Урок в 10 классе "Опричнина: благо или зло?"
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме

Вагу Мария Викторовна

Ученикам 10 класса предложено ответить на проблемный вопрос, используя дополнительную литературу  - взгляды историков и современных авторов, выдвинувших гипотезы о внешней и внутренней политике Ивана Грозного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oprichnina._konspekt.docx15.81 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель истории

 школы № 334 Санкт-Петербурга

 Вагу Мария Викторовна

Урок в 10 классе «Опричнина : благо или зло?»

Класс делится на три группы с учётом интересов:

  1. Оппоненты ( А.Адашев, Сильвестр, А.Курбский, митрополит Филипп, В.Старицкий, дьяк Висковатый, боярин Фёдоров, А.Шуйский).
  2. Защитники ( Елена Глинская, Малюта Скуратов, митрополит Макарий, Анастасия Романова, В.Грязной).
  3. Эксперты ( А.Л.Юрганов, И.И.Костомаров, Н.М.Карамзин, В.Б.Кобрин, Р.Г.Скрынников, Э.С.Радзинский, А.Т.Фоменко и Г.В.Носовский).

Дополнительная литература

Учащимся предложена не только литература классических историков,  детально изучавших времена Ивана Грозного, но и авторов современных гипотез для того, чтобы учащиеся имели более полное представление о литературе, посвященной 16 веку и различным оценкам личности русского царя и его внутренней и внешней политики.

  1. Кобрин В.Б. «Иван Грозный», М., 1989
  2. Костомаров Н.И. «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей», М., 1991
  3. Радзинский Э.С. «Кровь и призраки Русской смуты», М., 2000
  4. Скрынников Р.Г. «Царство террора», СПб., 1992
  5. Фоменко А.Т., Носовский Г.В. «Русь и Рим. Правильно ли мы понимаем историю?», М., 2001

Вопросы для обсуждения

  1. В какие периоды российской истории тема Ивана Грозного была актуальной?
  2. Имеем ли мы право считать царствование Ивана Грозного эпохой?»
  3. Что бы Вы ответили собеседнику, оценивающему Ивана Грозного как прогрессивного деятеля, сделавшего много полезного для России?
  4. Как бы вы ответили человеку, считающему, что Иван Грозный безнравственный и жестокой человек, сделавший много зла?
  5. Как Вы относитесь к теории «двух Иванов»?
  6. Какая из оценок опричнины Вам кажется наиболее верной?

В конце урока учащиеся отвечают на главный проблемный вопрос урока : опричнина – это благо или зло?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-размышление по рассказу В.Г. Распутина «Век живи – век люби». «Твори добро другим во благо» (9 класс)

Урок усвоения нового материала.Урок нацелен на воспитание толерантности, уважение к окружающим и самоуважение, атмосферы свободного выбора и доверительности.Формированию последовательного, логического...

презентация к уроку внеклассного чтения "Благие намерения"(литература, 8 класс)

Презентация  создана в программе Microsoft Power Point. Слайды, выведенные на большой экран – прекрасный наглядный материал, который не только оживляет урок, но и дает представление о д...

Урок литературы в 8 классе по теме «Формирование характера Петра Гринева под влиянием «благих потрясений»

Обобщение, систематизация знаний учащихся, касающихся образа Петра Гринёва (проследить историю взросления главного героя), развитие устной речи учащихся, воспитание нравственных и моральных качеств на...

Урок-размышление по рассказу В.Г. Распутина «Век живи – век люби». «Твори добро другим во благо» (9 класс)

Урок по рассказу В.Г. Распутина «Век живи – век люби». «Твори добро другим во благо» (9 класс)ЦЕЛЬ УРОКА: формирование интереса к слову литературного произведения; расширения круга чтения девятиклассн...

презентация к интегрированному уроку "Изобретения человечества: благо или..."

презентация к интегрированному уроку "Изобретения человечества: благо или..."...

Методическая разработка урока "Октябрьская революция - благо для России" (педтехнология - политические дебаты)

Время требует от учителя  быть предельно объективным, даже если внутренне он стоит на определённой позиции: либералов или большевиков, белых или красных. Считаю, что задача современного учителя п...