Рабочая программа по истории средних веков 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) по теме
Рабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории средних веков .
Для реализации Рабочей программы используется учебно- методический комплект Е.В. Агибалова, Г. М. Донской «История средних веков» .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_6_klass_sv.doc | 191 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 5
Усть-Кутского муниципального учреждения.
Согласовано: Согласовано: Утверждено:
Руководитель ШМО Зам. директора по УВР Директор МОУ СОШ № 5 УКМО
_________ И.В. Будаева ___________ Л.А.Горемыкина ___________О.Г.Бабушкин
«____»____________2012 г. «____»____________2012 г «____»______________2012 г
Протокол № ______.
Рабочая программа
по истории
6 класс.
Составитель:
Матафонова Алена Владимировна –
учитель истории первой категории
МОУ СОШ № 5 УКМО.
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса история Средних веков для 6 класса составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:
- Федеральный компонент государственного стандарта (основного общего образования по истории, утвержден приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089.
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).
- Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее РУП) на 2011-2012 учебные годы (распоряжение Министерства образования Иркутской области от 12.08.2011 года № 920 –мр).
- Учебный план ОУ МОУ СОШ № 5 УКМО.
- Примерная программа (основного общего образования) по истории (История. Программы общеобразовательных учреждений. 5 -9 классы / авт.-сост. М.Ю. Брандта (сборник программ по истории для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев – М., изд. "Дрофа", 2008 г.)
- Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11.
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение истории Средних веков в 6 классе отводится не менее 34 часов из расчета 2 ч в неделю.
Рабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории средних веков .
Для реализации Рабочей программы используется учебно- методический комплект:
- Учебник Е.В. Агибалова, Г. М. Донской «История средних веков» .- М.: «Дрофа» 2009
- Рабочая тетрадь по истории средних веков. Е.А. Крючкова- М.: « Просвещение», 2009.
- О.В. Давыдова. Тематической и поурочное планирование по истории Средних веков- .: Москва, «Экзамен», 2008
- О.В. Арасланова, К.А. Соловьев. Универсальные поурочные разработки по истории средних веков. 6 класс.- М.: «Вако», 2008.
- Атлас и контурные карты по истории средних веков. 6 класс, М., «Дрофа», ДИК, 2009 г.
- Авторские презентации
- Тесты
Курс истории древнего мира входит в число дисциплин, включенных в учебный план. Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые, так или иначе, вошли в современную цивилизацию.
Задача курса - показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.
Задачи раздела «История средних веков»
Обучения:
- привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, практические работы, экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний.
- обеспечить усвоение учащимися знаний по истории средних веков в соответствии со стандартом исторического образования через систему из 34 уроков;
- умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
- умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
- умения полемизировать и отстаивать свои взгляды; умения самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные;
- умения работать с исторической картой;
Развития:
Создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у шестиклассников:
- слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций,
- положительного отношения к учёбе,
- умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных пособий, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика
В результате изучения истории средних веков ученик должен:
знать/понимать
- основные этапы и ключевые события истории средних веков; выдающихся деятелей всеобщей истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
уметь
- соотносить даты событий всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий всеобщей истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
Учебно- тематический план.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | ||
Всего | Уроков | Контр. Меропр. | ||
1 | Раннее Средневековье | 14 | 13 | 1 |
2 | Расцвет Средневековья | 7 | 6 | 1 |
3 | Осень Средневековья | 9 | 8 | 1 |
4 | Вдали от Европы | 3 | 3 | |
Итоговое повторение | 1 | |||
Итого | 34 |
Содержание программы учебного курса.
Введение (1 ч)
Происхождение понятия «Средние века». «Светлый» и «темный» образы Средневековья. Географические и хронологические рамки Средневековья. Периодизация истории Средних веков.
Источники по истории Средних веков: письменные, изобразительные, вещественные. Роль археологии в изучении истории Средних веков.
Раздел I. РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (14 ч)
Тема 1. Западная Европа в раннее Средневековье
Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. Образование и отличительные черты германских королевств. Остготская Италия. Франкское завоевание Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской власти. Организация управления государством. «Салическая правда». Принятие франками христианства.
Изменения в положении Церкви в IV в. Споры вокруг понимания христианства и формирование христианской ортодоксии. Отцы Церкви. Никейский собор. Ереси. Арианство. Формирование и состав христианского канона. Структура и иерархия духовенства. церковный приход. Монашество. Бенедиктинский устав. Жизнь средневекового монастыря.
Франкское государство в VI—VIII вв. Усиление власти майордомов. Карл Мартелл и его бенефициальная реформа. Бенефиций и феод. Создание Папского государства. Войны Карла Великого. Принятие императорского титула и его значение. Управление империей. Верденский раздел, его причины и значение.
Походы викингов, их причины и последствия для Западной Европы. Государства викингов в Европе. Норманны и Англия. Норманны в Америке. Культура Скандинавии эпохи викингов.
Франция и Германия в IХ—ХI вв. Феодальная раздробленность во Франции. Борьба германских королей с венгерской опасностью. Усиление королевской власти в Германии и создание Священной Римской империи. Императоры и Церковь.
Истоки средневековой культуры. Церковь и культура. Споры вокруг античного наследия. Система образования. «Каролингское возрождение». Книга в раннее Средневековье. Историческая роль раннесредневековой культуры Западной Европы.
Тема 2. Византия и славянский мир
От Восточной Римской империи к Византии. Территория и население. Константинополь — столица Византии и воплощение ее могущества. Особенности императорской власти. Расцвет Византийской империи при Юстиниане. Судьбы Византии в VII—ХI вв. Взаимоотношения с Русью.
Роль античного наследия в культуре Византии. Возникновение и отличительные черты византийской церковной архитектуры. Собор Святой Софии. Храм как образ мира и синтез искусств. Византийская иконопись. Борьба иконоборцев и иконопочитателей.
Прародина и расселение славян. Западные, восточные и южные славяне. Складывание славянских государств: Болгарии, Великой Моравии, Чехии, Польши. Принятие христианства в славянских странах в условиях соперничества Рима и Константинополя. Значение принятия христианства. Создание славянской письменности.
Тема 3. Арабский мир в VI—ХI вв.
Условия жизни и занятия арабов. Племенное устройство и верования. Проповедь Мухаммада. Хиджра. Победа новой веры и объединение арабов. Ислам. Коран. Обязанности мусульман.
Возникновение Халифата. Арабские завоевания. Причины успехов арабов. Сунниты и шииты. Омейяды и Аббасиды. Распад Халифата. Ислам и культура стран Халифата. Роль арабского языка. Расцвет науки, литературы и искусства. Мечеть. Быт и культура повседневной жизни.
Раздел II. РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ( 7 ч)
Тема 4. Феодальное общество
Складывание нового устройства общества. Формирование зависимого крестьянства. Теория трех сословий и ее значение. Феод и установление вассальных отношений. Понятие феодализма. Сеньоры и вассалы. Феодальная иерархия.
Рыцарство. Вооружение и боевая тактика рыцарей. Война и «Божий мир». Воспитание, занятия и образ жизни рыцарей. Замок. Геральдика. Рыцарская культура. Кодекс рыцарской чести. Куртуазность.
Крестьяне и сеньоры. Понятие и структура сеньории. Повинности. Жизнь крестьянина. Натуральное хозяйство. Крестьянская община, ее функции и значение. Быт и культура крестьян.
Тема 5. Средневековый город
Упадок городской жизни в раннее Средневековье. Причины возникновения и расцвета средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Социальная структура города. Патрициат. Организация управления. Облик средневекового города. Жизнь и быт горожан.
Средневековое ремесло. Цехи, их роль в экономике и повседневной жизни городов. Организация торговли. Торговые пути. Ярмарки. Возникновение банков. Новое в мировосприятии горожан.
Тема 6. Католическая церковь в ХI—ХIII вв.
Основы могущества Церкви. Материальные богатства Церкви, их источники. Упадок морального авторитета Церкви в Х—ХI вв. Клюнийская реформа. Разделение церквей. Различия между католицизмом и православием. Борьба папства и империи в ХI в.
Причины и начало Крестовых походов, их участники. Ход и результаты Первого Крестового похода. Государства крестоносцев на Востоке. Духовно-рыцарские ордены. Третий Крестовый поход. Четвертый Крестовый поход, его переломный характер. Упадок и конец крестоносного движения. Значение Крестовых походов.
Папство в зените могущества. Ереси ХII—ХIII вв. (катары, вальденсы), причины их широкого распространения. Борьба Церкви с ересями. Альбигойские войны. Инквизиция. Нищенствующие ордены, их роль в укреплении Католической церкви.
Тема 7. Разные судьбы государств
Начало объединения Франции. Слабость и сила королевской власти, ее союзники в деле объединения страны. Успехи Филиппа I Августа. Укрепление королевской власти при Людовике IХ Святом. Филипп IV Красивый и возникновение Генеральных штатов. Сословная монархия. Конфликт с папством и «авиньонское пленение».
Воздействие нормандского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии. Могущество королевской власти в конце ХI—ХII в. Анжуйская держава. Реформы Генриха II Плантагенета. Столкновение с Церковью. Великая хартия вольностей, ее историческая роль. Возникновение и отличительные черты английского парламента.
Новый этап борьбы империи и папства. Политика Фридриха I Барбароссы и Фридриха I Гогенштауфена в Италии и в Германии. Колонизация земель западных славян. Возникновение Швейцарского союза. Усиление князей и ослабление императорской власти во второй половине ХIII—ХIV в.
Тема 8. Культура Западной Европы в ХI—ХIII вв.
Школы и система образования. Возникновение университетов. Жизнь студентов. Вера, разум и опыт в средневековой науке и философии. Рационализм и мистика. Роль алхимии и астрологии в развитии научных знаний. Схоластика.
Архитектура и искусство эпохи расцвета Средневековья. Романский и готический стили, их отличительные черты.
Раздел III. «ОСЕНЬ» СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (9 ч)
Тема 9. Западная Европа в ХIV—ХV вв.
Ухудшение условий жизни европейцев в ХIV в. «Черная смерть», ее экономические и прочие последствия. Освобождение крестьян от личной зависимости. Обострение противоречий между крестьянами и сеньорами. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.
Причины и начало Столетней войны. Этапы войны. Жанна д’Арк и перелом в ходе войны. Ее завершение и итоги.
Бургундское государство в ХV в. Борьба французских королей с бургундскими герцогами и завершение объединения Франции. Централизаторская политика Людовика ХI. Война Алой и Белой розы в Англии. Усиление королевской власти в Англии при Генрихе VII Тюдоре. Объединение Испании и завершение Реконкисты. Религиозная политика Фернандо и Изабеллы.
Изменения в культуре Западной Европы в ХIV—ХV вв. Развитие личностного начала. Изобретение книгопечатания и его значение. Возникновение культуры Возрождения в Италии. Гуманизм и гуманисты. Литература и искусство раннего Возрождения в Италии.
Тема 10. Центральная и Юго-Восточная Европа в ХIV—ХV вв.
Польша в ХIV—ХV вв. Внутренняя политика Казимира III Великого. Борьба с агрессией Тевтонского ордена. Грюнвальд. Династическая уния Польши и Литвы. Расцвет Чехии в ХIV в. Нарастание социальных, этнических и религиозных противоречий. Ян Гус. Гуситские войны и их значение.
Страны Балканского полуострова в ХIV—ХV вв. Ослабление Византии, Болгарии и Сербии. Усиление Османской империи. Османские завоевания на Балканах. Византия в поисках спасения. Ферраро-Флорентийская уния. Гибель империи ромеев. Воздействие поздневизантийской культуры на другие страны.
Раздел IV. ВДАЛИ ОТ ЕВРОПЫ (3 ч)
Тема 11. Культуры и государства Азии
Природные условия Индии, ее богатства. Занятия населения. Индийская община. Варны и касты. Роль кастовой системы в индийском обществе. Особенности политического развития Индии. Делийский султанат. Религии Индии. Достижения индийской культуры.
Периодизация истории Китая в эпоху Средневековья. Китай и его соседи. Великий шелковый путь. Борьба с северными кочевниками. Монгольское владычество и его свержение. Императорская власть и чиновничество. Достижения китайской науки, литературы и искусства.
Объединение монголов и создание державы Чингисхана. Завоевания монголов, причины их успехов. Распад монгольской державы. Завоевания Тимура. Самарканд во времена Тимура и Улугбека. Общие черты и различия держав Чингисхана и Тимура.
Тема 12. Культуры и государства Африки и Америки
Особенности развития Африки. Магриб и Черная Африка. Транссахарская торговля и ислам. Государства Западного Судана. Христианская Эфиопия. Арабская торговля на восточном побережье Африки и государство Мономотапа.
Освоение человеком Америки. Проблема контактов доколумбовой Америки со Старым Светом. Цивилизации майя, ацтеков и инков, их достижения и особенности развития.
Итоговое повторение (1 ч)
Значение Средневековья в мировой истории и культуре.
Контроль.
Система измерения результатов состоит из:
- входного, промежуточного и итогового контроля;
- тематического и текущего контроля,
- административного.
Входной контроль – сентябрь
Промежуточный контроль – ноябрь
Итоговый контроль – декабрь
Тематический контроль:
Каждый вариант контрольной работы содержит задания обязательного и повышенного уровня подготовки.
- Контрольная работа № 1 по теме «Раннее Средневековье »
- Контрольная работа № 2 по теме: «Расцвет Средневековья» (Административный контроль).
- Контрольная работа № 3 по теме «Осень» Средневековья»
- Контрольная работа № 4 «Итоговая контрольная работа». (Итоговый контроль)
Текущий контроль:
Самостоятельные работы.
Тематические тесты.
Тематические тесты включают в себя задания с выбором ответов. В некоторых тестах имеются задания повышенной сложности. Как правило, с помощью тематических тестов диагностируется усвоение изученной темы, пробелы знаний обучающихся.
Тест 1. | Империя Карла Великого | Тест 5. | Восстание Уота Тайлера в Англии. |
Тест 2. | Культура Византии. | Тест 6. | Гуситское движение в Чехии. |
Тест 3. | Горожане и их образ жизни. | Тест 7. | Китай и Индия в средние века. |
Тест 4. | Крестовые походы. | Тест 8. | Итоговый |
Административный контроль:
На административный контроль выносится контрольная работа № 2 по теме «Расцвет Средневековья»
Учебно- методические средства.
- Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории средних веков 6 класс. М: Владос, 2007.
- Книга для чтения по истории средних веков: пособие для учащихся/Сост.Н.И.Запорожец. Под.ред.А.А. Сванидзе. – М., 2008.
- Турский Г. история франков. Серия « Литературные памятники».-М., 2007.
- Донской Г.М.Задания для самостоятельной работы по истории средних веков.-М., 2008.
- Школьная энциклопедия. История средних веков.-М., 2008.
- Бингхэм Дж. Всемирная история. Средний мир. – М., 2008.
- Смирнов С.Г. Задачник по истории средних веков.- М., 2007.
- Степанова В.Е., Шевеленко А.Я. Хрестоматия истории средних веков . – М., 2008.
- Огнева О. рыцари. Турниры. Оружие. Энциклопедия. – М., 2007.
- Энциклопедия для детей. Всемирная история. – М., Аванта +, 2007.
- Курбатов Г.Л. история Византии.- М., 2008.
- История средних веков. Под ред. З.В.Удальцовой и С.П.Карпова.- М., 2007.
- История стран Азии и Африки в средние века. Ч.1.- М., 2009.
- Книга для чтения по истории средних веков. Под. Ред. С.А.Сказкина.-М., 2008.
- Ястребицкая А.Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке. Учебное пособие.- М., 2008.
- Лебедева И.М. Организация и проведение исторических олимпиад в 6-9-х классах.- М., 2009.
- Энциклопедия для детей. Техника.- М., Аванта +, 2009.
- Кулагина Г.А. Сто игр по истории .- М., 2009.
- Л.П.Борзова Игры на уроке истории.- М: Владос, 2007.
- Можейко И.В. 7 из 37 чудес света.-.: Вече, 2005 г.
Календарно-тематическое планирование 6 класс
№ п/п | Дата проведения урока | Наименование раздела программы | Тема урока | Контроль | Примечание | |
План | Факт | |||||
1 |
Глава I. Становление средневековой Европы ( 7 ч) | Введение. ( 1ч) Что изучает история средних веков. | ||||
2 | Древние германцы и Римская империя. | |||||
3 | Королевство франков и христианская церковь. | |||||
4 | Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность. | |||||
5 | Западная Европа в IX – XI вв. | |||||
6 | Культура Западной Европы в ранее Средневековье | |||||
7 | Повторительно-обобщающий урок по теме: « Становление средневековой Европы» | Контрольная работа | ||||
8 | Глава II. Византийская империя и славяне (3 ч) | Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. | ||||
9 | Культура Византии. | |||||
10 | Образование славянских государств. | |||||
11 | Глава III. Арабы в VI-XI веках (2 ч) | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. | ||||
12 | Культура стран халифата. | |||||
13 | Глава IV. Феодалы и крестьяне (2 ч) | В рыцарском замке. | ||||
14 | Средневековая деревня и ее обитатели. | |||||
15 | Глава V. Средневековый город (3 ч) | Формирование средневековых городов. | ||||
16 | Горожане и их образ жизни. | |||||
17 | Повторительно – обобщающий урок по теме « Средневековый город » | к/работа | ||||
18 | Глава VI. Католическая церковь (2 ч) | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики | ||||
19 | Крестовые походы. | |||||
20 | Глава VII. «Образование централизованных государств» ( 6 ч) | Как происходило объединение Франции. | ||||
21 | Что англичане считают началом своих свобод | |||||
22 | Столетняя война | |||||
23 | Крестьянские восстания во Франции и Англии. | |||||
24 | Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии. | |||||
25 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове | |||||
26 | Глава VIII. «Германия и Италия в XII-XV веках » (2 ч) | Усиление власти князей в Германии. | ||||
27 | Расцвет итальянских городов | |||||
28 | Глава IX. «Славянские государства и Византия в XI-XV веках » ( 2ч) | Гуситское движение в Чехии. | ||||
29 | Завоевание турками- османами Балканского полуострова | |||||
30 | Глава X. « Культура Западной Европы в XI-XV веках » ( 2ч) | Образование и философия. Средневековая литература и искусство | ||||
31 | Культура раннего Возрождения. Научные открытия и изобретения | |||||
32 | Глава XI. « Культура Западной Европы в XI-XV веках » ( 2ч) | Китай и Индия в средние века. | тест | |||
33 | Народы Америки и Африки в средние века. | |||||
34 | Повторительно – обобщающий урок по теме «Живое Средневековье» | к/работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории средних веков и истории России 6 класс
Программа курса написана к школьным учебникам для 6 класса "История средних веков" М.А. Бойцов, Р.М. Шукуров, М.:"Русское слово", 2008г. и "История России с древнейших времен до конца XVI века" ...
Рабочая программа по истории средних веков 6 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ Класс 6
Рабочая программа составлена в соответствии с примерной программой по истории для основного общего образования МО РФ 2004г. Данная программа предусматривает базовый уровень изучения учебно...
Рабочая программа по истории Средних веков и Истории России с древнейших времен до XV века 6 класс
Курсы история Средних веков и история России с древнейших времен до XV века входят в структуру предметной области «История». Программа составлена для 6 класса – второго года обучения по предмету.Прогр...
Рабочая программа по истории средних веков и истории России. ФГОС. 6 класс. Торкунов
В рабочей программе прописаны УУД и содержание деятельности...
Рабочая программа по истории Средних веков и Истории России с древнейших времен до конца 16 в. - Агибалова Е.В., Донской Г.М.,/ Арсентьев Н.М., Данилов А.А. под редакцией Торкунова А.В.
Раочая программа по истории Средних веков - учебник 6 класса под редакцией Агибаловой Е.В., Донского Г.М.Рабочая программа по истории России с древнейших времен до конца 16 века - учебник 6 класса Арс...
Рабочая программа по истории средних веков и истории России с древнейших времён до конца XVI века
В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредмет...