Рабочая программа по истории Средних веков в 6 классах (Включая календарно-тематическое планирование)
календарно-тематическое планирование по истории (6 класс) на тему

Демчук Данил Владимирович

Рабочая программа по всеобщей истории для 6 класса разработана на основе Примерной программы Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской общеобразовательной программы Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского под редакцией д-ра ист. наук А. А. Сванидзе. Программа рассчитана на 26 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_istorii_srednih_vekov._6_klass.docx52.34 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №477

УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА

ПУШКИНСКОГО РАЙОНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

РАССМОТРЕНА:

на заседании ШМО

Протокол  № __  от «__» _______201     г.

Руководитель __________ /______________/

РЕКОМЕНДОВАНА
К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ:

Педагогическим советом

Протокол №        от «      »                     201     г.

УТВЕРЖДАЮ:

приказ №____от ______201    г.

Директор __________/В.М. Кобзев/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ в 6 А, Б классах

с 01 сентября 2015 года по 25 мая 2016 года

Рабочая программа по всеобщей истории для 6 класса разработана на основе Примерной программы Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской общеобразовательной программы Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского под редакцией д-ра ист. наук А. А. Сванидзе.

Разработчик программы: Демчук Данил Владимирович, учитель истории и обществознания, без категории

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МОиН РФ 2004 г., Программы основного общего образования по истории // Сборник нормативных документов. История / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007; и авторской программы: Агибалов, Е.В., История Средних веков / Е.В. Агибалов, Г.М. Донской. – М.: Просвещ., 2008.

Рабочая программа разработана на основе:

  1. Государственный образовательный стандарт общего образования (федеральный компонент).// Сборник нормативных документов. История./ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. С. 3-11.
  2. Государственный образовательный стандарт общего образования (компонент образовательного учреждения).
  3. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3226-1 с изменениями и дополнениями.
  4. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «История» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
  5. Примерная (типовая) образовательная программа по истории, рекомендованные к использованию Министерством образования и науки РФ. // Сборник нормативных документов. История./ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.
  6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе.

Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс отражает роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяет внимание феноменам истории которые вошли в современную цивилизацию.

     Задачи курса – показать самобытные черты Средневековья, его особенности, с целью понимания его учащимися и уважительного отношения к традициям своим и чужим.

     Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам Средневековья,  и  особенностям развития каждого региона, а также проследит динамику исторического развития и выделить в рамках Средневековья его основные этапы. Курс включает историю Европы и Азии, при этом основное внимание уделяется Европе, при возможности акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.

      Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственного стандарта, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования. При разработке программы учтены особенности линейной системы обучения.

Общая характеристика учебного предмета

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:

1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.

2.Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

3.Историческое движение:

  • эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;
  • формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.,
  • образование и развитие государств, их исторические формы и типы;
  • история познания человеком окружающего мира и себя в мире;
  • развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.

Главная (сквозная) содержательная  линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.

Содержание учебного предмета «История» для 5-9 классов изложено  в виде двух курсов «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».

Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.

В курсе «Всеобщая история»  рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.

Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного в 5-9 классах. В 6 классе - 34 учебных недели (68 часов).

Учебно-методические материалы по курсу.

 I .Учебники, учебные пособия для учащихся:

1.     Агибалова Е.В., Донской Г.М. «История средних веков», М., «Просвещение»;

2.     Крючкова Е.А. Рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского «История средних веков», М., «Просвещение».

Цели курса:

  1. сформировать у учащихся целостное представление об истории средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
  2. осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
  3. охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и различия;
  4. показать возникновение и  развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, номы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий – христианства и ислама;
  5. сформировать умения:

          -  связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;

          -  анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических событий и явлений;

          - сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходства и различия.

Задачи курса – создать учащимся возможности для:

· воспитания патриотизма, уважения к истории и традициям разных стран и народов, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

· освоения знаний о важнейших событиях, процессах всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности (т.е. формирование общеучебных ЗУНов, определяемых Обязательным минимумом исторического образования и ГОСТом);

· овладения элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации (т.е. формирование новых и закрепление ранее приобретенных ЗУНов, в том числе самостоятельного исторического синтеза и анализа (текстов и др. документов, причинно-следственных связей, целей и результатов, конкретных исторических ситуаций и пр.); обобщения, сопоставления различных фактов, явлений, оценок, суждений, гипотез и пр. (в том числе и с учетом элементов историографии); использования различных источников информации, включая  INTERNET);

· формирования ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

· применения знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Содержание курса «История средних веков», 6 класс (26 ч.)

Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.

Западная и Центральная Европа в V–XIII вв.

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.

Византия и арабский мир. Крестовые походы.

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.

Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Средневековое европейское общество.

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.

Государства Европы в XIV–XV вв.

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV–XV вв.

Кризис европейского сословного общества в XIV–XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.  Табориты и умеренные. Ян Жижка. Польша в XIV – XV вв. Борьба с агрессией Тевтонского ордена. Династическая уния Польши и Литвы. Грюнвальд.

Культурное наследие Средневековья.

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

Страны Азии в эпоху средневековья (V–XV вв.)

Завоевания сельджуков и османов. Османская империя. Османские завоевания на Балканах. Падение Византии.

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.

Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).      

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 6-го  класса по истории средних веков:

1.Хронологические знания и умения:

 1.1 знать и  называть хронологические рамки истории средневековья;

 1.2 знать и называть этапы  и даты основных событий Средневековья;

 1.3 оперировать историческими датами, выявлять синхронность и

       диахронность событий и явлений

2. Знание фактов, характеристика, описание (реконструкция):

 2.1 излагать основные события политической истории Средневековья; характеризовать политических и государственных деятелей, деятелей культуры;

 2.2 называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий Средневековья;

 2.3. излагать основные факты и события внешней политики государств Европы и Востока в средние века; характеризовать отношения народов  (торговые и культурные связи);

 2.4. уяснить характер этнических процессов средневековья;

 2.5. проследить эволюцию хозяйственной деятельности человека в средневековом  обществе, представлять сущность и своеобразие поземельных отношений в средневековых обществах; показывать роль городов в политической, религиозной, хозяйственной и культурной жизни средневекового общества;

 2.6. представлять социальную структуру европейского и восточного средневековых обществ; ее изменение от раннего средневековья к началу нового времени; знать характерные черты  различных групп населения (феодальная знать, крестьяне, горожане, духовенство), описывать образ их жизни и быт; наиболее значительные социальные движения и выступления, крестьянские и городские восстания в Западной Европе и на Востоке;

 2.7.знать и описывать историю становления и развития крупнейших государств в Европе и других регионах, рассказывать о становлении ранней государственности, политической раздробленности, образовании централизованных государств в Европе;

 2.8  представлять формы политической власти в средневековых государствах, динамику развития абсолютизма;

 2.9. иметь представление и характеризовать религиозные верования народов мира, место церкви в средневековом обществе; влияние католицизма, православия, восточных религий на культурную и духовную жизнь людей в эпоху средневековья

 2.10.  знать и называть основные достижения культуры народов эпохи Средневековья; характеризовать и оценивать выдающиеся памятники культуры и их творцов;

 3. Работа с исторической картой и другими источниками:

 3.1. читать историческую карту, определять местоположение историко – географических объектов (показывать на исторической карте территории, границы государств, города, места сражений, направления миграции народов Европы и Азии и др.); сопровождать показ словесным описанием.

 3.2. уметь в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации

 3.3. учиться проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках; высказывать суждение о назначении, ценности источника;

 3.4. сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4.     Анализ, сравнение, оценки:

 4.1.выявлять общее и особенное в историческом развитии различных

регионов мира в эпоху средневековья, значение средневековых цивилизаций для последующей истории человечества;

 4.2. выявлять общее и особенное в жизни различных групп населения (феодальная знать, крестьяне, горожане, духовенство);

 4.3. выявлять общее и особенное в исторических явлениях, процессах Средневековья (социальные движения – восстания, войны и пр.);

 4.4. давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения; спорить и отстаивать свои взгляды.

Список учебно-методической литературы

I. Дополнительные материалы, хрестоматии, сборники и т.п.:

1.       История Средних веков. 6 класс. Книга для чтения / под ред. В.П. Будановой. М., «Эксмо-Пресс», 1999 г.

2.       Книга для чтения по истории Средних веков / под ред. С.А. Сказкина. Ч. I М., «Просвещение», 1969 г.

3.       Книга для чтения по истории Средних веков: Пособие для учащихся / сост. Н.И. Запорожец; под ред. А.А. Сванидзе М., 1986 г.

4.       Степанова В.Е., Шевеленко А.Я. Хрестоматия. История Средних веков (V-XV вв.). Часть I. М., 1980 г.

5.       Художественно-историческая хрестоматия. Средние века / рецензенты Н.И. Запорожец, И.Я. Лернер, М., «Просвещение», 1965 г.

II. Учебно-методическая литература:

1.     Агафонов С.В. «Схемы по всеобщей истории. 6 класс», М., «Русское слово», 2005 г.

2.     Биберина А.В. «Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории средних веков (V – конец XV в.), 6 класс», М., «Сфера», 2000 г. (в технологических картах данные тесты помечены **);

3.     Донской Г.М. «Задания для самостоятельной работы по истории Средних веков», М., «Просвещение», 1992 г.;

4.     Задания по курсу истории Средних веков. М., ЛКМИ-«Метар», 1992 г.;

5.     Колесниченко Н.Ю. «История средних веков. Поурочные планы по учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского, 6 класс», Волгоград, «Учитель», 2007 г.;

6.     Кулагина Г.А. «Сто игр по истории», М., 1983 г.;

7.    Лебедева И.М. «организация и проведение исторических олимпиад в 6-9 классах». Книга для учителя: из опыта работы. М., 1990 г.;

8.   Петрова Н.Г. «История средних веков. Книга для учителя», учебно-методические материалы, М., «Русское слово», 2002 г.;

9.   Цветкова Г.А. «Дидактические материалы по истории Средних веков. 6 класс», М., «Владос», 2003 г.

III. Дополнительная научно-познавательная литература для школьников.

 1.«Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. История». М., 2000 г.;

2. Ионина Н.А. «100 великих городов мира», М., 2001 г.;

3.«История географических открытий. География». М., «Аванта+», 2000 г.;

4.Огнева О. «Рыцари. Турниры. Оружие.», энциклопедия. М., 2000 г.;

5.«Школьная энциклопедия. История Средних веков». М., 2003 г.;

6.«Энциклопедия для детей. Всемирная история». Т.1, М., «Аванта+», 2000 г.;

7.«Энциклопедия для детей. Искусство». Т.7, М., «Аванта+», 1998 г.;

8.«Энциклопедия для детей. Техника». Т.14, М., «Аванта+», 2003 г.;

9.«Энциклопедия для детей. Всемирная литература». Т.15, М.,  «Аванта+», 2000 г.;

10. «Энциклопедический словарь юного историка. Всеобщая история» / сост. Н.С. Елманова, Е.М. Савичева. М., 1994 г.;


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (26 часов)

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока, форма

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид

контроля

Дом. задание

Дата проведения

план.

факт.

1

Введение. Что такое Средневековье?

1

Вводный. Урок изучения нового

Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. Исторические источники.

Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.

Вопросы

Введение

02.09.15

02.09.15

Раздел I. Раннее средневековье

10

Тема 1. Западная и Центральная Европа в V- XI вв.

6

2

Древние германцы и Римская империя

1

Комбинированный

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне. Занятия германцев. Выделение знати. Падение Западной Римской империи. Гунны.

Работать с контурной картой, выявлять сходства и отличия обществ германцев и римлян.

Задания с кратким ответом

§1

07.09.15

07.09.15

3-4

Королевство франков и христианская церковь

2

Комбинированный

Франки: расселение, занятия, хозяйственное и общественное устройство. Появление государства. Король Хлодвиг. Христианская церковь. Монастыри.

Выявлять отличия власти короля от власти вождя; работать с контурной картой.

Вопросы

§ 2

09.09.15

14.09.15

09.09.15

14.09.15

5

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.

1

Комбинированный

Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Франкская империя и её распад. Междоусобные войны. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница.

Оценивать деятельность исторических личностей (на примере Карла Великого); работать с историческими документами.

Вопросы.

Составление схемы.

§ 3

16.09.15

16.09.15

6

Западная Европа  в IX – XI вв. 

1

Комбинированный

Слабость королевской власти во Франции. Священная Римская империя. Англия в раннее средневековье; англосаксы и норманнское завоевание.

Указывать на контурной карте завоеванные норманнами земли;

Тест. Задания с кратким ответом

§ 4-5

21.09.15

21.09.15

7

Образование славянских государств

1

Комбинированный

Расселение славян. Занятия и образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности – Кирилл и Мефодий. Образование Чехии и Польши.

Сравнивать образ жизни народов (славян и германцев); оценивать деятельность исторических личностей (Кирилла и Мефодия).

Задания с кратким ответом. Таблица.

§ 8

Тема 2. Византийская империя и Ближний Восток в VI – XI вв.

2

8

Византия при Юстиниане

1

Комбинированный

Территория, хозяйство, государственное устройство Византии. Византийские императоры. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана. Культура Византии. Вторжения славян и арабов.

Составлять описание произведений искусства; сравнивать управление государством (Византии и империи Карла Великого).

Вопросы.

§ 6

9

Возникновение ислама и объединение арабов.  Арабский халифат.

1

Комбинированный

Расселение, занятия арабских племен. Мухаммед и рождение ислама. Завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе. Распространение ислама. Культура арабов.

Работать с контурной картой, составлять описание произведений искусства.

Задания с развёрнутым ответом.


 

§ 9

Тема 3. Культура Раннего Средневековья

2

10

Культура Раннего Средневековья

1

Комбинированный

Представления людей о мире. Каролингское Возрождение. Искусство. Литература.

называть существенные черты представлений средневекового человека о мире.

Задания с кратким ответом

§ 5, 7, 10

11

Обобщающий урок по разделу I

«Раннее средневековье»

1

Урок обобщения

Повторить пути установления феодального строя. Обобщить признаки феодального строя в Византии , в в странах Арабского Халифата, в Западной и Центральной Европе.

Сравнивать исторические явления. Знать основные положения изученного курса. Разъяснять смысл высказываний. Уметь анализировать, отвечать на вопросы, выделять главное, использовать ранее   изученный   материал для решения познавательных задач

Контрольная работа

Раздел II. Расцвет Средневековья

14

Тема 4. Средневековое европейское общество

3

12

Крестьяне и феодалы

1

Комбинированный

Замок феодала. Снаряжение рыцаря. Развлечения рыцарей. Правила поведения рыцарей. Феодальное землевладение. Феодальная знать. Жизнь, быт, труд крестьян. Крестьянское хозяйство. Феодальная зависимость и повинности. Крестьянская община.

Использовать иллюстрации при описании снаряжения и замка рыцаря.

Называть существенные черты социального положения людей (на примере феодалов и крестьян).

Задания с кратким ответом

§ 11-12

13-14

Средневековый город в Западной и Центральной Европе

2

Комбинированный

Возникновение городов. Города – центры ремесла, торговли, культуры. Цехи и гильдии.

Городские сословия. Городское управление. Жизнь и быт горожан. Средневековые города – республики

Устанавливать причинно-следственные связи (на примере возникновения городов).

Задания с развёрнутым ответом.

Тест.


 

Тема 5.Католическая церковь в XI-XIII вв.

Крестовые походы. Государства Европы  в XII – XV вв.

8


 

 


 

15

Католическая церковь в XI – XIII вв. Крестовые походы.

1

Комбинированный

Разделение христианства на католицизм и православие. Светские правители церковь. Ереси и преследование еретиков. Крестовые походы феодалов, послед-я. Крестовые походы бедноты. Духовно-рыцарские ордены. Борьба народов Востока против крестоносцев.

Выявлять различия католической и православной церквей. Наносить на контурную карту походы крестоносцев, обозначать государства крестоносцев.

Таблица.

§ 15-16

16

Объединение Франции и Англии

1

Комбинированный

Усиление королевской власти. Сословно-представительная монархия; Генеральные Штаты. Первые успехи объединения. Нормандское завоевание. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей. Парламент. Сословная монархия. Экономическое и социальное развитие страны

Выявлять изменения в положении разных соц. групп (крестьян, государей, римских пап). Сравнивать причины образования централизованного государства во Франции и Англии; делать выводы.

Задания с кратким ответом.

Схема.

§ 17-18

17

Столетняя война 1337 – 1453 гг. Крестьянские восстания

1

Комбинированный

Причины войны и повод к ней. Итоги и последствия Столетней войны.

Наносить на контурную карту ход боевых действий.

Вопросы.

Таблица

§ 19-20

18

Усиление королевской власти во Франции и Англии.

1

Комбинированный

Завершение объединения Франции. Образование централизованного государства. Война Алой и Белой розы в Англии. Генрих VIII.

Давать самостоятельную оценку историческим явлениям.

Таблица, тест.

§ 21

19-20

Государства Южной и Центральной Европы. Реконкиста. Гуситское движение в Чехии

2

Комбинированный

Мусульманская Испания. Реконкиста. Образование Испанского королевства. Введение инквизиции в Испании. Территориальные княжества в Германии. Натиск на Восток. Союзы городов. Городские республики в Италии. Гвельфы и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции.

 Чехия в XIV веке. Ян Гус. Гуситские войны, их значение. Народное войско.

Работать с контурной картой. Сравнивать особенности развития Германии и Италии; давать самостоятельную оценку историческим событиям

оценивать деятельность исторических личностей (Ян Гус).

Задания с кратким ответом.

§ 22-25

21-22

Культура Западной Европы в XI – XV вв.

2

Комбинированный

Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Наука и образование. Появление университетов. Развитие знаний и церковь. Возрождение античного наследия. Новое учение о человеке. Гуманизм. Искусство раннего Возрождения.

Развитие науки и технике. Появление огнестрельного оружия. Развитие мореплавания и кораблестроения. Изобретение книгопечатания.

Составлять описание достижений культуры; работать с дополнительной литературой.

Выявлять новые черты в искусстве; сравнивать идеи гуманистов.

Использовать иллюстрации при рассказе о технических открытиях и изобретениях.

Задания с кратким ответом.

§ 27-30

Тема 6. Восток в средние века

3

23-24

Османская империя. Китай в средние века. Индия в  средние века.

2

Комбинированный

Балканские страны перед завоеванием. Завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии.

Император и подданные. Крестьянская война. Китай под властью монголов. Борьба против завоевателей. Культура средневекового Китая.

Индийские княжества. Вторжение мусульман. Делийский султанат. Культура Индии.

Работать с контурной картой (на примере завоеваний турок-османов).

культуры стран. Составлять описание достижений

Сравнивать особенности развития Китая и Индии

выявлять особенности развития стран.

Задания с кратким ответом.

§ 26, 31, 32

25

Обобщающий урок по разделу II «Расцвет средневековья»

1

Урок обобщения

Основные изменения в социальных отношениях, экономике, государственном строе и культуре, которые происходили в период расцвета средневековья.

Сравнивать исторические явления. Знать основные положения изученного курса. Разъяснять смысл высказываний. Уметь анализировать, отвечать на вопросы, выделять главное, использовать ранее   изученный   материал для решения познавательных задач

Контрольная работа

26

Итоговый урок по истории средних веков.

1

Урок обобщения

Средние века в истории. Народы и государства на исторической карте. Достижения производства и техники. Культурное наследие.


 

Представление творческих работ.

Заключение
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории средних веков 6 классе

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование, календарно-тематический план и требования к подготовке учеников....

Рабочая программа по истории Средних веков, 6 класс

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.  Она рассчитана на 32 уче...

Рабочая программа по истории Средних веков. 6 класс.

Данная рабочая программа включает в себя пояснительную записку, основное содержание по курсу истории Средних веков, учебно - тематический план, требования к уровню подготовки учащихся 6 класса, список...

Рабочая программа по истории Средних веков. 6 класс.

Рабочие программы по истории в 6 классе....

Рабочая программа по истории средних веков 6 класс

Рабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного  общего образования по истории средних веков .  Для р...

Рабочая программа по истории России в 6 классах (Включая календарно-тематическое планирование)

Рабочая программа по истории России для 6 класса разработана на основе Примерной программы Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской общеобразовательн...