Сценарий урока по истории "Идеализация понятия "Смутное время"
методическая разработка по истории (10 класс) на тему
Урок в технологии МДП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока истории
-
Тема: "Идеализация понятия "Смутное время" Учитель: Иванова И.Ю.
Класс: 10
ГОУ СОШ №718
Тип содержания образования:
Мыследеятеьностное. Это техники и способы мышления и деятельности, которые являются содержанием образования в рамках мыследеятельностного подхода. При этом форма организации учебного процесса – проблемно-ситуационная. У учащихся формируются способности воображения, действия, коммуникации, мышления, понимания, рефлексии, способности самостоятельно ставить вопросы и уметь находить на них ответы.
Технология, обеспечивающая освоение содержания:
Элементы метопредмета «Проблема», « Знание» Единица учебного содержания, которую планируется ввести, используется педагогом для сценирования учебной ситуации (ситуации учения-обучения), а ученики в ходе разрешения учебной ситуации должны освоить фрагмент учебного содержания как средство преодоления затруднения в учебной ситуации. При этом учащиеся способны самостоятельно давать формулировки законов, правил, понятий, решать задачи. Развиваются такие способности как мышление, обобщение, действие, понимание, рефлексия, коммуникации. В ситуации учения-обучения происходит взаимодействие педагога и ученика, при котором преобразуются способы работы ученика и способы работы учителя.
Единица содержания (дидактическая единица):
Освоение способа идеализации понятия "Смутное время" на основе предметного материала и текстов. Способ идеализации предполагает фиксацию сути предмета, объекта, явления и выработки личностного нового знания через переосмысливание исходного материала в новой социокультурной ситуации. При этом развивается идеализационная способность, осуществляется работа с мыслекоммуникативными способностями учащихся, позволяющие совершенно нетрадиционным, неожиданным образом представить объект знания.
Полифокусное понятие "Смутное время".
Место осваиваемой дидактической единицы в системе других единиц:
-Формирование полифокусного понятия "Смутное время" происходит в процессе идеализации, как способа действия. Который организован через коммуникации, различения, обобщения, что приводит к приращению знания.
-Различения: человек- народ; одна власть - безвластие, многовластие ; территориальная целостность - обособленность территорий; единство государства - распад государства.
Логика освоения единицы содержания: -исходное знание -понимание текста, реконструкция предметных знаний - схематизация, коммуникации - идеализация понятия.
Учебный материал: Ключевский В.О., Курс русской истории, Соч. в 9тт, т.3, М.: Мысль, 1988,С.5-75 Платонов С.Ф., Полный курс лекций по русской истории, Литера, 1999 Тихомиров Л.А., Монархическая государственность,СПб.,1999, С.438-444, 452-462 Шмурло Е.Ф., История России, М.: Аграф, 2001, С.189-216
Деятельность, в которую включаются учащиеся:
I этап - Коммуникации по вопросу необходимости изучения события с разных сторон
II этап -Реконструкция исторического периода Смутного времени - работа в группах;
-Чтение и понимание текстов о Смутном времени разбитых по фокусам:
- территория
- сословная иерархия
- династия (родственные связи)
- внешняя политика – работа в группах
-Схематизация представления о Смутном времени по шаблону:
До / Во время / После
1584 1613
через фокус:
- территория
- внешняя политика
- сословная иерархия
- династия (родственные связи) – работа в группах;
-Коммуникации и рефлексия схем и текстов – фронтально;
III этап - Идеализация понятия «Смутное время» по фокусам – работа в группах. Выдвижение тезисов.
- Схематизация и идеализация полифокусного понятия «Смутное время» -
индивидуально и фронтально;
- Коммуникации, рефлексия
IV этап -Схематизация идеализационной картинки и фиксация идеализации полифокусного понятия «Смутное время».
V этап - Рефлексия
Подведение итогов занятия:
Обсуждение с учащимися вопросов:
- Какое событие в истории России может сравниться с событиями Смутного времени?
- Что Вы расскажите своему ребенку, когда он спросит:"Что такое Смутное время?
- Продолжите фразу: События Смутного времени учат нас...
- Чему мы учились? Как мы сегодня работали на уроке? Что мы делали? Что для вас явилось новым в работе?
Изложение сценария занятия в произвольной форме:
I этап - целеполагание (познавательная мотивация) С учащимися обсуждаются вопросы:
- Как оцениваются исторические события?;
- Кто принимает участие в оценке события?
- Чьи позиции выражают эти оценки?
- Зачем надо рассматривать событие с разных сторон, позиций, через призму разных фокусов?
Благодаря этому работа стала носить личностный характер, учащиеся самоопределяются к дальнейшей работе.
II этап – реконструкция, восстановление событий Смутного времени
Работа учащихся в группах. Прочитать текст и используя собственные знания о данном периоде представить в виде схемы, что происходило в период Смутного времени, исходя из фокусов:
- территория и государственность;
- власть;
- человек и народ.
Каждая группа прослеживает собственный фокус, определяя его по текстам.
Группы анализируют ситуацию, используя шаблон:
До / Во время / После
1584 1613
Обсуждение получившихся схем. (фронтально)
- Правильно ли понят текст и восстановлены ли исторические события?
- Что можно добавить в схему?
Дополнение схем графическими элементами, уточнениями. Обобщающая смысловая работа: «В чем смысл Смутного времени»?
Заполнение таблицы:
Территория | Сословия | Династия | Внешняя политика | Хронология |
До | ||||
Во время | ||||
После |
III этап – выдвижение идеализационных версий, что такое Смутное время из данного фокуса? Сформулировать тезис.
(Смутное время – самоопределение русского народа; Смутное время образование экономической и социальной дыры: территориальный раскол, возникли новые территории, население стало утекать из старых территорий; Смутное время- борьба за власть между сословиями, нарушение взаимосвязи между ними; Смутное время – разрыв связи с Богом, испытание верой .)
IV этап – выстраивание обобщенной схемы «Ссутное время» и идеалзация понятия «Смутное время».
Работа с новыми текстами: индивидуально и фронтально:
А.С. Пушкин «Борис Годунов»
- Какая идея о Смутном времени здесь заложена?
- Какое здесь представление об этом событии?
- На что делается главный акцент?
История создания памятника Минину и Пожарскому – http//ru.wikipedia/org.
- Почему произошло создание памятника? Когда? Зачем?
- Кто был инициатором? Как проходили работы?
- Как проходило открытие?
- Каково отношение власти? С чем это связано?
- Почему это стало возможно?
- Как к этому отнеслись граждане России?
- Какие можно сделать выводы об этом событии?
- Надо что-то добавить в схему?
Дополняется обобщенная схема Смутного времени и идеализируется полифокусное понятие. Смутное время – это народная и государственная трагедия, народ сражался за Россию, за ее завтрашний день. Остро стоял вопрос о территориальной целостности государства, о существовании самого государства. Это опыт народного единения в борьбе за единство, независимость России на основе принципа соборности.
V этап -рефлексия, подведение итогов занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса по ПДД "Проводим время с пользой"
Название: «Проводим время с пользой». Цель: пропаганда социальной значимости курса ПДД. Задачи: - закрепить знания по Правилам дорожного движения;- формировать у учащихся с...

Сценарий урока (предмет "Музыка") в 5 классе "Музыка Г.В.Свиридова к к/ф "Время, вперёд"
Вниманию пользователей предлагается сценарий урока в 5 классе "Музыка Г.В.Свиридова к к/ф "Время, вперёд". Урок создан на основе педагогической технологии Л.П.Масловой и включает элементы риторизации ...
Сценарий урока: "Времена года (3 класс)"
Конспект урока...

сценарий урока обществознания в 6 классе "Делу время - потехе час"
Урок изучения нового материала, который способствует формированию умения рационально использовать свое время. УМК Л. Н. Боголюбова...

Сценарий урока на тему "Свободное время"
Представленный материал может быть использован на уроках иностранного языка на первом курсе СПО. Обучающимся предлагается выполнять задания разных видов: аудирование, чтение, подстановка, первичное за...
Сценарий урока в 5 классе по теме "Простое прошедшее время"
Сценарий открытого урока. В нем раскрывается материал, который может помочь учителю при составлении конспектов урока....