Урок в 10 классе "Опричнина: благо или зло?"
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме
Ученикам 10 класса предложено ответить на проблемный вопрос, используя дополнительную литературу - взгляды историков и современных авторов, выдвинувших гипотезы о внешней и внутренней политике Ивана Грозного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oprichnina._konspekt.docx | 15.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель истории
школы № 334 Санкт-Петербурга
Вагу Мария Викторовна
Урок в 10 классе «Опричнина : благо или зло?»
Класс делится на три группы с учётом интересов:
- Оппоненты ( А.Адашев, Сильвестр, А.Курбский, митрополит Филипп, В.Старицкий, дьяк Висковатый, боярин Фёдоров, А.Шуйский).
- Защитники ( Елена Глинская, Малюта Скуратов, митрополит Макарий, Анастасия Романова, В.Грязной).
- Эксперты ( А.Л.Юрганов, И.И.Костомаров, Н.М.Карамзин, В.Б.Кобрин, Р.Г.Скрынников, Э.С.Радзинский, А.Т.Фоменко и Г.В.Носовский).
Дополнительная литература
Учащимся предложена не только литература классических историков, детально изучавших времена Ивана Грозного, но и авторов современных гипотез для того, чтобы учащиеся имели более полное представление о литературе, посвященной 16 веку и различным оценкам личности русского царя и его внутренней и внешней политики.
- Кобрин В.Б. «Иван Грозный», М., 1989
- Костомаров Н.И. «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей», М., 1991
- Радзинский Э.С. «Кровь и призраки Русской смуты», М., 2000
- Скрынников Р.Г. «Царство террора», СПб., 1992
- Фоменко А.Т., Носовский Г.В. «Русь и Рим. Правильно ли мы понимаем историю?», М., 2001
Вопросы для обсуждения
- В какие периоды российской истории тема Ивана Грозного была актуальной?
- Имеем ли мы право считать царствование Ивана Грозного эпохой?»
- Что бы Вы ответили собеседнику, оценивающему Ивана Грозного как прогрессивного деятеля, сделавшего много полезного для России?
- Как бы вы ответили человеку, считающему, что Иван Грозный безнравственный и жестокой человек, сделавший много зла?
- Как Вы относитесь к теории «двух Иванов»?
- Какая из оценок опричнины Вам кажется наиболее верной?
В конце урока учащиеся отвечают на главный проблемный вопрос урока : опричнина – это благо или зло?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-размышление по рассказу В.Г. Распутина «Век живи – век люби». «Твори добро другим во благо» (9 класс)
Урок усвоения нового материала.Урок нацелен на воспитание толерантности, уважение к окружающим и самоуважение, атмосферы свободного выбора и доверительности.Формированию последовательного, логического...
презентация к уроку внеклассного чтения "Благие намерения"(литература, 8 класс)
Презентация создана в программе Microsoft Power Point. Слайды, выведенные на большой экран – прекрасный наглядный материал, который не только оживляет урок, но и дает представление о д...
Урок литературы в 8 классе по теме «Формирование характера Петра Гринева под влиянием «благих потрясений»
Обобщение, систематизация знаний учащихся, касающихся образа Петра Гринёва (проследить историю взросления главного героя), развитие устной речи учащихся, воспитание нравственных и моральных качеств на...
Урок-размышление по рассказу В.Г. Распутина «Век живи – век люби». «Твори добро другим во благо» (9 класс)
Урок по рассказу В.Г. Распутина «Век живи – век люби». «Твори добро другим во благо» (9 класс)ЦЕЛЬ УРОКА: формирование интереса к слову литературного произведения; расширения круга чтения девятиклассн...
Конспект урока по развитию речи для 7 класса Сочинение–рассуждение на тему: «Высшее благо для собаки–служить человеку»
Верил Бим в доброту человека.Великое благо- верить. И любить.Г.Троепольский...
презентация к интегрированному уроку "Изобретения человечества: благо или..."
презентация к интегрированному уроку "Изобретения человечества: благо или..."...
Методическая разработка урока "Октябрьская революция - благо для России" (педтехнология - политические дебаты)
Время требует от учителя быть предельно объективным, даже если внутренне он стоит на определённой позиции: либералов или большевиков, белых или красных. Считаю, что задача современного учителя п...