Опричнина и опричники
учебно-методический материал по истории (7 класс) на тему

Материал к уроку по теме "Иван Грозный. Опричнина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oprichniki.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Ведение 

Опричники эпохи Ивана Грозного

        Одной из интересных страниц Отечественной истории по праву считается период правления Ивана Грозного. В борьбе с самостийностью  боярства Иван Васильевич прибегает к жестоким,  деспотическим  мерам, которые получили своё название-Опричнина. Выбранная мною  тема  описывает период в истории России, интересный как исторический урок, как назидание последующим поколениям о влиянии на судьбу народа и государства  личности, стоящей на вершине диктатуры. 
Советские историки раскрыли классовую сущность опричнины, указывали её значение в укреплении военно-феодальной диктатуры, в подготовке закрепощений крестьян помещикам. Тем не менее "споры о значении опричнины и о ее влиянии на политическое развитие России далеко от своего завершения. До настоящего времени остается нерешенным и ряд конкретных моментов истории опричнины. В современной литературе о ней можно встретить буквально "полярные взаимно исключающие суждения по одному и тому же вопросу.   Не решён вопрос и о том, была ли вообще  в 1972 году опричнина отменена или нет. "Тщательное рассмотрение всех аргументов, привлекавшихся исследователями в качестве доказательств отмены опричнины приводит к заключению, что оснований, подтверждающих действительную отмену опричнины в 1972 году, не существует". Иван IV , борясь с мятежами и изменами феодальной знати, видел в них главную причину неудач своей политики. Он твердо стоял на позиции необходимости сильной самодержавной власти, основными препятствиями к установлению которой были боярско-княжеская оппозиция и боярские привилегии. Вопрос состоял в том, какими методами будет вестись борьба

            Тему «Опричнина» следует отнести к хорошо изученным. В исторической литературе имеется  большое  количество источников просвещенной  данной теме.

Определение

Опри́чник — человек, состоящий в рядах опричного войска, то есть гвардии, созданной Иваном Грозным в рамках его политической реформы в 1565 году. Опричник более поздний термин. Во времена Ивана Грозного опричников называли «государевыми людьми».

По сословному составу опричники были разнородной массой, в которой числились князья, бояре и дворяне. Признаком службы опричника были собачья голова и метла, символизировавшие решимость «выгрызть и вымести измену». Опричники отрекались от своих семей и приносили царю клятву в верности, обещая, в частности, жить отдельно от «земских» людей.

Каковы же были Причины введения опричнины

Реформы государственного управления 50-х годов укрепили центральную власть и подорвали политическую силу боярства. Высшей властью обладал царь, которому помогали Боярская дума и Земский собор, что ограничивало самодержавие. В 1560 году Иван избавился от Избранной рады. Но длительные и тяжелые войны, новые налоги разоряли страну, было много недовольных среди дворян, священников, посадских людей. Еретики призывали к уничтожению икон, самой церкви, проповедовали равенство всех людей, общность имущества. Сам Иван Васильевич во всех своих подданных видел только холопов. Их обязанностью, по убеждению

царя, было беспрекословное подчинение его воле.

В 1553г Иван IV серьезно заболел и составил завещание в пользу младенца

Дмитрия. Однако близкие бояре и многие удельные князья не захотели поддержать его наследника и хотели «на государство» старицкого князя Владимира Андреевича, двоюродного брата царя. Иван IV выздоровел, но его душевное равновесие было надломлено. Царь опасался Владимира, имевшего большой авторитет в стране; многие бояре с крупными вотчинами сохранили экономическую независимость; опасаясь казни, бежал в Литву бывший друг Ивана IV князь Андрей Курбский. Царь везде искал измену, подвергал казням бояр. В стране создалась очень напряженная обстановка.  Соратники советовали установить диктатуру и сокрушить оппозицию с помощью террора и насилия. Но такое крупное политическое решение не могло быть принято без утверждения в Боярской думе.

Тогда, чтобы вырвать у думы согласие, Иван предпринимает крупный политический маневр: он решил добровольно оставить трон и покинуть Москву.

В начале декабря 1564г царь с семьей под охраной и в сопровождении огромного обоза выехал из Москвы в Александровскую слободу. В январе следующего года он направил две грамоты: первая - «гневная» - была адресована митрополиту Афанасию, а вторая – «слезная» – «посаду, всем людям». Он обвинял бояр, приказных в изменах, а митрополита - в пособничестве боярам и заверял посадский люд, что на них не гневается и опале не подвергнет. Бояре оказались между двух огней – царем и народом. Народ единодушно поддержал государя и бояре вынуждены были просить царя вернуться на престол. Представители митрополита и бояре выехали в слободу, царь допустил к себе духовных лиц и заявил, что его решение окончательно. Но потом «уступил» слезным молениям.

Вожди думы, которых привели во дворец под охраной, просили царя сложить с них гнев и править, как ему «годно». И когда Иван потребовал предоставления ему чрезвычайных полномочий, бояре ответили покорным согласием.

2 февраля 1565г Иван Васильевич торжественно вернулся в Москву и объявил об учреждении опричнины  для «охранения» своей жизни. Далее он заявил о передаче Московского государства в управление Боярской думы и присвоении себе неограниченных полномочий – без совета «опаляться» на непослушных бояр, казнить их, отбирать в казну «животы». В опричнину, подвластную царю, вошли 20 городов в центральных и наиболее богатых районах страны – Вологда, Устюг Великий, Вага, Двина, Старая Руса, Каргополь, Соль Галицкая и Вычегорская, Суздальский, Вяземский и Можайский уезды. Здесь была своя Боярская дума, приказы, опричное войско. Остальная территория была названа земщиной, где сохранялись старые порядки во главе с боярами. Даже Москва была разделена на опричнину (Арбат, Пречистенка, Знаменка) и земщину.

В опричнину отбирали худородных дворян, не знавшихся с боярами. Их придирчиво допрашивали об их происхождении, родословной жены и дружеских связях. Каждый опричник клятвенно обещал разоблачать опасные замыслы, грозившие царю. Опричники носили черную одежду и привязывали к поясу некое подобие метлы как символ стремления «вымести» из страны измену. Чтобы обеспечить опричников землями, из опричнины насильственно выселялись бояре-вотчинники, дворяне, приказные люди.

Изъятые у боярства земли раздавались опричникам-дворянам и феодальной знати, верной царю. Было создано опричное войско сначала из одной, а затем из 5000 человек.

В первые дни опричнины Москва стала свидетелем кровавых казней и опал дворян и бояр. Царские опричники терроризировали обитателей княжеских гнезд, изгоняли из усадеб членов их семей, отбирали имущество. Жертвой опричных выселений стала титулованная знать. Следуя писцовым книгам Казани можно заключить, что в ссылку попало примерно 180 человек, около 2/3 ссыльных носили княжеский титул.

Опричники одевались в чёрную одежду, подобную монашеской. Распространено мнение, что опричники имели особые знаки отличия, к их сёдлам прикреплялись мрачные символы эпохи: метла — чтобы выметать измену, и собачья голова — чтобы вынюхивать и выгрызать измену. Тем не менее наличие собачьей головы упоминают не все современники, а „метла“ таковой могла и не являться. По этому узнавали опричников“.

Малюта Скуратов

Малю́та Скура́тов (настоящее имя Григо́рий Лукья́нович Скура́тов-Бе́льский — русский государственный, военный и политический деятель, один из руководителей опричнины, любимый опричник и сподручник Ивана Грозного.

          Год и место рождения неизвестны. Прозвище «Малюта» получил за свой малый рост или, возможно, за свой говор: "Молю тя...". Имя «Малюта» сделалось в народе нарицательным названием палача и злодея.

Совершал налёты на дворы опальных вельмож, Малюта лично участвовал в расправе над митрополитом Филиппом. Выдвинулся в число самых приближенных к Ивану Грозному опричников. Решительность и жестокость, с которыми Малюта выполнял все поручения царя, вызывали гнев и осуждение у окружающих. Образ послужного и бездушного исполнителя бесчеловечных приказов царя раскрыт в исторических песнях русского народа, на века сохранившего в своей памяти имя палача и душегуба Малюты Скуратова.

Особое место в период опричнины занимает НОВГОРОДСКИЙ РАЗГРОМ.

В декабре 1569 г. царь созвал в Александровской слободе все опричное воинство и объявил ему весть о "великой измене" новгородцев. Не мешкая войска, двинулись к Новгороду . 8 января 1570 г. царь прибыл в древний город. На Волховском мосту его встречало духовенство с крестами и иконами. Но торжество было испорчено в первые же минуты. Царь назвал местного архиепископа изменником и отказался принять от него благословение. После службы царь велел страже схватить архиепископа Пимена и ограбить его подворье. Опричники ограбили Софийский собор, забрали драгоценную церковную утварь и иконы. В городе прошли повальные аресты. Опричники увезли арестованных в царский лагерь на Городище. Суд над главными новгородскими "заговорщиками" на Городище явился центральным эпизодом всего новгородского похода. Опричные следователи и судьи действовали ускоренными методами. Всего вероятнее, суд на Городище продолжался три-четыре недели и завершился в конце января. С этого момента новгородское "дело" вступило во вторую фазу.
Считая вину черного духовенства доказанной, царь решил посетить главнейшие из монастырей в окрестностях города для того, чтобы самолично присутствовать при изъятии казны, заблаговременно опечатанной опричниками. Опричники забирали деньги, грабили кельи, снимали колокола, громили монастырское хозяйство, секли скотину. В итоге опричного разгрома черное духовенство было ограблено до нитки. Царский объезд занял самое малое , несколько дней , может быть, неделю . В это время нормально функционировали городские рынки, на которых опричники имели возможность продавать награбленное имущество. Положение изменилось после окончания суда и монастырского объезда. В эти дни опричники произвели форменное нападение на город. Они разграбили новгородский торг и поделили самое ценное из награбленного между собой . Простые товары , такие , как сало , воск , лен , они сваливали в большие кучи и сжигали . Ограблению подверглись не только торги , но и дома посадских людей . Опричники ломали ворота , выставляли двери, били окна. Горожан, которые пытались противиться насилию, убивали на месте.
Опричные санкции против посада преследовали две основные цели. Первая состояла в том, чтобы пополнить опричную казну, а вторая - в том , чтобы терроризировать низшие слои городского населения , подавить в нем все элементы недовольства, ослабить опасность народного возмущения . Бессмысленные и жестокие избиения ни в чем не повинного населения сделали само понятие опричнины синонимом произвола и беззакония. Разделавшись с новгородцами, опричное воинство двинулось к Пскову. Жители этого города поспешили выразить полную покорность. Вдоль улиц, по которым должен был проследовать царский кортеж, стояли столы с хлебом - солью. Царь не пощадил Пскова , но всю ярость обрушил на местное духовенство . Печорскому игумену, вышедшему навстречу царю с крестами и иконами, отрубили голову. Псковские церкви были ограблены до нитки. Опричники сняли с соборов и увезли в слободу колокола, забрали церковную утварь. Перед отъездом царь отдал город опричникам на разграбление . Но опричники не успели завершить начатое дело. Участники опричного похода сообщали, будто на улицах Пскова Грозный встретил юродивого, и тот подал ему совет ехать прочь из города, чтобы избежать большого несчастья. Блаженный будто бы поучал Не слушая юродивого, Иван велел снять колокол с Троицкого собора. В тот же час под царем пал конь. Пророчества Николы стали сбываться. Царь в ужасе бежал. По приказу царя опричники перебили 220 мужчин с женами и детьми. Царя вполне удовлетворила эта резня, и потому он пощадил прочих жителей Пскова. Карательный поход был окончен. Опричный разгром не затронул толщи сельского населения Новгорода.

Непрекращавшаяся война и дорогостоящие опричные затеи требовали от правительства огромных средств. Государственная казна была между тем пуста .Испытывая финансовую нужду , власти все чаще обращали взоры в сторону обладателя самых крупных богатств церкви. Но духовенство не желало поступаться своим имуществом. Суд над митрополитом Филиппом нанес сильнейший удар престижу церкви. "Изменное дело" послужило удобным предлогом для ограбления новгородско-псковского архиепископства . Но опричнина вовсе не ставила целью подорвать влияние церкви Она не осмелилась посягнуть на главное церковное богатство - ее земли.

Погром Новгорода вызвал волну недовольства, печатник Иван Висковатый отважился на объяснение с царем, убеждая прекратить кровопролитие. В ответ царь разразился угрозами в адрес боярства: «Я вас еще не истребил, а едва только начал, но постараюсь всех вас искоренить, чтобы и памяти вашей не осталось!»  Новгород перерос в московское дело, суд над московской верхушкой длился несколько недель, печатника разрезали на части живьем, казначей Никита Фуников был заживо сварен в кипятке, около 100 человек было казнено. Стихийные бедствия и татарские набеги приносили неописуемые бедствия, но опричники были в глазах народа страшнее татар. Царь оправдывал деяния войска необходимостью искоренить измену и это вело к неслыханным злоупотреблениям.

Кровавые погромы, разбои, доносы и беззакония были возведены в ранг

государственной политики и в конечном итоге деморализовали саму опричнину.

Состав опричнины постепенно пополнялся земцами, многие из которых испытали погромы на себе. Теперь опале начали подвергаться те, кто создал опричнину - царь велел расследовать преступления и наказывал опричных, чтобы вернуть доверие земщины. Но новые сподвижники Ивана старательно культивировали его подозрительность.

В 1571г крымский хан Давлет-Гирей напал на Москву, учинил погром и сжег

столицу. Опричное войско не смогло защитить город, чем сильно оскандалилось пред лицом народа.

После сожжения Москвы правительство начало исподволь готовиться к упразднению опричнины.

Встал вопрос об ОТМЕНЕ ОПРИЧНИНЫ.

После сожжения Москвы в 1571 г. я правительство начало исподволь готовиться к упразднению опричных порядков.  Опричники стали получать общие назначения с земцами и нередко поступали под начальство старших земских воевод. Вскоре же власти приступили к устранению многочисленных перегородок между опричниной и земщиной в сфере административного управления . В начале 1572 г. царь объявил о восстановлении в Новгороде древнего наместнического управления и назначил главным наместником боярина И .Ф .Мстиславского . Опричный боярин П .Д .Пронский , возглавлявший до того администрацию Новгорода, был переведен из опричной половины в земскую в подчинение земцу Мстиславскому. Раздельному управлению Новгорода пришел конец, хотя формально деление Новгородской земли на две половины продолжало существоватьОпричный печатник был переведен на земский Казенный двор и стал помощником земского казначея . Свезенные в Новгород сокровища были уложены в церковных подвалах на Ярославовом дворище , поступив в ведение единого казначейства.

Вопрос о дальнейшем существовании опричных порядков он целиком оставлял на усмотрение наследников. Множество признаков указывало на то, что опричные порядки доживают последние дни. Против обыкновения, власти в начале года не взяли в опричнину новые уезды. Остановилось строительство опричных крепостей . Грозный долго не решался отдать приказ о роспуске опричной гвардии. Известие о разгроме татар под Москвой, по-видимому, положило конец его колебаниям. Царь праздновал победу в течение двух недель. В Новгороде не умолкал колокольный звон. Во всех церквах служили торжественные молебны .
В Новгород царя сопровождали в 1572 г. особо доверенные дворяне из опричников. Они - то и стали жертвами царского гнева. Новое руководство старалось держать в страхе опричную гвардию. С падением опричнины начался пересмотр служилого землевладения в опричных уездах . В наибольшей мере новая земельная перетасовка затронула верхушку опричнины , т . е . тех дворян , которые успели выслужить в опричнине чины и поместья, а также тех " иногородцев ", которых перевели в опричнину из других уездов. Они должны были расстаться с землями, конфискованными ранее у земских дворян. Так была упразднена главная привилегия опричнины: более высокие земельные оклады по сравнению с земскими. Последним достойным завершением опричных деяний явился царский указ 1572 г. о запрещении употреблять самое название опричнины. Нарушителям указа грозило строгое наказание: " виновного обнажали по пояс и били кнутом на торгу ". Эта мера , казалось бы , свидетельствовала о полном искоренении опричных порядков и служила своеобразной оценкой опричнины со стороны Грозного и его " нового руководства "

 Опричный террор


           У опричного корпуса было только две обязанности: охрана царя и истребление изменников. Борьба с возможною изменой велась путем массовых репрессий: казни, переселения, конфискация земли и имущества. Вскоре террор захватил всю страну, его жертвами становились не только лишь отдельные боярские или дворянские семьи, но даже целые города. Жертвами репрессий становились и именитые бояре со всеми близкими к ним людьми, и высшие государственные чиновники, и совсем «маленькие» люди, и крестьяне. Опричнина продолжалась целых 7 лет – до 1572 г. Отмена опричнины была связана с полным экономическим упадком страны – разорением целых районов, с поражениями русской армии в Ливонской войне, с походом крымского хана на Русь.

           История опричнины до сих пор не совсем ясна, существует несколько теорий, пытающихся объяснить смысл и причины политики государственного террора Ивана Грозного. Но последствия опричнины и их влияние на дальнейший ход событий довольно очевидны. Прежде всего, опричнина привела к тяжелому экономическому кризису. Запустели деревни, в новгородских землях до 90% пахотной земли не обрабатывалось. Последствия для государства, основу экономики которого составлял аграрный сектор, были ужасны.


          Последствием опричнины стало и падение боевой мощи русской армии. Обнищание и разорение дворян, из которых формировались вооруженные силы, вызвало кризис армии. Ливонская война была проиграна.

Массовые репрессии во время опричнины имели серьезные демографические последствия. Примерные подсчеты определяют количество погибших в 10 – 15 тыс. человек. Для России с ее низкой плотностью населения эти потери были ужасны. Количество населенных пунктов резко сократилась, трудоспособное население уменьшилось.
          Еще одним последствием опричнины стало резкое усиление неограниченной власти царя. Проблема соотношения власти (государства) и общества была решена в пользу первой.

          Опричнина привела к окончательному установлению в России деспотического режима. Даже феодальная элита не имела никакой защиты от произвола Ивана Грозного, русские дворяне (права которых до опричнины были значительно ограничены) стали «холопами самодержавия».

Вывод

Вводя опричнину, Иван стремился к укреплению своей самодержавной сласти. Объективно опричнина способствовала централизации страны, т.к. уничтожала остатки феодальной раздробленности. Однако цели и средства несоизмеримы.

Последствия опричнины для России были трагичными:

1.      Становление деспотического характера самодержавия, превращение в

холопов и феодалов, и крестьян;

2.      Подрывание экономики страны – земли были разорены, крестьяне бежали из вотчин и поместий; введены были «заповедные годы», фактически вводившие крепостное право;

3.      Опричная политика привела к ухудшению положения России в Ливонской войне.

     

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ хочу сказать

Вопреки распространённому мнению, опричнинная политика не была чем-то единым на протяжении её функционирования и никогда не отличалась последовательностью. При своём учреждении в 1565 году опричнина имела ярко выраженную антикняжескую направленность. В 1566-1572 году опричные репрессии всей тяжестью обрушились на старомосковское дворянство и духовенство, т. е социальные слои, которые издавна служили наиболее прочной опорой монархии. Созданная в результате своеобразного верхушечного переворота опричнина избавила Грозного от традиционной опеки аристократической боярской думы. Под давлением обстоятельств  царь получил неограниченную право подвергать опале своих подданных, проводить земельные конфискации без согласия Думы."Государева светлость "- опричнина имела свою территорию, финансы, правительство, армию.  Выселение знати из опричных уездов и конфискация их вотчин позволили историкам усмотреть в опричнине крупную государственную реформу. Но проблема территориальных рамок в действительности не может служить ключом к решению проблемы опричнины в целом. Открытие новых источников, архивных документов позволит предложить иное решение этой проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 10 классе "Опричнина: благо или зло?"

Ученикам 10 класса предложено ответить на проблемный вопрос, используя дополнительную литературу  - взгляды историков и современных авторов, выдвинувших гипотезы о внешней и внутренней политике И...

Опричнина

Данная разработка урока поможет развивать у учащихся умения анализировать историческую информацию,выявлять причинно - следственные связи. Через решение проблем учащиеся подходят к сущности Опричнины И...

Дваварианта выбора централизации России: реформы Избранной рады и опричнина.

Главный проблемный вопрос урока-проекта. Каковы причины выбора политики опричнины как варианта централизации России?. В последнее время, многие современные историки, например, Владимир Борисович...

Презентация по теме "Опричнина".

В презентации "Опричнина Ивана Грозного" дано понятие Опричнины, её цели, причины, развитие, итоги и оценки. Презентация поможет при подготовке к урокам истории России  в 6  -  10 класс...

Презентация "Опричнина Ивана Грозного"

Материал к уроку истории 7 класс....

Разработка урока "Правление Ивана Грозного. Реформы 50-хгг. Опричнина."

эта разработка урока поможет учителю подготовиться к уроку по теме Иван Грозный...

Урок по теме "Опричнина"

Разработка урока и презентация к нему. Можно использовать в 6 и 10 классах...