений;
Показывать на исторической карте местоположение государств средневекового мира;
Описывать занятия и образ жизни людей в средневековых обществах;
Составлять описание средневековых памятников;
Называть характерные и существенные черты политического устройства средневековых обществ в Европе и на Востоке; социального положения людей в средние века; представлений средневекового человека о мире; религиозных воззрений, ценностей;
Объяснять значение понятий: аграрное общество, натуральное хозяйство, община, феодальные отношения, сословие, иерархия, монархия, политическая раздробленность, централизованное государство, Возрождение, гуманизм.
3. Содержание изучаемого курса
3.1 Учебно-тематический план
Рабочая программа составлена с учетом изучения истории в объеме 2 часов в неделю (2часа ∙34 недели=68 часов. Из них : Всеобщая история – 32 часа; история России – 36 часов).
История Средних веков
Название раздела, темы ( № п/п ) | Всего часов |
Тема 1. Западная Европа в раннее средневековье | 5 часов |
Тема 2. Византия и славянский мир | 3 часа |
Тема 3. Арабский мир в VI –XI вв. | 2 часа |
Тема 4. Феодальное общество | 3 часа |
Тема 5. Средневековый город | 2 часа |
Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII вв. | 3 часа |
Тема 7. Разные судьбы государств | 3 часа |
Тема 8. Культура Западной Европы в XI-XIII вв. | 2 часа |
Тема 9. Западная Европа в XIV- XV вв. | 4 часа |
Тема 10. Центральная и Юго-восточная Европа в XIV – XV вв. | 2 часа |
Тема 11. Культуры и государства Азии | 2 часа |
Тема 12. Культуры и государства Африки и Америки | 1 час |
Сумма | 32 часа |
ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ В 6 КЛАССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Раздел I. РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (10 ч)
Тема 1. Западная Европа в раннее Средневековье (5 ч)
Происхождение понятия «Средние века». «Светлый» и «темный» образы Средневековья. Географические и хронологические рамки Средневековья. Периодизация истории Средних веков.
Источники по истории Средних веков: письменные, изобразительные, вещественные. Роль археологии в изучении истории Средних веков.
Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. Образование и отличительные черты германских королевств. Остготская Италия. Франкское завоевание Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской власти. Организация управления государством. «Салическая правда». Принятие франками христианства.
Изменения в положении Церкви в IV в. Споры вокруг понимания христианства и формирование христианской ортодоксии. Отцы Церкви. Никейский собор. Ереси. Арианство. Формирование и состав христианского канона. Структура и иерархия духовенства. церковный приход. Монашество. Бенедиктинский устав. Жизнь средневекового монастыря.
Франкское государство в VI—VIII вв. Усиление власти майордомов. Карл Мартелл и его бенефициальная реформа. Бенефиций и феод. Создание Папского государства. Войны Карла Великого. Принятие императорского титула и его значение. Управление империей. Верденский раздел, его причины и значение.
Походы викингов, их причины и последствия для Западной Европы. Государства викингов в Европе. Норманны и Англия. Норманны в Америке. Культура Скандинавии эпохи викингов.
Франция и Германия в IХ—ХI вв. Феодальная раздробленность во Франции. Борьба германских королей с венгерской опасностью. Усиление королевской власти в Германии и создание Священной Римской империи. Императоры и Церковь.
Истоки средневековой культуры. Церковь и культура. Споры вокруг античного наследия. Система образования. «Каролингское возрождение». Книга в раннее Средневековье. Историческая роль раннесредневековой культуры Западной Европы.
Тема 2. Византия и славянский мир (3 ч)
От Восточной Римской империи к Византии. Территория и население. Константинополь — столица Византии и воплощение ее могущества. Особенности императорской власти. Расцвет Византийской империи при Юстиниане. Судьбы Византии в VII—ХI вв.Взаимоотношения с Русью.
Роль античного наследия в культуре Византии. Возникновение и отличительные черты византийской церковной архитектуры. Собор Святой Софии. Храм как образ мира и синтез искусств. Византийская иконопись. Борьба иконоборцев и иконопочитателей.
Прародина и расселение славян. Западные, восточные и южные славяне. Складывание славянских государств: Болгарии, Великой Моравии, Чехии, Польши. Принятие христианства в славянских странах в условиях соперничества Рима и Константинополя. Значение принятия христианства. Создание славянской письменности.
Тема 3. Арабский мир в VI—ХI вв. (2 ч)
Условия жизни и занятия арабов. Племенное устройство и верования. Проповедь Мухаммада. Хиджра. Победа новой веры и объединение арабов. Ислам. Коран. Обязанности мусульман.
Возникновение Халифата. Арабские завоевания. Причины успехов арабов. Сунниты и шииты. Омейяды и Аббасиды. Распад Халифата. Ислам и культура стран Халифата. Роль арабского языка. Расцвет науки, литературы и искусства. Мечеть. Быт и культура повседневной жизни.
Раздел II. РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (13 ч)
Тема 4. Феодальное общество (3 ч)
Складывание нового устройства общества. Формирование зависимого крестьянства. Теория трех сословий и ее значение. Феод и установление вассальных отношений. Понятие феодализма. Сеньоры и вассалы. Феодальная иерархия.
Рыцарство. Вооружение и боевая тактика рыцарей. Война и «Божий мир». Воспитание, занятия и образ жизни рыцарей. Замок. Геральдика. Рыцарская культура. Кодекс рыцарской чести. Куртуазность.
Крестьяне и сеньоры. Понятие и структура сеньории. Повинности. Жизнь крестьянина. Натуральное хозяйство. Крестьянская община, ее функции и значение. Быт и культура крестьян.
Тема 5. Средневековый город (2 ч)
Упадок городской жизни в раннее Средневековье. Причины возникновения и расцвета средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Социальная структура города. Патрициат. Организация управления. Облик средневекового города. Жизнь и быт горожан.
Средневековое ремесло. Цехи, их роль в экономике и повседневной жизни городов. Организация торговли. Торговые пути. Ярмарки. Возникновение банков. Новое в мировосприятии горожан.
Тема 6. Католическая церковь в ХI—ХIII вв. (3 ч)
Основы могущества Церкви. Материальные богатства Церкви, их источники. Упадок морального авторитета Церкви в Х—ХI вв.Клюнийская реформа. Разделение церквей. Различия между католицизмом и православием. Борьба папства и империи в ХI в.
Причины и начало Крестовых походов, их участники. Ход и результаты Первого Крестового похода. Государства крестоносцев на Востоке. Духовно-рыцарские ордены. Третий Крестовый поход. Четвертый Крестовый поход, его переломный характер. Упадок и конец крестоносного движения. Значение Крестовых походов.
Папство в зените могущества. Ереси ХII—ХIII вв. (катары, вальденсы), причины их широкого распространения. Борьба Церкви с ересями. Альбигойские войны. Инквизиция. Нищенствующие ордены, их роль в укреплении Католической церкви.
Тема 7. Разные судьбы государств (3 ч)
Начало объединения Франции. Слабость и сила королевской власти, ее союзники в деле объединения страны. Успехи Филиппа I Августа. Укрепление королевской власти при Людовике IХ Святом. Филипп IV Красивый и возникновение Генеральных штатов. Сословная монархия. Конфликт с папством и «авиньонское пленение».
Воздействие нормандского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии. Могущество королевской власти в конце ХI—ХII в. Анжуйская держава. Реформы Генриха II Плантагенета. Столкновение с Церковью. Великая хартия вольностей, ее историческая роль. Возникновение и отличительные черты английского парламента.
Новый этап борьбы империи и папства. Политика Фридриха I Барбароссы и Фридриха I Гогенштауфена в Италии и в Германии. Колонизация земель западных славян. Возникновение Швейцарского союза. Усиление князей и ослабление императорской власти во второй половине ХIII—ХIV в.
Тема 8. Культура Западной Европы в ХI—ХIII вв. (2 ч)
Школы и система образования. Возникновение университетов. Жизнь студентов. Вера, разум и опыт в средневековой науке и философии. Рационализм и мистика. Роль алхимии и астрологии в развитии научных знаний. Схоластика.
Архитектура и искусство эпохи расцвета Средневековья. Романский и готический стили, их отличительные черты.
Раздел III. «ОСЕНЬ» СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (6 ч)
Тема 9. Западная Европа в ХIV—ХV вв. (4 ч)
Ухудшение условий жизни европейцев в ХIV в. «Черная смерть», ее экономические и прочие последствия. Освобождение крестьян от личной зависимости. Обострение противоречий между крестьянами и сеньорами. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.
Причины и начало Столетней войны. Этапы войны. Жанна д’Арк и перелом в ходе войны. Ее завершение и итоги.
Бургундское государство в ХV в. Борьба французских королей с бургундскими герцогами и завершение объединения Франции. Централизаторская политика Людовика ХI. Война Алой и Белой розы в Англии. Усиление королевской власти в Англии при Генрихе VII Тюдоре. Объединение Испании и завершение Реконкисты. Религиозная политика Фернандо и Изабеллы.
Изменения в культуре Западной Европы в ХIV—ХV вв. Развитие личностного начала. Изобретение книгопечатания и его значение. Возникновение культуры Возрождения в Италии. Гуманизм и гуманисты. Литература и искусство раннего Возрождения в Италии.
Тема 10. Центральная и Юго-Восточная Европа в ХIV—ХV вв. (2 ч)
Польша в ХIV—ХV вв. Внутренняя политика Казимира III Великого. Борьба с агрессией Тевтонского ордена. Грюнвальд. Династическая уния Польши и Литвы. Расцвет Чехии в ХIV в. Нарастание социальных, этнических и религиозных противоречий. Ян Гус. Гуситские войны и их значение.
Страны Балканского полуострова в ХIV—ХV вв. Ослабление Византии, Болгарии и Сербии. Усиление Османской империи. Османские завоевания на Балканах. Византия в поисках спасения. Ферраро-Флорентийская уния. Гибель империи ромеев. Воздействие поздневизантийской культуры на другие страны.
Раздел IV. ВДАЛИ ОТ ЕВРОПЫ (3 ч)
Тема 11. Культуры и государства Азии (2 ч)
Природные условия Индии, ее богатства. Занятия населения. Индийская община. Варны и касты. Роль кастовой системы в индийском обществе. Особенности политического развития Индии. Делийский султанат. Религии Индии. Достижения индийской культуры.
Периодизация истории Китая в эпоху Средневековья. Китай и его соседи. Великий шелковый путь. Борьба с северными кочевниками. Монгольское владычество и его свержение. Императорская власть и чиновничество. Достижения китайской науки, литературы и искусства.
Объединение монголов и создание державы Чингисхана. Завоевания монголов, причины их успехов. Распад монгольской державы. Завоевания Тимура. Самарканд во времена Тимура и Улугбека. Общие черты и различия держав Чингисхана и Тимура.
Тема 12. Культуры и государства Африки и Америки (1 ч)
Особенности развития Африки. Магриб и Черная Африка. Транссахарская торговля и ислам. Государства Западного Судана. Христианская Эфиопия. Арабская торговля на восточном побережье Африки и государство Мономотапа.
Освоение человеком Америки. Проблема контактов доколумбовой Америки со Старым Светом. Цивилизации майя, ацтеков и инков, их достижения и особенности развития.
Значение Средневековья в мировой истории и культуре.
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ШЕСТИКЛАССНИКОВ ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Основы развивающей системы обучения. Утверждение развивающей парадигмы в системе школьного образования обусловило изменения в методике преподавания, в частности преподавания истории Средних веков в 6 классе. Задачей учителя сегодня в большей степени является не преподнесение суммы знаний как таковых, а общее развитие учащихся, формирование общеучебных умений как средства усвоения и приобретения знаний. Перед учителем стоит серьезная задача — научить своих подопечных учиться. Умение учиться не сводится к простому запоминанию дат, имен, географических названий и воспроизведению их по первому требованию, а является более общей способностью, характеризующей человека, движимого потребностью в познавательной деятельности. Учебная деятельность, рассматриваемая в контексте развивающего обучения, — это собственная мыслительная деятельность учащихся по приобретению и усвоению научных знаний. Благодаря самостоятельной познавательной деятельности (направляемой учителем) происходит изменение (преобразование) самих субъектов этой деятельности. Это требует определения и соблюдения комплекса условий, включающих: формирование общеучебных и предметных интеллектуальных умений учащихся, отличающихся разной степенью успешности; использование заданий как основного метода совершенствования умений и общего развития учащихся; применение иллюстраций, схем и картографического материала как источника знаний, равноправного с учебным текстом; организацию самостоятельной деятельности учащихся; реализацию идеи сотрудничества учителя как старшего, более опытного партнера и учащегося.
Сформированность общеучебных умений играет определяющую роль в учебной деятельности школьников. К приоритетным общеучебным умениям относят умения наблюдения, слушания, осмысленного чтения, классификации, обобщения и самоконтроля. Процесс формирования общеучебных умений необходимо соотносить с формированием учебной деятельности учащихся. Поэтому формирование каждого из отмеченных общеучебных умений следует осуществлять не изолированно, а в сочетаниях, отражающих единство и целостность структуры учебной деятельности. Важно подчеркнуть, что общеучебные умения формируются только в личном опыте; чужой опыт, авторитет, давление в этом случае не помогут. Вместе с тем несформированность общеучебных умений сводит учебную деятельность к механическому усвоению.
Преобразование традиционной системы обучения в развивающую — процесс долгий, сложный, противоречивый. Реальным и более результативным решением в современных условиях представляется рациональное сочетание элементов традиционной и развивающей систем обучения. При этом знания важно рассматривать не как самоцель, а как средство развития учащихся.
Формы учебной деятельности. В учебнике В. А. Ведюшкина «История Средних веков» для 6 класса общеобразовательной школы осуществлен синтез традиционной и развивающей методик преподавания. Информативная насыщенность учебника позволяет строить работу на уроке с опорой на учебник. Изучение текста (самостоятельно либо под руководством учителя) может стать основой построения урока. Целесообразно использовать прием предупреждающего задания, когда текст параграфа, который будет изучаться на следующем уроке, может быть задан для предварительного прочтения дома. Опыт показывает, что в начале изучения курса следует вести работу над текстами непосредственно в классе. Это сформирует умение осмысленного чтения, тем самым учащиеся будут замечать в тексте важные сведения, видеть главное и избавятся от привычки поверхностного чтения. Одновременно с другими умениями у учащихся формируются общеучебные умения классификации (группировка сведений, их соотнесение, сравнение, нахождение общего и отличия, установление причинно-следственныхсвязей и др.) и обобщения. Постепенно развивается общеучебное умение самоконтроля. Объем необходимого для усвоения и дополнительного материала педагог определяет самостоятельно с учетом программы и интеллектуальных возможностей шестиклассников.
Следует обратить внимание учащихся на разнообразные вопросы в начале глав и параграфов, на полях учебника, под рисунками, предназначенные для качественного усвоения текста. Планирование изложения учебного материала, работы на уроке с учебником следует строить в соответствии с обозначенными вопросами, использовать их как средство активизации школьников в процессе изложения нового материала. Некоторые вопросы на полях помогут учителю соединить ранее усвоенные знания с новым учебным материалом.
При работе с текстом учебника предлагается составить план пункта параграфа. Учитель может напомнить памятку о составлении плана: 1. Прочитайте текст, уясните его смысл. 2. Разделите текст на законченные по смыслу части. Выделите в каждой части главные мысли. 3. Озаглавьте каждую часть текста, что и будет пунктами плана. Формулировки должны иметь форму назывных предложений. Важно напомнить учащимся, что главная мысль текста может существовать самостоятельно. Второстепенная мысль раскрывает содержание главной мысли, но не существует отдельно от нее.
Перспективными видами обучения на уроках истории Средних веков в 6 классе являются: моделирование (различные виды игровой деятельности), коммуникативная (беседа, элементы дискуссии, короткие сообщения), исследовательская (в том числе и работа с источниками) деятельность. Для шестиклассников актуальна потребность игры. В ходе игры учебная цель предстает в виде игровой задачи: разгадать кроссворд, ответить на вопросы викторины, составить план путешествия и т. д. «Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить», — писал М. Горький. В учебном процессе найдут место такие варианты коротких дидактических игр: «Кто лучше знает?», «О ком сказано?», «Кто есть кто?», «Узнай по описанию», «Кто первый?», «Историческое лото», «Картографический танграм», «Путаница», «Поле чудес» (описание некоторых игр вы найдете в пособии).
Организация работы по формированию исследовательской деятельности учащихся в значительной степени связана с изучением письменных источников. Документы оживляют рассказ учителя, формируют представление о том или ином событии, отражают дух далекой эпохи, делают более убедительными выводы. Работа с источниками — это самостоятельный поиск нового знания, сопровождающийся активизацией мыслительных процессов и воображения (при соответствующей организации учебной деятельности). Каждый параграф учебника и поурочная разработка в пособии дополнены текстами письменных источников, которые можно использовать на разных этапах урока. Учитель обращается к комментированию документа, привлекая к этому и шестиклассников. Вместе с тем целесообразно предлагать учащимся самостоятельную работу с документами, предварительно сообщив им перечень вопросов или заданий. Набор документов учитель, исходя из возможностей класса, отдельных учащихся, может определить самостоятельно. Изложение нового материала можно полностью спланировать на документальном материале, использовании карт и иллюстраций, не обращаясь к тексту учебника. Можно предоставить учащимся возможность самостоятельно изучить параграф (исходя из имеющегося документального материала у учителя) не по учебнику, а с помощью других источников информации: карт и документов. Ребята смогут оказаться в роли ученого-историка, кропотливо восстанавливающего прошлое по отдельным фрагментам. Работа с фрагментами из монографий, мемуарной, научной, научно-популярной и художественной литературы требует разнообразия приемов: сопоставительный анализ, определение общих и особенных черт событий, явлений, поступков, суждений.
Оценивание знаний и умений учащихся. В современных условиях оценивание достижений учащихся в процессе усвоения учебного материала становится прерогативой учителя. Он решает сам, как часто надлежит оценивать успехи учащихся. В определенных случаях стоит вообще воздержаться от выставления отметок шестиклассникам, заменив их краткими (устными или письменными) характеристиками выполненных заданий. Вместе с тем без оценки проделанной работы со стороны учителя учащийся не узнает качества своей деятельности, поскольку он не владеет самым главным и важным в ней — результатом и, естественно, не ощущает радости успеха или горечи ошибок. К сожалению, одной из причин отставания учащихся в учении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. При традиционной системе учитель выводит итоговую оценку из текущих оценок по среднеарифметическому принципу. При развивающей системе учитель выставляет отметку по завершении педагогической процедуры, включающей учебную деятельность школьников в процессе изучения раздела, главы, темы. Это оставляет шанс учащемуся наверстать упущенное и получить хорошую оценку своей работы.
Урок в системе развивающего обучения. Целью развивающего урока является создание учителем таких условий, чтобы в ходе каждого урока формировалась учебная деятельность, превращающая ребенка в субъекта, заинтересованного в учении и саморазвитии. Знания, полученные на таком уроке, — это результат собственной деятельности учащегося. В этой ситуации ребенок есть учащийся, т. е. «учащий себя сам». Он главный работник на уроке, где старший наставник (учитель) направляет его на путь к саморазвитию.
Педагог организует деятельность учащихся, принимая в ней самое деятельное участие как партнер, равноправный участник деятельности. Таким образом, учитель должен владеть не только глубоким знанием содержания предмета, но и разнообразным набором методов и приемов, целостных обучающих технологий, способных качественно облегчить учащимся усвоение учебного материала. Под педагогической технологией рассматривается совокупность психолого-педагогическихустановок, определяющих специальный набор форм, методов, приемов обучения и воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.
Реализация идеи личностно ориентированного подхода должна изменить школу, общество, способствовать развитию «педагогики сотрудничества», без которой не создать новой, современной школы.
Непременным атрибутом урока являются план, основные понятия урока, записанные на доске.
При проверке домашнего задания учитель в первую очередь задает вопросы и задания из учебника и лишь затем подбирает на свое усмотрение вопросы и задания соответствующего типа из предложенных в методическом пособии и рабочей тетради. Методический аппарат учебника разделен на два уровня. Это позволяет дифференцировать обучение учащихся.
В конце урока подводятся итоги. Этот прием организует школьников, приучает доводить начатое дело до его завершения. Тем самым решаются и воспитательные задачи. Разнообразие деятельности на уроке повышает мотивацию, активизирует мышление детей. Настоящий урок — это совместный поиск истины учителем и учеником, лаборатория культуры мышления, творчества.
В 6 классе преобладает комбинированный тип урока. Структура комбинированного урока такова: 1. Организационный этап. 2. Проверка домашнего задания. 3. Всесторонняя проверка знаний. 4. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. 5. Усвоение новых знаний. 6. Этап закрепления новых знаний. 7. Задание на дом, комментарий к нему. В настоящее время нашла применение такая разновидность комбинированного урока, как урок синтетический. Построение синтетического урока может быть разным. Это определяется целью урока и специфичностью учебного содержания. На таком уроке гармонично соединяются изложение нового материала и закрепление изученного накануне. Повторение пройденного материала может быть организовано нетрадиционными формами и методами, большое значение имеет самостоятельная работа учащихся. Пожалуй, в большинстве своем наши уроки будут соответствовать этому типу комбинированного урока.
Календарно-тематическое планирование. История Средних веков[1]
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Форма урока | Информ. сопровождение | Дата проведения | ||
По плану | По факту | |||||||
Тема 1. . Западная Европа в раннее средневековье. 5 часов | ||||||||
1 | Великое переселение народов и образование германских королевств | 1 | Комбинированный | Урок - беседа | ||||
2 | Христианская церковь в раннее средневековье | 1 | Комбинированный | Рассказ с элементами беседы | ||||
3 | Империя Карла Великого: возникновение, расцвет и распад | 1 | Комбинированный урок | Урок-практикум Работа с учебником | ||||
4 | Среди невзгод и опасностей: Западная Европа в IX – XI вв. | 1 | Комбинированный урок | Урок-практикум Работа с учебником | ||||
5 | Культура раннего Средневековья | 1 | Комбинированный урок | Урок-практикум Работа с учебником | ||||
Тема 2. Византия и славянский мир. 3 часа | ||||||||
6-8 | Византия и славянский мир | 3 | Урок –изучение нового материала | Рассказ с элементами беседы | ||||
Тема 3. Арабский мир в VI –XI вв.. 2 часа | ||||||||
9 | Рождение новой религии | 1 | Урок –изучение нового материала | Рассказ с элементами беседы | ||||
10 | Мир ислама | 1 | Урок –изучение нового материала | Урок-практикум. Работа с картой. | ||||
Тема 4. Феодальное общество. 3 часа | ||||||||
11 | Крестьяне и сеньоры | 1 | Комбинированный урок | Урок – рассказ. Работа с учебником | ||||
12 | Рыцарство: на войне и у себя дома | 1 | Комбинированный урок | Урок-практикум. Работа с картой. | ||||
13 | Средневековая деревня | 1 | Комбинированный урок | Рассказ с элементами беседы. | ||||
Тема 5. Средневековый город. 2 часа | ||||||||
14 | Возникновение и расцвет средневековых городов | 1 | Комбинированный урок | Урок-практикум Работа с учебником | ||||
15 | Ремесло и торговля в средневековой Европе | 1 | Урок изучения нового материала | Урок-практикум Сообщения учащихся | ||||
Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII вв. 3 часа | ||||||||
16 | Католическая церковь: путь к вершине могущества | 1 | Комбинированный урок | Урок-практикум Сообщения учащихся | ||||
17 | Крестовые походы | 1 | Комбинированный урок | Тестирование. Контрольный опрос | ||||
18 | Католическая церковь в борьбе с еретиками | 1 | Комбинированный урок | Урок-практикум Работа с учебником | ||||
Тема 7. Разные судьбы государств. 3 часа | ||||||||
19 | Франция: долгий путь к единству | 1 | Урок изучения нового материала | Урок-практикум. Работа с картой. | ||||
20 | Англия: от нормандского завоевания до парламента | 1 | Комбинированный урок | Урок-практикум Работа с учебником | ||||
21 | Несбывшиеся надежды германских императоров | 1 | Комбинированный урок | Урок-практикум Работа с учебником | ||||
Тема 8. Культура Западной Европы в XI-XIII вв. 2 часа | ||||||||
22 | Образование, наука и философия в эпоху расцвета Средневековья | 1 | Урок изучения нового материала | Урок-практикум Работа с учебником | ||||
23 | Время соборов | 1 | Комбинированный урок | Урок-практикум Работа с учебником | ||||
Тема 9. Западная Европа в XIV- XV вв. 4 часа | ||||||||
24 | Столетие бедствий | 1 | Урок изучения нового материала | Урок-практикум. Работа с картой | ||||
25 | Самая долгая война в истории
| 1 | Комбинированный урок | Урок-практикум Работа с учебником | ||||
26-27 | Трудный путь к торжеству королевской власти | 2 | Комбинированный урок | Урок-практикум Работа с учебником | ||||
Тема 10. Центральная и Юго-восточная Европа в XIV – XV вв. 2 часа | ||||||||
28 | Польша и Чехия: время расцвета | 1 | Урок изучения нового материала | Урок-практикум. Работа с картой | ||||
29 | Полумесяц против креста Культура: новые горизонты | 1 | Комбинированный урок | Урок-практикум Работа с учебником | ||||
Тема 11. Культуры и государства Азии. 2 часа | ||||||||
30 | Многоликая Индия | 1 | Комбинированный урок | Урок-практикум Работа с учебником | ||||
31 | «Небесная империя» Империя Чингисхана и держава Тимура | 1 | Комбинированный урок | Урок-практикум Работа с учебником | ||||
Тема 12. Культуры и государства Африки и Америки. 1 час | ||||||||
32 | Африка. Народы и государства доколумбовой Америки Обобщение курса истории средних веков | 1 | Комбинированный урок | Урок-практикум Работа с учебником |
4. Ресурсное обеспечение.
4.1 Основная литература:
- ПРОГРАММА. Уколова В.И., Ведюшкин В.А., Ревякин А.В. и др. Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.О.Чубарьяна 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2013.
- УЧЕБНИК. Ведюшкин В.А. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс/ Под ред.А.О.Чубарьяна. – М: Просвещение, 2013.
- РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ. Ведюшкин В.А., Крючкова Е.А. Всеобщая история. История Средних веков. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2013.
4.2 Дополнительная (методическая) литература:
- Игнатов А.В. Всеобщая история. История Средних веков. Методические рекомендации (к учебнику В.А.Ведюшкина). 6 класс. – М.: Просвещение, 2013.
4.3 Медиаресурсы
История Средних веков. Электронное приложение к учебнику В.А.Ведюшкина. 6 класс (DVD).
[1] Все формулировки КТП, выделенные жирным шрифтом, соответствуют положениям стандарта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Всеобщей истории к учебнику Бойцова М.А., Шукурова Р.М. "История средних веков" 6 класс
Рабочая программа разработана на основе:- обязательного минимума содержания исторического образования;-...
рабочая программа по "Всеобщей истории и истории России с древности до XVI века" за курс 6 класса
Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории, 2007г, федерального компонента государственного стандарт...
Рабочая программа по Всеобщей истории. Новейшая история. 11 класс.
Тематическое планирование по Всеобщей истории....
Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по Всеобщей истории и Истории России ( 8 класс)
Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по Всеобщей истории и Истории России ( 8 класс) образовательная система "Школа 2100"....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИИ РОССИИ С ДРЕВНОСТИ ДО ХVI ВЕКА» (6 класс)
Календарно-тематический план для 6-го класса по истории России ориентировал на использование:— учебника «История России. С древнейших времен до конца ХУI в.» А. А. Данилова, Л. Г. Ко...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИИ РОССИИ» (8 класс)
Календарно-тематический план для 8 классов по истории России ориентирован на использование учебника:— Данилов, А. А. История России ХIХ век. 8 класс: учебное издание / А. А. Данилов, А. Г. Косул...