Сценарий урока по истории "Идеализация понятия "Смутное время"
методическая разработка по истории (10 класс) на тему
Урок в технологии МДП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
idealizatsiya_ponyatiya_smutnoe_vremya_10_klass.docx | 25.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока истории
-
Тема: "Идеализация понятия "Смутное время" Учитель: Иванова И.Ю.
Класс: 10
ГОУ СОШ №718
Тип содержания образования:
Мыследеятеьностное. Это техники и способы мышления и деятельности, которые являются содержанием образования в рамках мыследеятельностного подхода. При этом форма организации учебного процесса – проблемно-ситуационная. У учащихся формируются способности воображения, действия, коммуникации, мышления, понимания, рефлексии, способности самостоятельно ставить вопросы и уметь находить на них ответы.
Технология, обеспечивающая освоение содержания:
Элементы метопредмета «Проблема», « Знание» Единица учебного содержания, которую планируется ввести, используется педагогом для сценирования учебной ситуации (ситуации учения-обучения), а ученики в ходе разрешения учебной ситуации должны освоить фрагмент учебного содержания как средство преодоления затруднения в учебной ситуации. При этом учащиеся способны самостоятельно давать формулировки законов, правил, понятий, решать задачи. Развиваются такие способности как мышление, обобщение, действие, понимание, рефлексия, коммуникации. В ситуации учения-обучения происходит взаимодействие педагога и ученика, при котором преобразуются способы работы ученика и способы работы учителя.
Единица содержания (дидактическая единица):
Освоение способа идеализации понятия "Смутное время" на основе предметного материала и текстов. Способ идеализации предполагает фиксацию сути предмета, объекта, явления и выработки личностного нового знания через переосмысливание исходного материала в новой социокультурной ситуации. При этом развивается идеализационная способность, осуществляется работа с мыслекоммуникативными способностями учащихся, позволяющие совершенно нетрадиционным, неожиданным образом представить объект знания.
Полифокусное понятие "Смутное время".
Место осваиваемой дидактической единицы в системе других единиц:
-Формирование полифокусного понятия "Смутное время" происходит в процессе идеализации, как способа действия. Который организован через коммуникации, различения, обобщения, что приводит к приращению знания.
-Различения: человек- народ; одна власть - безвластие, многовластие ; территориальная целостность - обособленность территорий; единство государства - распад государства.
Логика освоения единицы содержания: -исходное знание -понимание текста, реконструкция предметных знаний - схематизация, коммуникации - идеализация понятия.
Учебный материал: Ключевский В.О., Курс русской истории, Соч. в 9тт, т.3, М.: Мысль, 1988,С.5-75 Платонов С.Ф., Полный курс лекций по русской истории, Литера, 1999 Тихомиров Л.А., Монархическая государственность,СПб.,1999, С.438-444, 452-462 Шмурло Е.Ф., История России, М.: Аграф, 2001, С.189-216
Деятельность, в которую включаются учащиеся:
I этап - Коммуникации по вопросу необходимости изучения события с разных сторон
II этап -Реконструкция исторического периода Смутного времени - работа в группах;
-Чтение и понимание текстов о Смутном времени разбитых по фокусам:
- территория
- сословная иерархия
- династия (родственные связи)
- внешняя политика – работа в группах
-Схематизация представления о Смутном времени по шаблону:
До / Во время / После
1584 1613
через фокус:
- территория
- внешняя политика
- сословная иерархия
- династия (родственные связи) – работа в группах;
-Коммуникации и рефлексия схем и текстов – фронтально;
III этап - Идеализация понятия «Смутное время» по фокусам – работа в группах. Выдвижение тезисов.
- Схематизация и идеализация полифокусного понятия «Смутное время» -
индивидуально и фронтально;
- Коммуникации, рефлексия
IV этап -Схематизация идеализационной картинки и фиксация идеализации полифокусного понятия «Смутное время».
V этап - Рефлексия
Подведение итогов занятия:
Обсуждение с учащимися вопросов:
- Какое событие в истории России может сравниться с событиями Смутного времени?
- Что Вы расскажите своему ребенку, когда он спросит:"Что такое Смутное время?
- Продолжите фразу: События Смутного времени учат нас...
- Чему мы учились? Как мы сегодня работали на уроке? Что мы делали? Что для вас явилось новым в работе?
Изложение сценария занятия в произвольной форме:
I этап - целеполагание (познавательная мотивация) С учащимися обсуждаются вопросы:
- Как оцениваются исторические события?;
- Кто принимает участие в оценке события?
- Чьи позиции выражают эти оценки?
- Зачем надо рассматривать событие с разных сторон, позиций, через призму разных фокусов?
Благодаря этому работа стала носить личностный характер, учащиеся самоопределяются к дальнейшей работе.
II этап – реконструкция, восстановление событий Смутного времени
Работа учащихся в группах. Прочитать текст и используя собственные знания о данном периоде представить в виде схемы, что происходило в период Смутного времени, исходя из фокусов:
- территория и государственность;
- власть;
- человек и народ.
Каждая группа прослеживает собственный фокус, определяя его по текстам.
Группы анализируют ситуацию, используя шаблон:
До / Во время / После
1584 1613
Обсуждение получившихся схем. (фронтально)
- Правильно ли понят текст и восстановлены ли исторические события?
- Что можно добавить в схему?
Дополнение схем графическими элементами, уточнениями. Обобщающая смысловая работа: «В чем смысл Смутного времени»?
Заполнение таблицы:
Территория | Сословия | Династия | Внешняя политика | Хронология |
До | ||||
Во время | ||||
После |
III этап – выдвижение идеализационных версий, что такое Смутное время из данного фокуса? Сформулировать тезис.
(Смутное время – самоопределение русского народа; Смутное время образование экономической и социальной дыры: территориальный раскол, возникли новые территории, население стало утекать из старых территорий; Смутное время- борьба за власть между сословиями, нарушение взаимосвязи между ними; Смутное время – разрыв связи с Богом, испытание верой .)
IV этап – выстраивание обобщенной схемы «Ссутное время» и идеалзация понятия «Смутное время».
Работа с новыми текстами: индивидуально и фронтально:
А.С. Пушкин «Борис Годунов»
- Какая идея о Смутном времени здесь заложена?
- Какое здесь представление об этом событии?
- На что делается главный акцент?
История создания памятника Минину и Пожарскому – http//ru.wikipedia/org.
- Почему произошло создание памятника? Когда? Зачем?
- Кто был инициатором? Как проходили работы?
- Как проходило открытие?
- Каково отношение власти? С чем это связано?
- Почему это стало возможно?
- Как к этому отнеслись граждане России?
- Какие можно сделать выводы об этом событии?
- Надо что-то добавить в схему?
Дополняется обобщенная схема Смутного времени и идеализируется полифокусное понятие. Смутное время – это народная и государственная трагедия, народ сражался за Россию, за ее завтрашний день. Остро стоял вопрос о территориальной целостности государства, о существовании самого государства. Это опыт народного единения в борьбе за единство, независимость России на основе принципа соборности.
V этап -рефлексия, подведение итогов занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конкурса по ПДД "Проводим время с пользой"
Название: «Проводим время с пользой». Цель: пропаганда социальной значимости курса ПДД. Задачи: - закрепить знания по Правилам дорожного движения;- формировать у учащихся с...
Сценарий урока (предмет "Музыка") в 5 классе "Музыка Г.В.Свиридова к к/ф "Время, вперёд"
Вниманию пользователей предлагается сценарий урока в 5 классе "Музыка Г.В.Свиридова к к/ф "Время, вперёд". Урок создан на основе педагогической технологии Л.П.Масловой и включает элементы риторизации ...
Сценарий урока: "Времена года (3 класс)"
Конспект урока...
сценарий урока обществознания в 6 классе "Делу время - потехе час"
Урок изучения нового материала, который способствует формированию умения рационально использовать свое время. УМК Л. Н. Боголюбова...
Сценарий урока «Время доверять»
Научно-методическая работаСценарий урока «Время доверять»...
Сценарий урока на тему "Свободное время"
Представленный материал может быть использован на уроках иностранного языка на первом курсе СПО. Обучающимся предлагается выполнять задания разных видов: аудирование, чтение, подстановка, первичное за...
Сценарий урока в 5 классе по теме "Простое прошедшее время"
Сценарий открытого урока. В нем раскрывается материал, который может помочь учителю при составлении конспектов урока....