Опричнина
методическая разработка по истории (10 класс) по теме
Данная разработка урока поможет развивать у учащихся умения анализировать историческую информацию,выявлять причинно - следственные связи. Через решение проблем учащиеся подходят к сущности Опричнины Ивана Грозного, её причинам, развитию и последствиям. Данную разработку можно использовать на уроке истории в 6, 10 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_istorii_v_10_klasse.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Тополинская СОШ» Татьяна Викторовна Калашникова
Тема: ОПРИЧНИНА.
Цели и задачи:
- развивающая – развитие у учащихся умения анализировать историческую информацию, выявлять причинно – следственные связи;
- образовательная - через решение проблемы подвести учащихся к сущности опричнины Ивана Грозного, её причинах, развитии и последствиях;
- воспитательная – формирование ценностных суждений.
Оборудование:
- Раздаточный материал ( проблемные вопросы и источники по теме «Опричнина Ивана Грозного»);
- компьютер (эпизодически);
- CD – ROM « Энциклопедия истории России, 862 – 1917 гг»;
- CD – ROM « История Отечества, 882 – 1917 гг.».
- Магнитофон, музыка «Русская музыка XVI в.».
Ход урока.
- Организационный этап.
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. Организация внимания.
- Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
( звучит музыкальный фрагмент из «Песнопения» композитора XVI в. Фёдора Крестьянина. – 2 мин.)
Вопросы учащимся:
- Почему в начале урока прозвучала такая печальная музыка?
- Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения?
( Эта музыка характеризует время правления Ивана Грозного.)
Учитель:
За что Ивана IV назвали Грозным?
( Он правил жестоко, грозно.)
Учитель:
Давайте посмотрим видеофрагмент.
(CD – ROM « Энциклопедия истории России, 862 – 1917 гг»; фрагмент Иван Грозный.
Учитель:
В правлении Ивана Грозного есть положительные и отрицательные стороны. Предлагаю вам самостоятельно назвать сегодняшнюю тему урока. Для этого вам надо прочитать вопросы, которые лежат перед вами.
( раздаточный материал – проблемные вопросы).
( один ученик зачитывает вопросы вслух).
Учитель:
Какую тему мы сегодня будем рассматривать?
( Опричнина Ивана IV)
Учитель:
Что нам надо выяснить, чтобы ответить на эти вопросы?
( учащиеся высказывают своё мнение, обобщение ответов, на доске – план изучения темы).
ПЛАН:
- Причины и цели опричнины.
- Развитие опричнины.
- Итоги опричнины.
Учитель:
В течение урока вы делаете записи на листе (разделите лист на две части; в первой – факты, аргументы для ответа на первый вопрос; во второй – факты, аргументы для ответа на второй вопрос).
Что означает слово «опричнина»?
( название слова произошло от слова «оприч» (кроме), означавшего удел, выделяемый вдовам – княгиням.)
Словарная работа:
Опричнина – особый порядок управления страной при Иване IV.
А каковы причины и цели опричнины?
1. Причины и цели опричнины.
( работа с раздаточным материалом – документ №1.)
(учащиеся называют цели опричнины, учитель обобщает их ответы)
Вывод:
Цели опричнины:
- Стремление царя к единовластию.
- Сосредоточение главных сил на продолжении начатой в 1558 году Ливонской войны.
Учитель:
Исходя из целей опричнины, выясните её причины.
( учитель обобщает ответы детей.)
Вывод:
Причины опричнины:
- Противоборство царя с его окружением, вызванное становлением самодержавия, оттеснением от власти княжеско – боярской знати.
- Неудовлетворённость царя результатом проводимой внешней политики (ходом Ливонской войны).
2.Развитие опричнины.
Учитель:
С какими событиями связано начало опричнины?
( просмотр видеосюжета CD – ROM « Энциклопедия истории России, 862 – 1917 гг»; фрагмент- Начало опричнины, 1564 год.
Работа с раздаточным материалом – документом №2).
Учитель:
Как изменилась организация государственного управления в годы опричнины?
( вся территория России была разделена на две части: опричнину и земщину. Разделяя земли, царь хотел изобразить себя изгнанником. Фактически в лице опричнины царь создал карательную организацию, наложив руку на важнейшие политические центры страны.)
(Просмотр видеосюжета CD – ROM « История Отечества, 882 – 1917 гг.». фрагменты: Опричнина2. Учреждение – 1565 г.; Опричнина3. Опричный террор и отмена опричнины.)
Словарная работа:
Террор - это насилие вплоть до физического уничтожения по отношению к политическим противникам.
Учитель:
Против кого был направлен террор?
(Против бояр, духовенства, городов. Опричники громили боярские дома, растаскивали имущество, угоняли крестьян.)
- Итоги опричнины.
Учитель:
К чему могла привести такая политика Ивана Грозного?
(Работа с раздаточным материалом – документ №3.)
Учитель:
Каковы на ваш взгляд последствия опричнины?
( Разорена экономика страны - обезлюдение страны, хозяйственный кризис, гибель людей, голод. Опричнина ослабела военную мощь Руси, учреждение опричнины вызвало недовольство населения политикой царя.)
Учитель:
Историки имеют различные точки зрения о сущности опричнины. А какой вы придерживаетесь точки зрения?
Работа с раздаточным материалом «Сущность опричнины»
IV. Этап закрепления новых знаний.
Вопросы:
1.Главным содержанием опричнины стали совершенно бессмысленные убийства. Однако самая страшная и существенная особенность опричнины заключалась в том, что и Иван IV, и его опричники были абсолютно уверены в благости своих чудовищных злодеяний. На чём основывалась их уверенность?
2. Ответьте на вопрос, сформулированный Н.И. Костомаровым: «Царь Иван (Грозный) рубил головы, топил, жёг огнём своих ближайших слуг: народ не роптал. Не заявлял ужаса и неудовольствия при виде множества казней, совершаемых часто всенародно. По этим признакам нельзя ли заключить, что царь Иван делал народу угоднее?»
Ответы на первый вопрос:
- Иван Грозный считал, что неограниченная и неподконтрольная власть получена им от самого Бога.
- Иван IV стремился к самодержавной власти, а террор – необходимое условие самодержавия.
- Царь и опричники считали, что неограниченная самодержавная власть служит благу страны, а многовластие губительно, что цель оправдывает средства.
- Считали, что служить царю следует беспрекословно, т.к. Бог поручил царю подданных в «рабство».
Ответы на второй вопрос:
- Иван Грозный выступал как заступник крестьян.
- Крестьяне не были политическими противниками Ивана Грозного.
- Иван Грозный делал угодное себе, а не народу, для этого использовав противоречие «имущих и неимущих». Царь не шёл против народа, дабы не остаться одному.
V. Этап домашнее задание.
На основе записей составить конспект по теме « Опричнина Ивана Грозного».
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ.
ДОКУМЕНТ 1.
« Я, царь и великий князь, гнев свой положил на богомольцев, на архиепископов и епископов, и на игуменов, и на бояр своих, и на дворецкого, и на конюшего, и на окольничих, и на казначеев, и на детей боярских, и на приказных людей опалу свою положил в том, после отца его блаженные памяти великого государя Василия при его государстве в его государские несовершенные лета, бояре и все приказные люди его государства людям многие убытки делали и казны его государские тащили, с прибытков к его казне государской некоторой не прибавливали, также бояре и воеводы его государские себе разоимели, и другом своим и племени его государские земли раздавали; и держали за собой бояре и воеводы поместья и вотчины великие, и жалования государские кормления емлючи и собрав себе великие богатства, а не хотя радети, и от недругов его от Крымского и от Литовского и от Немец не хотя крестианства обороняти, наипаче же крестианам насилие чинити, и сами от службы учали удаляться, и за православных крестиан кровопролитие против безсермен и против Латын и Немец стояти не похотели. И в чём он, государь, бояр своих и приказных людей, какие и служилых князей и детей боярских похочет которых в их винах понаказати и посмотрити… И царь, и государь, и великий князь от великие жалости сердца, не хотя их многих изменных дел терпети, оставил своё государство и поехал, де воспитие, и деже его, государя, Бог поставил. К гостем же и купцам и по всему православному крестианству града Москвы царь и великий князь прислал грамоту… А в грамоте своей к ним писал, чтобы они себе никакого сумнения не держали, гневу на них и опалы некоторые нет».
«… И множество народа, слышав таковая, что государь гнев свои и опалу на них положил и государство свое оставил… они же молиша со многими слезами, чтобы Афонский митрополит всея Руси с архиепископы и епископы и со священным собором подвиг свои учинили и плачь их и вопль утолил и благочестивого государя и царя на милость умолил, чтобы государь царь и великий князь гнев свой отвратил, милость показал и опалу свою отдал, а государства своего не оставлял, и своими государствами владел и правил яко же гожно ему, государю; а хто будет государские лиходеи, которые изменные дела делали, и в тех ведает Бог да он, государь, и в животе и в казни его государская воля.»
Казны его государские тащили – расхищали государственные средства.
Емлючи –беря.
Весь священный собор –собрание высшего духовенства.
И в животе и в казни его государская воля – т.е царь волен казнить или миловать по своему усмотрению.
ДОКУМЕНТ 2.
Джером Горсей.
Из «Сокращённого рассказа, или Мемориала путешествий».
« И стал Иван так ненавистен и привёл себя в такие отчаянные условия, что задумал устранить беду и изменить своё положение. Чтобы уничтожить последствия всего этого, он жертвовал своей короной и разделил города, должности и подданных на две части: одну часть назвал опричниной, другую – земщиной. При этом он установил нового государя, именуемого Симеоном, сына казанского царя; сам же отказался от царского титула и, уступив Симеону венец и всю связанную с ним власть, короновал его, но без всякого торжества и без согласия бояр;затем приказал своим подданным обращаться к нему со своими делами, просьбами и исками.все грамоты, привилегии, указы и акты были переименованы и вновь обнародованы за подписью и печатью нового царя, во всех судах производились дела его именем, били монету, получали подати, судные пошлины и определённые доходы на содержание его дома, чиновников и слуг. Он становится ответственным за прежние долги, ему же подведомственны стали все дела, касающие управления казною».
Джером Горсей – английский предприниматель, путешественник, прибыв в Москву в 1572 году он не раз встречался с Иваном Грозным для передачи посланий королевы. Покинул Россию после смерти Ивана IV.
Симеон Бекбулатович ( ум. В 1616 г. ) – крещённый казанский царевич, 11 месяцев назывался Великим князем всея Руси, в1575 г. был использован Иваном Грозным в целях своей внутренней политики. В 1576 г. отправлен в Тверь. При правлении Бориса Годунова и Лжедмитрия I находился в опале.
ДОКУМЕНТ 3.
Отрывок из сыскного дела об опричных «Правежах».
1571 г. 21 марта.
« Деревня Кумола лук пуст Маковейка Никитина, - Маковейка умер, дети безвесно сбежали от царевых податей; запустил 78 – го, двора стоят две хоромины. В той же деревне лук пуст Марка Михайлова, - Марка опричнины убили, дети безвесно сбежали, запустил 78 – го; двор сожгли. В той же деревне лук пуст Гретки Микитина, - Гретка умер, дети безвесно сбежали от царевых податей; запустил 78 – го. В той же деревне лук пуст Петерка Ондреева, - Петерко с детьми збежали от царевых податей, запустил 78 – го. В той же деревне лук пуст Якуша Максимова, - Якуша опричнины замучали, дети безвесно сбежали от царевых податей; запустил 78 –го, двора стоят три хоромины. Ивана Демидова, - Иванко умер, детей у него нет; запустил 78 – го; дворишко опричнины сожгли. В той же деревне лук пуст Марка Маковеева, - Марко сбежал от опричнины безвесно; запустил 78 – го; двор стоит.
В деревне в Тивроли лук пуст Кирелки Пахомова, - Кирелка умер, а дети безвесно сбежали от царевых податей, запустили 78 – го, двор стоит. В той же деревне поллука пуст Терешки Фомена, а жилец был Петерко Терентьев, - Петер осеротил и безвесно сбежали от царских податей; запустил с 79 0 го дворишкр распалось. В той же деревне лук пуст Ларюка Миронова, - Ларюка опричные замучали, живот ограбели, двор сожгли, запустил 78 – го. В той же деревне лук пуст Иванька Омельянова, - Иванко умер, дети безвесно сбежали от опричников – опричнина живот пограбели, двор сожгли, запустил 78 – го.»
Лук – крестьянский участок, облажённый налогами.
Запустил 78 – го – двор стал пустым с 7078 г., т.е. с 1570 г.
Живот – здесь: имущество.
ДОКУМЕНТ 4 .
Сущность опричнины.
- Борьба аристократии с нарождающим самодержавцем. (Н. Павлов – Сильванский, С. Платонов.)
- Прогресс в утверждении государственных начал над родовыми.( С. Соловьёв.)
- Террор - необходимое условие самодержавия. (А. Альшиц.)
- Деспотизм и насилие в отношении всех слоёв населения. (С. Веселовский, А. Зимин.)
- Борьба удельного и централизованного порядков. (В. Кобрин.)
- Следствие душевной болезни Ивана IV. (Н.Карамзин.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 10 классе "Опричнина: благо или зло?"
Ученикам 10 класса предложено ответить на проблемный вопрос, используя дополнительную литературу - взгляды историков и современных авторов, выдвинувших гипотезы о внешней и внутренней политике И...
Дваварианта выбора централизации России: реформы Избранной рады и опричнина.
Главный проблемный вопрос урока-проекта. Каковы причины выбора политики опричнины как варианта централизации России?. В последнее время, многие современные историки, например, Владимир Борисович...
Презентация по теме "Опричнина".
В презентации "Опричнина Ивана Грозного" дано понятие Опричнины, её цели, причины, развитие, итоги и оценки. Презентация поможет при подготовке к урокам истории России в 6 - 10 класс...
Презентация "Опричнина Ивана Грозного"
Материал к уроку истории 7 класс....
Разработка урока "Правление Ивана Грозного. Реформы 50-хгг. Опричнина."
эта разработка урока поможет учителю подготовиться к уроку по теме Иван Грозный...
Урок по теме "Опричнина"
Разработка урока и презентация к нему. Можно использовать в 6 и 10 классах...
Эссе на тему: Иван IV Грозный. Политика опричнины.
Эта тема актуальна. Она является историческим уроком, назиданием последующим поколениям о влиянии на судьбу народа и государства противоречивой, деспотичной личности,стоящей на вершине диктатуры....