Презентация "Опричнина Ивана Грозного"
презентация к уроку по истории (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Периоды правления Ивана Ι V : 1)Реформы Избранной рады.(40-50 гг.16в.) 2)Опричнина (1565-1572).
План: 1)Понятия «опричнина и опричники». 2)Причины опричнины. 3)Задачи опричнины. 4)Хроника опричнины. 5)Система государственного управления в период опричнины. 6)Итоги и последствия опричнины. 7)Конец династии Калиты .
Понятие «опричнина». Опричнина – «кроме». 1)Опричнина – наследственное земельное владение женщин из великокняжеской семьи. 2) Опричнина – наследственное земельное владение Ивана Ι V Грозного. 3) Опричнина – политика Ивана Ι V в 1565-1572 гг , сопровождаемая террором.
Опри́чник — человек, состоящий в рядах опричного войска, то есть гвардии, созданной Иваном Грозным в рамках его политической реформы в 1565 году. Опричник более поздний термин. Во времена Ивана Грозного опричников называли «государевыми людьми».
Накануне опричнины. Уже в ходе первого этапа Ливонской войны царь упрекал своих воевод в недостаточно решительных действиях. Он обнаружил, что «бояре не признают его авторитет в военных вопросах». В 1563 году царю изменяет князь Курбский, который выдаёт разведчиков царя в Ливонии и участвует в наступательных действиях поляков и литовцев . Измена Курбского укрепляет Ивана Васильевича в мысли, что против него существует боярский заговор, бояре не только желают прекращения войны, но и замышляют убить его и посадить на трон князя Владимира Андреевича Старицкого, двоюродного брата Ивана Грозного. И что митрополит и Боярская Дума заступаются за опальных и препятствуют ему, русскому самодержцу, карать изменников, поэтому требуются чрезвычайные меры.
Переписка Грозного с Курбским. Курбский: «Царь должен искать доброго и полезного совета не только у советников, но и у всенародных человек , поскольку дар дух даётся не по богатству внешнему, но и по правности душевной». Грозный: «Писание твоё принято и прочитано… Змеиный яд у тебя под языком, и поэтому хотя письмо твоё и наполнено мёдом и сотами, но на вкус оно горше полыни… В слепоте твоей злобы ты не способен видеть истину… Это ли не противно разуму- не хотеть быть под властью своих рабов?
Причина: Стремление Ивана Ι V к неограниченной личной власти. Задачи: 1)Установление неограниченной власти царя. 2)Борьба с независимостью аристократии. 3)Ликвидация остатков раздробленности.
Хроника опричнины: Декабрь 1564-февраль1565- отъезд Ивана в Александровскую слободу. «3 декабря 1564 удивил и устрашил до крайности москвичей… Из ворот Кремля в это морозное утро выползал бесконечный поезд из карет, возков саней – царь с царицей Марией Темрюковной … покидали свою резиденцию.
Раздел страны на «опричнину» и «земщину». Казни бояр в Москве. 1566 -1568 – массовые репрессии. Казнено 500 человек. Митрополит Филипп осуждает опричнину и покидает митрополичью кафедру.
Филипп выступил с обличением «кромешников» в Успенском монастыре. - До каких пор будешь ты проливать без вины кровь верных людей христиан? Подумай о том, что хотя Бог поднял тебя в мире, и он взыщет с тебя за невинную кровь, пролитую твоими руками.
Хроника опричнины: 1569 -1570 –Волна казней. Расправа над В. Старицким. 1570 - поход на Новгород. 1570 – казнь И. Висковатого . 1571 –нападение Девлет – Гирея . 1572 – новый поход Девлет – Гирея . 1572 – объединение опричнины и земщины. 30 июля 1572- битва при селе Молодь (командовал войском Воротынский). 1575 -1576 – правление Симеона Бекбулатовича . 1576 – возвращение Ивана Ι V на престол.
5)Система государственного управления в период опричнины. Опричнина Земщина Территория : поморские уезды, земли Строгановых на Урале, ряд слобод в Москве. Столица: Александровская слобода. Территория : земли, не вошедшие в опричнину. Столица: Москва. Иван Ι V Опричная Дума. Опричные приказы Опричная казна. Опричное войско. Глава правительства – И. Висковтый . Земская боярская дума. Земские приказы. Земская казна. Земское войско.
Итоги и последствия. Подорвана сословная монархия Из 48 членов Боярской Думы 19 были казнены. Разрушена экономика страны. Разорено – 48% дворов. Сокращение пашенных земель. Новгород теряет своё торговое значение. Бегство населения в Сибирь. 1581 – введение «заповедных лет». 1581-1592-перепись податного населения. Нарушена систем комплектования дворянского ополчения. 9 000 дворян выселены из подмосковных дворов для расселения опричников
Сокращение населения. По Синодику уничтожено 22000 человек. Бегство населения из городов. На города распространяются крепостные порядки. Уничтожение бояр- собственников. Распространение дворянского землевладения. Установлены отношения подданства. Становление деспотического государства. Завершён процесс централизации. Ликвидированы уделы.
Историки об опричнине: Вся мрачная, затхлая атмосфер средневековья был проникнут культом насилия, пренебрежением к достоинству и жизни человека, всевозможными суевериями. Царь Иван Васильевич не был чем – то исключительным в длинной веренице средневековых правителей – тиранов. (1572 – Варфоломеевская ночь –вырезано 30000 человек). Массовый террор, осуществляемый в русском государстве в 1567 – 1570 гг., создал обстановку, превратившую всеобщий страх и подозрительность в важнейший элемент общественной жизни. В конце концов жертвой страха стал и сам Иван Грозный. Н протяжении всей опричнины он жил затворником в Слободе и никуда не выезжал иначе как под охраной. (Скрынников Р.Г.Царство террора).
7)Конец династии Калиты . Сыновья Ивана Грозного Фёдор (1584-1598) Дмитрий погиб в Угличе в 1591 И ван убит отцом в 1581.
Тест: 1)Курбский , Адашев, Сильвестр были: 1)Членами Избранной рады. 2)Членами семибоярщины 3)Представителями боярской аристократии. 4)Представителями служивого сословия . 2)Созыв Земских соборов начал: 1)Иван 4. 2)Иван 3 3)Михаил Романов 4)Борис Годунов.
3)С созданием в 16 веке Земских соборов Россия стала: 1)сословно – представительной монархией 2)конституционной монархией. 3)вечевой республикой 4)абсолютной монархией. 4)Приказами называли: 1)органы центрального управления 2)рассылаемые царём указы. 3)решения Земского собора. 4)распоряжения Боярской Думы.
5)Избранная рада –это: 1)члены Боярской думы. 2)руководители отрядов опричников. 3)совещательный орган при Иване Грозном 4)приближённое к Ивану Грозному духовенство. 6) Опричнин способствовала: 1)Укреплению военных сил государства. 2)Завершению объединения русских земель. 3)Укреплению личной власти царя. 4)Усилению роли Земских соборов. 7)Территория России, не включённая Грозным в опричнину называлась: 1)земщина, 2)посад, 3)слобода, 4) царский двор
8)Обвинял Грозного в тирании, стремился добиться права бояр «соучаствовать» в управлении государством: 1)Курбский 2) Макарий 3) Висковтый 4)Адашев 9) «Указ о заповедных летах» означал: 1)окончательное оформление крепостничества 2)установление единого для всей страны срока переход крестьян. 3)предоставление крестьянам свободного перехода. 4)запрещение перехода крестьян от одного землевладельца к другому в Юрьев день.
10)Ливонская война закончилась в: 1)1583 2)1552 3)1585 4)1598 11)Итогом внешней политики Грозного было: 1)освоение Дальнего Востока 2)присоединение средней Азии 3)завоевания Поволжья и западной Сибири. 4)завоевания выхода к Чёрному морю. 12)Покровский собор был построен в Москве в память: 1)победы на Куликовом поле. 2)венчания Грозного на царство 3)взятие Казани. 4)Невской битвы.
13)После смерти Василия 3 на престоле оказался Иван 4. Это произошло: 1)1530, 2)1533, 3)1538, 4)1540. 14) Частично сдерживал(а) гнев Грозного: 1)Елена Глинская, 2)Курбский, 3) Макарий , 4) Сильвестр 15) Что из названного было причиной Ливонской войны: 1)стремление Росси выйти к Балтийскому морю 2) стремление Росси выйти к Чёрному морю. 3)стремление Речи Посполитой посадить на престол королевича Владислава. 4)стремлением Ливонского орден овладеть Московским княжеством.
Задания: 1)Назовите не менее 3 положений, раскрывающих содержание опричной политики Ивана Грозного. 2)Сравните реформы Избранной рады и опричнины. Укажите 2 общие черты, 3 отличия. 3)Объясните точки зрения: Главной целью опричнины был борьба Ивана Грозного с боярством – противником централизации государства. Опричная политика был направлен на подавление всякой оппозиции.
4)Как вы думаете почему главный удар опричники наносили по Твери и Новгороду? 5)Почему первый удар пришёлся на родовую знать? 6)Сравните эпоху Иван 3 и Ивана 4.Объясните, что их объединяет и чем они отличаются. 7)Дайте характеристику личности Ивана 4 . 8) После смерти Е.Глинской началась борьба боярских группировок за власть. Почему в России установилось «боярское правление. Назовите не менее 2 причин. К каким последствиям это привело. Укажите не менее 3 последствий.
Литература: 1)Алексеев С.И. История России в схемах и таблицах. М., 2011. 2) Гевуркова . Тематический контроль по истории. М.,2002.
Ссылки Иван IV Грозный Великий князь "Всея Руси" (с 1533 год http://mailchern.narod.ru/news… File: Неврев Н.В. Опричники. JPG Опричнина Ивана IV. http://www.russlawa.info/post/… Опричнина . http://pagehistory.ru/glava-6-… Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Внешняя политика Ивана Грозного"
Презентация к уроку "Внешняя политика Ивана Грозного"предназначена для использования при изучениии Отечественной истории в 6 классе.Данная презентация является информационной поддержкой учи...
Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного
Порезентация к урокуц историии для 6 и 10 класса, содержит задания....
Правление Ивана Грозного(внутренняя политика)
Показать завершающую стадию образования русского государства; охарактеризовать государство доставшееся Ивану Грозному; сформировать представление о первом этапе его царствования и о реформах Изб...
Образ Ивана Грозного в литературе и живописи. Урок внеклассного чтения в 7 классе
Урок предполагает использование целого ряда художественных произведений: М.Ю. Лермонтов "Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», Н.М. Каразин "История госуда...
Россия в эпоху Ивана Грозного.
Презентация к уроку....
Урок истории России в 6 классе по теме "Правление Ивана Грозного"
Урок-обобщение по теме "Правление Ивана Грозного " позволяет систематизировать знания учащихся и подготовить их к восприятию дальнейшего материала....
План-конспект урока по теме: "Образ Ивана Грозного в первой части поэмы М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"
В плене-конспекте интересны методический подход к изучению исторической личности, формы работы с учащимися, способствующие формированию читательской компетентности учащихся....